• Преподавателю
  • Физкультура
  • Выпускная квалификационная работа учителя физической культуры по теме Оздоровительная направленность уроков по физическому воспитанию учащихся 6-7 классов

Выпускная квалификационная работа учителя физической культуры по теме Оздоровительная направленность уроков по физическому воспитанию учащихся 6-7 классов

Раздел Физкультура
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского»

Факультет физической культуры

Кафедра теоретических основ физического воспитания

Оздоровительная направленность уроков по физическому

воспитанию учащихся 6-7 классов.

Выпускная квалификационная работа

Специальность 033100 физическая культура

Исполнитель:

Баторов Б. В.

студент 5 курса группа 03-2

заочного отделения

Допущена к защите. Научный руководитель

«___»________2008 г. к. б. н., профессор

Зав.кафедрой________ Кузнецов В. И.

Работа защищена «___»________2008 г.

с оценкой «___________»

председатель ГАК_____________


Чита, 2008 г.



Оглавление

Введение. …………………………………………………………………. 3

Глава I. Оздоровительная направленность процесса физического воспитания учащихся основной школы. …………………………. 6

  1. Здоровье и его представление в научно-методической

литературе…………………………………………………………… 6

  1. Содержание, формы и методы оздоровительной направленности занятий по физическому воспитанию учащихся

общеобразовательных школ. …………………………………….. 12

  1. Моделирование оздоровительно-адаптивного направления

по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. …… 22

Глава II. Задачи, методы и организация исследования. ………… 26

2.1. Задачи исследования ………………………………………………… 26

2.2. Методы исследования ……………………………………………… 26

2.2.1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме ….. 26

2.2.2. Контрольные испытания ………………………………………….. 27

2.2.3. Педагогический эксперимент …………………………………….. 28

2.2.4. Медико-биологические исследования ……………………………. 30

2.2.5. Метод математической статистики ………………………………. 30

Глава III. Результаты исследования………………………………… 32

3.1.Моделирование уроков по физической культуре

с оздоровительной направленностью………………………………. 32

3.2. Результаты исследования и их обсуждение ………………………… 36

Выводы ……………………………………………………………………. 42

Библиографический список……………………………………………. 43

Введение


Актуальность Проблемы укрепления здоровья учащихся, формирования у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни в настоящее время являются наиболее актуальными. Отвечая на требования научно-технической революции и постоянно наращивая объём и интенсивность учебных нагрузок, школа всё больше обостряла проблемы их переносимости, превращаясь в «больную школу». Начавшийся процесс реформирования системы образования актуализировал необходимость изменения и раскрепощения школы как основы для подготовки специалистов действительно высокого уровня ( С.С. Симонова, 1999; В.Н. Кумарин, 2001).

В то же время на всех этапах становления современной школы существовал неподдельный интерес к вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся. И если на начальных этапах интерес в большей мере проявлялся со стороны узких специалистов, то в настоящее время инициатива сохранения позитивного здоровья принадлежит системе образования (Н.К. Смирнов, 1997; Г.К. Зайцев, 1998; Э.М. Казин, 2000, и др.).

Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, серьёзно осложняет их адаптацию к внутришкольной среде, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и успеваемости. По данным многолетних наблюдений, проведённых Институтом гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи, за последние 30 лет здоровье школьников имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. (В.А. Вишневский, 1999). Постоянное снижение уровня здоровья и продолжительности жизни (Г.А. Кураев, 1996).

В структуре заболеваемости школьников лидирующее положение занимают болезни органов дыхания - 60-70 %, нарушения опорно-двигательного аппарата - 41,5 %, заболевания желудочно-кишечного тракта - 18 %, аллергические реакции - 15-17 %, психические заболевания - 15 %. У каждого 10-го ребёнка отмечается недоразвитие познавательной сферы, у 7 % - различные расстройства речи. Около 20 % детей болеют в течение года 4 раза и более. Здоровыми в настоящее время могут считаться только 10 % выпускников школ, 50 % учащихся имеют морфофункциональные отклонения, 40 % хроническую патологию (Е. Ткачук, 2001). Увеличение объёма суммарной учебной нагрузки (Н.А. Ананьева, 1994).

Снижение общей двигательной активности детей и подростков, связанное с перегрузкой учебной деятельностью (Т.В. Андрюхина, 1996).

В связи с этим актуальным является разработка модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре для учащихся основной школы с оздоровительной направленностью в условиях забайкальского региона.

Актуальность обусловлена:

а) снижением уровня здоровья школьников;

б) снижением общей двигательной активности детей и подростков;

в) увеличением объёма учебной нагрузки;

г) с введением третьего часа урока физической культуры.

Объект исследования:

Учебно-воспитательный процесс по физической культуре, проводимый на открытом воздухе с оздоровительной направленностью.

Предмет исследования:

Содержание уроков по физическому воспитанию с оздоровительной направленностью, у учащихся основной школы.

Цель исследования:

Разработка и обоснование эффективности модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре с оздоровительной направленностью для учащихся основной школы в условиях 3-х уроков.

Методы исследования:

  1. анализ научной и методической литературы;

  2. медико-биологические исследования;

3. педагогический эксперимент;

4. контрольные испытания;

5. методы математической статистики.

Гипотеза:

Предполагалось, что проведение 102 уроков по физическому воспитанию, проводимых на пришкольной площадке с оздоровительной направленностью позволит повысить уровень здоровья и физическую подготовленность у учащихся 6-7 классов.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что разработанная и внедрённая модель физического воспитания с учётом 3-х уроков в неделю , составлена с учётом региональных условий Забайкалья, способствовала повышению уровня здоровья и физической подготовленности учеников 6-7 классов.



Глава I. Оздоровительная направленность процесса физического

воспитания учащихся основной школы


  1. Здоровье и его представление в научной и методической литературе

Понятию здоровье американский медик Г. Сигерист дал следующее определение: « Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Ему соответствует и определение, принятое Всемирной организацией здраво-охранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях - наиболее характерный критерий нормы, здоровья.(Р. Баевский, 1979).

В современном мире считается, что здоровье - это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями организма (потенциал здоровья) и постоянно меняющимися условиями среды. Исходя из этого определения, здоровье можно рассматривать как динамический показатель жизнеспособности человека, и изучать его необходимо с разных сторон: социальной, медицинской, психологической, нравственной. (Л. Говоркова, 2005).

Здоровье - это полное физическое и психическое благополучие. Для здорового человека, в зависимости от темперамента, характерно оптимистическое настроение, удовлетворённостью жизнью, работой, социальным окружением, физическая бодрость. Иначе говоря, в здоровом человеке полная психофизическая гармония. Её расстройство - первый признак нездоровья. Оздоровительная и развивающая роль физической культуры определяется не столько паспортным, сколько биологическим возрастом, особенностями физического развития, связанными с его ускорением или отставанием (В.Н. Прокофьева, 2003).

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10 - 15 % зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15 - 20 % - от генетических факторов, на 20 - 25 % - от состояния окружающей среды и на 50 - 55 % - от условий и образа жизни.

Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность ещё в Древней Греции и в Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель

( 4 в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий врач Гиппократ не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Древнеримский врач Гален в своём труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (18 в.) писал: «…Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».

Здоровье подрастающего поколения - важнейшая социальная категория, ибо от здоровья каждого человека зависят богатство и благосостояние нашего общества. В ряду факторов сохранения и укрепления здоровья ведущая роль принадлежит физической культуре, разнообразным средствам повышения двигательной активности. (О.П. Саулина, 2000).

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительность жизни. По данным различных исследований, лишь около 10 % молодёжи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7 - 9 лет, в результате снижается и производственный потенциал общества ( Г.А. Кураев, 1996).

Повышенный интерес к состоянию здоровья детей обусловлен не только тем, что они представляют, по сути дела, будущее страны и составляют 26 % её населения. Многочисленные исследования отдельных авторов ( Г.Г. Онищенко, 1997; Н.Б. Мирская, 2000, и мн. др.) свидетельствуют о негативных тенденциях в состоянии здоровья подрастающего поколения.

Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, серьёзно осложняет их адаптацию к внутришкольной среде, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и успеваемости. По данным многолетних наблюдений, проведённых Институтом гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи, за последние 30 лет здоровье школьников имеет устойчивую тенденцию к ухудшению.

В структуре заболеваемости школьников лидирующее положение занимают болезни органов дыхания - 60-70 %, нарушения опорно-двигательного аппарата - 41,5 %, заболевания желудочно-кишечного тракта - 18 %, аллергические реакции - 15-17 %, психические заболевания - 15 %. У каждого 10-го ребёнка отмечается недоразвитие познавательной сферы, у 7 % - различные расстройства речи. Около 20 % детей болеют в течение года 4 раза и более. Здоровыми в настоящее время могут считаться только 10 % выпускников школ, 50 % учащихся имеют морфофункциональные отклонения, 40 % хроническую патологию (Е. Ткачук, 2001).

Е. Ткачук (2001) считает, что сами образовательные учреждения являются причиной роста числа заболеваний. Так, за время обучения в школе число детей с близорукостью возрастает в 5 раз, с нарушением опорно-двигательного аппарата - в 1,5 раза, с заболеваниями нервной системы - в 2 раза. По данным Российского детского фонда и специальных исследований РАМН РФ, из-за непосильных нагрузок только половина нынешних 16-летних школьников доживут до пенсии: за год обучения в наших школах здоровье каждого ребёнка ухудшается минимум в 5 раз.

Таким образом, здоровыми в настоящее время могут считаться только 10 % выпускников школ, 50 % учащихся имеют морфофункциональные отклонения, 49 % - хроническую патологию.

Важной составляющей здоровья подрастающего поколения является уровень его физической подготовленности. Так, по показателям выносливости и мышечной силы подростки 90-х годов отстают на 10-12% от своих сверстников 60-х годов и на 18-21% слабее ровесников 70-х (Ю.А. Ямпольская, 1996). Лишь часть студентов и школьников (30-70%) выполняют нормативы государственной программы. При этом особую трудность вызывают испытания, требующие проявления такого важнейшего для здоровья качества, как выносливость (Г.А. Васильков, 1991). В результате до 80 % юношей призывного возраста не могут быть призваны на воинскую службу по медицинским показателям.

Различные организационные и содержательные изменения, вводимые в общеобразовательных школах в последнее время (включение в Федеральный базисный учебный план новых учебных дисциплин, увеличение объёма учебного материала, удлинение школьного учебного дня и т.п.), нередко приводят к перегрузке учащихся (Ю.А. Копылов, 2005). А это в свою очередь негативно сказывается на физическом и психическом здоровье школьников.

Среди причин ухудшения здоровья современных школьников можно выделить как общие, внешкольные, так и имеющие непосредственное отношение к проблемам образовательного учреждения.

К внешкольным факторам, определяющим состояние здоровья подрастающего поколения, относят:

  • падение социального благополучия населения и резкое ухудшение экологической обстановки в стране (Л.Н. Уланова, 2000);

  • резкое ухудшение материального положения семей (В.Б. Новичков, 1995);

  • несбалансированность питания (В.Б. Новичков, 1995);

  • недоразвитие мотивационной сферы (Э.М. Александровская, 1988);

  • серьёзные недостатки в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Г.Г. Онищенко, 1997).

Среди причин, затрудняющих адаптацию ребёнка к условиям и требованиям стандартно-нормативной модели образовательного учреждения, называют:

  • увеличение объёма суммарной учебной нагрузки (Н.А. Ананьева,

1994);

  • повседневные нарушения гигиенических нормативов дневного отдыха

ночного сна, режима питания, крайне низкий объём дневной и недель-

ной двигательной активности, преобладание статических нагрузок над

динамическими в процессе учебной деятельности в школе и дома (М.В.

Антропова, 1995);

  • снижение общей двигательной активности детей и подростков, свя- занное с перегрузкой учебной деятельностью (Т.В. Андрюхина, 1996);

  • несформированность более чем у половины учащихся, особенно млад-

ших классов, целесообразных для их возраста элементарных гигиеничес-

ких навыков, примерно у 40% детей нет представления о здоровом

образе жизни (Н.Б. Мирская, 2000);

  • недостаточный учёт показателей здоровья учащихся при распределении

учебных нагрузок и составлении расписания (Н.Б. Мирская, 2000);

Проблему сохранения здоровья школьников не решить, если не упоря- дочить объём содержания образования, не снять непосильные програм- мные, нагрузки, не учить детей в соответствии с их природными спосо-

бностями, а не всех скопом по одной и той же программе и учебному

плану (М.М. Безруких, 2005).

Здоровье является важнейшей ценностью для человека, условием его самореализации во всех сферах деятельности. Большинство людей начинает осознавать ценность здоровья только тогда, когда оно находится под серьёзной угрозой или почти утрачено (М.Я. Виленский, 2002).

Необходимость введения третьего урока физической культуры с оздоровительной направленностью связана с постоянным снижением уровня здоровья, недостаточной двигательной активностью учащихся общеобразовательных школ (письмо Министерства образования Российской Федерации, 2002 г. «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».).

Актуальность постановки уроков физического воспитания с оздоровитель-ной направленностью связана с постоянным снижением уровня здоровья, недостаточной двигательной активностью учащихся общеобразовательных школ (письмо Министерства образования Российской Федерации, 2003 «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных школ»).

Здоровье подрастающего поколения - важнейшая социальная категория, ибо от здоровья каждого человека зависят богатство и благосостояние нашего общества. В ряду факторов сохранения и укрепления здоровья ведущая роль принадлежит физической культуре, разнообразным средствам повышения двигательной активности (О.П. Саулина, Т.А. Воробьёва, 2003).


1.2.Содержание, формы и методы оздоровительной направленности

занятий по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных

школ

«Физическая культура - первый, самый естественный мостик, соединяю-щий в целое социальное и биологическое в человеке» (В.К. Бальсевич, 1990).

Не случайно, поэтому принцип оздоровительной направленности - один из важнейших принципов в системе физического воспитания школьников (Л.П. Матвеев, 1999). Он теснейшим образом связан и с двумя другими фундаментальными принципами системы физического воспитания т.к. без крепкого здоровья невозможно ни всестороннее развитие, ни полноценная жизнедеятельность человека.

Однако реализация принципа оздоровительной направленности не является простым автоматическим следствием решения каждой частной задачи физического воспитания. Более того, в процессе применения повышенных функциональных нагрузок порой весьма не просто определить ту грань, которая отделяет их позитивный и негативный эффекты. Решить эту проблему в достаточно широких масштабах до сих пор не удалось нигде.

По мнению профессора В.К. Бальсевича, «…основной причиной вышеупомянутых неудач инноваций и реформ в сфере физического воспитания явилась общая для современной педагогики нерешённость проблемы сочетания массовости образования в подавляющем большинстве учебных заведений разных типов, базирующаяся на школьном классе как основной форме организации учебного процесса, и необходимости индивидуализации процесса обучения, всё более настойчиво заявляющей о себе не только в сугубо технологическом смысле, но и в свете современной общемировой этической и правовой парадигме приоритета личности, интересов и потребностей её свободного, своеобычного и своеобразного обычая» (А.Ю. Ермаков, 2000).

В этой связи повышение оздоровительной эффективности физического воспитания подрастающего поколения - важнейшая задача школьной службы здоровья. Попытки её реализации осуществляются по нескольким направлениям. Первое направление связано со спортизацией физического воспитания школьников. Его сторонники считают, что в основу методики и организации физической подготовки школьников должна быть положена концепция тренировки, как пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека (И.А. Аршавский, 1982; В.К. Бальсевич, 2000).

Сущность спортизированного физического воспитания выражается в том, что физкультурное и валеологическое образование учащейся молодёжи осуществляется в форме теоретико-методических уроков физической культуры, а физическая подготовка - в форме обязательных учебно-тренировочных занятий, проводимых за пределами академического расписания (Л.В. Баль, 2000).

Очень важно также, что новая организационная стратегия физического воспитания школьников доведена до уровня технологии. Детально разработаны и апробированы организационно-управленческие основы спортизированного обучения, подходы к формированию учебно-тренировочных групп, планированию работы, контролю за состоянием физического развития, физической подготовленности и здоровья занимающихся (В.Г. Никитушин, 1998).

К сожалению, широкому распространению данного опыта серьёзно препятствует слабая материальная и кадровая база массовой школы. В этой связи отдельные образовательные учреждения пытаются использовать технологию спортизированного физического воспитания так сказать в «усечённом» варианте, комплектуя учебно-тренировочные группы по принципу «сильные»-«средние»-«слабые» (школа № 13, Нижневартовска).

Ещё одной проблемой оздоровительной физической культуры является её слабое теоретическое обоснование (В.Н. Селуянов, 2001).

С учётом плохого состояния здоровья и низкой физической подготовленности детей и молодёжи, негативного влияния ранней спортивной специализации на организм человека, приходится усомниться в правомерности переноса спортивных программ в процесс физического воспитания молодых людей. Поэтому речь идёт о своеобразной конверсии достижений большого спорта в массовую физическую культуру (В.К. Бальсевич, 199:).

Анализ программ по физическому воспитанию за последние 25 лет в нашей стране выявил различную степень их направленности на решение оздоровительных задач и получения школьниками теоретических знаний в области здорового образа жизни. Общей характерной чертой программ физического воспитания (физической культуры) учащихся общеобразова-тельных школ, действующих до начала 90-х годов (Е.А. Бондаревский, А.В. Кадетова, 1987; Г.П. Богданов, 1989; И.И. Должиков, 1985; Комплексная программа Ф.В. уч. 1-11 кл., 1985, 1987; Программа средних школ, 1984), была излишняя унификация, стандартизация и зарегламентированность. Это препятствовало развитию школьного физкультурного образования в стране, сдерживало творческую активность учителей физической культуры.

Существенные изменения к лучшему в плане программного обеспечения процесса физического воспитания учащихся стали происходить в середине 90-х годов.

Особенностью современных образовательных программ, отличающихся от аналогичных существовавших ранее документов является разделение материала на две составные части: базовую и вариативную.

Вариант построения школьных программ по физической культуре, состоящих из двух частей - базовой (обязательной) и вариативной (дифференцированный), был первоначально разработан в концепции перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе (Г.Л. Апанасенко, 2000).

Среди федеральных программ физического воспитания учащихся общеобразовательных школ отметим комплексную программу, составленную В.И. Ляхом, и Г.Б. Мейксоном в 1993 году и программу, обнародованную в 1996 году В.И. Ляхом, Л.Б. Кофманом и Г.Б. Мейксоном. Эти программы во многом схожи, хотя имеют отличительные особенности по структуре и содержанию. Если коллектив учащихся школы по уровню физической подготовленности и состоянию здоровья в основном соответствует нормам и требованиям, то лучше использовать комплексную программу 1996 года. Если же перед педагогом остро стоит задача существенно повысить уровень двигательной (координационно-кондиционной) подготовленности и соматического здоровья занимающихся, то целесообразней использовать развивающую укрепляющую программу 1993 года.

В 1996 году авторский коллектив в составе Е.Н. Литвинова, М.Я. Виленского и Б.И. Туркунова обнародовали программу физического воспитания учащихся 1-11 классов созданную на основе курса обучения игре баскетболу (1998).

Таким образом, авторы программ придерживаются целостного подхода к решению проблемы нравственного и физического здоровья и пытаются связать воедино задачу нравственного воспитания с совершенствованием психического и физического здоровья, а также предлагают пути её решения.

Примерные программы являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов и создают условия для творчества, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса. При составлении региональных и авторских программ педагоги могут использовать и ранее существовавшие учебные программы, творчески переработав их согласно обязательным минимумам содержания всех ступеней общего образования.

Таким образом, поиск новых путей повышения эффективности программ физического воспитания учащихся, продолжается что, несомненно, будет способствовать позитивному развитию школьной образовательной области «Физическая культура».

Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определённые правила:

  1. средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

  2. физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями учеников;

  3. в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Периодичность и содержание врачебно-педагогического контроля зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки и других факторов.

И.С. Барчуков (2006) считает, что функция оздоровительной направленности обязывает преподавателя так организовать занятие, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую направленность. С помощью физического воспитания необходимо компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни, а также совершенствовать имеющиеся возможности организма человека, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным факторам воздействия среды. Реализуется эта функция соблюдением следующих требований:

  • применяемые средства и методы физической культуры должны быть научно обоснованными и практически проверенными;

  • планирование физических нагрузок осуществляется в соответствии с возможностями обучаемых;

  • врачебно-педагогический контроль должен быть обязательным элементом любого учебно-воспитательного процесса;

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм, рациональное использова-ние солнца, воздуха и воды следует учитывать при организации каждого занятия физическими упражнениями (И.С. Барчуков, 2006).

Принцип оздоровительной направленности физической культуры суть этого принципа содействовать укреплению здоровья.

Требования; 1) формирование физической культуры личности должно соотноситься с её психофизиологическими возможностями, т.е. построение процессов физического воспитания должно идти половозрастных особенностей, уровня физического развития и подготовленности человека;

2) педагогический процесс должен планироваться и регулироваться в соответствии научно обоснованными подходами к укреплению здоровья, т.е. придерживаться методических принципов, а также объективных данных различных видов контроля; 3) возможность использования занятия любого педагогического воздействия, должна определяться в оздоровительной ценности.

В.А. Вишневский (2002) считает, что серьёзный резерв в повышении оздоровительных возможностей физической культуры - индивидуализация физического воспитания учащейся молодёжи. Однако реализация индивидуального подхода имеет определённые трудности, связанные как с организацией учебно-тренировочного процесса, так и с выявлением индивидуальных особенностей двигательных проявлений. В этой связи возникает необходимость осуществления групповой индивидуализации процесса физического воспитания школьников, имеющих сходные групповые закономерности. Таким образом, дифференцированное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой в условиях коллективной формы занятий и в рамках общих задач обучения осуществляется внутриклассное разделение учащихся на сравнительно одинаковые группы. В наиболее простом варианте учащиеся делятся на группы слабой, средней и высокой физической подготовленности.

По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры делятся циклического и ациклического характера. Циклические упражнения характеризуются включением мышечных групп и соответственно этому способствует повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата и способствуют развитию силы, поддержание гибкости подвижности в суставах, а также лабильности нервно-мышечного аппарата. К основным формам относятся:

  • Утренняя гимнастика, которая способствует повышению деятельности основных систем организма (мышечная система, сердечно-сосудистая, дыхательная).

  • Ритмическая гимнастика - особенностью этой формы является то, что темп движений и интенсивность задаётся ритмом музыкального сопро-вождения, при этом разный комплекс упражнений влияет на ту или иную функцию по разному, так беговые и прыжковые упражнения оказывают влияние на сердечно-сосудистую систему, наклоны и приседания на двигательный аппарат, методы релаксации и самовнушения на центральную нервную систему, упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность суставов, беговые выносливость, танцевальные пластичность.

  • Атлетическая гимнастика чередовать с тренировкой на выносливость в отношении 1/2 или 2/1.

  • Гимнастика по системе Хатха йога - это система часть индийской йоги, которая включает в себя упражнения направленные на совершенство-вание человеческой системы и функций внутренних органов.

  • Оздоровительная ходьба и бег. При оздоровительной ходьбе ЧСС 120-130 ударов в минуту составляет 50 % от пороговой величины. Бег скорость от 6,5 до 7 километров в час при этом ЧСС от 130-150 ударов в минуту и соответствует 60-70 % от пороговой величины.

В оздоровительной физической культуре интенсивность находится в пределах от 50-80 % от максимальной ЧСС или МПК. На первом этапе при занятиях планируется только 50% нагрузки, дальнейшее повышение определяется строго индивидуально в зависимости от уровня восстановления и желания заниматься.

К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования. Основные их достоинства - доступность, простота реализации и эффективность. Это, прежде всего:

  • контролируемые беговые нагрузки (система Купера);

  • режим 1000 движений (система Амосова);

  • 10000 шагов каждый день (система Михао Икаи);

  • Бег ради жизни (система Лидьярда);

  • Всего 30 минут спорта в неделю на фоне повседневной естественной физической нагрузки, учитывая правила: если можешь сидеть, а не лежать - сиди, если можешь стоять, а не сидеть - стой, если можешь двигаться - двигайся (система Моргауза);

  • Произвольное поочерёдное сокращение мышц тела без изменения их длины в течение всей «бодрствующей» части суток (скрытая изометрическая гимнастика по Томпсону);

  • Калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с акцентом на растяжение (система Пинклей Калане) и т.д.

В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный эффект. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и её разновидности: степ, слайд, джаз, аква - или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т.д. (В.А. Вишневский, 1999).

Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объёму в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на человека (повышается умственная и физическая работоспособность), позволяют повысить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, езда на велосипеде, плавание, ходьба на лыжах и др.).

Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физических упражне-ний на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа.

Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.

По заключению специалистов, объём двигательной активности школьника должен составлять не менее шести часов в неделю. В этом случае у учащихся наблюдаются наиболее высокие показатели умственной работоспособности, повышается их успеваемость, возрастает сопротивляемость простудным заболеваниям (Г.И. Погадаев, 2005).

В рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования Министерства образования России в 2002/03 учебном году проводится работа по введению здоровьесберегающих технологий (М.М. Безруких, 2002).

И. Моисеев (2005) считает, что применение здоровьесберегающих технологий позволит обеспечить высокий развивающий и оздоровительный эффект физкультурного занятия. Адаптированная программа для детей младшего школьного возраста «Оздоровительная направленность нетрадиционных систем упражнений», рассчитанная на проведение трёх уроков на улице и двух уроков в бассейне (И. Моисеев, 2005).

Л.Д. Назаренко (2003) полагает, что двигательные действия являются мощными факторами, повышающими адаптационные возможности организма, расширяющими функциональные резервы. Мышечная деятельность активизирует обменные процессы, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, усиливает защитные реакции, улучшает пищеварительные системы, повышает работоспособность. Систематическая двигательная активность оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние человека, воспитывает «стойкий иммунитет» к вредным привычкам. Оздоровительный эффект при игре в футбол обеспечивается динамической работой, разнообразной мышечной нагрузкой на свежем воздухе. Игра сопровождается развитием всех качественных сторон двигательной деятельности, совершенствованием вегетативных функций. Футбол характеризуется работой переменной мощности, от умеренной до максимальной. Это способствует совершенствованию деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, которые должны быстро включаться в интенсивную работу и восстанавливаться при смене характера деятельности. Морозный воздух содержит больше кислорода, который лучше утилизируется, повышая обменные процессы и совершенствуя механизмы теплорегуляции. Высокий динамизм игры обусловливает значительные энерготраты и высокую скорость обменных процессов. Регулярная игра в футбол способствует закаливанию организма и эффективному физическому совершенствованию. Приобщение детей к этой игре позволяет целенаправленно и планомерно развивать двигательно-координационные, морально-волевые качества, совершенствовать функциональные возможности организма.

1.3.Моделирование оздоровительно-адаптивного направления по

физическому воспитанию в общеобразовательной школе

В.А. Ананьев выделяет три модели формирования здоровья в школе(1999): модель устрашения; модель, обращенная к разуму человека; модель, основанная на формирование мотивации, на здоровье в условиях современного образования.

Первая модель доминировала на ранних этапах становления школ содействия здоровью в рамках санитарно-гигиенического направления, однако дискредитировала себя низкой эффективностью и появлением у учащихся невротических расстройств. Вторая стратегия, ориентированная на личность ученика, с трудом приживается в отечественной школе, построенной в основном на стандартно-нормативной, ЗУНовской модели образования. Гораздо больше перспектив у третьего направления, но оно требует междисциплинарного подхода, принятия протокола согласования действий, определения здоровья как многогранного понятия (Е.Е. Чепурных, 2000).

О.П. Саулина, Т.А. Воробьёва, (2003) полагают, что целенаправленное проведение уроков физической культуры с оздоровительной направленностью в основной и средней школе по специально разработанной вариативной части программы позволит снизить заболеваемость учащихся, воспитать в них привычку к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями, создаст широкие возможности для формирования физической культуры личности через приобщение к здоровому образу жизни.

Новизна работы состоит в том, что в соответствии с задачами подобран не только практический, но и теоретический материал содержания уроков, разработаны требования к учащимся каждого класса и задания для их самостоятельной работы. Предлагается осуществление внутри- и межпредметных связей на основе имеющихся у школьников знаний, изученного ранее материала по другим предметам школьного учебного плана.

Для реализации программы не требуется особых материальных затрат, при этом одновременно решаются задачи базовой части с конкретизацией отдельных из них (в плане оздоровительной направленности) и частные задачи вариативного компонента. В приложении к программе предлагается игровой материал, направленный на формирование толерантного отношения к мигрантам в России.

Эффективности решения задач программы способствует комплексный подход, «повторение без повторения» в системе, на основе реализации дидактических принципов не только с помощью общепринятых, традиционных, но и нетрадиционных средств и методов. (О.П. Саулина, Т.А. Воробьёва, 2003).

Авторы Ю.А. Копылов, В.Н. Верхлин, 2005 полагают, что формирование содержания третьего урока за счёт механического расширения материала существующих программ физического воспитания, перенасыщенных элементами разных видов спорта, не позволяет эффективно осуществлять оздоровительную работу, поскольку дополнительная физическая работа, на фоне общей учебной перегрузки, только усугубит негативные тенденции. В этой связи было разработано содержание третьего урока, имеющего оздоровительную направленность. Это необходимая мера на сегодняшнем этапе развития школьного образования, которое отличается чрезмерной учебной нагрузкой, стрессовыми ситуациями, часто авторитарной педагогикой, нарушениями гигиенических требований к проведению общеобразовательных уроков.

Ориентир при составлении содержания третьих оздоровительных уроков был направлен на возможность выполнять большинство упражнений в условиях отсутствия оборудованных залов и без специального инвентаря. Используемые упражнения - прекрасный метод устранения недостатков телосложения, они не требуют специального оборудования и могут использоваться не только в спортивных залах, но и на любых открытых площадках, рекреациях, частично даже в классных комнатах.

Продолжительность типичного третьего (оздоровительного) урока составляет 40 минут.

Методические указания по проведению третьего (оздоровительного) урока физической культуры.

К основным задачам третьего урока физической культуры относятся: снятие напряжения и утомления; увеличение двигательного опыта; закаливание школьников; повышение объёма двигательной активности; формирование навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями. Решение задач третьего оздоровительного урока физической культуры осуществляется при использовании нагрузок малой или средней интенсивности. Нагрузки высокой интенсивности не используются.

Для учителя физической культуры, который проводит третий (оздоровительный) урок, очень важно знать имеющиеся отклонения в состоянии здоровья своих учеников, поскольку от этого показателя зависят нагрузки, которые планируется на уроках.

Для проведения уроков можно использовать прилегающие к школе спортивные площадки, стадионы, лесные массивы, скверы, любые другие места, имеющие ровную поверхность и достаточную величину. (Ю.А. Копылов, В.Н. Верхлин, 2005).

«О занятиях по физической культуре в зимний период» (письмо Министерства образования России, 1995). В связи с трудностями организаций по лыжной подготовке с учащимися 1-11 классов (большая стоимость инвентаря, отсутствие прокатных пунктов, без снежных зим и т.п.) Министерство образования считает возможным в тех школах, где указанные обстоятельства имеют место, заменить занятия лыжной подготовкой следующим.

  1. В начальной школе - катание на санках, подвижные игры на воздухе, метание снежков в цель и на дальность, пробежки по утоптанным снежным дорожкам и т.п.

  2. Основная школа: общеразвивающие и силовые упражнения, подвижные и спортивные игры, пробежки по утоптанным снежным дорожкам, бег по глубокому снегу, метание снежков в цель и на дальность.

  3. Средняя школа: Спортивные игры, кроссы и марш-броски, преодоление простейших препятствий, силовые упражнения и др.

Во всех классах, если есть для этого условия, можно проводить занятия на коньках. В основной и средней школе дополнить занятия играми в хоккей с мячом и шайбой.

Имеющийся опыт в ряде областей (Магаданская, Московская, Новгородская, Томская, Тюменская) и республик (Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Якутия) свидетельствует о том, что введение в учебный план 3-х и более часов в неделю, отведённых для занятий физической культуры, способствует существенному снижению пропусков занятий по болезни, повышению уровня образованности обучающихся и их интереса к физической культуре и спорту ( О.И. Артеменко, 2003).

В результате изучения и анализа литературных источников было выявлено основные причины ухудшения здоровья и физической подготовленности школьников.

Глава II. Задачи, методы и организация исследования

2.1. Задачи исследования

Для решения поставленной цели нами использовались следующие задачи:

1. проанализировать литературные источники об основных направлениях содержания и перспективах развития физического воспитания с оздоровительной направленностью в общеобразовательной школе;

2. разработать модель учебно-воспитательного процесса, с учётом 102 уроков направленную на повышение уровня здоровья;

3. экспериментально обосновать эффективность разработанной модели по физической культуре с оздоровительной направленностью, и её влияние на уровень здоровья и физическую подготовленность учащихся.

2.2. Методы исследования

В нашей работе использованы следующие методы исследования:

  1. анализ научной и методической литературы;

  2. контрольные испытания

  3. педагогический эксперимент

  4. медико-биологические исследования

  5. методы математической статистики

2.2.1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы

Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения проблемы повышения уровня здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, а также выяснение влияния третьего урока физической культуры проводимого на открытом воздухе на повышение уровня здоровья. Было использовано - 51 источников научно-методической литературы, из них после 2000 года - 26. Было выявлено, что наблюдается снижение уровня здоровья, увеличение объёма учебной нагрузки, повседневные нарушения гигиенических нормативов дневного отдыха ночного сна, режима питания, крайне низкий объём дневной и недельной двигательной активности, преобладание статических нагрузок над динамическими в процессе учебной деятельности в школе и дома.

2.2.2. Контрольные испытания

Педагогическое тестирование проводилось с целью выяснения исходного уровня физической подготовленности, и после внедрения в учебно-воспитательный процесс третьего урока физической культуры с оздоровительной направленностью проводимого на открытом воздухе .

Таблица 1

Тесты, определяющие уровень развития физических

способностей

тест

условия

проведения

кол-во

попыток

ед. изм.

кем

обоснован

бег на 60 метров с низкого старта

бег с низкого старта на скорость пре-одоления дистанции


2

сек.


В.И. Лях

1998

подтягивание на перекладине

из виса мальчики,

из виса лёжа, девочки до касания подбород-ком перекладины


1

кол-во

раз

В.И. Лях

1998

прыжок в длину с места

учащийся выполняет прыжок в длину с места

2

см.

В.И. Лях

1998

бег на 1000

метров

Бег производится на спортивной площадке школы

1


мин. сек.

В.И. Лях 1998


челночный бег

3 х 10 метров

по команде «На старт!» участник вы-ходит к линии . по ко-манде «Внимание!» берёт в руки один кубик . По команде «Марш!» бежит с кубиком ко второй линии, кладёт кубик за линию и, не оста-навливаясь бежит за вторым кубиком который кладёт рядом с первым


1



сек.


В.И. Лях

1998

2.2.3. Педагогический эксперимент

Описание исследования

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2006/2007 учебный год). На данном этапе проводилось теоретическое изучение проблемы состояния здоровья учащихся по данным научно-методической литературы, выбор направления работы, определение гипотезы, цели конкретизация методов исследования. Основной целью исследования было изучение и сравнение уровня здоровья и физической подготовленности, контрольной и экспериментальной групп учащихся 6-х классов.

Второй этап (первое полугодие 2007/2008 учебного года). В проведении педагогического эксперимента участвовало 39 учащихся основной школы. Были сформированы две группы, экспериментальная группа - учащиеся средней школы № 1 п. Могойтуй, и контрольная группа - учащиеся средней школы № 2 п. Могойтуй. Контрольная группа состояла из 20 учащихся - 10 девочек и 10 мальчиков, экспериментальная группа состояла из 19 учащихся - 11 девочек и 8 мальчиков. Экспериментальная группа занималась по специально разработанной программе с оздоровительной направленностью третьего урока физической культуры проводимого на открытом воздухе. Контрольная группа занималась на уроке физической культуры три часа в неделю по комплексной программе (В.И. Лях, 2004) с вариативной частью волейбол. Возрастной состав классов был идентичным.

Третий этап (декабрь 2007 года - январь 2008 года). На данном этапе проводился анализ полученных данных в результате проведения эксперимента, а также предполагал выполнение статистической обработки полученных данных педагогического эксперимента их интерпретацию и оформление результатов исследования.

Разработка модели учебно-воспитательного процесса по физической культуре для учащихся 6-7 классов с оздоровительной направленностью, на базовом образовательном уровне осуществлялось на основе комплексной программы физического воспитания В.И. Лях, 2004 года. Третий урок физической культуры проводился на открытом воздухе с оздоровительной направленностью.

Данная модель учитывала местные особенности: отсутствие снега, холодная зима, и в связи с этим, невозможность проведения лыжной подготовки, уроки лыжной подготовки были заменены коньками, которые проводились в третьей четверти в объёме 18 уроков. Третий урок физической культуры проводился на школьном стадионе, учащиеся играли в футбол. К основным задачам третьего урока физической культуры относятся: снятие напряжения и утомления, увеличение двигательного опыта, закаливание школьников, повышение объёма двигательной активности, формирование навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Л.Д. Назаренко, (2003) считает, что занятия на свежем воздухе активизируют защитные силы организма, повышая его резервные и адаптационные возможности. Известно, что морозный воздух содержит больше кислорода, который лучше утилизируется, повышая обменные процессы и совершенствуя механизмы теплорегуляции.

Оздоровительный эффект при игре в футбол обеспечивается динамической работой, разнообразной мышечной нагрузкой на свежем воздухе. Игра сопровождается развитием всех качественных сторон двигательной деятельности, совершенствованием вегетативных функций. Футбол характеризуется работой переменной мощности, от умеренной до максимальной. Это способствует совершенствованию деятельности дыха-тельной и сердечно-сосудистой систем, которые должны быстро включаться в интенсивную работу и восстанавливаться при смене характера деятельности. Регулярная игра в футбол способствует закаливанию организма и эффективному физическому совершенствованию. Таким образом, игра в футбол обладает очень высоким оздоравливающим эффектом (Л.Д. Назаренко, 2003).

2.2.4. Медико-биологические исследования

Антропометрические измерения проводились с целью определения роста и веса учащихся, а также для определения соотношения показателей роста к весу учащихся

Росто-весовые показатели, вес человека должен соответствовать его росту. Одно из самых распространённых росто-весовых несоответствий - лишний вес. Он создаёт дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, осложняя работу опорно-двигательного аппарата, провоцирует появление многих серьёзных заболеваний (М.Я. Виленский, 2002). Измерения роста и веса проводились в экспериментальной и контрольной группе в начале и в конце эксперимента, с целью определения границы нормальных вариантов массы тела (веса) при разном росте у детей 12-13 лет.

В результате сравнения контрольной и экспериментальной групп по росто-весовым показателям в начале и в конце эксперимента не выявлены достоверные различия.


2.2.5. Метод математической статистики

Расчёт основных статистических характеристик проводился по достоверности различий по t - критерию Стьюдента.

  1. Сначала вычисляют среднее арифметическое величины М для каждой группы в отдельности по формуле: сумма

М = --- ;

n

  1. Вычисляют стандартное отклонение (G) в обеих группах по формуле:

M max - M min

G = ------- ;

К

где М max - наибольший показатель; М min - наименьший показатель;

К - табличный коэффициент (по Ашмарину)

3. Вычисляют стандартную ошибку среднего арифметического значения (m)

по формулам : g

m = -- ;

√¯¯n

4. Определение величины t - критерия Стьюдента: M 1 - M 2

t = ------ ;

√¯¯m1² + m2²

5. Определяют число степеней свободы f = n1 + n2 - 2, где n1 и n2 - общее

число индивидуальных результатов, соответственно, в экспериментальной

и в контрольной группах.

Далее определение происходит по таблице вероятностей Стьюдента.

Р - показывает вероятность разницы между М 1 и М 2.

Р < 0,05 разница между М 1 и М 2 достоверна, Р > 0,05 показатели не досто-

верны.

В результате проведённого исследования были выявлены достоверные различия в показателях уровня физической подготовленности экспериментальной группы.




Глава III. Результаты исследования

3.1. Моделирование уроков по физической культур с оздоровительной направленностью с учётом 102 уроков

Данное планирование предлагает вариант трехразовых занятий в неделю, что предусмотрено используемой комплексной программой физического воспитания (В.И. Лях, 2004).

Распределение сетки часов на разделы учебной программы по физической

культуре для учащихся 6-7 классов предусматривает обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта: лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры (баскетбол). Часы, предусмотренные программой на лыжную подготовку в данном планировании, переданы на коньки, а элементы единоборств (6 часов в 7 классах) переданы на раздел лёгкой атлетики.

Часы, предусмотренные программой на вариативную (дифференци-рованную) часть физической культуры отведены на футбол, так как в базовой части предусмотрено изучение одной игры - баскетбол.

Раздел «Основы знаний о физкультурной деятельности» предусматривает теоретические вопросы по углублению знаний учащихся о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), предложены теоретические сведения об основных видах спорта, безопасности и оказания первой помощи при травмах.

Чтобы определить уровень развития физической подготовленности занимающихся в 1 и 4 четвертях, сеткой часов и рабочим планом-графиком предусмотрено тестирование учащихся, т.е. предлагается проверить физическую подготовленность детей в начале и конце учебного года.

Лёгкая атлетика планируется в 1-й четверти 8 уроков и в 4-й четверти 12 уроков, основы знаний о физкультурной деятельности в 1-й четверти 2 урока, во второй четверти 2 урок, в третьей четверти 2 урока, в 4-й четверти 2 урока. Гимнастика с элементами акробатики 14 уроков во второй четверти. Баскетбол планируется 10 уроков в первой четверти, 8 уроков в третьей четверти, 4 урока в четвёртой четверти . Коньки 18 уроков планируется в третьей четверти. Футбол в первой четверти планируется 5 уроков, во второй четверти 5 уроков, в третьей четверти 2 урока, в четвёртой четверти 4 урока. 34 недели (урока) - 18 уроков (коньки) = 16 уроков с оздоровительной направленностью.

Таблица 2.

Распределение учебного времени по видам деятельности

для учащихся 6 - 7 классов (экспериментальная группа)

Вид программного материала

количество уроков

классы

6

7

1.

Базовая часть

86

86

1.1.

Основы знаний

8

8

1.2.

Лёгкая атлетика

20

20

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

14

14

1.4.

Баскетбол

22

22

1.5.

Коньки (лыжная подготовка)

18

18

1.6.

Тестирование

4

4

2.

Вариативная часть

16

16

2.1.

Футбол

16

16

Всего

102

102

Особенностью разработанной программы состоит в том, что третий урок физической культуры проводился на пришкольной площадке с оздоровительной направленностью.

Контрольная группа занималась по комплексной программе (В.И. Лях, 2004) в объёме 102 урока, с вариативной частью волейбол.

Таблица 3.

Распределение учебного времени по видам деятельности

для учащихся 6 - 7 классов ( контрольной группы)

Вид программного материала

количество уроков

классы

6

7

1.

Базовая часть

80

80

1.1.

Основы знаний

8

8

1.2.

Лёгкая атлетика

20

20

1.3.

Гимнастика с элементами акробатики

14

14

1.4.

Баскетбол

34

34

1.5.

Тестирование

4

4

2.

Вариативная часть

22

22

2.1.

Волейбол

22

22

Всего

102

102

Контрольная группа занималась на открытом воздухе 24 урока из 102 уроков, что составляет 23 % (лёгкая атлетика - 20 уроков и тестирование 4 урока).

Экспериментальная группа занималась на открытом воздухе 58 уроков, из 102 уроков, что составляет 56,8 %.

Обоснована модель учебно-воспитательного процесса по физической культуре, направленная на повышение уровня физической подготовленности и состояния здоровья учащихся основной школы.

Таблица 4.

Годовой план-график.

Раздел программного

материала

количество

часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1 27

28 48

49 78

79 102

1.

Базовая часть

86





1.1.

Основы знаний

8

3; 12

30 48

67; 73

79; 88

1.2.

Лёгкая атлетика

20

4-11



89-100

1.3.

Гимнастика с элементами акробатики

14


28;29;31;32;34;35 37;38;40;41;43;44 46;47;



1.4.

Баскетбол

22

13;14;16;17;19; 20;22;23;25;26;


68;69;70;71; 74;76;77;78

80;81;82;83.

1.5.

Коньки

18



49-66


1.6.

Тестирование

4

1-2



101-102

2.

Вариативная часть

16





2.1.

Футбол

16

15;18;21;24;27;

33;36;39;42;45;

72; 75

84-87

3.2. Результаты исследования и их обсуждение

На основе изучения и анализа литературных источников, учебной программы А.П. Матвеева (1998), оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре (А.П. Матвеев, 2000), приказа Министерства Образования о введении дополнительного третьего урока по физической культуре (2002), была разработана модель учебно-воспитательного процесса, для учащихся 6 - 7- классов, Забайкальского региона.

В работе представлены требования к физическому воспитанию учащихся основной школы, основные цели и задачи программы, направлены на формирование ценностных ориентаций и создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, а также на формирование личности школьников в процессе физического воспитания.

Разработанная модель учебно-воспитательного процесса по физической культуре для учащихся 6- 7- х классов на 102 урока в год, раскрыто содержание методики организации занятий по физической культуре с оздоровительной направленностью. Также в работе уделено внимание методике развития физических качеств, рекомендациям по планированию и выполнению домашних заданий.

В начале исследования нами не выявлены достоверные различия в показателях физической подготовленности учащихся в исследуемых группах.

Так, исходные показатели координационных способностей в челночном беге 3х10 метров, свидетельствовали о примерно одинаковой быстроте и ловкости у школьников, исследуемых групп. Средние данные контрольной группы

составили 8,1 ± 0,07, экспериментальной 8,2 ± 0,06 (р>0,05). (таблица 5).





36

Таблица 5.

Достоверность различий в показателях физической подготовленности

показатели

начало эксперимента

достоверность

конец

эксперимента

достоверность

контр.

группа

n=20

экспер.

группа

n=19


t


P

контр.

группа

n=20

экспер.

группа

n=19


t


P

бег на 60 метров

(cек.)

11,1

±0,10

11,0

±0,11

1,42

Р>0,05

11,0

±0,13

10,1

±0,12

5,29

P<0,05

бег 1000 метров (сек.)

292,8


±0,11

280,8


±0,05


1,66


P>0,05

298,8


±0,11

255


±0,02


7,3


P<0,05

прыжки в длину с места

(см.)

162,6


±1,61

167,4


±1,11

1,94


P>0,05

163,9


±2,10



183,6


±2,73


5,74


P<0,05

челночный бег 3х10 метров

(сек.)

8,1


±0,07

8,2


±0,06


1,25


P>0,05

8,1


±0,08

7,7


±0,04


12,5


P<0,05

подтяги-вание на переклади-не

(к-во раз )

3,8 (м)

±0,23

13,8(д)

±0,98

3,7 (м)

±0,24

14,5(д)

±0,73

0,32



2,0

P>0,05



P>0,05

6,1

±0,81


13,6

±1,02

5,8

±0,99


14,7

±0,76

0,25



0,87

P>0,05



P>0,05



В нашей работе для большего представления об уровне развития скоростно-силовых качеств школьников 12-13 лет, мы определяли результаты в прыжках

в длину с места. Конечные результаты выявили преимущество экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Так в прыжке в длину с места прирост составил 9,6 %, а в контрольной группе прирост составил 0,9 %.

Таким образом, полученные результаты по скоростно-силовым показателям за исследуемый период в экспериментальном классе были весьма значительны в темпах прироста. Такое преимущество в развитии скоростно-силовых качеств в опытной группе можно объяснить увеличением объёма упражнений скоростно-силового характера и различием в методиках их применения.

Развитие выносливости контролировалось по времени в беге на 1000 метров. В начале эксперимента результаты не имели достоверных различий. А в конце исследования, в беге на 1000 метров произошло улучшение в экспериментальной группе на 10,1 %, а в контрольной группе на 2 %.

Развитие быстроты контролировалось по времени в беге на 60 метров. В начале эксперимента результаты не имели достоверных различий, а в конце произошло улучшение в экспериментальной группе на 8,9 %, а в контрольной группе на 0,9 % .

В подтягивании на перекладине из виса у мальчиков в контрольной группе прирост составил 60,5 %, а в экспериментальной группе прирост составил 56,7 % . Нами обнаружены достоверные различия в конце эксперимента между контрольной и экспериментальной группами (р<0,05) ( таблица 5). В связи с этим в экспериментальной группе улучшились результаты по всем показателям за исключением силовых способностей верхнего плечевого отдела, это связано с тем, что силовые способности развиваются в основном в спортивных залах. У мальчиков обеих групп заметно улучшение силовых способностей, а у девочек результаты немного снизились, это объясняется тем, что у девочек раньше, чем у мальчиков начинается половое созревание, в связи, с этим увеличивается вес тела. В результате проведённого эксперимента были выявлены в экспериментальной группе приросты по всем показателям по сравнению с контрольной группой то есть достоверные различия в показателях физической подготовленности (Р<0,05). Следовательно, организация учебно-воспитательного процесса с оздоровительной направленностью третьего урока физической культуры проводимого на открытом воздухе, эффективно повлияла на повышение уровня физической подготовленности в экспериментальном классе.

Таблица 6.

Пропуски уроков в 2006-2007 учебном году

учебный год

(2006-2007)

Э Г - 19 учащихся

средняя школа №1

К Г - 20 учащихся

средняя школа №2

1 четверть

20

21

2 четверть

59

81

3 четверть

303

311

4 четверть

33

16

пропуски уроков по болезни

415 уроков

429 уроков

пропуски уроков по болезни

Коэффициент здоровья = ------------- ;

количество учащихся

Коэффициент здоровья экспериментальной группы составил:

К.З. = 415 : 19 = 21,3

Коэффициент здоровья контрольной группы составил:

К.З. = 429 : 20 = 21,45

Таблица 7.

Пропуски уроков в 2007-2008 учебном году

первое полугодие

(2007-2008 уч. год)

Э Г - 19 учащихся

средняя школа № 1

К Г - 20 учащихся

средняя школа № 2

1 четверть

24

99

2 четверть

93

228

пропуски уроков по болезни

117 уроков

327 уроков



Коэффициент здоровья экспериментальной группы составил:

К.З. = 117: 19 = 6,15

Коэффициент здоровья контрольной группы составил:

К.З. = 327 : 20 = 16,3

Для сбора данных и их обработки была использована методика определения показателя, индекса здоровья (ИЗ), предложенные Л.В. Работниковой (Пермь, 1986, 1995 гг.). Индекс здоровья - это процент неболевших учащихся. Он определяется по формуле:

кол-во не болевших учащихся за год

И З = ---------------- Х 100

кол-во учащихся в классе

В результате исследования выявлено, что состояние здоровья учащихся экспериментальной группы улучшилось по сравнению с контрольной группой в конце эксперимента.

На первом этапе исследования в 2006-2007 учебном году в контрольной группе в течение года не болели 8 учащихся из 20 учащихся, что составило 40 %, а в экспериментальной группе не болели в течение года 9 учащихся из 19 учащихся, что составило 47,3 %.

На втором этапе исследования с сентября по декабрь 2007 года в контрольной группе не было пропусков уроков по болезни у 11 учащихся из 20, что составляет 55%, а в экспериментальной группе не болели 16 учащихся из 19, что составило 84,2 % (таблица 8).

Таблица 8.

Сравнительная оценка заболеваемости



исследуемые группы

индекс здоровья

6 класс

(2006 - 2007

учебный год)

7 класс

(2007-2008

учебный год)

контрольная группа

40 %

55 %

экспериментальная группа

47,3 %

84,2 %

Индекс здоровья


Выпускная квалификационная работа учителя физической культуры по теме Оздоровительная направленность уроков по физическому воспитанию учащихся 6-7 классов.



















Таблица 9


Росто-весовые показатели




показатели

начало эксперимента

достоверн.

конец эксперимента

достоверн.

контр. группа

n=20

экспер.

группа

n=19


t


P

контр. группа

n=20

экспер.

группа

n=19


t


P

рост

146,6


±0,89

183,3


±0,93


1,32

Р>0,05

148,8


±0,95

150,6


±0,93


1,36

P>0,05

вес

38

±1,19

37,5


±1,37


0,27

P>0,05

39,4


±1,19

39,1


±1,30


0,17

P>0,05



В результате сравнения контрольной и экспериментальной группы по ростовым и весовым показателям в начале и в конце эксперимента не выявлены достоверные различия.

Выводы


1. В результате анализа научно-методической, педагогической литературы, изучения практического опыта по физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях, мы пришли к заключению, что необходимо развивать, оздоровительную направленность третьего урока физической культуры проводимого на открытом воздухе. В связи с этим возникает необходимость модернизации системы физического воспитания в школе, повышение его оздоровительной направленности.

2. Обоснована модель учебно-воспитательного процесса по физической культуре, направленная на повышение уровня физической подготовленности, а также улучшение состояния здоровья учащихся общеобразовательной школы.

3. В результате исследования выявлено, что состояние здоровья и уровень физической подготовленности учащихся экспериментальной группы от начала эксперимента до её завершения улучшалось по сравнению с контрольной группой (таблицы 5; 7; 8).

Так индекс здоровья в 6-м классе составил 47,3 %, а в 7-м классе у той же группы 84,2 %. В итоге прирост показателей индекса здоровья равнялся

36,9 %. В контрольной группе показатели значительно ниже, то же имеют тенденцию к улучшению, но значительно меньше, чем в экспериментальной группе.

Сравнительный анализ полученных данных подтвердил нашу гипотезу о положительном влиянии изучаемого программного материала, содержащегося в вариативной части, на состояние здоровья занимающихся. В ходе исследования установлены определённые тенденции, закономерности в динамике состояния здоровья и в динамике показателей уровня физической подготовленности у учащихся 6 - 7-х классов, обучавшихся по программе «Оздоровительная направленность третьего урока физической культуры», проводимого на открытом воздухе.

Библиографический список

1. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации в школе. Школа и психологическое здоровье учащихся /Под ред. С.М. Громбах. -М.: Медицина, 1988.- С.32-43.

2. Ананьев В.А. Всероссийская конференция «Психология и экология человека: психологические факторы культуры мира и ненасилия современной России». - СПб., 1999. Цит. По Е.Е. Чепурных, 2000.

  1. Ананьева Н.А. Здоровье и развитие современных школьников /Н.А. Ананьева, Ю.А. Ямпольская. - 1994. - Т. 1. - №1. - С.13-18.

  2. Андрюхина Т.В. Физическая активность и здоровье //Тезисы 1-й Всероссийской конф. Ч. 2. Физическая активность и здоровье. Адаптация растущего организма к физическим и учебным нагрузкам. - Екатеринбург, 1996. - С. 4-5.

  3. Антропова М.В. Особенности физического развития и здоровья учащихся школ Москвы /М.В. Антропова, Г.В. Бородкина, Л.М. Кузнецова. //Здравоохранение Российской Федерации. - 1995. - №1. - С. 23-25.

  4. Апанасенко Г.Л. Валеология на рубеже веков /Г.Л. Апанасенко //Валеология. - 2000. - № 1. - С. 4 - 11.

  5. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития (основы негэнтропийной теории онтогенеза). - М.: Наука, 1982. - 270 с.

  6. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М. Медицина, 1979. - 295 с.

  7. Баль Л.В. Детский потенциал образовательных программ в области здоровья /Л.В. Баль //Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья. - М.: 1999. - С. 56-57.

  8. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодёжи. /В.К. Бальсевич //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка //Вестник проблемного совета Российской Академии образования по физической культуре. - 1996. - № 1. - С. 23-25.

  9. Бальсевич В.К., Прогонюк Л.Н. Теория и технология развития инновационных процессов в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодёжи в условиях различных климатогеографических зон» /Общ. ред. С.И. Логинова. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2000. - С. 5-7.

  10. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт. Методология, теория, практика /Общ. ред. Н.Н. Маликова. - М.: Академия, 2006. - 168 с.

  11. Безруких М.М. Здоровое образование /М.М. Безруких //Спорт в школе. - 2005. - № 18. - 11 с.

  12. Васильков Г.А. Физическая культура в оценке старшеклассников. /Г.А.Васильков, М.П. Горин. - 1991. - № 9. - С. 41-47.

  13. Вишневский В.А. Стандартный и конституциональный подходы в оценке физического развития и подготовленности школьников /В.А. Вишневский //Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Новые направления в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта и оздоровительной работы с населением». - Ижевск, 1999. - С. 287-290.

  14. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе. /В.А. Вишневский // Педагогические стратегии и технологии. - М.: 2002. - С. 13-41, 430-432.

  15. Виленский М.Я. Физическая культура / под ред. М.Я. Виленского (и др.) Учеб. пособие для 5-7 кл. - М.: Просвещение, 2002. - 24 с.

  16. Говоркова Л. Проблемы здоровья детей и уроки физической культуры / Л. Говоркова //Спорт в школе. - 2005. - №22. - С.36-38.

  17. Ермаков А.Ю. Гуманизация - основа построения личностно ориентированного физкультурного образования старшеклассников: Дис.: канд. пед. наук /А.Ю. Ермаков.; СПб, 2000. - 146 с.

  18. Зайцев Г.К. Твоё здоровье /Г.К.Зайцев, А.Г. Зайцев. - СПб.: Изд-во Акцидент, 1998. - 112с.

  19. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека /Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова : Введение в общую и прикладную валеологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

  20. Копылов Ю.А. / Третий урок физической культуры в начальной школе. /Ю.А. Копылов, В.Н. Верхлин // Спорт в школе. - М.: 2005. - № 4.

  21. Кумарин В. Самая «страшная» глава в учебнике Дистерверга, или как нам построить наконец школу для детей, а не против них // Народное образование. - 2001. - № 1. - С. 20-28.

  22. Кураев Г.А. Валеологическая система сохранения здоровья населения России /Г.А. Кураев, С.К. Сергеев, Ю.В. Шленов // Валеология. - 1996. - № 1. - С. 7-17.

  23. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов /В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. М. Просвещение. - 1996.

  24. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов /В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М. Просвещение. - 2004.

  25. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы спортивной подготовки /Л.П. Матвеев. - Киев: Олимпийская литература, - 1999. - 318 с.

  26. Матвеев А.П. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре /А.П. Матвеев, Т.В. Петрова. - М.: Дрофа, 2000. С 129-134.

  27. Мирская Н.Б. Состояние здоровья детей школьного возраста в современных условиях обучения /Н.Б. Мирская, Н.К. Барсукова, В.А. Полесский // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2000. - № 4. - С. 30-32.

  28. Моисеев И. Затянувшийся эксперимент / И. Моисеев //Оздоровительная направленность нетрадиционных систем упражнений. - Спорт в школе. - 2005. - № 22. - С. 38-39.

  29. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 3 с., 40 с.

  30. Никитушин В.Г. Организационные и научно-методические перспективы развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации /В.Г. Никитушин //Международный форум «Молодёжь - Наука - Олимпизм». - М. - 1998. - С. 171-172.

  31. Новичков В.Б. Живи и знай. Белая книга детства и образования в России /В.Б. Новичков: Изд-во МИРОС, 1995. - 80 с.

  32. Онищенко Г.Г. О санитарно-эпидемиологической обстановке в России /Г.Г. Онищенко // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 1997. - № 2. - С. 3-9.

  33. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. № 1355/11 «О занятиях по физической культуре в зимний период».

  34. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 13-51-99/14 «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».

  35. Письмо Министерства образования Российской Федерации 24.04.2003 г. № 13-51 86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных школ».

  36. Погадаев Г.И. Использование народных игр на уроках физической культуры при трёхчасовой учебной нагрузке /Под ред. О.И. Артёменко //Методическое пособие. - М.: Изд-во Новый учебник. - 2003. - 10 с.

  37. Погадаев Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе /Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин: Изд-во ДРОФА, 2005 - 92 с.

  38. Подростковая преступность - будущая криминогенность России // Основы безопасности жизни. - 1996. - № 5. - С. 4-5.

  39. Прокофьева В.Н. Рабочая тетрадь для лабораторных занятий по физиологии физического воспитания и спорта /В.Н. Прокофьева - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. - 111 с.

  40. Саулина О.П. Реализация школьной программы физического воспитания с оздоровительной направленностью как один из путей укрепления здоровья учащихся /О.П. Саулина, Т.А. Воробьёва // Мат. Международной научно-практической конференции « Здоровье и физические упражнения». - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2000. - С.187-199.

  41. Саулина О.П. Физическое воспитание с оздоровительной направленностью /О.П. Саулина, Т.А. Воробьёва: Спорт в школе. - 2003. - № 1. - С. 18-21.

  42. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. - М.: 2001. - 172 с.

  43. Симонова С. Без здоровых детей у страны нет будущего // Народное образование. - 1999. - № 8. - С. 159-167.

  44. Смирнов Н.К. Задачи валеологии в контексте проблем общества и системы образования. Актуальные проблемы валеологии в образовании // Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции. - М., 1997. - С. 16-24.

  45. Ткачук Е. Что изменится после съезда педиатров? //Народное образование. - 2001. - № 2. - С. 46-48.

  46. Уланова Л.Н. Состояние здоровья школьников Воронежа за 30 лет (1996-1997) /Л.Н. Уланова, Е.К. Сычева, Т.В. Ермолаева // Российский педиатрический журнал. - 2000. - № 1. - С. 9-11.

  47. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов //Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стер. - М.: «Академия», 2006. С. 430-433.

  48. Чепурных Е.Е. Социальная значимость здоровья в системе образования // школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - № 2. - С.8-14.

  49. Ямпольская Ю.А. Об ухудшении силовых возможностей у школьников Москвы за последнее десятилетие. Конф. «Здоровье школьников: Медико-психологическая задержка и физическая культура» //Школа здоровья. - 1996. - Т. 3. - № 4.












© 2010-2022