Рабочая программа факультатива по физкультуре, раздел Спорт-игры - Баскетбол (10Класс)

Раздел Физкультура
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа «Баскетбол» является адаптационной, на основе комплексной. программы

физического воспитания учащихся 1 - 11 классов (Авторы: доктор педагогических наук В.И. общеобразовательной школы включены внеклассные формы занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий в школьных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по физкультуре. Это значит, что внеклассная работа является обязательной и требует выполнения учителями физкультуры и педагогами дополнительного образования мастерства в выбранном виде спорта. Образовательная программа "Баскетбол" имеет фuзкvльтvpно - спортuвную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья. Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в

школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.

Наиболее интересной и физически разносторонней является игра баскетбол, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).

В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15-20 человек. Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей. Педагогическая целесообразность программы состоит в принципах перехода от простого к сложному. Этот период программы позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.

Цель: Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта баскетбол, правилами игры, техникой, тактикой', правилами судейства и организацией проведения соревнований;

- Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры; Развивающие:

- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;

- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье,

закаливать организм;

- Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества

ребенка.

- Расширение спортивного кругозора детей. Воспитательные:

- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;

- Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных

мероприятий и праздников. Условия набора.

Программа предназначена для детей 13-17 лет.

В коллектив принимаются учащие не имеющие медицинских противопоказаний. Набор производится, начиная с 1 сентября до 20 сентября текущего года.

Сроки реалuзаиии программы - 1 год.

Программа рассчитана на детей и подростков от 13 до 17 лет.

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1академических часу.

Количество часов в год 34 ч.

Формы организации обучения:

Командная, малыми группами, индивидуальная. Формы проведения занятий:

Занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники,

просмотры соревнований.

Ожиидаемые результаты

К моменту завершения программы обучающиеся должны:

Знать

  • Основы знаний о здоровом образе жизни.

  • Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе, стране.

  • Правила игры в баскетбол.

• Тактические приемы в баскетболе.

Уметь

  • Овладеть основными техническими приемами баскетболиста.

  • Про водить судейство матча.

• Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.

Развить качества личности

  • Воспитать стремление к здоровому образу жизни.

  • Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.

  • Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.

  • Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.

Способы проверки и образовательной программы:

- повседневное систематическое наблюдение;

- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;

- соревнования школьников

Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебного года.

Формы и способы фиксаци результатов

- дневник достижений учащихся;

- портфолио учащихся.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Методическое обеспечение образовательной программы





Тема программы

Форма

организации и

проведения

занятия

Методы и приёмы

организации

учебно-

воспитательного

процесса

Дидактический

материал,

техническое

оснащение

занятий

Вид и форма

контроля,

форма

предъявления

результата

1

Общие основы

баскетбола ПП и

ТБ Правила

игры

и методика

судейства

Групповая,

индивидуальная,

подгрупповая,

фронтальная

Словесный,

объяснение,

рассказ, беседа

практические

задания, объяснение

нового материала.

Конспекты занятий

для педагога.

Специальная

литература,

справочные

материалы,

картинки,

плакаты. Правила

судейства в

баскетболе.

Вводный,

положение о

соревнованиях

по баскетболу.

2

Общефизическая

подготовка

баскетболиста

Индивидуальная,

групповая,

подгрупповая,

поточная,

фронтальная

Словесный,

наглядный показ,

упражнения в

парах, тренировки

Таблицы, схемы,

карточки, мячи на

каждого

обучающего

Тестирование,

карточки судьи,

протоколы

3

Специальная

подготовка

Индивидуальная,

групповая,

подгрупповая,

фронтальная,

коллективно- групповая, в парах

Словесный,

объяснение нового

материала, рассказ,

практические

занятия,

упражнения в парах,

тренировки,

наглядный показ

педагогом.

Литература,

схемы,

справочные

материалы,

карточки, плакаты, мячи на

каждого

обучающего

Зачет,

тестирование,

учебная игра,

промежуточный

тест.

4

Техническая

подготовка

баскетболиста



Индивидуальная,

индивидуально -

фронтальный,

групповая,

подгрупповая,

коллективно-

групповая, в парах

Словесный,

объяснение, беседа,

практические

занятия,

упражнения в

парах, тренировки,

наглядный показ

педагогом.

Учебная игра.

Дидактические

карточки,

плакаты, мячи на

каждого

обучающего

Зачет,

тестирование,

учебная игра,

промежуточный

тест,

соревнование

5

Игровая

подготовка

групповая,

подгрупповая,

коллективно-

групповая

практические

занятия,

упражнения в

парах, тренировки,

Учебная игра.

Дидактические

карточки, плакаты,

мячи на каждого

обучающего,

видеозаписи

Учебная игра,

промежуточный

-,

отбор,

соревнование

Содержание программы l-го года обучения: 1.0бщие основы баскетбола

- История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,

форма игроков.

- Сведения о строении и функциях организма человека.

- Влияние физических упражнений на организм человека.

- Необходимость разминки в занятиях спортом.

- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях

баскетболом.

- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.

- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

- Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.

- Подведение итогов года.

- Методика тренировки баскетболистов.

- Техническая подготовка баскетболистов.

Психологическая подготовка баскетболиста.

2.0бщая Физическая подготовка - Строевые упражнения

- Упражнения для рук плечевого пояса

- Упражнения для ног

- Упражнения для шеи и туловища

- Упражнения для всех групп мышц

- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,

«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей» - Упражнения для развития быстроты

- Упражнения для развития ловкости

-Упражнения для развития гибкости

- Упражнения для развития прыгучести.

3.Специальная Физическая подготовка

- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.

- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.

-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком,

с поворотом).

-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).

- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.

- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.

- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.

- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.

- Метание различных мячей в цель.

- Эстафеты с разными мячами.

4. Техническая подготовка

- Обучение передвижению в стойке баскетболиста.

- Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.

- Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги. .~

- Повороты вперед и назад.

- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке

при встречном и параллельном движении.

- Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами, при встречном и параллельном движении.

- Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления, скорости, высоты отскока.

- Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа, с отскоком от щита, в движении.

- Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа, с середины, без отскока и с отскоком от щита.

- Обучение технике двух шагов с места, в движении.

- Броски двумя руками от груди с двух шагов.

5. Тактическая подготовка

Нападение

- Выход для получения мяча на свободное место.

- Обманный выход для отвлечения защитника.

- Розыгрыш мяча короткими передачами.

- Атака кольца.

- «Передай мяч и выходи».

- Наведение своего защитника на партнера.

Защита

- Противодействие получению мяча.

- Противодействие выходу на свободное место.

- Противодействие розыгрышу мяча.

- Противодействие атаке кольца.

- Подстраховка.

- Система личной защиты.

б.Игровая подготовка

- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.

- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии справилами мини-баскетбола.

7. Контрольные и календарные игры-

- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам минибаскетбола.

- Товарищеские игры с командами соседних школ.

- Городские соревнования.

- Итоговые контрольные игры.

Ожидаемые результаты 1 года обучения

К коНЦУ первого года обучения учащиеся:

- получат теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии .г

физических упражнений на самочувствие;

- ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;

- улучшат общую физическую подготовку;

- освоят упражнения СФ П;

- ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;

- обучатся игровой ориентации в мини-баскетболе;

- улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным

занятиям спортом, приобщатся к здоровому образу жизни;

- будут выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;

- будут выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;

- научатся ловить мяч двумя руками на месте;

- научатся передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места,

с отскоком;

- научатся вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;

- научатся выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;

- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от

щита, с места, под углом к щиту;

- научатся освобождаться для получения мяча;

- будут уметь противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке

корзины;

- будут уметь останавливаться двумя шагами;

- будут уметь ловить мяч двумя руками в движении;

- научатся передавать мяч двумя руками в движении;

- научатся передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;

- научатся вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля;

- будут уметь в командных нападающих действиях разыгрывать мяч;

- научится в защитных действиях подстраховывать партнера;

- в защитных действиях будут уметь противодействовать выходу соперника на

свободное место;

- научатся выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние, дальние);

- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту;

- будут уметь выполнять броски в корзину одной рукой с места;

- будут уметь выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от

груди;

Календарно-тематическое планирование


















----



Дата





Название темы





Тип подготовки

К-во

Примечание


















..

часов


1



Физическая культура - важнейшее средство воспитания и

Теор

1



укрепления

здоровья

учащихся.

История

развития







баскетбола. Техника безопасности.











Прыжки с толчком с двух ног. Способы ловли мяча.


Техн.

1


2

,

Техника

передвижения

при ставными

шагами.

Способы

Техн.

1



ловли мяча.
















-



















Передача

мяча

двумя

руками

от

груди.

Техника

Техн.

1



передвижения при нападении











3

Правила игры и методика судейства.







Теория

1



Общая физическая подготовка







ОФП




Бросок мяча двумя руками от груди. Учебная игра.


Техн.

1


4

Взаимодействие трех игроков «треугольник». Командные

Такт

1



действия в нападении.













5

Техника ведения мяча. Учебная игра.







Техн.

1


6



Ведение мяча с переводом на другую руку. Взаимодействие

Техн.

1



двух игроков <<передай мяч и выходи»












Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи».

Такт.

1


7

Командные действия в нападении.










8



Ведение мяча с высоким и низким отскоком. Командные

Техн.

1



действия в нападении.













9

Ведение

мяча

с

изменением

скорости

передвижения.

Техн.

1



Учебная игра.















,



Применение изученных способов ловли, передач, ведения,

Такт.

1


10

бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.







Индивидуальные действия при нападении.








11

Выбор места по отношению к нападающему

с мячом.

Такт.

1


Индивидуальные действия при нападении.



.




12

Противодействие

выходу

на

свободное

место

для

Такт.

1



получения мяча. Тактика защиты.




















13

Бросок мяча одной рукой от плеча. Тактика защиты.



Техн.

1


14

Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.


Такт.


1


Организация командных действий.









15

Общая характеристика спортивной тренировки. Учебная


Теор.


1




игра.














Интегр.

- .




Совершенствование

техники

передачи

мяча.

Тактика

Техн.


1


защиты.


















16



Стойка защитника с выставленной ногой вперед. Тактика


Техн.


1


защиты.


















17



Совершенствование

техники

ведения,

ловли

и

передачи

Техн.


1


мяча. Тактика защиты.














18



Действия одного защитника против двух нападающих.


Такт.


1


Учебная игра.

















19



Многократное

выполнение

технических

приемов

и

Интегр.


1


тактических действий. Организация командных действий.






20

Ведение

мяча

с

изменением

направления

с

обводкой

Техн.


1


препятствия. Организация командных действий.







21

Применение изученных способов ловли, передач, ведения,

Такт.


1


бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.






22



Совершенствование

техники

ведения,

ловли

и

передачи

Техн.


2


мяча.

Применение

изученных

способов

ловли,

передач,






ведения,

бросков

мяча

в

зависимости

от

ситуации

на








площадке.


















23



Совершенствование

техники

ведения,

ловли

и

передачи

Техн.


2


мяча.

Чередование

изученных

технических

приемов

их








способов в различных сочетаниях









24

Взаимодействие

двух

игроков

«подстраховка».

Учебная

Такт.


1


игра.





















Выбор места по отношению к нападающему с мячом.


Такт.


1


Защитные стойки. Защитные передвижения.








25



Переключение

от действий

в

нападении

к действиям

в

Такт.


1


защите. Защитные стойки. Защитные передвижения.






26


Тактическая подготовка юного спортсмена.


.


Теор.


1


, .

Учебная игра.













Интегр.




27

Чередование упражнений на развитие физических качеств


Интегр.


1








-




применительно к изучению технических приемов.





Учебная игра.




28


Совершенствование тактических действий

в нападении и

Такт.

2



защите. Защитные стойки. Защитные передвижения.

. .




Учебная игра.




29


Организация командных действий по принципу выбора

Такт.

2




свободного места с использованием изученных групповых





взаимодействий.




30


Итоговая спортивная игра



1

31


итого



34



© 2010-2022