Художественная гимнастика как средство развития и самореализации личности

Конвенция о ребёнке гласит,что "Ообразование ребёнка, должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объёме." Социальный заказ общества - творческая, духовно и физически здоровая личность. Выполняя заказ, деятельность школы направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа. Цель, которой - максимальной развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориен...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Овчинникова Оксана Борисовна

учитель физической культуры

МОУ СОШ п.Новопавловка

Петровск-Забайкальского р-на

Забайкальского края

Художественная гимнастика как средство развития и самореализации личности.

Конвенция о правах ребёнка гласит, что «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Социальный заказ общества - творческая, духовно и физически здоровая личность. Выполняя заказ, деятельность школы направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа. Цель, которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру. Следовательно, основанием для создания гуманистической воспитательной системы школы, должна стать идея: ребёнок есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо.
Отсюда, функция педагогов школы не может быть иной, как создание необходимых условий для саморазвития, самоактулизации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребёнка.
Главное - это «внутренние условия», т. е. состояние психики (души) ребёнка. «Внешние условия» лишь в той мере являются педагогическими, в какой создают здоровые «внутренние условия» для самостроительства ребёнка.
Внутренние же условия определяются потребностями человека, от них зависит качество внутренней жизни ребёнка, они рождают ощущение внутренней свободы человека. Потребности лежат в основе интересов ребёнка. Они образуют своеобразную программу саморазвития, саморазвёртывания личности ребёнка. Поднимаясь по её ступеням к собственному «Я», воспитанник становится равным самому себе, способным осуществить себя, находит и достигает истинных целей и смыслов жизни, он становиться личностью.

Актуальность проекта заключается в том, программа кружка « Художественная гимнастика», позволяют не только благотворно влиять на физическое развитие девочек, способствовать приобретению необходимых знаний, умений и навыков, формировать нравственные и волевые качества, содействовать здоровому образу жизни, но и выявить, обучать, воспитывать и поддерживать одарённых детей, повысить социальный статус творческой личности.

Целью проекта является выявление одарённых детей и создание условий для формирования физического, хореографического, музыкального развития воспитанников, для раскрытия способностей формирующейся личности, развития в дальнейшем стремлении к спортивному самосовершенствованию и укреплению здоровья.

Объект исследования - тренировочный процесс на занятиях по художественной гимнастике для детей начальной школы в МОУ СОШ п.Новопавловка.

Предмет исследования - Художественная гимнастика как средство развития и самореализации личности.

Гипотеза исследования - заключается в том, что кружок художественной гимнастики позволит повысить уровень физической подготовке учащихся, но и будет способствовать личностному росту и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.


Задачи проекта.

1.Разработать диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей пришедших в 1 класс.

2.Определить и использовать методы и приёмы, способствующие развитию возможностей самовыражения детей

3. Предоставить возможность совершенствовать способности детей в совместной деятельности со сверстниками, руководителем через самостоятельную работу.

4.Совместно с родителями поддержать ребёнка в реализации его интересов художественной гимнастикой в школе и семье.

5. Содействовать привлечению детей в показательных выступлениях на мероприятиях школы, позволяющих им проявить свои возможности.

Поставленные задачи, выдвинутая гипотеза определили этапы исследования: ???

Этапы деятельности по осуществлению проекта.

Этапы

Ведущие методы

1.Подготовительный

(исследовательский)

-Постановка проблемы

-Самостоятельная работа с литературой

-Вербальные методы

-Анкетирование

-Выбор и обоснование проекта

-Экономическое обоснование

2.Исполнительский

Практическое выполнение проекта:

-занятия в кружке «Художественная гимнастика»

- выступления детей в различных мероприятиях

-проектная деятельность учащихся

3.Итоговый

Самопрезентация.


Планируемые результаты проекта.

Посредством кружка «Художественная гимнастика» воспитанники

-повысят мотивацию к занятиям художественной гимнастики.

-овладеют разнообразными двигательными умениями и навыками;

- приобретут навыки самоконтроля за состоянием здоровья, необходимые гигиенические навыки;

- разовьют психические и психомоторные качества;

- укрепят здоровье;

-научатся творческому самовыражению посредством двигательных действий, научаться красиво и грациозно двигаться.

- разовьют художественно - эстетический вкус, воображение и фантазию;

- будут активны в выступлениях на различных школьных мероприятиях.


Результаты формирования УУД

Личностные УУД.

Осознавать ответственность за общее благополучие своей этнической принадлежности.

Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности.

Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор.

Стремление к самосовершенствованию, широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая себя, социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные УУД

Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.

Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (рейтинг, баллы)

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.

Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.

Понимать значение работы над устранением ошибок.

Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.

Познавательные УУД

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, видео материал, наглядность.)

Грамотное построение устной речи.

Самостоятельно создавать алгоритм действий.

Владеть общим рядом приёмов решения задач.

Замечать проблему, формулировать её в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Коммуникативные УУД

Эффективно сотрудничать в паре, группе.

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя вт.ч. средства и инструменты ИКТ.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Уметь формулировать своё мнение и позицию.

Создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей.

Базой для создания проекта стало: Основание для разработки проекта:

-Федеральные государственные образовательные стандарты.

-изучение научной литературы;

-педагогическое наблюдение;


Принципы работы над проектом:

1. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

2. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3. Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных укслуг.

4. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

5.Принцип поддержки самоопределения младших школьников.

Участник проекта: Овчинникова Оксана Борисовна - учитель физической культуры, первой квалификационной категории.

Имея многолетний опыт работы по физической культуре, пришла к мысли о том, что в классе есть дети, которые обладают высокими способностями к выполнениям гимнастическим упражнениям. Таким детям недостаточно заниматься на уроке физической культуры, поэтому дополнительно занятия можно осуществлять вне урока, через кружок художественной гимнастики. Считаю, что занятия в нём помогают не только занять детей, но и развить их творческие способности, приобщить их к физкультуре и спорту, стать маленькими гимнастами, актёрами, художниками, режиссёрами, модельерами. Гимнастика даёт простор воображению, наполняет внутреннюю жизнь ребёнка особым смыслом, помогает выполнить простые и сложные задачи. Всё это и послужило поводом к созданию проекта.

Ожидаемые результаты.

Реализация мероприятий, предусмотренной программой кружка «Художественная гимнастика», позволит:

-сформировать систему работы с одарёнными детьми

- создать условия для развития одарённости у детей в современных условиях;

- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми.


Сроки реализации проекта: 2011-2014 уч.год

Для определения интересов, способностей и наклонностей детей пришедших в 1 класс разработала диагностические исследования.

Отбор первоклассников провожу через тестирования для родителей вопрос-ответ, тестирования для ребёнка вопрос-ответ, тестирование физических возможностей. Основная цель мини проверок выяснить, хочет ли ребёнок работать и не откажется ли заниматься на первой же тренировке, то есть желание и способности занимают первое место в отборе детей.

Занятия художественной гимнастикой способствуют формированию успешности у детей.

Сами того не замечая, они становятся раскрепощёнными, уверенными в себе, они живут увлекательной, интересной жизнью. Они радуются своими успехами. Когда их приглашают на различные мероприятия, они с большим желанием выступают и дают большой позитив другим детям и даже взрослым. Просто одно восхищение. Работая по данному проекту, пришла к выводу о том, что нужно продолжать работу по художественной гимнастики с детьми. Наблюдается положительная динамика развития физических качеств, особенно гибкости, учащиеся имеют хорошие показатели в развитии. Это ещё раз подтверждает об эффективности занятий в дополнении от уроков физической культуры.

Среди моих учеников, есть такие, которые планируют и уже выступают после окончания школы и завоёвывают такие титулы, как «Мисс университет», «Мисс Грация», «Королева Весна», Мисс зрительских симпатий», «Мисс Очарования», «Мисс Красота»

Формы работы: занятие- игра, занятие соревнование, занятие - поход (прогулка), показательные выступления, беседа, беседа - игра.

В зависимости от характера усвоения изучаемой темы обучения проводится как групповое, коллективное, так и индивидуальное.

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального и общего образования.- М.: Просвещение, 2001

1.Учебник «Художественная гимнастика» под общей редакции Л.А.Карпенко.

2. Художественная гимнастика в школе Г.А. Боброва.

3. Учебник И.А.Винер, Н.М. Горбулиной, О.Д. Цыганковой.

4. Пособие для учителя. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики.

5. Учебники для общеобразовательных учреждений:

Физическая культура. Гимнастика. 1-4 класс часть 1

Физическая культура. Гимнастика. 1-4 класс часть 2

6. Журнал Физическая культура в школе 2013год №2, №4, №3, №5.

7. Искусство Грации Г.Боброва.

© 2010-2022