Программа дополнительного образования Спортивные игры: волейбол 10-11 классы

Раздел Физкультура
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»






Программа рассмотрена

на заседании методического совета

Протокол от «28» мая 2015г. № 14 Председатель методического совета ________________ /А.П. Казанцева/

Согласовано

Управляющим советом

Протокол от «28» мая 2015г. № 5

Председатель Управляющего совета

_______________/М.Н. Черноскутова/

Утверждаю

Директор ______________ /Л.В. Павлова/

Приказ от «29» мая 2015г. № 53-2

Рабочая дополнительная общеразвивающая программа

спортивной секции «Волейбол»

10-11 класс



Учитель Бец Константин Александрович



Дата разработки май 2015г.





Пояснительная записка


Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными , повышается сила и эластичность мышц.

Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.

Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.

Программа курса волейбол рассчитана на один год. Занятия проходят 2 раза в неделю (по 2 часа). Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 13-16 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры.

Цель рабочей программы: углубленное изучение спортивной игры волейбол.

Задачи программы:

  1. Сформировать общие представления о технике и тактике игры в волейбол.

  2. Обучить приемам волейбола, сформировать начальные навыки судейства.

  3. Научить учащихся применять полученные знания в игровой деятельности, и в самостоятельных занятиях.

Срок реализации программы

1 год: 140 занятий 4 часа в неделю

Основные методы обучения:

  1. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

  2. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

  3. Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный; круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

  4. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом; по частям.

  5. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

  6. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Основные формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Планируемые результаты

  1. Укрепление здоровья обучающихся.

  2. Улучшить у ребят развитие двигательных качеств (быстроты, координации, способности в ориентировке).

  3. Сплотить коллектив, воспитать чувство взаимовыручки, товарищества.

  4. Освоение учащимися основных технических элементов игры.

  5. Приобретение умения действовать тактически грамотно в игре.

  6. Добиться мастерства на данном этапе до соревновательного уровня.

  7. Освоить основные правила игры.

Тематический план


Содержание материала

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

2.

3.

4.

Основы знаний

Техника игры

Тактика игры

Контрольные игры

5

60

60

15

2

3

60

60

15

Итого:

140

2

138

Содержание программы:

Материал программы дается в четырех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры; контрольные игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

Контрольные игры, практическое применение полученных знаний, умений, навыков.

В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

Тематическое планирование

Тема занятия

Основные понятия

Виды учебной деятельности

Основы знаний - 5 часов

1.

История развития волейбола Общие основы волейбола. Правила игры и методика судейства

Влияние физических упражнений на организм человека. Самоконтроль. Гигиенические требования к одежде и обуви. Техника безопасности на занятиях.

Практическая

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

2.

Техническая подготовка волейболистов

Основные линии на площадке. Основные правила игры. Жесты судей.

Практическая. Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

3.

Физическая подготовка

Бег в медленном темпе до 10 мин., ОРУ с предметами и без предметов.

Практическая Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

Техника нападения в игре - 44 часа

4.

Перемещения. Стойки

Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра

Практическая

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

5.

20ч

Подачи

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ без предметов, перемещения из различных исходных положений.

Практическая

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

6.

10ч

Передачи

Подачи и передачи мяча с изменением направления, учебная игра.

Практическая

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

7.

10ч

Нападающие удары

Подачи и передачи мяча с изменением направления, учебная игра.

Практическая

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

Техника защиты в игре - 16 часов

8.

Перемещения

Перемещения из различных исходных положений, учебно-тренировочная игра

Практическая

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

9.

Прием мяча

Перемещения из различных исходных положений. Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра.

Практическая

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

10.

Блокирование

Перемещения из различных исходных положений. Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра.

Практическая

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

Тактика нападения - 20 часов

11.

Индивидуальные действия

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами. Ловля и передача мяча на месте и в движении.. Действия игроков 1х1, 2х2

Практическая

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

12.

Групповые действия

Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра.

Практическая

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

13.

Командные действия

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ с набивными мячами.

Практическая

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

Тактика защиты - 40 час

14.

15ч

Индивидуальные действия

Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов. Учебно-тренировочная игра.

Различные передачи в парах одного или двух мячей. Действия игроков 1х1, 2х2

Практическая

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

15.

15ч

Групповые действия

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость.

Практическая

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

16.

Командные действия

Бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов.

Практическая

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

17

Игра по правилам с заданием

Бег в медленном темпе до 10 минут, ОРУ на силу и гибкость. Передача мяча.

Практическая

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

Контрольные игры - 15 часов

18.

Организация и проведение соревнований.

Контрольные игры

Тестирование

Участие в городских соревнованиях

Учебно-тренировочная игра.

Товарищеские встречи команд других школ, судейская и инструкторская практика, судейство соревнований

Практическая

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная

Описание материально-технического обеспечения:

Материально- техническое обеспечение

  1. Сетка волейбольная - 2 шт.

  2. Стойки волейбольные - 2 шт.

  3. Гимнастические стенки - 6-8 шт.

  4. Гимнастические скамейки - 3-4 шт.

  5. Гимнастические маты - 3 шт.

  6. Скакалки - 30 шт.

  7. Мячи набивные (масса 1 кг) - 25 шт.

  8. Резиновые амортизаторы - 25 шт.

  9. Мячи волейбольные (для мини-волейбола) - 30 шт.

  10. Рулетка-2 штуки.

  11. Макет площадки с фишками - 2 комплекта.

Литература для учителя:

1. Ю.Н. Клещев , А.Г. Фурманов Юный волейболист, М - «Физкультура и спорт» 2009 г.

2. А.Г. Фурманов Волейбол в школе , Киев - 2007 г.

3. Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский , Волейбол в школе, М - «Просвещение» 2009 г. Г.П. Богданов. Уроки физической культуры IV-VI классов: Пособие для учителей.- Москва «Просвещение», 2004 г.

4. Э. Найминова. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/ Д: «Феникс», 2011 г.

5. Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. - Москва, 2011г.

Интернет - ресурсы

Сеть творческих учителей it-n.ru

bibliotekar.ru библиотека

ru.savefrom.net/ для скачивания видео с интернета

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=22924&tmpl=com сеть творческих учителей,

openclass.ru/sub/Физическая культура сообщество взаимопомощи учителей, физическая культура. Общество

учителей физической культуры.

uchportal.ru учительский портал.

ballplay.narod.ru персональный сайт Скиндера Александра Васильевича. На сайте очень много полезной

информации по методике подготовки баскетболистов.

kes-basket.ru/ Школьная баскетбольная лига.

g2p.tatarstan.ru/rus/info.php?id=6990 Информационный сайт министерства Республики Татарстан, физкультура

Литература для учащихся:

Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура! _ М.:Просвещение.2004

Мейксон Г.Б. Физическая культура для 5-7 классов. М.: Просвещение, 2011

Виленский М.Я.; Туревский И.М. ; Матвеев А.П. Физическая культура: 8-9 кл. - М.: Просвещение, 2011

Оценочные материалы:

В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование юных спортсменов.

Два раза в год (декабрь и май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. Оценка физического развития производится на общепринятой методике биометрических измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в количественно-качественных показателях по технической, тактической, физической, теоретической подготовленности.

Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. С этой целью используются варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами. Примерные варианты тестов и упражнений приведены в приложении.

Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие учеников в учебных, контрольных и календарных играх. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. Календарные игры проводятся согласно плану игр районного и городского уровня.

Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивание из виса. Для определения уровня технической подготовленности используется упражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих ударов.

Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место занимает наблюдение за тем, как проходит овладение техническими и тактическими приемами, как обучающиеся применяют их в игре.



Контрольно-переводные нормативы отделения волейбол по общей физической подготовке (ОФП), девушки

№ п/п

Контрольные нормативы

Спортивно-оздоровительная группа

Группы начальной подготовки (на конец учебного года)

Учебно-тренировочные группы

(на конец учебного года)

1 год

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

4 год

5-6 год

7 год

6-7 лет

8-9 лет

9-10 лет

10-11 лет

11-12 лет

12-13 лет

13-14 лет

14-15 лет

15-16 лет

16-17 лет

1

Бег 30 м, с

5,5

5,9

5,8

5,7

5,7

5,6

5,6

5,5

5,4

5,2

2

Бег 30 м (5х 6 м),с

-

12,2

11,9

11,5

-

-

-

-

-

-

3

Бег 92 м с изменением направления (елочка), сек.

-




28,7

28,0

27,4

26,8

26,2

26,0

4

Прыжок в длину с места, см

155

165

175

187

200

210

216

220

225

227

5

Прыжок вверх с места толчком двух ног, см

-

34

38

44

46

50

52

55

60

65

6

Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м:

- сидя

- стоя

3,0

5,0









4,0

8,0









5,0

9,0









5,4

10,4









5,7

10,8









6,5

13,5









7,2

14,5









7,5

15,2









7,9

15,5



8,5

16,0





Контрольно-переводные нормативы отделения волейбол по технико-тактической подготовке, интегральной подготовке, по спортивному результату (девушки)

Контрольные нормативы

Группы начальной подготовки (на конец учебного года)

Учебно-тренировочные группы

(на конец учебного года)

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

4 год

5-6 год

7 год

16-17 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11-12

лет

12-13

лет

13-14 лет

14-15 лет

15-16 лет

Связую

щие

Нападаю

щие

Техническая подготовка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4

3

3

4

4

5

5

5

2

Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4

3

4

4

5

6

3

Подача на точность: 10-12 лет- верхняя прямая; 13-15 лет- верхняя прямая по зонам; 16-17 лет- в прыжке

3

3

4

3

4

5

3

3

4

4

4

Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 (в 16-17 лет с низкой передачи)

3

3

4

3

3

4

4

5

Нападающий удар прямой из зоны 2 в зону 5, из зоны 4 в зону 1 (в 16-17 лет с передачи за голову)

2

3

4

3

2

3

3

6

Прием подачи из зоны 5 в зону 2 на точность

2

3

4

6

6

7

7

7

Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность

2

3

3

4


8

Блокирование одиночное нападающего из зоны 4 (2) по диагонали

2

3

4

4

5

5

5

Тактическая подготовка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Вторая передача из зоны 3 в зону 4 или 2 (стоя спиной) в соответствии с сигналом

3

3

3

4

4

6

5

2

Командные действия: прием подачи, вторая передача из зоны 2 в зону 3 или 4 и нападающий удар (с 16 лет вторая передача выходящим игроком)

4

4

5

5

3

4

4

3

Блокирование одиночное нападающих ударов из зон 4,3,2 со второй передачи. Зона неизвестна, направление удара диагональное

4

4

5

5

5

3

4

4

Командные действия организации защитных действий по системе «углом вперед» и «углом назад» по заданию после нападения после нападения соперников

4

4

4

5

6

7

8

8

8

Интегральная подготовка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Прием снизу-верхняя подача

5

6

7

8

6

7

7

2

Нападающий удар-блокирование


4

5

6

6

8

3

Переход после подачи к защитным действиям, после защитных - к нападению

3

3

3

3

6

5

Спортивный результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Потери подачи в игре (%)

40

35

3

25

20

18

16

14

14

2

Эффективность нападения в игре (%)

- выигрыш

- проигрыш



30

25



40

25

40

25

40

20

35

16

40

20

3

Полезное блокирование в игре (%)

25

30

30

30

35

40

4

Ошибки при приеме подачи в игре (%)

30

26

22

20

18

14

12

12

Содержание и методика контрольных испытаний, включенных в программу

Физическая подготовка.

1. Бег 30м. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий («стойка волейболиста»).

Бег 30м: 5x6 м. На расстоянии 6 м чертятся две линии - стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6 м пять раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны

пересечь линию.

Бег 92 м в пределах границ волейбольной площадки. На волейбольной площадке расположить 7 набивных (1 кг) мячей, мяч № 7 на расстоянии 1 м от лицевой линии. Спортсмен располагается за лицевой линией. По сигналу он

начинает бег, касаясь мячей поочередно(№ 1, 2, 3, 4, 5, 6), каждый раз возвращаясь и касаясь мяча за лицевой линией (№7). Время фиксируется секундомером.

1. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами. Для этой цели применяется приспособление конструкции В.М. Абалакова

«Косой экран» или другие, позволяющие измерить высоту подъема общего центра масс при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться и приземляться за пределами квадрата 50x50 см. Число попыток - три. Учитывается лучший результат. При

проведении испытания должны соблюдаться единые требования (точка отсчета при положении стоя на всей ступне, при прыжке с места - со взмахом рук). Из трех попыток учитывается лучший результат.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток учитывается лучший результат.

2.Метание набивного мяча массой I кг из-за головы двумя руками.

Метание с места. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед. Метание сидя. При этом плечи должны быть па

уровне линии отсчета (а не ступни ног). Даются три попытки в каждом виде метания. Учитывается лучший результат.

Техническая подготовка

1. Испытания па точность второй передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественный результат: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи - рейки, цветные ленты, обручи, наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зону 4 расстояние передачи 3-3,5 м, высота ограничителей 3 м, расстояние от сетки не более 1,5м. Если устанавливаются мишени (обруч, «маяк»), их высота над сеткой 30-40 см, расстояние от боковой линии 1 м и 20-30 см от сетки. При передаче из зоны 2 в зону 4 расстояние передачи 5-6 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток: учитываются количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения передачи (передача с нарушением правил игры не засчитывается).

2..Испытания па точности подач. Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенном направлении - в определенный участок площадки. Эти участки следующие:

правая (левая) половина площадки, зона 4-5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 (1-2) размером 6x2 м, в зоне 6 у лицевой линии размером 3x3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.

3..Испытания па точность нападающих ударов. Требования в этих испытаниях сводятся к тому, чтобы качественно в техническом исполнении произвести тот или иной нападающий удар, учащиеся могли достаточно сильно послать мяч с

определенной точностью. При ударах из зоны 4 в зоны 4-5 площадь попадания ограничивается лицевой, боковой линиями и линией нападения, па расстоянии 3 м от боковой. При ударах с переводом площадь ограничена боковой линией и линией,

параллельной ей па расстоянии 2 м. Если удар из зоны 4, то в зонах 1-2, при ударах из зоны 2 - в зонах 4-5. Каждый учащийся должен выполнить 5 попыток.

4..Испытания па точность первой передачи (прием мяча). Испытания преследуют цель определить степень владения навыками приема подачи. Выполняется подача, нацеленная на зону, где расположен испытуемый. Только при этом условии идут в зачет попытки. При наличии специального снаряда «мячемета» мяч посылается с его помощью. Принимая мяч в зоне 6 (5), учащийся должен направить его через лепту, натянутую па расстоянии 1,5 м от сетки и на высоте 3 м, в

зону 3 или 2. Если мяч выйдет за пределы указанной зоны или заденет сетку, то такая попытка не засчитывается. Вместо ленты можно установить рейку. Очень хорошо установить на площадке обод диаметром 2 м на высоте 1,5 м, который и будет служить мишенью. Каждому учащемуся дается 5 попыток, для 15-16 лет - 8. Подачи в группах начальной подготовки нижние, с 12-14 лет - верхние, в 15-16 лет - планирующие. Учитываются количество попаданий и качество выполнения.

5. Испытания в блокировании. При одиночном блокировании учащийся располагается в зоне 3 и в момент передачи на удар выходит в соответствующую зону для постановки блока. Направление удара известно, высота передачи па удар тоже. Дается 5 попыток каждому занимающемуся.

Тактическая подготовка.

1.Действия при второй передаче, стоя и в прыжке.

Расположение испытуемого в зоне 3 (или на границе с зоной 3). Сигналом служат: зажигание ламп за сеткой (па сетке), положение рук тренера (учащегося) за сеткой,

звуковой сигнал (команда, свисток). Мяч первой передачей («мячемет» или игрок) посылается из глубины площадки. Сигнал подается в тот момент, когда мяч начинает опускаться вниз. Задания следуют в различном порядке. Даются 6 попыток (примерно поровну в каждую зону). Учитываются количество правильно выполненных заданий и точность передачи с соблюдением правил игры.

2. Командные действия в нападении. В этих испытаниях выявляется умение учащихся взаимодействовать в составе команды. Содержание испытаний составляют действия: прием подачи, вторая передача игроком линии нападения или выходящим с

задней линии к сетке и нападающий удар одним из учащихся, другие выполняют имитацию удара, окрестные перемещения в зонах и др. (по заданию). Характер взаимодействий и условия испытаний представлены в оценочной таблице. Даются 6 попыток. Требования такие же, как при групповых действиях.

Действия при одиночном блокировании. Основное требование в испытаниях - выявить умение в блокировании: выбор места, своевременная постановка рук на пути мяча. Надо определить зону, откуда будет произведен удар (четвертая, третья или вторая), направление удара - по диагонали. Дается по 10 попыток в каждом испытании (примерно поровну по видам задания). Учитываются количество правильно выполненных заданий и качество блокирования (техническое исполнение).

3. Командные действия в защите. Основные требования - командные действия при построении защитных действий по системе «углом вперед» и «углом назад». Нападающая команда чередует действия в нападении: удары из различных зон и в разных направлениях, обманные удары и «скидки». Даются 10 попыток в двух расстановках, после 5 попыток игроки

передней и задней линий меняются местами. Учитываются количество правильно выполненных действий и ошибки.

Интегральная подготовка.

1. Упражнения па переключение в выполнении технических приемов.

Первое: нападающий удар - блокирование. Учащийся в зоне 4 (3,2) выполняет удар определенным способом и в определенном направлении, затем блокирует известные ему способы и направление удара. Один удар и одна постановка блока составляют серию. Учитываются точность нападающего удара и качество блокирования. Второе: блокирование - вторая передача. Учащийся блокирует в зоне 3 нападающий удар из зоны 4 в диагональном направлении, после чего выполняет вторую передачу в зону 4 или 2 (стоя спиной) - по заданию, снова блокирует. Учитывается качество блокирования и второй передачи. Третье: прием мяча снизу двумя руками - верхняя передача. Учащийся в зоне 2 принимает мяч от скидки из зоны 4 и после этого выполняет верхнюю передачу в зону 4. Учитываются качество приема и точность передачи. В каждом задании необходимо выполнить определенное количество серий.

2. Упражнения па переключение в тактических действиях. Испытания направлены па то, чтобы выявить умение учащихся

перестраивать свои действия в соответствии с требованиями. Даются два упражнения. Первое: учащиеся располагаются в защитной позиции: три у сетки - для блокирования, три - на задней линии. Из зоны 1 игрок выполняет подачу, после чего с противоположной стороны игроки выполняют удары из зон 4 и 2 в диагональном направлении (с передачи из зоны 3), затем по команде «доигровка» бросают мяч через сетку со стороны «нападающих». Защищающиеся принимают мяч и первой передачей направляют его игроку задней линии, который выходит к сетке (из зоны 1 или 5) и выполняет вторую передачу кому-либо из трех игроков передней линии. После трех ударов подряд снова блокирование. Выполняются 3 серии, затем линии меняются местами, еще 3 серии: одна подача, два блокирования и три удара в одной серии. Учитываются правильность выполнения действий и техническое качество исполнения. Второе - после приема подачи команда разыгрывает мяч в нападении, после чего выполняет защитные действия (блокирует или страхует). По команде «доигровка» выполняет нападающие удары. Выполняются по три серии в двух расстановках. В одной серии: прием подачи, нападающий удар, два защитных действия, два нападающих удара.

Учитываются количество правильно выполненных заданий и ошибки.

3. Определение эффективности игровых действий. Эффективность игровых действий волейболистов определяется па основании результатов наблюдений в календарных и контрольных играх. Для этого применяют различные системы записи игр (графически, па магнитофонную ленту, видеокамеру и др.).

На каждого занимающегося должны быть данные наблюдений в нескольких играх - календарных и контрольных, главным образом в соревновательном периоде.

Успешное решение задач подготовки резервов волейболистов высших разрядов невозможно без соревновательной практики, без участия в соревнованиях. Каждый занимающийся должен участвовать в определенном количестве соревнований. В разделах интегральной подготовки указано количество соревнований (игр) на каждый год в системе многолетней подготовки. Этот минимум должен быть обеспечен для каждого занимающегося.

Теоретическая подготовка.

Специальные знания проверяются систематически при помощи контрольных бесед во время практических тренировочных занятий, для чего выделяется время (5-10 мин).

Инструкторская и судейская подготовка. Определяется уровень специальных знаний по методике начального обучения навыкам игры в волейбол, методике тренировки, правилам соревнований и их организации. Определяется уровень практических умений и навыков по составлению комплексов упражнений по видам подготовки, проведению отдельных частей и всего тренировочного занятия, судейства учебных и календарных игр, проведения соревнований.

Эта работа осуществляется па практических текущих занятиях, игровых тренировках, контрольных играх и соревнованиях (других команд). Кроме того, проводятся зачетные занятия.

Данные об авторе

Бец Константин Александрович

Контактная информация:

- место работы и должность - МАОУ «СОШ №3», учитель физической культуры

- адрес работы и телефон - г.Ялуторовск, ул.Кармелюка 11, МАОУ «СОШ №3» 2-00-46

- Е-mail - [email protected]

- домашний адрес или телефон - 2-48-00

Аннотация

Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основной школы, примерной программы по учебным предметам Физическая культура. 5-9 классы (Москва, «Просвещение», 2012). При разработке рабочей программы использована авторская программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Ляха, А.А.Зданевича (Москва, Просвещение, 2012).

Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся существенные сдвиги в деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц. Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост спортсменов. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. К изучению данной дисциплины могут быть допущены учащиеся, прошедшие медицинское освидетельствование и отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам, без противопоказаний к прыжковым нагрузкам. Содержание программы направленно на специализированную подготовку, которая учитывает игровые функции, индивидуальные особенности и способности занимающихся, причём учебная специализация осуществляется на основе универсального процесса подготовки: совершенствование уровня общей физической и специальной физической подготовленности; совершенствование уровня технической и тактической подготовленности (скоростные перемещения в различных направлениях и с падениями; верхняя и нижняя передачи мяча из различных положений, в движении, в прыжке; выполнение прямых подач, силовых подач с места и в прыжке; нападающему удару с передней и второй линии атаки в различных зонах с разной высоты передачи; групповому выполнению атакующих действий; постановка индивидуального и группового блока по зонам; групповые защитные действия «углом вперед» и «углом назад»); совершенствование мастерства выполнения игровой функции связующего, нападающего и защитника (либеро) в команде; достижение стабильной и вариативной игры (устойчивости игровых навыков) в сложной соревновательной обстановке.

© 2010-2022