- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по физической культуре
Рабочая программа по физической культуре
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Михалченко С.С. |
Дата | 06.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса «Физическая культура» является частью образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 7 «Ступени». Составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 17785 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г.№ 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 г., рег. № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1067, зарегистрирован Минюстом России от 30 января 2013 г., рег. № 26775 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»
5. Авторская программа « Комплексная программа физического воспитания учащихся (1-11 классов») В,И, Ляха.,А,А, Зданевича 2008
6.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).
7.Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
8.Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
9.Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.
10.О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839
11.Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования .
Областная целевая программа по реализации национального проекта, учитывая важность проблемы формирования, укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся через совершенствование процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, Министерство образования и науки Челябинской области рекомендует:
1) считать одним из приоритетных направлений совершенствование процесса физического воспитания в общеобразовательных учреждениях
2) создавать условия для обеспечения взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом
3) совершенствовать врачебно-педагогический контроль за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях
4) включать третий час физической культуры в действующие учебные планы общеобразовательных учреждений за счет часов школьного компонента при наличии условий
5) проводить объективизацию методов оценки и совершенствования физического и моторного развития обучающихся на основе учета возрастных психофизиологических характеристик
6) совершенствовать профилактику асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта
7) оснащать современным учебно-спортивным оборудованием общеобразовательные учреждения.
Направленность учебных занятий на всех ступенях обучения, по физической культуре характеризуется:
- формированием основ знаний о физкультурной деятельности
- чередованием упражнений высокой и низкой интенсивности, направленных на развитие и совершенствование кондиционных способностей учащихся
- расширением коммуникативного опыта учащихся в совместной деятельности
- гибким введением новых элементов образования, интегрированием разнообразных видов двигательной деятельности
- овладением школьниками умениями использовать различные системы и виды физических упражнений в самостоятельных занятиях по физической культуре, имеющих оздоровительную и кондиционную направленности
- расширением адаптивных и функциональных возможностей школьников, использованием методов индивидуализации физических нагрузок (метод «круговой тренировки», «сопряженного» упражнения)
- решением оздоровительных задач специфическими средствами физического воспитания (физические упражнения, естественные факторы природы, закаливание);
- отведением основного учебного времени на работу в режиме спортивной тренировки;
- развитием индивидуальных свойств личности через личностно-ориентированный подход в двигательной деятельности;
- контролем, направленным на уровень сформированности коммуникативной, теоретической и двигательной компетенции, самостоятельной двигательной активности учащихся.
В соответствии с ФБУПП Учебный предмет « Физическая культура Вводится как обязательный предмет в средней школе ,на его преподавание отводится 102 часа
Рабочая программа разработана на базе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: В. И. Лях, А. А. Зданевич, 2008 г.»
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента не возможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей учеников. В связи с региональными особенностямя и федеральным компонентом учебного плана
Вариативная включает в себя программный материал по легкой атлетике .ПРОГРАММЫЙ МАТЕРИАЛ УСЛОЖНЯЕТСЯ ПО разделам каждый год за счет увеличения сложности на базе раннее пройденных. (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы
Распределение учебного времени
№.
п/п
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
классы
10
11
1
Базовая часть
70
70
1.1
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
1.2
Спортивные игры (баскетбол)
18
18
1.3
Гимнастика с элементами акробатики
22
22
1.4
Легкая атлетика 1 четверть
6
6
1.5
Волейбол
21
21
2
Вариативная часть
32
32
2.1
По выбору учителя, учащихся, определяемый школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта ( Легкая атлетика)
32
32
Система обучения выбрана, исходя из профиля учебного заведения. Предполагается комплексное развитие физических и двигательных качеств, исходя из особенностей регионального компонента и профилактики заболеваемости, а так же коррекции различных отклонений в физической составляющей здоровья учащихся.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса позволяет реализовать следующие виды физической деятельности: подвижные игры, спортивные игры; баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, единоборства, развитие силовых и скоростных способностей, а также выносливости.
Разбивка программного материала по темам, обусловлена сроками проведения Городской Спартакиады школьников, что позволяет активизировать интерес учащихся к тому или иному разделу программы обучения. Учебные часы, выделенные на тот или иной раздел определены, исходя из, климатических условий зоны проживания и региональных особенностей.
На данный момент, национально-региональный компонент определяется игровыми видами спорта и легкоатлетической составляющей, в основном, скоростной направленности.
Целью физического воспитания в школе является
содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять Физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
. обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
. развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
. при обретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
. воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно
применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
. содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств
личности.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности состояния здоровья, самостоятельных занятий.
ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
Задачи физического воспитания учащихся 10-11 классов направлены на:
. содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
. формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
. расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
. дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости И гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
. формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии; .
. закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
. формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие
целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
. дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
В программе приведено примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала. Выделенный объем времени в базовой части на различные разделы программы увеличен за счет часов вариативной части.
При трехразовых занятиях в неделю время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается.
Программа рассчитана на 35учебные недели в год.
Формы организации образовательного процесса
в основной школе характеризуются разнообразными уроками физической культуры, физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и самостоятельными занятиями физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей учебной программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят с учебными знаниями, способами и правилами организации самостоятельных форм занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно в той их части, которая касается особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью характеризуются следующими особенностями:
- продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин) и может включать в себя как ранее разученные «тематические» комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженных эмоциональных напряжений;
- в основной части урока необходимо выделять образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя учебные знания и способы физкультурной деятельности и в зависимости от объема учебного материала его продолжительность может составлять от 3-4 мин до 10-12 минут. В свою очередь, двигательный компонент - представлен обучением двигательным действиям и развитием физических качеств, и его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить обязательную разминку, которая по своему характера должна соотносится с поставленными педагогическими задачами;
- продолжительность заключительной части урока будет зависеть от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются по преимуществу для обучения учащихся практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки и плавания. На этих уроках, учащиеся также осваивают учебные знания, но только те из них, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т.п.). Отличительными особенностями в построении и планировании этих уроков являются:
- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: этап начального обучения; этап углубленного разучивания и закрепления; и этап совершенствования;
- планирование физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика их нагрузки - с закономерностями постепенного развития утомления, возникающего в процессе их выполнения. В начале основной части урока, в зависимости от задач обучения могут включаться упражнения на развитие гибкости, координации и быстроты, не связанные со значительными энерготратами и не приводящие к интенсивному и относительно глубокому утомлению. Затем, постепенно вводятся упражнения на развитие силы и выносливости, характеризующиеся значительными энерготратами и «вводящими» организм в определенные стадии относительно глубокого утомления.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих уроках, осуществляется в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала к окончанию их основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью у школьников необходимо формировать представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля за ее величиной (в начальной школе - по показателям частоты сердечных сокращений). Отличительными особенностями этих уроков будут являться:
- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки задается определенной последовательностью в планировании физических упражнений, имеющих разные характеристики по энерготратам;
- от начала к окончанию основной части урока конструкция включения физических упражнений сохраняет определенное постоянство: на развитие быстроты - силы - выносливости;
- по сравнению с другими типами уроков физической культуры, заключительная часть более продолжительная, поскольку должна быть достаточной, чтобы обеспечить восстановление организма после выполнения школьниками значительных физических нагрузок.
В целом, каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на учебных переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях по типу спортивного часа. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Повышая, таким образом, самостоятельность и познавательную активность учащихся, достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование их интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической работе со своим телом и своим здоровьем.
Для полной реализации содержания настоящей программы по физической культуре руководству школы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, создать внутришкольные зоны рекреации и пришкольные комплексные спортивные площадки, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.
Программа по физической культуре направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса;
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предмет ной активности учащихся;
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Планирование по
Национальному, региональному и этнокультурному особенностем при изучении предмета «Физическая культура»
На 2013-2014 у.г
10-11класс
Раздел
№ урока
Тематика
Кол-во мин
Легкая атлетика
5
Известные спортсмены Верхнего Уфалея
10
Баскентбол
25
Известные спортсмена Челябинской области
10
Конькобежный спорт
35
Олимпийские чемпионы Урала 2014
10
Лыжный спорт
51
Олимпийские чемпионы по Лыжным гонкам на Урале
10
64
Турнир Елизаветы Облыгиной
8
Подвижние игры
89
Народные игры Урала
Татарская народная игра "Татарский плетень"
12
98
Игра лапта
12
100
«Перетяжки»
10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, Прыжки в высоту и в длину с разбега, со скакалкой; метание мяча, оздоровительная ходьба и бег; подвижные игры; спортивные игры; упражнения ритмической гимнастики; передвижение на лыжах, коньках, велосипеде и др.
Гимнастика. Девушки: опорный прыжок боком (конь в ширину, высота 110 см); акробатика - два кувырка вперед, перекатом назад стойка на лопатках, переворот в сторону; висы и упоры; брусья разной высоты, наскок в упор, перемах правой в упор верхом, вис лежа на бедрах, вис присев, подъем рывком вперед в упор, спад в вис лежа, соскок; равновесие (бревно) - упор присев, стойка на носках, шаги польки, полушпагат, повороты, соскок прогнувшись С поворотом.
Юноши: опорный прыжок ноги врозь (конь в длину, высота 125 см); акробатика - кувырок вперед, назад, два переворота в сторону, стойка на голове и руках силой; висы и упоры - перекладина: подъем разгибом, оборот в упоре, мах Дугой в вис, махом назад соскок; брусья - из размахивания в упоре махом вперед угол, силой согнувшись стойка на плечах, махом вперед соскок поворотом.
Классификационная программа категории Б (юноши и девушки).
Легкая атлетика. Кроссы, бег на короткие и длинные дистанции; прыжки в длину и в высоту с разбега; тройной прыжок; бег с барьерами; метание гранаты; толкание ядра; передача эстафеты.
Баскетбол. Броски в корзину - одной рукой от плеча с места, в движении, в прыжке, сверху крюком, одной рукой снизу, сверху вниз и добивание двумя руками сверху; финты; индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите; двусторонняя игра.
Волейбол. Подачи - нижняя прямая, верхняя прямая, передачи - верхняя, верхняя в прыжке; нападающие удары - прямой, прямой с переводом, боковой; блокирование; прием снизу двумя руками, одной рукой; тактические действия в нападении и защите - индивидуальные, групповые и командные; двусторонняя игра.
Футбол. Передвижения и прыжки; удары по мячу серединой подъема, с полулета, внутренней и внешней частью подъема, внутренней и внешней стороной стопы, носком; удары головой лбом; удары боковой частью стопы, серединой подъема, голенью, головой, грудью; финты; тактические приемы в нападении - индивидуальные, групповые и командные действия; игра вратаря при ловле низких, полувысоких, высоких мячей, отбивание, вбрасывание, выбивание.
Борьба. Приемы самостраховки. Способы борьбы лежа. Переворачивание захватом руки сбоку, шеи из-под плеча и дальней руки, переворачивание захватом шеи и туловища снизу, переворачивание захватом в рычаг. Приемы борьбы стоя - бросок рывком за пятку, задняя подножка, бросок через бедро, бросок с захватом обеих ног, учебная схватка.
Хоккей. Бег короткими шагами, длинными, перебежкой; торможения, остановка и повороты; ведение шайбы с перекладыванием клюшки, толчком клюшки, без отрыва клюшки; броски шайбы - без поворота и с поворотом крюка, подкидка шайбы, удар по шайбе; остановка шайбы - крюком клюшки, туловищем, коньком; финты; приемы силовой борьбы - остановка (или толчок) соперника грудью, плечом, отбор шайбы; тактические приемы в нападении и защите - индивидуальные, групповые, командные действия; технические приемы игры вратаря; двусторонняя игра.
Ритмическая гимнастика. И. п. - о. с., ноги врозь. Движения головы вправо, влево, вверх, вниз. Поочередное и одновременное поднимание плеч с подниманием на носки. Поднимание рук в стороны-вверх с одновременными круговыми вращениями кистей рук и подниманием на носки на каждый счет. Поворот туловища вправо и влево с одновременным подниманием рук в стороны. Полуприседы со сведением колен и прижатием согнутых рук в локтях предплечьями перед собой. Наклоны прогнутого туловища вперед с одновременным подниманием одной руки
. Вперед, другой - в сторону. Наклоны туловища с одновременным сгибанием одноименной ноги с различными положениями рук. Круговые движения таза с одновременными круговыми движениями туловища. Высокое, многократное и поочередное поднимание согнутых в коленях ног. Бег на месте и в разнообразных направлениях с одновременными различными движениями рук. Прыжки на двух ногах с поворотом таза в стороны. Упражнения на расслабление. Лежа на полу с опорой на предплечья махи ногами. Из положения лежа на спине касание ногами пола за головой. Бег прыжками, танцевальными шагами, движениями рук, поворотами туловища и т. д. Упражнения на расслабление. Дыхательные упражнения.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 - 11 КЛАСС 2013__/2014_ уч. год
Программный материал:
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ:
классы
10
11
Баскетбол:
На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений
На совершенствование ловли и передач мяча
Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях)
На совершенствование техники ведения мяча
Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника
На совершенствование техники бросков мяча
Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника
На совершенствование техники защитных действий
Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание)
На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей
Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
На совершенствование тактики игры
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам
Волейбол:
На совершенствование техники передвижений, остановок, Поворотов и стоек
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений
На совершенствование техники приема и передач мяча
Варианты техники приема и передач мяча
На совершенствование техники подач мяча
Варианты подач мяча
На совершенствование техники нападающего удара
Варианты нападающего удара через сетку
на совершенствование техники защитных действий
Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка
На совершенствование тактики игры
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам
Футбол:
На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений
На совершенствование техники ударов по мячу и остановок мяча
Варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты остановок мяча ногой, грудью
На совершенствование техники ведения мяча
Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника
На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом
На совершенствование техники защитных действий На совершенствование тактики игры
Действия против игрока без мяча и с мячом (выбивание, отбор, перехват)
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам
На совершенствование координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий и реакций, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию и ритму)
Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, метания В цель различными мячами, жонглирование (индивидуально, в парах, у стенки), упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом, выполняемые также в сочетании с акробатическими упражнениями и др.; варианты круговой тренировки, комбинированные упражнения и эстафеты с разнообразными предметами (мячами, шайбой, теннисными ракетками, бадминтонной ракеткой, воздушными шарами). Подвижные игры с мячом, приближенные к спортивным-
На развитие выносливости
Всевозможные эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры, двусторонние игры и игровые задания с акцентом на анаэробный или аэробный механизм длительностью от 20 с до 18 мин
На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей
Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений на расстояние от 10 до 25 м, ведение мяча в разных стойках, с максимальной частотой 10-13 с, подвижные игры и эстафеты с мячом в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность
На знания о физической культуре
Терминология избранной спортивной игры, техника владения мячом, техника перемещений, индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные тактические действия. Влияние игровых упражнений на развитие координационных и кондиционных способностей, психические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях спортивными играми
На овладение организаторскими умениями
Организация и про ведение спортивной игры сучащимися младших классов и сверстниками, судейство и комплектование команды, подготовка мест для про ведения занятий
Самостоятельные занятия
Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, скоростных способностей и выносливости; игровые упражнения по совершенствованию технических приемов; подвижные игры, игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр; спортивные игры. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях спортивными играми
Программный материал:
Гимнастика, акробатика:
10 - 11 классы
юноши
девушки
На совершенствование строевых
упражнений
Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении
На совершенствование общеразвивающих упражнений без предметов
Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении
На совершенствование общеразвивающих упражнений с предметами
С набивными мячами (весом до 5 кг), ганте
лями (до 8 кг), гирями (16 и 24 кг), штангой, на тренажерах, с эспандерами
Комбинации упражнений с обручами, булавами, лентами, скакалкой, большими
мячами
На освоение и совершенствование
висов и упоров
Пройденный в предыдущих классах матери-
ал. Подъем в упор силой; вис согнувшись,
прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание
рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь. Подъем переворотом, подъем разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад
Толчком ног подъем в упор на верхнюю
жердь; толчком двух ног вис углом.
Равновесие на нижней жерди; упор присев на одной ноге, махом соскок
На освоение и совершенствование опорных прыжков
Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120 см (10 кл.)
и 120-125 см (11 кл.)
Прыжок утлом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см)
На освоение и совершенствование акробатических упражнений
Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Пере ворот боком; прыжки в глубину, высота 150-180 см. Комбинации из ранее
освоенных элементов
Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее освоенных элементов
На развитие координационных способностей
Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений.
Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Упражнения на батуте, подкидном мостике, прыжки в глубину с вращениями. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. Ритмическая гимнастика
На развитие силовых способностей и силовой выносливости
Лазанье по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость. Лазанье по шесту, гимнастической лестнице, стенке без помощи ног. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, со штангой, гирей, гантелями, набивными мячами
Упражнения в висах и упорах, Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, в парах
На развитие скоростно-силовых
способностей
Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метания набивного мяча
На развитие гибкости
Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных суставов. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами
На знания о физической культуре
Основы биомеханики гимнастических упражнений. Их влияние на телосложение, воспитание волевых качеств. Особенности методики занятий с младшими школьниками. Техника безопасности при занятиях гимнастикой: Оказание первой помощи при травмах
На овладение организаторскими
умениями
Выполнение обязанностей помощника судьи и инструктора. Проведение занятий с младшими школьниками
Самостоятельные занятия
Программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений. Самоконтроль при занятиях гимнастическими упражнениями
Программный материал:
Легкая атлетика:
10 - 11 классы
юноши
девушки
на совершенствование техники
спринтерского бега
Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м.
Эстафетный бег
На совершенствование техники дли -
тельного бега
Бег в равномерном и переменном темпе
20-25 мин. Бег на 3000 м
Бег в равномерном и переменном темпе
15-20 мин. Бег на 2000 м
На совершенствование техники
прыжка в длину с разбега
Прыжки в длину с 13-15 шагов разбега
На совершенствование техники прыжка в высоту с разбега
Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега
На совершенствование техники метания в цель и на дальность
- Метание мяча 150 г с 4-5 бросковых шагов с полного разбега на дальность в кори-дор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1Х1 м) с расстояния до 20 м.
- Метание гранаты 500/700 г с места на дальность, с колена, лежа; с4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель(2Х2 м) с расстояния12-15 м, по движущейся цели (2Х2 м) с расстояния 10-12 м.
- Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного - четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние
- Метание теннисного мяча и мяча 150 г с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность и заданное расстояние в коридор10 м; в горизонтальную и вертикальную цель (1Х1 м) с расстояния 12-14 м.
- Метание гранаты 300-500 г с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние.
- Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного - четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние
На развитие выносливости
Длительный бег до 25 мин, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка
Длительный бег до20 мин
На развитие скоростно-силовых способностей
Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. П., толкание ядра, набивных мячей, круговая тренировка
На развитие скоростных способностей
Эстафеты, старты из различных и. П., бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов
На развитие координационных способностей
Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения; бег с преодолением препятствий и на местности; барьерный бег; прыжки через препятствия и на точность приземления; метание различных предметов из различных и. п. в цель и на дальность обеими руками
На знания о физической культуре
Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений.- Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды. Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований
На совершенствование организаторских умений
Выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками
Самостоятельные занятия
Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой
Программный материал:
Лыжная подготовка:
классы
10
11
На освоение техники лыжных ходов
Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Прохождение дистанции
до 5 км (девушки)
и до 6 км (юноши)
Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни.
Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др. Прохождение дистанции до 5 км (девушки)
и до 8 км (юноши)
На знания о физической культуре
Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях
Программный материал:
единоборства:
классы
10
11
На освоение техники владения приемами
Приемы самостраховки. Приемы борьбы лежа и стоя. Учебная схватка
На развитие координационных способностей
Пройденный материал по приемам единоборства, подвижные игры типа «Сила И ловкость», «Борьба всадников», «Борьба двое против двоих» И т. д.
На развитие силовых способностей
и силовой выносливости
Силовые упражнения и единоборства в парах
На знания о физической культуре
Самостоятельная разминка перед поединком. Правила соревнований по одному из видов единоборств. Влияние занятий единоборствами
на развитие нравственных и волевых качеств. Техника безопасности. Гигиена борца
На освоение организаторских умений
Умение судить учебную схватку одного из видов единоборств
Самостоятельные занятия
Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Объяснять:
. роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
. роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
. индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
. особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
. особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
. особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
. особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
. особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
. личной гигиены и закаливания организма;
. организации и про ведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
. культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
. профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
. экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
. самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упp. с общей профессионально-прикладной и оздоровительно- корригирующей направленностью;
. контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
. приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
. приемы массажа и самомассажа;
. занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
. судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
. индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности;
. планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
. уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
. эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
. дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Демонстрировать:
Физические
способнocти
Физические упражнения
Юноши
Девушки
Скоростные
Бег 30 м
5,0 с
5,4 с
Бег 100 м
14,3 с
17,5 с
Силовые
Подтягивание из виса на высокой перекладине
10 раз
-
Подтягивание в висе лежа на
низкой перекладине, раз
-
14 раз
Прыжок в длину с места, см
215 см
170 см
К выносливости
Кроссовый бег на 3 км
13 мин 50 с
-
Кроссовый бег на 2 км
-
10 мин 00 с
Двигательные умения, навыки и способности:
в метаниях на дальность и на меткость: метать различные по массе и форме снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи, резиновые палки и др.) с места и с полного разбега (12-15 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов; метать различные по массе и форме снаряды в горизонтальную цель 2,5 х 2,5 м с
10-12 м (девушки) и 15-25 м (юноши); метать теннисный мяч в вертикальную цель 1 х 1 м
с 10 м (девушки) и с 15-20 м (юноши).
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из пяти элементов на брусьях или перекладине (юноши), на бревне или разновысоких брусьях (девушки); выполнять опорный прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-125 см (юноши); выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой, обручем или лентой (девушки); выполнять акробатическую комбинацию из пяти элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках, переворот боком и другие ранее освоенные элементы (юноши), и комбинацию из пяти ранее освоенных элементов (девушки); лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость (юноши); выполнять комплекс вольных упражнений (девушки).
В единоборствах: проводить учебную схватку в одном из видов единоборств (юноши).
В спортивных играх: демонстрировать и применять в игре или в процессе выполнения специально созданного комплексного упражнения основные технико-тактические действия одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность: соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития физических способностей (табл. 16), с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: использовать различные виды физических упражнений с целью самосовершенствования, организации досуга и здорового образа жизни; осуществлять коррекцию недостатков физического развития; проводить самоконтроль и саморегуляцию физических и психических состояний.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью:
бег 100 м, прыжок в длину или высоту, метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: согласовывать свое поведение с интересами коллектива; при выполнении упражнений критически оценивать собственные достижения, поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической
подготовленности; сознательно тренироваться и стремиться к возможно лучшему результату на соревнованиях.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень
физической культуры, составляющий вариативную часть (матери
ал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного ющ нескольких видов спорта), разрабатывает и определяет учитель.
№
п/п
Физические
способности
Контрольное упр.
(тест)
Возраст,
лет
уровень
юноши
девушки
низкий
средний
высокий
низкий
средний
высокий
1
Скоростные
Бег 30 м, с
16
17
5.2 и <
5.1
5.1 -4.8
5.0 -4.7
4.4 и >
4.3
6.1 и <
6.1
5.9 - 5.3
5.9 - 5.3
4.8 и >
4.8
2
Координа-
циионные
Челночный бег 3 х 10 м, с
16
17
8.2 и <
8.1
8.0 - 7.7
7.9 - 7.5
7.3 и >
7.2
9.7 и <
9.6
9.3 - 8.7
9.3 - 8.7
8.4 и >
8.4
3
Скоростно-силовые
Прыжок в длину с места, см
16
17
180 и <
190
195-210
205-220
230 и >
240
160 и <
160
170-190
170-190
210 и >
210
4
Выносливость
6-минутный
бег, м
16
17
1100 и <
1100
1300-1400
1300-1400
1500 и >
1500
900 и <
900
1050-1200
1050-1200
1300 и >
1300
5
Гибкость
Наклон из положения стоя, см
16
17
5 и <
5
9 - 12
9 - 12
15 и >
15
7 и <
7
12 - 14
12 - 14
20 и >
20
6
Силовые
Подтягивание:
Выс. Переклад.
Низк. Переклад.
Ко-во раз
16
17
5 и <
5
8 - 9
9 - 10
11 и >
12
6 и <
6
13 - 15
13 - 15
18 и >
18
Характеристика контрольно-измерительных материалов
Критериями оценки по физической культуре являются качественные и количественные показатели. Качественные показатели - степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности и др. Количественным показателем является положительная динамика физической подготовленности, складывающаяся обычно из показателей развития основных физических способностей.
В отношении качественных показателей при оценке знаний учащихся по предмету «Физическая культура» надо учитывать их глубину, полноту, аргументированность, умение использовать применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями. Оценка техники владения двигательными действиями и навыками осуществляется по следующим примерным критериям:
«5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко; учащиеся по заданию учителя используют его в нестандартных условиях;
«4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений;
«3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
«2» - двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по предмету физкультура.
класс
Контрольные упражнения
ПОКАЗАТЕЛИ
Учащиеся
Мальчики
Девочки
Оценка
"5"
"4"
"3"
"5"
"4"
"3"
11
Челночный бег 4x9 м, сек
9,2
9,6
10,1
9,8
10,2
11,0
11
Бег 30 м, секунд
4,4
4,7
5,1
5,0
5,3
5,7
11
Бег 1000 м - юноши, сек 500м - девушки, сек
3,30
3,50
4,20
2,1
2,2
2,5
11
Бег 100 м, секунд
13,8
14,2
15,0
16,2
17,0
18,0
11
Бег 2000 м, мин
10,00
11,10
12,20
11
Бег 3000 м, мин
12,20
13,00
14,00
11
Прыжки в длину с места
230
220
200
185
170
155
11
Подтягивание на высокой перекладине
14
11
8
11
Сгибание и разгибание рук в упоре
32
27
22
20
15
10
11
Наклоны вперед из положения сидя
15
13
8
24
20
13
11
Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа
55
49
45
42
36
30
11
Прыжок на скакалке, 30 сек, раз
70
65
55
80
75
класс
Контрольные упражнения
ПОКАЗАТЕЛИ
Учащиеся
Мальчики
Девочки
Оценка
"5"
"4"
"3"
"5"
"4"
"3"
10
Челночный бег 4x9 м, сек
9,3
9,7
10,2
9,7
10,1
10,8
10
Бег 30 м, секунд
4,7
5,2
5,7
5,4
5,8
6,2
10
Бег 1000 м - юноши, сек 500м - девушки, сек
3,35
4,00
4,30
2,1
2,25
2,6
10
Бег 100 м, секунд
14,4
14,8
15,5
16,5
17,2
18,2
10
Бег 2000 м, мин
10,20
11,15
12,10
10
Бег 3000 м, мин
12,40
13,30
14,30
10
Прыжки в длину с места
220
210
190
185
170
160
10
Подтягивание на высокой перекладине
12
10
7
10
Сгибание и разгибание рук в упоре
32
27
22
20
15
10
10
Наклоны вперед из положения сидя
14
12
7
22
18
13
10
Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа
52
47
42
40
35
30
10
Прыжок на скакалке, 30 сек, раз
65
60
50
75
70
60
Учебно-методическое сопровождение преподавания
предмета «Физическая культура»
1. Байбородова, Л. В. Методика обучения физической культуре 1-11 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Байбородов, И. М. Бутин и др. - М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004.
2. Бутин, И. .М Физическая культура 9-11 кл. [Текст] / И. М. Бутин, И. А. Бутина, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленникова. - М. : «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.
3. Дереклеева. Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы [Текст] : мастерская учителя / Н. И. Дереклеева. - М. : «ВАКО», 2003.
4. Каинов, А. Н. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп [Текст]: рекомендации, планирование, программы / А. Н. Каинов, И. Ю. Шалева. - Волгоград : Учитель, 2009.
5. Коджаспиров, Ю. Г. Физкульт - ура! Ура! Ура! [Текст] : учебное пособие Ю. Г. Коджаспиров. - М. : Педагогическое общество России, 2002.
6. Колодницкий, Г. А Планирование и организация занятий. 6 класс [Текст] : методическое пособие / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов. - М. : Дрофа, 2006.
7. Кузнецов, В. С. Планирование и организация занятий. 5 класс [Текст] : методическое пособие / В. С. Кузнецов. - М. : Дрофа, 2003.
8. Кузнецов, В. С. Экзаменационные вопросы и ответы. Физическая культура. 9-11 классы [Текст] : учебное пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий - М. : АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2003.
9. Кузнецов, В. С Планирование и организация занятий. 7 класс [Текст] : методическое пособие / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М. Дрофа, 2008.
10. Лепешкин, В. А Методика обучения учащихся технике передвижения на лыжах. 1-11 классы [Текст] : методическое пособие / В. А. Лепешкин. - М. : Дрофа, 2006.
11. Лях, В. Л. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов [Текст] : пособие для учителя / В. Л. Лях. - М. : «Просвещение», 2001.
12. Матвеев, А. П. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре [Текст] / А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. - М. : Дрофа, 2001.
13. Матвеев, А. П. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по физической культуре [Текст] / А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. - М.: Дрофа, 2001.
14. Матвеев, А. П. Физическая культура, 9-11 классы. Школьные олимпиады [Текст] : методическое пособие / А. П. Матвеев, А. А. Красников, А. Б. Лагутин. - М. : Дрофа, 2003.
15. Матвеев, А. П. Экзамен по физической культуре. Вопросы и ответы [Текст] : библиотека учителя физической культуры / А. П. Матвеев. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
16. Мишин, Б. И Настольная книга учителя физической культуры [Текст] : справочно-методическое пособие / Б. И. Мишин. - М. : «АСТ Астрель», 2003.
17. Муравьев, В. А. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков [Текст] : метод. пособие / В. А. Муравьев. - М. : Дрофа, 2009.
18. Перминова, Г. В. Готовые ответы на экзаменационные вопросы. Физическая культура 11 класс [Текст] : / Г. В. Перминова. - М. : «Абрис Д», 2005.
19. Погадаев, Г. И Настольная книга учителя физической культуры [Текст] : методическое издание / Г. И. Погадаев. - М. : «Физкультура и спорт», 2000.
20. Погадаев, Г. И. Использование народных игр на уроках физической культуры при трехчасовой учебной нагрузке [Текст] : методическое пособие для учителя начальных классов / Г. И. Погадаев, О. И. Артеменко, Т. А. Цехмистренко. - М. : Издательский дом «Новый учебник», 2003.
21. Погадаев, Г. И. Физическая культура: сб. заданий для проведения экзамена в 9 кл. [Текст] / Г. И. Погадаев, Б. И. Мишин. - М. : Просвещение , 2006.
22. Родиченко, В. С. Твой олимпийский учебник [Текст] : учебное пособие / В. С. Родиченко. - М. : «Физкультура и спорт», 2004.
23. Сабонян, Ф. И. Физическая культура. Организация и проведение викторин в общеобразовательных учреждениях 10-11 классы [Текст] : методическое пособие / Ф. И. Сабонян. - М. : Дрофа, 2007.
24. Садыкова, С. Л. Физкультура 1-11 кл. Подвижные игры на уроках и во внеурочное время
[Текст] / С. Л. Садыкова. - М. : Советский спорт, 2007.