Пояснительная записка 11 класс

Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» для 10 класса составлена на основе

1.Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физической культуре, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.

2.« Примерной программы среднего (полного) общего образования по физической культуре».

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3.06.2011 г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 г. № 1312;

4.Письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2010 № ИК-1494/19 "О введении третьего часа физической культуры" вместе с "Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации".

5.Годового календарно - учебного плана МБОУ «Тимяшевская средняя общеобразовательная школа» на 2015- 2016 учебный год.

Федерального и регионального перечня учебников; Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательной школы Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под общ. ред. В. И. Ляха. М.: Просвещение, 2011г. рекомендовано Министерством Образования РФ федеральный перечень учебников.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 102 часf для обязательного изучения образовательной области «Физическая культура», из расчета 3 учебных часа в неделю.

Методических рекомендаций о введение третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Введение третьего часа физической культуры в учебные планы продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников: ознакомление культурно-историческими и национально-родовыми традициями региона, его климатическими и географическими условиями, укрепления их здоровья, увеличения объема двигательной активности, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни. Цель 3-го урока физической культуры - создание условий для реализации физкультурно - оздоровительной активности учащихся вне зависимости от уровня физической и специальной подготовки обучающихся по отдельным видам спорта, а так же для углублённого изучения материала по каждому разделу программы.

В рабочей программе программный материал делится на две части: базовую и вариативную. В базовую часть - входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура»: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры (волейбол), лыжная подготовка, элементы единоборства. Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу, плаванию, футболу, (мини-футболу), бадминтону.

Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

Целью образования в области физической культуры в средней школе является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Задачи физического воспитания учащихся 11 классов направлены:

на содействие гармоническому развитию личности, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостояния стрессам;

на расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;

на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

на формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировки, значении занятий физической культуры для будущей трудовой деятельности;

на углубленное представление об основных видах спорта;

Требования по подготовке учащихся по предмету:

В рамках реализации этой цели и в соответствии с требованиями Стандарта примерная программа для учащихся средней (полной) школы ориентируется на выработку у них следующих умений:

Составлять и выполнять упражнения утренней гимнастики и специализированной зарядки, корригирующей гимнастики по формированию телосложения, правильной осанки, развитию физических качеств с учетом индивидуальных особенностей организма;

Выполнять основные гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения (комбинации). Технические действия в спортивных играх и единоборствах; регулировать физическую нагрузку; осуществлять самонаблюдение, самоконтроль за физическим развитием и подготовленностью, техникой выполнения двигательных действий.

Составлять: индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности; планы-конспекты.

Определять: уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;

Дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Проводить самостоятельные занятия по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствование техники движений и технических приемов;

Выполнять физические упражнения и заниматься спортом в условиях активного отдыха и досуга; выполнять элементы судейства соревнований и правила проведения туристических походов.




Демонстрировать.

Физическая способность

Физические упражнения

Юноши

Девушки

1

2

3

4

Скоростные

Бег 100 м, с.

Бег 30 м, с.

14,3

5,0

17,5

5,4

Силовые

Подтягивания в висе на высокой перекладине, количество раз

10

-

Подтягивания из виса, лежа на низкой перекладине, количество раз

-

14

Прыжок в длину с места, см

215

170

К выносливости

Бег 2000 м, мин

-

10,00

Бег 3000 м, мин



13,50

-

Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»

Базовым результатом образования в области физической культуры в средней школе является сформированость у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».





















Тематическое планирование по физической культуре для 11 класса

п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

10 класс

За год

I

II

1.

Базовая часть

79


1.1

Основы знаний о физической культуре


В процессе уроков

1.2

Спортивные игры - волейбол

20


20

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

18

18


1.4

Легкая атлетика

20

10

10

1.4

Лыжная подготовка

18


18

1.6

Элементы единоборства

3


3

2.

Вариативная часть

23


2.1

Спортивные игры - баскетбол

13

13


2.3

Футбол (мини-футбол)

4

4


2.4

Плавание

1


1

2.5

Бадминтон

5


5


Всего

102

48

57

В начале и в конце учебного года учащиеся сдают 5 контрольных упражнений (тесты) для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в отдельности в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде зачетов на уроках и заносятся в классный журнал. Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения тем учебного материала и решения задач конкретного урока. По текущим оценкам производится аттестация учащихся за полугодие. Итоговая аттестация производится на основании полугодовых оценок

Содержание тематического планирования:

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.

1.1. Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное Олимпийское и физкультурно - массовое движения.

1.2. Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.

1.3. Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.

1.4.Приемы саморегуляции. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.

1.5.Спортивные игры. Баскетбол. Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей; воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.

Волейбол. Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях волейбола. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях волейбола.

Футбол. Терминология футбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях футбола. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях футбола.

1.6. Лыжная подготовка. Освоение техники лыжных ходов. Переходы с одновременных на попеременные ходы. Преодоление подъемов и препятствий. Прохождение дистанции 5 км девушки и 6 км юноши. Тактические элементы лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование.

1.7.Гимнастика с элементами акробатики. Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние гимнастических упражнений на телосложение человека. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.

1.8. Легкая атлетика. Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.

1.9.Элементы единоборств.Приемы самостраховки. Приемы борьбы. Учебная схватка. Правила соревнований. Техника безопасности. Гигиена борца. Влияние занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств.

2.0. Плавание. Влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных способностей. Правила соревнований и определение победителя. Техника безопасности при проведении занятий плаванием. Личная и общественная гигиена. Самоконтроль.

2.1.Бадминтон. Технические действия в парах и в команде; тактические действия в игре по упрощенным правилам.

2.Двигательные умения, навыки и способности: В метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12-15 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5 х 2,5 м с 10-12 м (девушки) и 15-25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м с 10 м (девушки) и с 15-20 м (юноши).

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине (юноши), на бревне или разновысоких брусьях (девушки); выполнять опорный прыжок ноги. врозь через коня в длину высотой 115-125 см (юноши); выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти упражнений освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); комплекс вольных упражнений (девушки).Атлетическую гимнастику(юноши).Ритмическую гимнастику, аэробику (девушки)

В единоборствах: проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши).

В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.

Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляции физических и психических состояний.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: участвовать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень, физической подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях

Литература

  1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Академия, 2008.

  2. Яруллин Р.Х. Физическая культура: учебное пособие для учащихся 5 - 11 классов общеобразовательных учреждений \ Р.Х. Яруллин, Р.А. Абзалов. - Казань : Отечество, 2007.

3. Голомидова С.Е.Физкультура 10 класс (поурочные планы) 2004 год.

4. Культура здоровой жизни Москва 2002 г. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры / Г.И. Погадаев. - М. : ФКиС, 1998.

5. Озолин, Н.Г. Лёгкая атлетика : учебное пособие / Н.Г. Озолин, В.И. Воронкин. - М. : ФК и С, 1989.

6. Абзалов, Р.А. Физическая культура : учебное пособие / Р.А. Абзалов. - Казань : Магариф, 2005.

Список электронных ресурсов полезных учителям физической культуры

edu.tatar.ru Электронное образование Республики Татарстан. Наш основной сайт на котором мы ведем электронные журналы

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com Сеть творческих учителей, сообщество учителей физической культуры. Собрано более 300 полезных материалов проверенных на качество открытой общественной экспертизой. Документы сортированы по темам. Библиотека постоянно дополняется.

openclass.ru/sub/Физическая%20культура Открытый класс, физическая культура. Собрано более 900 полезных материалов по физической культуре. Документы не сортированы. Библиотека постоянно дополняется

uchportal.ru Учительский портал. Собрано около 100 полезных материалов по физической культуре. Документы сортированы по темам. Библиотека постоянно дополняется.

k-yroky.ru/load/153 К уроку, физическая культура. Собрано около 50 полезных материалов по физической культуре. Документы не сортированы. Библиотека постоянно дополняется.

kes-basket.ru/ Школьная баскетбольная лига.

Информационный сайт министерства Республики Татарстан, физкультура

rosolymp.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=6505&Itemid=1027 Всероссийская олимпиада школьников, физическая культура




























Критерии оценивания подготовленности учащихся

по физической культуре

Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и школьной образовательный стандарт.

Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний что отражает направленность и уровни реализуемы образовательных программ.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая тем (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, за потесь о повышении и дальнейшем интереса физической культуре.

Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть . За учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями навыками, а так же отражает сдвиги в развитие физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:

I.Знания

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используется следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности.

За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки

За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются проблемы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике

За не понимание и не знание материала программы


II.Техника владения двигательными умениями и навыками

Для оценивания техниками двигательными умениями и навыками используется следующее методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнения упражнений и комбинированный метод.

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка2

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполнять учебный норматив

При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в соревновании с уроком условиях

Движение или отдельные его элементы выполнены не правильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка.

III. Владение способами и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Учащийся умеет:

- самостоятельно организовать место занятий;

- подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; -контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги

Учащийся:

-организует место занятий в основном самостоятельно лишь с незначительной помощью;

-допускает незначительные ошибки в подборе средств;

-контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги

Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов

Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов

IV. Уровень физической подготовленности учащихся.

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени.

Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста.

Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту.

Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности.

(При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов.

Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.

Общая оценка успеваемости складывается по видам программ: по гимнастике, баскетболу, легкой атлетике, лыжной подготовке- путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно- оздоровительную деятельность.



© 2010-2022