- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС ГРАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕ
Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС ГРАЦИЯ И ЗДОРОВЬЕ
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бурмистрова Т.А. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Цель организации кружка: Совершенствование физического воспитания и развития детей среднего школьного возраста.
Направление работы: Обучение детей среднего школьного возраста элементам спортивной гимнастики, фитнесс прграммы.
Задачи:
- Укрепление здоровья детей;
- улучшение общей физической подготовленности;
- удовлетворение их биологической потребности в движении;
- сохранение и развитие природных физических задатков;
- развитие двигательных способностей;
- развитие музыкально-ритмических способностей.
Среди различных направлений двигательной активности особо выделяется область оздоровительно-профилактической физической культуры, которая находится как бы между двумя полярными системами, связанными с физической нагрузкой. Это область спорта высших достижений, с одной стороны, и лечебная физкультура - с другой.
В настоящее время важное место в оздоровлении нации отводится оздоровительно-профилактической физической культуре, которая включает в себя не только процесс систематических целенаправленных занятий физическими упражнениями с целью улучшения здоровья, но и решение тесно связанных с ними проблем, а именно питание, психическая регуляция, формирование индивидуального стиля жизни, воспитание активной жизненной позиции и т.п.
Бурный рост оздоровительной физкультуры, рассматривающей здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками и образом жизни, требует нового подхода к анализу сущности оздоровительной тренировки. Оздоровительная тренировка базируется на определенных закономерностях (биологических, педагогических, психологических), которые можно сформулировать в определенные принципы. Принципы оздоровительной тренировки имеют много общего с дидактическими принципами, принятыми в образовательной педагогике, и принципами спортивной тренировки, разработанными в спорте высших достижений, но имеют и свои специфические различия.
Особой популярностью среди фитнес-программ пользуется аэробика. Разнообразие, постоянное обновление логически выстроенных программ, высокий эмоциональный фон занятий аэробикой позволяют этому виду оздоровительной тренировки на протяжении уже двух десятилетий удерживать высокий рейтинг, выделиться в самостоятельные виды спорта: фитнес-аэробику и спортивную аэробику.
Основные принципы, на которых базируется оздоровительная тренировка - это принцип доступности. Польза двигательной активности в настоящее время не вызывает сомнения.
Применяемые программы по аэробике должны быть доступны для занимающихся как в координационном, так и в функциональном плане, отвечать духовным и интеллектуальным запросам клиентов. В связи с этим проведение скрининга состояния здоровья и физической подготовленности необходимо для снижения фактора риска, повышения вероятности избежание травм.
Физические упражнения, применяемые в программах аэробики, способны активно воздействовать на все органы и системы организма.
Достаточно высокая энергетическая стоимость аэробики, ее воздействие в широком аспекте на весь организм определяют показания и противопоказания к ее использованию.
Аэробика вбирает в себя, переводит на свой пластический язык многие движения из различных видов спорта (каратэ, кикбоксинга, гимнастики и др.) и создает такие виды, как кикбо, каратэ-аэробика, сайклинг и др.
Другая особенность аэробики - то, что она применяла и продолжает использовать достижения науки и практики в области оздоровительных систем всех народов и континентов: йоги, элементов китайской гимнастики ушу.
Привлекательность аэробики, в особенности среди женщин, заключается в их естественном желании быть красивыми, грациозными, улучшить фигуру. Однако в каждую эпоху существовали свои представления о красоте, а значит, и свои пути ее достижения.
Методическое обеспечение программы
Основное содержание программы составляют материалы по обучению детей:
-
Техника безопасности на занятиях;
-
Техника выполнения движений;
-
упражнениям основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные);
-
ритмике (упражнения на согласование с музыкой);
-
аэробика;
-
степ аэробика;
-
корригирующая гимнастика;
-
дыхательная гимнастика;
-
пилатес;
-
стрейчинг;
-
упражнениям на релаксацию.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
1) Повышение уровня физического развития и укрепления здоровья.
2) Техника выполнений упражнений фитнесс программы.
3) Применение умений в играх, свободной деятельности и повседневной жизни (в соответствии с возрастом и физическим развитием).
4) Владение своим телом, выполнение движений осознанно, ловко, красиво, ритмично, с нужной амплитудой и силой.
5) Освоение акробатических и хореографических упражнений на ковре и матах, с проявлением элементов фитнеса, ловкости, координации движений.
6) Овладение навыками релаксации и восстановления после физической нагрузки.
7) повышение интереса к спорту, двигательной культуре, привычке держать осанку.
В качестве способа учета знаний и умений и оценки личностных качеств обучающихся служат выступления детей на спортивных мероприятиях, открытом уроке.
Структура занятий
Преимущество урочной формы проведения занятий заключается в том, что учебный процесс возглавляет инструктор-преподаватель, решающий поставленные задачи, в ходе урока, и обеспечивающий его максимальную продуктивность.
При разработке тренировочной программы определяются цели, продумывается направленность и содержание занятий на различные по длительности циклы (годовой, полугодие, триместр, месяц, еженедельный и ежедневный). На уроке решаются поставленные педагогом задачи - воспитательные, оздоровительные, образовательные. В зависимости от основной цели занятия для старшеклассниц используется различный объем средств (содержание и виды движений).
Общая структура урока аэробики состоит из различных частей урока, в которых решаются частные задачи - подготовительная, основная и заключительная части.
В подготовительной части урока используются упражнения, которые направлены:
а) постепенное повышение частоты сердечных сокращений;
б) увеличение температуры тела;
в) подготовка опорно-двигательного аппарата к последующим нагрузкам, усиление притока крови к мышцам, образование синовиальной жидкости и увеличение подвижности в суставах.
В основной части урока задачей преподавателя является достижение:
а) увеличения частоты сердечных сокращений до уровня «целевой зоны»;
б) повышения функциональных возможностей разных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной);
в) увеличения расхода калорий при выполнении специальных упражнений (аэробных).
В заключительной части урока необходимо:
а) постепенно снизить обменные процессы в организме;
б) понизить частоту сердечных сокращений до близкой к норме;
в) посредством стретчинга увеличить амплитуду движений в суставах и эластичность мышц.
Далее представлена общепринятая схема урока оздоровительной аэробики.
Общая структура занятия аэробики
Часть урока
Направленность и
продолжительность
части урока
Основные упражнения
Указания
Подготовительная
1. Разминка
1.1. Разогревание (Warm up) Продолжительность подготовитель ной части урока от 5 до 10 мин
Повороты головы, наклоны, круговые движения плечами, выставление ноги на носок, движения стопой
Рекомендуется использовать низкий или средний темп движений, с небольшой амплитудой. Упражнения на координацию и усиление кровотока выполнять в среднем темпе с увеличением амплитуды
1.2. Стретчинг - упражнения на гибкость (Stretching)
Полуприсяду, выпады, движения туловищем, варианты шагов на месте и с перемещениями в сочетании с движениями руками, растягивание мышц голени, передней и задней поверхности бедра, поясницы
Выполнять в медленном и среднем темпе в положении стоя, с опорой руками о бедра, без использования махов и пружинящих движений
Основная
2. Аэробная часть (Aerobics) Продолжительность от 20 до 40 мин
2.1. Аэробная разминка (3-10 мин)
Базовые элементы и усложнения движений, варианты ходьбы с движениями руками
Разучивание танцевальных соединений в среднем темпе на месте и с передвижениями в разных направлениях
2.2.«Аэробный
ПИК» (рекомендуется не менее 15-20 мин)
Танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки в сочетании с движениями руками
Выполнение сочетаний - «блоков» упражнений на месте и с перемещениями в разных направлениях, увеличение нагрузки за счет координационной сложности, амплитуды и интенсивности движений
2.3. Первая аэробная «заминка» (2-5 мин)
Базовые движения, варианты ходьбы с уменьшающейся амплитудой движений руками, амплитудные движения руками, сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бедра
Уменьшение амплитуды перемещений, темпа движений. Движения выполняются в стойке ноги врозь, выпаде, полуприседе, сочетаются с дыханием, темп движений замедляется
3. Упражнения на полу (Floor work) - «фитнесс» (5-10 мин)
3.1. Упражнения для мышц туловища
В положении лежа упражнения на силу и силовую выносливость мышц брюшного пресса и спины
Выполнять от 1 до 3 серий по 10-16 повторений движений. Методы выполнения упражнений и длительность пауз между сериями зависят от уровня подготовленности занимающихся
3.2. Упражнения для мышц бедра
В положении лежа упражнения на силу и силовую выносливость приводящих и отводящих мышц бедра
Можно использовать упражнения с утяжелителями с амортизаторами, на тренажерах
3.3. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса
Варианты сгибания и разгибания рук в разных исходных положениях
Заключительная
4. Вторая «заминка» «остывание».
Снижение) нагрузки
(Cool down)
(2-5 мин)
4.1. Глубокий стретч Упражнения на гибкость, общая «заминка»
Растягивание мышц передней, задней и внутренней поверхностей бедра, голени, мышц груди, рук и плечевого пояса
В разных исходных положениях, медленно, с фиксацией поз и последующим расслаблением
Формы проведения занятий
Используются различные формы проведения занятий.
Урочная форма:
-
образовательной направленности - для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
-
коррекционно-развивающей направленности - для развития двигательных способностей и коррекции нарушений осанки, и свода стопы с помощью упражнений;
-
оздоровительной направленности - профилактика нарушений осанки, плоскостопия, укрепление систем организма;
-
рекреационной направленности - для организованного досуга, игровой деятельности.
Неурочная форма - дни здоровья, физкультурные праздники, показательные выступления. Целью является совершенствование навыка правильной осанки посредством самореализации, а также удовлетворение потребности детей в эмоционально-двигательной деятельности.
Последовательность проведения занятия
1. Приветствие и настроечная медитация. Помогает отстраниться от предыдущих занятий или событий дня и дает почувствовать себя "здесь и сейчас". Вибрационный массаж (на тренажере) активизирует кровообращение и обмен веществ.
2. Разминочные разогревающие упражнения подготавливают организм к нагрузке, тренируют вестибулярный аппарат, улучшают синхронность движений. Силовые упражнения способствуют включению в работу.
3. Гимнастика и упражнения на растяжку подготавливают к выполнению основных упражнений. Гимнастика дает необходимую мышечную нагрузку, укрепляет мышцы спины, живота, разрабатывает суставы, снимает напряжение, улучшает кровообращение и синхронность движений.
4. акробатические упражнения (перекаты, кувырки).
5. Упражнения с гимнастическим предметом (обручем, палкой, мячом, скакалкой).
6. Подвижные игры, музыкально-двигательные задания применяются в разных частях занятия.
7. Дыхательные упражнения позволяют управлять полученной в процессе занятий энергией и контролировать мыслительный процесс.
8. Гимнастика на развитие ощущений, внимания.
9. Медитация (элементы йоги).
Обследование (гибкость, растяжка, мышечный тонус)
Гибкость, растяжка, пластичность - это взаимосвязанные функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. учитывая, что у детей дошкольного возраста позвоночник отличается большой пластичностью, необходимо равномерно разрабатывать мышечный тонус, гибкость, растяжку. От этого зависит осанка и состояние здоровья.
Чтобы определить гибкость, ребенку предлагается выполнить следующие упражнения: прогибание туловища вперед, в стороны, назад; "замок" - правой/левой ногой достать до головы; "кольцо" - лежа на животе, дотянуться носками ног до головы; наклониться вперед и коснуться головой выпрямленных коленей.
Растяжка - определяется теми же упражнениями, а также: сед на шпагат боковой и прямой с упором на руки; "стрела" - стоя, с опорой у стены или самостоятельно, поднять выпрямленную ногу вверх.
Мышечный тонус - определяется длительным выполнением упражнения "Самолет" с различным положением рук и ног; "уголок" - из и.п., сед на полу, вис на лестнице, подтягивания, отжимания.
Календарно-тематическое планирование секции «Грация и здоровье»
№
п/п
Наименование раздела. Тема урока.
Кол-во часов
Тип урока
Элементы
содержания.
I
Вводное занятие
1
1
Инструктаж по технике безопасности
1
Комбиниров.
Первичный инструктаж на рабочем месте
II
Обследование
3
2
Растяжка
1
Комбиниров.
«Стрела», наклоны к разведенным ногам
3
Мышечный тонус
1
Комбиниров.
«самолет», «уголок»
4
Гибкость
1
Комбиниров.
прогибания туловища вперед, в стороны, назад; «замок», «кольцо», «мостик»
III
Подготовительный базис упражнений
6
5
Настроечная медитация, самомассаж
1
Комбиниров.
Разминочные разогревающие упражнения, суставные гимнастики
6
Ритмика
(элементы хореографии)
1
Комбиниров.
Пантомимы, волны, взмахи, повороты, равновесия, прыжки
7
Гимнастика
(элементы растяжки)
1
Комбиниров.
Упражнения на растяжку
8
Акробатические упражнения
1
Комбиниров.
Перекаты, кувырки и т.д., силовые упражнения, упражнения на брусьях
9
Дыхательные упражнения
1
Комбиниров.
Дыхательная гимнастика
10
Гимнастика для развития чувств, ощущений, внимания
1
Комбиниров.
«Изучаем себя», «Злимся и радуемся»
IV
Аэробика
13
11
Понятие «Аэробика» Запрещенные движения Ознакомление с базовыми шагами
1
Комбиниров.
Представлять, что такое фитнес-аэробика, основные правила, запрещенные упражнения
12
Роль и значение фитнес-аэробикии в профилактике заболеваний и укреплении здоровья
1
Комбиниров.
Понимать важность занятия физической культурой, как способ укрепления здоровья и профилактика заболеваний
13
Комплекс утренней гимнастики
1
Самостоят. изучение
Отбирать состав упражнений для физкультурно-оздоровительных занятий, выполнять самостоятельно.
14
Комплексы упражнений по коррекции нарушений осанки
1
Комбиниров.
Отбирать основные средства коррекции осанки и телосложения, составлять и выполнять комплекс упражнений по коррекции и нарушений осанки
15
Классическая аэробика. Базовые шаги без смены лидирующей ноги
March.
1
Комбиниров.
Осваивать технику разучиваемых упражнений.
Выявлять ошибки при выполнении базовых шагов (элементов) уметь анализировать и исправлять их
16
Базовые шаги без смены лидирующей ноги
V-Step, A-Step
1
Комбиниров.
Осваивать технику разучиваемых упражнений.
Выявлять ошибки при выполнении базовых шагов (элементов) уметь анализировать и исправлять их
17
Базовые шаги без смены лидирующей ноги
Mambo
1
Комбиниров.
Осваивать технику разучиваемых упражнений.
Выявлять ошибки при выполнении базовых шагов (элементов) уметь анализировать и исправлять их
18
Техника движения руками
1
Комбиниров.
Выполнять согласованные сочетания движения руками с выполнением базовых шагов (элементов) без смены лидирующей ноги
19
Техника базовых шагов со сменой лидирующей ноги Knee Up
1
Комбиниров.
Осваивать и демонстрировать технику разучиваемых упражнений с основными движениями руками
Выявлять ошибки при выполнении базовых шагов (элементов) со сменой лидирующей ноги уметь анализировать и исправлять их
20
Техника базовых шагов со сменой лидирующей ноги
Kick
1
Комбиниров.
Осваивать и демонстрировать технику разучиваемых упражнений с основными движениями руками
Выявлять ошибки при выполнении базовых шагов (элементов) со сменой лидирующей ноги уметь анализировать и исправлять их
21
Техника базовых шагов со сменой лидирующей ноги
Step Touch
1
Комбиниров.
Осваивать и демонстрировать технику разучиваемых упражнений с основными движениями руками
Выявлять ошибки при выполнении базовых шагов (элементов) со сменой лидирующей ноги уметь анализировать и исправлять их
22
Техника базовых шагов со сменой лидирующей ноги
Lift side
1
Комбиниров.
Осваивать и демонстрировать технику разучиваемых упражнений с основными движениями руками
Выявлять ошибки при выполнении базовых шагов (элементов) со сменой лидирующей ноги уметь анализировать и исправлять их
23
Техника выполнения упражнений и комплексов без музыкального и с музыкальным сопровождением
1
Комбиниров.
Осваивать технику разучиваемых упражнений и комплексов без музыкального и с музыкальным сопровождением
Демонстрировать технику выполнения изученных базовых элементов
V
Пилатес
1
Понятие «Пилатес». Ознакомление с базовыми элементами
1
Комбиниров.
Представлять, что такое «Пилатес», основные элементы пилатеса
VI
Стрейчинг
1
Понятие «Стрейчинг» Ознакомление с базовыми элементами
1
Комбиниров.
Представлять, что такое «Стрейчинг», основные элементы стрейчинга
VII
Функциональная тренировка (тренинг)
6
24
Комплексы упражнений на развитие физических качеств
2
Комбиниров.
Осваивать комплексы и комбинации упражнений, демонстрировать технику их выполнения. Соблюдать правила дыхания при выполнении упражнений. Преодолевать трудности и проявлять волевые качества личности при выполнении упражнений силовой направленности
25
Упражнения из гимнастики с элементами акробатики
2
Самостоят. изучение
Выполнять упражнения для развития равновесия, гибкости и ловкости
Выявлять возможные отставания в показателях физического развития и физической подготовленности
Соблюдать правила дыхания при выполнении упражнений
Контролировать нагрузку по частоте сердечных сокращений
Выполнять нормативы физической подготовки
Организовывать и проводить самостоятельные занятия, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой
26
Упражнения из гимнастики с элементами акробатики
2
Комбиниров.
Выполнять упражнения для развития равновесия, гибкости и ловкости.
Танцевальные шаги; ходьба с взмахом ног и поворотом на носках; стилизованные прыжки на месте и с продвижением вперед
Выявлять возможные отставания в показателях физического развития и физической подготовленности
Соблюдать правила дыхания при выполнении упражнений
VIII
Диагностика физической подготовленности
1
Самостоят. изучение
Выполнять тестовые упражнения для определения физического развития и физической подготовленности
Анализировать показатели
IX
Контрольный этап
1
Комбиниров.
Открытый урок
X
Заключительная беседа о занятиях в спортивном кружке, планах на будущее
1
Комбиниров.
Подведение итогов 2015/2016 учебного года
Задания на каникулы
XI Релаксация (на каждом занятии)
Итого
34 часов
Литература
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов ВУЗов физической культуры/Под ред. Е. Б. Мякиченко и М. П. Шестакова. - М. - СпортАкадемПресс, 2007. - 304с.
2. Гимнастика и методика преподавания/Учебник для институтов физической культуры (Под ред. Смолевского В. М.). - Физкультура и спорт. - 1987. - 336с.
3. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры/Учебник. - М. - «Физическая культура», 2011, 533с.
4. Мониторинг физической подготовленности учащихся и обеспечения физической культуры в учреждениях образования Москвы. Методические рекомендации/Под общ. ред. Тяпина А. Н. - М., 2012. - 19с.
5.Полиевский С. А., Глейберман А. Н., Залетаев И. П. Общеразвивающие упражнения - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 120с.
6. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования//Информационно-методический сборник №4. - М. - ГОМЦ «Школьная книга», 2013, 208с.