• Преподавателю
  • Физкультура
  • Доклад на тему Описание модели формирования ценности здорового образа жизни (ЗОЖ) участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в зависимости от особенностей образовательной деятельности ОУ: общеобразовательная школа

Доклад на тему Описание модели формирования ценности здорового образа жизни (ЗОЖ) участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в зависимости от особенностей образовательной деятельности ОУ: общеобразовательная школа

Раздел Физкультура
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АНАЛИЗ АНАЛОГОВ

Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель в большинстве документов, характеризующих российскую государственную политику. Среди них основополагающим является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения (пояснительная записка к ФГОС).

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО включает воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. В ФГОС ООО регламентируется организация экологической здоровьесберегающей деятельности ОУ в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно- оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (п. 2.3.9). Фактически речь идет о реализации комплексной Программы здоровьесберегающей деятельности ОУ на этапе ООО. В то же время конкретизация указанных в ФГОС направлений деятельности ОО предполагает анализ имеющегося опыта образовательных организаций России и зарубежья.

Школы, содействующие здоровью, появившись в России в районах, пострадавших от Чернобыльской аварии, получили широкое распространение в Волгоградской, Калининградской, Московской, Новосибирской, Ростовской области и др., в результате чего возникла Всероссийская ассоциация школ, содействующих здоровью. Исследователи отмечают изменения в образовательном процессе, характерные для школ, участвующих в этом проекте: включение в учебный план образовательного учреждения новых дисциплин, охватывающих все ступени школьного образования и способствующих формированию у школьников определенной системы знаний по проблеме сохранения и укрепления здоровья; введение в систему дополнительного образования различных психологических тренингов по профилактике ситуаций риска нарушения здоровья; привлечение учащихся к организации образовательного процесса по вопросам сохранения и укрепления здоровья (волонтерское движение); повышение эффективности физического воспитания школьников, его роли в целостном учебно-воспитательном процессе; повышение качества медицинского обслуживания в условиях школы, расширение связей школьной медицинской службы с различными медицинскими учреждениями; привлечение к проблемам сохранения и укрепления здоровья школьников родителей и широкой общественности

Значительная роль отводится организации двигательного режима школьников, проведению физпауз, утренней гимнастики, внеклассных мероприятий, дополнительных и самостоятельных занятий физическими упражнениями, соревнований, спортивным играм, транцам, ходьбе на лыжах, плаванию, туристических походов.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Инвариантная составляющая Для научно-методического обеспечения реализации ФГОС в данном направлении целесообразно опираться на уже разработанную методологию и практический опыт решения проблемы здоровья участников образовательного процесса, согласующийся с требованиями ФГОС. Здоровьесозидающий подход подчеркивает развивающий и формирующий характер влияния образования на здоровье участников образовательного процесса и базируется на понимании индивидуального здоровья человека как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных); признании определяющей роли культуры здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни.

. Алгоритм деятельности образовательного учреждения по построению здоровьесозидающей образовательной среды Совокупность функций по решению задачи систематизации и упорядочения деятельности ОУ по построению здоровьесозидающей образовательной среды 1.1. Мониторинг здоровьесозидающей среды ОУ 1.2. Организация деятельности ОУ по построению здоровьесозидающей среды 1.3. Проектирование деятельности ОУ по построению здоровьесозидающей среды 2.3. Создание условий для коррекции здоровья, реабилитации и оздоровления ослабленных учащихся (воспитанников) 2.1. Построение внутренней здоровье созидающей среды ОУ (пространства, режима, технологий) 2.2. Повышение уровня культуры здоровья участников образовательного процесса представляет собой блок управления (сбор информации, выработка решения, реализация, контроль, анализ, регулирование). При этом определяющим основанием для реализации этого блока является организация мониторинга здоровьесозидающей образовательной среды.

ВАРИАТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Вариативный компонент модели в обеспечении здорового и безопасного учебного процесса общеобразовательной школы включает следующие направления (табл.1): здоровьесберегающие технологии на уроке; физкультминутки и гимнастика для глаз (обучающиеся 1-11 классов); внеурочная деятельность в начальной школе по развитию двигательной активности за счет увеличения доли игрового элемента; сетевое взаимодействие со спортивными школами (спортивные классы). В школе создаются необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объѐму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). Расписание уроков составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Ведется работа по привлечению внимания обучающихся к здоровому и сбалансированному питанию в течении дня. Учителями физической культуры и классными руководителями начальной школы проводятся динамические перемены на улице для обучающихся начальной школы с различными видами деятельности. Ведется активная внеурочная деятельность в начальной школе по развитию двигательной активности за счет увеличения доли игрового элемента. Таким образом ведется разработка и внедрение проекта «Динамические перемены в начальной». В школе работает медицинский кабинет. Медицинская сестра оказывает медицинские или оздоровительные услуги всем обратившимся за помощью обучающимся. Согласно графику, осуществляются плановые медицинские осмотры (стоматологические, лечебно-физкультурные и др.). Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: служба здоровья (педагог-психолог, МО учителей физической культуры, учителя предметники, педагоги дополнительного образования, медицинские работники).

Сложившаяся система включает: полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.); рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; дополнительное образование в рамках спортивно-оздоровительной направленности; сетевое взаимодействие со спортивными школами; оздоровительные мероприятия совместно с родителями обучающихся; мониторинг динамики спортивного развития обучающихся в форме ведения Дневников здоровья. В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: дни здоровья, спортивные праздники, спартакиады, программы кружков и секций, двигательные акции и флешмобы для обучающихся средней и старшей школы т.п. Система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает: проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.; привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.











Доклад

на секцию учителей физической культуры в рамках районной научно - практической педагогической конференции

«Тенденции и перспективы внедрения ФГОС в образовательных учреждениях Мытищинского муниципального района»





Тема

Описание модели формирования ценности здорового образа жизни (ЗОЖ) участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в зависимости от особенностей образовательной деятельности ОУ: общеобразовательная школа







2015 год

© 2010-2022