Программа Здоровый образ жизни - здоровье наций

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Бутрахтинская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю:__________________

Директор школы Чебочакова П.Г.



Программа Здоровый образ жизни - здоровье наций

Программа Здоровый образ жизни - здоровье наций

Кулумаева А.В

Учитель физической культуры

Бутрахтинской СОШ





2011 г.

Здоровье - наиважнейшая вещь в жизни:

Важнее работы, денег и школы.

Современная сельская школа социально и экономически мало защищена. Так, безработица трудоспособных родителей или других взрослых членов семьи не оставляет шансов школьнику получить качественное профессиональное образование в престижных учебных заведениях нашего региона. Порождением безработицы, как известно, становятся все социальные болезни: пьянство, алкоголизм, правонарушения и т.п. Прямым следствием тяжелого социально- экономического состояния семьи являются различные психические заболевания, нарушения в социальном и национальном самочувствии детей, подростков.

Безусловно, чтобы правильно построить учебно- воспитательный процесс нужно знать особенности своего села, своей школы, нации и т.д.

Наше село чисто национальное, языковая среда чисто хакасская. Поэтому в деревне сильны традиции хакасского народа. Нынешняя сельская среда обладает большим воспитательным потенциалом, благодаря сохранившимся народным традициям, трудолюбию сельчан, близости к природе, заботе сообщества о воспитании детей, формирования уважения к старшим, любви к родным местам.

Сельская национальная школа продолжает оставаться главным социо - культурным центром на селе. Соответственно, ее функции несколько расширяются.

Школа становится центром особого культурного, образовательного пространства.







Цель: формирование здорового образа жизни, повышения социальной активности и укрепления здоровья учащихся, приобщения их к физическому, психическому, духовному здоровью.

Задачи:

- создать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанника;

- создать благоприятный нравственно- психологический климат в коллективе;

- социальная защита и охрана детства, жизни, здоровья детей, их достоинства и

прав человека

- организация помощи детям, социально- малозащищенной категории семей в устройстве летнего отдыха, приобретения льготных путевок в санатории, бесплатного питания.


Основные направления :

  1. «Семья и труд»

  2. «Семья и здоровье»







Направление: «Семья и труд»

  1. Семейные традиции и предания основа нравственного воспитания личности ребенка.

  2. Роль семьи и школы в антиалкогольном воспитании детей.

  3. Хакасские блюда, как здоровое питание для детей.

У нас в селе наблюдается высокая трудовая активность детей и взрослых. Домашнее хозяйство создает возможность совместного выполнения работы всеми членами семьи, расширяет сферу общения, укрепляет межсемейные связи. В семье у детей есть свои обязанности по хозяйству. Ребенок чувствует себя полезным и нужным в семье. Школьники села хорошо информированы в том, как трудятся их родители, часто помогая им.

Чтобы ребенка воспитать правильно, чтобы не затерялись традиции нравственного воспитания для молодых мам и пап проводятся конференции и консультации. Большое влияние на поведение детей оказывает социальный контроль со стороны живущих рядом, национальные традиции уважительного отношения к взрослым, местные авторитеты. Своеобразная «стерильность», характерна для нашего села внимание взрослых детям, а также кропотливая работа педагогического коллектива школы способствуют тому, что в школе отсутствовали правонарушения подростков. Школьников отличает скромность, уважительное отношение к старшим. Мир ребенка открывается от семьи , складывается свои ориентиры. У человека малой родиной является, где он родился. У нас в деревне нет ни одного брошенного ребенка. Есть у нас проблемные семьи, с которыми ведется большая работа. Мы стараемся показать позитивную роль семьи, назначение матери, женщины- труженицы. Мать - хранительница очага, хранительница семьи.

У нас тесная связь с СДК , где проводятся конкурсные программы «Мама и дочка», «Звезда признания», «День матери», семейные праздники «Моя семья» и т.д.

Традиции взаимоотношений в семье между старшими и младшими членами.

Хакасский народ из века в век живет, сохраняя свои обычаи и традиции.

В семье с раннего возраста формируют мировоззрение детей. С раннего детства дети приучаются почитать старших. Они знают всех своих родственников и учатся обращаться к ним уважительно. Прабабушка - тайдука, прадед-тайдук, бабушка- уучам, !чем, ичашка. Дед-агам, улабам. К старшей сестре обращаются пичем, к мужу сестры-чистем, к брату-ачам, ачака, а к жене брата - нигечем, нигчем. К брату матери-тайым, к его жене-кой!м.

Хакасские блюда, как здоровое питание для детей.

Современная хакасская кулинария основана на традиции народной кухни. Издавна большой популярностью пользуются блюда из баранины, конины, говядины, рыбы, молока, зерна, ягод, грибов и трав.

Особенностью хакасской кухни является активное использование молочных продуктов, из которых готовят айран, пызылах, потхы, а также ячменя, пшеницы (талган)

Потребности в витаминах в старину удовлетворялись за счет дикорастущих- кедровых орехов, разнообразных ягод, корней съедобных трав, черемши.

Хорошо приготовленная и красиво поданная вкусная пища сохраняет человеку здоровье, повышает трудоспособность, создает хорошее настроение и бодрость.

Любого человека, зашедшего в дом, хозяева встречают приветливо. Гостю подают в чайной чашке или в пиале айран. Не расспрашивают, кто он , с каких мест, с какими делами зашел в их дом. У гостя спрашивают о его здоровье, здоровье его близких.

С давних времен существует у нашего народа обычай приезжать в гости с тулупом(гостинцем). И хозяева, когда гость уезжает от них, тоже дает ему с собой тулуп.

Через уроки окружающего мира учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, учатся приемам заготовки лекарственных растений, овощей и плодов.

Направление: Семья и здоровье

Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия. На современном этапе развития нашего общества здоровье детей - одна из важнейших проблем школьного воспитания. По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение числа хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Здоровым считается такой образ жизни, когда у всех членов семьи отсутствовали так называемые факторы риска основных хронических неинфекционных заболеваний, к которым относятся болезни сердца и сосудов, рак, сахарный диабет и ряд других. Распространенность этих болезней носит характер эпидемии, а сами они являются ведущими причинами ранней инвалидности и смертности.

Основными факторами риска хронических заболеваний , связанными с поведенческими привычками человека и определяющими его образ жизни, являются несбалансированное питание( в частности , злоупотребление продуктами с высоким содержанием холестерина, сахара, соли), низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, хронический стресс.

Для подростков характерно наличие желание заниматься спортом. Одной из форм оздоровления школьников являются походы. Поход с детьми в ближайшее природное окружение - это интересно и полезное мероприятие. Развивает у детей выносливость, укрепляет мускулатуру ног и всего тела, а также предупреждает и лечит целый ряд заболеваний сердечно- сосудистой, дыхательной систем, и опорно- двигательного аппарата. Положительному воздействию укрепления здоровья ребенка способствует сама окружающая среда: чистый насыщенный кислородом воздух, красивые пейзажи. Детей знакомим лекарственными растениями и собираем для применения.

Здоровье детей - цель, где безусловно сходятся интересы семьи и школы.

Для учащихся соответственно их возрасту запланированы беседы. Главная направленность этих бесед заложить в сознании детей, что здоровый организм формируется в движении, во взаимодействии с природными факторами. Учащиеся вовлекаются в различные кружки и секции. В старших классах данная работа углубляется и расширяется. Подростковом возрасте обращалось внимание на половое воспитание. Лекции проводятся фельдшером и включение в классные часы тренинговые занятия по развитию здорового стиля жизни и личности подростка. Для учащихся 9-11 классов внимание акцентируется на подготовку к семейной жизни (значение здоровья супругов, сохранение и укрепление его как основы гармонического отношения между супругами, опасность случайных внебрачных связей).

Вопросы семьи, любви, взросления переплетаясь между собой, тесно связаны с проблемами формирования здорового образа жизни. Именно взрослея, человек постигает особенности своего организма, особенности отношения с другими людьми и межполового общения. На умении общаться друг с другом держится любой коллектив, в том числе и семья. В семье ребенок получает первые уроки любви к близким. Потом этот навык будет перенесен на избранного спутника жизни и собственных детей.

В семье дети получают первые навыки здорового образа жизни. Но лишь здоровые не только в физическом, но в социально нравственном смысле семья сможет вырастить и воспитать здорового во всех отношениях человека.

К сожалению, престиж семьи в настоящее время снизился. На фоне огромного количества разводов и неполных семей, растет число брошенных и убегающих из семьи детей. Актуальным стало понятие дисфункциональной семьи, для которой характерны формальные отношения между ее членами и отсутствие эмоционального тепла. По разным источникам лишь 1 и 15 % старшеклассников планируют в будущем создание собственных семей.

Информационное пространство вокруг подростков изобилует пропагандой «свободы выбора», «свободы отношений», «независимого поведения». На ярком и шумном фоне оказались неактуальными и забытыми такие понятия, как святость семейных уз, тепло домашнего очага, кровное родство, семейные традиции, обычаи предков. Чтобы создать крепкую функциональную семью, необходимо следующее:

- положительный настрой семьи;

- умение выбрать достойного спутника жизни;

- способность строить долговременные отношения;

- осознание собственной ответственности за жизнь и здоровье других людей;

- уважение достоинства лиц противоположного пола.

Трудно переоценить знание тесного взаимодействия школы и семьи в выработке подобных умений. Задача классного руководителя, психолога, социального педагога:

- помочь подросткам осознать ценности семьи;

- настроить их на принятие ответственности за собственные поступки;

- сформировать и развивать навыки ответственного поведения, умение отвечать за свои поступки;

- способствовать улучшению взаимопониманию между родителями и детьми.

Форма работы:

- беседы, дискуссии с учениками;

- праздники, проводимые с участием членов семей школьников (Чыл пазы, день матери, спортивная семья и т.д)

- тематические родительские собрания

Одной из важных форм физкультурно- оздоровительной работы в школе является организация внеурочных спортивно- массовых мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, с активным участием всех учеников класса. Имеются в виду различные конкурсы, викторины, спортивные праздники: «Веселые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья», «День здоровья» и многие другие как с участием самих школьников, так и с привлечением родителей.





План работы МБОУ Бутрахтинская СОШ

Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные

1.

Общешкольное родительское собрание

Сентябрь

Администрация.

2.

Осенний кросс «Нет наркотикам!»

Октябрь

3.

Рейд «Адрес заботы - семья» Своевременное выявление неблагополучных семей и принятие мер по отношению к ним.

Сентябрь

Женсовет, лига хакасских женщин

«Алтынай»

4.

Консультирование родителей и учащихся с учетом социально- психологического состояния семьи.

в течение года

Соц.педагог, психолог

5.

Контроль за санитарными нормами учебного процесса

в течение года

Администрация

6.

Библиотечные уроки

в течение года

Токоякова Л.С.

7.

Профилактика травматизма через уроки ОБЖ

В течение года

Чебочаков О.П.

8.

День здоровья

Раз в четверть

Кулумаева А.В.,Чебочаков О.П.

Министр спорта

9.

Конференция для молодых мам

ноябрь

Завуч по ВР, Соц, педагог, психолог, логопед.

10.

Конкурс плакатов «Болезнь века» 5- 11кл.

ноябрь

Завуч по ВР, Соц, педагог

11.

Республиканская конференция «От матери растет и множится народ» ко Дню Матери

ноябрь

Женсовет, лига хакасских женщин

«Алтынай»

Кл.рук-ли , фельдшер

12.

Профилактика инфекционных заболеваний

Кл.часы 1-11кл.

ноябрь

Кл.рук-ли , фельдшер

13.

Профилактическая беседа «От шалости к административному правонарушению»

Инспектора РОВД

14.

Проведение лекций и бесед для учеников, включающих вопросы полового воспитания, антиалкогольную, антиникотиновую пропаганду, СПИДа 8-11 классы

В течение года

Инспектора РОВД

Фельдшер, Кл.рук-ли.

15.

Профилактические прививки,

Медицинский контроль за состоянием здоровья обучающихся (1 -11 кл.)

Мониторинг состояния здоровья учителей

В течение года

весна- осень

ежегодно

Фельдшер Токоякова Н.Н.,

Врачами ЦРБ

16.

«Веселые старты» 1-4 кл.

Ноябрь, январь, март

Чебодаева Н.И

Кулумаева А.В.

17.

Организация подвижных игр и танцев на перемене

В течение года

Кл.рук-ли. Кулумаева А.В.

18.

Применение здоровьесберегающие технологии на уроках.

В течение года

Учителя предметники

19.

Фиточай

еженедельно

Завуч по ВР.

20.

Первенство по настольному теннису среди 8-11кл.

Февраль

Кулумаева А.В.

21.

Традиционный праздник «Чыл пазы»

март

Администрация

22.

«Мисс очаровашки»

Март

Завуч по ВР Кунучакова Н.П.

Кл.рук-ли

23.

Районная игра «Зарница»

апрель

Завуч по ВР Кунучакова Н.П.

Чебочаков О.П.

24.

Куда обратиться за помощью? «Планирование семьи. Забота о потомстве»

Апрель

Врач- гинеколог, фельдшер

25.

Кл.час «Здоровое питание»

Апрель

Кл.рук-ли, соц педагог

26.

Оформление стенда «Твое здоровье - в твоих руках»

ноябрь

Кулумаева А.В.

27.

Турнир по футболу на приз С.Н.Кунучакова

май

Чебочаков О.П.

28.

Вечер отдыха «Мы за здоровый образ жизни!»

еженедельно

Завуч по ВР Кунучакова Н.П., Кулумаева А.В.

29.

Весенний кросс

май

Чебочаков О.П.

30.

Охрана безопасности и жизнедеятельности:

а) поведение на воде

б) противопожарная безопасность

в) первая помощь пострадавшим

В течение года

. Чебочаков О.П. Кл.рук-ли,

31.

Оздоровление детей в санаториях, курортах, оздоровительных лагерях.

В течение года

Кулумаева А.В.

Предполагаемый результат:


  • Хочется видеть выпускника как социально- адаптированную личность,

физически здорового, конкурентно способного ученика.




© 2010-2022