- Преподавателю
- Физкультура
- Мастер-класс по баскетболу специалиста из НБА
Мастер-класс по баскетболу специалиста из НБА
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Машковцев А.И. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры,
АНО «Школа «Премьер».
г. Москва
Тренировка по-американски
Мастер-класс специалиста из НБА
Автор знакомит с содержанием еще одного мастер-класса Нила Мэйера, директора представительства НБА в Европе и на Ближнем Востоке, с воспитанниками московской СДЮСШОР № 49 «Тринта» им. Ю.Я. Равинского. Его ведущий познакомил с упражнениями, которые используют тренеры НБА и студенческих команд в своей работе.
Разминка
Все участники выстраиваются на лицевой линии в одну шеренгу. Все разминочные упражнения ребята выполняют до средней линии и обратно. Ведущий подчеркнул, что в зависимости от уровня физической подготовленности учеников дозировку можно увеличить, выполняя упражнения от одной лицевой линии площадки до другой.
1. Ходьба на носках с одновременным взмахом рук.
2. Ходьба со скручиванием туловища в одну и другую сторону.
3. Ходьба с махами ногой вперед.
4. Ходьба с наклонами туловища вперед, стараясь каждый раз коснуться носка.
5. Ходьба с захлестыванием голени назад.
6. Ходьба выпадами с поворотами туловища направо и налево.
7. Ходьба с высоким подниманием бедра.
8. То же, принимая после каждого шага положение выпада.
9. Подскоки со сменой ног.
10. То же с круговыми движениями руками.
11. Бег спиной вперед.
12. Ходьба с круговыми движениями рук.
13. Ходьба с энергичным взмахом бедра к противоположному плечу.
14. Бег в медленном темпе.
15. Бег с захлестыванием голени назад.
16. Бег с высоким подниманием бедра, обратно - скрестным шагом левым боком.
17. То же скрестным шагом правым боком.
18. Бег с изменением направления движения.
19. Чередование бега с перемещениями в стойке баскетболиста.
20. То же спиной вперед.
21. Несколько ускорений в парах от лицевой линии до середины зала; обратно возвращаться в защитной стойке или спиной вперед вдоль боковых линий.
22. Упражнение в парах. До середины зала - обычный бег, затем возвращение вдоль боковых линий приставным шагом правым и левым боком.
Ведущий заметил, что все предложенные упражнения можно выполнять по схеме, которую он называет «песочные часы». Если посмотреть на линии передвижения спортсменов по площадке сверху и сбоку, то это очень похоже на песочные часы (см. рис. 1).
Рис. 1
Условные обозначения:
- игроки;
- передвижения игроков
Основная часть
Каждое из упражнений, с которым знакомил Нил Мэйер, можно использовать как контрольное, стимулируя игроков выполнять его качественно и быстро, что очень важно в современном баскетболе. Каждому упражнению тренер придумал название, чтобы в дальнейшем не тратить много времени на объяснение задания.
Наши соседи
Участники выстраиваются в колонны на противоположных сторонах площадки за лицевыми линиями. Двое игроков располагаются под щитами с мячами в руках. По сигналу первые номера делают ускорение до трехочковой линии противоположного кольца, там получают передачу и выполняют бросок по кольцу в движении. Поймав мяч, они передают его вторым номерам других колонн, а сами встают в ее конец, передвигаясь приставными шагами. Способ передвижения может быть и другим (см. рис. 2).
Упражнение выполняется или в течение определенного времени, или до установленного количества попаданий.
То же, сменив направление движения и выполняя бросок с левой стороны и левой рукой.
Рис. 2
Условные обозначения:
- игроки;
- игроки с мячом;
- передвижение игрока без мяча;
- передача мяча
Не ошибись!
Участники выстраиваются в колонны на противоположных сторонах площадки за лицевыми линиями по центру. Четыре игрока - распасовщики - занимают места на «верхних» углах ограниченной зоны (см. рис. 3). Первые номера передают мяч ближнему распасовщику, стоящему справа, и получают от него длинную передачу на ход, затем тут же выполняют передачу второму по ходу движения, получают от него обратную передачу и выполняют бросок по кольцу в движении; поймав мяч, передают его вторым номерам других колонн, а сами встают в ее конец.
Упражнение выполняется в течение 2 мин. Однако если хотя бы один игрок промахнется, оно начинается сначала.
То же, сменив направление движения и выполняя бросок с левой стороны и левой рукой.
Рис. 3
Условные обозначения:
- игроки;
- игроки с мячом;
- передвижение игрока без мяча;
- передача мяча
«Восьмерка»
Это упражнение, выполняемое в тройках, знает практически каждый учитель и тренер. Его суть сводится к тому, что ученик, выполнив передачу партнеру, забегает ему за спину, а тот, выполнив передачу третьему игроку, - за спину тому. При этом вся тройка передвигается от одного кольца к другому, где завершает атаку броском по кольцу.
Ведущий мастер-класса дал задание каждой тройке выполнить не меньше 20 атак за 2 мин.
«Шестерка»
Это упражнение - своеобразный тест на скоростную выносливость. Игрок выполняет челночный бег от одной лицевой линии до другой 6 раз, т.е. 6×28 м, каждый раз заступая за линию. Игроки НБА справляются с этим заданием быстрее, чем за 32 сек. Для центровых игроков хороший результат - 35-36 сек.
С края на край
Упражнение в парах. Игрок с мячом располагается в центре ограниченной зоны, другой выполняет рывки от одной боковой линии площадки до другой, касается ее рукой, а войдя в ограниченную зону, получает пас от тренера и выполняет бросок по кольцу, после чего продолжает выполнение задания, а пасующий подбирает мяч (см. рис. 4). Упражнение выполняется в течение 2 мин., после чего партнеры меняются ролями.
Рис. 4
Условные обозначения:
- игрок;
- игрок с мячом;
- передвижение игрока без мяча;
- передача мяча
В этом упражнении можно отрабатывать различные варианты перемещений: в защитной стойке, приставными шагами, лицом и спиной вперед, а также с сопротивлением резинового эспандера.
Упражнение можно выполнять, совершая бросок в прыжке. В случае двух промахов подряд выполнение упражнения начинается заново или игроку назначается штрафное задание, например челночный бег.
«Звезда»
Упражнение в парах. По линии дальних бросков расположено пять стоек или конусов. Участник выполняет челночный бег из ограниченной зоны до первой стойки и обратно, потом до второй стойки и обратно и т.д., при этом каждый раз, возвращаясь в ограниченную зону, получает пас от партнера и выполняет бросок по кольцу (см. рис. 5). В случае промаха он продолжает бег к той же разворотной стойке, от которой только что прибежал. Так продолжается до тех пор, пока игрок не сделает пять удачных бросков.
Нил Мэйер отметил, что ученикам теперь будет полезно поупражняться в выполнении штрафных бросков. Это больше моделирует игровую ситуацию, так как задание выполняется на фоне утомления.
В то время как вся команда тренируется в штрафных бросках, тренер может дать индивидуальное упражнение для центрового игрока на другой половине площадки. Тренер располагается в центральном круге, а центровой - на лицевой линии. По сигналу он бежит к тренеру, касается мяча рукой и направляется обратно. В этот момент тренер по высокой траектории перебрасывает через него мяч, а центровой должен его поймать после одного отскока и выполнить бросок по кольцу из ограниченной зоны сначала сильной, затем слабой рукой.
Упражнение выполняется 6 раз.
Рис. 5
Условные обозначения:
- игрок;
- игрок с мячом;
- передвижение игрока без мяча;
- передача мяча;
- конус
Колесо
Участники делятся на пары и располагаются в двух кругах - внутреннем и внешнем, как показано на рис. 6. Игроки внешнего круга располагаются с мячами в руках. По сигналу преподавателя игроки внутреннего круга бегут к своим партнерам, касаются их мяча рукой, затем возвращаются во внутренний круг, но не на свое место, а на место соседа справа - по часовой стрелке, затем касаются мяча его партнера, возвращаются на место следующего соседа и т.д., пока не вернутся на свое место. После этого партнеры меняются ролями.
Это задание можно выполнять и против часовой стрелки.
Рис. 6
Условные обозначения:
- игроки;
- игрок с мячом;
- передвижение игрока без мяча
Большая W
Упражнение в парах. На центральной линии располагаются три стойки: две - на боковых и одна - в самом центре; на «верхних» краях ограниченной зоны - еще две стойки (см. рис. 7). Один из партнеров с мячом в руках располагается внутри ограниченной зоны, другой - у одной из крайних стоек на центральной линии.
Игрок без мяча направляется от своей стойки к ближайшей в ограниченной зоне, обегает ее и в этот момент получает пас от партнера, затем выполняет бросок по кольцу, после чего бежит к стойке в середине площадке, обегает ее, потом - к другой стойке в ограниченной зоне, обегает ее, снова получает пас, выполняет бросок и возвращается к последней стойке. Таким образом, траектория его движения похожа на большую букву W.
Это упражнение можно выполнить и в другую сторону. В зависимости от задач тренировки можно менять положения для бросков, а в зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся - изменять расстояние между стойками и способы передвижения.
Рис. 7
Условные обозначения:
- игрок;
- игрок с мячом;
- передвижение игрока без мяча;
- передача мяча;
- конус
Заключительная часть
В конце тренировки, как считает американский специалист, следует уделять больше времени отработке бросков на фоне утомления и развитию физических качеств баскетболистов. В профессиональных командах это время используется также для индивидуальной работы со спортсменами с учетом их игрового амплуа.
Гигантский челнок
Упражнение в парах. Один игрок располагается с мячом в руках в ограниченной зоне, другой - на лицевой линии. По сигналу он бежит до трехочковой линии, возвращается в ограниченную зону, где получает передачу от партнера и выполняет бросок по кольцу, затем делает ускорение до центральной линии, возвращается обратно в ограниченную зону, получает пас и бросает мяч, потом направляется к линии дальних бросков на другой стороне площадки, возвращается обратно и выполняет то же задание, потом - к дальней лицевой линии, возвращается в ограниченную зону, получает мяч и выполняет бросок (см. рис. 8). После этого партнеры меняются ролями.
Рис. 8
Условные обозначения:
- игрок;
- игрок с мячом;
- передвижение игрока без мяча;
- передача мяча
Выносливый снайпер
Два игрока с мячами располагаются за противоположными лицевыми линиями площадки. Игрок, выполняющий задание, выбегает из-за лицевой на линию дальних бросков, получает пас от партнера, выполняет бросок по кольцу, после чего бежит к линии дальних бросков у противоположного кольца, получает там пас от другого партнера и выполняет еще один дальний бросок. Затем он возвращается к линии дальних бросков того кольца, в которое бросал мяч первый раз, но уже на другую точку и оттуда, получив пас от партнера, выполняет бросок; потом возвращается к трехочковой линии на другой стороне площадки и на другую точку, получает пас и бросает мяч (см. рис. 9).
В зависимости от уровня физической подготовленности можно изменять количество перебежек и расстояние для броска, а также ограничивать время выполнения задания.
Рис. 9
Условные обозначения:
- игрок;
- игроки с мячом;
- передвижение игрока без мяча;
- передача мяча
Персональное задание
Это упражнение можно использовать как для отработки техники перемещения в защитной стойке, ловли и передачи мяча, так и для развития быстроты.
Тренер с мячом располагается на линии штрафного броска, стоя на одном колене. Игрок передвигается в защитной стойке от одного края ограниченной зоны до другой, где получает пас от тренера, который катит мяч по полу (см. рис. 10), и выполняет обратную передачу.
В тот момент, когда мяч находится у тренера, он может прервать выполнение задания свистком. По этому сигналу игрок должен как можно быстрее подбежать к тренеру и коснуться мяча рукой, после чего вернуться на свое место и продолжить.
Рис. 10
Условные обозначения:
- игрок;
- тренер;
- передвижение игрока без мяча;
- передачи мяча