- Преподавателю
- Физкультура
- Методическая разработка по волейболу
Методическая разработка по волейболу
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузьмина Н.А. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Критерии оценки при обучении
волейболу.
Развивающие игры
В разработанной программе обучения волейболу учебный материал в соответствии с задачами обучения распределяется так.
V класс: изучение основных способов перемещений игрока, исходных положений, стоек; изучение передачи мяча сверху двумя руками; освоение подвижных развивающих игр (подводящих к волейболу).
VI класс: закрепление навыка передачи мяча сверху двумя руками; обучение приему и передаче мяча снизу двумя руками; подвижные игры.
-
класс: совершенствование навыков перемещения в сочетании с передачей мяча двумя руками сверху, двумя руками снизу; изучение нижней прямой подачи мяча, отбивания мяча кулаком через сетку без прыжка; подвижные игры.
-
класс: совершенствование передач мяча во встречных колоннах, отбивания мяча кулаком через сетку, нижней прямой подачи, приема мяча с подачи. умения играть в волейбол в три касания; подвижные игры.
-
класс: совершенствование передачи мяча сверху из различных исходных положений, снизу стоя спиной к сетке; нижней подачи (на точность); обучение нападающему удару в ход и в линию и приему мяча с нападающего удара; ознакомление с тактикой игры углом вперед (уступом); подвижные игры.
X-XI классы: совершенствование элементов техники игры в волейбол; тактика игры в нападении и в защите; обучение игре в волейбол по -системе 2x4.
Степень усвоения программного материала целесообразно выявлять с помощью проверки правильности выполнения некоторых характерных упражнений, представленных ниже. Критерии оценки представляют собой требования к выполнению конкретного двигательного действия, направленного на решение определенной игровой задачи, с учетом необходимого количества повторений.
V класс.
Стойки и перемещения.
Оценка «5» - двигательное действие выполнено уверенно, легко;
«4- -допущены 1-3 мелкие ошибки;
«3» - действие выполнено правильно, но допущены 2-3 существенные ошибки;
«2» - искажены основные положения техники перемещений и стоек.
Мелкими ошибками следует считать» неполную амплитуду движения; недостаточное сгибание ног в коленных суставах; мышечное напряжение.
К существенным ошибкам относят чрезмерное напряжение мышц и статичность стойки; слишком сильный наклон вперед; неправильную работу рук и ног, лишние движения.
VI класс.
Передачи мяча сверху двумя руками.
а) Толчки набивного мяча массой 1 кг вперед- вверх из и.п. стоя на месте (8-10 раз): высота
полета мяча 30 см.
Оценка «5» - действие выполнено легко, уверенно;
«4» - встреча кистей рук с мячом осуществлена на уровне лица или груди|
«3- - несогласованные движения рук и ног, передачи разной высоты.
б) Передачи мяча в мишень на стене (10 раз) на точность. Критерии оценки те же
Оценка«5» -10 попадании:
4-8;
3 - 6
«2» - 5 и менее.
в) Передачи мяча над собой (10 раз)
Серийные передачи мяча снизу над собой.
Критерии оценки:
а) высота передачи не ниже 1 м;
б) синхронная работа ног, туловища, рук, согласованность действий; в) отскок мяча под прямым углом; г) количество передач.
Оценка «5» -15 передач без ошибок с первой попытки; «4» -15-10 передач с 1-2 ошибками, не выполнены критерии а, г; «3» - 10-8 передач, 2-3 ошибки, не выполнены критерии а, б, г; «2» - менее 5 передач (не выполнены критерии а, б, в, г).
Передачи мяча в парах через сетку.
Критерии оценки: а) количество передач; б) правильное выполнение стойки и перемещений к мячу, выхода к мячу; в) точность передач.
Оценка «5» -10 передач с соблюдением всех критериев; «4» - 8 передач, 2 ошибки, не выполнены критерии а, б; «3» - 5 передач, не выполнены критерии а, б, в; «2» - менее 5 передач, не выполнены критерии а, б, в.
VIIкласс.
Передачи мяча сверху с перемещением по зонам. Передачи мяча снизу с перемещением по зонам.
Критерии оценки:
а) точность передач из зоны в зону;
б) точность выхода к мячу, согласованность движений рук, ног, туловища;
в) высота передач не ниже 1,5 м.
Оценка «5» - при выполнении соблюдены все критерии;
«4» - не выполнены критерии а, в;
«3» -не выполнены критерии а, б, в.
«2» не ставим, поскольку упражнение достаточно сложное.
Нижняя прямая подача мяча с 7м на точность (7 попыток).
Критерии оценки:
а) направление замаха руки при ударе - строго назад;
б) высота подбрасывания мяча 20-30 см;
в) точка удара по мячу - ниже уровня пояса игрока;
г) попадание мяча точно в зону.
Оценка «5» - из 7 попыток 5 подач без ошибок;
«4» 4 подачи, не выполнены критерии б, в;
«3» -3 подачи, не выполнены критерии б, в, г;
«2» - 0 подач (все критерии не соблюдены).
VIIIкласс.
Передачи мяча сверху над собой
(20 раз). Передачи мяча снизу над собой (20 раз).
Комбинированные передачи (одна сверху над собой, одна снизу (10 раз).
Прием мяча снизу с подачи.
Критерии оценки:
а) точный прием, позволяющий направить мяч в зону 3,2;
б) мяч принят и остался в игре на своей площадке или перелетел на противоположную;
в) правильное выполнение исходного положения, выхода к мячу;
г) количество приемов.
Оценка «5» - из 7 подач 5 приемов без ошибок;
«4» - из 7 подач 5 приемов, не выполнен критерий б;
«3» - из 7 подач 4 приема, не выполнены критерии б, г;
«2» - из 7 подач 2 приема, не выполнены критерии а, б, в, г.
Нижняя прямая подача в зону (7 попыток).
Оценка «5» - из 7 попыток 6 подач без ошибок; «4» - 5; «3» - 3; «2» - менее 3 подач.
IX класс. Передачи мяча с перемещением по зонам (рис. 1): а) высокая передача сверху из зоны 1 в зону 2 (1-2); б) высокая, но короткая передача сверху из зоны 2-3; в) высокая передача сверху из зоны 3-4; передача над собой; г) длинная и высокая передача из зоны 4-5; передача мяча снизу над собой с перемещением в зону 6-1.
В зависимости от подготовки рекомендую усложнять задания «б» и «в» выполнением передачи мяча за голову, то есть после поворота на 180°.
Оценка «5» - упражнение выполнено правильно, без потерь мяча; «4» - упражнение выполнено с 1-2 потерями мяча, последовательность передач мяча в зоны сохранена; «3» - неточность передач в зону, ошибки в технике выполнения передач; «2» - искажено все задание.
Занимающимся обычно предлагаю по две попытки на выполнение каждого задания.
Нападающий удар с собственного подбрасывания из зоны 5 в зону 4, 1. Для более успешного выполнения задания рекомендую поставить тумбу или положить обруч в ту зону, куда игрок посылает мяч.
Критерии оценки: а) направление движения туловища во время напрыгивания (разбега); б) напрыгивание на пятки на обе ноги; в) замах рукой вверх-назад; г) попадание кистью по мячу.
Действия игрока оцениваю исходя из 5 попыток.
Оценка «5» - из 5 попыток 3 удара в зону; «4» - 2 удара в зону; «3» - 1 удар в зону; «2» - все критерии не выполнены.
Прием мяча после нападающего удара.
Это задание (контрольное упражнение) сочетаю с предыдущим.
Критерии оценки: а) правильное выполнение выхода к мячу, исходного положения; б) правильное выполнение стойки; в) точный прием, позволяющий направить мяч в зону 3 или 2; г) количество приемов мяча.
Действия игрока также оцениваю исходя из 5 попыток.
Оценка «5» - из 5 попыток 5-4 раза мяч принят и направлен точно в зону без ошибок; «4» - 4-3 раза мяч оставлен в игре; «3» - 3-2 раза мяч оставлен в игре без доигровки.
X-XI классы. Передачи мяча сверху и снизу в тройках (рис. 2):
а) передачи только сверху двумя руками; игрок 2 выполняет передачу сверху за голову игроку 3; б) то же упражнение, только передачи осуществляют снизу двумя руками. Эти упражнения составляют серию.
Оцениваю действия тройки игроков.
Оценка «5» - реализованы 5 серий на точность выполнения передачи; «4» - 3 серии; «3» - 2 серии.
Расстояние от первого игрока до второго 3 м, от второго до третьего 5 м.
Взаимодействие игроков в тройках, четверках.
Класс надо разделить на тройки или четверки игроков. Игроки одной тройки или четверки стоят на площадке, игроки другой подачей вводят мяч в игру и выходят на площадку. Идет розыгрыш мяча. Та тройка или четверка, игроки которой выиграли очко, уходит, а на ее место выходит с подачей следующая. Игроки тройки или четверки, которая продержится 3-4 розыгрыша мяча на площадке, получают оценку «5».
Схема расстановки игроков по зонам: в тройках - 3, 5,1; в четверках - 3. 5, 6,1.
Теперь перейдем к развивающим играм. Это подвижные игры, помогающие совершенствовать различные элементы волейбола.
В V-VI классах рекомендую использовать такие подводящие упражнения и игры: «Челночный бег», «Бег «елочкой», « Попробуй унеси», эстафету «Челночок», «Мяч среднему», «Летающий мяч» (варианты «а», «б»).
Для учащихся VII класса предлагаю к применению на занятиях игры «Мяч среднему», «Летающий мяч» (варианты «б», «в»), «Круговая лапта», «Перестрелбол»; VIII класса - -Летающий мяч» (вариант «в»), «Круговая лапта», «Перестрелбол». Две последние игры рекомендую использовать и на уроках с девятиклассниками. В VI-VIII классах в число подвижных игр целесообразно включать пионербол с элементами волейбола (переброс мяча через сетку приемом из техники волейбола, использование нижней прямой подачи и т.д.).
На рисунках 3-9 показаны схемы расстановок и перемещений игроков в названных играх. Описание таких игр, как «Челночок», «Летающий мяч», пионербол, приведено в предыдущей публикации («Физическая культура в школе», № 5, 1999 г.). Здесь коротко расскажем о некоторых других играх.
«Попробуй, унеси». Игра в парах. Один игрок выполняет задание учителя (прыжки на месте, прыжки в приседе и т.д.), другой перемещается приставными шагами вправо, влево в стойке, заранее указанной учителем. Между ними лежит мяч. По сигналу учителя один из игроков должен взять мяч и забежать с ним «домой», за лицевую линию или в трехметровую зону, другой должен его осалить. Если один игрок осалил другого, они меняются ролями. Игру повторяют 3-4 раза по 10-15 сек.
«Мяч среднему». Играющие образуют несколько кругов, в центре каждого круга находится «средний». Игроки отдельно взятого круга со своим средним -одна команда. Средний поочередно набрасывает мяч снизу вверх своим товарищам, которые перемещаются по кругу приставными шагами. Те выполняют ответную передачу. Согласно заданию учителя, передача мяча среднему может быть выполнена: а) сверху двумя руками; б) снизу двумя руками. Получив мяч от последнего по счету в круге игрока, средний поднимает мяч вверх. Выигрывает команда, первой закончившая передачи мяча. Затем можно сменить среднего. В VII классе можно играть двумя мячами. Время игры 30-40 сек.
«Круговая лапта». Игроки одной команды находятся за пределами круга, а игроки второй занимают места внутри его (игровым кругом может служить волейбольная площадка). Стоящие за кругом ударами волейбольного мяча стараются выбить поочередно всех игроков команды соперников. Игроков разрешается выбивать: нападающим ударом, передачей снизу или сверху одной или двумя руками. Игроки в кругу могут отбивать мяч руками, выполняя соответствующий защитный прием (сверху, снизу двумя руками, одной рукой, с выпадом, в падении и т.д.). В этом случае они остаются в круге. Если же мяч попал в туловище игрока, ноги или игрок не сумел отбить мяч, он покидает круг и становится за спинами атакующих. Этот игрок может вернуться в круг, если ему удалось поймать мяч от своего игрока, отбившего мяч из круга. Продолжительность игры 5 мин. Побеждает команда, сохранившая большее число игроков в круге. Игра может закончиться досрочно, если выбиты все игроки из круга.
«Перестрелбол». На каждой половине волейбольной площадки может находиться по 6-10 игроков. За лицевой линией с той и с другой стороны расположен «плен». Игру начинает одна из команд подачей мяча. Игроки другой команды разыгрывают мяч по правилам волейбола (пионербола). Игрок, допустивший ошибку, отправляется на противоположную сторону в плен, и команда теряет подачу. Тот игрок, что находится в плену, не выходя на площадку, старается перехватить мяч и выполнить подачу (бросок) на свою сторону. Если ему это удается, игроки его команды разыгрывают посланный их товарищем мяч и, если атака завершится удачно, он из плена возвращается на площадку в свою команду. В ходе игры участники атакующей команды могут умышленно направлять мяч своему игроку, находящемуся в плену, а он должен мяч поймать. Правила допускают, что если он вообще поймает мяч в воздухе, то возвращается в команду. Время игры 15-20 мин. Побеждает команда, которая сумеет сохранить большее количество полевых игроков. В VII-VIII классах игра может проходить по правилам пионербола.