РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы туристской деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы туристской деятельности» I. ВВЕДЕНИЕ Необходимость введения учебного курса «Основы туристкой деятельности» в учебный план обучающихся по программам дополнительного образования обусловлена особым местом спортивного туризма. В программе развития туризма в Воронежской области ее богатый природный потенциал (географические и природные достопримечательности, особо охраняемые природные территории, благоприятные биоклиматические условия) расценивается как фактор разви...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Основы туристской деятельности»

I. ВВЕДЕНИЕ

Необходимость введения учебного курса «Основы туристкой деятельности» в учебный план обучающихся по программам дополнительного образования обусловлена особым местом спортивного туризма.

В программе развития туризма в Воронежской области ее богатый природный потенциал (географические и природные достопримечательности, особо охраняемые природные территории, благоприятные биоклиматические условия) расценивается как фактор развития не только спортивно-оздоровительного туризма, но и экономики региона в целом.

Исходя из этого, обучающийся по данному курсу должен овладеть технологиями организации спортивно-оздоровительного туризма, что позволит ему в дальнейшем выполнять обязанности гида-проводника в коммерческих и самодеятельных группах, совершающих походы по спортивным классификационным маршрутам, а также исполнять роль организатора туристской работы на территории национальных и природных парков.

Программа составлена с учетом программы подготовки кадров спортивного туризма в РФ (Направление А) по пешеходному и другим видам туризма. В соответствии со схемой подготовки общественных туристских кадров освоение данной программы дает обучающемуся право руководить походами выходного дня, а при условии приобретения опыта руководства походом первой категории сложности, - быть руководителем таких походов.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373;

Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 30. 08. 2013 г. №840 «О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27. 07. 2012 г. №760»;

Учебный план МКОУ Аннинская СОШ №3 (утверждён решением педагогического совета протокол №1 от 27. 08. 2014 г., приказом директора МКОУ Аннинская СОШ №3 № 136/1 от 27. 08. 2014Г.);

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год (Приказ Министерства образования РФ от 31 марта 2014 г. №253).


Цель курса: сформировать у учащихся систему знаний, умений и навыков, необходимых для организации оздоровительных и спортивных походов, а также других форм работы в сфере спортивно-оздоровительного туризма.

Задачи курса:

  • ознакомление с историей зарождения и развития самодеятельных форм спортивно-оздоровительного туризма России как уникальным общественным явлением;

  • ознакомление с нормативно-правовой базой функционирования спортивно-оздоровительного движения в России;

  • ознакомление с географией спортивных походов по стране и региону;

  • формирование системы знаний об организации деятельности туристских клубов и секций;

  • о работе с группой в условиях природной среды на маршрутах различной категории сложности с учетом возрастных, физических и других особенностей участников; знаний об обеспечении безопасности проведения туристских мероприятий;

  • обеспечение условий для овладения техническими навыками пешеходного и лыжного туризма, спортивного ориентирования;

  • ознакомление с технологиями проведения туристских мероприятий: походов, путешествий, слетов и соревнований;

  • формирования любви к Родине, природе; представлений о путях и средствах использования природного потенциала страны для повышения благосостояния людей.

Учебная работа по курсу «Основы туристкой деятельности» проводится в форме практических занятий в помещении и на местности в объеме часов, предусмотренных учебным планом.

В полевых условиях в связи со спецификой занятий изучаются темы «Топография и ориентирование на местности», «Техника движения и преодоления препятствий».

По завершении курса проходит учебно-тренировочный поход. Разработка маршрута, подготовка снаряжения, продуктов, оформление документов проводятся учащимися самостоятельно под общим руководством преподавателя.

В целях приобретения практических навыков по руководству туристской группой во время путешествий в каждой группе назначается руководитель (из числа учащихся, имеющих опыт участия в походе), а также завхоз, медик, ремонтник и т.д. Во время 4 путешествия учащиеся должны вести дневники, в которых фиксируется описание маршрута.

Преподаватель ежедневно анализирует деятельность всех участников путешествия. Контроль знаний, умений и навыков по курсу «Основы туристкой деятельности» проводится в форме зачетов с учетом результатов участия во всех видах учебной работы.




Тематическое планирование


ТЕМА

Количество часов

в



1

Основы туристской подготовки

1.1

Туристские путешествия, история развития туризма.

0,5

0,5

1.2

Личное и групповое туристское снаряжение.

0,5

0,5

1.3

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.

5

5

1.4

Подготовка к походу, путешествию.

6

6

1.5

Питание в туристском походе.

1

1

1.6

Туристские должности в группе.

2

2

1.7

Правила движения в походе, преодоление препятствий.

6

6

1.8

Техника безопасности при проведении походов, занятий

2

2

1.9

Туристские слёты, соревнования

26

26

1.10

Подведение итогов похода.

1

1

2

Топография и ориентирование

2.1

Понятие о топографической и спортивной карте

1

1

2.2

Условные знаки.

0,5

0,5

2.3

Ориентирование по горизонту, азимуту.

1

1

2.4

Компас, работа с компасом.

1

1

2.5

Измерение расстояния.

0,5

0,5

2.6

Способы ориентирования.

1

1

2.7

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

5

5

3

Краеведение

3.1

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.

1

1

3.2

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

1

1

3.3

Изучение района путешествия

1

1

3.4

Общественно полезная работа в походе

1

1

4

Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний.

0,5

0,5

4.2

Походная медицинская аптечка.

0,5

0,5

4.3

Основные приёмы оказания первой помощи.

1

1

4.4

Приёмы транспортировки пострадавшего.

1

1

5

Общая и специальная физическая подготовка

5.1

Краткие сведения о строении и функциях организма, влияние физических упражнений.

0,5

0,5

5.2

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм.

0,5

0,5

5.3

Общая физическая подготовка

5.4

Специальная физическая подготовка

Итого за период обучения

68

6

62













Литература

1. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры, М.: Просвещение, 1987.

2. Курилова В. И. Туризм: учеб. Пособие для студентов пединститутов по специальности «Физическое воспитание» и «Начальное u1086 овоенное обучение и физическое воспитание». М: Просвещение, 1998.

3. Моргунов Б.П. Туризм, М.: Просвещение, 1978.

4. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: Советский спорт, 2002 г.

5. Штюрмер Ю.А Краткий справочник туриста. 3-е изд. М.: Профиздат, 1986.

6. 6.3. Дополнительная литература

7. Алексеев С.С., Рубель Р.Б. Размышления о туризме. Свердловск: Средне-Урал. Кн. издво, 1974.

8. Бардин К.В. Азбука туризма (о технике пешеходного туризма): Пособие для учителей, руководителей школьных походов, школьников. 2-ое изд. М.: Просвещение, 1981.

9. Кондыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования. М.: Профиздат, 1984.

10. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1986.

11. Кустов Л.М. Спелеологические походы и экспедиции со школьниками. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1977.

12. Лысогор Н.А. и др. Десять писем Робинзону. М.: Физкультура и спорт, 1983.

13. Методические рекомендации по проведению велосипедных туристских походов. Киев, 1982.

14. Остапец А.А. В походе юные. М.: Просвещение, 1978.

15. Подготовка туристских общественных кадров. Положение, учебные планы и

программы. М.: Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1982.

16. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М.: Профиздат, 1987.

17. Сергеев В.Н. Туризм и здоровье. М.: Профиздат, 1987.

18. Туристско-краеведческая работа в пионерском лагере: Методические рекомендации для старших и отрядных вожатых загородных пионерских лагерей /сост. Е.3. Базыкина. М., 1974.

19. Туристские спортивные маршруты. Справочник. М.: Профиздат, 1989.

20. Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И., Лукоянов П.И. Питание в туристическом путешествии. М.: Профиздат, 1986.

21. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, действительные и мнимые, 2-е изд. М.:

Физкультура и спорт, 1983.

22. Энциклопедия туриста. М.: Большая Российская энциклопедия,1993.

VII. Выходные данные авторов программы

Скок Наталия Васильевна, канд. геогр. наук, доцент кафедры физической географии УрГПУ

Тел.: 334-33-90 (раб.), 235-76-18 (дом.)

Плетенева Надежда Леонидовна, канд. пед. наук, доцент кафедры социально-культурных технологий УрГПУ


© 2010-2022