- Преподавателю
- Физкультура
- Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смоленская Е.Н. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры
Смоленская Е.Н., учитель физической культуры МБОУ Горской СОШ
Для того чтобы учитель был интересен своим ученикам, он должен постоянно самосовершенствоваться. Именно поэтому я много времени уделяю самообразованию, изучаю передовой педагогический опыт. Я с удовольствием «брожу» по Интернету в поисках новой информации по физической культуре, чтобы на моем уроке каждый ученик имел возможность активно, с интересом заниматься, овладевать знаниями и умениями.
Тема моего самообразования - «Развитие самостоятельности на уроках физической культуры». Я работаю над ней уже третий год. Первое с чего я начала - это изучение нормативных документов, включая, прежде всего нормативные документы, регламентирующие введение и реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов. Я не буду останавливать ваше внимание на перечислении этих документов. Но назову основные из них. Это:
1. Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования.
2. Инструктивно-методические письма Департамента общего образования Минобрнауки России:
3.О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03-255);
4. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03-296)11;
5.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.
6. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего и основного общего образования.
9. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.
Мною так же были посещены за три последних года следующие курсы:
Всё это дало мне понимание тех основных задач, которые ставит государство перед учителем физической культуры средней образовательной школы:
-
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств;
-
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
-
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
-
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
-
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Урок физической культуры как был, так и остался главным звеном в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Он является для всех учащихся обязательной формой занятий. Особенностью содержания программы по учебному предмету «Физическая культура» является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать и уметь, но и формирование универсальных учебных действий в двигательных, личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В условиях введения ФГОС стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний». На каждом уроке следует решать комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, познавательных, обучающих, оздоровительных и воспитательных. Активнее включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности. Не только уровень физических нагрузок должен волновать учителя, но и то, какие знания, умения и навыки ученик приобрел на уроке, что от них осталось к следующим занятиям, как он их реализовал в повседневной жизни, как их использует в других видах деятельности. В результате освоения ключевых базовых компетентностей ученик должен осознать «Я знаю, что умею это делать, и знаю, как это делать»:
Уроки физической культуры можно разделить на три вида: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. На этих уроках я стараюсь не только развивать физические качества, но и сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются для обучения практическому материалу, где учащиеся осваивают и учебные знания, которые касаются предмета обучения (названия упражнений, описание техники их выполнения и т. д.). 50-60 % времени на этих уроках я отвожу на развитие общей физической подготовки посредством выполнения прикладно-ориентированных упражнений и упражнений общеразвивающей направленности, используя различные виды тренировочных упражнений: в парах, тройках, группах. Обучаю детей способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Свои занятия стараюсь проводить на основе дифференцированного подхода к обучающимся с учётом физического и психологического развития, состояния здоровья и двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств личности. В процессе преподавания учитываю деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую.
Дифференцированный подход применяю так же и при выставлении итоговых оценок. Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося и сформированности универсальных способностей. Особое внимание обращаю на систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями, интересом, проявляемым при этом, умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями. При оценке достижений учеников в большей мере ориентируюсь на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных количественных нормативов. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя - заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд поддержать его успех.
Остановлюсь чуть подробнее на методике формирования ключевых компетенций через разнообразные формы проведения уроков и внеурочных мероприятий.
Так учебно-познавательная компетентность формируется в начальной школе через сюжетно-ролевые и дидактические игры. Ведь через игру дети познают мир, в котором живут. Подвижные игры хороши тем, что ученики сами регулируют нагрузку в соответствии со своими возможностями. В играх раскрывается характер ребёнка, развивается творчество детей, повышается интерес к занятиям. Участвуя в сюжетных играх, дети имитируют определённые явления и события, выступают в роли взрослых. Например, сюжетная игра-разминка - «Путешествие по морям, по волнам». Дети имитируют движения пловцов, капитаны у штурвала, наклоны вправо, влево, лазание по канату, танец «яблочко». Особый интерес у ребят вызывают сюжетные уроки «Мой весёлый звонкий мяч», «Азбука баскетболиста». На сюжетном уроке «Птицы учатся летать» основными задачами являются:
1.Способствовать формированию правильной осанки; закрепить технику прыжков через скакалку; способствовать развитию гибкости и ловкости.
2.Воспитание коллективизма и взаимовыручки, творческое отношение к игре, бережное отношение к природе.
Чтобы выработать у детей пространственную ориентацию практикую приём аналогии. Чтобы научить детей бегу в колонне сравнивую класс с поездом, а дети вагончики. Чёткий строй без аварий вызывает интерес. А сможем ли мы так? Младшему школьнику свойственна подражательность, стремление копировать то, что он наблюдает. С большим удовольствием выполняются упражнения, когда надо подражать какому-либо животному. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают повторять много раз одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости. Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного упражнения. В качестве звуковых ориентиров используют свисток, хлопки в ладоши. Каждое упражнение на уроке разбирается теоретически, проговаривается. Так достигается осознанность действия.
В начальной школе, нацеливаю ребят на методы самоизучения возможности своего организма, предлагаю им проблемную ситуацию. Например: мы поехали на машине. Что заставляет машину двигаться? (мотор). Мы едем на машине, а рядом бегут ребята. Что заставляет двигаться их? Мотор-сердце. А можно ли «услышать» его? Слушают сердце врачи. Кто хочет услышать своё сердце? Находим пальчиками пульс и слушаем. Приём и самоизучение позволит ребёнку самореализовать возможности определения своего организма, ведь успех поставленной задачи урока зависит от того, как дети поняли и осознали необходимость выполнения данного двигательного действия. Адекватным показателем реакции на нагрузку можно считать частоту сердечных сокращений. Пульс измеряется перед занятием, после пика нагрузки и через 1-2 минуты после пика нагрузки.
На уроках гимнастики при обучении кувырка вперёд, подходя к мату, как бы случайно спотыкаясь о край мата, выполняю кувырок вперёд. Затем спрашиваю ребят: «Что я сделала, когда падала?» Ответы разные, но суть сводится к тому, что дети осознали необходимость научиться падать, а значит беречь себя и собственное здоровье.
Осваивая базовые упражнения ученик должен понимать, зачем ему это нужно. Например, для чего надо учить обращаться с баскетбольным мячом? Его надо удержать, чтобы не отнял соперник. Но ведь конечный результат - попасть в кольцо, а он зависит от умения владеть мячом, от правильности действий. А когда дети узнают, что от первого упражнения исходят все остальные элементы, он учится анализу, то есть происходит целенаправленная и осознанная деятельность. Дети работают в парах, помогают друг другу, страхуют друг друга и в то же время оценивают действия друг друга. Они являются не только исполнителями, они выполняют контролирующие функции.
В практику работы ввожу и формирование коммуникативных компетенций. Например: тема урока «Спортивные игры». Класс делится на 2-3 группы, выбирается лидер, который проводит разминку, основную часть урока (элементы игры и тактические действия), и заключительная часть двусторонняя игра на одно кольцо. Здесь раскрываются лидерские качества, решение практической ситуации, умение услышать друг друга и договориться. Особой популярностью пользуются уроки, в которых используются игровые и соревновательные формы и игровые методы работы. Так, самая привлекательная для детей форма занятий физической культурой - это соревнование. Участвуя в них, школьник стремится показать наиболее высокий результат и победить, а это способствует выработке необходимых психологических и физических качеств (целеустремленности, инициативности, настойчивости, решительности и т.д.).
Таким образом, применение разнообразных форм урока и его методики способствует социализации личности через учебно-воспитательный процесс.
Одними из важных условий в своей работе считаю создание благоприятного психологического климата на уроках, сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, так как психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Дети застенчивые, неуверенные в себе, с заниженной самооценкой особенно нуждаются в психологической поддержке учителя. Благоприятный психологический климат является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Именно благодаря созданию благоприятного психологического климата в коллективе у детей формируется высокий уровень школьной мотивации, высокие показатели участия ребят в общешкольных, районных соревнованиях.
В процессе подготовки и участия в соревнованиях создаётся атмосфера товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, толерантности, происходит воспитание активной жизненной позиции, нравственных, волевых качеств, прослеживается интеллектуальное, эстетическое, трудовое развитие.
Таким образом, уроки физической культуры приобретают творческий характер. В условиях атмосферы сотрудничества, благоприятного эмоционального фона и стиля общения повышается двигательная и познавательная активность учащихся, расширяется их общий кругозор. При снижении динамического напряжения укрепляется эмоциональное и психическое здоровье, изменяется отношение ученика к самому себе и окружающим. Приобретаются практические навыки поддержания собственного здоровья, формируется положительное отношение к урокам физической культуры и спорта.
Результатом опыта работы являются такие показатели:
1.Итоговая успеваемость учащихся стабильна в течение 3-х лет- 100%
2. Учащиеся принимают участие в районных и школьных соревнованиях. На районном уровне призовые места:
- осенний кросс - 3 место;
- лыжные гонки - 2 место;
- президентские состязания - 2 место.
Учащиеся принимают участие в районных соревнованиях по настольному теннису, шахматам, волейболу, легкоатлетической эстафете, легкой атлетике, турслете, военно-спортивной игре и др.
Завершая своё выступление я хочу сказать, что современный личностно-ориентированная , система преподавания отличается верой в каждого ребёнка, в его силы, она принимает его таким, каков он есть, и учитывает, что каждый ребёнок - это индивидуальность.
Сегодня многое зависит от самого учителя, от его педагогического мастерства, от его желания и заинтересованности в результатах работы." Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель", - гласит одна из профессиональных заповедей учителя. Я люблю учиться, стремиться к повышению своего педагогического мастерства.