КОНВЕРСИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Подводя итоги проведённых педагогических исследований, можно заключить, что уроки со специализированной игровой направленностью по сравнению с общепринятой методикой обучения технике игры позволяют: -более успешнее реализовать процесс освоения гимназистами младших классов базовыми техническими приёмами, -овладение тактическими действиями спортивной игры волейбол,-эффективнее решать задачи физического воспитания в данных возрастных группах.
Раздел Физкультура
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНВЕРСИОННАЯ МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Т.А.Горбачёва

учитель физической культуры МБОУ «Гимназии №4» г. Смоленска

Сегодня одной из важных составных частей государственной социально-экономической политики является эффективное развитие физической культуры и спорта.

Повышение требований ФГОС к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья учащейся молодежи связано с хроническим дефицитом двигательной активности детей, начиная с младшего школьного возраста. Это тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает состоянию здоровья. Одной из причин такого положения является излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая учителю учитывать разносторонние интересы учащихся. Появившиеся достаточно эффективные варианты программ по физическому воспитанию школьников, где в качестве средств обучения предлагается использовать соревновательно - игровые задания, сюжетно-ролевые игры, требуют определенной корректировки, особенно в направлении использования в качестве средств физического воспитания подвижных игр и, в частности, баскетбола в учебном процессе младших школьников.

В связи с актуальностью данной проблемы гимназистам III - V классов была предложена конверсионная версия (модель) прохождения учебного материала, в основе которой использованы подвижные игры и упражнения, подводящие к освоению техники и тактики спортивной игры волейбол. Традиционно на каждом уроке учащиеся выполняли упражнения на осанку и координацию движений.

Естественно, каждый род занятий требует решения своих специфических задач и это должно обуславливать изменения в распределении средств, методов и времени использования тех или иных упражнений по годам обучения. Однако независимо от года обучения на уроках физической культуры преимущество в основном отдавалось игровому и соревновательному методам, позволяющим расширить массив средств разносторонней двигательной подготовки. Разнообразие двигательных действий в подвижных играх, игровых упражнениях и собственно игровая деятельность в целом обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. В свою очередь, освоенные двигательные действия в подводящих игровых упражнениях и сопряженные с ними физические упражнения, упражнения на координацию и на осанку являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации, могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культурой.

Предлагаемая технология направлена на реализацию концепции интегрального обучения, осуществляемого в рамках дидактической модели, основанной на линейно - концентрическом принципе освоения учебного материала (Портных Ю.И.).

Суть данной методической концепции заключается в том, что при распределении учебного материала необходимо учитывать, чтобы каждый последующий блок как бы «надвигался» на предыдущий и интегрировался с ним, что позволяет осуществлять реализацию знаний на все более высоком уровне их генерализации.

С целью сохранения образовательной направленности технологии прохождения учебного материала из содержания образовательной программы предмета «физическая культура» не исключался курс общетеоретических, методических и специальных знаний по основам физической культуры. Следует отметить, что успешность овладения гимназистами предлагаемого программного материала во многом зависело от его распределения, как на уроках, так и в блоках, определяющих структуру учебного процесса.

Учебный материал распределялся в шести блоках, каждый из которых по продолжительности был равен временному периоду освоения определённого технического приёма спортивной игры волейбол.

Во всех блоках урок состоял из 3-х частей: 1 часть - групповое занятие, продолжительностью 10 мин с упражнениями на внимание, исправление осанки и другие упражнения с оздоровительной направленностью. В основной части (30-35 мин) предлагались вышеперечисленные средства обучения в зависимости от поставленных педагогических задач урока по освоению учебного материала.

Освоение программного материала каждого блока проходило через три этапа: начального разучивания, углубленного изучения, закрепления и совершенствования. К изучению содержания первого блока приступают после общего ознакомления с игрой в волейбол (основы знаний), далее через подводящие подвижные игры переходят к последовательному освоению определённого технического приёма. Аналогичная схема наблюдалась и в последующих блоках. Одновременно материал изучался, осваивался и, на фоне совершенствования определённого технического приёма снова изучались и осваивались новые технические элементы спортивной игры с параллельным решением общих задач физического воспитания.

Организация линейно-концентрического построения уроков физической культуры обеспечивало перенос усвоенных элементов деятельности в относительно простых ситуациях подвижных игр на более сложные в условиях самой игры в волейбол. Более того, большое разнообразие подвижных игр развивало игровое мышление, предупреждало формирование жестких стереотипов, имеющих ограниченное применение.

Итак, в построении программы выделяются четкие границы этапов с использованием посильных для восприятия данной возрастной группой учащихся подвижных игр, эстафет и т.д. и последовательным введением новых технических элементов игры в волейбол от этапа обучения к этапу. Рациональное сочетание и целесообразное варьирование игровым материалом в блоках и в рамках одного урока, обеспечивало возможность не только обучению игре в волейбол, но и оказывало положительное влияние на уровень физической подготовленности и состояние здоровья младших школьников, начиная с III класса. Отмечена уникальность преподавания игрового практического материала в том, что быстрая смена режимов мышечной работы, характерная для игровых средств, оказывает положительное влияние на систему кислородообеспечения, о чем и свидетельствуют опубликованные результаты научных исследований по данному вопросу. Специфическая нагрузка с «жесткими» интервалами отдыха, характерными для игровых упражнений, стимулирует работу сердца и органов дыхания. Видимо организм занимающихся не успевает за время короткой паузы ликвидировать кислородный долг, что заставляет органы дыхания и кровообращения функционировать за счет резервов организма.

Таким образом, подводя итоги проведённых педагогических исследований, можно заключить, что уроки со специализированной игровой направленностью по сравнению с общепринятой методикой позволяют более успешно реализовать процесс освоения гимназистами базовыми техническими приёмами и тактическими действиями спортивной игры волейбол и эффективнее решать задачи физического воспитания в данных возрастных группах.

мальчики (n=20)

кгМ/мнн


до по окончании до по окончании до по окончанииИ! к ласс Y класс класс YI класс эксперимента



© 2010-2022