Рабочая программа 11 класс

  СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа подготовлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования и Программы общеобразовательных учреждений Физическая культура 5-11 классы под редакцией А. П. Матвеева «Просвещение 2010» и рассчитана программа на  3 часа в неделю. Учебник: физическая культура 10-11 класс учебник для общеобразовательных учреждений/А.П.Матвеев;-:Просвещение,2010. Уровень программы(базовый с...   Примерное распределение программного материала в учебных часах по годам обучения № п/п Разделы и темы Количество часов Класс X XI I Знания о физической культуре 8/4* 6/3 1 Физическая культура и здоровый образ жизни 3/1 2/1 2 Оздоровительные системы физического воспитания 4/2 2/1 3 Спортивная подготовка 1/1 — 4 Прикладно ориентированная физическая подготовка — 2/1 II Способы самостоятельной деятельности 4/4 4/4 1 Организация и проведение занятий физической культурой 2/2 2/2 2 Оценка эффективности занятий физической культурой 2/2 2/2 III Физическое совершенствование 80/56 82/57 1 Упражнения в системе занятий адаптивной физической культурой 10/6 10/4 2 Упражнения в системе занятий атлетической гимнастикой 36/30 — 3 Упражнения в системе занятий шейпингом 4 Упражнения в системе занятий атлетическими единоборствами — 36/32 5 Упражнения в системе прикладно ориентированной физической подготовки 6 Упражнения в системе спортивной подготовки 28/17 30/18 7 Упражнения культурно-этнической направленности 6/3 6/3 IV Резерв времени учителя 10/6 10/6 V Всего 102/70 102/70 Через косую линию указано количество часов при проведении двух уроков физической культуры в неделю.         Учебно-тематический план 11 класс 11 класс Разделы и темы I четверть II четверть III четверть IV четверть год Основы знаний:   в процессе урока I. Знания о физической культуре(в процессе урока): - История физической культуры - Физическая культура и спорт в современном обществе - Базовые понятия физической культуры - Физическая культура человека в процессе урока в процессе урока в процессе урока в процессе урока   П. Способы двигательной (физкультурной) деятельности (в процессе урока): - Самостоятельные игры и развлечения. - Самостоятельные занятия. в процессе урока в процессе урока в процессе урока в процессе урока   III. Физическое совершенствование(в процессе урока): - Физкультурно-оздоровительная деятельность; - Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью; - Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью; - Упражнения культурно-этнической направленности; в процессе урока в процессе урока в процессе урока в процессе урока   1) Легкая атлетика 20     14 34 2) Гимнастика 2 3     5 3) Лыжная подготовка   8 16   24 4) Спортивные игры:           5) Баскетбол 3 5 4 3 15 6) Волейбол   5 9 7 21 7)Единоборства 3 2 2   7 Развитие двигательных качеств В процессе урока В процессе урока В процессе урока В процессе урока   ВСЕГО: 28 22 31 24 105 Общее количество часов на 2013 -2014 учебный год – 105. Естественные основы: Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры. Легкая атлетика: Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Баскетбол: Пом...   Знания о физической культуре
Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию города Барнаула


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Принято»

Заведующая кафедрой

__________/____________/ ФИО

Протокол № ___

от «__»_____20___г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «Гимназия №45»

________/_______________/ ФИО

«__»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия №45»

__________/______________/ ФИО

Приказ № ___ от «__»____20___г.


«Гимназия №45» г. Барнаула




Рабочая программа


Физическая культура

наименование учебного предмета

класс, основное общее образование

класс, уровень

базовый

уровень (базовый, профильный - для 10 -11 кл.)



на 2013-2014 учебный год


Рабочая программа составлена на основе программы

Программы общеобразовательных учреждений Физическая культура 5-11 классы под редакцией А. П. Матвеева «Просвещение 2010г»

(точное название программы, указание авторов и её выходных данных)




Составитель: Голуб Антон Владимирович

(Ф.И.О. учителя)

Физическая культура

( предмет)

8 разряд

(квалификационная категория)



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _____от «___»_________20___ г.





Барнаул 2013

СРЕДНЯЯ (ПОЛНАЯ) ШКОЛА

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа подготовлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования и Программы общеобразовательных учреждений Физическая культура 5-11 классы под редакцией А. П. Матвеева «Просвещение 2010» и рассчитана программа на 3 часа в неделю.

Учебник: физическая культура 10-11 класс учебник для общеобразовательных учреждений/А.П.Матвеев;-:Просвещение,2010.

Уровень программы (базовый стандарт/профиль): базовый стандарт, для каких обучающихся составлена (опираясь на реальные недостатки в обученности - результат обучения) для общеобразовательных классов и классов компенсирующего обучения.

УМК: Государственная программа по физической культуре учащихся 5-11 классов (под общей ред. А.П.Матвеева, 2010). Учебник Физическая культура 8-9 классы : под общ. редакцией А.П.Матвеева,2010г.

Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в сфере общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. Как следствие этого, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой цели.

Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой общей цели программа для учащихся средней (полной) школы ориентируется на решение следующих задач:

- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями и техническими действиями базовых видов спорта;

- овладение системой знаний о физической культуре как способе формирования здорового образа жизни и социальных ориентаций;

- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Структура и содержание программы.

Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент); «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).

Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «Физическая культура и здоровый образ жизни», «Оздоровительные системы физического воспитания», «Спортивная подготовка» и «Прикладно ориентированная физическая подготовка». В этих темах раскрываются современные представления о роли физической культуры в формировании индивидуального образа жизни, сохранении здоровья и продлении творческой активности, подготовке человека к предстоящей жизнедеятельности. Кроме того, здесь приводятся сведения о современных оздоровительных системах физического воспитания, раскрываются их цели, задачи, формы организации.

В разделе «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» представлены задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя такие темы, как «Организация и проведение занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является необходимый и достаточный для самостоятельной деятельности перечень практических навыков и умений.

Наиболее представительным по объему учебного содержания является раздел «Физическое совершенствование», который ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя следующие темы: «Упражнения в системе занятий адаптивной физической культурой», «Упражнения в системе занятий атлетической гимнастикой (юноши)», «Упражнения в системе занятий шейпингом (девушки)», «Упражнения в системе занятий атлетическими единоборствами», «Упражнения в системе спортивной подготовки», «Упражнения в системе прикладно ориентированной физической подготовки» и «Упражнения культурно-этнической направленности».

Содержание первой темы соотносится с решением задач по укреплению здоровья учащихся и представлено комплексами упражнений адаптивной физической культуры. Вторая и третья темы представлены упражнениями оздоровительных систем физического воспитания, которые излагаются в последовательности, определяющей решение задач по коррекции телосложения. Четвертая и пятая темы этого раздела раскрывают задачи спортивной и прикладно ориентированной физической подготовки. Здесь учебный материал представлен соревновательными и прикладными упражнениями из базовых видов спорта, а также упражнениями атлетических единоборств.

Как и в основной школе, включение соответствующего базового вида спорта в содержание целостного учебно-воспитательного процесса определяется решением Совета школы исходя из интересов учащихся, имеющихся спортивных традиций, а также наличия спортивной базы и квалифицированных преподавателей. Для углубленной спортивной подготовки по избранному виду спорта рекомендуется использовать два варианта организации учебного процесса. Первый - это добавление 3-го часа физической культуры в недельный бюджет учебного времени из регионального (школьного) компонента Базисного учебного плана. Второй - это выделение до 20% часов за счет уменьшения количества времени на освоение учащимися других учебных тем и разделов программы.

Тема «Упражнения культурно-этнической направленности» посвящена историческим особенностям развития физической культуры той народности, которая населяет конкретный регион. Учебный материал для нее рекомендуется местными органами образования и разрабатывается учителями физической культуры.

Программа завершается изложением Требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре. Они соотносятся с Требованиями Государственного стандарта и задаются по четырем базовым основаниям: «знать/понимать», «уметь», «демонстрировать» и «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». В программе требования выполняют двойную функцию. С одной стороны, они являются критериями оценки успешности овладения учащимися программным содержанием, а с другой - устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым выпускником, оканчивающим среднюю (полную) школу.

В программе требования не дифференцируются по годам обучения, а даются в интегральном (едином) выражении. Использование такого подхода является оправданным, поскольку позволяет на протяжении всего периода обучения в средней (полной) школе осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и физических возможностей. Исходя из программных требований и ориентируясь на индивидуальные возможности каждого ученика, учитель вправе самостоятельно разрабатывать контрольные задания и в соответствии с ними оценивать успеваемость каждого ученика по учебным полугодиям. Главное, чтобы к концу обучения в средней (полной) школе каждый учащийся смог выполнить программные требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре.

Обоснование программы (актуальность, новизна, значимость).

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:

  • реализацию принципа вариантности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью;

  • реализация принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

  • соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному;

  • расширение межпредметных связей, направленное на формирование целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями;

физическое воспитание в школе призвано носить системный характер и отражать потребности российского общества и воспитания, обучения и развитие человека нового XXI века.

Образовательная область

«Физическая культура» является учебным предметом в программах 1-4,5-9,10-11 классах, рассматривается как обучение школьников физкультурным знаниям, двигательным умениям, развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости), необходимых человеку в повседневной жизни и в спортивных занятиях.

Формы организации и примерное планирование образовательного процесса.

В средней (полной) школе урочные формы учебных занятий физической культурой приобретают все более самостоятельный характер, т. е. учащимся предоставляется определенная самостоятельность в их планировании и структурировании, выборе состава упражнений и дозировки нагрузки, контроле за функциональным состоянием организма и результативностью тренировочного процесса. Роль учителя здесь сводится в большей степени к проведению консультаций по корректировке разрабатываемых учащимися индивидуальных методик, помощи в организации занятий, включая и самостоятельные занятия дома. При таком подходе, наряду с традиционными типами уроков (с образовательно-познавательной, образовательно-обучающей и образовательно-тренировочной направленностью), появляются и так называемые практико-ориентированные уроки (занятия), которые по своей сути носят методический характер. На этих уроках совместно с учителем разрабатываются индивидуальные учебные задания, составляются планы-конспекты, оценивается результативность в обучении двигательным действиям и развитии физических качеств.

Программа рассчитана на 204 учебных часа (по три часа в неделю). В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме20 учебных часов (или 9,8%) для реализации учителями образовательных учреждений авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Примерное распределение программного материала в учебных часах по годам обучения

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

Класс

X

XI

I

Знания о физической культуре

8/4*

6/3

1

Физическая культура и здоровый образ жизни

3/1

2/1

2

Оздоровительные системы физического воспитания

4/2

2/1

3

Спортивная подготовка

1/1

-

4

Прикладно ориентированная физическая подготовка

-

2/1

II

Способы самостоятельной деятельности

4/4

4/4

1

Организация и проведение занятий физической культурой

2/2

2/2

2

Оценка эффективности занятий физической культурой

2/2

2/2

III

Физическое совершенствование

80/56

82/57

1

Упражнения в системе занятий адаптивной физической культурой

10/6

10/4

2

Упражнения в системе занятий атлетической гимнастикой

36/30

-

3

Упражнения в системе занятий шейпингом

4

Упражнения в системе занятий атлетическими единоборствами

-

36/32

5

Упражнения в системе прикладно ориентированной физической подготовки

6

Упражнения в системе спортивной подготовки

28/17

30/18

7

Упражнения культурно-этнической направленности

6/3

6/3

IV

Резерв времени учителя

10/6

10/6

V

Всего

102/70

102/70

Рабочая программа 11 класс

Через косую линию указано количество часов при проведении двух уроков физической культуры в неделю.


Учебно-тематический план 11 класс

11 класс

Разделы и темы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

год

Основы знаний:


в процессе урока

I. Знания о физической культуре(в процессе урока):

- История физической культуры

- Физическая культура и спорт в современном обществе

- Базовые понятия физической культуры

- Физическая культура человека

в процессе урока

в процессе урока

в процессе урока

в процессе урока


П. Способы двигательной (физкультурной) деятельности

(в процессе урока):

- Самостоятельные игры и развлечения.

- Самостоятельные занятия.

в процессе урока

в процессе урока

в процессе урока

в процессе урока


III. Физическое совершенствование(в процессе урока):

- Физкультурно-оздоровительная деятельность;

- Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью;

- Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью;

- Упражнения культурно-этнической направленности;

в процессе урока

в процессе урока

в процессе урока

в процессе урока


1) Легкая атлетика

20

14

34

2) Гимнастика

2

3

5

3) Лыжная подготовка

8

16

24

4) Спортивные игры:


5) Баскетбол

3

5

4

3

15

6) Волейбол

5

9

7

21

7)Единоборства

3

2

2

7

Развитие двигательных качеств

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

В процессе урока

ВСЕГО:

28

22

31

24

105

Общее количество часов на 2013 -2014 учебный год - 105.

Естественные основы: Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры. Легкая атлетика: Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Баскетбол: Помощь в судействе. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Социально-психологические основы: Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.


Знания о физической культуре

Физическая культура и здоровый образ жизни.

Роль и значение физической культуры в предупреждении раннего старения и длительном сохранении творческой активности человека, формировании индивидуального образа жизни.

Влияние регулярных занятий физическими упражнениями родителей на состояние здоровья их будущих детей.

Оздоровительные системы физического воспитания.

Система реабилитационных занятий после физических травм (переломов, вывихов, ушибов), цель, задачи, содержание и формы организации (общие представления).

Система гигиенических мероприятий в предродовой и послеродовой период у женщин (материал для девушек): режим дня и питания; занятия физическими упражнениями (содержание, направленность, формы организации); закаливание (формы организации и проведения); пешие прогулки (формы организации и проведения).

Прикладно ориентированная физическая подготовка.

Прикладно ориентированная физическая подготовка как форма организации занятий физической культурой по подготовке человека к предстоящей жизнедеятельности, цель, задачи и краткое содержание, связь со спортивной подготовкой.

Атлетические единоборства как система самозащиты без оружия. Цель, задачи и основное содержание. Правила техники безопасности на занятиях атлетическими единоборствами. Оказание доврачебной помощи при сложных травмах (ушибах, вывихах, переломах, кровотечениях), правила транспортировки пострадавшего.

Тестирование специальных физических качеств.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение занятий физической культурой.

Совершенствование навыков и умений в планировании индивидуальных систем занятий физической культурой разной направленности (по выбору, с учетом собственных интересов и потребностей в укреплении здоровья, физическом и спортивном совершенствовании).

Соблюдение требований безопасности на занятиях атлетическими единоборствами, приемы страховки и самостраховки. Технология разработки планов-конспектов тренировочных занятий, планирование содержания и динамики физической нагрузки в системе индивидуальной прикладно ориентированной и спортивной подготовки (по избранному виду спорта).

Совершенствование навыков и умений в анализе и оценке техники двигательных действий, наблюдении за режимами физической нагрузки (по частоте сердечных сокращений) и показателями (внешними и внутренними) текущего самочувствия.

Совершенствование навыков в приемах гигиенического и оздоровительного самомассажа.

Совершенствование навыков и умений в судействе спортивных соревнований.

Совершенствование навыков и умений в оказании доврачебной помощи (способы переноски пострадавшего).

Оценка эффективности занятий физической культурой.

Комплексная оценка индивидуального состояния здоровья и расчет «индекса здоровья» (на примере пробы Руфье). Совершенствование навыков и умений в ведении индивидуального дневника самонаблюдения, комплексная оценка индивидуального физического развития, физической подготовленности и физической работоспособности, функционального состояния организма.

Физическое совершенствование

Упражнения в системе занятий адаптивной физической культурой.

Упражнения и индивидуально подобранные комплексы упражнений (подбираются в соответствии с медицинскими показаниями и по согласованию с врачом на основе ранее изученного учебного материала).

Упражнения в системе занятий атлетическими единоборствами.

Упражнения в самостраховке.Стоя в группировке, перекат назад. Полуприсед, руки вперед, перекат назад с акцентированным (страховочным) ударом прямыми руками о ковер. Полуприсед, руки вперед, перекат с разворотом на бок с акцентированным (страховочным) ударом рукой о ковер. Стоя в широкой стойке, сгибая ноги, наклониться вперед, левую (правую) руку между ног, резко наклоняя голову вниз, перекат через левое (правое) плечо.

Стойки и захваты. Стойки по положению туловища и положению стоп. Разновидности тактических перемещений. Захваты: одной руки двумя руками; туловища двумя руками спереди и двумя руками сзади; шеи с рукой сверху. Освобождение от захвата: одной руки; туловища сзади и спереди; шеи сзади и спереди.

Броски и удержания. Подножки: передняя, задняя. Броски: через бедро рывком за пятку, захватом ног. Удержания: сбоку, захватом руки и шеи; со стороны головы, захватом рук и туловища.

Защитные действия и приемы. Защита от удара кулаком в голову. Защита от удара кулаком снизу. Защита от удара ногой: уклоном, уклоном с подставкой руки, подставкой руки в положении стоя. Загиб руки за спину. Загиб руки за спину сзади с переходом к сваливанию. Рычаг руки наружу с переходом к сваливанию. Рычаг руки внутрь с переходом на загиб за спину. Защитно-ответные действия при ударе ножом (сверху, прямо, снизу).

Упражнения в системе прикладно ориентированной физической подготовки.

Строевые команды и приемы (юноши). Ходьба с грузом на плечах по гимнастическому бревну, с поворотами и с расхождением. Передвижение в висе на руках (юноши) по горизонтально натянутому канату и в висе на руках с захватом каната ногами (девушки). Лазанье по гимнастическому канату (юноши) и гимнастической стенке с грузом на плечах (девушки). Опорные прыжки через препятствие (юноши).

Кросс по пересеченной местности с использованием простейших способов ориентирования. Преодоление полос препятствий с использованием разнообразных способов метания, переноской «пострадавшего» способом на спине (юноши).

Плавание на боку. Спасение утопающего (юноши - подплывание к «тонущему»: освобождение рук от захватов, транспортировка). Ныряние в длину. Прыжок в воду способом «ногами вниз» (3 м).

Упражнения в системе спортивной подготовки. Гимнастика с основами акробатики.

Совершенствование индивидуальной техники соревновательных упражнений в акробатических комбинациях и комбинациях на спортивных снарядах (составляются учащимися на основе ранее изученного учебного материала). Выполнение спортивных комбинаций в условиях соревновательной деятельности (вид соревновательных упражнений выбирается учащимися самостоятельно).

Легкая атлетика. Совершенствование индивидуальной техники соревновательных упражнений (из ранее освоенного учебного материала). Выполнение легкоатлетических упражнений в условиях соревновательной деятельности (вид соревновательных упражнений выбирается учащимися самостоятельно).

Лыжные гонки. Совершенствование индивидуальной техники передвижения на лыжах. Прохождение соревновательных дистанций в условиях соревновательной деятельности (протяженность соревновательной дистанции выбирается учащимися самостоятельно).

Плавание. Совершенствование индивидуальной техники одного из способов плавания. Проплывание соревновательных дистанций избранным способом плавания (протяженность дистанции и способ плавания определяются учащимися самостоятельно).

Спортивные игры. Совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, мини-футболе, настольном теннисе, ручном мяче). Спортивные игры в условиях соревновательной деятельности.

Упражнения культурно-этнической направленности.

Сюжетно-образные (подвижные) и обрядовые игры. Элементы техники национальных видов спорта.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

- о влиянии оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, увеличение продолжительности жизни, о профилактике профессиональных заболеваний;

- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

- правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;

Уметь

- выполнять индивидуально подобранные комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания (шейпинга, атлетической гимнастики и адаптивной физической культуры);

- выполнять простейшие приемы самомассажа;

- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

- выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

Влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

-Формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;

-Требования безопасности на занятиях физической культурой;

-Способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

Уметь:

  • Планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;

  • Выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы атлетической гимнастики;

  • Преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;

  • Выполнять приемы самообороны, страховки и само страховки;

  • Выполнять комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки;

  • Выполнять соревновательные упражнения и техника - тактические действия в избранном виде спорта;

  • Осуществлять судейство в избранном виде спорта;

  • Проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя);

  • Выполнять простейшие приемы самомассажа;

  • Оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

  • Выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;

Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана.

Одним из возможных методических требований к сообщению знаний является реализация в практике межпредметных связей (физической культуры с физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.). При передаче знаний очень важно опираться на методы активной учебно-познавательной деятельности: проблемное и программированное обучение, элементы исследования, самостоятельная работа, задания по самоконтролю, взаимоанализа, действия партнера и др.

Предполагаемые результаты:

В результате изучения предмета «Физическая культура» учащиеся должны знать/понимать

  1. роль физической культуры в формировании здорового образа жизни

основы формирования двигательных действий и развития физических качеств

способы закаливания организма и основные приемы самомассажа уметь

составлять и выполнять комплексы упражнений

выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств

осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью

соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений

осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта и демонстрировать

Демонстрировать

Физические качества

Физические упражнения

Юноши

Девушки

Быстрота

Бег 100 м с низкого старта, с
Прыжки через скакалку, мин. с

14,2
1.30

17,2
1.00

Сила

Подтягивание туловища из виса, кол-во раз
Подтягивание туловища из виса лежа, кол-во раз
Прыжок в длину с места, сми
Поднимание туловища из положения лежа на спине, рук за голову, кол-во раз

12
-
200
50

-
16
175
30

Выносливость (выбирается любое из упражнений)

Бег на 2000м, мин. с
Бег на 1000 м, мин. с

9.30
-

-
4.30

Координация движений

Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз

5

3

Челночный бег 3x10 м, с

8,2

8,8

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

- повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;

- подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных силах Российской Федерации;

- организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

- активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

Итоговые оценки:

Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих.

Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных и зачета (экзамена) по физической культуре (для выпускных классов) и за счет прироста в тестировании.

Основные критерии выставления оценок по теоретическому курсу

«5» - ставится если:

  • полно, осознано и правильно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

  • есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее приобретенные знания (как на уроках ОБЖ, так и на уроках по другим предметам), а так же знания из личного опыта и опыта других людей;

  • рассказ построении логически последовательно грамотно с использованием обще научных приемов (анализа, сравнения, обобщение и выводов);

  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.

«4» - выставлена тогда когда:

  • раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении;

  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • определение понятий не полное, допускаются не значительные нарушения последовательность, искажение, 1-2 не точности в ответе при использовании научных терминов.

«3» - ставится если:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • определения понятий не достаточно четкие;

  • не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя;

  • допускаются ошибки и нет точности в использовании научной терминологии и определении понятий

«2» - получает тот кто:

  • не раскрыл основное содержание учебного материала;

  • не дал ответы на вспомогательные вопросы учителя;

  • при проверке выполнения Д.З. не ответив не на один из вопросов;

  • допускаются грубые ошибки в определении понятий и использовании терминологии.

Характеристика учебного процесса.

К формам организации занятий по физической культуре в средней школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты здоровьесберегающяя

Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке:

  • словесный;

  • демонстрации;

  • разучивания упражнений;

  • совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств;

  • игровой и соревновательный.

  • Учебно-тематический план Представлен в Приложении 1.

Содержание тем учебного курса

Логика изложения и содержания рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Знания о физической культуре.

Физическая культура. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований.

Физические упражнения. Влияние физических упражнений на физическое развитие.

Физическое совершенствование.

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток. Гимнастика для глаз.

Гимнастика с основами акробатики. Строевые действия в шеренге и колонне.

Легкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Броски. Метание.

Лыжные гонки. Передвижение на лыжах, повороты, торможение.

Подвижные и спортивные игры.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Обучающиеся должны: иметь представление

о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности; о режиме дня и личной гигиене; о правилах составления комплексов утренней зарядки,

уметь выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток; играть в подвижные игры;

выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами.

Легкая атлетика (30 часов)


Основная направленность

Содержание материала

На овладение техникой спринтерского бега

Высокий старт от 10 до 15 м Бег с ускорени­ем от 30 до 40 м Скоростной бег до 40 м

Бег на результат 60 м

На овладение техникой длительного бега

Бег в равномер­ном темпе от 10 до 12 мин

Бег на 1000 м

На овладение техникой прыжка в длину

Прыжки в дли­ну с 7-9 шагов разбега

На овладение техникой прыжка в высоту

Прыжки в вы­соту с 3-5 ша­гов разбега

На овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность

Метание теннисного мяча на дальность отскока от стены с места, с шага, с двух шагов; в горизонтальную и вертикальную цель (1*1) с расстояния девушки- 12-14м, юноши -до 16 м.

Метание мяча весом 150 г с места на дальность и с 4-5 бросковых шагов с разбега в коридор 10 м на дальность и заданное расстояние.

Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных и.п. с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов, с четырех шагов вперед-вверх

На развитие выносливости

Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка

На развитие скоростно-силовых способностей

Всевозможные прыжки и многоскоки, метание в цель, и на дальность разных снарядов из разных ИП, толчки и броски набивных мячей весом до3 кг.

На развитие скоростных способностей

Эстафеты, старты из различных ИП, бег с ускорением с максимальной скоростью.

На развитие координационных способностей

Варианты челночного бега, бега с изменениями направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и.п. в цель и на дальность (обеими руками)

На знания о физической культуре

Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой.

На овладение организаторскими умениями

Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в подготовке места проведения соревнований.

Самостоятельные занятия

Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных, координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены.


Гимнастика с элементами акробатики (14 часов)


Основная направленность

Содержание материала

На освоение строевых упражнений

Перестроение из колонны по одно­му в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колон­ну по одному раз­ведением и слия­нием, по восемь в движении

На освоение ОРУ без предметов на месте и в движении

Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, поворотами. Простые связки. ОРУ в парах.

На освоение ОРУ с предметами

Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (3-5 кг) тренажерами, эспандерами

Девочки: с обручами, булавами, большим мячом, палками, тренажерами.

На освоение и совершенствование висов и упоров

Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе

Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа

На освоение опорных прыжков


Вскок в упор при­сев; соскок про­гнувшись (козел в ширину, высота 80-100 см)


На освоение акробатичес­ких упражне­ний

Кувырок вперед и назад; стойка на ло­патках

На развитие координационных способностей

ОРУ с предметами и без предметов; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой. Эстафеты с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. Акробатические упражнения, прыжки с гимнастического мостика в глубину.

На развитие силовых способностей и силовой выносливости




Лазанье по канату, шесту, гимнастической лестнице. Подтягивание, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами.


На развитие скоростно -- силовых способностей


Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча.

На развитие гибкости

ОРУ с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения в парах, с гимнастической скамейкой, стенкой. Упражнения с предметами.


На знания о физической культуре









Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обес­печение техники безопасности; упражнения для разогре­вания; основы выполнения гимнастических упражнений





На овладение организаторскими способностями

Помощь и страховка; демонстрация упражнений; выпол­нение обязанностей командира отделения; установка и уборка снарядов; составление с помощью учителя прос­тейших комбинаций упражнений. Правила соревнований


Самостоятельные занятия

Упражнения и простейшие программы по развитию силовых, координационных способностей, гибкости с предметами и без, акробатические. Правила самоконтроля. Способы регулирования физической нагрузки.


Спортивные игры

Волейбол (21 часов)


Основная направленность

Содержание материала

На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек




Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба и бег с выполнением заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.

Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, ускорение).

На освоение техники приема и передач мяча


Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. Тоже через сетку.


На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощенным правилам мини-волейбола.

Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков и на укороченных площадках






На развитие координационных способностей

Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом (челночный бег, всевозможные упражнения с мячом, метание в цель различными мячами; жонглирование; упражнения на быстроту и точность реакций; прыжки в заданном ритме и т.д.)

На развитие выносливости

Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры

На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей




Бег с ускорением, изменением направления, из различных и.п.. Ведение мяча в высокой, низкой и средней стойке с максимальной частотой в течение 7-10 с. Подвижные игры, эстафеты, игровые упражнения с набивным мячом.

На освоение техники нижней прямой подачи


Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки.

На освоение техники прямого нападающего удара


Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером


На закрепле­ние техники владения мя­чом и разви­тие коорди­национных способностей

Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар


На закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей, техники перемещений


Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар


На освоение тактики игры



Тактика свободного нападения

Позиционное нападение без измене­ния позиций игроков (6:0)

На знания о физической культуре

Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи ведения мяча или броска; тактика нападений(расстановка игроков, быстрый прорыв) Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников) Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми.

На овладение организаторскими умениями


Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игр.



Самостоятельные занятия









Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых, способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов). Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию спортивных игр. Правила самоконтроля


Баскетбол (16 часов)


Основная направленность

Содержание материала

На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом.

Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

На освоение ловли и передач мяча

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).

На освоение техники ведения мяча

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение ьез сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой

На овладение техникой бросков мяча

Броски одной и двумя руками с ме­ста и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления за­щитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м

На освоение индивидуальной техники защиты

Вырывание и выбивание мяча.

На закрепление техники владения мячом и развития координационных способностей

Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

На закрепление техники перемещений, владения мячом и развития координационных способностей

Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

На освоение тактики игры

Тактика свободного нападения

Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков

Нападение быстрым прорывом (1:0)

Взаимодействие двух игроков «От­дай мяч и выйди»

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола.

Игры и игровые задания 2:1, 3:1,3:2,3:3


Лыжная подготовка (24 часа)


Основная направленность

Содержание материала

На освоение техники лыжных ходов

Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный хо­ды.

Подъем «полу­елочкой». Тормо­жение «плугом». Повороты переступанием. Про­хождение дис­танции 3 км

На знания о физической культуре

Правила самостоятельного выполнения упражнений. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах.


Формы организации деятельности учащихся урок

Перечень программно-методического обеспечения и демонстрационные печатные формы:

- Таблицы по стандартам физического развития к физической деятельности

  • Плакаты демонстрационные

  • Учебные карточки по развитию двигательных качеств

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

  • Стенка гимнастическая

  • Перекладина гимнастическая

  • Скамейки гимнастические

  • Гантели

  • Мячи малые (теннисные)

  • Скакалки гимнастические

  • Мячи малые (мягкие)

  • Палки гимнастические

  • Обручи гимнастические

  • Секундомер

  • Флажки разметочные

  • Рулетка измерительная

  • Номера нагрудные

  • Щиты баскетбольные с кольцами и сеткой

  • Мячи баскетбольные

  • Жилетки игровые

  • Стойки волейбольные

  • Сетка волейбольные

  • Мячи волейбольные

  • Табло перекидное

  • Мячи футбольные

  • Компрессор для надувания мячей

  • Аптечка

Список литературы

- Программы общеобразовательных учреждений Физическая культура 5-11 классы под редакцией А. П. Матвеева «Просвещение 2007г»,

  • Примерные программы среднего общего образования А.П.Матвеев, Москва «Просвещение», 2007г

  • Примерные программы по учебным предметам «Физическая культура» 5-9 кл. Стандарты второго поколения «Просвещение», М. 2011г

  • Сборник программы для средней школы. Система А.П.Матвеева. Изд. «Учебная литература» 2009г

  • «Физическая культура в школе» Ю.А.Янсон. «Феникс» 2004г.

  • «Уроки физической культуры в школе», «Новые педагогические технологии» Ю.А.Янсон. «Феникс» 2005г.

  • «Примерные программы по физической культуре» 1-11 классы. Изд. «Учитель», 2006г.

  • «Физ.культура: Учебное пособие для 1 кл. «Физическая культура»А.П.Матвеев, М. «Просвещение» 2009г

- Учебное пособие для 3 кл.«Физическая культура»А.П.Матвеев, М. «Просвещение» 2009г.

- Учебное пособие для 5-7 кл. «Физическая культура» А.П.Матвеев, М.«Просвещение» 2009г.

- Учебное пособие для 8-9 кл. «Физическая культура» А.П.Матвеев,М. «Просвещение» 2009г.

- Учебное пособие для 10-11 кл. «Физическая культура» А.П.Матвеев,М. «Просвещение» 2009г.

Учебно-тематический план

Логика изложения и содержания рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.


© 2010-2022