- Преподавателю
- Физкультура
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1 курс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1 курс
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дубинец Т.В. |
Дата | 06.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Разъяснениями по реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в составе основных профессиональных образовательных программ начального профессионального и среднего профессионального образования, формируемых на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования основной профессиональной и образовательной программой» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 20.10.2010 №12-6921) и на основе Примерной программы учебной дисциплины «Физическая культура», утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16 апреля 2008 г. для специальностей среднего профессионального образования:
11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям).
Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский промышленно-экономический техникум» (далее ГАПОУ СО «ЭПЭТ»)
Разработчик:
Дубинец Т.В. преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
условия реализации учебной дисциплины
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (профильное обучение) в составе основных образовательных программ среднего профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
базовая учебная дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
-
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
-
проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
-
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
-
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
-
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
-
выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, плаванию и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
-
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
-
способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
-
правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
-
подготовки к профессиональной деятельности в службе Вооруженных Силах Российской Федерации;
-
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
-
активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов; самостоятельной работы обучающегося 58 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
175
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
в том числе:
практические занятия
114
Самостоятельная работа обучающихся (всего)
58
в том числе:
комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры
оздоровительные занятия
походы
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «физическая культура»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, теоретические и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения
1 сем
2 сем
1
2
3
4
5
Раздел 1. Теоретический.
3
2
Тема 1.1
Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни
Содержание учебного материала
1
1
Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Двигательная активность. О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании.
1
1
Самостоятельная работа обучающихся.
Тестирование ЗОЖ.
0,5
Тема 1.2
Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.
Содержание учебного материала
1
1
Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки.
1
1
Самостоятельная работа обучающихся.
Практический зачет «Определение оптимальной индивидуальной нагрузки».
0,5
Тема 1.3
Правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности
Содержание учебного материала
1
1
Правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности Диагностика и самодиагностика состояния организма учащегося при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Тесты оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.
1
1
Самостоятельная работа обучающихся.
Контрольное занятие: оценка физического развития, телосложения, функционального состояния организма.
1
Раздел 2.
Практический
69
101
Тема 2.1
Легкая атлетика. Кроссовая подготовка.
Содержание учебного материала
12
18
1
2
3
4
5
6
7
Техника низкого и высокого старта.
Техника эстафетного бега. Осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах
занятий физической культурой
Техника спортивной ходьбы
Техника метания гранаты.
Техника бега на короткие и средние дистанции
Техника прыжка в длину с места и с разбега.
Техника бега на длинные дистанции. Выполнение контрольных нормативов, предусмотренных
государственным стандартом по легкой атлетике при соответствующей тренировке, с учетом
состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма.
1
1
1
2
3
2
2
1
2
7
2
6
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями
6
8
Тема 2.2
Баскетбол
Содержание учебного материала
20
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Техника безопасности игры. Правила игры. Стойка игрока, техника передвижения, остановки.
Ведение мяча, ловля и передача мяча на месте и в движении.
Броски мяча в корзину- (с места, в движении, прыжком), штрафной бросок.
Борьба за отскочивший мяч. Вырывание и выбивание (приемы овладения мячом).
Техника защиты и нападения - перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание,
повороты, финты. Преодоление искусственных и естественных препятствий с использованием
разнообразных способов передвижения.
Тактика нападения, тактика защиты.
Полоса препятствий.
Учебно-тренировочная игра баскетбол.
Развитие специальных физических качеств
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры.
Оздоровительные занятия.
Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями
10
0
Тема 2.3
Волейбол
Содержание учебного материала
0
24
1
2
3
4
5
6
Техника безопасности игры. Правила игры. Стойка игрока, техника перемещения.
Подачи, прием подачи. Прием и передача мяча снизу и сверху двумя руками.
Передача, пас, атакующий удар, блок.
Тактика нападения, тактика защиты.
Учебно-тренировочная игра волейбол.
Развитие специальных физических качеств.
2
4
4
4
6
4
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры.
Оздоровительные занятия.
Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями
0
12
Тема 2. 4
Гимнастика
Содержание учебного материала
6
1
2
3
Строевые упражнения, акробатика (девушки), упражнения на снарядах - брусья (юноши).
Упражнения на снарядах: опорный прыжок (юноши), бревно - девушки.
Упражнения на снарядах: перекладина (юноши), гимнастическая стенка (девушки) Выполнение
контрольных нормативов, предусмотренных государственных стандартом по гимнастике при
соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего
организма.
2
2
2
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Комплексы адаптивной (лечебной) физической культуры.
Оздоровительные занятия.
3
Тема 2.5
Общая физическая подготовка
Содержание учебного материала
8
14
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями, с
набивными мячами, упражнения с мячом, обручем (девушки).
Развитие выносливости.
Развитие силовых качеств.
Развитие специальной силовой выносливости.
Развитие быстроты.
Развитие гибкости.
Развитие прыгучести.
Развитие меткости.
Развитие ловкости.
Выполнение простейших приемов самомассажа и релаксации Подвижные и спортивные игры.
2
2
4
1
2
2
1
1
1
1
1
4
2
Самостоятельная работа обучающихся.
Выполнение простейших приемов самомассажа и релаксации
Оздоровительные занятия.
Выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики.
4
7
Тема 2. 6
Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах
Содержание учебного материала
12
1
2
3
4
5
6
Техника безопасности в тренажерном зале. Упражнения силового характера, выполняемые в парах и тройках. Армреслинг. Упражнения без отягощений и предметов.
Упражнения силового характера на снарядах массового типа (перекладина, брусья).
Упражнения силового характера на канате и гимнастической стенке.
Упражнения с гимнастическими предметами, набивными мячами, эспандерами.
Упражнения со стандартными отягощениями: гантелями, гирями, штангой.
Упражнение на тренажерах. Приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки.
2
2
1
1
2
4
2
Самостоятельная работа студента: посещение тренажерного зала, оздоровительные занятия.
Выполнение индивидуально подобранных комплексов оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, комплексов упражнений атлетической гимнастики.
6
Всего
72
103
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально - техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного комплекса: спортивного зала; открытого стадиона широкого профиля с элементами полосы препятствий.
Оборудование спортивного зала: баскетбольные щиты, волейбольная сетка, гимнастические маты, гимнастические скамейки, шведская стенка, футбольные ворота.
Технические средства обучения: музыкальный центр.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Бишаева А.А. Физическая культура учебник М.,2010 Рекомендовано Федеральным государственным учреждением «Федеральный институт развития образования» в качестве учебника для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования.
Дополнительные источники:
-
Михайлов В.В. Путь к физическому совершенству [Текст]: учебное пособие для студентов / В.В. Михайлов - М., Фис, 2006.-237с.
-
Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст]: учебное методическое пособие / Л.Д. Назаренко - М., 2009.-153с.
-
Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. - М., 2006.
-
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10-11 кл. - М., 2006.
-
Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: учебные пособия для студентов СПО. - М., 2009. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования.
Интернет-ресурсы:
-
lib.sportedu.ru Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе поведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результат обучения
(основные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
Контрольные задания и упражнения
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
Контрольные упражнения
проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
Экспертная оценка выполнения практического задания
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
Контрольные упражнения
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
Экспертная оценка выполнения практического задания
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
Экспертная оценка выполнения практического задания
выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, плаванию и лыжам при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма.
Контрольные задания и упражнения
Знания/понимание:
влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
Тестирование
способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;
Практический зачет
правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.
Контрольные занятия и упражнения
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
повышение работоспособности, сохранение и укрепления здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности в службе Вооруженных Силах Российской Федерации;
организация и проведение индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Наблюдение за выполнением контрольных заданий для определения и оценки уровня физической подготовки обучающихся
Тестирование
Опрос
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№
п/п
Физичес
кие способности
Контроль
ное
упражнение (тест)
Воз
раст, лет
Оценка
Юноши
Девушки
5
4
3
5
4
3
1
Скорост
ные
Бег
30 м, с
16
17
4,4 и
выше
4,3
5,1-4,8
5,0-4,7
5,2 и ниже
5,2
4,8 и
выше
4,8
5,9-5,3
5,9-5,3
6,1 и ниже
6,1
2
Координа
ционные
Челночный бег
310 м, с
16
17
7,3 и
выше
7,2
8,0-7,7
7,9-7,5
8,2 и ниже
8,1
8,4 и
выше
8,4
9,3-8,7
9,3-8,7
9,7 и ниже
9,6
3
Скоростно-силовые
Прыжки в длину с места, см
16
17
230 и
выше
240
195-210
205-220
180 и ниже
190
210 и
выше
210
170-190
170-190
160 и ниже
160
4
Вынос
ливость
6-минутный
бег, м
16
17
1500 и выше
1500
1300-1400
1300-1400
1100
и ниже
1100
1300 и выше
1300
1050-1200
1050-1200
900 и ниже
900
5
Гибкость
Наклон вперед из положения стоя, см
16
17
15 и
выше
15
9-12
9-12
5 и
ниже
5
20 и
выше
20
12-14
12-14
7 и ниже
7
6
Силовые
Подтягива
ние: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (юноши),
на низкой перекладине из виса лежа, количество раз (девушки)
16
17
11 и
выше
12
8-9
9-10
4 и
ниже
4
18 и выше
18
13-15
13-15
6 и ниже
6
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Тесты
Оценка в баллах
5
4
3
-
Бег 3000 м (мин, с)
12,30
14,00
б/вр
-
Бег на лыжах 5 км (мин, с)
25,50
27,20
б/вр
-
Плавание 50 м (мин, с)
45,00
52,00
б/вр
-
Приседание на одной ноге с опорой о стену (количество раз на каждой ноге)
10
8
5
-
Прыжок в длину с места (см)
230
210
190
-
Бросок набивного мяча 2 кг из-за головы (м)
9,5
7,5
6,5
-
Силовой тест - подтягивание на высокой перекладине (количество раз)
13
11
8
-
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (количество раз)
12
9
7
-
Координационный тест - челночный бег 310 м (с)
7,3
8,0
8,3
-
Поднимание ног в висе до касания перекладины (количество раз)
7
5
3
-
Гимнастический комплекс упражнений:
- утренней гимнастики;
- производственной гимнастики;
- релаксационной гимнастики
(из 10 баллов)
до 9
до 8
до 7,5
ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ДЕВУШЕК ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Тесты
Оценка в баллах
5
4
3
-
Бег 2000 м (мин, с)
11,00
13,00
б/вр
-
Бег на лыжах 3 км (мин, с)
19.00
21,00
б/вр
-
Плавание 50 м (мин, с)
1,00
1,20
б/вр
-
Прыжки в длину с места (см)
190
175
160
-
Приседание на одной ноге,
опора о стену (количество раз на каждой ноге)
8
6
4
-
Силовой тест - подтягивание на низкой перекладине (количество раз)
20
10
5
-
Координационный тест - челночный бег 310 м (с)
8,4
9,3
9,7
-
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы (м)
10,5
6,5
5,0
-
Гимнастический комплекс упражнений:
- утренней гимнастики
- производственной гимнастики
- релаксационной гимнастики
(из 10 баллов)
до 9
до 8
до 7,5