Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок физкультуры в современной школе.
Легкая атлетика

Сегодня в рубрике «Методическая литература» мы предлагаем познакомиться с третьим выпуском методического пособия «Урок физкультуры в современной школе», посвященным преподаванию легкой атлетики. Эта книга выпущена в издательстве «Советский спорт» в 2004 году и рекомендована Департаментом образования Москвы в качестве методического пособия для учителей физической культуры.
Пособие начинается с кратких исторических сведений об этом виде спорта. Далее описываются легкоатлетические упражнения, входящие в школьную программу, и сообщаются правила предупреждения травматизма.
Отметим, что данное методическое пособие оформлено большим количеством схем и рисунков: благодаря им можно легко понять методику, предлагаемую автором, заслуженным учителем РФ Г.А. Баландиным.
В виде точных схем даются способы перестроения на уроках физкультуры (21 вариант). Понятные рисунки показывают разнообразные общеразвивающие упражнения: для верхнего плечевого пояса, для живота и спины, для ног. В такой же форме рассказывается об упражнениях с гантелями, с амортизаторами, с набивным мячом.
В методическом пособии подробно разбираются не только все этапы обучения бегу на длинные и короткие дистанции, прыжкам в высоту и в длину, метанию. Особенно ценно то, что описываются и ошибки, часто допускаемые при выполнении тех или иных легкоатлетических элементов. Специальное место в книге уделено упражнениям, развивающим различные физические качества, необходимые как для легкоатлетических занятий, так и для любых других видов спорта.
Мы специально так подробно описали структуру этого методического пособия. Дело в том, что было трудно выбрать, какой из разделов опубликовать сегодня. Все части книги самодостаточны, интересны и достаточно полно отражают идеи автора. Хотелось сделать так, чтобы каждый учитель мог решить, нужна ему эта книга в работе или нет. В результате остановились на описании выполнения стартовых команд, ошибок при беге и методике обучения метанию мяча: эти материалы опубликованы на с. 36-39.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

Низкий старт

Выполнение стартовых команд

Выполнение команды «На старт!»

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

По команде «На старт!»:

  • подойти к колодкам и встать за ними;

  • наклониться вперед и поставить руки на дорожку за колодками;

  • толчковую (сильнейшую) ногу поставить на переднюю колодку, более слабую ногу поставить на заднюю колодку;

  • опустить колено сзади стоящей ноги на дорожку;

  • поставить руки к линии старта;

  • четыре пальца соединены вместе и обращены наружу;

  • большие пальцы обращены кнаружи;

  • руки расставлены на ширину плеч;

  • плечи над стартовой линией;

  • тяжесть тела распределяется равномерно между точками опоры;

  • голова держится свободно;

  • взгляд устремлен вперед-вниз примерно на 1,5-2 м от линии старта.

Выполнение команды «Внимание!»

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

По команде «Внимание!»:

  • колено стоящей сзади ноги отрывается от грунта;

  • таз приподнимается выше плеч;

  • коленный сустав передней ноги образует почти прямой угол;

  • спина слегка приподнята;

  • голова опущена, как при команде «На старт!»;

  • тяжесть тела перенесена на руки.

Выполнение команды «Марш!»

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

По команде «Марш!»:

  • постараться вложить всю силу в первое движение;

  • тело молниеносно выпрямляется вверх-вперед;

  • находящаяся сзади нога делает первый шаг и касается грунта кратчайшим путем;

  • кисти слегка отталкиваются от грунта;

  • руки попеременно выполняют короткие и быстрые движения;

  • взгляд направлен немного вперед на беговую дорожку, наклон тела уменьшается только через 6-8 шагов.

Стартовый разбег:

  • касаться грунта передней частью стопы;

  • перемещать стопы по одной линии;

  • делать широкие и быстрые шаги;

  • энергично отталкиваться стопами;

  • высоко поднимать маховую ногу;

  • руки, согнутые в локтях, энергично работают вперед-назад (не наискось, не поперек тела);

  • не сжимать руки в кулаки;

  • наклонить тело слегка вперед, но не сгибаться в пояснице;

  • не стискивать зубы, не напрягать рот.

Ошибки, допускаемые при низком старте

Голова закинута назад, потому что бегун смотрит в направлении финиша - спина прогибается.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Руки не выпрямлены - центр тяжести слишком сдвинут назад.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Руки опираются неотвесно, под углом - тяжесть тела чрезмерно переносится назад.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Спина прогибается.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Бегун «сидит», слишком отклонив туловище назад, руки упираются наискось.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Таз поднят очень высоко - ноги уже почти выпрямлены.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Бегун слишком сильно опирается на руки, которые к тому же расположены не­отвесно.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Выпрямление произошло до того, как ноги сделали первое движение.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Маховая нога поднимается чрезмерно высоко.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Обе руки слишком отводятся назад.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Высокий старт

На уроках физической культуры учащиеся начинают бежать спринтерские дистанции обычно с высокого старта, так как отсутствуют условия для установки стартовых колодок, отсутствуют стартовые колодки. Когда учащиеся начинают бежать спринт с низкого старта, результат бега значительно хуже, чем после высокого старта.

Техника высокого старта

Техника выполнения команды «На старт!»:

  • сильнейшую ногу поставить вплотную к стартовой линии;

  • немного повернуть носок внутрь;

  • другая нога на 1,5-2 стопы сзади;

  • тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги;

  • туловище выпрямлено;

  • руки свободно опущены.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Техника выполнения команды «Внимание!»:

  • наклонить туловище вперед под углом 45°;

  • тяжесть тела перенести на сильнейшую ногу.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Техника выполнения команды «Марш!»:

  • бегун резко бросается вперед;

  • через 5-6 шагов принимается вертикальное положение тела.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы



Бег по дистанции

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Правильная постановка стопы: передняя часть стопы - носок

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Положение кисти при беге

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Один беговой шаг на короткой дистанции

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Техника бега на короткие дистанции:

  • скорость, достигнутая на старте, поддерживается на дистанции;

  • бег должен быть ритмичным и свободным, с расслаблением и небольшим наклоном туловища вперед;

  • при отталкивании нога, находящаяся сзади, полностью выпрямляется;

  • закончив отталкивание, нога расслабленно сгибается в колене и выносится бедром вперед;

  • нога касается дорожки передней частью стопы;

  • на протяжении всей опорной фазы стопа не опускается на пятку;

  • стопы ставятся по прямой линии;

  • не следует выбрасывать стопы далеко вперед;

  • во время бега руки согнуты в локтях;

  • руки способствуют сохранению равновесия и поддержанию или изменению темпа движений.

В технике бега на короткие дистанции особое значение приобретает способность бежать свободно.



МЕТАНИЕ

Держание мяча, гранаты

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

  1. Указательный, средний, безымянные пальцы размещены сзади мяча, а большой и мизинец поддерживают мяч сбоку.

  2. Граната держится плотным хватом, удобнее всего держать снаряд ближе к концу, чтобы мизинец упирался в конец ручки.

  3. Рука, удерживающая снаряд, не напряжена.

Разбег

При выполнении разбега:

  • разбег выполняется строго по прямой линии с 10-12 м (длина разбега строго индивидуальна);

  • разбег выполняется с ускорением, но следует помнить, что слишком большая скорость затрудняет правильное выполнение броска.

Замах

При выполнении замаха:

  • в конце разбега разогнуть руку и выполнить замах назад;

  • одновременно поворачивать туловище направо;

  • затем выполняется «скрестный шаг», т.е. выполняется шаг правой ногой носком кнаружи, с поворотом таза в ту же сторону;

  • этот шаг выполняется значительно быстрее других, чтобы обогнать туловище.

Бросок

При выполнении броска:

  • левая нога ставится немного влево от линии разбега;

  • туловище энергично поворачивается грудью к направлению разбега;

  • рука, слегка сгибаясь в локте, проходит над правым плечом, и снаряд выбрасывается вверх-вперед.

Особое внимание надо обращать на то, чтобы рука со снарядом сначала отставала от туловища, создавая этим условия для броска. Эти движения в сочетании с выпрямлением ног способствуют мощному броску.

Метание теннисного мяча или гранаты

В школьной программе в разделе «легкая атлетика» учащиеся изучают технику метания мяча (вес 150 г) и гранаты (вес 500 и 700 г).

Техника метания этих двух снарядов не отличается друг от друга. Единственное отличие в технике - это держание снарядов.

Техника метания мяча или гранаты

Техника метания мяча состоит из:

  • держания мяча или гранаты;

  • замаха;

  • разбега;

  • броска.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Метание гранаты

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Метание надо выполнять с ходу, без остановки.

После вылета снаряда из руки выполняется шаг правой ногой, на которую метатель опирается у ограничительной черты (заступать нельзя).

По мере овладения техникой движений амплитуда увеличивается.

Наклон туловища назад и отведение руки выполняются уже с большим переносом тяжести тела на правую ногу.

Затем основное внимание обращается на пружинистые движения ног и всего тела, на продвижение грудью вперед с опережающим движением метающей руки.

При изучении финального усилия надо обращать внимание на прохождение через положение «натянутого лука» с выведением локтя вверх.

Во избежание травм перед метанием снарядов надо обязательно выполнить специальные и подготовительные упражнения на разогревание и улучшение подвижности, особенно в плечевых и локтевых суставах.

Ошибки, допускаемые при метании

Держание мяча слишком крепко или слишком слабо.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Таз и правая нога слишком вывернуты вправо.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Метающая рука не полностью выпрямлена.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

При броске метающая рука слишком отводится в сторону от туловища.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

При броске голова и верхняя часть туловища отклоняются влево.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Левая нога «стопорит», в результате чего метатель сгибается в пояснице.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Правая нога выставлена вперед, поэтому невозможно нормальное перенесение усилия.

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы

Некоторые специальные упражнения, развивающие силу и гибкость

Урок физкультуры в современной школе. Легкая атлетика 5-11 классы


© 2010-2022