«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Опорно - двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»





Содержание:

I. Введение.


II.Основная часть.

Теория. Краткие анатомо-физиологические данные развития опорно-двигательного аппарата

1)в детском возрасте


III.Влияние гиподинамии на состояние позвоночника

1)Заболевания позвоночника

а) нарушение осанки

б) сколиоз

в) плоскостопие

IV.Практическая часть. Мои исследования.

V. Выводы и предложения

1) Мои предложения для профилактики заболеваний позвоночника

2)Мои предложения для профилактики плоскостопия.






I. Введение.



Среди всех известных человеку заболеваний болез­ни суставов и позвоночника занимают одно из ведущих мест. Вряд ли можно найти человека старше 60 лет, который бы не страдал остеохондрозом, радикулитом или артритом.

Болезни позвоночника - вполне обычное явление в современном мире. От них страдает практически каж­дый второй живущий на Земле. Даже в благополучной Европе количество людей с заболеваниями позвоночни­ка очень велико.

Согласно статистике, из 1000 человек, впервые об­ращающихся к лечащему врачу по поводу болей в по­звоночнике, около 400 направляются в больницу на обследование, из них 30 остаются на амбулаторном ле­чении, а 5 подвергаются операционному вмешатель­ству. Но не только современный человек страдает от заболеваний позвоночника. Палеонтологам в ходе ис­следований удалось установить, что уже у Homo erectus - человека прямоходящего - были проблемы с пояснично-крестцовым отделом позвоночника. Ины­ми словами, встав на ноги, человек сам обрек себя на боли в позвоночнике.

Актуальность.

…Большинство людей здоровы примерно настолько, насколько они полны решимости быть здоровыми. Ты владеешь своим телом. Вот оно - твоё. Бери- не разбей береги, заботься. Ты согласен? Это правда, что ты можешь почувствовать, как ты дышишь, как говоришь, как спишь или ешь?...

Ах, нет. Не с того я начала. Кто же начинает дышать, не зная, как стоять? Я отвечу: любой младенец. Стоять - это потом. Хотя, конечно, дышать со сгорбленной спиной трудно, но привычно многим. И теперь будет всё привычнее, потому что в школе учиться мы будем лет 11, а потом институт и если повезёт, - сидячая работа. Здравствуй, сколиоз! Прощай, царственная походка…Что же делать?

Самое лучшее, что придумали в этом мире - занятия спортом. Про пользу занятий спортом уже столько написано и рассказано, что нет нужды пересказывать, в чем заключается эта самая польза…

Но, к сожалению, в наше время всё чаще слышно такое понятие, как гиподинамия или, сказать проще, малоподвижный образ жизни. Я считаю, что в наше время эта проблема очень важна. Я решила разобраться в этой проблеме…




Предмет исследования.

Предметом исследования являются ученики дубоссарской гимназии №1.

Гиподинами́я (пониженная подвижность, от греч. hypo - внизу и dynamis - сила) - нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц. Распространённость гиподинамии возрастает в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации.

Она является следствием освобождения человека от физического труда. Иногда называется «болезнью цивилизации». Особенно влияет на сердечно-сосудистую систему: ослабевает сила сокращений сердца, уменьшается трудоспособность, снижается тонус сосудов. Негативное влияние оказывается и на обмен веществ и энергии, уменьшается кровоснабжение тканей. В результате неполноценного расщепления жиров кровь становится «жирной» и лениво течёт по сосудам, и снабжение питательными веществами, кислородом уменьшается. Следствием гиподинамии могут стать ожирение и атеросклероз.

Основной профилактикой является движение, физические нагрузки и здоровый образ жизни, так как курение и другие вредные привычки всегда только усугубляют состояние.

Цели и задачи исследования.

Часто гиподинамия наблюдается у школьников, которые слишком перезагружены учебными программами. Одни не имеют времени на спортивные занятия, а многим, к сожалению, просто лень уделить несколько минут в день физическим упражнениям. Весьма огорчает то, что с каждым годом число заболеваний, которые ведёт за собой гиподинамия, растёт.

Поэтому целью своей работы я ставлю:

- популяризировать занятия физической культурой;

- улучшить фигуру и стабилизировать массу тела;

- повысить устойчивость организма к заболеваниям;

- сделать всё возможное для того, чтобы постараться предотвратить рост заболеваний позвоночника у школьников. Что нужно для долгой и счастливой активной жизни? Нужен здоровый, гибкий позвоночник и легкие подвиж­ные суставы. Поэтому своевременная забота по их сохранно­сти и работоспособности станет гарантией достижения хорошего результата.

Задачи работы.

- помощь каждому ученику, попавшему под пагубное влияние гиподинамии;

- оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;

- укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма;

- сохранение высокого уровня общей работоспособности.

II.Основная часть. Краткие анатомо-физиологические данные развития опорно-двигательного аппарата.



Человек- существо прямоходящее. Его скелет состоит из позвоночника и костей.

Позвоночник - это остов человеческого тела, явля­ющийся опорой для скелетных мышц и главным связу­ющим звеном между центральной нервной системой и внутренними органами. Он имеет два изгиба вперёд и два изгиба назад. Скелет выполняет ряд функций Наличие изгибов позвоночника значительно смягчает сотрясения, возникающие при ходьбе (это защитная функция скелета). Биологические функции скелета связаны с участием его в обмене веществ. Кости - это депо минеральных солей кальция и фосфора. 99% всего кальция находится в костях. Опорная функция заключается в том, что он является опорой для мышц и внутренних органов. Биологические функции скелета связаны с участием его в обмене веществ. Кости - это депо минеральных солей кальция и фосфора. 99% всего кальция находится в костях. При недостатке в пище солей кальция компенсация их в организме осуществляется за счет кальция костей. Кроме того, кости скелета принимают участие и в кроветворении. Находящийся в них красный костный мозг вырабатывает эритроциты и кровяные пластинки. При этом в кроветворной функции участвует не только костный мозг, но и кости в целом, так что усиленная мышечная деятельность, оказывая влияние на кость, способствует и улучшению кроветворения.

Сустав представляет собой подвижное соединение костей. В здоровом состоянии они имеют возможность свободно двигаться. Суставы можно сравнить с шарнирами, в задачу которых входит обеспечение плавного скольжения костей относительно друг друга. При их отсутствии кости будут просто тереться друг о друга, постепенно разрушаясь, что является очень болезненным и опасным процессом.

Главной структурной единицей позвоночника является позвонок. Шейные позвонки отличаются от поясничных меньшими размерами. Это объясняется тем, что на поясничный отдел приходится большая нагрузка, нежели на шейный. Шейные и поясничные позвонки обладают известной долей подвижности.

Между позвонками располагаются диски. Благодаря особенности строения межпозвонковые диски могут менять форму, что имеет большое значение при выполнении амортизирующей функции. Именно диски принимают на себя и распределяют между позвонками давление, обеспечивая тем самым гибкость позвоночника.











Давление на межпозвоночные диски в зависимости от положении тела

(в процентах от положения стоя).



Положение тела

Давление на межпозвоночные диски


Лежа на боку

Лежа на спине

Стоя

Стоя, с наклоном вперед

Стоя, с наклоном вперед, в руках вес

Сидя

Сидя с наклоном вперед

Сидя с наклоном вперед, в руках вес

75%
25%
100%
150%
220%
140%
185%
275%

Рис.1. Межпозвонковый сустав.«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»


1).Опорно-двигательный аппарат в детском возрасте.


У новорожденных детей позвоночник выпрямлен, не имеет физиологических изгибов. Шейный лордоз обнаруживается в 2-месячном возрасте, после того как ребенок начинает держать голову; грудной изгиб позвоночника, выпуклостью кзади, появляется в 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть; поясничный лордоз возникает после года, когда ребенок начинает ходить. К 3-4 годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника. Постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, поясничной - лишь к 12 годам.


Новорожденный ребенок уже имеет все элементы сустава. Но сформированный сустав ещё не достаточно полноценен. Его окончательное формирование происходит в процессе работы мышц, расположенных вблизи него. К 2 годам жизни ребенка по своему строению кости скелета приближаются к костям взрослого человека и к 12 годам они уже не отличаются от костей взрослого человека.

У детей дошкольного возраста в скелете преобладает хрящевая ткань. Костная ткань ребенка не успевает развиваться в полном объёме, из-за усиленного роста ребенка. Кости любого ребёнка очень податливы, легко искривляются и изменяют свою форму под влиянием перегрузок и при переноске тяжестей. Заставлять малыша много ходить, бегать, сидеть в одной и той же позе не стоит. Это нарушает формы костного скелета и приводит к сутулости, кифозу, лордозу или плоскостопию.

В утробе матери скелет ребенка состоит из хрящевой ткани. Через 7-8 недель появляются точки окостенения. После рождения процесс окостенения продолжается. Разные кости окостеневают в разные сроки. При этом для каждой кости сроки относительно постоянны. По ним судят о нормальном развитии скелета у детей и об их возрасте. Общее окостенение трубчатых костей завершается к концу полового созревания: у женщин - к 17-21, у мужчин - к 19-24 годам.


III. Влияние гиподинамии на состояние позвоночника.


Гиподинамия - нарушение функций опорно-двигательного аппарата. Возникает это нарушение вследствие долгого уменьшения объёма двигательной деятельности организма. Объем движений у всех людей различен. Он зависит от рода деятельности, пола, возраста, условий быта и образа жизни каждого человека. При снижении двигательной активности ухудшается состояние здоровья, что ведёт к аномалиям в развитии. Под влиянием физических нагрузок происходит увеличение частоты сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее. Систематическая тренировка системы кровообращения приводит к её функциональному совершенствованию. Во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Физические упражнения всегда вызывают повышенную потребность организма в кислороде.

Затяжная гиподинамия, уменьшая нагрузки на костный аппарат, приводит к нарушению минерального и белкового обменов. Это, в свою очередь, приводит к остеопорозу и снижению прочности всей костной ткани. Кроме этого, гиподинамия ведёт за собой некоторые другие серьёзные заболевания, чаще позвоночника и суставов.

К большому сожалению врачей, часто гиподинамия и её последствия наблюдается и у школьников.



1).Заболевания позвоночника.

Среди всех известных человеку заболеваний, болез­ни суставов и позвоночника вообще занимают одно из ведущих мест.

Болезни позвоночника - вполне обычное явление в современном мире. От них страдает практически каж­дый второй живущий на Земле. Даже в благополучной Европе количество людей с заболеваниями позвоночни­ка очень велико.


Покопавшись глубже, я узнала, что согласно статистике, из 1000 человек, впервые об­ращающихся к лечащему врачу по поводу болей в по­звоночнике, около 400 направляются в больницу на обследование, из них 30 остаются на амбулаторном ле­чении, а 5 подвергаются операционному вмешатель­ству.

На протяжении всей жизни человека, начиная с 20-летнего возраста, позвонки подвергаются дегене­ративным изменениям. Уже к 50 годам у многих лю­дей они становятся заметными, поэтому не случайно в народе бытует поговорка, что возраст человека опре­деляется состоянием его позвоночника. По моим исследованиям одной из наиболее распространённых болезней позвоночника, которые являются следствием гиподинамии, являются: нарушение осанки, сколиоз и плоскостопие.


а) Нарушение осанки.

Осанкой называют привычное положение тела человека при стоянии, ходьбе, сидении. Это положение зависит от изгибов позвоночника, наклона таза и развития мышц туловища. Голова, при правильной осанке, и туловище, находятся на одной вертикальной линии, при этом- плечи развернуты и слегка опущены, грудь слегка выпуклая, лопатки прижаты, живот втянут.

Рис. 2. Правильная осанка.

«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»














Ее критерии :

Равномерно выражены физиологические изгибы позвоночника, надплечья, соски, кости подвздошных костей, лопатки, ягодичные складки расположены на одном уровне. Треугольники талии выражены одинаково с обеих сторон Линия остистых отростков позвонков прямая.


Наиболее частой причиной возникновения нарушений осанки является:

  1. Ослабленные мышцы туловища, либо неравномерное их развитие;

  2. постоянное ношение родителями малыша на одной руке;

  3. попытка взрослых слишком рано сажать, или ставить на ножки, или учить ходить ребенка;

  4. непригодная для растущего организма постель: слишком мягкая и провисающая;

  5. во время прогулок ведение ребенка за одну и ту же руку;

  6. не соответствие росту ребенка мебель, одежда;

  7. несоблюдение гигиенических норм письма: неправильное сидение за столом, чтение и рисование в постели;

  8. ношение портфеля в одной и той же руке;


Рис.3. Такие позы способствуют формированию неправильной осанки.


«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»



Различают следующие виды нарушения осанки:



«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»

Рис. 4. Рис. 5. Рис. 6. Рис. 7.

Кифотическа Сутулость Лордотическая Плоская спина

осанка. осанка. (выпрямленная осанка)

Самое распространенное нарушение осанки - сутулость. У сутулого человека опущена голова, плечевые суставы сведены вперед, грудь плоская, спина круглая, лопатки крыловидные. Сутулость никогда не красит человека, ни мужчину, ни женщину. Сутулый человек выглядит значительно старше своего возраста. А начинается сутулость, как правило, со школьных лет, когда малоподвижный образ жизни, неправильное сидение за партой и неуверенность в себе постепенно переходит в привычку горбиться и опускать плечи.

Искривления позвоночника - это заболевания, со­провождаемые чрезмерным изгибом позвоночного стол­ба либо спереди (лордоз, гиперлордоз), либо сзади (ки­фоз, гиперкифоз), либо в стороны (сколиоз).

По моим исследованиям одной из наиболее распространённых болезней позвоночника, которые являются следствием гиподинамии, являются : нарушение осанки, сколиоз и плоскостопие.


б) Сколиоз.

Сколиоз - это боковое искривление позвоночника. Сколиоз может выступать как самостоятельное заболевание, так и как симптом другого известного заболевания.



Рис.8. Сколиозы.

«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме» «Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»


Рис.9.Первая степень сколиоза.«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»Рис.10.

Вторая степень сколиоза.


Первая степень - сколиоза характеризуется незначительным боковым отклонением позвоночника от средней линии.

Вторая степень - характеризуется заметным отклонением позвоночника от средней линии и начинающимся реберным горбом.



«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»


Рис.11. Третья степень сколиоза.


Третья степень - сколиоза характеризуется стойкой и более резко выраженной деформацией грудной клетки, наличием большого реберно-позвоночного горба и резким ограничением подвижности позвоночника.


в) Плоскостопие.

Стопа - это важная и сложная часть ног и всего скелета. Достаточно отметить, что на нее приходится четверть всех костей нашего тела, а точнее 28. Их соединяют 107 связок и приводят в движение около 20 различных мышц и сухожилий. Когда мы ходим, на стопу приходится нагрузка всего тела.

Рис.12. Возрастное развитие стопы.


«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»

У маленьких детей костная ткань образуется не сразу, стопы у детей гибкие и мягкие, и пока кости еще не окрепли, они очень чувствительны к любому давлению и нагрузкам.

Если обувь мала или плохо облегает ногу, стопа будет стремиться приспособиться к форме обуви, тем самым, существует опасность, что стопа ребенка неправильно сформируется, а это может привести к различного рода проблемам в будущем, т.е. к плоскостопию.

Плоскостопие - это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций. Чем опасно плоскостопие? Нередко плоскостопие провоцирует появление сколиоза.

В норме стопа имеет два свода - продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев).

Оба свода стопы предназначены для удержания равновесия и предохранения организма от тряски при ходьбе. Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками и мышцами.

Рис.13. Отпечаток здоровых ступней.

«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»


Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

- в первую очередь- наследственность;

- использование «неправильной» обуви - на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой;

-часты и сильные нагрузки на ноги, такие как, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела;

Плоскостопие может быть продольным (уплощение продольного свода стопы) и поперечным (распластанность переднего отдела стопы). Если имеется уплощение продольного и поперечного свода говорят о комбинированном плоскостопии.

Оба свода стопы предназначены для удержания равновесия и предохранения организма от тряски при ходьбе. Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками и мышцами.





Если происходит ослабление мышечно-связочного аппарата, то начинает нарушаться нормальная форма - стопа оседает, становится плоской, утрачивается одна из основных ее функций - пружинящая (рессорная).


Рис. 14. Отпечаток нездоровых ступней.

«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»


ПЕРВЫЕ СИМПТОМЫ ПЛОСКОСТОПИЯ:

- обувь ваша стоптана и изношена с внутренней стороны;

- быстрое утомление ног при ходьбе и работе на ногах ;

- проявление усталости и боли в ногах к концу дня, сопровождающееся судорогами, чувством тяжести, отечностью;

- отечность в области лодыжек;

- затрудненная ходьба на каблуках;

- ощущения выросшей в ширину ноги нога;

- стопа становится более широкой.

Боли появляются тогда, когда у организма уже кончаются силы обеспечивать нормальное передвижение. К этому времени успевают пострадать и коленный, и тазобедренный суставы, развиться патологическая осанка.

Все это может привести к плачевному итогу - артрозу. Также при плоскостопии часто встречается сколиоз как результат нарушения опорной системы.

С плоскостопием связано развитие и варикозного расширения вен.


IV.Мои исследования.

Исследование учащихся гимназии.


Исследовательской работой занимаюсь второй год. Я принимала участие в медицинском осмотре учащихся 1-5 классов гимназии. Результаты его представлены в таблице.

Результаты медицинского осмотра учащихся 1 - 5 классов гимназии №1,

проводимого работниками детской поликлиники:

Бильской В. И.- врач педиатр,

Балан С. И.- медсестра, Коваленко Е. А.- медсестра.

Осмотр проводился с 13 октября по 22 октября 2010 года. Всего осмотрено-295учеников.


№п/п

класс

Ф.И.учаще-

гося

Заболевания

Нарушение осанки

Сколиоз

Плоскостопие

1

1 «а»

Кирилов Александр

сутулость

сколиоз


2

1 «б»

Бекетова Екатерина



плоскостопие

3

1 «б»

Истрати Рихард



плоскостопие

4

1 «б»

Павлевский Николай

Впалая грудная клетка



5

1 «в»

Архипов Данил



плоскостопие

6

1 «в»

Горшков Сергей



плоскостопие

7

1 «в»

Корецкий Никита



плоскостопие

8

1 «в»

Бурдила Владислав


S образный сколиоз


9

2 «а»

Бурлаченко Сергей



плоскостопие

10

2 «а»

Дутов Александр



Дв.плоскостопие

11

2 «а»

Морозова Татьяна



Дв.плоскостопие

12

2 «а»

Паерели Ксения




изгиб ср. отдела позвоночника


13

2 «б»

Колесник Вадим


сутулость


плоскостопие

14

2 «б»

Синицин Иван



дв. плоскостопие

15

2 «в»

Шкильнюк Олег


сколиоз I степени


16

3»а»

Кику Александра



плоскостопие

17

3 «а»

Королевская Милена



плоскостопие

18

3 «а»

Устюжанин Никита



плоскостопие

19

3 «б»

Бородий Никита



плоскостопие

20

3 «б»

Логин Денис



плоскостопие

21

3 «б»

Крецу Денис



плоскостопие

22

3 «б»

Цехович Екатерина



плоскостопие

23

4 «а»

Денисюк Диана



плоскостопие

24

4 «а»

Надвоцкий Анатолий



плоскостопие

25

4 "а»

Денисюк Диана



плоскостопие

26

4 «а»

Надвоцкий Анатолий



плоскостопие

27

4»б»

Абраш Анастасия

сутулость



28

4 «б»

Ротарь Дмитрий

сутулость



29

4 «б»

Думиник Юлия


сколиоз


30

5 «а»

Бешляга Сергей


сколиоз


31

5 «а»

Дидур Евгений

нарушение осанки





32

5 «а»

Коваль Анна

нарушение осанки





33

5 «а»

Корнева Ирина

нарушение осанки





34

5 «а»

Писаренко Дмитрий

нарушение осанки





35

5 «б»

Гоманько Яна

нарушение осанки





36

5 «б»

Каймакан Максим

нарушение осанки





37

5 «б»

Пасечник Вера



плоскостопие

38

5 «в»

Лукьяненко Алексей

нарушение осанки





39

5 «в»

Пальчинский Василий

нарушение осанки





40

5«в»

Синицин Богдан


сколиоз


41

5 «г»

Логинов Александр

сутулость



42

5 «г»

Мунтян Ирина



плоскостопие

43

5 «г»

Юрченко Максим


сколиоз








И Т О Г О:

14

7

22



Число учеников с отклонения в здоровье

43ученика


График ( № 1) соотношения заболеваний по исследуемым классам выглядит следующим образом:


«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»

Я решила выяснить у родителей учеников: « Что же, по их мнению,

является причиной возникновения этих нарушений у детей?»

Вот результаты:

1)отсутствие внимания со стороны взрослых - 6 человек;

2)низкая физическая активность - 27 человек;

3)неправильная посадка за партой в школе - 2человека ;

4)не соблюдения норм посадки за письменным столом дома - 1 человек;

5)несоответствие возрастным нормам школьной мебели-2 человека;

6) наследственность-5 человек.


Родительский опрос представлен в следующем графике (№ 2).

«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»

















«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»


В этом классе у одного ученика замечено изменение в состоянии здоровья позвоночника. Причина, по мнению родителей,- гиподинамия. У одного ученика наблюдается развитие плоскостопия. Родители всегда покупали ему обувь на плоской подошве, считаю ее более удобной. И вот результат- плоскостопие!




«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»





В этом учебном классе тоже видны проявления гиподинамии. Из трех учеников, обучающихся уже в пятом классе с нарушениями в развитии позвоночника, двое приобрели его в следствии малоподвижного образа жизни.







«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»


В этом классе картина заболевания осталась без изменения, начиная с первого класса. Это говорит о том, что и родители детей и классный руководитель начальной школы бережно и трепетно относились к здоровью учеников.

«Опорно – двигательный аппарат и возможные нарушения в растущем организме»

По этим результатам видно, что достаточно большое число школьников уже в таком юном возрасте страдают различными заболеваниями, которые в основном являются следствиями гиподинамии. И число этих заболеваний растёт с каждым годом.

Как видно из исследования, эта болезнь прогрессирует. И если мы все общими силами не будем с ней бороться, она будет нарушать наше здоровье. Есть хорошая пословица - «Помоги себе сам».Поэтому я считаю, что в юном возрасте можно преодолеть эти заболевания и впредь их не должно быть.


V.Выводы и предложения.

Вывод- болезнь легче предотвратить, чем лечить.


Поэтому нужно выполнять ряд мероприятий, направленных на профилактику болезни. Я думаю, что нижеперечисленные мероприятия помогут в профилактики нарушений осанки и сколиозов. Надо помнить, что профилактика должна быть комплексной и включать:

а) спать нужно на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

б) обувь должна быть по размеру и коррекционная;

в) родители и учителя должны следить за организацией и строгим соблюдением правильного режима дня- временем сна, бодрствования, питания и т.д;

г) ребенок должен постоянно двигаться , включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом;

д) отказываться от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения;

е) контроль со стороны взрослых за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и других тяжестей;

ж) и по возможности, в нашем регионе - плавание.



1) Мои предложения для профилактики заболеваний позвоночника.


Огромное множество общеразвивающих и укрепляющих упражнений предлагает учителям и родителям специальная спортивная и медицинская литература. Было бы желание с ней знакомиться и воплощать в жизнь! В каждом классе есть плакат, напоминающий о правильной посадке за рабочим столом. Но видимо этого не достаточно. Я считаю, что решение проблемы всегда начинается с осознания. И для того, чтобы помочь ребятам понять и предоставить им наглядные доказательства я разработала специальные брошюры под девизом "Помоги себе сам". Кроме брошюр, я распространила социальную рекламу с лозунгом "Быть здоровым это модно".


  1. Каждому из учеников, имеющему нарушение осанки или сколиоз я предложила вклеить еще и в дневник ЛИСТОК-НАПОМИНАНИЕ «Сиди правильно!» Так у него постоянно будет зрительное представление его будущего - красивая ровная осанка. ( ЛИСТОК- НАПОМИНАНИЕ смотри в приложении).


  1. На одной из перемен я со своими помощниками предлагаю этим ребятам выполнить следующее:

а) 1 минуту постоять возле стены, плотно прижавшись затылком, лопатками и ягодицами;

б) 1 минуту подержать под мышками гимнастическую палку;

в) в) в теплое время года проводить активные игры на свежем воздухе во время большой перемены.


  1. Дома, при подготовке домашнего задания, я рекомендую им тоже выполнять эти упражнения. Но, как известно, младшие школьники не всегда осознают значимость своего заболевания или просто забывают делать эти упражнения.


2)Мои предложения для профилактики плоскостопия.


И для этих ребят я разработала специальные брошюры, представленные в приложении. Кроме брошюр, следующие упражнения будут полезны при заболеваниях стопы:

1. в школе, на переменке, снять обувь, и пальцами ног удерживать небольшой предмет ( мячик) в течении 1 минуты;

2. по моей просьбе учителя начальных классов в физкультурную минутку вставляют и упражнения для стопы:

1. попеременное сгибание и разгибание стоп сидя;

2. вращение стоп;

3. попеременное положение тела - на пальцах и на пятки;

4. ходьба только на пальцах;

5. ходьба по гимнастической палке;

6. полуприседания на пальцах;

7. приседание на гимнастической палке.

Позвоночник- ключ к здоровью.


Занимайтесь спортом, ведите здоровый образ жизни и, надеюсь, что соблюдение моих рекомендаций поможет вам быстрее спра­виться с уже приобретенными недугами позвоночника или суставов и предотвратить появление новых.
















22

© 2010-2022