Статья Формирование здорового образа жизни на базе средне профессионального образования

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование здорового образа жизни на базе средне профессионального образования

Кожанова Людмила Ивановна,

учитель физической культуры

ОГАОУ СПО «Белгородского политехнического колледжа»

г. Белгород


« Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» (Гиппократ)

Учитывая, влияние внешних факторов на организм подрастающего поколения: ухудшение экологических условий, гиподинамии, психоэмоциональной нагрузки, нарушений гигиенического обоснования режима дня и питания, вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики),успешное овладение профессиональным образованием возможно только при условии достаточно высокого уровня здоровья. Поэтому учет особенностей образа жизни, в частности физической активности и позитивное отношение к физкультурно-спортивной деятельности, является важным элементом организации физического воспитания обучающихся колледжа. Физическое воспитание в СПО учреждениях играет важную роль для определенного контингента, прежде всего для лиц с наличием хронической патологии, с низким уровнем физической подготовленности, и особенно, для обучающихся, которые не считают физическое воспитание важной дисциплиной. К сожалению, в последнее время наблюдается стойкое ухудшение состояния здоровья молодежи.

В Белгородском политехническом колледже преподавателем физической культуры я работаю восьмой год, проанализировав состояния здоровья поступающих в колледж, пришла к неутешительным выводам. Установлено понижение уровня здоровья вновь пришедших студентов с каждым годом. Увеличение обучающих, входящих в подготовительную и специальную группу и уменьшение обучающихся основной группы здоровья.(см. диаграмму)

Состояние здоровья поступающих

за период с 2007 по 2014 г.

В этой ситуации основными задачами современного физического воспитания являются:

  1. Сформировать отношение к здоровью как важнейшей ценности,

  2. дать необходимые для жизни каждого обучающегося знания по валеологии,

  3. научить придерживаться здорового образа жизни

Физическая активность - естественная потребность человека, самый

важный стимулятор и регулятор жизнедеятельности. Вместе с тем известно, что двигательная активность лишь тогда является фактором формирования, сохранения и развития здоровья, когда она соответствует индивидуальным особенностям конкретного человека - состоянию здоровья, возрастным особенностям, тренированности. В системе оздоровительных мероприятий нашего колледжа важная роль принадлежит физической культуре и здоровому образу жизни.

Регулярная физическая тренировка, повышенный двигательный

режим у обучающихся I-IV курсов способствуют увеличению функциональных возможностей организма. Поэтому в процессе обучения применяю рациональную форму двигательной активности, которая обеспечивает необходимые и достаточные показатели физического развития и физической подготовленности.

В теоретическом и практическом курсе обучения стараюсь воспитать навыки здорового образа жизни, определяемые решением ряда задач: соблюдение правил здорового образа жизни, включающих в себя закаливание; физическое образование обучающихся: формирование специальных знаний в области физической культуры; развитие координационных способностей и расширение двигательного опыта в трех плоскостях пространства и в различных условиях опоры; выполнение страховки и самостраховки обучащихся при различных упражнениях; соблюдение правил личной гигиены; формирование навыков для определения рациональной последовательности и дозировки выполнения физических упражнений, а также соблюдение режима дня и правильного питания.

Каждый обучающийся в течении учебы ведет карту здоровья, где отмечает все свои достижения, а так же может проследить изменения в физическом развитии. Я стараюсь уделить внимание каждому обучающемуся, проследить вместе с ними улучшение или же ухудшение в физической подготовке. Провожу мониторинг здоровья и физической подготовленности, по группам развешивая таблицы с показателями в уголке группы. Таким образом поддерживается желание обучающихся к физической активности не только на учебных занятиях и в самостоятельной деятельности.

Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов рассматриваются в качестве составляющей учебно-воспитательного процесса колледжа и осуществляются во взаимосвязи с кафедрой физического воспитания. Формирование культуры здорового образа жизни происходит по следующим направлениям:

  1. эффективное проведение учебных занятий по физической культуре;

  2. организация занятий физической культурой, спортом и туризмом в спортивных секциях;

  3. проведение массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий во внеучебное время;

  4. проведение Дней здоровья и туристических походов;

  5. ежегодных профилактических осмотров студентов в оздоровительных и лечебно-профилактических учреждениях города;

  6. проведение бесед и акции против курения, алкоголя и наркотиков

В колледже физическое воспитание, нацелено не только на формирование здорового образа жизни, но и на становление личностных качеств, которые обеспечат молодому человеку психическую устойчивость в нестабильном обществе. Участие в спортивных соревнованиях формирует личностные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.

Ежегодно проводятся традиционные спортивные мероприятия: турниры по спортивным играм среди курсов, военно-патриотический месячник посвященного Дню Защитника Отечества в рамках которого, проходят соревнования:

- первенство колледжа по подтягиванию и гиревому спорту;

- турнир по настольному теннису;

- соревнования по шахматам и шашкам;

- эстафетные игры для проживающих в общежитии колледжа.

Основные задачи :

-1)способствовать развитию усвоение студентами принципов и навыков здорового образа жизни;

2) воспитывать необходимость регулярных занятий физической культурой и спортом;
3) сохранять и укреплять здоровья студентов, содействовать правильному формированию и всестороннему развитию организма;

- популяризировать спорт;

- совершенствовать спортивное мастерство студентов-спортсменов.

Ярко, в спортивном духе проводятся праздники посвященные Дню студента, где студенты IV курсов соревнуются в веселых эстафетах, танцую флеш-мобы, вспоминают историю развития студенчества. И все это под эгидой здорового образа жизни.

Физическая культура и здоровый образ жизни способствуют

воспитанию воли, мужества, упорства в достижении цели, чувства ответственности и товарищества, а также указывают путь к оздоровлению нации и решению многих социальных проблем современной России.

В современном мире наша прямая задача воспитать здоровое поколение с устойчивой привычкой жить с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих как ценности, в осознании своей ответственности за собственное здоровье и здоровье будущих поколений, в умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения, в сформированности умений и навыков сохранения, укрепления здоровья, навыков личной гигиены.

Научить студентов вести здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности способствующий эффективному выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях.

Литература

  1. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования / В.И. Бондин // Теория и практика физической культуры, 2007. - №10. - 151-184 с.

  2. Кабачков В.А.: Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи. - М.: Советский спорт, 2010

3.БелГУ ; под общ. ред.: Ф.И. Собянина, А.И. Замогильнова ; рец.: В.М. Выдрин, В.И. Григорьев: Основы теории физической культуры. - Белгород: БелГУ, 2008

4.Туманян Г.С.: Здоровый образ жизни и физическое совершенствование. - М.: Академия, 2008

5.Михайлова Т.В.: Социально-педагогические основы деятельности тренера. - М.: Физическая культура, 2009

6.Физическая культура студента: Учеб. для СПО / Н.В. Решетников, Ю.Л. Кислицын. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 176с.

Список литературы

Список литературы

Список литературы



© 2010-2022