Реферат по эстафетному бегу

Раздел Физкультура
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Реферат

по физической культуре

на тему:

Эстафетный бег



Введение

Эстафетный бег является единственным командным видом легкой атлетики, в котором каждый участник пробегает отведенный ему этап, а результат и место команды определяются по времени, показанному всеми участниками.

Победа в соревновании зависит от умения каждого спортсмена, представляющего квартет, сочетать высокую скорость бега, передачу и прием эстафетной палочки с наименьшими затратами времени.

Заслуженные тренеры РФ отмечают положительные воздействия эстафетного бега на развитие и совершенствование скоростных способностей спринтера. Включение в тренировочное занятие передачи эстафетной палочки на различных отрезках позволяет избежать многих нежелательных моментов, которые возникают при беге с ходу, когда на спортсмена «давят» не только показания секундомера, но и результат товарища. Кроме того, эстафета развивает быстроту реакции, способность к ускорению, а высокий эмоциональный настрой создает прекрасные условия для повышения скорости бега спортсменов (Маслаков, Врублевский, Мирзоев, 2009).

Однако, наблюдения и анализ тренировочного процесса отечественных спринтеров показали, что эстафетному бегу отводится чрезвычайно мало времени и места, а многие специалисты не в полной мере знакомы с методикой подготовки эстафетных команд. Так, довольно часто, совершенствование техники эстафетного бега может вестись в неправильном скоростном режиме, и используется как «добавка» к нагрузке другой направленности. (Маслаков, Врублевский, Мирзоев, 2009).

Эстафетные дисциплины, включенные в программу соревнований Международной ассоциации атлетической федерации (IAAF) и Европейской атлетической ассоциации (EAA).

Дистанции в программе соревнований, проводимых на стадионе

  1. На Олимпийских играх, Чемпионатах мира (в т.ч. и среди юниоров), Европы (в т.ч. среди юниоров и молодежи) и Кубке Европы (с 2009 года данные соревнования переименованы в командный Чемпионат Европы) - 4x100 м и 4x400 м.

  2. На Чемпионатах мира среди юношей и девушек (16-17 лет) - 100 + 200+300+400 м.

Дистанции в программе соревнований, проводимых в помещении

  1. На Чемпионатах мира и Европы - 4x400 м.

  2. На кубке Европы - 800+600+400+200 м.

Дистанции в программе соревнований, проводимых на шоссе

Экиден (марафонская дистанция, разделенная на 6 этапов):

1-й этап - 5 км

2-й этап - 10 км

3-й этап - 5 км

4-й этап - 10 км

5-й этап - 5 км

6-й этап - 7 км 195 м

Рекорды мира, континентов и стран регистрируются не только в классических эстафетных дистанциях (4x100 м и 4x400 м), но и в беге 4x200 м, 4x800м, 4x1500 м.

Менее популярны в последнее время эстафеты 10x1000 м, 3x1000 м, «шведская эстафета» (400 м + 300 м +200 м +100 м), 800 м + 400 м +200 м +100 м, «олимпийская эстафета» -800 м + 200 м +400 м, 10x100 м, 4x500 м и др.

Правила соревнований по эстафетному бегу

Эстафетная палочка представляет собой цельную, гладкую, полую трубку, круглую в сечении, сделанную из дерева, металла или другого твердого материала. Длина палочки должна быть 28-30 см, масса - не менее 50 г, длина в окружности - 12-13 см. Она должна быть выкрашена в такой цвет, чтобы ее легко было увидеть во время соревнований.

Для передачи палочки правилами соревнований в эстафетном беге 4x100 предусматривается 20-ти метровая «зона передачи» (для 2, 3 и 4 этапов), которая размечается двумя линиями (границы «зоны передачи» шириной 5 см) на расстоянии 10 м вперед и назад от начала этапа с центром в середине этой «зоны». «Зоны» начинаются и заканчиваются по краям линий, ближайшим к линии старта в направлении бега. К этим линиям под углом 45° справа по ходу бега проводятся прямые линии длиной 15 см и шириной 5 см каждая, направленные внутрь зоны.

Эстафеты 4x100 м и, если возможно, 4x200 м нужно проводить полностью по отдельным дорожкам. В эстафете 4x400 м первый этап, а также первый вираж второго этапа спортсмены бегут по отдельным дорожкам.

В эстафетах 4x100 и 4x200 м участники команды, за исключением первого бегуна, могут начать бег не более чем за 10 м до начала «зоны передачи» эстафетной палочки. Четкая отметка должна быть сделана на каждой отдельной дорожке, чтобы обозначить данное расстояние, которое называется «зоной разбега». При этом спортсмен, принимающий палочку, для обозначения «форы» может сделать одну контрольную отметку на своей дорожке, используя самоклеющуюся ленту максимальным размером 5x40 см. В эстафетном беге 4x400 м «зона разбега» отсутствует.

Центральная линия зоны первой передачи в эстафете 4x400 м (или второй «зоны передачи» в эстафете 4x200м) соответствует линии старта в беге на 800 м. «Зоны передачи» второго и последующего этапов в эстафетах 4x400 м ограничены линиями, проведенными в 10 м от общей линии финиша всех дистанций в одну и другую сторону.

Бегуны второго этапа в каждой команде могут перейти на общую дорожку лишь после того, как они пересекли линию после первого виража. Бегуны третьего и четвертого этапов в эстафете 4x400 м должны быть расставлены в начале «зоны передачи» в том же порядке (от первой к последующим дорожкам), какой занимают члены их команды после пробегания 200 м своего этапа. После этого принимающим эстафету легкоатлетам не разрешается менять расположение в начале «зоны передачи». В противном случае команду дисквалифицируют.

При проведении эстафеты 4x200 м в помещении весь первый вираж второго этапа спортсмены должны бежать по отдельным дорожкам, а затем перейти на общую дорожку. В эстафете 4x400 м в помещении два первых виража спортсмены бегут по своим дорожкам (используется та же разметка, что и в соревнованиях на дистанции 400м).

Передача палочки начинается с того момента, когда принимающий бегун впервые до нее дотрагивается, и завершается, когда она оказывается в руке только у принимающего бегуна. В «зоне передачи» решающим является положение палочки, а не тела спортсменов. При падении эстафетной палочки поднять ее должен тот спортсмен, который уронил. Он может сойти с дорожки, чтобы поднять ее, при условии, что он не сокращает дистанцию и не мешает спортсмену из другой команды. Спортсмены перед получением и/ или после передачи, чтобы не помешать другим участникам, должны оставаться на своих дорожках или в зонах до того момента, пока дорожка не освободится. При проведении эстафетного бега участники должны нести эстафетную палочку в руке и при смене этапа передать ее из рук в руки в установленной 20-метровой «зоне передачи» (перекатывать или перебрасывать палочку не разрешается).

При передаче эстафеты запрещается всякая помощь участника команды своему партнеру. Каждый участник команды имеет право бежать только один этап, а спортсмен, бегущий на последнем этапе, должен пересечь плоскость финиша с эстафетной палочкой.

Состав команды и порядок бега в эстафете должен быть официально объявлен не позднее чем за час до опубликованного времени первого вызова на первый забег в каждом круге соревнования. Дальнейшие изменения могут быть сделаны только по медицинским показаниям (заверенным медицинским сотрудником, назначенным Оргкомитетом) до последнего вызова на определенный забег, в котором участвует команда. Если спортсмен, стартовавший в предыдущем круге, был заменен на запасного, он не может вернуться в свою команду, а на последующих этапах замены в эстафетной команде могут быть сделаны только из числа уже заявленных на этот или другой вид спортсменов. В команде разрешается заменить не более двух спортсменов.

Техника эстафетного бега

На первом этапе спортсмен начинает бег из положения низкого старта с использованием стартовых колодок. Действия бегуна на первом этапе аналогичны действиям спортсмена, начинающего бег по повороту. Стартовые колодки устанавливаются ближе к внешнему краю дорожки с тем, чтобы начать бег по прямому отрезку дистанции, что позволяет спринтеру более быстро набрать максимальную скорость бега. Другой особенностью старта в эстафетном беге является то, что он выполняется бегуном с эстафетной палочкой в руке.

В специальной литературе авторы предлагают несколько вариантов держания эстафетной палочки на старте. Положение, когда стартующий держит ее средним, безымянным пальцами и мизинцем, а опорой служат большой и указательный пальцы, получило наиболее широкое распространение среди отечественных спортсменов.

Варианты держания эстафетной палочки при низком старте анализирует американец J. Kolpher (Kolpher, 1975).

Первый вариант: спортсмен держит палочку в нормальном стартовом положении. Данный способ, по мнению автора, не обеспечивает надежного удерживания палочки в момент старта.

Второй вариант: палочка держится тремя пальцами, тогда как большой и указательный пальцы служат опорой. Палочка удерживается надежно, но этот способ не гарантирует равновесия в момент старта.

Третий вариант: следует держать палочку большим и средним пальцами, остальные служат опорой, и вес тела равномерно распределяется на них. Однако при этом способе, как подчеркивает J. Kolpher, надежная фиксация палочки не обеспечивается.

Четвертый вариант: палочка сжимается большим, средним и безымянным пальцами, что также способствует равномерному распределению веса тела на пальцы. Кроме того, палочка надежно удерживается в руке и находится несколько выше над грунтом, чем при других способах. По мнению автора, большинство спортсменов США считают этот вариант очень удобным и наиболее естественным для удержания палочки при низком старте.

Пятый вариант: бегун держит эстафетную палочку большим и указательным пальцами. Этот способ, как при втором варианте, не обеспечивает достаточного равновесия спортсмену.

Предложенные варианты взяты из практики использования их американскими спортсменами, но решающим фактором при определении способа держания эстафетной палочки, как следует из исследований автора, должно являться мнение тренера и спортсмена. Во всех случаях эстафетная палочка держится за один конец, а другой ее конец находится за пределами стартовой линии. На отработку оптимального способа держания эстафетной палочки уходит совсем немного времени, и если спортсмен надежно и естественно держит палочку на старте, можно считать, что время потеряно не зря.

По выстрелу стартера спортсмен, бегущий на первом этапе, начинает бег, придерживаясь ближе к внутреннему краю дорожки. Спортсмены последующих этапов также принимают стартовое положение для более быстрого начала бега.

При этом, в связи с тем, что бегуны 2-го и 4-го этапов принимают эстафетную палочку у спортсменов, бегущих по виражу, ближе к внутренней линии дорожки, то стартовое положение на этих этапах будет одинаковым - ближе к наружной линии своей дорожки. Так как он оставляет левую сторону дорожки для передающего эстафетную палочку.

Анализируя стартовое положение бегунов на втором и четвертом этапах, большинство специалистов (Хоменков, 1987, Озолин, Воронкин, Примаков, 1989, Tozer, 1970) приходят к мнению, что спортсмен должен принимать положение, близкое к низкому старту, на внешней стороне дорожки, опираясь (или без опоры) правой рукой о дорожку. При этом либо правая, либо левая нога может находиться впереди.

Голова спортсмена повернута в сторону внутренней части дорожки, т.е. влево, что дает возможность более четко видеть бегуна своей команды и контрольную отметку. В момент, когда передающий начал бег с палочкой, принимающий эстафету спортсмен занимает стартовую позицию. По мере приближения партнера левая рука поднимается до уровня пояса, туловище разворачивается левым плечом влево-вверх, голова поворачивается так, чтобы взгляд на контрольную отметку направлялся сверху, а не сбоку. Этот момент очень важен, так как хорошо ориентирует бегуна на точность ухода. Для удобства пятки слегка поворачиваются в сторону внешней линии дорожки.

На третьем этапе происходит вторая передача эстафетной палочки. Анализ соревновательной деятельности показывает, что на этом этапе наиболее распространено следующее положение бегуна, принимающего эстафету. Спортсмен становится в положение, близкое к низкому старту, на внутренней стороне дорожки с опорой или без опоры на руку. Некоторые спортсмены, стартующие на третьем этапе, становятся на внешнюю сторону дорожки, опираясь правой рукой. Также встречаются случаи, когда спортсмены принимают положение по внешней дорожке, близкое к высокому старту без опоры на руку. При этом первая фаза ускорения выполняется по касательной к внутренней линии беговой дорожки (Мирзоев, Маслаков, Врублевский, 2007).

Следует учитывать тот факт, что чем дальше дорожка находится от внутренней бровки, тем меньше прямого участка разгона остается для стартового разбега участникам третьего этапа. Поэтому спортсмену, стартующему на этом этапе при выборе места старта целесообразно учитывать очередность дорожки и то, как будет виден его приближающийся партнер по команде к моменту пересечения контрольной отметки. В этом случае следует индивидуально выбирать наиболее рациональный вариант позы на старте. Дальнейшие действия спортсмена являются аналогичными таковым при выполнении старта и стартового разгона на втором и четвертом этапах, но свой бег он проводит так же, как бегун первого этапа, то есть ближе к внутренней бровке.

Способы передачи эстафетной палочки

В настоящее время в практике эстафетного бега 4x100 м существует два наиболее распространенных способа передачи эстафетной палочки без перекладывания - передача «снизу - вверх» и «сверху - вниз». Это значит, что эстафетная палочка принимается и передается бегуну следующего этапа одной и той же рукой, и спортсмен, принимающий палочку, не перекладывает ее во время бега из одной руки в другую. В этом варианте эстафетная палочка передается бегунами на этапах в следующей последовательности:

  • из правой руки в левую руку (на втором этапе);

  • из левой руки в правую руку (на третьем этапе);

  • из правой руки в левую руку (на четвертом этапе).

Таким образом, на вираже легкоатлету целесообразно бежать ближе к внутренней части дорожки и нести палочку в правой руке, а на прямой держать эстафетную палочку в левой руке и при беге в «зоне передачи» придерживаться внешней стороны дорожки.

Неоднократно различными специалистами (Schmolinsky G., 1978, Tozer, 1970) проводилось исследование эффективности двух способов передачи эстафетной палочки - «снизу - вверх» и «сверху - вниз». Общая оценка эффективности того или иного способа складывалась из оценки следующих факторов: простоты, надежности и быстроты передачи. Оба способа применяли в одинаковых условиях: передачу «снизу - вверх» и «сверху - вниз» исследовали с участием одних и тех же испытуемых; во всех экспериментах проводилась передача эстафеты из правой руки в левую; передающий и принимающий использовали спринтерский старт и т.д. Результаты исследований показали, что способ передачи «сверху - вниз» позволяет быстрее передавать эстафетную палочку, чем «снизу - вверх».

Тем не менее, многолетняя практика эстафетного бега показывает, что способ «снизу - вверх» более простой и надежный. Поэтому в тренировке начинающих спортсменов, где наиболее важное значение имеют факторы простоты и надежности передачи эстафеты, следует практиковать способ передачи «снизу - вверх». Спортсменам высокой квалификации можно отдавать предпочтение способу передачи «сверху - вниз» как более быстрому (Маслаков, Врублевский, Мирзоев, 2009). В целом, следует отметить следующие основные моменты при двух способах передачи.

Передача «снизу - вверх».

Бегун, принимающий эстафету, держит руку в положении «V» (раскрытой ладонью) на уровне бедра. Эстафетная палочка вкладывается «снизу - вверх» в руку принимающего эстафету бегуна с тем расчетом, чтобы он мог взять ее близко к руке бегуна, передающего эстафету. Для этого, в момент передачи палочки, тыльная часть кисти передающего устремляется в ладонь принимающего, что исключает возможность проскальзывания. Это обеспечивает также необходимое место на эстафетной палочке для очередного захвата ее, в последующем, остальными спринтерами команды.

Преимуществом данного вида передачи является то, что ему легко научить начинающих. Данная передача является более естественной и сродни природе бега, т.к. движение «снизу - вверх» не нарушает бегового ритма.

К недостаткам относится то, что приходится экономить «расстояние на палочке», поскольку с каждой передачей на ней остается меньше места для последующего захвата, и на последнем этапе часто нет места на переднем конце палочки, за который можно уверенно ухватиться, что может привести к ее потере.

Для решения проблемы свободного хвата предлагается движением пальцев во время бега продвигать палочки вперед по кисти. Кроме того, при передаче палочки снизу кисть передающего обязательно должна коснуться кисти принимающего.

Передача «сверху - вниз»

Бегун, принимающий эстафету, протягивает руку назад ладонью вверх (большой палец по направлению к туловищу). Легкоатлет, передающий эстафету, держа палочку, помещает ее свободный конец в руку спортсмена, принимающего эстафету, движением «сверху - вниз».

Здесь также имеются достоинства и недостатки. К преимуществам относится наличие максимально большого расстояния между бегунами, в связи с чем, положение эстафетной палочки после передачи не требует корректировки (она готова к следующей передаче).

К недостаткам относится то, что в движущую, более высоко поднятую, по сравнению с предыдущей передачей, руку принимающего эстафету бегуна трудно точно вложить эстафетную палочку.

В вопросе сравнительной эффективности способов передачи эстафеты наиболее значительное практическое исследование было проведено чешскими специалистами E. Dostal и P. Moravec (цитируется по Маслаков и др., 2009). Исследователи выявили, что во всех анализируемых соревнованиях в эстафетных командах 1972 - 1988 гг. при передачах «снизу - вверх» было достигнуто более эффективное взаимодействие, чем при способе «сверху - вниз». Тем не менее, в настоящее время большинство команд используют передачу «сверху - вниз». Причем мужчины осуществляют передачу, в основном, во второй половине «зоны передачи», а женщины - в первой.

Также отмечается, что при относительно однородном морфологическом профиле спринтеров чаще и лучше используется передача «снизу-вверх». Если спортсмены разнородные по росту (свыше 4-8 см) - «сверху-вниз». Более детальный видеоанализ показал явную предрасположенность типа передачи от антропометрических данных спринтеров, которые, в конечном счете, сказываются на его длине и частоте шагов.

Некоторые команды применяют смешанный способ передачи снизу и сверху без перекладывания. Суть этого способа заключается в следующем. Передача эстафетной палочки с первого этапа на второй и с третьего этапа на четвертый делается движением «снизу-вверх», а передача со второго этапа на третий - движением «сверху-вниз». Это является одним из решений проблемы свободного хвата палочки.

Звуковой сигнал в эстафетном беге

Прием эстафетной палочки осуществляется по звуковому сигналу передающего. Причем этот сигнал подается на таком расстоянии, при котором можно передавать и принимать эстафетную палочку вытянутыми руками (расстояние между передающими и принимающими приблизительно 1,20-1,50 м) и в тот момент, когда рука передающего с палочкой двигается назад. Последнее делается с той целью, чтобы при движении вперед вложить палочку партнеру, который уже готов ее принять.

Отмечается, что американские тренеры много экспериментировали со звуковыми сигналами при передаче эстафеты и выяснили, что лучше выкрикивать имя бегуна, принимающего эстафетную палочку. Бегун предыдущего этапа подает таким образом команду за один шаг до движения руки, которой он передает палочку бегуну следующего этапа. Когда принимающий бегун слышит свое имя, он чуть наклоняется вперед (компенсируя отведение руки) и делает мах рукой, которая фиксируется и параллельна беговой дорожке, а ладонь ее повернута вверх. Здесь основное внимание уделяется тому, чтобы рука принимающего была полностью выпрямлена, и ладонь раскрыта для принятия палочки (Озолин, Кривозубов, 1989). При этом нужно стремиться к тому, чтобы во время передачи между спортсменами было как можно большее расстояние («свободное пространство»).

Для высококвалифицированных спортсменов вполне возможно осуществить передачу и без звукового сигнала. Условием такой передачи является строгое соответствие скоростей принимающего и передающего в «зоне передачи». Это позволяет «выбросить» руку на заранее установленной отметке и осуществить передачу за один беговой цикл. Такой способ передачи является совершенным и предъявляет к спортсменам требование высокой слаженности при взаимодействии, которое можно достичь, если скорости принимающего и передающего будут равными. Это является исключительно важным обстоятельством, определяющим высокое техническое мастерство и надежность передачи. В свою очередь, оптимальное соотношение скоростей бегунов в «зоне передачи» может быть достигнуто путем точно рассчитанного расстояния до контрольной отметки - величины «форы», которая является ключевым моментом техники эстафетного бега.

Таким образом, в результате длительной совместной тренировки устанавливается определенное расстояние от передающего до принимающего в тот момент, когда последний начинает бег. Величина этого, индивидуального для пары бегунов, расстояния определяет момент и то место последующего их сближения на котором можно передать эстафету в то время, когда скорости бега спортсменов сравняются. Как считает большинство специалистов, это достигается тогда, когда передача эстафетной палочки осуществляется за три - четыре метра до окончания «зоны передачи» и занимает не более двух шагов, что дает возможность спортсмену, принимающему эстафету, набрать более высокую скорость.

Заключение

В настоящем реферате рассмотрена целесообразность специального обучения эстафетному бегу, в связи с чем раскрыты особенности данного вида легкой атлетики. При рассмотрении техники эстафетного бега особое внимание уделяется способам передачи эстафетной палочки, т.к. способность надежно и быстро передавать эстафетную палочку является залогом успеха в данном виде соревнований.

Известно, что на каждом этапе эстафеты при передаче и приеме палочки можно потерять от 0,1 с до 0,3 с и даже спринтеры с высокими личными результатами подчас уступают квартетам с более низкими индивидуальными достижениями, но обладающими более высоким мастерством спринтерского бега.

В реферате также раскрыты способы держания эстафетной палочки, этапы спринтерского бега и правила соревнований по эстафетному бегу.

Список использованной литературы


  1. Книга тренера по легкой атлетике/ под ред. Л.С. Хоменкова. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

  2. Легкая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культуры/ под общ. ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. - М.: Физкультура и спорт, 1989.

  3. Маслаков В.М., Врублевский Е.П., Мирзоев О.М. Эстафетный бег: история, техника, обучение, тренировка. М., 2009.

  4. Мирзоев О.М., Маслаков В.М., Врублевский Е.П. Научно- методические основы формирования специальной подготовленности легкоатлетов. Спринтерский и барьерный бег: метод. пособие. - М.: ФГУ «ЦСП», ВФЛА, РГУФКСиТ, 2007.

  5. Озолин Э.С., Кривозубов В.В. Методика подготовки легкоатлетических эстафетных команд 4x100 м к Олимпийским играм в Сеуле// Научно-спортивный вестник. - 1989. - №1-2. С.39-40.

  6. Kolpher J. Starting in Relay Racing // Athletic Journal. - 1975. - №12. -P. 9

  7. Schmolinsky G. Track and Field. - Berlin, 1978. - P. 202-212.

  8. Tozer M. Comparison of Relay Take-Over Methods // Athletics Coach. - 1970. - № 4. - P. 7-9.


© 2010-2022