- Преподавателю
- Физкультура
- Статья: РИТМИКА КАК КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Статья: РИТМИКА КАК КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Угрюмова Л.Н. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РИТМИКА КАК КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Угрюмова Л.Н., учитель
физической культуры, ритмики
МБОУ СОШ № 4 г. Сургут
За последнее время урок физической культуры потерпел значительные изменения, связанные с рядом причин, основная из которых-ухудшение здоровья детей. Для обеспечения достаточной физической активности, физического развития и физической подготовленности двух уроков физической культуры в неделю не достаточно. Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью.
Дисциплина Ритмика является многофункциональной и может основываться на разных компонентах двигательной активности ребенка. Единственной основой этих компонентов должны стать ритмические единицы, соразмеренные во времени и пространстве и по степени мышечных усилий.
Для детей с задержкой психического развития, ритмические занятия имеют большое значение. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально - волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы, хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике.
Коррекционная ритмика - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений происходит коррекция развития высших психических функции, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием ВПФ. У этих детей ослаблено формирование межанализаторных связей, снижено внимание, память, восприятие, мыслительное и речевое развитие. Недостатки формирования ВПФ тесно связано с развитием общей ручной и артикуляционной моторики ребенка. Для эффективного развития ВПФ и двигательной сферы необходимо сначала сформировать их психологическую базу, которая включает в себя:
- обеспечение полноценного психического развития ребенка;
- улучшение его работоспособности;
- коррекция недостатков в двигательной сфере;
- развитие общей и ручной моторики;
- формирование чувства ритма;
- создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.
Таким образом, на первый план выходит необходимость первоначальной коррекции двигательной сферы детей с ЗПР на занятиях коррекционной ритмикой.
С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка. Музыкально - ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.
Диагностическое обследование выявило у большинства детей с ЗПР следующие двигательные нарушения:
- нарушение координации движений;
- скованность при выполнении движений и упражнений;
- отсутствие плавности движений;
- недостаточная ритмичность, трудность формирования двигательного автоматизма, двигательные персеверации.
Занятия КР тесно связаны с обучением на занятиях физкультурой и музыкой. Здесь происходит дальнейшее практическое освоение понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности.
Коррекционно-развивающее занятие "Коррекционная ритмика" является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с ЗПР, построенного на сочетании музыки, движения и слова.
Задачи, содержание, структура занятий КР.
Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии) средствами специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями коррекционной ритмики являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка (Е.А.Медведева, 2002).
Можно выделить четыре основных направления работы с детьми, реализуемые на занятиях КР: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее.
Занятия КР способствуют укреплению у детей мышечного корсета, у детей формируются правильное дыхание, развиваются моторные функции, воспитывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует в целом оздоровлению всего детского организма . А также происходит воспитание нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, ответственности к заданию, самостоятельности, собранности и т.д. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.
Включенные в занятие игры имеют особое значение. Это связано с тем, что игра являются основной формой деятельности школьников. Они способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры активизирует личностные, и познавательные качества ребёнка. Вызывает стремление осознать правила игры, даёт возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы ребенку быть успешным в игре среди детей, ему необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятия КР заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, а при работе с детьми с ЗПР, иногда это и единственный способ решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения.
Основные направления по коррекционной ритмике:
1. Развитие основных сторон внимания и памяти.
2. Нормализация двигательного автоматизма.
3. Развитие воображения.
4. Развитие качественных характеристик движения.
5. Развитие чувства темпа и ритма.
6. Общая регуляция мышечного тонуса.
7. Развитие правильного дыхания.
8. Развитие и формирование эмоциональной выразительности.
9. Закрепление знаний и умений, полученных на других занятиях.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия коррекционной ритмикой являются эффективной коррекционной технологией и ее можно рекомендовать к использованию в других общеобразовательных учреждениях, работающих с аналогичной аномалией развития детей.
Список литературы
1. Бабенкова, Р.Д., Юрковский, Б.И., Захарин, В.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1977.
2. Бабенкова, Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. М., 1963.
3. Дмитриев, А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. -28. 4.Матвеев, А.П., Мельников, О.Б. Методика физического воспитания с основами теории. - М., 1991.
5. Мозговой, В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся // Дефектология. - 1993. - №3.
6. Статья старшего специалиста по коррекционной работе Касицыной М.А.
На основании изученной литературы и опыта работы, в классе с обучающимися, с задержкой психического развития, мной были разработаны интегрированные музыкальные занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю и строятся по определенной постоянной схеме:
Урок ритмики 2 класс
-
Вводная часть:
- Ритуальное приветствие «Здравствуйте, дети!» интонирование голосом «нараспев» преподавателем, хореографом.
- Озвучивание темы урока.
-
Основная часть:
- Исполнение разминки. Музыкально-ритмические упражнения на месте и в движении.
- Изучение танцевальных движений, повторение ранее изученных, танцы, хороводы (в соответствии с образовательной программой).
- Отработка неточностей в движениях, в положении рук и ног.
- Повторное исполнение.
- Упражнения-игры на внимание («Угадай, кто тебя позвал?», «Кто к тебе прикоснулся?» и т.д.).
- Пение (в соответствии с образовательной программой).
3. Заключительная часть:
- Упражнения на релаксацию с музыкальным сопровождением ( «Расслабление в позе морской звезды» и т.д.).
(Элементы релаксации, активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и степень психического возбуждения, позволяют ослабить или нейтрализовать вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение ([19], А.С. Ромен, Э.С. Исакова, 1977; Д. Мюллер-Хегеман, М. Махач, 1983; Ота Грегор, 1991, и др.). Такое физиологическое действие релаксации на организм обуславливает целесообразность ее проведения в заключительной части музыкального занятия).
Подведение итога урока
- Что мы узнали нового?
Учащиеся самостоятельно выставляют оценки за свою работу.
- Ритуальное прощание (передача кивка головой по кругу, передача рукопожатия по кругу).
Использованная литература:
1. Программа «Ритмика и бальные танцы» для начальной и средней школы. 1998.
2. И.В.Лифиц «Ритмика» учебное пособие. Издательски центр «Академия» 1999.
3. Т.А.Затямина. Музыкальная ритмика Москва «Глобус» 2009.