- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа факультатива по физкультуре, раздел Спорт-игры - Баскетбол (10Класс)
Рабочая программа факультатива по физкультуре, раздел Спорт-игры - Баскетбол (10Класс)
Раздел | Физкультура |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бахматов А.А. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Программа «Баскетбол» является адаптационной, на основе комплексной. программы
физического воспитания учащихся 1 - 11 классов (Авторы: доктор педагогических наук В.И. общеобразовательной школы включены внеклассные формы занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий в школьных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по физкультуре. Это значит, что внеклассная работа является обязательной и требует выполнения учителями физкультуры и педагогами дополнительного образования мастерства в выбранном виде спорта. Образовательная программа "Баскетбол" имеет фuзкvльтvpно - спортuвную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья. Новизна и оригинальность программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «баскетбол» в
школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека. С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребенок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале веселыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.
Наиболее интересной и физически разносторонней является игра баскетбол, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).
В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая двигательная активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учетом возраста, пола и подготовленности определенной группы, охватывая на начальном этапе 15-20 человек. Актуальность программы в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей. Педагогическая целесообразность программы состоит в принципах перехода от простого к сложному. Этот период программы позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определенному виду спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.
Цель: Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта баскетбол, правилами игры, техникой, тактикой', правилами судейства и организацией проведения соревнований;
- Углублять и дополнять знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках физкультуры; Развивающие:
- Укреплять опорно-двигательный аппарат детей;
- Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье,
закаливать организм;
- Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и психологические качества
ребенка.
- Расширение спортивного кругозора детей. Воспитательные:
- Формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
- Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных
мероприятий и праздников. Условия набора.
Программа предназначена для детей 13-17 лет.
В коллектив принимаются учащие не имеющие медицинских противопоказаний. Набор производится, начиная с 1 сентября до 20 сентября текущего года.
Сроки реалuзаиии программы - 1 год.
Программа рассчитана на детей и подростков от 13 до 17 лет.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1академических часу.
Количество часов в год 34 ч.
Формы организации обучения:
Командная, малыми группами, индивидуальная. Формы проведения занятий:
Занятия, беседы, соревнования, тестирования, спортивные конкурсы, праздники,
просмотры соревнований.
Ожиидаемые результаты
К моменту завершения программы обучающиеся должны:
Знать
-
Основы знаний о здоровом образе жизни.
-
Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, городе, стране.
-
Правила игры в баскетбол.
• Тактические приемы в баскетболе.
Уметь
-
Овладеть основными техническими приемами баскетболиста.
-
Про водить судейство матча.
• Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.
Развить качества личности
-
Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
-
Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
-
Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
-
Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
Способы проверки и образовательной программы:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьников
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебного года.
Формы и способы фиксаци результатов
- дневник достижений учащихся;
- портфолио учащихся.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Методическое обеспечение образовательной программы
№
Тема программы
Форма
организации и
проведения
занятия
Методы и приёмы
организации
учебно-
воспитательного
процесса
Дидактический
материал,
техническое
оснащение
занятий
Вид и форма
контроля,
форма
предъявления
результата
1
Общие основы
баскетбола ПП и
ТБ Правила
игры
и методика
судейства
Групповая,
индивидуальная,
подгрупповая,
фронтальная
Словесный,
объяснение,
рассказ, беседа
практические
задания, объяснение
нового материала.
Конспекты занятий
для педагога.
Специальная
литература,
справочные
материалы,
картинки,
плакаты. Правила
судейства в
баскетболе.
Вводный,
положение о
соревнованиях
по баскетболу.
2
Общефизическая
подготовка
баскетболиста
Индивидуальная,
групповая,
подгрупповая,
поточная,
фронтальная
Словесный,
наглядный показ,
упражнения в
парах, тренировки
Таблицы, схемы,
карточки, мячи на
каждого
обучающего
Тестирование,
карточки судьи,
протоколы
3
Специальная
подготовка
Индивидуальная,
групповая,
подгрупповая,
фронтальная,
коллективно- групповая, в парах
Словесный,
объяснение нового
материала, рассказ,
практические
занятия,
упражнения в парах,
тренировки,
наглядный показ
педагогом.
Литература,
схемы,
справочные
материалы,
карточки, плакаты, мячи на
каждого
обучающего
Зачет,
тестирование,
учебная игра,
промежуточный
тест.
4
Техническая
подготовка
баскетболиста
Индивидуальная,
индивидуально -
фронтальный,
групповая,
подгрупповая,
коллективно-
групповая, в парах
Словесный,
объяснение, беседа,
практические
занятия,
упражнения в
парах, тренировки,
наглядный показ
педагогом.
Учебная игра.
Дидактические
карточки,
плакаты, мячи на
каждого
обучающего
Зачет,
тестирование,
учебная игра,
промежуточный
тест,
соревнование
5
Игровая
подготовка
групповая,
подгрупповая,
коллективно-
групповая
практические
занятия,
упражнения в
парах, тренировки,
Учебная игра.
Дидактические
карточки, плакаты,
мячи на каждого
обучающего,
видеозаписи
Учебная игра,
промежуточный
-,
отбор,
соревнование
Содержание программы l-го года обучения: 1.0бщие основы баскетбола
- История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды,
форма игроков.
- Сведения о строении и функциях организма человека.
- Влияние физических упражнений на организм человека.
- Необходимость разминки в занятиях спортом.
- Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях
баскетболом.
- Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.
- Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.
- Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.
- Подведение итогов года.
- Методика тренировки баскетболистов.
- Техническая подготовка баскетболистов.
Психологическая подготовка баскетболиста.
2.0бщая Физическая подготовка - Строевые упражнения
- Упражнения для рук плечевого пояса
- Упражнения для ног
- Упражнения для шеи и туловища
- Упражнения для всех групп мышц
- Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место»,
«Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей» - Упражнения для развития быстроты
- Упражнения для развития ловкости
-Упражнения для развития гибкости
- Упражнения для развития прыгучести.
3.Специальная Физическая подготовка
- Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м. (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперед.
- Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.
-Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперед, челноком,
с поворотом).
-Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивания вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперед, вверх, в стороны).
- Прыжки с подтягиванием бедра толчковой ноги.
- Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.
- Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.
- Подбрасывания и ловля на месте, в движении, бегом.
- Метание различных мячей в цель.
- Эстафеты с разными мячами.
4. Техническая подготовка
- Обучение передвижению в стойке баскетболиста.
- Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.
- Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги. .~
- Повороты вперед и назад.
- Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке
при встречном и параллельном движении.
- Передача мяча двумя от груди на месте, в движении, в стену, парами, при встречном и параллельном движении.
- Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления, скорости, высоты отскока.
- Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа, с отскоком от щита, в движении.
- Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте слева, справа, с середины, без отскока и с отскоком от щита.
- Обучение технике двух шагов с места, в движении.
- Броски двумя руками от груди с двух шагов.
5. Тактическая подготовка
Нападение
- Выход для получения мяча на свободное место.
- Обманный выход для отвлечения защитника.
- Розыгрыш мяча короткими передачами.
- Атака кольца.
- «Передай мяч и выходи».
- Наведение своего защитника на партнера.
Защита
- Противодействие получению мяча.
- Противодействие выходу на свободное место.
- Противодействие розыгрышу мяча.
- Противодействие атаке кольца.
- Подстраховка.
- Система личной защиты.
б.Игровая подготовка
- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям в упрощенной игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.
- Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии справилами мини-баскетбола.
7. Контрольные и календарные игры-
- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам минибаскетбола.
- Товарищеские игры с командами соседних школ.
- Городские соревнования.
- Итоговые контрольные игры.
Ожидаемые результаты 1 года обучения
К коНЦУ первого года обучения учащиеся:
- получат теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии .г
физических упражнений на самочувствие;
- ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;
- улучшат общую физическую подготовку;
- освоят упражнения СФ П;
- ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;
- обучатся игровой ориентации в мини-баскетболе;
- улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным
занятиям спортом, приобщатся к здоровому образу жизни;
- будут выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
- будут выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
- научатся ловить мяч двумя руками на месте;
- научатся передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места,
с отскоком;
- научатся вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;
- научатся выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от
щита, с места, под углом к щиту;
- научатся освобождаться для получения мяча;
- будут уметь противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке
корзины;
- будут уметь останавливаться двумя шагами;
- будут уметь ловить мяч двумя руками в движении;
- научатся передавать мяч двумя руками в движении;
- научатся передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;
- научатся вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля;
- будут уметь в командных нападающих действиях разыгрывать мяч;
- научится в защитных действиях подстраховывать партнера;
- в защитных действиях будут уметь противодействовать выходу соперника на
свободное место;
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние, дальние);
- научатся выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту;
- будут уметь выполнять броски в корзину одной рукой с места;
- будут уметь выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от
груди;
Календарно-тематическое планирование
----
№
Дата
Название темы
Тип подготовки
К-во
Примечание
..
часов
1
Физическая культура - важнейшее средство воспитания и
Теор
1
укрепления
здоровья
учащихся.
История
развития
баскетбола. Техника безопасности.
Прыжки с толчком с двух ног. Способы ловли мяча.
Техн.
1
2
,
Техника
передвижения
при ставными
шагами.
Способы
Техн.
1
ловли мяча.
-
Передача
мяча
двумя
руками
от
груди.
Техника
Техн.
1
передвижения при нападении
3
Правила игры и методика судейства.
Теория
1
Общая физическая подготовка
ОФП
Бросок мяча двумя руками от груди. Учебная игра.
Техн.
1
4
Взаимодействие трех игроков «треугольник». Командные
Такт
1
действия в нападении.
5
Техника ведения мяча. Учебная игра.
Техн.
1
6
Ведение мяча с переводом на другую руку. Взаимодействие
Техн.
1
двух игроков <<передай мяч и выходи»
Взаимодействие двух игроков «передай мяч и выходи».
Такт.
1
7
Командные действия в нападении.
8
Ведение мяча с высоким и низким отскоком. Командные
Техн.
1
действия в нападении.
9
Ведение
мяча
с
изменением
скорости
передвижения.
Техн.
1
Учебная игра.
,
Применение изученных способов ловли, передач, ведения,
Такт.
1
10
бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.
Индивидуальные действия при нападении.
11
Выбор места по отношению к нападающему
с мячом.
Такт.
1
Индивидуальные действия при нападении.
.
•
12
Противодействие
выходу
на
свободное
место
для
Такт.
1
получения мяча. Тактика защиты.
13
Бросок мяча одной рукой от плеча. Тактика защиты.
Техн.
1
14
Выбор способа передачи в зависимости от расстояния.
Такт.
1
Организация командных действий.
15
Общая характеристика спортивной тренировки. Учебная
Теор.
1
игра.
Интегр.
- .
Совершенствование
техники
передачи
мяча.
Тактика
Техн.
1
защиты.
16
Стойка защитника с выставленной ногой вперед. Тактика
Техн.
1
защиты.
17
Совершенствование
техники
ведения,
ловли
и
передачи
Техн.
1
мяча. Тактика защиты.
18
Действия одного защитника против двух нападающих.
Такт.
1
Учебная игра.
19
Многократное
выполнение
технических
приемов
и
Интегр.
1
тактических действий. Организация командных действий.
20
Ведение
мяча
с
изменением
направления
с
обводкой
Техн.
1
препятствия. Организация командных действий.
21
Применение изученных способов ловли, передач, ведения,
Такт.
1
бросков мяча в зависимости от ситуации на площадке.
22
Совершенствование
техники
ведения,
ловли
и
передачи
Техн.
2
мяча.
Применение
изученных
способов
ловли,
передач,
ведения,
бросков
мяча
в
зависимости
от
ситуации
на
площадке.
23
Совершенствование
техники
ведения,
ловли
и
передачи
Техн.
2
мяча.
Чередование
изученных
технических
приемов
их
способов в различных сочетаниях
24
Взаимодействие
двух
игроков
«подстраховка».
Учебная
Такт.
1
игра.
Выбор места по отношению к нападающему с мячом.
Такт.
1
Защитные стойки. Защитные передвижения.
25
Переключение
от действий
в
нападении
к действиям
в
Такт.
1
защите. Защитные стойки. Защитные передвижения.
26
Тактическая подготовка юного спортсмена.
.
Теор.
1
, .
Учебная игра.
Интегр.
27
Чередование упражнений на развитие физических качеств
Интегр.
1
-
применительно к изучению технических приемов.
Учебная игра.
28
Совершенствование тактических действий
в нападении и
Такт.
2
защите. Защитные стойки. Защитные передвижения.
. .
Учебная игра.
29
Организация командных действий по принципу выбора
Такт.
2
свободного места с использованием изученных групповых
взаимодействий.
30
Итоговая спортивная игра
1
31
итого
34