Аттестационная работа

Эта аттестационная работа проводилась на двух группах девушек.1. Проведенное мною исследование позволило нам выявить следующее - обследованные девушки-старшеклассницы, занимающиеся в секциях волейбола, обладают средним уровнем прыгучести в прыжках с места и разбега.2. Динамика развития уровня прыгучести у волейболисток старшего школьного возраста в экспериментальной группе выразилось в более высоких результатах во всех применявшихся тестах и более высоких темпах прироста рассматриваемых показате...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: «Особенности развития прыгучести у волейболисток старшего школьного возраста 15-16 лет»





Исполнил:

педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД НАО

«Дворец спорта «Норд»

Сухановский Олег Николаевич










Нарьян-Мар

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

Глава 1. ЗНАЧЕНИЕ В ВОЛЕЙБОЛЕ ПРЫГУЧЕСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)…………………………………………………5

1.1. Общая характеристика понятия «прыгучесть»..…………………………5

1.2 Физиологическое обоснование (факторы развития) качества «прыгучесть» ……………………………………………………………………………………….8

1.3 Средства и методы развития прыгучести………………………………...10

1.4 Тесты, определяющие качество «прыгучесть», нормативные критерии их оценки………………………………………………………………………...........12

1.5. Основы скоростно-силовой тренировки в волейболе…………………..14

Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………..…….17

2.1. Характеристика исследуемого материала………………………...…......17

2.2. Характеристика методов обследования………………………………….17

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ………….…....20

3.1.Общая характеристика исследуемой группы………………..…………...20

3.2. Определение исходного состояния уровня прыгучести у волейболисток старшего школьного возраста…………………………………………………….20

3.3 Динамика показателей прыгучести у волейболисток старшего школьного возраста ……………………………………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26

ВЫВОДЫ………………………………………………………………….……….28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...29

4

ВВЕДЕНИЕ


Занятия волейболом - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития. При правильной организации занятий волейбол способствует укреплению костно-мышечного аппарата и совершенствованию всех функций организма. Напряженность спортивного поединка, стремление к преодолению трудностей в борьбе за победу способствуют развитию таких ценных психологических качеств, как смелость, настойчивость, решительность, самоотверженность, инициативность, дисциплинированность. Основной целью физического воспитания является укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, формирование и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений.

Необходимость согласованных усилий в достижении общей цели, во время игры приучает игрока к коллективным действиям, стремлению и взаимопомощи. Разнообразие двигательных навыков и действий, различных по координационной структуре и интенсивности, способствует развитию всех физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости и прыгучести.

Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда быта, что очень важно в современных жизненных условиях [32].

Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь. Из других физических качеств большое значение имеет прыгучесть.

Значение в волейболе прыгучести как способности выполнять прыжки с максимальным подъёмом центра тяжести тела признаётся подавляющим

числом специалистов [3, 4, 11]. Это качество игрока определяет эффективность таких важнейших технических действий игрока в нападении и защите, как нападающий удар и блокирование.

В связи с тем, что эффективная игровая деятельность в волейболе невозможна без проявления высокого уровня скоростно-силовых способностей, в том числе прыгучести, специалистами уделяется большое внимание вопросам их развития [1,3, 6, 13, 26]. В этих исследованиях обобщены и усовершенствованы в соответствии со спецификой двигательной деятельности в волейболе методические подходы, изложенные в работах учёных, занимавшихся проблемами силовой подготовки во многих видах спорта [7,8,9,10,12,17].

В то же время в практике подготовки волейболистов, особенно массовых разрядов ещё бытует мнение, что скоростно-силовая подготовка может ограничивать рост спортсменок, отрицательно сказываться на точности выполнения некоторых игровых приёмов. Особенно остро эта проблема стоит у девушек-старшеклассниц, занимающихся в секциях волейбола, у которых недостаток внимания к развитию прыгучести может значительно снижать эффективность атакующих и защитных действий вследствие значительного увеличения пассивного компонента веса тела. В то же время, методики воспитания прыгучести у девушек старшего школьного возраста разработаны слабо, что отрицательно сказывается на темпах роста спортивного мастерства в этом возрасте.

Цель и задачи исследования. Цель работы - выявить уровень прыгучести у волейболисток старшего школьного возраста и его динамику, разработать методику воспитания прыгучести и показать её эффективность.

В соответствии с целью были определены основные задачи:

  1. Рассмотреть средства и методы развития прыгучести

  2. Оценить особенности исходного уровня развития прыгучести у волейболисток старшего школьного возраста.


  1. Выявить динамику развития уровня прыгучести у волейболисток старшего школьного возраста.


Глава 1. ЗНАЧЕНИЕ В ВОЛЕЙБОЛЕ ПРЫГУЧЕСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

1.1. Общая характеристика понятия «прыгучесть».

Термин «прыгучесть» принят в специальной литературе и практической работе тренеров и спортсменов практически всех специализаций.

В ходе исторического развития спорта и специальных исследований смысловое содержание этого понятия развивалось и уточнялось. Первые отечественные авторы, занимавшиеся вопросами прыжков (Б.А. Котов - 1917, А. Любимов - 1927), не раскрывают сущности понятия. Они относили прыгучесть к природным качествам. Впервые (вероятно), попытка раскрыть смысловое содержание прыгучести была сделана В.С. Клименко в 1939 г., который охарактеризовал её, как сочетание силы и правильной координации всех усилий при отталкивании. Позднее прыгучесть определялась, как способность спортсмена сделать толчок быстро и сильно (например, Л.С. Хоменков, 1965 г.).

В то же время, например, Р.В. Жордочко и В.Д. Полищук считают, что прыгучесть это - способность прыгуна выполнять отталкивание со скоростью, которая обеспечивает подъем центра массы тела на определенную высоту. Ю.В. Верхошанский под прыгучестью понимает способность спортсмена путем отталкивания «подбросить общий центр тяжести своего тела на наибольшую высоту». А, по мнению Г.И.Ковальчука, прыгучесть является комплексным качеством двигательной деятельности, в основе которого лежит сочетание силы и скорости мышечных сокращений при сохранении оптимальной амплитуды движений.

А вот определение, к которому склоняются в современной литературе. Прыгучесть - это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояний.

Ни одно двигательное качество не может быть изолировано от других. Например, штангисту для поднятия рекордного веса недостаточно даже значительного развития мышечной силы. Можно обладать большим потенциалом силовых качеств, но реализуются они лишь при наличии необходимого уровня развития подвижности, точности, гибкости и др., т.е. без соответствующего развития координационных не могут полностью реализоваться физические качества.

Важные компоненты прыгучести - сила и быстрота мышечных сокращений. Как известно, прыжковое движение имеет фазу амортизации и фазу активного отталкивания. При амортизации центр тяжести направляется вниз - к опоре, работа мышц приобретает уступающий характер. В момент активного отталкивания общий центр тяжести тела удаляется от опоры, и характер работы меняется на преодолевающий. Вместе с тем решающее значение приобретает не только рациональное соотношение силы и быстроты движений, но и определение точного момента их сочетания, как в подготовительных действиях, так и в ведущем звене техники. Таким образом, следующий важный компонент прыгучести - это ритм движений.

Для проявления прыгучести определяющее значение имеет взрывная сила. Важную роль в ее реализации играют характер импульсации мотонейронов активных мышц - частота импульсации в начале разряда и синхронизация импульсации разных мотонейронов. Последнее особенно влияет на скорость развития напряжения, т.е. на величину градиента силы.

Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках (в пределах 0,1-0,14 с), должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере.

Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Следовательно, взрывная сила представляет собой способность прыгунов, например, акробатов-прыгунов, проявлять ее наибольшую величину за наименьшее время.

Быстрота движений как следующий компонент прыгучести обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров и, соответственно, сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения и, следовательно, сокращения и расслабления мышц. Кроме того, большое значение имеют координация деятельности мышц-синергистов и антагонистов, правильный выбор активируемых мышц-синергистов при ограничении активности мышц-антагонистов конкретного сустава.

Для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилий при высокой скорости выполнения движений. Это соответствие обеспечивает ритм движений, который неодинаков в различных движениях. Так, ритм в прыжках определяется каждой отдельной фазой данного двигательного действия: ритм разбега, обеспечивая стабильность беговых шагов и точность попадания на место отталкивания, значительно отличается от ритма выполнения толчка. Нарушение ритма в любой фазе прыжка приводит к неэффективности двигательных действий [18,19, 23].

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует считать сочетание разбега с отталкиванием.


1.2. Физиологическое обоснование (факторы развития) качества «прыгучесть».

Развитие прыгучести определяется многими факторами. Один из них - уровень межмышечной и внутримышечной координации. Это связано с вовлечением в работу значительного количества двигательных единиц, достижением высокой частоты импульсации мотонейронов и обеспечением их максимальной синхронизации. Чем выше уровень сочетания этих показателей, тем легче добиться оптимальных результатов внутримышечной координации.

Межмышечная координация характерна для согласованной деятельности определенных групп или отдельных мышц, выполняющих основную нагрузку. Большое значение имеют последовательность включения в работу определенных мышц и соотношение оптимальных величин их напряжения.

Высокая лабильность нервных центров - следующий фактор, определяющий развитие прыгучести, он позволяет спортсмену в минимальное время сконцентрировать усилия для выполнения главного действия.

Важным фактором, обусловливающим развитие прыгучести, являются особенности морфофункционального состояния суставно-связочного и мышечного аппаратов. Растяжимость, эластичность, упругость мышечных волокон во многом определяют их сократительные способности. Скорость нарастания напряжения в мышечных волокнах влияет на число активируемых двигательных единиц. Чем больше их вовлечено в работу, тем большее напряжение они могут развить.

Нервно-психическое и эмоциональное состояние также оказывает определенное воздействие на проявление прыгучести. При устойчивом нервно-психическом состоянии, при концентрации волевых усилий спортсмен, как правило, достигает более высоких результатов.

На эмоциональное состояние атлета могут воздействовать соревновательная атмосфера, уровень подготовленности соперника, поведение зрителей, состояние материально-технической базы. Положительные эмоции стимулируют все функции организма, повышают работоспособность.

Один из важных факторов развития прыгучести - степень проявления физических и координационных качеств. Известно, что на начальных этапах тренировки уровень развития силы - важная предпосылка для увеличения показателей взрывной силы - одного из основных компонентов прыгучести. Быстрота движений во многом определяется сократительными способностями мышц. Выносливость - также необходимое условие для раз
вития и совершенствования прыгучести как длительного целенаправленного процесса.

Развитие прыгучести в значительной мере определяется координационными качествами, в частности ловкостью. Овладение ритмом разбега, толчка, а также движениями в безопорной фазе требует высоких показателей ловкости.

Хорошая гибкость позвоночника позволяет прыгунам эффективно выполнять движения телом в фазе полета (в длину и высоту). Необходимая амплитуда движений различных звеньев тела - также важное условие успешного выполнения прыжка.

Уровень развития ритмичности влияет на достижение согласованности движений в любой фазе прыжковых упражнений.

Сохранение равновесия во время разбега, и особенно в безопорной фазе, также существенно влияет на результат спортсмена. При выполнении прыжка в длину атлет дополнительными движениями тела, нижних и верхних конечностей удлиняет фазу полета и способствует достижению устойчивости равновесия в безопорной фазе.

1.3. Средства и методы развития прыгучести.

Прыгучесть является скоростно-силовым качеством и зависит от силы, эластичности и скорости сокращения мышц. Кроме того важное значение имеет эффективность техники отталкивания, полета и приземления.

В связи с этим средствами для развития прыгучести являются:

  • упражнения на развитие эластичности мышц ног - растягивание;

  • упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра;

  • упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений;

  • упражнения для изучения и совершенствование техники

приземления - схождение и спрыгивание с возвышения, отталкивания;

  • пружинные движения, прыжки на двух и на одной ноге с координированной работой рук;

  • прыжки в глубину;

  • упражнения на высоту или длину отталкивания - на возвышение, через препятствие, на ориентир;

  • упражнения на прыжковую выносливость - многоскоки, прыжки со скакалкой.

Какими бы мы не обладали природными задатками, высокой прыгучести мы можем достичь лишь при тщательно продуманной и систематически осуществляемой тренировки.

Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго специализированной физической подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).

Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счёте, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специальных двигательных навыков [2, 25,27].

Основными методами воспитания прыгучести являются:

  • метод повторного выполнения упражнения, характеризующегося выполнением упражнения через определённые интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности;

  • продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами;

  • изменением возбудимости ЦНС;

  • восстановлением показателей вегетативных функций, связанных с восстановлением дыхания оплатой кислородного долга);

  • интервалы отдыха должны быть с одной стороны достаточно короткими, чтобы возбудимость ЦНС не успевала существенно снизиться, а с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее полно восстановиться;

  • При применении повторного метода тренирующее воздействие на организм обеспечивает только в период утомления после каждого повторения. Повторный метод позволяет точно дозировать нагрузку, совершенствует опорно-мышечный аппарат, воздействует на сердечнососудистую и дыхательную систему. При таком методе уровень прыгучести повышается на 29-30%;

  • Интервальный метод. Внешне сходен с повторным методом. Но, если при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладают и интервалы отдыха;

  • Игровой метод воспитания прыгучести. Однако этот метод обладает существенным недостатком - ограничена дозировка нагрузки.

В последние время нашёл применение метод воспитания прыгучести, получивший название - метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторения упражнений.

Все методы воспитания прыгучести следует применять не в стандартных ситуациях, а в вариативных, изменяющихся ситуациях (метод сопряжённых воздействий) приближённых к игровым. Как показывает практика, воспитание прыгучести можно осуществлять в принципе идя двумя путями:

  • за счёт увеличения максимальной скорости;

  • за счёт увеличения максимальной силы.

1.4. Тесты, определяющие качество «прыгучесть», нормативные критерии их оценки.

В практике работы преподавателей физической культуры и тренеров уровень развития прыгучести можно определять с помощью трех основных тестов:

  • выпрыгивание вверх из упора присев со свободным движением рук;

  • прыжок в длину с места;

  • выпрыгивание вверх из основной стойки.

Однако по показателям объективности результатов, лучшим является прыжок вверх из упора присев со свободным движением рук. В практике работы с детьми и подростками чаще применяется прыжок из основной стойки, как более простой и удобный.

Для подготовки спортсменов в видах спорта, где прыгучесть - одно из ведущих качеств, мы предлагаем ряд тестов, использование которых в совокупности обеспечит получение информативных данных.

ТЕСТ 1 - измерение высоты выпрыгивания с места толчком двумя ногами со взмахом руками и касанием вертикальной планки с разметкой.

На пролет гимнастической стенки крепится бумажная лента с разметкой от основания (0 см) до верхней точки (250 см) с точностью до 1 см.

Занимающийся становится боком к разметке в основной стойке и по сигналу тренера выполняет прыжок. Оценивается высота выпрыгивания.

ТЕСТ 2 - измерение высоты выпрыгивания вверх с одного шага толчком одной ногой с касанием рукой разметки.

Стоя боком к разметке, прикрепленной к пролету гимнастической стенки, испытуемый делает шаг вперед и выполняет прыжок вверх с сильным взмахом руками, касаясь разметки пальцами. Оценивается высота выпрыгивания.

ТЕСТ 3 - измерение дальности прыжка в длину с места толчком двумя ногами со взмахом руками.

На полу вдоль границы баскетбольной площадки крепится бумажная (или из плотной ткани) лента длиной 300 м с разметкой через каждый сантиметр.

Занимающийся становится у начала разметки и по команде учителя выполняет прыжок вперед толчком двумя ногами со взмахом руками. Дальность выпрыгивания оценивается с точностью до 1 см.

ТЕСТ 4 - измерение высоты выпрыгивания из приседа на одной ноге со взмахом руками. В спортивной практике многие прыжковые упражнения: прыжок в высоту, в длину, с шестом, тройной и другие - выполняются толчком одной, более сильной, ногой. Поэтому выпрыгивание вверх из приседа на одной ноге - информативный тест для определения прыгучести.

Напротив пролета гимнастической стенки с разметкой по сигналу тренера занимающийся приседает на одной ноге и выполняет прыжок вверх со взмахом руками. Оценивается высота выпрыгивания.

ТЕСТ 5 - измерение высоты выпрыгивания вверх после прыжка в глубину.

Перемещение тела вверх после прыжка в глубину - достаточно сильный раздражитель нервно-мышечного аппарата, предъявляющий большие требования не только к силовым и скоростным возможностям

спортсмена, но и к координационным. Поэтому данный тест используется для определения уровня прыгучести квалифицированных спортсменов.

Перпендикулярно гимнастической стенке на расстоянии 1 м от пролета с разметкой ставится скамейка. По сигналу тренера спортсмен, спрыгнув со скамейки, выполняет прыжок вверх толчком двумя ногами со взмахом руками. Оценивается высота выпрыгивания.

1.5. Основы скоростно-силовой тренировки в волейболе.

Современные требования для достижения максимальных результатов в волейболе выдвигают определенные изменения в подготовке волейболистов.

Любые движения человека - это результат согласованной деятельности Ц.Н.С. и периферического аппарата, в частности нервно-мышечной системы. Без проявления мышечной силы никакие физические упражнения выполнить невозможно.

В специальной литературе имеется несколько определений мышечной силы как двигательного качества. Так В.М. Зациорский [20,21,22] под силой понимает способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать им за счет мышечных напряжений.

Скоростно-силовые способности характеризуются возможностью проявления человеком предельных или околопредельных усилий в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений.

В.В.Кузнецов выделяет следующие методы силовой подготовки:

1. Общая силовая подготовка, методы кратковременных усилий, "до отказа", повторный, интервальный, круговой.

2. Разносторонняя целенаправленная силовая подготовка

3. Специальная силовая подготовка синтетического и аналитического воздействия.

У Ю.В. Верхошанского [7,8,9] методы развития специальной силы систематизированы по четырем пунктам: развитие абсолютной, быстрой, взрывной и реактивной способности, силовой выносливости.

В.М. Зациорский выделяет следующие методы создания максимальных силовых напряжений: повторные, максимальные и динамические усилия. Тренировочный эффект, по его мнению, достигается величиной отягощения.

Как отмечают Ю.В. Верхошанский и В.В. Кузнецов [8] при развитии силовых качеств важно ориентироваться на следующие положения:

  • эффективность отдельных силовых упражнений (кумулятивный тренировочный эффект) определяется по состоянию прироста силы соответствующих мышечных групп;

  • совершенствование силовых качеств осуществляется как за счет переноса силового тренировочного эффекта с общеподготовительного на специально - подготовительные и соревновательные упражнения, так и за счет кумуляции средств силовых воздействий с различным тренировочным эффектом;

  • тренировочные силовые воздействия должны быть оптимальными, так как объемные и длительные силовые нагрузки существенно снижают быстроту движений и способность к проявлению взрывных усилий.

В теоретическом плане в специальной литературе по волейболу [18,25] нет обоснованной системы взглядов, регламентирующей скоростно-силовую подготовку с учетом возраста, пола, спортивной квалификации волейболистов, периодов годичного цикла тренировки. Во многих учебниках и учебных пособиях авторы [24,30,31] вообще не рассматривают скоростно-силовую подготовку как самостоятельный раздел подготовки волейболистов. Они выделяют различные ее составляющие: специальную быстроту; силу; выносливость; координационные способности - и предлагают средства и методы их реализации. Еще не определены специальные комплексы средств

и методы тренировки, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств волейболистов, отсутствуют сведения о нормах нагрузок для спортсменов различного возраста и квалификации [2, 23,29 ].

Возможность решения этих задач видится в индивидуализации и специализации средств и методов подготовки, оптимизации соотношения частных объемов физической и технической подготовки на основе учета возрастных особенностей состояния и подготовленности юных волейболистов [33], что обуславливает актуальность и необходимость проведения исследования.





















Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Характеристика исследуемого материала.

С целью обоснования включения в тренировочный процесс упражнений направленных на развитие прыгучести у волейболисток 15-16 лет мною в ГБОУ ДОД НАО «Дворец спорта «Норд» было проведено исследование. Для эксперимента были сформированы две группы по методу случайной выборки. Группа А - экспериментальная (12 человек) и группа Б контрольная (12 человек). Сравниваемые группы относились к одному возрастному периоду и не имели достоверных различий по антропометрическим показателям.

По условиям эксперимента основные части занятий были одинаковыми по времени, но разные по объему используемых средств. По первой программе экспериментальная группа А в основной части выполняла упражнения на развитие скоростно-силовых качеств по предполагаемой методике развития прыгучести. Вторая группа - контрольная, тренировалась без изменений.

Заключительные части занятий были равными по продолжительности (25 мин.).

Таблица 1

Общая характеристика обследованных групп

Группы

Исследования в динамике (число обследованных)

1-е

2-е

А

12

12

Б

12

12

Итого

48

2.2. Характеристика методов исследования.

В работе использовались следующие методы исследования:

  1. Анализ литературных источников;

  2. Методы тестирования;


  1. Педагогический анализ и оценка результатов.

Анализ литературных источников проводился с целью обобщения, определения степени характера разработанности данной проблемы.

Методы тестирования. При определении прыгучести девушек, занимающихся в секции волейбола, учитывалось то обстоятельство, что в прыжках с места и разбега различно участие в отталкивании сократительного элемента и упругих компонентов мышечно-связочного аппарата, в связи с чем достижения в подобных прыжках могут быть различными. Поэтому применялись четыре вида тестов.

  • Прыжок вверх с места. Испытуемая, стоя перед стеной с поднятыми как для блокирования руками, сгибала ноги и тут же выполняла прыжок вверх, стараясь коснуться пальцами стены как можно выше. Результат теста: разница между высотой отметки, оставленной на стене пальцами, окрашенными мелом, в лучшем из трёх прыжков и высотой отметки, оставленной испытуемой на стене пальцами в стойке на носках с поднятыми руками.

  • Прыжок вверх с одного шага. Испытуемая, стоя в широкой стойке ноги врозь перед стеной с поднятыми как для блокирования руками, делала шаг в стойку ноги врозь, сгибала ноги и тут же выполняла прыжок вверх, стараясь коснуться пальцами стены как можно выше. Результат теста: разница между высотой отметки, оставленной на стене пальцами, окрашенными мелом, в лучшем из трёх прыжков и высотой отметки, оставленной испытуемой на стене пальцами в стойке на носках с поднятыми руками.

  • Испытуемая, стоя на некотором расстоянии перед стеной в стойке одна нога впереди, делала три шага, напрыгивала на две ноги и выполняла прыжок вверх, имитируя нападающий удар и стараясь коснуться пальцами стены как можно выше. Результат теста: разница между высотой отметки, оставленной на стене пальцами, окрашенными мелом, в лучшем из трёх

прыжков и высотой отметки, оставленной испытуемой на стене пальцами в стойке на носках с поднятой рукой.

  • В связи с тем, что оценочных нормативов в отобранных видах прыжков для девушек исследуемого возраста и квалификации в литературе найти не удалось, в исследовании применялся также прыжок в длину с места.

Педагогический анализ и оценка результатов проводились с целью выявления эффективности данного исследования. При наблюдении во время тренировок учитывали внешние признаки воздействия физических нагрузок на организм спортсменок, определяли их состояние. Также предусматривали общий объем. Плотность тренировочной работы и интенсивность напряжения. Педагогические наблюдения сопоставляли с данными врачебного исследования и заключениями врача о степени тренированности спортсменок.





Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

3.1. Общая характеристика исследуемой группы.

Таблица 2

Результаты проведенных исследований по показателям: роста, массы тела у двух групп

Измер-ия

Группы

Декабрь

Май

%

Рост, м

1

группа

А

1,72±

0,04

1,74 ±

0,039

1,16

2 группа

Б

1,70±

0,04

1,72 ± 0,04

1,17


Вес, кг

1

группа

А

58,14± 3,66

59,02 ± 2,92

1,51

2 группа

Б

57,50± 3,03


58,62 ± 2,48

1,94


По полученным данным, как видно из таблицы 2 мы видим незначительное увеличение массы тела и роста.

3.2. Определение исходного состояния уровня прыгучести у волейболисток старшего школьного возраста.

Тестирование прыгучести у девушек-старшеклассниц, занимающихся в секции волейбола в ГБОУ ДОД НАО «Дворец спорта «Норд», проведённое в декабре 2013 года, позволило говорить о низком её уровне. Как видно из данных таблицы 3, средняя высота прыжка вверх с места лишь немногим превышает 30 см. Различия между группами незначительные.



Таблица 3

Показатели прыгучести участниц первого педагогического эксперимента

Виды прыжков

Величины

Группа А

Экспериментальная

Группа Б

Контрольная

Вверх с места (см)

30,3±1,67

29,3±1,58

Вверх с шага (см)

33,7±1,97

32,9±1,44

Вверх с разбега (см)

34,5±2,10

34,2±2,40

В длину с места (см)

178,2±3,2

176,6±4,1


В то же время, в исследовании Е.В. Кудряшова у волейболисток III разряда в прыжке в высоту с места зафиксированы гораздо более высокие результаты: 44,18±0,47 см. А в исследовании А.В. Беляева и Л.В. Булыкиной у 12 членов сборной команды Российского государственного университета физической культуры (РГУФК) по волейболу в прыжке вверх с разбега зафиксирован следующий результат: 48,5±1,1 см. Несмотря на то обстоятельство, что обследованные нами волейболистки младше и несомненно имеют более низкую квалификацию, чем сборная команда РГУФК, всё-таки различия слишком велики. Это становится ещё более очевидно в связи с тем, что в исследовании А.В. Беляева и Л.В. Булыкиной после 25 занятий применения предложенной ими методики физической подготовки рассматриваемый показатель увеличился до 54,6±1,0 см.

Результат в прыжке в длину с места, зафиксированный у обследованных волейболисток, по оценке Ю.А. Янсон [34] для незанимающихся спортом, также можно оценить как средний. Результаты исходного состояния уровня прыгучести подтвердили необходимость разработки методики воспитания прыгучести у девушек-старшеклассниц, занимающихся в секции волейбола.


  1. Динамика показателей прыгучести у волейболисток старшего школьного возраста.

При разработке методики воспитания прыгучести у девушек старшеклассниц, занимающихся в секции волейбола, нами учитывались рекомендации специалистов [14]. Чтобы избежать травм, интенсивность средств, скоростно-силовой подготовки соответствовала прочности мышечно-связочного аппарата занимающихся.

В тренировке девушек экспериментальной группы были запланированы следующие упражнения:

  1. Приседание на одной ноге (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  2. Прыжки из полуприседа вверх с сопротивлением партнёра (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  3. Прыжки вверх из положения приседа или полуприседа (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  4. Прыжки вверх из глубокого приседа (спина прямая): шаг-присед-прыжок (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  5. Перепрыгивание через гимнастическую скамейку толчком двух ног из глубокого приседа (прыжок - поворот лицом к барьеру - прыжок - поворот и т.д.) (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  6. Имитация блока после одного приставного шага (выпрыгивание из полуприседа) (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  7. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием ногами (до 10 отталкиваний каждой ногой в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  8. Прыжки вверх с выпрямленными коленями, за счет голеностопного сустава (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  9. Запрыгивание-спрыгивание на тумбу высотой 50 см (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  10. Прыжки с разбега толчком двумя ногами с доставанием маркировки на стене как можно выше (не более 20 прыжков на занятии).

В течение полугодового цикла подготовки приведённые упражнения применялись следующим образом:

I этап (2,5 месяца). Задачи этапа: повышение уровня силовой подготовленности, укрепление мышечно-связочного аппарата. На этом этапе два раза в неделю в конце тренировки выполнялось от 40 до 80 повторений упражнений 1-5 и 10-30 повторений упражнений 6-8.

II этап (1,5 месяца). Задачи этапа: поддержание уровня силовой подготовленности, повышение уровня общей скоростно-силовой подготовленности, укрепление опорно-связочного аппарата. На этом этапе два раза в неделю в конце тренировки выполнялось от 20 до 40 повторений упражнений 1-5, 20-40 повторений упражнений 6-8, 20-30 повторений упражнения 9, и 10-20 повторений упражнения 10.

III этап (2 месяца). Задачи этапа: поддержание уровня силовой и общей скоростно-силовой подготовленности, повышение уровня прыгучести в специфических двигательных действиях волейболиста. На этом этапе один раз в неделю в конце тренировки выполнялось 20-30 повторений упражнений 1-5, 20-40 повторений упражнений 6, 20-30 повторений упражнения 9, и 20-30 повторений упражнения 10. Один раз в неделю упражнения для поддержания силовой подготовки (1-5) в небольшом объёме выполнялись в начале занятия (их применение носило тонизирующий характер), а упражнения скоростно-силовой подготовки - в конце занятия.

Изменение объёма применяемых средств развития прыгучести в течение каждого этапа происходило волнообразно, например, 1 неделя средний объём - 2 неделя малый объём - 3 неделя повышенный объём - 4 неделя - пониженный объём и т.п.

Через 6 месяцев, в течение которых в экспериментальной группе применялась разработанная методика развития прыгучести, а контрольная

тренировалась без изменений, в группах произошли различные изменения уровня прыгучести.

Как видно из табл. 4, все исследуемые показатели прыгучести оказались достоверно выше в экспериментальной группе.

Таблица 4

Динамика развития уровня прыгучести у волейболисток старшего школьного возраста.

Тесты

Группы

Декабрь

Май

%

Вверх с места (см)


А

30,3±1,67

35,7±1,39

17,82

Б

29,3±1,58

31,2±2,13

6,48

Вверх с шага (см)

А

33,7±1,97

39,3±1,49

16,6

Б

32,9±1,44

34,5±2,27

4,86

Вверх с разбега (см)

А

34,5±2,10

40,2±2,22

16,52

Б

34,2±2,40

36,1±1,88

5,55

В длину с места (см)

А

178,2±3,2

184,6±2,8

3,59

Б

176,6±4,1

178,3±3,6

0,96

Так, например при прыжке вверх с места в группе А результаты улучшились с 30,3±1,67 до 35,7±1,39 см соответственно на 17,82 %, тогда как в группе Б результаты улучшились в этом тесте на 6,48 %. При

проведении теста - прыжка вверх с шага результаты в экспериментальной группе выросли на 16,6 %, а в группе Б на 4,86 %. По двум следующим тестам мы также из таблицы видим, что результаты в тестах прыжок с места и с разбега вверх, также значительно превосходят показатели в экспериментальной группе.

Из данных рис. 1 также следует, что темпы прироста показателей прыгучести в экспериментальной группе оказались значительно выше, чем в контрольной.

Аттестационная работа.

Рис. 1 Динамика изменений в % при выполнении волейболистками тестов на прыгучесть

Особо отметим, что в экспериментальной группе наивысшие темпы прироста зафиксированы в упражнениях, схожих с элементами соревновательной двигательной деятельности и несколько меньшие в прыжках в длину с места.

Таким образом, достоверно более высокие показатели прыгучести в конце второго педагогического эксперимента и более высокие темпы

прироста исследуемых показателей в экспериментальной группе подтверждают эффективность разработанной методики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая, что выполнение всех технических и тактических элементов волейбола требует точности и целенаправленности движений, большинство технических приемов в волейболе (подача, атака, блок) требует проявления взрывной силы. Поэтому физическая подготовка волейболиста должна быть направлена на развитие скоростно-силовых способностей спортсмена.

Все игровые действия в волейболе специфичны для исследуемого направления скоростно-силовых способностей волейболистов.

Обследованные мною девушки-старшеклассницы, занимающиеся в секции волейбола, обладают средним уровнем прыгучести в прыжках с места и разбега. Динамика уровня прыгучести у обследованных волейболисток в течение шести месяцев слабо выражена. Это может являться причиной низкой эффективности основных технических действий нападения и защиты: нападающего удара и блокирования.

При применении разработанной методики через 6 месяцев в экспериментальной группе произошли значительные изменения в тестах на прыгучесть.

Через 6 месяцев, в течение которых в экспериментальной группе применялась разработанная методика развития прыгучести, а контрольная тренировалась без изменений, в группах произошли различные изменения уровня прыгучести.

Таким образом, более высокие показатели прыгучести в конце второго педагогического эксперимента и более высокие темпы прироста исследуемых показателей в экспериментальной группе подтверждают эффективность разработанной методики.

Разработанная на основе рекомендаций специалистов в области скоростно-силовой подготовки и волейбола методика развития прыгучести у

девушек-старшеклассниц, занимающихся в секции волейбола, оказалась эффективной, что выразилось в более высоких результатах во всех применявшихся тестах и более высоких темпах прироста рассматриваемых показателей.

Многие авторы называют прыгучесть одной из важных качественных сторон двигательной деятельности. Так, В.П. Портнов подчеркивает, что у прыгунов в высоту главное внимание уделяется прыгучести. Это качество - довольно многогранное, интегрирующее в себе другие физические и координационные качества, проявление которых взаимосвязано и взаимообусловлено.

Каким бы видом спорта, в котором уделяется большое внимание развитию прыгучести, человек не занимался физические упражнения, прежде всего, дисциплинируют саму личность и укрепляют её физическое здоровье.





ВЫВОДЫ

1. Проведенное нами исследование позволило нам выявить следующее - обследованные девушки-старшеклассницы, занимающиеся в секциях волейбола, обладают средним уровнем прыгучести в прыжках с места и разбега.

2. Динамика развития уровня прыгучести у волейболисток старшего школьного возраста в экспериментальной группе выразилось в более высоких результатах во всех применявшихся тестах и более высоких темпах прироста рассматриваемых показателей.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Абдель, С.Х. Особенности планирования развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов на этапе начальной подготовки к соревновательной деятельности / С.Х. Абдель, Е.П. Волков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). - 2001. - № 2. - С. 22-28.

  2. Айрапетьянц Л.Р., Годик М.А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка). - Т: Изд-во им. Ибн Сины, 2004. - 165 с.

  3. Беляев, А.В. Волейбол. Методы, средства и контроль за развитием у волейболистов общей и специальной выносливости, прыгучести и гибкости: метод. рекомендации для студентов ин-тов физ. культуры / А.В. Беляев. - М.: б.и., 1978. - 19 с.

  4. Беляев, А.В. Основные упражнения как средство развития физических качеств волейболисток / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4. - С. 34-35.

  5. Беляев, А.В. Прыжковая подготовка волейболистов в подготовительном периоде на основе анализа их соревновательной деятельности / А.В. Беляев, Л.В. Булыкина // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 3. - С. 37-38.

  6. Вертель, А.В. Скоростно-силовые способности спортсменов - волейболистов и методика их развития на начальном этапе обучения / А.В. Вертель // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). - 2005. - № 8. - С. 3-14.

  7. Верхошанский Ю.В. "Ударный" метод развития "взрывной" силы // Теория и практика физкультуры. - 2004. - №8. - С. 59.

  8. Верхошанский Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биологическими

особенностями скоростных упражнений: Автореф. дисс. канд.пед.наук

- М., 2003. - 25 с.

  1. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 328 с.

  2. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

  3. Волейбол: учеб. для ин-тов физ. Культуры / под ред. А.В. Ивойлова. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 239 с.

  4. Воробьёв, А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке / А.Н. Воробьёв. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 255 с.

  5. Гаворка, А. Значение мотивации и обратной информации для развития прыгучести волейболисток в предсоревновательном и соревновательном периодах / А. Гаворка, А.К. Зуоза // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: 7 Междунар. науч. конгр.: материалы, 24-27 мая 2003 г. - М., 2003. - Т. 1. - С. 220-221.

  6. Гомельский А.Я. Все о волейболе / А.Я. Гомельский - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 189 с.

  7. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. - М.; Спорт. Академ. Пресс 2005. - 120 с. (наука - спорту)

  8. Доронин, А.М. Совершенствование биомеханической структуры двигательных действий спортсменов на основе регуляции режимов мышечного сокращения / А.М. Доронин. - Майкоп: Изд-во АГУ, 1999. - 174 с.

  9. Дьячков, В.М. Физическая подготовка спортсмена / В.М. Дьячков. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 57 с.

  10. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства / Под ред. Ю.В. Питериева - М. Издательство // (ФЛИР - бресс), 2006. - 336с.

  11. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Академия, 2001. - С. 141-164.

  12. Зациорский В.М. Теоретические и метрологические основы отбора в спорте. Учебное пособие для слушателей УСО и ВНП/ГЦОЛИФК - М. 2005. - 41с.

  13. Зациорский В.М., Смирнов Ю.И. Влияние градиента силы на результат скоростно-силового движения // Теория и практика физ.культуры. - 2005. - №7. - С.63 - 68.

  14. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.

  15. Игнатьева В.Я. Скоростно-силовая подготовленность юных гандболистов // Теория и практика физкультуры, - 2005. - №8. - С. 24-26.

  16. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие - М.; Спорт. Академия. Пресс 2002. - 192 с.

  17. Кудрявцев В.Д. Обоснование выбора тестов скоростно-силового характера для отбора студентов в секции баскетбола и волейбола // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №10. - С.14-15.

  18. Кудряшов, Е.В. Контроль за уровнем развития быстроты и скоростно-силовых качеств у волейболисток различной квалификации / Е.В. Кудряшов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). - 2002. - № 5. - С. 27-31.

  19. Кудряшов, Е.В. Контроль за уровнем развития быстроты и скоростно-силовых качеств у волейболисток различной квалификации / Е.В. Кудряшов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). - 2002. - № 5. - С. 27-31.

  20. Кузнецов, В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов / В.В. Кузнецов. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 208 с.

  21. Кхелифа Риад Бен Яссин. Совершенствование технического мастерства баскетболистов с учетом биомеханических особенностей их моторики. Дисс. канд. наук по физ. Воспитанию и спорту. /УГУФВС. - Киев, 2006. - 182 с.

  22. Марков К.К. Содержание соревновательной деятельности в волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов. Методические указания. Иркутск. 2004 - 47 с.

  23. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать - М.;ООО "Издательство Астрель"; 2003. - 863 с. (профессия - тренер)

  24. Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. - 352 с.

  25. Селуянов В.Н., Шестаков М.П. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте. - М.; Спорт. Академ. Пресс 2004. - 112 с. (наука - спорту).

  26. Аттестационная работа.Янсон Ю.А. роки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии / Ю. А. Янсон - Ро­стов н/Д: «Феникс», 2005. - 432 с

1


© 2010-2022