Программа по туризму Юные туристы

Раздел Физкультура
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

Детский оздоровительно - образовательный центр туризма,

краеведения и экскурсий «Штурм»

Утверждаю

Директор МОБУ ДОД ДООЦТКиЭ «Штурм»

____________ Н.К.Варачев

«____»____________2015г.

Рассмотрено

Методическим советом МОБУ

ДОД ДООЦТКиЭ «Штурм»

Протокол № ______

От «____»____________2015г.

Дополнительная
образовательная программа
объединения «пешеходный туризм»

Рекомендована для возраста: 12-17лет.

Срок реализации: 1 год.

Уровень реализации: среднего (полного) общего образования Направленность: туристско-краеведческая.


Педагог дополнительного образования:

Таначева Анастасия Васильевна


Нефтекамск 2015 г.

Пояснительная записка

Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Туристическое путешествие развивает физически, укрепляет растущий организм, обогащает человека знаниями, вырабатывает чувство

коллективизма, дисциплинированность, организованность, волю,

инициативу, стремление преодолевать трудности.

В дополнение к современной системе среднего образования, которая преподает ученику массу предметных знаний, туризм дает простейшие жизненные навыки

Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов коррекционной школы и предусматривает приобретение ими начальных знаний о своем крае, туризме, ориентировании на местности, азов оказания первой медицинской помощи.

Для решения этих задач привлекается теоретический материал из различных областей человеческих знаний: спорта, туризма, краеведения,

физической культуры и т. д.

Программа «Пешеходный туризм» направлена на изучение основ начальной туристической подготовки, на расширение знаний по географии, краеведению, экологии.

Цели:

  1. воспитание здорового поколения

  2. привлечение к занятиям туризмом детей школьного возраста.

  3. развитие наблюдательности и любознательности, экологической и санитарно-гигиенической культуры, самостоятельности, творческих способностей, спортивных навыков.

Задачи: по окончанию обучения данной программы выявить группу детей, из которых в коррекционной школе комплектуется команда для более углубленного занятия техникой туризма, участия в лагерях, соревнованиях, многодневных походах.

Содержание программы

  1. Введение.

  • задачи объединения

  • планы на год

  1. Основы спортивного ориентирования

    1. Правила ориентирования

Приёмы ориентирования на местности по различным признакам.

  1. Карты и компас

Географические карты. Туристские карты и схемы. Назначение компаса. Правила общения с компасом. Ориентир. Что может служить ориентиром. Определение сторон горизонта.

    1. Приёмы ориентирования на местности.

  1. Туристская подготовка.

    1. Туристское снаряжение.

Личное снаряжение. Общественное снаряжение. Снаряжение для бавуака. Снаряжение для соревнований.

  1. Узлы, их применение в туризме.

Типы узлов и верёвок. Вязка узлов: восьмёрка, прямой, встречный, стремя, схватывающий, булинь, штык, двойной проводник, брамшкотовый.

  1. Типы препятствий.

Спуск, подъём, траверс, маятник, бревно, параллельные перила, навесная переправа.

  1. Установка палатки, разведение костра.

3.5 Отработка навыков.

  1. Краеведение и экология.

Понятие «экология», «экологическое загрязнение», «экологически чистый продукт, маршрут, источник». Экскурсия в ЛПЗ.

  1. Техника безопасности.

Вводный инструктаж по технике безопасности.

  1. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

Личная гигиена. Раны и их разновидности. Правила обработки ран.

  1. Общая физическая подготовка.

Коррекция осанки, упражнения на координацию движений, на развитие внимания, ловкости, быстроты реакции. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол, пионербол.



Планируемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  1. Организацию бивуака.

  2. Достопримечательности Республики Башкортостан.

  3. Основы гигиены.

  4. Состав медицинской аптечки.

  5. Технику безопасности в походе.

Должны уметь:

  1. Ориентироваться в заданном направлении.

  2. Организовывать туристский быт.

  3. Проходить дистанцию 1 класса по туристскому многоборью.

  4. Вязать узлы: восьмёрка, прямой, встречный, стремя, схватывающий, булинь, двойной проводник, брамшкотовый, штык.






Тематический план

Название темы

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по т\б.

4

4

2

Краеведение и экология:

- понятие «экология»

- «экологическое загрязнение»

- «экологически чистый продукт»

4

4

3

Основы спортивного ориентирования.

- правила ориентирования

- карты и компас

- приемы ориентирования на местности

6

14

20

4

Туристская подготовка.

- туристское снаряжение

- узлы, их применение в туризме

- типы препятствий

- установка палатки

- разведение костра

- отработка навыков

20

40

60

5

Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

- личная гигиена

- раны и их разновидности

- правила обработки ран

4

6

10

6

Общая физическая подготовка.

42

42

7

Экскурсии, соревнования, ПВД.

30

30

Всего:

38

132

170


Учебно-методический комплекс.

Для проведения занятий по программе необходимо иметь комплект туристского снаряжения: верёвки 10,8,6 мм по 30, 40, 50 м, страховочные системы, карабины, палатки двускатные, каркасного типа.

Для проведения теоретических занятий используются различные типы карт: спортивные, топографические, схемы.

Используется топографический и видео материал по темам: «Подготовка и проведение СП и ЭП»; «Проведение ПСР», «Страховка и самостраховка», «Скалолазание». По данным темам используются не только учебные, но и художественные фильмы.

При проведении занятий по оказанию ПМП используются как подручные средства, так и специальные, собранные и подготовленные вместе с детьми.

Наглядные пособия применяются и в виде учебных таблиц и рисунков по темам: «Узлы», «Костры» и т.д. Возможно и использование других материалов, полученных занятий и походов: собранных, сфотографированных и т.п.

Важно и использование библиотеки и картографии МКК.








Литература.


  1. Ахмедшин А.М. туризм как метод реабилитации людей с ОВЗ.- Уфа, 2000г.

  2. Балабих М.А. "Туристская секция коллектива физкультуры - М.: Профиздат,2007 г

  3. Берман А.Е. "Юный турист". - М.: ФиС., 1999 г.

  4. Куликов В.М., Ротштейн Л.М. "Школа туристских вожаков".- М.: ВЛАДОС,1999 г.

  5. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. "полевые туристские лагеря". - М.:

ВЛАДОС, 2000 г.

  1. Лифанова И.В., Галанова О.В., Пивень С.О. социализация детей с ОВЗ с помощью занятий туризмом и краеведением. - Уфа, 2010 г.


© 2010-2022