- Преподавателю
- Физкультура
- Новые аспекты оценки качества образовательной деятельности ОУ в условиях модернизации образования
Новые аспекты оценки качества образовательной деятельности ОУ в условиях модернизации образования
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Антропова Т.С. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
НОВЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Вопросы оценки качества образования в ОУ сегодня приобретают особую актуальность.
Общая система изменений в образовании и высокая динамика внедрения инноваций требуют разработки эффективной оценки получаемых результатов. Важнейшим критерием качества образования является соответствие образовательных результатов социальным и личностным ожиданиям всех субъектов ОП. Ключевыми становятся формы диалога и общения.
Изменения в жизни общества (в том числе в образовании) определили ключевые проблемы личностного развития субъектов ОП и трудности их взаимодействия:
- не достаточная готовность педагогов к смене позиции обучения на тьюторско-фассилитаторскую (более 30 % учителей в ОУ работают более 25 лет и могут быть подвержены профессиональным рискам);
- не достаточный уровень развития рефлексии и личностной зрелости обучающихся. Изменение ценностей в обществе, поток неконтролируемой анимационной информации, с которой сталкиваются обучающиеся приводит к раннему интеллектуальному развитию, при сниженной познавательной активности и социальной инфантильности;
- низкая включенность родительского сообщества в организацию совместной с педагогами деятельности и перенос ответственности на ОУ за результат обучения.
В практике традиционного образования использовалась только внутренняя оценка качества. Внешняя оценка на первых этапах ограничивалась показателями ЕГЭ. Безусловно, это является важнейшим критерием, но дает знания лишь об обученности выпускников. В то время как качество образовательного процесса, эффективность деятельности ОУ включает в себя огромное множество параметров [1].
Современное содержание требований к качеству общего образования в соответствии с федеральным законодательством определяется, в первую очередь, непосредственными потребителями и заинтересованными сторонами образовательных услуг. Потребителями образовательных услуг являются сами обучающиеся, их родители и законные представители, а также государство, учреждения профессионального образования, рынок труда и, при определенных условиях, бизнес-сообщество [3].
Для эффективной деятельности образовательного учреждения и принятия обоснованных управленческих решений необходимо вести систематические мониторинги социального заказа и удовлетворенности родительским сообществом организации ОП.
В связи с этим одной из целей предлагаемой концепции деятельности внешней оценки качества образования является создание условий повышения качества образования через усиление потоков различной информации о результатах образования для потребителей - социальных заказчиков [2].
В соответствии с таким пониманием качества образования в 2012 - 2013 учебном году в Гимназии был проведен мониторинг удовлетворенности родителей (законных представителей) образовательным процессом в школе. Было изучено мнение 149 (20%) родителей методом случайной выборки (5-7 человек из класса).
Основные задачи исследования:
-
Определить степень удовлетворенности качеством образовательных услуг в школе.
-
Разработать рекомендации по улучшению качества образовательных услуг в школе.
Результаты мониторинга позволяют сделать выводы: деятельность гимназии воспринимается родителями как продуктивная, эффективная и удовлетворяет большую часть родительской общественности.
96% родителей обучающихся считают, что развивающее образовательной гимназическое пространство максимально способствует развитию интеллекта и помогает быть более успешным в жизни.
Около 80% респондентов испытывают положительные чувства, когда посещают Гимназию. Остальные считают, что их эмоциональное состояние не зависит от ОУ. Негативных эмоций не выявлено.
82% опрошенных родителей позитивно оценивают образовательное учреждение своих детей и при повторном выборе снова бы остановились на гимназии.
Несмотря на то, что достаточно большой процент - 75% родителей - считают, что учить нужно так, как это делают в Гимназии, 25 % отдают предпочтение мнению, что можно изменить ОП в лучшую сторону. Безразличного отношения родители не проявили, что показывает их высокий интерес и социальную активность.
Такой показатель свидетельствует о недостаточной удовлетворенности родителями образовательной средой. Для выявления этиологии и направленности данного противоречия (так как несмотря на данный результат общий балл удовлетворенности очень высок) планируется более глубокое исследование потребностей родительского общества, предъявляемых к ОУ.
Наиболее важными характеристиками школьной среды родители считают взаимоотношения субъектов ОП.
Родители вполне довольны как собственным взаимодействием, так и установившимися отношениями между учащимися и педагогами. Их устраивает отношение к себе со стороны сотрудников Гимназии.
Более 75% законных представителей обучающихся убеждены, что могут обратиться за помощью в ОУ и уверены, что их личные проблемы и затруднения будут учтены.
Наименьшую удовлетворенность родителей выявил вопрос, связанный с взаимоотношениями между учащимися - 42 % опрашиваемых показали, что эта социальная среда их устраивает средне и в небольшой степени.
Выявленная "группа риска" подлежит подробному исследованию и анализу. Результаты исследований легли в основу разработки системы воспитательной работы в Гимназии.
Проведенный мониторинг степени удовлетворенности качеством образовательных услуг показывает, что авторитет школы среди родителей достаточно высок. Но проблемы существуют. В целях корректировки образовательного процесса с учётом полученных данных необходимо подготовить план по развитию взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся и повышению удовлетворенности родителей образовательной средой на 2013 - 2018 годы.
Организация деятельности предполагает достижение определенных результатов:
-
Повышение уровня психологической культуры - осознанного родительства.
-
Развитие воспитательно-образовательной деятельности родителей.
-
Формирование творческой инициативы родителей.
-
Удовлетворенность родителей образовательным процессом.
Мониторинги исследования социального запроса родительского сообщества, отслеживание динамики общественного мнения по различным вопросам организации деятельности Гимназии позволит повысить эффективность образования, сделать систему гибкой, динамично развивающейся и способной к внедрению и реализации инноваций.
Список литературы:
1. Рубин Ю.Б. Высшее образование в России: качество и конкурентноспособность - М.: 2011 - 448с.
2. Управление качеством образования современной школы (методические материалы)// автор-составитель Покасов В.Ф.. к.и.н. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012 - 145с.
3. Что такое качество? / под ред. А.И. Адамского. - М.: Эврика, 2009 - 272с.