- Преподавателю
- Физкультура
- Организация сюжетно-ролевой игры на примере проекта «Цирк». Из опыта работы
Организация сюжетно-ролевой игры на примере проекта «Цирк». Из опыта работы
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коровкина Н.Л. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сообщение (опыт работы) Коровкиной Надежды Леонидовны
Тема: «Организация сюжетно-ролевой игры
на примере проекта «Цирк»»
Цель занятий: Создать игровую ситуацию, обогащающую эмоциональное проживание радости, активизирующую мыслительную деятельность детей с использованием развивающих приемов обучения; формировать социально-личностное развитие дошкольников через принятие на себя роли взрослого, отображая в игре разнообразные действия людей; содействовать интеграции двигательной и познавательной деятельности детей.
Актуальность:
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие - важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является художественно-эстетическое и физкультурно-спортивное творчество. Нет таких людей, которые не любят цирк, абсолютно все любят цирк! Он покоряет и взрослых и детей. Поэтому развитие художественно-эстетического и физкультурно-спортивного творчества эффективно реализуется в проекте «Цирк».
Проблема:
Недостаточно раскрыты условия формирования творческих способностей и творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста. Неумение современных детей играть самостоятельно, играть в коллективе, неуверенность в своих силах, нежелание и неумение общаться, нерешительность, замкнутость, неумение рисовать в полный лист, боязнь краски, неадекватная реакция к неудачам, страх нового.
Идея проекта появилась из самого, как нам кажется, актуального и волнительного периода раннего и младшего дошкольного возраста - адаптации к детскому саду! Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети, не умеющие просто-напросто играть. К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой, проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекая ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры, вы учите ребенка общению, развиваете эмоции, знакомите его с окружающим миром. Но какая игра ближе всего ребёнку, который только сегодня начал ходить в детский сад?
Цирк - это мир улыбок, сказок, детства и добра. В цирке мы смеёмся, удивляемся, восхищаемся теми, кто выступает на арене. И мечтаем хоть немного попробовать себя в роли фокусника и силача, жонглёра и укротителя тигров, клоуна и воздушного гимнаста. Ну, а мечты, как известно, сбываются. Поэтому мы решили, что положительной адаптацией детей к ДОУ будет реализация сюжетно-ролевой игры, через проект «Цирк». Хотя дети почти не знают о профессиях в цирке, затрудняются сказать, кем они хотели бы быть в цирке, но самое главное, что тема цирка - любимая у детей.
I. Если в саду регулярно малышу говорить о цирке и играть в него, тем самым обогащающая эмоциональное проживание радости - больше вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются. Получения новых знаний о цирке через:
-
Знакомство детей с понятием «Цирк».
-
Беседы о профессиях людей, выступающих в цирке: акробаты, дрессировщики, фокусники, канатоходцы, клоуны.
-
Рассматривание иллюстраций с изображением артистов цирка.
-
Просмотр видеосюжетов о цирке.
-
Беседы о диких животных
-
Беседы о домашних животных
-
Посещение цирка, зоопарка (работа с родителями).
-
Беседы с детьми из личного опыта «Что понравилось в цирке?»
-
Загадки и стихи о животных.
-
Чтение художественной литературы по теме, создание альбома «Стихотворения и загадки про цирк», разучивание с детьми стихотворений о цирке.
-
Просмотр мультфильма «Цирк».
-
Просмотр кукольный театр «Цирк»
-
Демонстрация мультимедийной презентации «Цирк»
II. Расширение предметно-развивающей среды в группе и спортивном зале по теме «Цирк».
III. Проект «Цирк» позволяет не только отвлечь ребёнка от негативных эмоций, вызванных адаптацией, а наоборот, настроить на позитив и ненавязчиво легко вовлечь в усвоение ребёнком общественного опыта через процесс становления предметно-игровой деятельности, продуктивных её видов обучения, используя некоторые элементы или атрибуты цирка (волшебная палочка, шляпа фокусника, клоунский нос и т.д.). Познание окружающей жизни протекает в игре.
-
Внедрить в занятия по рисованию нетрадиционные техники (монотипия «Клоун»);
-
Проведение утренней гимнастики «Цирк»
-
Внедрить в занятия по физическому развитию обучения навыкам хождению по канату («Мы канатоходцы!»), хождению в приседе, прыжкам через обруч («Играем в цирк»);
-
Подвижная игра «Охотники и звери» (метание).
-
Внедрить в занятия по физическому развитию обучения навыкам хождению в приседе и прыжкам через обруч («Мы дрессированные львы и тигры!»).
-
Обучение оригами («Мы Фокусники!»)
-
Проведение игры «Клоун» на развитие эмоциональной сферы.
-
Экспериментирование с красками на занятиях ИЗО (создание новых оттенков; получение зеленого цвета путём смешивания желтой и синей краски) и совместное разрабатывание способов рисования («Мы - фокусники!»).
-
Подборка музыкального ряда для «цирковых выступлений детей».
-
Даём возможность каждому ребёнку попробовать себя в роли циркового артиста.
-
-
Подготавливаем индивидуальные выступления «артистов цирка»:
клоун - воспитатель, ребёнок;
фокусник - воспитатель, ребёнок;
канатоходец - ребёнок младшей группы;
дрессировщик - ребёнок средней группы;
акробат - ребёнок старшей группы.
2. «Цирковое представление» (сюжетно-ролевая игра), подготовленное детьми.
Взаимодействие ребёнка третьего года жизни со сверстниками строится на интересе друг к другу, играх рядом.
Наиболее успешно разнообразные социальные навыки и развитие сюжетно-ролевой игры формируются у детей третьего года жизни в процессе сотрудничества со взрослыми, когда они наблюдают за их деятельностью и включаются в неё.
На первых этапах обращаем внимание малышей на свои действия, рассказываем, что и для чего делает тот или иной артист. Например, предлагаем помочь заболевшему артисту цирка провести представление уже для сидящих зрителей.
Играем в игры на подражание: "попрыгаем через обруч, как дрессированные животные - "артисты цирка", "ходим по канату, как канатоходцы", "скачем галопом, как артисты цирка на дрессированных лошадках". Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем.
Расширяем предметно-развивающею среду, по тематике «Цирк» в группе, побуждая детей к самостоятельной ролевой игре (большой мягкий конструктор для выкладывания арены цирка, обручи, мячи, канат, шляпа фокусника, костюмы артистов цирка и т.д.)
По окончании игры или занятия побуждаем детей вместе с нами положить игрушки на место. Объясняем, что любую игрушку легко найти, если она всегда находится в «своём домике». Приучайте ребенка к самостоятельности и порядку.
Малыши учатся быть вежливыми, следуя правилам: здороваться, прощаться и благодарить артистов аплодисментами.
Для формирования у малыша положительного отношения к себе, своей значимости для окружающих, их любви и поддержки, учим принимать детей на себя ведущую, важную роль конферансье, дрессировщика, что укрепляет доверие ребёнка к миру взрослых и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.
Такое позитивное отношение укрепляет доверие ребёнка к миру взрослых и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать и положительно влияет на адаптацию к детскому саду. С этой целью воспитатель может чаще создавать такие ситуации, где центром внимания является каждый его подопечный.
ВЫВОД:
Практика показывает: нетрадиционные художественные и физкультурно-спортивные способы, методы, техники, на примере проекта «Цирк» являются эффективным средством для адаптации детей в ДОУ, а также усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита, и могут обеспечить развитие детского творчества в целом.
Способы личностно-ориентированного взаимодействия требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода, зато позволяют маленькому человеку испытывать положительные эмоции, порождают чувство уверенности, доверия к взрослому, способствуют развитию самостоятельности малыша, ормирование творческой личности.