Рабочая программа по физической культуре

           Программа   учебного курса «Физическая культура»  Областная целевая программа по реализации национального проекта, учитывая важность проблемы формирования, укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся ,  Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физиче­ской культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровен...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа учебного курса «Физическая культура» является частью образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени». Составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г.№ 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 г., рег. № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, зарегистрирован Минюстом России от 30 января 2013 г., рег. № 26775 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»

5. Авторская программа « Комплексная программа физического воспитания учащихся (1-11 классов») В,И, Ляха.,А,А, Зданевича 2008

6.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).

7.Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

8.Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

9.Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.

10.О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839

11.Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования .

Областная целевая программа по реализации национального проекта, учитывая важность проблемы формирования, укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся через совершенствование процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, Министерство образования и науки Челябинской области рекомендует:

1) считать одним из приоритетных направлений совершенствование процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях

2) создавать условия для обеспечения взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом

3) совершенствовать врачебно-педагогический контроль за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях

4) включать третий час физической культуры в действующие учебные планы общеобразовательных учреждений за счет часов школьного компонента при наличии условий

5) проводить объективизацию методов оценки и совершенствования физического и моторного развития обучающихся на основе учета возрастных психофизиологических характеристик

6) совершенствовать профилактику асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта

7) оснащать современным учебно-спортивным оборудованием общеобразовательные учреждения.

Направленность учебных занятий на всех ступенях обучения, по физической культуре характеризуется:

- формированием основ знаний о физкультурной деятельности

- чередованием упражнений высокой и низкой интенсивности, направленных на развитие и совершенствование кондиционных способностей учащихся

- расширением коммуникативного опыта учащихся в совместной деятельности

- гибким введением новых элементов образования, интегрированием разнообразных видов двигательной деятельности

- овладением школьниками умениями использовать различные системы и виды физических упражнений в самостоятельных занятиях по физической культуре, имеющих оздоровительную и кондиционную направленности

- расширением адаптивных и функциональных возможностей школьников, использованием методов индивидуализации физических нагрузок (метод «круговой тренировки», «сопряженного» упражнения)

- решением оздоровительных задач специфическими средствами физического воспитания (физические упражнения, естественные факторы природы, закаливание);

- отведением основного учебного времени на работу в режиме спортивной тренировки;

- развитием индивидуальных свойств личности через личностно-ориентированный подход в двигательной деятельности;

- контролем, направленным на уровень сформированности коммуникативной, теоретической и двигательной компетенции, самостоятельной двигательной активности учащихся.

В соответствии с ФБУПП Учебный предмет « Физическая культура Вводится как обязательный предмет в средней школе ,на его преподавание отводится 102 часа

Рабочая программа разработана на базе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2008 г.»

Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонен­та не возможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей учеников. В связи с региональными особенностямя и федеральным компонентом учебного плана

Вариативная включает в себя программный материал по легкой атлетике .ПРОГРАММЫЙ МАТЕРИАЛ УСЛОЖНЯЕТСЯ ПО разделам каждый год за счет увеличения сложности на базе раннее пройденных. (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы










Распределение учебного времени



№.

п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

классы

10

11

1

Базовая часть

70

70

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Спортивные игры (баскетбол)

18

18

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

22

22

1.4

Легкая атлетика 1 четверть

6

6

1.5

Волейбол

21

21

2

Вариативная часть

32

32

2.1

По выбору учителя, учащихся, определяемый школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта ( Легкая атлетика)

32

32

Система обучения выбрана, исходя из профиля учебного заведения. Предполагается комплексное развитие физических и двигательных качеств, исходя из особенностей регионального компонента и профилактики заболеваемости, а так же коррекции различных отклонений в физической составляющей здоровья учащихся.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса позволяет реализовать следующие виды физической деятельности: подвижные игры, спортивные игры; баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, единоборства, развитие силовых и скоростных способностей, а также выносливости.

Разбивка программного материала по темам, обусловлена сроками проведения Городской Спартакиады школьников, что позволяет активизировать интерес учащихся к тому или иному разделу программы обучения. Учебные часы, выделенные на тот или иной раздел определены, исходя из, климатических условий зоны проживания и региональных особенностей.

На данный момент, национально-региональный компонент определяется игровыми видами спорта и легкоатлетической составляющей, в основном, скоростной направленности.

Целью физического воспитания в школе является

содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физиче­ской культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, зна­ния и навыки в области физической культуры, мотивы и осво­енные способы (умения) осуществлять Физкультурно-оздорови­тельную и спортивную деятельность.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается ре­шением следующих основных задач, направленных на:

. обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

. развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

. при обретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

. воспитание потребности и умения самостоятельно занимать­ся физическими упражнениями, сознательно

применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

. содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, раз­витие психических процессов и свойств

личности.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими уп­ражнениями и спортом, должна создавать максимально благо­приятные условия для раскрытия и развития не только физиче­ских, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития систе­мы физического воспитания в школе должны лежать идеи лич­ностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духов­ное совершенствование личности, формирование у учащихся по­требностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, фор­мирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддер­жания высокого уровня физической и умственной работоспособ­ности состояния здоровья, самостоятельных занятий.

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ


Задачи физического воспитания учащихся 10-11 классов направлены на:

. содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состо­яния здоровья, противостояния стрессам;

. формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;

. расширение двигательного опыта посредством овладения но­выми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;

. дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-си­ловых, выносливости, скорости И гибкости) и координацион­ных (быстроты перестроения двигательных действий, согла­сования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;

. формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физи­ческой культурой для будущей трудовой деятельности, выпол­нении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии; .

. закрепление потребности к регулярным занятиям физически­ми упражнениями и избранным видом спорта;

. формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие

целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;

. дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.

Основной формой организации учебного процесса является урок.

В программе приведено примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала. Выделенный объем времени в базовой части на различные разделы программы увеличен за счет часов вариативной части.

При трехразовых занятиях в неделю время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается.

Программа рассчитана на 35учебные недели в год.

Формы организации образовательного процесса

в основной школе характеризуются разнообразными уроками физической культуры, физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и самостоятельными занятиями физическими упражнениями.

Для более качественного освоения предметного содержания настоящей учебной программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят с учебными знаниями, способами и правилами организации самостоятельных форм занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно в той их части, которая касается особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Уроки с образовательно-познавательной направленностью характеризуются следующими особенностями:

- продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин) и может включать в себя как ранее разученные «тематические» комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженных эмоциональных напряжений;

- в основной части урока необходимо выделять образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя учебные знания и способы физкультурной деятельности и в зависимости от объема учебного материала его продолжительность может составлять от 3-4 мин до 10-12 минут. В свою очередь, двигательный компонент - представлен обучением двигательным действиям и развитием физических качеств, и его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить обязательную разминку, которая по своему характера должна соотносится с поставленными педагогическими задачами;

- продолжительность заключительной части урока будет зависеть от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются по преимуществу для обучения учащихся практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки и плавания. На этих уроках, учащиеся также осваивают учебные знания, но только те из них, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т.п.). Отличительными особенностями в построении и планировании этих уроков являются:

- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: этап начального обучения; этап углубленного разучивания и закрепления; и этап совершенствования;

- планирование физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика их нагрузки - с закономерностями постепенного развития утомления, возникающего в процессе их выполнения. В начале основной части урока, в зависимости от задач обучения могут включаться упражнения на развитие гибкости, координации и быстроты, не связанные со значительными энерготратами и не приводящие к интенсивному и относительно глубокому утомлению. Затем, постепенно вводятся упражнения на развитие силы и выносливости, характеризующиеся значительными энерготратами и «вводящими» организм в определенные стадии относительно глубокого утомления.

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих уроках, осуществляется в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала к окончанию их основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью у школьников необходимо формировать представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля за ее величиной (в начальной школе - по показателям частоты сердечных сокращений). Отличительными особенностями этих уроков будут являться:

- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки задается определенной последовательностью в планировании физических упражнений, имеющих разные характеристики по энерготратам;

- от начала к окончанию основной части урока конструкция включения физических упражнений сохраняет определенное постоянство: на развитие быстроты - силы - выносливости;

- по сравнению с другими типами уроков физической культуры, заключительная часть более продолжительная, поскольку должна быть достаточной, чтобы обеспечить восстановление организма после выполнения школьниками значительных физических нагрузок.

В целом, каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на учебных переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях по типу спортивного часа. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Повышая, таким образом, самостоятельность и познавательную активность учащихся, достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование их интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической работе со своим телом и своим здоровьем.

Для полной реализации содержания настоящей программы по физической культуре руководству школы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, создать внутришкольные зоны рекреации и пришкольные комплексные спортивные площадки, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.



Программа по физической культуре направлена на:

- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса;

- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предмет ной активности учащихся;

- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.






Планирование по

Национальному, региональному и этнокультурному особенностем при изучении предмета «Физическая культура»


На 2013-2014 у.г

10-11класс

Раздел

№ урока

Тематика

Кол-во мин

Легкая атлетика

5

Известные спортсмены Верхнего Уфалея

10

Баскентбол

25

Известные спортсмена Челябинской области

10

Конькобежный спорт

35

Олимпийские чемпионы Урала 2014

10

Лыжный спорт

51

Олимпийские чемпионы по Лыжным гонкам на Урале

10


64

Турнир Елизаветы Облыгиной


8

Подвижние игры

89

Народные игры Урала

Татарская народная игра "Татарский плетень"

12


98

Игра лапта

12


100

«Перетяжки»

10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предмета­ми, на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, Прыжки в высоту и в длину с разбега, со скакалкой; метание мя­ча, оздоровительная ходьба и бег; подвижные игры; спортивные игры; упражнения ритмической гимнастики; передвижение на лыжах, коньках, велосипеде и др.

Гимнастика. Девушки: опорный прыжок боком (конь в ши­рину, высота 110 см); акробатика - два кувырка вперед, перека­том назад стойка на лопатках, переворот в сторону; висы и упо­ры; брусья разной высоты, наскок в упор, перемах правой в упор верхом, вис лежа на бедрах, вис присев, подъем рывком вперед в упор, спад в вис лежа, соскок; равновесие (бревно) - упор присев, стойка на носках, шаги польки, полушпагат, повороты, соскок прогнувшись С поворотом.

Юноши: опорный прыжок ноги врозь (конь в длину, высота 125 см); акробатика - кувырок вперед, назад, два переворота в сторону, стойка на голове и руках силой; висы и упоры - пе­рекладина: подъем разгибом, оборот в упоре, мах Дугой в вис, махом назад соскок; брусья - из размахивания в упоре махом вперед угол, силой согнувшись стойка на плечах, махом вперед соскок поворотом.

Классификационная программа категории Б (юноши и де­вушки).

Легкая атлетика. Кроссы, бег на короткие и длинные дис­танции; прыжки в длину и в высоту с разбега; тройной прыжок; бег с барьерами; метание гранаты; толкание ядра; передача эста­феты.

Баскетбол. Броски в корзину - одной рукой от плеча с мес­та, в движении, в прыжке, сверху крюком, одной рукой снизу, сверху вниз и добивание двумя руками сверху; финты; индивидуальные, групповые и командные тактические действия в напа­дении и защите; двусторонняя игра.

Волейбол. Подачи - нижняя прямая, верхняя прямая, пере­дачи - верхняя, верхняя в прыжке; нападающие удары - пря­мой, прямой с переводом, боковой; блокирование; прием снизу двумя руками, одной рукой; тактические действия в нападении и защите - индивидуальные, групповые и командные; двусто­ронняя игра.

Футбол. Передвижения и прыжки; удары по мячу серединой подъема, с полулета, внутренней и внешней частью подъема, внут­ренней и внешней стороной стопы, носком; удары головой ­лбом; удары боковой частью стопы, серединой подъема, голенью, головой, грудью; финты; тактические приемы в нападении - ин­дивидуальные, групповые и командные действия; игра вратаря ­при ловле низких, полувысоких, высоких мячей, отбивание, вбрасывание, выбивание.

Борьба. Приемы самостраховки. Способы борьбы лежа. Пере­ворачивание захватом руки сбоку, шеи из-под плеча и дальней руки, переворачивание захватом шеи и туловища снизу, перево­рачивание захватом в рычаг. Приемы борьбы стоя - бросок рыв­ком за пятку, задняя подножка, бросок через бедро, бросок с за­хватом обеих ног, учебная схватка.

Хоккей. Бег короткими шагами, длинными, перебежкой; тор­можения, остановка и повороты; ведение шайбы с перекла­дыванием клюшки, толчком клюшки, без отрыва клюшки; брос­ки шайбы - без поворота и с поворотом крюка, подкидка шай­бы, удар по шайбе; остановка шайбы - крюком клюшки, туловищем, коньком; финты; приемы силовой борьбы - оста­новка (или толчок) соперника грудью, плечом, отбор шайбы; тактические приемы в нападении и защите - индивидуальные, групповые, командные действия; технические приемы игры вра­таря; двусторонняя игра.

Ритмическая гимнастика. И. п. - о. с., ноги врозь. Движе­ния головы вправо, влево, вверх, вниз. Поочередное и одновре­менное поднимание плеч с подниманием на носки. Поднимание рук в стороны-вверх с одновременными круговыми вращениями кистей рук и подниманием на носки на каждый счет. Поворот туловища вправо и влево с одновременным подниманием рук в стороны. Полуприседы со сведением колен и прижатием согну­тых рук в локтях предплечьями перед собой. Наклоны прогнуто­го туловища вперед с одновременным подниманием одной руки

. Вперед, другой - в сторону. Наклоны туловища с одновременным сгибанием одноименной ноги с различными положениями рук. Круговые движения таза с одновременными круговыми движениями туловища. Высокое, многократное и поочередное поднимание согнутых в коленях ног. Бег на месте и в разнообраз­ных направлениях с одновременными различными движениями рук. Прыжки на двух ногах с поворотом таза в стороны. Упражнения на расслабление. Лежа на полу с опорой на предплечья махи ногами. Из положения лежа на спине касание ногами по­ла за головой. Бег прыжками, танцевальными шагами, движени­ями рук, поворотами туловища и т. д. Упражнения на расслаб­ление. Дыхательные упражнения.




УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 - 11 КЛАСС 2013__/2014_ уч. год

Программный материал:

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ:

классы

10

11

Баскетбол:

На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

На совершенствование ловли и передач мяча

Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях)

На совершенствование техники ведения мяча

Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

На совершенствование техники бросков мяча

Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

На совершенствование техники защитных действий

Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание)

На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей

Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

На совершенствование тактики игры

Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам

Волейбол:

На совершенствование техники передвижений, остановок, Поворотов и стоек

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

На совершенствование техники приема и передач мяча

Варианты техники приема и передач мяча

На совершенствование техники подач мяча

Варианты подач мяча

На совершенствование техники нападающего удара

Варианты нападающего удара через сетку

на совершенствование техники защитных действий

Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка

На совершенствование тактики игры

Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам

Футбол:

На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

На совершенствование техники ударов по мячу и остановок мяча

Варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты остановок мяча ногой, грудью

На совершенствование техники ведения мяча

Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

На совершенствование техники защитных действий На совершенствование тактики игры

Действия против игрока без мяча и с мячом (выбивание, отбор, перехват)

Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам

На совершенствование координационных способнос­тей (ориентирова­ние в прост­ранстве, быстрота перестроения двигательных дей­ствий и реакций, дифференцирова­ние силовых, про­странственных и временных пара­метров движений, способностей к согласованию и ритму)

Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, метания В цель различными мячами, жонглирование (индивидуально, в парах, у стенки), упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в за­данном ритме; комбинации из освоенных эле­ментов техники перемещений и владения мя­чом, выполняемые также в сочетании с акроба­тическими упражнениями и др.; варианты круговой тренировки, комбинированные упраж­нения и эстафеты с разнообразными предмета­ми (мячами, шайбой, теннисными ракетками, бадминтонной ракеткой, воздушными шарами). Подвижные игры с мячом, приближенные к спортивным-

На развитие выносливости

Всевозможные эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры, двусторонние игры и игровые задания с акцентом на анаэробный или аэробный механизм длительностью от 20 с до 18 мин

На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей

Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений на рас­стояние от 10 до 25 м, ведение мяча в разных стойках, с максимальной частотой 10-13 с, подвижные игры и эстафеты с мячом в сочета­нии с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность

На знания о физической культуре

Терминология избранной спортивной игры, тех­ника владения мячом, техника перемещений, индивидуальные, групповые и командные атаку­ющие и защитные тактические действия. Влия­ние игровых упражнений на развитие координа­ционных и кондиционных способностей, психи­ческие процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях спортивными играми

На овладение организаторскими умениями

Организация и про ведение спортивной игры сучащимися младших классов и сверстниками, судейство и комплектование команды, подго­товка мест для про ведения занятий

Самостоятельные занятия

Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, скоростных способностей и выносливости; игровые упражнения по совершенствованию технических приемов; подвижные игры, игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр; спортивные игры. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях спортивными играми







Программный материал:

Гимнастика, акробатика:

10 - 11 классы

юноши

девушки

На совершенствование строевых

упражнений

Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении

На совершенствование общеразвивающих упражнений без предметов

Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении

На совершенствование общеразвивающих упражнений с предметами

С набивными мячами (весом до 5 кг), ганте

лями (до 8 кг), гирями (16 и 24 кг), штангой, на тренажерах, с эспандерами

Комбинации упражнений с обручами, булавами, лентами, скакалкой, большими

мячами

На освоение и совершенствование

висов и упоров

Пройденный в предыдущих классах матери-

ал. Подъем в упор силой; вис согнувшись,

прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание

рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь. Подъем переворотом, подъем разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад

Толчком ног подъем в упор на верхнюю

жердь; толчком двух ног вис углом.

Равновесие на нижней жерди; упор присев на одной ноге, махом соскок

На освоение и совершенствование опорных прыжков

Прыжок ноги врозь че­рез коня в длину высо­той 115-120 см (10 кл.)

и 120-125 см (11 кл.)

Прыжок утлом с раз­бега под углом к сна­ряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см)

На освоение и совершенствование акробатических упражнений

Длинный кувырок че­рез препятствие на вы­соте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Пере ворот бо­ком; прыжки в глубину, высота 150-180 см. Комбинации из ранее

освоенных элементов

Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее освоенных элементов

На развитие координационных способностей

Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений.

Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатичес­кие упражнения. Упражнения на батуте, под­кидном мостике, прыжки в глубину с вращени­ями. Эстафеты, игры, полосы препятствий с ис­пользованием гимнастического инвентаря и упражнений. Ритмическая гимнастика

На развитие сило­вых способностей и силовой вынос­ливости

Лазанье по двум канатам без помощи ног и по одному канату с по­мощью ног на скорость. Лазанье по шесту, гим­настической лестнице, стенке без помощи ног. Подтягивания. Упражне­ния в висах и упорах, со штангой, гирей, гантеля­ми, набивными мячами

Упражнения в висах и упорах, Общеразвивающие упражнения без предметов и с предме­тами, в парах

На развитие скоростно-силовых

способностей

Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метания набивного мяча

На развитие гибкости

Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных суставов. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами

На знания о физической культуре

Основы биомеханики гимнастических упражнений. Их влияние на телосложение, воспитание волевых качеств. Особенности методики занятий с младшими школьниками. Техника безопасности при занятиях гимнастикой: Оказание первой помощи при травмах

На овладение организаторскими

умениями

Выполнение обязанностей помощника судьи и инструктора. Проведение занятий с младшими школьниками

Самостоятельные занятия

Программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений. Самоконтроль при занятиях гимнастическими упражнениями


Программный материал:

Легкая атлетика:

10 - 11 классы

юноши

девушки

на совершенствование техники

спринтерского бега

Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м.

Эстафетный бег

На совершенствование техники дли -

тельного бега

Бег в равномерном и переменном темпе

20-25 мин. Бег на 3000 м

Бег в равномерном и переменном темпе

15-20 мин. Бег на 2000 м

На совершенствование техники

прыжка в длину с разбега

Прыжки в длину с 13-15 шагов разбега

На совершенство­вание техники прыжка в высоту с разбега

Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега

На совершен­ствование техни­ки метания в цель и на даль­ность

- Метание мяча 150 г с 4-5 бросковых ша­гов с полного разбега на дальность в кори-дор 10 м и заданное расстояние; в горизон­тальную и вертикаль­ную цель (1Х1 м) с расстояния до 20 м.

- Метание гранаты 500­/700 г с места на даль­ность, с колена, лежа; с4-5 бросковых шагов с укороченного и полно­го разбега на дальность в коридор 10 м и за­данное расстояние; в горизонтальную цель(2Х2 м) с расстояния12-15 м, по движу­щейся цели (2Х2 м) с расстояния 10-12 м.

- Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного - четырех ша­гов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние

- Метание теннисного мяча и мяча 150 г с места на дальность, с 4-5 бросковых ша­гов с укороченного и полного разбега на дальность и заданное расстояние в коридор10 м; в горизонталь­ную и вертикальную цель (1Х1 м) с рассто­яния 12-14 м.

- Метание гранаты 300-500 г с места на дальность, с 4-5 брос­ковых шагов с укоро­ченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние.

- Бросок набивного мя­ча (2 кг) двумя руками из различных исход­ных положений с мес­та, с одного - четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние

На развитие вы­носливости

Длительный бег до 25 мин, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка

Длительный бег до20 мин

На развитие ско­ростно-силовых способностей

Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. П., толкание ядра, набивных мячей, круговая тренировка

На развитие ско­ростных способ­ностей

Эстафеты, старты из различных и. П., бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов

На развитие ко­ординационных способностей

Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местнос­ти; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и. п. в цель и на даль­ность обеими руками

На знания о фи­зической культуре

Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспе­чения легкоатлетических упражнений.- Виды со­ревнований по легкой атлетике и рекорды. До­зирование нагрузки при занятиях бегом, прыж­ками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника без­опасности при занятиях легкой атлетикой. Дов­рачебная помощь при травмах. Правила сорев­нований

На совершенство­вание организа­торских умений

Выполнение обязанностей судьи по видам лег­коатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками

Самостоятельные занятия

Тренировка в оздоровительном беге для разви­тия и совершенствования основных двигатель­ных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой



Программный материал:

Лыжная подготовка:

классы

10

11

На освоение тех­ники лыжных ходов

Переход с одновре­менных ходов на по­переменные. Преодо­ление подъемов и препятствий. Про­хождение дистанции

до 5 км (девушки)

и до 6 км (юноши)

Переход с хода на ход в зависимости от ус­ловий дистанции и состояния лыжни.

Элементы тактики лыжных гонок: рас­пределение сил, лиди­рование, обгон, финиширование и др. Про­хождение дистанции до 5 км (девушки)

и до 8 км (юноши)

На знания о физической культуре

Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях

Программный материал:

единоборства:

классы

10

11

На освоение техники владения приемами

Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка

На развитие координационных способностей

Пройденный материал по приемам единоборства, подвижные игры типа «Сила И ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» И т. д.

На развитие силовых способностей

и силовой выносливости

Силовые упражнения и единоборства в парах

На знания о физической культуре

Самостоятельная разминка перед поединком. Правила соревнований по одному из видов единоборств. Влияние занятий единоборствами

на развитие нравственных и волевых качеств. Техника безопасности. Гигиена борца

На освоение организаторских умений

Умение судить учебную схватку одного из видов единоборств

Самостоятельные занятия

Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по оконча­нии средней школы должны достигнуть следующего уровня раз­вития физической культуры.

Объяснять:

. роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского дви­жения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;

. роль и значение занятий физической культурой в укрепле­нии здоровья человека, профилактике вредных привычек, ве­дении здорового образа жизни.

Характеризовать:

. индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;

. особенности функционирования основных органов и струк­тур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физи­ческими упражнениями различной направленности и конт­роля их эффективности;

. особенности организации и проведения индивидуальных заня­тий физическими упражнениями общей профессионально-­прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;

. особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;

. особенности форм урочных и внеурочных занятий физичес­кими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;

. особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.

Соблюдать правила:

. личной гигиены и закаливания организма;

. организации и про ведения самостоятельных и самодеятель­ных форм занятий физическими упражнениями и спортом;

. культуры поведения и взаимодействия во время коллектив­ных занятий и соревнований;

. профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;

. экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.

Проводить:

. самостоятельные и самодеятельные занятия физическими уп­p. с общей профессионально-прикладной и оздоро­вительно- корригирующей направленностью;

. контроль за индивидуальным физическим развитием и физи­ческой подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;

. приемы страховки и самостраховки во время занятий физи­ческими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;

. приемы массажа и самомассажа;

. занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;

. судейство соревнований по одному из видов спорта.

Составлять:

. индивидуальные комплексы физических упражнений различ­ной направленности;

. планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.

Определять:

. уровни индивидуального физического развития и двигатель­ной подготовленности;

. эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;

. дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.

Демонстрировать:

Физические

способнocти

Физические упражнения

Юноши

Девушки

Скоростные

Бег 30 м

5,0 с

5,4 с

Бег 100 м

14,3 с

17,5 с

Силовые

Подтягивание из виса на высокой перекладине

10 раз

-

Подтягивание в висе лежа на

низкой перекладине, раз

-

14 раз

Прыжок в длину с места, см

215 см

170 см

К выносливости

Кроссовый бег на 3 км

13 мин 50 с

-

Кроссовый бег на 2 км

-

10 мин 00 с

Двигательные умения, навыки и способности:

в метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12-15 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5 х 2,5 м с

10-12 м (девушки) и 15-25 м (юноши); ме­тать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м

с 10 м (девуш­ки) и с 15-20 м (юноши).

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине (юноши), на бревне или разновысоких брусьях (девушки); вы­полнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-125 см (юноши); выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выпол­нять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включаю­щую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные эле­менты (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных эле­ментов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).

В единоборствах: проводить учебную схватку в одном из ви­дов единоборств (юноши).

В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного уп­ражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.

Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей (табл. 16), с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психи­ческих состояний.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью:

бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достиже­ния, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической

подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень

физической культуры, составляющий вариативную часть (матери­

ал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного ющ нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель.

п/п

Физические

способности

Контрольное упр.

(тест)

Возраст,

лет

уровень

юноши

девушки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1

Скоростные

Бег 30 м, с

16

17

5.2 и <

5.1

5.1 -4.8

5.0 -4.7

4.4 и >

4.3

6.1 и <

6.1

5.9 - 5.3

5.9 - 5.3

4.8 и >

4.8

2

Координа-

циионные

Челночный бег 3 х 10 м, с

16

17

8.2 и <

8.1

8.0 - 7.7

7.9 - 7.5

7.3 и >

7.2

9.7 и <

9.6

9.3 - 8.7

9.3 - 8.7

8.4 и >

8.4

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

16

17

180 и <

190

195-210

205-220

230 и >

240

160 и <

160

170-190

170-190

210 и >

210

4

Выносливость

6-минутный

бег, м

16

17

1100 и <

1100

1300-1400

1300-1400

1500 и >

1500

900 и <

900

1050-1200

1050-1200

1300 и >

1300

5

Гибкость

Наклон из положения стоя, см

16

17

5 и <

5

9 - 12

9 - 12

15 и >

15

7 и <

7

12 - 14

12 - 14

20 и >

20

6

Силовые

Подтягивание:

Выс. Переклад.

Низк. Переклад.

Ко-во раз

16

17

5 и <

5

8 - 9

9 - 10

11 и >

12

6 и <

6

13 - 15

13 - 15

18 и >

18


Характеристика контрольно-измерительных материалов

Критериями оценки по физической культуре являются качественные и количественные показатели. Качественные показатели - степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности и др. Количественным показателем является положительная динамика физической подготовленности, складывающаяся обычно из показателей развития основных физических способностей.

В отношении качественных показателей при оценке знаний учащихся по предмету «Физическая культура» надо учитывать их глубину, полноту, аргументированность, умение использовать применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями. Оценка техники владения двигательными действиями и навыками осуществляется по следующим примерным критериям:

«5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко; учащиеся по заданию учителя используют его в нестандартных условиях;

«4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений;

«3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

«2» - двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.





Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по предмету физкультура.

класс

Контрольные упражнения

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся

Мальчики

Девочки

Оценка

"5"

"4"

"3"

"5"

"4"

"3"

11

Челночный бег 4x9 м, сек

9,2

9,6

10,1

9,8

10,2

11,0

11

Бег 30 м, секунд

4,4

4,7

5,1

5,0

5,3

5,7

11

Бег 1000 м - юноши, сек 500м - девушки, сек

3,30

3,50

4,20

2,1

2,2

2,5

11

Бег 100 м, секунд

13,8

14,2

15,0

16,2

17,0

18,0

11

Бег 2000 м, мин

10,00

11,10

12,20

11

Бег 3000 м, мин

12,20

13,00

14,00

11

Прыжки в длину с места

230

220

200

185

170

155

11

Подтягивание на высокой перекладине

14

11

8

11

Сгибание и разгибание рук в упоре

32

27

22

20

15

10

11

Наклоны вперед из положения сидя

15

13

8

24

20

13

11

Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа

55

49

45

42

36

30

11

Прыжок на скакалке, 30 сек, раз

70

65

55

80

75

класс

Контрольные упражнения

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся

Мальчики

Девочки

Оценка

"5"

"4"

"3"

"5"

"4"

"3"

10

Челночный бег 4x9 м, сек

9,3

9,7

10,2

9,7

10,1

10,8

10

Бег 30 м, секунд

4,7

5,2

5,7

5,4

5,8

6,2

10

Бег 1000 м - юноши, сек 500м - девушки, сек

3,35

4,00

4,30

2,1

2,25

2,6

10

Бег 100 м, секунд

14,4

14,8

15,5

16,5

17,2

18,2

10

Бег 2000 м, мин

10,20

11,15

12,10

10

Бег 3000 м, мин

12,40

13,30

14,30

10

Прыжки в длину с места

220

210

190

185

170

160

10

Подтягивание на высокой перекладине

12

10

7

10

Сгибание и разгибание рук в упоре

32

27

22

20

15

10

10

Наклоны вперед из положения сидя

14

12

7

22

18

13

10

Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа

52

47

42

40

35

30

10

Прыжок на скакалке, 30 сек, раз

65

60

50

75

70

60





Учебно-методическое сопровождение преподавания

предмета «Физическая культура»

1. Байбородова, Л. В. Методика обучения физической культуре 1-11 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Байбородов, И. М. Бутин и др. - М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004.

2. Бутин, И. .М Физическая культура 9-11 кл. [Текст] / И. М. Бутин, И. А. Бутина, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленникова. - М. : «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.

3. Дереклеева. Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы [Текст] : мастерская учителя / Н. И. Дереклеева. - М. : «ВАКО», 2003.

4. Каинов, А. Н. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп [Текст]: рекомендации, планирование, программы / А. Н. Каинов, И. Ю. Шалева. - Волгоград : Учитель, 2009.

5. Коджаспиров, Ю. Г. Физкульт - ура! Ура! Ура! [Текст] : учебное пособие Ю. Г. Коджаспиров. - М. : Педагогическое общество России, 2002.

6. Колодницкий, Г. А Планирование и организация занятий. 6 класс [Текст] : методическое пособие / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов. - М. : Дрофа, 2006.

7. Кузнецов, В. С. Планирование и организация занятий. 5 класс [Текст] : методическое пособие / В. С. Кузнецов. - М. : Дрофа, 2003.

8. Кузнецов, В. С. Экзаменационные вопросы и ответы. Физическая культура. 9-11 классы [Текст] : учебное пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий - М. : АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2003.

9. Кузнецов, В. С Планирование и организация занятий. 7 класс [Текст] : методическое пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М. Дрофа, 2008.

10. Лепешкин, В. А Методика обучения учащихся технике передвижения на лыжах. 1-11 классы [Текст] : методическое пособие / В. А. Лепешкин. - М. : Дрофа, 2006.

11. Лях, В. Л. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов [Текст] : пособие для учителя / В. Л. Лях. - М. : «Просвещение», 2001.

12. Матвеев, А. П. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре [Текст] / А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. - М. : Дрофа, 2001.

13. Матвеев, А. П. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по физической культуре [Текст] / А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. - М.: Дрофа, 2001.

14. Матвеев, А. П. Физическая культура, 9-11 классы. Школьные олимпиады [Текст] : методическое пособие / А. П. Матвеев, А. А. Красников, А. Б. Лагутин. - М. : Дрофа, 2003.

15. Матвеев, А. П. Экзамен по физической культуре. Вопросы и ответы [Текст] : библиотека учителя физической культуры / А. П. Матвеев. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

16. Мишин, Б. И Настольная книга учителя физической культуры [Текст] : справочно-методическое пособие / Б. И. Мишин. - М. : «АСТ Астрель», 2003.

17. Муравьев, В. А. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков [Текст] : метод. пособие / В. А. Муравьев. - М. : Дрофа, 2009.

18. Перминова, Г. В. Готовые ответы на экзаменационные вопросы. Физическая культура 11 класс [Текст] : / Г. В. Перминова. - М. : «Абрис Д», 2005.

19. Погадаев, Г. И Настольная книга учителя физической культуры [Текст] : методическое издание / Г. И. Погадаев. - М. : «Физкультура и спорт», 2000.

20. Погадаев, Г. И. Использование народных игр на уроках физической культуры при трехчасовой учебной нагрузке [Текст] : методическое пособие для учителя начальных классов / Г. И. Погадаев, О. И. Артеменко, Т. А. Цехмистренко. - М. : Издательский дом «Новый учебник», 2003.

21. Погадаев, Г. И. Физическая культура: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. [Текст] / Г. И. Погадаев, Б. И. Мишин. - М. : Просвещение , 2006.

22. Родиченко, В. С. Твой олимпийский учебник [Текст] : учебное пособие / В. С. Родиченко. - М. : «Физкультура и спорт», 2004.

23. Сабонян, Ф. И. Физическая культура. Организация и проведение викторин в общеобразовательных учреждениях 10-11 классы [Текст] : методическое пособие / Ф. И. Сабонян. - М. : Дрофа, 2007.

24. Садыкова, С. Л. Физкультура 1-11 кл. Подвижные игры на уроках и во внеурочное время

[Текст] / С. Л. Садыкова. - М. : Советский спорт, 2007.







© 2010-2022