Урок «Готовность к школе и ее диагностика»

В ходе участия студентов в организованной фронтальной и групповой деятельности, они проявят знания, полученные об анатомо-физиологических особенностях протекания психических процессов младших школьников, проблемах готовности к школе и адаптационном периоде, конкретного субъекта ОП и об организации работы учителя в этот сложный период в жизни ребенка (субъект образовательного процесса  - героиня м/ф «Маша и Медведь»).В ходе субъект – субъектного взаимодействия между участниками педагогического процесса -     проявится понимание сущности и социальной значимости своей будущей проф... -     осуществлять анализ и оценку предложенной преподавателем информацией, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Готовность к школе и ее диагностика».

Преподавание по программам начального общего образования для студентов педагогических колледжей по курсу «Теоретические основы организации обучения в начальных классах».

Педагог: Шубина Татьяна Владимировна

Тип урока: закрепление и обобщение пройденного материала с элементами кейс - технологии.

Цели:

Образовательные

  • создание условий, позволяющих реализовать в практической деятельности знания, полученные об анатомо-физиологических особенностях младшего школьника, особенностях протекания психических процессов, проблемах готовности к школе и адаптационном периоде;

  • продолжить работу по воспитанию культуры поведения при организации фронтальной и групповой работы;

  • реализовать возможность осознания студентами методологической основы ФГОС - системно-деятельностного подхода (ФГОС НОО Раздел I п.7).

Формировать ОК и ПК.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки;

ПК 1.2. Проводить уроки;

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения;

ПК 1.4. Анализировать уроки;

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Планируемый результат:

В ходе участия студентов в организованной фронтальной и групповой деятельности, они

проявят знания, полученные об анатомо-физиологических особенностях протекания психических процессов младших школьников, проблемах готовности к школе и адаптационном периоде, конкретного субъекта ОП и об организации работы учителя в этот сложный период в жизни ребенка (субъект образовательного процесса - героиня м/ф «Маша и Медведь»).

В ходе субъект - субъектного взаимодействия между участниками педагогического процесса

  • проявится понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

  • возможность определить методы решения профессиональных задач при работе с содержанием м/ф;

  • оценивать риски при выборе предложений об организации работы с Машей-первоклассницей;

  • осуществлять анализ и оценку предложенной преподавателем информацией, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Основные понятия:

Возраст, возрастные новообразования, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, кризис, адаптация, готовность к школе.

Межпредметные связи:

Психология, анатомия, педагогика (разделы «Общие основы педагогики», «Педагогика школы»).

Ресурсы:

Для учителя:

Рабочая программа ПМ.01 (МДК 01.01). Комплект контрольно-оценочных средств к МДК 01.01.

Педагогика, учебник под редакцией Г.М.Коджаспировой, ­­- стр. 33-36, М., Владос, 2006.

Даутова О.Б. Образовательные технологии в профильной школе, - Каро, 2008.

ФГОС НОО, - Раздел 1, п.7, М., Просвещение, 2010.

Дополнительные:

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе, - Глава 1, стр. 7-30.

Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации, - М., 1994.

Дубровина Л.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. под редакцией И.В.Дубровиной. Рабочая книга школьного психолога - М., 1991.

М.А.Пинская, И.М.Улановская. Новые формы оценивания, - М., Просвещение, 2014, стр. 19-25, стр. 34-41.

Педагогика под редакцией А.П.Тряпицыной, - Питер, 2014, стр. 24-29.

Для учащихся:

М/ф «Маша и Медведь», выпуск 11 «Первый раз в первый класс».

Пакет материалов:

  • возрастные особенности школьников и их учет в обучении;

  • младшие школьники (6-10);

  • социально-психологические особенности возраста (младшие школьники);

  • ФГОС НОО (отрывок);

  • готовность ребенка к обучению, карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения;

  • основные показатели благоприятной адаптации ребенка и изучение готовности к социально-психологической адаптации детей в школе + карта адаптации первоклассника;

  • таблица для работы группы;

  • набор заданий;

  • материал для индивидуальной и групповой рефлексии;

  • жетоны.

Организация пространства. Работа в группе.

Ход занятия.

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Мотивация познавательной деятельности

Проверяет готовности группы к работе.

Уточняет тематические рамки.

Припоминают содержание темы «Педагогика младшего школьного возраста» (ОК.2).

Постановка цели взаимодействия

Напоминает о личностных целях, сформулированных каждым учащимся.

Достают карточки с записями целей.

По желанию афишируют свои варианты (ОК.7).

Актуализация необходимых знаний

Предлагает студентам вспомнить основные категории темы.


Предлагает, корректирует, организует взаимопроверку. Предлагает группам задавать вопросы на знание основных понятий темы.

Стимулирует, помогает, корректирует вопросы.

Демонстрируют знание содержания материала темы, называя основные понятия: возраст, возрастные новообразования, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, кризис, адаптация, готовность к школе (ОК.7).

По цепочке задают вопросы студентам, работающим в группе. (ОК.4).

Организация познавательной деятельности

Выдвигает проблему.

Мы помним о том, что решение педагогической задачи связано с нашей профессиональной деятельностью, но не всегда мы можем воспользоваться теоретическими знаниями, чтобы правильно оценить содержание задачи.

Сформулировать проблему и определить пути ее решения.

Предлагает вспомнить общую логику решения задач.

Очень скоро (уже через 1,5 года) у вас возникнет насущная потребность в решении задач, связанных с проблемой готовности и адаптации ребенка к организованному обучению.

Создает эмоциональный настрой.

Сегодня мы имеем уникальную возможность обозначить время и, чтобы облегчить вашу задачу, я предлагаю вам класс, в котором будет только одна ученица и один учитель, а мы с вами попробуем помочь нашему незадачливому коллеге.

Внимание на экран, не забываем, что мы организуем после просмотра ответственную работу в группах.

Демонстрирует м/ф «Первый раз в первый класс» 6-7 минут.

Припоминают последовательность решения педагогической задачи, сравнивают ее с предложенным алгоритмом (ОК.2, ОК.4).



Воспринимают информацию, осознают сущность и социальную значимость своей будущей профессии (ОК.1).




Организуют свою деятельность по просмотру м/ф (ОК.2).

Задания после м/ф

Каждая группа оценим параметры готовности Маши-первоклассницы, сформулирует проблему, которая появилась у учителя-Мишки и выдвинет свои пути решения этой проблемы.

Каждая группа будет работать над одним из параметров готовности.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации:

  • возможность повторного просмотра м/ф;

  • пакет материалов;

  • определение временных рамок;

  • организует наблюдение за работой групп, разъясняет информацию, помогает разрешить затруднения.

Выслушивает представленные группами выступления.


Группы получают задания (см. карточки с заданиями).

Просматривает подготовленный пакет документов (ОК.4). Знакомятся с таблицей. Организуют работу по выделению необходимых компонентов, параметры готовности ребенка к школьному обучению.

  • выдвигают проблему из содержания м/ф;

  • выявляют причины возникновения проблемы;

  • предлагают пути решения проблемы (ОК.3, ОК.4, ОК.6, ПК 4.4).

Заслушивают ответы товарищей, оценивают риски (свои и товарищей) за принятые решения, анализируют и оценивают услышанную информацию, эффективность и качество методов решения профессиональной задачи (ОК.2, ОК.4).

Подведение итогов

Организует рефлексию деятельности групп на занятии.

а. Критериальное самооценивание.

б. Критериальное взаимоценивание.

Оценивает деятельность групп, предлагает распределить жетоны. В конверте у каждой группы 10 жетонов.

  • от 1 до 5 - можно оставить в группе;

  • от 1 до 5 - распределить, используя карту оценки групповой деятельности.

Переводят набранные жетоны в баллы.

  • от 5 до 7 жетонов - 3 балла;

  • от 8 до 10 жетонов - 4 балла;

  • от 11 до 15 жетонов - 5 баллов.

  • Показывают сформированность рефлексивной культуры будущего педагога при работе с картой оценки групповой деятельности, параллельно проводя самооценивание (ОК.2, ОК.4, ПК 4.4).

Оценивают свою деятельность и деятельность товарищей, распределяя жетоны и зачитывая карты оценки групповой деятельности.

Подсчитывают набранные жетоны.

Осознают результаты своей деятельности.

Дополнительное творческое домашнее задание

Обращает внимание на то, что выступления групп были серьезными и содержательными. Мы убедились, что полюбившийся м/ф может кроме улыбки нести информацию, позволяющую нам совершенствовать себя в освоении профессиональных и общих компетенций, повышая свою компетентность.

Но в выступлениях групп недостаточно ярко была выделена проблема реализации системно - деятельностного подхода с первых шагов ребенка в обучении.

Поэтому дома группы могут выполнить интересное исследование (преемственность стандартов).

Начало школьного обучения вводит ребенка в учебную деятельность, особенности которой мы подробно рассмотрим в следующей теме.




Выделить фрагменты м/ф, в которых по вашему мнению, реализуется деятельностный подход. Свое мнение нужно обосновать.

Выслушивают содержание домашнего задания, осознают его, запоминают перспективы работы на следующий период обучения.



© 2010-2022