Методическая разработка Подвижные игры на занятиях футболом

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

HP

Методическая разработка

Подвижные игры на занятиях футболом


Разработал учитель ГБОУ лицея 1564 имени генерала Белобородова СЗУО г. Москвы Бадаков С. Г.

2016 г.





Подвижные игры на занятиях футболом

Подвижные игры - важнейшее средство разностороннего физического воспитания школьников. Систематическое применение игр в занятиях с детьми расширяет двигательные возможности, способствует более активному развитию физических качеств, совершенствует восприятие и реагирование, развивает способность к анализу и принятию решений. Кроме того, подвижные игры служат эффективным фактором воспитания у занимающихся положительных морально-волевых качеств, оказывают большое оздоровительное воздействие. В учебно-тренировочном процессе с юными футболистами подвижные игры могут широко использоваться при решении задач общей и специальной физической подготовки, формировании у занимающихся технико-тактических умений и навыков, воспитании творческих способностей.

Выбор подвижных игр всецело зависит от конкретных задач урока, имеющихся условий, возраста и степени подготовленности юных футболистов. Важным требованием к методике проведения игр является их обязательная взаимосвязь и преемственность с другим учебным материалом, включенным в урок. Лишь в этом случае они смогут играть эффективную роль в подготовке юных футболистов.

Включая какую-либо игру в урок, необходимо позаботиться о ее соответствии конкретной части урока. Например, в вводную часть можно включать игры на развитие ориентировки, быстроты реакции, внимания. Такие игры не должны быть продолжительными, так как в противном случае наступление преждевременной усталости будет препятствовать освоению занимающимися учебного материала основной части урока. В основной части целесообразно использовать игры, способствующие закреплению и совершенствованию изучаемого материала. Нагрузка в них может быть больше, чем и других частях урока. При этом игры, как правило, располагают в конце основной части урока. В заключительной части проводятся игры на внимание.

Предлагаемые ниже подвижные игры разделены на две группы. В первую включены игры на развитие основных физических качеств силы (абсолютная сила, силовая выносливость, скоростно-силовая подготовка); быстроты (быстроты отдельных движений, реакции, темпа движений); выносливости (общей и специальной); ловкости и гибкости. Однако следует учитывать, что предлагаемая группировка игр все же несколько условна. Это объясняется тем, что ни одну игру по - существу нельзя рассматривать как средство развития только одного какого-то определенного качества (ведь мы можем говорить только о преимущественной направленности каждой игры). Во вторую группу включены игры на формирование технико-тактических навыков игры. Применение таких игр на этапе начального ознакомления, например, с техническим приемом способствует первичному освоению занимающимися (в упрощенной схематической форме, но на технически правильной основе) основных элементов изучаемого движения. Тем самым создаются благоприятные предпосылки для дальнейшего углубленного изучения данного приема, творческого применения его в игре. Предлагаемая группировка облегчит преподавателю подбор игр для целенаправленного применения в учебно-тренировочном процессе.

Игры на развитие быстроты

Салки. По сигналу игроки разбегаются по площадке, а водящий их ловит. Тот, кого водящий коснулся рукой, меняется с ним ролью, громко объявляя: «Я - салка!» Новому водящему не разрешается сразу же преследовать игрока, который водил перед ним.

Пятнашки маршем. Две команды располагаются в шеренгах за линиями, расположенными в 25-30 м друг от друга. По первому сигналу одна из команд начинает передвигаться маршем (в шеренге) навстречу другой. Когда расстояние между командами будет 3-4 м, подается второй сигнал, услышав который наступающие забегают за свою линию, а их соперники устремляются за ними и стремятся их осалить. Затем команды меняются ролями. Побеждает команда, осалившая большее число игроков другой команды.

День и ночь. Игра проводится на площадке 20 х 10 м. Поту и другую сторону от средней линии на расстоянии 1 м спиной друг к другу строятся в шеренги две команды. Одна команда - «День», вторая - «Ночь». Руководитель, стоя сбоку, называет одну из команд. Ее игроки должны как можно быстрее пересечь лицевую линию площадки. Соперники, повернувшись кругом, преследуют их. Сколько игроков они сумеют осалить, столько и начисляется их команде очков. Из игры никто не выбывает: все участники вновь занимают исходное положение. Руководитель называет команды произвольно. Побеждает га команда, которая за одинаковое число перебежек сумеет осалить больше игроков.

Круговая охота. Две команды строятся в два концентрических круга. По первому сигналу они передвигаются приставными шагами или скачками в разных направлениях. По второму сигналу игроки команды внешнего круга разбегаются по площадке, а игроки внутреннего круга преследуют их. Причем пятнать разрешается лишь того участника, который в начале игры стоял против догоняющего. Когда все игроки окажутся осаленными, команды меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая затратить на это меньше времени.

Игры на развитие силы

Кто сильнее? Соревнуются две команды. Посередине площадки размечаются круги в соответствии с количеством игроков в одной команде. В каждый круг помещается по бечевочному кольцу диаметром 30 см. В 2 м по обе стороны от каждого кружка обозначается по контрольной полосе. Участники подходят к кружкам и, составляя пары с игроками другой команды, берут кольцо одной рукой, и по сигналу каждый стремится перетянуть соперника за свою контрольную черту. Кому это удается, приносит команде очко. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Борьба в квадратах. На площадке обозначаются три квадрата - 3x3 м, 2x2 м, 1x1 м. В первый квадрат приглашаются четыре игрока. По сигналу они убирают руки за спину, встают на одну ногу и стараются толчком плеча в плечо вытолкнуть соперников из круга. Победитель остается в квадрате, а трое побежденных переходят в средний квадрат и таким же способом продолжают состязания. Затем оставшиеся двое продолжают борьбу в малом квадрате. Игроку, оставшемуся в первом квадрате, начисляется 4 очка, во втором - 3, в третьем - 2, а выбывшему из третьего квадрата - 1. Затем таким же образом соревнуется вторая четверка и т. д. В итоге между победителями проводятся финальные соревнования.

Гонка тачек. Состязаются сразу несколько команд, строящихся за общей линией старта. По сигналу первые два игрока каждой команды начинают действовать: один принимает положение лежа в упоре и разводит ноги на ширину плеч. Партнер поддерживает его за ноги. В таком виде тачки устремляются вперед. Достигнув поворотных пунктов (в 10-15 м от линии старта), игроки в парах меняются ролями, и тачки возвращаются к своим командам и т. д. Побеждает команда, закончившая гонку первой.

Зайцы и моржи. Соревнуются две команды. Каждая располагается на одной из лицевых сторон площадки в одну шеренгу. Игроки приседают и кладут руки на колени. По сигналу все участники выпрыгивают из приседа и таким образом продвигаются, словно зайцы, вперед, стараясь быстрее пересечь лицевую линию соперников. Побеждает команда, которой удастся это сделать быстрее. Обратно команды передвигаются в упоре лежа, словно моржи.

Скачки. Две команды строятся в колонны по одному за общей линией

старта. В каждой команде каждая пара игроков образует всадника и скакуна. По сигналу всадники садятся на плечи скакунам и устремляются к поворотным пунктам, расположенным в 10 - 12 м от линии старта. Обежав их, пары меняются ролями и возвращаются к линии финиша и т. д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

Силачи. Соревнуются две команды. Вызываются первые номера. Эти участники встают спиной друг к другу и берутся под руки. Наклоняясь вперед, каждый старается оторвать соперника ОТ земли и сделать с ним 2 шага вперед; кому это удастся, приносит команде очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Попрыгунчики. Соревнующиеся команды строятся за общей линией старта в колонны по одному. Первые номера команд зажимают ступнями ног набивной мяч и по сигналу устремляются прыжками вперед. Достигнув линии финиша, они ударом ноги или броском двух рук из-за головы отправляют мячи вторым номерам, а сами остаются на месте. Побеждает команда, ранее других в полном составе построившаяся за линией финиша.

Игры на развитие выносливости

Сумей догнать. Участники игры встают на беговой дорожке так, чтобы между ними была одинаковая дистанция (10-15 м). По сигналу все игроки начинают бег. Задача каждого - не дать себя догнать и постараться коснуться рукой впереди бегущего, чтобы выключить его тем самым из игры. Игра закапчивается, когда на беговой дорожке останутся трое самых выносливых участников.

Удочка прыжковая. Игроки одной команды встают по кругу дна метром 4 м. Другая команда выделяет рыбака (водящего), который занимает место в кругу с удочкой (4-5-метровая бечевка). Рыбак приседает и начинает вращать бечевку, имеющую на конце мешочек с песком. Игроки перепрыгивают удочку, когда она проходит у них под ногами. Игрок, осаленный мешочком по ноге, приносит команде 1 штрафное очко, но из игры не выходит. По истечении условленного времени (4-6 мин) команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая наберет меньше штрафных очков.

Салки лягушек. Игра проводится на ограниченной площадке. Все участники, в том числе и двое водящих за пределами площадки, принимают положение упора присев с опорой на руки, выставленные вперед. По сигналу водящие выпрыгивают лягушкой (с поочередной опорой на руки и ноги) на площадку и преследуют передвигающихся таким же образом игроков. При этом никому не разрешается сидеть на корточках, оторвав руки от земли. Каждый, кого осалит один из водящих, тоже становится водящим. Участник, пойманный последним, считается победителем.

Водящий в круге. Соревнуются две команды. В составе каждой пять-шесть человек. Одна команда выделяет водящего, который занимает место в круге. Игроки другой команды встают по внешней стороне круга. По сигналу игроки бегут по кругу, одновременно передавая руками набивной мяч. Водящий стремится поймать мяч или хотя бы коснутся его. Когда это удается, он приносит команде 1 очко. По истечении условного времени команды меняются ролями. Побеждает та команда, водящий которой принес ей больше очков.

Футбольные салки. Игра проводится на ограниченном участке поля. Каждый игрок, в том числе и водящие (их может быть два-три), имеет мяч. По сигналу все игроки выполняют ведение мяча по полю, следя за водящими и уклоняясь от встречи с ними. Задача каждого водящего - попасть своим мячом в мяч играющих. Если это удастся сделать, водящий меняется ролью с этим игроком.

Точные передачи. Игра проводится на ограниченном участке поля. В каждой команде четыре - шесть игроков. Команда, первой начавшая игру, старается сделать как можно больше передач, стараясь, чтобы мяч не перехватили водящие соперников, которых может быть два-три. За каждую передачу команде начисляется 1 очко. По истечении условленного времени команды меняются ролями. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

В чужую зону. Поочередно соревнуются несколько команд. Первая команда по сигналу занимает место в квадрате, обозначенном на поле. По сигналу ее игроки осуществляют ведение мяча в этом квадрате. По второму сигналу, поданному через 45-60 с, все игроки, ведя мяч, устремляются во второй квадрат, расположенный в 40-50 м от первого. Как только последний игрок войдет с мячом в квадрат, команда заканчивает состязание. Побеждает команда, затратившая меньше времени на такую перебежку.

Футбольная полоса препятствий. Соревнуются одновременно несколько команд, игроки которых строятся за общей линией старта (каждый с мячом). Перед каждой командой сооружается полоса препятствий. По сигналу первые номера команд обводят зигзагообразно 4 стойки, расставленные на расстоянии 3 м друг от друга, затем с 3 м выполняют 10 передач низом в щит внутренней стороной стопы, оставив мяч, пробегают 30 м, выполняют 15 прыжков через гимнастическую скамейку, пробегают 40 м с расстояния 8 м, выполняют 3 удара по мячу ногой в щит 1 х 1 м. Как только мяч после третьего удара коснется или минует щита, судья на финише дает отмашку флажком, что означает сигнал к действию следующему участнику команды. Побеждает команда, затратившая на прохождение дистанции меньше времени с учетом штрафных секунд, начисляемых игрокам за технические ошибки (касание стоек при обводке стоек - 4 с, неточный удар в щит - 8 с).

Игры на развитие ловкости

Состязания пингвинов. Одновременно соревнуются несколько команд, которые строятся за общей линией старта в колонны по одному. По сигналу первые номера зажимают ногами мяч и прыжками на двух ногах устремляются вперед. Достигнув флажков, установленных в 10 м от каждой команды, они продолжают продвигаться вперед, обводя на своем пути 4 стойки, расположенные через 2 м, затем берут мяч в руки и бегом по прямой возвращаются назад, отдают мяч вторым номерам, а сами занимают места в конце своих колонн. Побеждает команда, раньше других закончившая эстафету.

Перебежки с ударом в цель. Одновременно соревнуется две-три команды, которые строятся за общей линией старта в колонны по одному. Напротив каждой команды на расстоянии 10 м обозначается круг диаметром 1 м, куда кладется футбольный мяч, далее в 8 м на стенке изображается цель 1 х 1 м, на полпути между кругом и целью кладется гимнастический обруч. По сигналу первые номера команд устремляются вперед, огибая «змейкой» флажки, расставленные на пути к кругу через 2 м, выполняют удар в цель, ловят руками отраженный мяч, ставят его опять в круг и, подбежав к обручу, продевают его сверху вниз через себя. После этого первые номера по прямой возвращаются назад и касанием руки посылают в путь следующих участников и т. д. Побеждает команда, затратившая меньше времени на перебежки с учетом штрафных секунд за неточный удар в цель (5 с).

Двойной дриблинг. Одновременно соревнуются несколько команд, которые строятся за общей линией старта. По сигналу первые номера продвигаются вперед, одновременно ведя ногой футбольный мяч, а рукой баскетбольный. Обойдя зигзагообразно 4 стойки, расположенные в 2,5 м друг от друга, и взяв оба мяча в руки, игроки бегом устремляются по прямой линии обратно. Отдав мячи вторым номерам, они встают в конец колонн и т. д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

Эстафета с кувырками. Одновременно соревнуются несколько команд, построенных за общей линией старта в колонны по одному. В 5-6 м напротив каждой команды укладывается мат, далее в 2 м от них обозначается круг диаметром 0,5 м, куда кладется футбольный мяч. По сигналу первые номера устремляются к мату, осуществляют кувырок вперед, подбегают к мячу, берут его в руки и поворачиваются кругом. Приблизившись к мату, делают кувырок с мячом в руках вперед в группировке. Подбежав к линии старта, они передают мяч из рук в руки вторым номерам, а сами встают в конец колонн. Вторые номера осуществляют кувырок с мячом, оставляют его в круге и, возвращаясь назад, делают кувырок без мяча и касанием руки передают эстафету третьим номерам и т. д. Побеждает команда, закончившая эстафету раньше других.

Ловкие вратари. Поочередно соревнуются несколько команд. Команда, начинающая игру первой, строится в колонну по одному. Впереди на расстоянии 5 м кладутся в длину 2 мата. В 3 м за матами занимает место капитан. Члены команды по очереди выполняют кувырок вперед с последующим прыжком вверх и ловлей мяча, брошенного им навстречу капитаном. За удачную ловлю игрок приносит своей команде 1 очко. Победа присуждается команде, которая наберет больше очков.

Вертуны. Одновременно соревнуются несколько команд, имеющие в своем составе четыре или шесть игроков. Команды стоят в колоннах по одному за общей линией старта. По сигналу первые номера любым способом поворачиваются в условленную сторону на 360°. После поворота вторые номера обхватывают их за пояс, и они поворачиваются на 360° уже вдвоем. Далее повороты выполняют одновременно три in рока и т. д. Побеждает команда, первой закончившая повороты в' полном составе. При повторении игры повороты осуществляются в другую сторону.

Воробьи и кошки. Эту игру можно проводить на травяном поле. Она проводится одновременно в нескольких группах. Для каждой группы чертятся круги. Каждая группа выделяет одного водящего (кошка), который занимает место в круге, присев на корточки. Остальные участники (воробьи) размещаются перед внешней линией круга, присев на корточки. По сигналу воробьи стремятся большее число раз впрыгнуть в круг и выйти из него в другом месте, увертываясь от кошки, делая кувырки вперед или назад (но не более двух подряд). Кошка, передвигаясь на четырех лапах, охотится за воробьями, стремясь осалить их. Дважды пойманный воробей выбывает из игры. Через условленное время назначается новая кошка. Побеждает кошка, поймавшая больше воробьев, чем другие.

Игры на развитие технико-тактических навыков

Сбей булавы. Игра проводится на площадке 20x10 м. На той и другой лицевых линиях, на равном расстоянии друг от друга устанавливаются булавы. Их количество па каждой стороне равно числу игроков в одной команде. Команда, начинающая игру первой, строится на середине площадки (каждый игрок имеет мяч). По сигналу игроки одновременно выполняют удары внутренней стороной стопы, стремясь сбить булавы, стоящие на одной из лицевых линий. Игроки второй команды ловят мячи и возвращают их играющим, которые устанавливают мячи и по сигналу вновь производят удары, но уже по мячам, стоящим на другой лицевой линии. После этого команды меняются ролями. Побеждает команда, игроки которой сбили в игре больше булав.

Руками в ворота. Игра проводится на площадке 20 х 10 м, на лицевых линиях которой устанавливаются гандбольные ворота. В составах команд по четыре игрока. Время игры - два периода по 8-10 мин. Игроки в ходе игры передают мяч друг другу только с помощью вбрасывания из-за головы двумя руками, задача команд - забить как можно больше мячей в ворота соперников.

Поединок. На ограниченном участке поля соревнуются две команды. Одна из них по жребию вводит мяч в игру, стремясь удержать его за счет ведения, точных передач и перемещений игроков на свободное место. В игре соблюдаются правила игры в футбол. Однако за грубость игрок удаляется на 30 с. Противоположная команда стремится отнять мяч и дольше удержать его у себя. Руководитель фиксирует время владения мячом той и другой командами. Побеждает команда, дольше продержавшая мяч у себя в ходе игры.

Передача мячей по кругу. Соревнуются две команды. Первая встает в круг диаметром 6-8 м. В центре занимает место капитан. Он головой посылает мяч поочередно стоящим в окружении игрокам, а те головой возвращают ему мяч. По истечении условленного времени команды меняются ролями. Побеждает команда, попустившая меньше падений мяча на землю.

Присядь после удара. В эстафете одновременно участвуют несколько команд. Они выстраиваются в колонну по одному за общей линией старта. Впереди каждой колонны занимает место капитан, встав в 2 м от линии старта с мячом. По сигналу капитана набрасывают мячи первым номерам команд, которые головой посылают мяч обратно и быстро приседают. Капитан направляет его вторым номерам, которые ударом головы направляют его назад и приседают. Так же действуют остальные игроки. Команда заканчивает соревнования, когда капитан поднимет мяч вверх, поймав его от последнего игрока. За победу команде дается 1 очко, за второе место - 2, за третье - 3 и т. д. И итоге побеждает команда, набравшая наименьшее число очков.

Теннисбол. Игра проводится на волейбольной площадке. Сетка опускается так, чтобы верхний край ее был в 1 м от земли. В составе команд по четыре-пять игроков. Правила игры сходны с правилами волейбола. Подача производится ногой с лицевой линии. Разрешается не более двух касаний мяча площадки и трех передач между партнерами. Удары наносятся только ногами. Счет очков ведется до 15.

Отбери мяч. Из числа занимающихся назначаются два-три водящих, которые занимают место в круге. Остальные игроки становятся за кругом. По сигналу они начинают передавать мяч друг другу, стараясь, чтобы его не перехватили водящие. Преподаватель учитывает, сколько раз водящие сумели перехватить мяч. По истечении условленного времени место водящих занимают новые игроки. Таким образом, в ходе игры все занимающиеся побывают в роли водящих. Побеждают те водящие, которые сумели в установленное время перехватить большее число передач.

Игра под сеткой. Игра проводниц па волейбольной площадке. Нижний край сетки находится на высоте 75-80 см от земли. В 2-3 м от средней линии, на той и другой половине, обозначаются ограничительные линии. В составе каждой команды по пять-шесть человек. По сигналу один из игроков команды, начинающей игру первой, пытается послать мяч ногой под сеткой так, чтобы он вышел за пределы площадки соперников через лицевую линию. Те препятствуют этому, отбивая мяч ногой, головой или останавливая его. Теперь очередь наносить удар противоположной команды. Запрещается при выполнении удара переступать ограничительные линии. В дальнейшем в игру вводится сразу 2 мяча. Побеждает команда, сумевшая за игру большее число раз пробить защитные редуты соперников.

Во встречных колоннах. Соревнуются одновременно несколько команд. В каждой игроки рассчитываются по порядку номеров. Четные и нечетные номера строятся во встречные колонны на расстоянии 8-10 м друг от друга. По сигналу первые номера команд передают мяч в противоположную колонну, а сами устремляются в сторону этой колонны и встают там последними. Вторые номера останавливают мяч и передают его обратно, но уже третьим номерам, а сами делают перебежку в конец этой колонны и т. д. Команда заканчивает игру, когда все игроки окажутся на первоначальных местах. В зависимости от подготовленности занимающихся игра проводится как с учетом времени (на скорость), так и без учета (оценивается лишь точность передач и качество остановки мяча). Во втором случае вводятся за технические ошибки штрафные очки.

В одно касание. Соревнуются несколько команд. Первая команда выстраивается напротив стенки, на расстоянии 6-7 м от нее. На стенке обозначаются ворота 1 x 0,5 м. По сигналу первый номер ударом внутренней стороной стопы направляет мяч в цель и быстро перебегает в конец колонны. Второй номер с хода по катящемуся мячу, не заходя за ограничительную линию, вновь посылает мяч в ворота и т. д. Когда каждый игрок трижды выполнит удар в цель, команда заканчивает упражнение. Таким же образом действуют другие команды. Побеждает команда, затратившая на выполнение задания меньше времени с учетом штрафных секунд за ошибки: переступание ограничительной линии во время удара - 2 с, неточный удар - 4с.


© 2010-2022