Рабочая программа по физической культуре (5-8 класс)

Раздел Физкультура
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ



Шмурыгин Евгений Александрович


5А, 5Б, 5В классы



























2014 - 2015 учебный год





Учебно - тематическое планирование

по физической культуре

Классы 5А, 5Б, 5В.

Учитель Шмурыгин Е.А

Количество часов

Всего 68 час; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков 6, зачетов ___, тестов ___ ч.;

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе

Программы основной и средней (полной) общеобразовательной школы по предмету «физическая культура». Автор А.П. Матвеев, 2008 г.











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.

Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели данная рабочая программа по физической культуре для учащихся пятых классов ориентируется на решение следующих задач:

- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

В программу входят следующие разделы: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операционный компонент); «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).

Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры», «Физическая культура и спорт в современном обществе», «Физическая культура человека». В этих темах приводятся сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.

В разделе «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» представлены задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Основным содержанием этого раздела является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.

Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя следующие темы: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью».

Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» соотнесена с решением задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья.

Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на повышение физической подготовленности учащихся и включает в себя информацию о средствах общей физической подготовки. В качестве этих средств в программе предлагаются физические упражнения из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр).

Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в основной школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями. Уроки физической культуры являются основной формой организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической культуры.

Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются для обучения школьников практическому материалу, содержащемуся в разделе «Физическое совершенствование». В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач. Особенности планирования этих уроков:

- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;

- планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки - с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения.

После решения задач обучения планирование развития физических качеств осуществляется в определенной последовательности: гибкость, координация движений, быстрота, сила, выносливость.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. Такие уроки планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке, во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки, в- третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков. Кроме этого, на этих уроках школьникам даются соответствующие знания, представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма, а также о способах контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки и способах ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.

Особенностями целевых уроков являются:

- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;

- использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд/мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд/мин) режимов;

- обеспечение дифференцированного подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля ЧСС и индивидуального самочувствия.

Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлены в соответствии с «Программой основной и средней (полной) общеобразовательной школы по предмету «физическая культура». Автор - А.П.Матвеев. 2008 г.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Знания о физической культуре.

История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения. Виды состязаний и правила проведения древних Олимпийских игр. Известные участники и победители в древних Олимпийских играх.

Базовые понятия физической культуры. Физическое развитие человека. Основные показатели физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные ее характеристики и параметры (положение головы и тела, форма спины и стопы); основные факторы, влияющие на форму осанки (дневная динамика, привыкание к соответствующей позе и положению тела, недостаточное развитие статической силы и выносливости и др.). Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки, правила составления комплексов упражнений.

Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Гигиенические требования к проведению утренней зарядки, правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений. Физкультминутки (физкультпаузы) и их значение для профилактики утомления. Гигиенические требования к проведению физкультминуток, правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений, их планирования в режиме учебного дня. Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности.

Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз.

Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение за динамикой индивидуального физического развития по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, осанке, форме стопы. Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий физическими упражнениями.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.

Гимнастика с основами акробатики (12ч). Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонны по 2 и 4 дроблением и сведением.

Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим поворотом на 180 гр.; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат.

Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики); прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки).

Передвижения по напольному гимнастическому бревну: ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками.

Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной гимнастической скамейке; спрыгивание и напрыгивание на ограниченную площадку, лазание и перелазание.

Упражнения общей физической полготовки.

Легкая атлетика. (16ч). Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Высокий старт. Бег с ускорением. Равномерный бег 500м, 1000м, 2000м. Бег на короткие дистанции 30, 60 м. Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега.

Упражнения общей физической подготовки.

Лыжные гонки (14ч.) Попеременный двухшажный лыжный ход. Повороты переступанием на месте и в движении. Подъем «полуелочкой», «елочкой» и «лесенкой». Спуск прямо в основной стойке. Торможение «плугом». Прохождение дистанций.

Упражнения общей физической подготовки.

Спортивные игры (26 ч).

Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шаго, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места.

Упражнения общей физической подготовки.

Волейбол. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и влево; выход к мячу. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками ( на месте и в движении приставными шагами).

Упражнения общей физической подготовки.

Футбол. Упражнения без мяча: бег с изменением направления движения; бег с ускорением; бег спиной вперед; бег «змейкой» и по кругу. Упражнения с мячом: ведение мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы; удар с места и небольшого разбега по неподвижному мячу внутренней стороной стопы; остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы.

Упражнения общей физической подготовки.

Контрольные нормативы: прыжок с места в длину (см), подъем туловища в сед из положения лежа за 30 секунд, челночный бег 3х10м, подтягивание на перекладине, бег 60м, 500м, 1000м.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения предмета «Физическая культура» учащийся должен:

Знать/понимать

- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;

- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств.

Уметь

- составлять и выполнять комплексы утренней гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

- выполнять гимнастические, акробатические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;

- осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью;

- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений.

Демонстрировать

Физические качества

Физические упражнения

мальчики

девочки

Быстрота

Бег 60 м с низкого старта, с

11.2

11.4

Сила

Подтягивание из виса, раз

Прыжок в длину с места, см

Подъем туловища в сед, раз

4

140

23

8

130

20

Выносливость

Бег 500 м, мин

Бег 1000 м, мин

Бег 2000 м.

4.20

7.50

Без учета времени

4.40

8.20

Без учета времени

Координация движений

Челночный бег 3х10 м, сек

9.6

10.2

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- проведения самостоятельных занятий по развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.



п\п

Физические

качества

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

1

Быстрота

Бег 60 м с низкого старта, (сек)

Прыжки через скакалку в максимальном темпе, (сек)

9,2

20

10,2

10

2

Сила

Подтягивание из виса, (кол-во раз)

Прыжок в длину с места, (см)

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, (кол-во раз)

8

180

-

-

165

24

3

Выносливость (выбирается любое из упражнений)

Кроссовый бег на 2 км, (мин)

Передвижение на лыжах на 2 км, (мин)

Бег на 200 м (мин)

Бег на 1000 м (мин)

14,30

16,30


10,30

-

17,20

21,00


-

5,40

4

Координация движений

Последовательной выполнение кувырков, (кол-во раз)

Челночный бег 3*10 м, (сек)

5


8,2

3


8,8









ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. А.П.Матвеев «Программы основной и средней (полной) общеобразовательной школы по предмету «физическая культура». Издательство «Просвещение», 2008.

  2. В.В.Столбов «История физической культуры и спорта». Учебник для институтов физической культуры. М.: «Физкультура и спорт», 1985.

  3. Г.И. Погадаев «Настольная книга учителя физической культуры». Методическое издание. Москва. Издательство «Физкультура и спорт», 1998.

  4. В.В.Ботяев. «Технология обучения гимнастическим упражнениям». Учебное пособие. Сургут: РИО СУРГПИ, 2003.

  5. В.И.Лях. «Физическая культура. Тестовый контроль» Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007.

  6. С.Е.Голомидова. «Нестандартные уроки физкультуры». Методическое пособие. Волгоград: Учитель-АСТ,2005.

  7. П.А.Киселев, С.Б.Киселева. «Справочник учителя физической культуры». Волгоград: Учитель, 2008.

  8. Я.С. Вайнбаум. «Дозирование физических нагрузок школьников» М.: Просвещение, 2001.

  9. Э.М.Найминова. «Спортивные игры на уроках физкультуры». Книга для учителя. Ростов-н/Д:Феникс, 2001.

  10. Ю.Д.Железняк, В.А.Кунянский. «Волейбол: у истоков мастерства». М.: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 1998.

  11. К.Р.Мамедов. «Физкультура для учащихся 1-11 классов специальных медицинских групп». Волгоград: Учитель, 2008.





© 2010-2022