Доклад Как научить детей плавать

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №114 «Челнинская мозаика» Общеразвивающего типа приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников.







Доклад


«Как научить детей плавать?»


Подготовила инструктора по физической культуре по обучению плаванию

Галиуллина Нурия Лукмановна










г. Набережные Челны.

2015 г.


Методика обучения детей плаванию должна опираться на основные дидиактические требования педагогики и иметь воспитывающий и развивающий характер. Общедидактические принципы - сознательность, систематичность, наглядность, доступность, возрастающая нагрузка, повторности осуществляются при проведении занятий в соответствии с возрастными особенностями детей.

Обязателен в работе с дошкольниками индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учёта способностей, склонностей, а главное - возможностей каждого ребёнка.

Только при строгом учёте пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приёмы работы при обучении детей плаванию.

Ведущее место должен занимать игровой метод. Он обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличить число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Использование игр помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игровой характер обучения отражает также необходимость внимательного, требовательного, но в то же время непринуждённого подхода к детям, Обусловливает живое участие воспитателя в процессе обучения.

Игры, как правило, должны содержать ранее изученные детьми элементы плавания и различные подготовительные к плаванию упражнения. В обучении должны использоваться простые и доступные дидактические пособия, разнообразные по форме, назначению.

Освоение различных движений происходит путём многократного повторения их. Количество повторений должно возрастать постепенно. Учитывая, что повторение упражнений является однообразной деятель-

ностью и утомляет детей, в одном занятии надо им предлагать выполнять разнообразные упражнения.

Дошкольники на основе подражания лучше овладевают целостными двигательными актами. Поэтому надо создавать у них целостное представление об изучаемом способе плавания. Для этого как на первом, так и на последующих занятиях необходимо многократно показывать этот способ в исполнении умеющего плавать ребёнка или взрослого.

В связи с особенностями развития мышления детей в этом возрасте (конкретность, предметность, сильно выраженная способность подражания и др.) показ имеют большое значение при обучении детей плаванию. Все разучиваемые детьми упражнения, движения должны быть показаны воспитателем. Показ надо осуществлять в тех же условиях , в которых будет проводиться упражнение (на суше, в воде).

Особенно важен при обучении детей плаванию показ упражнений, прово-

димых в воде. В таком случае дети не только зрительно воспринимают структуру движения, но и убеждаются в том, что выполнение этого движения в воде вполне возможно, Это в свою очередь порождает уверенность и смелость при выполнении упражнений, способствует быстрейшему образованию новых навыков.

Не всегда дети сразу схватывают правильное выполнение нового движения. Поэтому его надо демонстрировать по многу раз как на одном, так и на протяжении нескольких занятий.

Лучше всего упражнения показывать непосредственно перед выполнением, совершая все движения правильно, четко, легко и красиво. Полезно привлекать к показу самих детей, так как они любят демонстрировать свои достижения преподавателю или сверстникам.

Показ обязательно должен сопровождаться доступными для детей пояснениями. Рассказ, беседа, объяснение, своевременное замечание стимулирует целенаправленное, сознательное овладение движениями.

Большое место в мышлении ребёнка - дошкольника занимает образ. В обучении плаванию образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений должны широко применяться. Такие названия упражнений, как «раки», «крокодилы», «звезда», «стрела» и др. помогают создать реальное представления о подлежащем выполнению упражнения, облегчают овла-дение им. Естественно, образ должен быть понятен детям, иначе подражание ему невозможно. Но надо иметь в виду, что ориентация только на имитационные упражнения или чрезмерное увлечение сравнениями отрицательно влияют на общую организованность занимающихся и четкость выполнения упражнений. Поэтому не надо злоупотреблять ими.

Объяснение, рассказ воспитателя на занятиях плаванием должны быть облечены в четкую выразительную форму. Тон разговора всегда должен быть ровным, спокойным, но достаточно внушительным Авторитетно предъявленное требование безоговорочно выполняется дошкольниками.

В работе с детьми 4-6 лет не следует использовать большое количество команд и подсчетов в разучивании упражнений. Главное на групповых занятиях - это авторитет воспитателя: его взгляд, выражение лица, тон, жест призывают детей к порядку. Они должны ощущать контроль за своим поведением. Это помогает детям сосредоточить внимание, приучает выполнять задания по первому слову воспитателя. В процессе занятия детям нужно напомнить, что за ними наблюдают, делать замечания, часто повторять: «Смотрю», «покажи», «послежу», «сделай».

Отношение воспитателя к детям должно быть чутким, ласковым, оди-наково ровным ко всем; требования нужно предъявлять с учетом индивидуальных данных детей.

Требования воспитателя не должны навязываться детям, их нужно предъявлять тактично, корректно. Важно создавать у детей ощущение самостоятельности в своих действиях.


Занятия плаванием очень эмоционально воспринимаются детьми. Они с удовольствием плескаются, брызгаются, плавают. Но иногда их поведение в воде становится шумным, чрезмерно возбуждаясь, дети лишаются способности реагировать на требования воспитателя. В таких случаях можно применить наказание. Одной из мер наказания является замечание с точным указанием причин недовольства инструктора.

Овладение навыком плавания достаточно сложно для дошкольников. В связи с этим в обучении надо использовать значительное количество разнообразных подготовительных упражнений и игр.

С каждым упражнением дети знакомятся на суше, затем разучивают в воде. Ознакомление с новым учебным материалом на суше важно, так как время пребывания детей в воде ограничено, а водная среда их чрезмерно возбуждает, в результате чего внимание рассеивается, они плохо воспринимают незнакомый материал. Кроме того, находясь во время объяснений и показа нового материала в воде без действий, дети быстро охлаждаются.

Но и злоупотребление большим количеством упражнений на суше влечёт за собой ослабление внимания. Поэтому целесообразно предлагать детям на суше 2-3 упражнения, а затем заниматься с ними в воде.

Дозировка нагрузки при выполнении упражнений для девочек и мальчиков одинакова, но изменяется в зависимости от возраста.

Исправлять ошибки ребят нужно в процессе занятий в определённой последовательности. Сперва надо заметить основную ошибку. Исправление её часто ведёт к устранению мелких второстепенных ошибок. Нельзя исправлять одновременно несколько ошибок - это рассеивает внимание ребят. Исправлять ошибки следует, давая установки на правильное исполнение движения по ходу действия. При этом воспитатель должен активно использовать повторный показ, фиксировать внимание на правильном выполнении движений отдельными детьми.

Каждый ребёнок может совершенствоваться в том способе, который удаётся ему лучше. Важно, чтобы он научился плавать и мог довольно длительное время держаться на поверхности воды.

Занятия в воде всегда следует начинать с выполнения энергичных движений. Заканчивать же их надо спокойными погружениями в воду с головой и выдохом в воду. В зависимости от возраста детей эти упражнения надо повторять от 4-6 до 8-10 повторений. Свободное плавание повышает эмоциональную окрашенность занятий, даёт детям самостоятельно испробовать свои силы в тех или иных упражнениях.

Главное - наши занятия должны быть регулярными, систематичными.


© 2010-2022