- Преподавателю
- Физкультура
- «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пузырева М.Д. |
Дата | 15.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Использование здоровьесберегающих технологий
в начальной школе»
Статья учителя физической культуры МБОУ СОШ № 51 города Краснодара Шинкаренко Наталии Дмитриевны
АННОТАЦИЯ: в данной статье описывается актуальность рассмотрения проблемы формирования здоровьесберегающей среды школы, описаны педагогические условия воспитания и обучения школьников на уроках физической культуры.
SUMMARY:This article describes the relevance of the problems of forming zdorovesberegaej school environment. Describes the pedagogical conditions of upbringing and education of students on physical education lessons.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровье, проблемы здоровья школьников, занятия спортом, физическое развитие, закаливание.
KEY WORDS: health, problems school health, exercise sports, physical development, hardening.
Актуальность здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях неоспорима. Модернизация образовательных программ, увеличение объема изучаемого материала не может не отразиться на состоянии здоровья школьников. С одной стороны мы говорим о глубоких и качественных знаниях учащихся, а с другой стороны понимаем, что невозможно добиться такого результата без систематических занятий ученика, на которые наши дети с каждым годом тратят все больше и больше времени. Низкий уровень двигательной активности приводит к разным нарушениям здоровья ребенка. Прежде всего - это сколиоз, нарушение осанки, поражение опорно-двигательного аппарата. Такие нарушения наиболее часто встречаются в общеобразовательных учреждениях. Для достижения наибольшего успеха целесообразно начинать занятия с учащимися младших классов, потому что их нервная система отличается большей пластичностью и способствует быстрейшему формированию у них потребности в здоровом образе жизни, а значит и повышению уровня физического развития. Эти занятия позволят достичь заметного улучшения в состоянии здоровья:
- способствуют развитию необходимых физических качеств и двигательных навыков;
- позволят избавиться от предрассудков своей неполноценности;
- укрепят психологическую устойчивость в достижении цели;
- станут, по сути, неотъемлемой частью каждодневных занятий спортом, трудовым досугом, улучшит тягу к знаниям и свершениям.
По результатам данных медицинских осмотров, в нашей школе за последние три года сколиоз и нарушение осанки лидирует относительно других патологий. С целью профилактики и изменения ситуации в школе введено обязательное проведение физкультминуток не только в начальной школе, но и для учащихся среднего и старшего звена. Регулярное проведение динамических перемен позволило не просто организовать детей, но и сделать их отдых более разнообразным и интересным.
Забота о здоровье ребенка заключается не только в организации здоровьесберегающего пространства на территории школы. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что такое здоровье, как важно о нем заботиться самому.
В нашей школе организация здоровьесберегающей деятельности осуществляется не только через спортивно-массовые мероприятия, внеклассную спортивную деятельность, через уроки физкультуры, но и через уроки ОФП.
Ученики параллельных классов распределяются по интересующим их спортивным секциям, кружкам, ритмической гимнастике, хореографии, а ребята, освобожденные от физических нагрузок, занимаются лечебной физкультурой в специальных медицинских группах. В результате таких занятий за один урок ОФП охвачено 90 детей. Такие занятия у нас в школе проходят ежедневно, где каждый ребенок получает здоровье по своей медицинской группе. В итоге значительно уменьшилось детей освобожденных от уроков физической культуры.
На занятиях в начальных классах применяются следующие принципы и требования:
-
Оздоровительная и профилактическая направленность:
- обеспечение двигательного роста;
- восстановление нарушенных функций организма.
-
Преимущественно-социальная направленность физической подготовки:
- объем и интенсивность физической нагрузки (дифференцированный подход);
- подбор специальных упражнений, согласно подготовленности учащихся.
3. Теоретическая подготовка учащихся:
- знание роли физической культуры для полноценного развития человека;
- влияние физической культуры на искоренение недугов;
- формирование осознания необходимости занятий физкультурой и спортом.
-
Последовательность физкультурного воспитания качеств, которые определяют работоспособность и улучшения физического состояния.
Общими для всех задачами здоровьесберегающей деятельности и физического воспитания в начальных классах является:
-
Воспитание и закрепление навыков правильной осанки (задания выполняются с гимнастической палкой, у гимнастической стены).
-
Повышение уровня физического развития и аэробной выносливости, рост которых происходит постепенно из урока в урок.
-
Закаливание организма и повышение эмоционального состояния.
Уроки физической культуры по возможности проводятся на свежем воздухе, детям предлагается большое количество подвижных игр.
-
Нормализация работы мышц туловища, развитие общей силовой подготовки (занимаясь на свежем воздухе, ребята наращивают мышечную массу постепенно, лазают на спортивных снарядах, прыгают со скакалкой, бегают трусцой с постепенным прибавлением дистанции. В зимний период ребята занимаются в спортивном зале аэробикой, подвижными играми, эстафетами, лазанием по канату, метанием набивного мяча и тренировкой специальных групп мышц с помощью эластичного бинта.
Все вышеперечисленные задачи нормализуют и укрепляют здоровье детей, их мышечную систему, а также способствуют формированию положительных эмоций, выработке гормона радости, снижению психологического напряжения, повышению тонуса коры головного мозга.
Учителя нашей школы разрабатывают и проводят интересные развивающие уроки, опытом проведения которых делятся с коллегами на районных и городских семинарах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
-
В.И. Ковалько, «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», Москва, «ВАКО», 2007 год.
-
О.Н. Рудякова, «Как сохранить здоровье школьников», Волгоград, «Учитель», 2008 год.
-
Т.Н. Захарова, «Формирование здорового образа жизни у младших школьников», Волгоград, «Учитель», 2008 год.
-
Н.К. Смирнов, «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе», Москва, «Аркти», 2005 год.