- Преподавателю
- Физкультура
- Программа для факультатива по легкой атлетике
Программа для факультатива по легкой атлетике
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Давыдова Н.А. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тольяттинский политехнический колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
секции легкой атлетики
2004
Утверждаю Одобрена предметной
Заместитель директора (цикловой) комиссией
по учебной работе ТПК физвоспитания
_________А.М.Делиева Председатель
«___»_________200__г. ___________Л.В.Худина
Составитель: Давыдова Н.А., преподаватель физвоспитания
Редактор: Ломанова М.Ф., методист Тольяттинского политехнического колледжа
Рецензенты: Москалева О.Ю., преподаватель первой категории.
Худина Л.В., преподаватель высшей категории.
1 Пояснительная записка
Легкая атлетика - это вид спорта, объединяющий упражнения в прыжках, в беге, ходьбе и состоящих из них многоборье.
Оздоровительное значение - легкой атлетикой могут заниматься люди любого возраста, при занятиях работают все группы мышц, проходящих на открытом, свежем воздухе.
Легкая атлетика воспитывает морально - волевые качества (например бег до 30 км, тренировки в холод), а также черты характера: собранность, дисциплинированность.
Такие виды как кроссовый бег, метание гранаты может помочь при службе в армии и жизненной ситуации.
Основной формой обучения является урок. Проводятся они в соответствии с учебной программой.
Секционные занятия охватывают меньше учащихся. Здесь занимаются те, кто хочет добиться хороших результатов, разрядов. В зависимости от возраста учащиеся делятся на группы:
I группа - подготовительная, студенты 15 лет;
II группа - средняя, студенты 16 лет;
III группа - старшая, студенты 17 лет.
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 2 часа.
Основными задачами стоящими перед занимающимися являются:
-
обеспечение прочного овладения специальными знаниями и умениями;
-
овладение знаниями по технике безопасности и по гигиеническим требованиям;
-
формирование устойчивого интереса к занятиям;
-
укрепление здоровья и закаливание организма;
-
воспитание морально-волевых качеств;
-
дать необходимые знания по физической культуре и спорту, истории развития легкой атлетике, врачебном контроле, первой медицинской помощи, правилах и организации соревнований.
Данный материал планируется для каждой группы в зависимости
от возраста и подготовленности учащихся.
Во всех периодах тренировочного процесса большее внимание уделяется технической подготовке спортсмена.
Для занимающихся предусматриваются теоретические и практические занятия, а так же сдача контрольных нормативов два раза в год и участие в соревнованиях.
2 Тематический план
Содержание занятий
ПЕРИОДЫ
Всего часов
осень
зима
весна
лето
1
2
3
4
5
6
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1.1.Техника безопасности на занятиях
4
1
1
1
1
1.2.Гигиенические требования предъявляемые к занимающимся
1
1
1.3.История легкой атлетики
1
1
1.4.Классификация видов легкой атлетики
1
1
1.5.Самоконтроль при занятиях
1
1
1.6.Судейство и соревнования
2
1
1
ИТОГО
10
6
1
2
1
Практические занятия
2.ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
2.1.Основы техники ходьбы
5
2
1
2
2.2.Основы техники бега
12
4
3
4
1
2.3.Основы техники прыжков
7
2
1
3
1
2.4.Бег на короткие дистанции
20
7
3
7
3
2.5.Бег на средние и длинные дистанции
40
12
12
12
4
2.6.Упражнения для совершенствования техники бега
30
9
9
9
3
2.7.Упражнения для совершенствования техники низкого старта
10
4
2
2
2
2.8.Упражнения для совершенствования техники финиширования
6
2
1
2
1
ИТОГО
130
42
32
41
15
3.ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
3.1.Строевые упражнения и ходьба
10
3
3
3
1
3.2.Гимнастические упражнения
6
2
2
2
3.3.Акробатические упражнения
6
2
2
2
3.4.Упражнения с отягощениями
5
2
2
1
3.5.Подвижные и спортивные игры
10
3
3
3
1
ИТОГО
37
12
12
11
2
4.СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОД-КА
4.1.Упражнения для развития общей выносливости
22
12
6
4
4.2.Упражнения для развития скоростной выносливости
13
1
3
6
3
4.3.Упражнения для развития быстроты реакции и скорости бега
10
3
3
3
1
4.4.Развитие скоростно-силовых качеств
20
6
6
6
2
4.5.Соревновательный метод
6
2
2
2
4.6.Контрольные испытания
4
2
2
ИТОГО
75
26
20
21
8
ВСЕГО ЧАСОВ
252
86
67
74
25
3 Содержание учебной дисциплины
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Общие требования безопасности, предупреждение травматизма, правила личной гигиены; возникновение легкоатлетического спорта, сильнейшие спортсмены мира. Положение о соревнованиях, заявки, допуск к соревнованиям, судьи и участники, дистанции, виды стартов, определение победителей.
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
2.1. Основы техники ходьбы.
Ходьба обычная в равномерном темпе со свободным взмахом рук, глубоким и ритмичным движением; ходьба с палкой за спиной по доске и бревну, с выполнением упражнений, укрепляющих мышцы ног; ходьба в равномерном, быстром и переменном темпе на дистанции до 800 м (отрезки 60,100,200,400 м). Спортивная ходьба - 3 км (юноши).
2.2. Основы техники бега.
Бег с максимальной скоростью (стартовый разгон на отрезках 10-30 м); бег свободный по прямой и повороту, с наращиванием скорости и последующим продолжением вперед по инерции. Бег 100, 200, 400, 3000 м на результат.
2.3. Основы техники прыжков.
Прыжки с места в длину, тройной, пятерной, прыжки с ноги на ногу, на двух ногах; скачки на левой и правой ноге, определение толчковой ноги, постановка толчковой ноги, ритм последних трех шагов, маховые движения рук в прыжках, отталкивание, приземление.
2.4. Бег на короткие дистанции (30, 60, 100, 200)
2.5. Бег на средние и длинные дистанции
Медленный длительный бег, длительный кроссовый бег, темповый кроссовый бег, фартлек, длительный кроссовый бег в переменном темпе.
2.6. Упражнения для совершенствования техники бега.
Бег с прямыми коленями, отталкиваясь только стопой; бег на месте и с продвижением вперед, высоко поднимая колено; бег на месте и с продвижением вперед с захлестыванием голени; бег прыжками с ноги на ногу; смена ног прыжками в положении стоя в шаге; бег на месте и с продвижением вперед с поджиманием бедра и голени маховой ноги; бег в гору и с горы; отрезки 30-40 м с ускорением; бег по прямой на 60-80 м с изменением темпа; бег по повороту; то же с выходом и с входом в поворот.
2.7. Упражнения для совершенствования техники низкого старта.
Бег с ускорением с высокого старта; бег с ускорением с полу низкого старта; бег с низкого старта с сопротивлением партнера; бег с низкого старта в гору; бег с низкого старта по отметкам; пробегание 30, 40, 60м с низкого старта по команде с последующим бегом по инерции; то же с финишированием; отрезки 40-60м с низкого старта, бег с низкого старта с колодок.
2.8. Упражнения для совершенствования техники финиширования
Пробегание с ходу отрезков 20, 30, 50м; то же, но с низкой скоростью и наклоном туловища при финишировании; пробегание 100 и 200м с изменением скорости бега по дистанции.
3. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
3.1. Строевые упражнения и ходьба
Строевые упражнения на месте и в движении, ходьба с переходом на бег и с бега на шаг, ходьба в переменном темпе и с различными движениями рук.
3.2. Гимнастические упражнения
ОРУ на месте и в движении, стоя, лежа, сидя. Упражнения на развитие гибкости, подвижности в суставах, на формирование правильной осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление мышц рук, ног, туловища.
3.3. Акробатические упражнения
Кувырки вперед и назад, стоя на лопатках, «мост» из положения, лежа на спине, стойка на голове и на руках, из стойки на голове и на руках переход на «мостик», полушпагат, шпагат.
3.4. Упражнения с отягощениями
Упражнения с учетом дальнейшей специализации.
3.5. Подвижные и спортивные игры
Развивающие способность к реакции, ритму, кинестетическому дифференцированию, равновесию, ориентированию. Эстафеты встречные и по кругу, в том числе с преодолением препятствий. Баскетбол и волейбол.
4. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
4.1. Упражнения для развития общей выносливости
Длительный бег в равномерном темпе по пересеченной местности, бег в умеренном темпе на 400-800м по стадиону. Бег по пересеченной местности 3км и 2км.
4.2. Упражнения для развития скоростной выносливости
Бег на 400-800м в умеренном темпе с 2-4 ускорениями по 30-100м; бег с околопредельной скоростью на 100-300м; повторное пробегание 100м с максимальной скоростью; повторное пробегание 30 и 60м с максимальной скоростью; 100, 400м на результат, участие в соревнованиях на 100, 200, 400м.
4.3. Упражнения для развития быстроты реакции и скорости бега
Прыжки вверх из полу приседа с доставанием предметов; бег на месте с опорой руками о барьер с правильным дыханием; бег с горы с максимальной скоростью; пробегание с низкого старта с ходу 30 и 60м на время; участие в соревнованиях на 30, 60, 100м.
4.4. Развитие скоростно-силовых качеств
Прыжковые упражнения; прыжки с ноги на ногу, на двух ногах; скачки на правой и левой ноге.
4.5. Соревновательный метод
Соревнования, прикидки, контрольный бег.
4.6. Контрольные испытания
4 Контрольные нормативы
Двигательные
способности
Контрольные
Упражнения
В
Уровень подготовленности
мальчики
девочки
Н
С
В
Н
С
В
ГИБКОСТЬ
Наклон из положения сидя (см)
15
16
17
4
5
5
8-10
9-12
9-12
15
18
20
7
7
7
12-14
12-14
12-14
20
20
20
КООРДИНА -
ЦИОННЫЕ
СПОСОБНОСТИ
Челночный бег 3х10м (с)
15
16
17
8.6
8.2
8.1
8.4-8.8
8.0-7.6
7.9-7.5
7.4
7.3
7.0
9.7
9.7
9.6
9.3-8.8
9.3-8.7
9.3-8.7
8.3
8.2
8.0
СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ (Быстрота)
Бег на 30м (с)
15
16
17
5.5
5.2
5.1
5.3-4.9
5.1-4.8
5.0-4.7
4.4
4.3
4.2
6.0
6.1
6.1
5.9-5.3
5.9-5.3
5.8-5.3
4.7
4.5
4.4
СКОРОСТНО - СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ
Прыжок в длину с места (см)
15
16
17
190
195
205
205-225
210-230
220-235
225
235
240
155
160
160
165-185
170-190
170-190
205
210
210
СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ
Подтягивание на перекладине- юн; из виса лежа дев.(кол-во раз)
15
16
17
3
4
5
7-8
8-9
9-10
10
11
12
5
6
6
12-13
13-15
13-15
16
18
18
ВЫНОСЛИ - ВОСТЬ
6-минутный бег (м)
15
16
17
1100
1100
1100
1250-1350
1300-1400
1500
1500
1500
900
900
900
1050-1200
1050-1200
1050-1200
1300
1300
1300
5 Перечень литературы
1. В.А. Муравьев, Н.А. Созинова
Техника безопасности на уроках физической культуры - М.: СпортАкадемПресс, 2001г
2. Б.И. Мишин
Настольная книга учителя физкультуры. Справочно-методическое пособие. М.: ООО «Издательство АСТ», «Издательство Астрель»,2003г
-
А.В. Царик
Справочник работника физкультуры и спорта: нормативные правовые и програмно-методические документы, практический опыт, рекомендации; Учебно-методическое пособие,-М.: СпортАкадемПресс,2002г