Рабочая программа по физкультуре (дополнительное образование). Спортивный кружок Конькобежный спорт

Пояснительная запискаКонькобежный спорт, благодаря своей массовости служит средством агитации за физическую культуру и спорт, он привлекает к занятиям физическими упражнениями на свежем воздухе детей и взрослых. Систематические занятия конькобежным спортом способствуют физическому развитию человека, совершенствованию его физических и волевых качеств, формированию и улучшению двигательных навыков.Регулярные занятия конькобежным спортом совершенствуют двигательные способности занимающихся: их силу...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Конькобежный спорт, благодаря своей массовости служит средством агитации за физическую культуру и спорт, он привлекает к занятиям физическими упражнениями на свежем воздухе детей и взрослых. Систематические занятия конькобежным спортом способствуют физическому развитию человека, совершенствованию его физических и волевых качеств, формированию и улучшению двигательных навыков.

Регулярные занятия конькобежным спортом совершенствуют двигательные способности занимающихся: их силу, ловкость, быстроту, выносливость и гибкость. Занятия на коньках благотворно влияет на организм, укрепляет нервную систему, создает бодрое, жизнерадостное настроение, а так же снижает умственное утомление и является хорошим средством активного отдыха на улице.

Учебная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Физическая культура. 1-11 классы: Комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. Издательство «Учитель», 2011.

  • На основе курса обучения катанию на коньках.

Заниматься в секции может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.

Цель программы - укрепление здоровья, обучение технике катания на коньках, формирование двигательных умений и навыков.

Задачи:

  • - укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;

  • - формирование двигательных умений и навыков;

  • - воспитание у школьников потребности в систематических и самостоятельных занятиях на свежем воздухе;

  • -воспитание волевых качеств характера;

  • - приобретение необходимых навыков самоконтроля и самостраховки;

Знать / понимать:

1. Исторические этапы становления и развития конькобежного спорта.

2. Роль физической культуры и конькобежного спорта в формировании здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.

3. Гигиенические требования к организации занятий конькобежным спортом.

4. Влияние занятий на коньках на развитие основных систем организма.

5. Основные приемы самоконтроля и способы закаливания организма.

6. Технику безопасности (далее: ТБ) и правила поведения на занятиях по конькобежной подготовке.

7. Профилактику вредных привычек.

8. Оказание первой помощи при травмах.

Уметь:

1. Бегать на короткие дистанции с максимальной скоростью на коньках.

2. Бегать на длинные дистанции (до 3000м) в доступном темпе на коньках.

3. Использовать физические упражнения и игры с целью отдыха, восстановления сил, укрепления здоровья, повышения работоспособности, развития физических качеств.

4. Владеть техническими приемами катания на коньках.

5. Управлять своими эмоциями, взаимодействовать с партнерами в процессе коллективных занятий.

6. Соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений.

7. Проводить самостоятельные занятия по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений.

8. Выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности.

Основные задачи обучения катанию на коньках до выхода на лёд:

создать у учащихся предварительное представление о катании на коньках, научить их, как шнуруются ботинки, как нужно одеваться;

научить занимающихся ходить на коньках, приседать, переносить вес тела с одной ноги на другую, балансировать на одном коньке; избегать падений.

Основные задачи при обучении на льду.

Научить: скольжению на двух коньках;

скольжению на плоскости полоза;

самостоятельному движению по прямой;

движению по кругу;

перебежке;

торможению;

другим упражнениям простого катания на коньках (скольжение в положении «ласточка», в глубоком приседе на двух ногах и на одной ноге, перебежка вправо, движение спиной вперёд, повороты на месте и на ходу, прыжки на двух коньках и другие);

падениям.

Начальное обучение можно проводить на любых коньках. При обучении простому катанию на коньках важно привить учащимся такие навыки, которые способствовали бы овладению техникой скоростного бега в дальнейшем.

Описание разделов программы

Учебный материал курса «Конькобежный спорт. Обучение простому катанию на коньках» распределен по девяти разделам: «Основы знаний», «Специальные или подводящие упражнения», « Самостоятельное передвижение на коньках», «Техника падений», «Виды торможений», «Техника бега по прямой», «Техника бега со старта», «Техника бега по повороту», «Упражнения простого катания на коньках».

Основы знаний

В содержательном плане первый раздел программы «Основы знаний» предусматривает ознакомление учащихся с курсом «Конькобежный спорт. Обучение простому на коньках», с историей развития конькобежного спорта, с правилами техники безопасности.

Целями и задачами раздела являются: сообщение теоретических сведений по следующим вопросам:

Правила экипировки и шнуровки ботинок.

Правила поведения на занятиях по конькам в целях предупреждения травматизма.

Влияние занятий конькобежным спортом на организм.

Значение занятий на коньках для совершенствования физической подготовленности.

Правила самостоятельных занятий на коньках.

Правила проведения разминки на конькобежных занятиях.

Виды конькобежного спорта: скоростной бег на коньках, фигурное катание, шорт-трек.

Правила соревнований по бегу на коньках. Основы техники бега со старта.

Тактика прохождения спринтерских и стайерских дистанций.

Теоретические сведения сообщаются на вводном уроке.

Также можно использовать перерывы для отдыха между выходами на лёд

Специальные или подводящие упражнения

Специальные или подводящие упражнения являются средствами обучения. Они подразделяются на упражнения, выполняемые без коньков, на коньках на полу и упражнения, выполняемые на коньках на льду.

Специальные (подводящие) упражнения содержат отдельные элементы техники бега и воздействуют, в основном, на мышцы ног и спины. Эти упражнения особенно ценны для начинающих. Выполняя их, занимающиеся осваивают рабочую позу - посадку, совершенствуют равновесие и координацию движений.

Термин «посадка» для новичка означает рабочую позу: ноги слегка согнуты в коленях, тазобедренных и голеностопных суставах, спина наклонена до 45-50 градусов и округлена, слегка согнутые руки опущены, т. е. находятся «наготове».

Целями и задачами раздела являются:

научить учащихся принимать и сохранять правильное положение тела - рабочую посадку;

принимать и менять позы и положения конькобежца;

выполнять бесшаговые упражнения (без перемещения с одного места на другое);

выполнять упражнения с перемещением (с продвижением вперед или в стороны).

Самостоятельное передвижение на коньках

Целью раздела является формирование у учащихся первоначального представления о технике катания на коньках, обучение самостоятельному передвижению на коньках по льду.

Задачи раздела: вызвать у учащихся интерес и желание кататься на коньках;

преодолеть «чувство страха» при движении по скользкой опоре на ограниченной площади поверхности;

развивать умение сохранять равновесие и правильное положение тела;

закрепить навыки параллельной постановки коньков;

разучить приемы переноса тяжести тела на опорную ногу;

закрепить навыки отталкивания коньком и скольжения на другом;

научить учащихся поочередному отталкиванию то одним коньком, то другим.

Техника падений

Цель раздела - научить учащихся избегать падений, делать их менее опасными.

Задачи: учить приемам самостраховки;

учить умению группироваться в момент потери устойчивости на коньках.

Учащийся должен уметь группироваться в момент потери устойчивости на коньках. Для этого надо глубоко присесть, туловище наклонить вперед, руки опустить вниз до коньков, коньки слегка расставить. Важно, чтобы учащиеся мышечно прочувствовали технику правильного падения. Данное упражнение можно включать в каждое занятие после подводящих упражнений. Целесообразно учить приемам правильного падения: «рыбкой» и на бок. При падении «рыбкой» учащийся приседает, туловище и руки выносит вперед и скользит на животе, ноги вытягивает. Перед падением на бок надо сгруппироваться, сильно согнув ноги, туловище прижать к бедрам, руками охватить голень. Лучшее предупреждение от травм на льду в результате падений - тренировка в помещении и на снегу и, затем, на льду в основном периоде обучения: после разбега (по одному) учащиеся приседают, группируются и падают «рыбкой» или на бок то в одну то в другую сторону. До 20-30 повторений на 2-3 занятиях.

Виды торможений

Обучение технике торможений проводиться сразу же после того, как учащиеся научились более или менее уверенно держаться на коньках на льду. Цель раздела - научить учащихся выполнять торможения различными способами.

Задачи: освоить необходимое положение коньков при каждом виде торможений;

выполнять упор внутренним ребром одного конька;

выполнять упор после разбега внутренними ребрами обоих коньков;

научить поворотам на параллельных коньках на 90 и 180 градусов.

Техника бега по прямой

Разучив отдельные элементы техники, надо перейти к освоению техники бега по прямой в целом. Во время обучения упражнениям необходимо следить за тем, чтобы ученики всё время сохраняли правильную посадку, находясь в свободном скольжении, расслабляли свободную ногу, а, начиная отталкивание, ставили конёк свободной ноги рядом с коньком толчковой ноги.

Целью раздела является формирование новых двигательных навыков при катании по прямой.

Задачи раздела: научить скользить в одноопорном, хорошо уравновешенном положении; правильно отталкиваться, соблюдая необходимое направление толчка в сторону-назад;

сочетать отталкивание со скольжением на одном, на другом коньке, на двух вместе, соблюдая при этом правильную посадку и постановку коньков;

учить во время отталкивания и скольжения переносить тяжесть тела с одной ноги на другую;

научить выполнять разбег разными способами (короткими и длинными шагами);

учить переключаться с одного двигательного действия на другое (разбег и скольжение на двух ногах, разбег и выполнение различных фигур в одноопорном положении);

формировать навык скольжения на одном коньке после небольшого разбега в разных исходных положениях;

овладеть умением согласовывать движения рук и ног;

научить катанию по прямой с махами рук.

Движения рук во время бега позволяют быстрее выводить тело из равновесия. От возможности быстро выводить тело из равновесия перед каждым отталкиванием зависит быстрый темп шагов. Для этого нужно повторить движение рук вначале стоя на месте, затем в скольжении. Необходимо заострить внимание занимающихся на крайних положениях рук во время бега на коньках и на том, как движения рук согласуются с движениями ног.

Техника бега со старта

Цель раздела - научить учащихся технике бега со старта.

Задачи: разучить исходное положение около стартовой линии и на старте;

разучить движения на первых 7-10 шагах со старта;

научить отталкиванию внутренними ребрами сильно развернутых коньков;

акцентировать первый шаг и выведение таза вперед в хорошей координации с движениями рук;

разучить стартовый разбег с переходом на дистанционный стиль бега.

Бег со старта включает в себя стартовую позу, первые шаги, стартовый разбег и переход в дистанционный бег.

Ученик стоит правым или левым боком к линии старта, коньки расположены параллельно один другому, под углом 30-45 градусов к линии старта, ноги сильно согнуты, туловище приподнято, руки находятся близко у тела. Если ученик стоит левым боком, то правая рука отведена в сторону на уровне плеча, левая - опущена вниз.

Начинается бег со старта отталкиванием сильно развёрнутыми коньками на внутренних рёбрах. После сигнала стартёра необходимо: 1) повернуть туловище в направлении бега; 2) сделать ближестоящей ногой к стартовой линии шаг за неё, развернув для упора ногу носком кнаружи; 3) мощно оттолкнуться другой ногой; максимально вывести таз в направлении бега; 5) резко поменять положение рук - левую вдоль туловища назад и в сторону-вверх до уровня плеча; правую - вдоль туловища вперёд, до положения кисти рук на уровне груди.

Первые шаги со старта - короткие, туловище наклонено вперёд. Сильно согнутые в коленях ноги поставлены под центр тяжести тела; задники коньков находятся близко к средней линии бега, а носки - наружу от неё. Коньки поочерёдно ставятся вперёд надо льдом. Амплитуду движения рук увеличивают со второго - третьего шага.

Обучать технике бега со старта можно по элементам, а затем целостно: сначала стартовой позе, затем первым шагам со старта и, наконец, старту в целом.

Техника бега по повороту

Цель раздела - обучение учащихся технике бега по повороту.

Задачи: научить стоять и скользить на наружном ребре левого конька; научить отталкиваться правым коньком в сторону и кратчайшим путем приставлять его к левому коньку, который все время ставится по касательной к окружности на наружное ребро; научить переносить правый конек через носок левого конька и наоборот.

Особенность техники бега по повороту заключается в том, что конькобежец бежит по кривой линии и вынужден в противовес центробежной силе создавать центростремительную, т. е. наклонятся внутрь поворота. Величина наклона зависит от скорости бега и радиуса поворота. Чем больше скорость бега, тем больше наклон, чем больше радиус поворота, тем меньше наклон. Посадка та же, что и в беге по прямой. Левый конёк ставится на наружное ребро по касательной к окружности. Отталкивание как правым, так и левым коньком направлено вправо.

Упражнения простого катания на коньках

Целью данного раздела является ознакомление учащихся с элементами техники, укрепление соответствующих групп мышц, развитие равновесия и координации.

Задачи: совершенствовать приобретенные навыки и на основе их вырабатывать новые;

укрепление костно-мышечной системы голеностопного сустава;

закрепить навыки скольжения на одном коньке;

учить своевременно переключаться с одного движения на другое.

При подборе средств и методов практических занятий руководитель кружка должен иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта( легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры или гимнастика, подвижные игры и т.д.).

Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и оздоровительными целями занятия.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения курса программы «Конькобежный спорт. Обучение простому катанию на коньках» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Знать и иметь представление: о роли и значении занятий катанием на коньках в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни;

об особенностях функционирования основных органов и структур организма при катании на коньках;

об особенностях организации и проведения индивидуальных занятий на катке;

об особенностях обучения и самообучения двигательным действиям при катании на коньках;

о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

о культуре поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;

об экипировке и использовании спортивного инвентаря на занятиях конькобежной подготовкой;

о правилах и условиях проведения соревнований;

о причинах травматизма на занятиях конькобежным спортом и правилах его предупреждения.

Уметь:

определять дозировку физической нагрузки и направленность воздействия физических упражнений;

владеть своим телом при остановках, во время падений;

самостоятельно выполнять разминку до выхода на лед и на коньках на льду;

самостоятельно выполнять специальную настройку перед соревновательными дистанциями;

организовывать и проводить самостоятельные формы занятий;

уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий катанием на коньках.

Демонстрировать: правильное положение тела при катании на коньках; упражнения для совершенствования отдельных элементов техники бега по прямой и повороту; технику старта и стартового разгона; виды торможений упражнения простого катания на коньках;

бег на простых коньках на дистанции:

100 м, 150 м, 300 м, 500 м, 1000 м (юноши) и

100 м, 150 м, 300 м, 500 м (девушки)

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ УПРАЖНЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ОВЛАДЕНИЮ НАВЫКАМИ КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ

ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ КОНЬКОВ

1. Исходное положение. Основная стойка. Руки заложены за спину и плотно прижаты к туловищу, левая рука держит правую за запястье, ступни и коле-

ни вместе. Туловище наклонить до 45-50 градусов, немного округлив спину, расслабить плечи, согнуть ноги в коленных суставах и максимально наклонить голени вперёд. Сделать несколько глубоких приседаний, варьируя высоту посадки.

2. И. п. Посадка конькобежца. На счёт 1 - отвести правую ногу в сторону,

на 2 - и. п., на 3 - левую ногу в сторону, на 4 - и. п. Следить, чтобы стопа и колено опорной ноги не «сваливались» внутрь, стопа толчковой ноги должна быть на одной линии с опорной ногой.

3. И. п. Посадка. Поочерёдное отведение ног назад, слегка согнутых в коленном суставе, с постановкой на носок, пятка повёрнута слегка наружу.

4. И. п. Посадка. На счёт 1 - правая нога отводится в сторону, на 2 - назад

и ставится на носок, на 3 - И. п. То же другой ногой.

5. И. п. Посадка. Ступни ног вместе. На счёт «и» - сместить туловище в левую сторону, на счёт 1 - перенести вес тела на левую ногу, выполняя отталкивание правой (опорной) ногой, на 2 - поднять правую ногу к левой, то есть прийти в и. п., на 3 - то же в правую сторону, на 4 - и. п.

6. Выполняется упражнение 5, но после смещения туловища в левую сторону

правая нога не подтягивается, а заводится назад по дуге и из этого положения подтягивается к опорной ноге. То же в другую сторону.

На полу проходит первое ознакомление с положением на коньках, с особенностями

равновесия на них и сохранением его на плоскости полозов. Применяются переступания

и перевод веса тела с одного конька на другой при различном расстоянии между ними,

балансирование на одном коньке, приседания. Принимаются позы и положения, применявшиеся без коньков.

УПРАЖНЕНИЯ НА КОНЬКАХ В ПОМЕЩЕНИИ

На пол, где будут проходить занятия, следует постелить резиновую дорожку. Проверить шнуровку коньков, проделать небольшой комплекс упражнений в помещении, предварительно сняв лишнюю одежду, чтобы не перегреться.

1. Ходьба на коньках по кругу с различными положениями рук - на пояс, в стороны, вперёд, вверх, к плечам, за спину.

2. Приседания до положения «посадка» конькобежца.

3. Наклоны вперёд.

4. Вращательные движения в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.

5. Равновесие на одном коньке, свободной ноге придаются различные положения -

она согнута в колене вперёд, назад, отведена в сторону или назад. Вначале эти упражнения можно выполнять стоя у стены, а затем без опоры.

6. Стоя на коньках (на наружном ребре левого и на внутреннем ребре правого конька), менять положения ног, слегка сгибая их в коленях.

7. Ходьба по кругу малого радиуса влево скрёстным шагом, ставя левый конёк на наружное ребро носком из круга. То же в другую сторону.

8. Стоя на коньках, перенести вес тела на правую ногу. На счёт 1 - левую ногу завести за правую в положение окончания отталкивания левой ногой; на 2 -возвратиться в исходное положение. То же в другую сторону.

9. Повороты на коньках на месте.

Следить, чтобы занимающиеся выполняли все упражнения, стоя на всём полозе коньков, не заваливая голеностопные суставы внутрь или наружу.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА КОНЬКАХ

1. Стоя лицом к борту в полуприседе и держась за него руками, движения ногами вперёд-назад (разноимённые).

2. То же, но стоя к борту правым боком.

3. То же, стоя к борту левым боком.

4. Стоя к борту боком (правым, левым), приседания до рабочей позы конькобежца.

5. Ходьба по льду в колонне, в шеренге, со сменой направления, врассыпную в медленном и быстром темпе.

6. Стоя на слегка согнутых ногах с опущенными вниз руками, один конёк повернуть носком в сторону, перевести на внутреннее ребро полоза и сделать толчок. Выполняя толчок одним коньком, перенести вес тела на другой конёк. После окончания толчка конёк быстро поставить на лёд около другого конька (параллельно с ним) и скользить на обоих коньках. Когда скольжение прекратиться, выполнить то же упражнение, но уже с другой ноги.

7. Выполнять предыдущее упражнение, но толчок начинать раньше, до остановки, во время скольжения на другом коньке. С повышением скорости бега толчковый

конёк всё меньше и меньше направлять носком наружу, стремясь отталкиваться скользящим вперед коньком.

8. Выполнить то же упражнение, постепенно увеличивая продолжительность

скольжения на одном коньке. Следить за тем, чтобы учащиеся сразу же

одинаково отталкивались как одной, так и другой ногой.

Далее, целесообразно проводить разучивание специальных подводящих

упражнений на коньках на льду.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА КОНЬКАХ НА ЛЬДУ

1. Произвольный разбег 10-15м. Скольжение в положении посадки конькобежца, руки за спиной, колени вместе, коньки параллельны, скольжение на полных плоскостях лезвий до полной остановки.

2. Произвольный разбег 10-15м. Скольжение в посадке, как и в первом упражнении.

Выполнение несильного отталкивания скользящим толчковым коньком. Отталкивание выполняется движущимся вперёд толчковым коньком и в сторону под углом к линии направления бега. Заканчивается толчок серединой полоза, сбоку от туловища, затем толчковая нога приставляется к опорной.

3. Разбег и скольжение, как в первом упражнении. Поочерёдное отставление то одной, то другой ноги назад, касаясь носком конька поверхности льда. Центр тяжести тела расположен над опорной ногой. Скользить прямолинейно. Свободная нога расслаблена, конёк направлен носком в лёд. Бедро и голень располагаются под углом 90 градусов.

4. Скольжение в высокой посадке по прямой или вдоль бровки (стараться ставить конёк при смене опоры на линию или параллельно бровке).

5.Разбег и скольжение, как в первом упражнении. Отведение ноги назад (коньком, не

касаясь льда, скользить в равновесии, считая до 5-7). Скольжение прямолинейно. Колено свободной ноги располагается низко надо льдом. Нога расслаблена.

6. Разбег и скольжение, как в первом упражнении. Толчок в сторону. Во время завершения отталкивания конёк постепенно разворачивается носком наружу, центр опоры переходит с середины полоза на носовую его часть. Отталкивание осуществляется резким разгибанием ноги в голеностопном суставе. После окончания отталкивания нога снимается со льда, поворачивается носком к нему, постепенно сгибаясь, заводится вслед опорной ноге. Свободная нога должна быть расслаблена. Приставить свободную ногу, скользить в посадке. То же с другой ноги.

По мере овладения упражнением 6 необходимо переходить к скольжению по прямой, попеременно отталкиваясь то одной, то другой ногой и скользя то на од-

ном, то на другом коньке.

СПОСОБЫ ТОРМОЖЕНИЙ

1. Торможение полуплугом (сзади). Левая нога слегка согнута в коленном суставе, правая отставлена назад, носок развернут наружу. Торможение осуществляется внутренней стороной всей плоскости лезвия.

2. Торможение полуплугом (спереди). Скользя на обеих ногах, вес тела

переносят больше на левую ногу, а правый конёк выдвигают вперёд и поворачивают

носком налево. Усиливая нажим на лёд правым коньком, ученик тормозит его

внутренним ребром.

3. Торможение плугом. Расставив коньки на ширину плеч, надо вес тела перенести на задники коньков. После этого, поворачивая обе ноги внутрь, свести колени и поставить коньки под углом один к другому, переводя их на внутренние рёбра.

4. Торможение двумя коньками с поворотом в сторону. Выполняется как бы прыжком, во время которого учащийся поворачивается и наклоняется в сторону,

противоположную направлению движения.

5. Торможение переступанием. Движением со стороны правый конёк выносят вперёд

и ставят на внутреннее ребро полоза ( носок повёрнут налево ), загружая конёк весом тела. Такое же движение сразу повторяют левым коньком (с поворотом его направо).

6. Торможение наружным ребром правого конька. Правый конёк ставиться сзади

и справа от левого конька носком, направленным вправо, на наружное ребро полоза.

Разучивание всех способов торможений начинают из положения скольжения на двух

коньках, а не сразу после разбега.

СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БЕГА ПО ПРЯМОЙ

(выполняются после предварительного разбега на дистанции 10-15м)

1. Скользить в посадке на двух параллельно поставленных коньках, руки опустить вниз вдоль коленей.

2. Скользить в посадке на двух ногах, руки за спиной.

3. Скользить в посадке на двух ногах (разметка между коньками).

4. Скользить в посадке на двух коньках, поочередно отводя правую и левую ногу назад (руки вдоль туловища).

5. Скользить в посадке на двух коньках, поочередно отводя одну ногу назад, одновременно сильно сгибая опорную ногу во всех суставах и наклоняя туловище вперед; нога, отведенная назад, касается льда носком, бедро вертикально по отношению ко льду.

6. Скользить в посадке на двух коньках, поочередно отводя левую и правую ногу назад так, чтобы колени касались льда; руки опущены вниз.

7. То же, что и упражнение 6, но руки за спиной.

8. Скользить в посадке, поочередно отводя правую и левую ноги в сторону, руки опущены вниз.

9. То же, но руки за спиной.

10. Скользить в посадке, поочередно отводя ноги в сторону и медленно подтягивать их кратчайшим путем к опорной, касаясь носком льда.

11. Скользить, отводя ногу в сторону, затем по дуге заводить ее назад и, согнув в коленном суставе, приставлять к опорной.

12. И.П. - ноги на ширине плеч. Туловище слегка наклонено вперед, руки на пояснице: поочередно скользить на согнутой ноге, другая вытянута в сторону.

13. И.П. - посадка конькобежца; поочередно скользить на одной ноге, попеременно перенося тяжесть тела с одной ноги на другую. При завершении переноса тяжести тела на опорную ногу, другая остается сбоку слегка согнутой в коленном суставе, расслабленной, касается льда всей плоскостью лезвия конька.

14. И.П. - то же, что упражнение 12. Скользить на одной ноге с широкой «елочкой» следа. Туловище выполняет активное движение, подобно маятнику. Длительно поочередно скользить на одной ноге в высокой посадке при помощи активных движений туловищем, постепенно увеличивая сгибание ног до положения посадки конькобежца. Упражнение выполняется с максимальной амплитудой движений.

БЕГ СО СТАРТА

1. И. п. Стартовая поза конькобежца. Впереди стоящий конёк сильно развернуть и поста вить на внутреннее ребро, перенести на него вес тела и возвратиться в исходное положение.

2. Ходьба на сильно развёрнутых коньках, на внутренних рёбрах, по разметке катка,

определяющей среднюю линию направления движения.

Для совершенствования техники бега со старта рекомендуются старты группой, парами, старты с «форой», на время, старты под различные сигналы, бег со старта с сопротивлением.

СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ БЕГА ПО ПОВОРОТУ

Обучение технике бега по повороту проводится целостным методом, но есть несколько подводящих упражнений, которые применяются в практике конькобежного

спорта:

1) Скользя на обоих коньках по прямой, удерживать левый конёк на наружном ребре полоза и сильнее загружать его весом тела. Тоже на правом коньке.

2) После предварительного разбега прохождение поворота «дугой». Добиваться постановки левого конька на наружное ребро. Постепенно увеличивать скорость разбега и угол наклона. То же вправо.

3) Ходьба приставным шагом в одну и в другую стороны.

4) Прохождение поворота «приставными шагами». Отталкиваться правым коньком в

сторону и кратчайшим путём приставлять его к левому коньку, который всё время

ставится по касательной к окружности на наружное ребро. То же вправо.

5) Ходьба скрёстным шагом в одну и в другую стороны. Научить переносить правый

конёк через носок левого конька и наоборот.

6) Ходьба скрёстным шагом влево, левый конёк направлять носком вправо. Со второго

или третьего шага начать скользить, двигаясь по кривой всё увеличивающегося радиуса, отталкиваясь скользящим вперёд коньком. Тоже в другую сторону.

7) Упражнение в парах. Взявшись крепко за руки, двигаться влево по повороту малого радиуса. Партнёр слева переступает правой ногой за левую с хорошим упором в лёд

и наклоном внутрь круга. При этом партнёр справа оказывает сопротивление,

удерживая его. Это же упражнение полезно выполнять и в правую сторону.

8) Чередование четырёх шагов по прямой и четырёх шагов перебежкой. Тоже в другую

сторону.

9) Прохождение поворотов перебежкой в обе стороны.

УПРАЖНЕНИЯ ПРОСТОГО КАТАНИЯ НА КОНЬКАХ

1. Повороты на месте. Поворот налево начинают с переноса веса тела на правую ногу, после чего на счет « раз» левый конек ставим позади правого под прямым углом к нему и поворачиваются налево, на счёт «два» правый конёк приставляют к левому.

2. Поворот кругом на месте Дважды выполняют предыдущее упражнение ( на четыре счета.)

3. Упражнение " Ласточка "- скольжение на одной ноге, наклонившись вперед до горизонтального положения туловища, руки в стороны, свободная нога выпрямлена и поднята назад.

4. Скольжение на согнутых ногах (в глубоком приседе), руки вытянуты вперед.

5. " Пистолетик" - скольжение на предельно согнутой ноге, руки и свободная нога вытянуты вперёд.

6. Скольжение на одном коньке по дуге вперед-наружу.

7. Движение спиной вперед по прямой и на повороте.

8. Повороты кругом в движении.

9. Игры на льду, эстафеты.

Выполнение этих упражнений повышает у учащихся интерес к занятиям, способствует развитию специфической ловкости и быстрейшему овладению техникой скоростного бега на коньках.

Подвижные игры для учащихся .


«Повтори движение» Эта игра на внимание. Учащиеся стоят в шеренге (дистанция между ними 1м.). Преподаватель или водящий показывает разнообразные положения или движения тела на месте или в движении. Учащиеся стараются в точности повторить их.

«Гуси лебеди»; «Два мороза» Эти игры похожи. Учащиеся стоят в шеренге на одном конце катка. Посередине площадки стоит водящий или водящие (волк, два мороза). После предварительных слов водящих учащиеся стараются перебежать на другой конец площадки. Водящие стараются осалить учащихся. Те учащиеся кого осалили, меняют водящих. Самым ловким будет считаться тот, кого ни разу не осалили.

«Ручеек». Играющие встают в две колонны боком друг к другу, берутся за руки и изображают ворота. Остальные (у кого нет пары) стараются с разбега проехать все ворота, не коснувшись их. Задевший сменяет одного из стоящих в воротах. Чем ниже ворота, тем труднее в них проехать. Изображать ворота могут те, кто задел их или, наоборот, удачно их проехал.

«Салки», «Пятнашки». Водящий должен осалить или запятнать кого либо из учащихся. Игру можно усложнить: несколько водящих, катание в парах и тройках, салки по кругу в правую или левую сторону, катание в колоннах.

«Второй лишний». Учащиеся стают в круг (дистанция 1 - 2 метра). Водящий должен догнать убегающего бегая по кругу. Убегающий может встать впереди любого учащегося тем самым передать очередь для убегания. Игру можно усложнить: водящий может проехать через круг (с каким-нибудь заданием на одном коньке или в низком приседе), у водящего может быть в руках ремешок или веревочка, убегающий должен проехать не менее 3-х кругов, и т.д.

«Цапля». Класс встает тройками у линии старта. Расстояние до финиша 20 - 30 метров. С правой и левой стороны - судьи. По команде учителя тройки делают пять шагов разбега, а затем взявшись за руки, скользят вместе. Средний в тройке скользит на одной ноге, другую сгибает в колене и поднимает вперед, изображая цаплю. После каждой попытки ученики меняются местами. Игра повторяется 6 раз. В первых трех попытках все ученики выполняют упражнение на правой ноге, а в следующих трех - на левой. Считается ошибкой, когда учащийся, изображающий цаплю, согнул ногу, на которой скользит, сильно наклонил туловище вперед или помощники отпустили его. За ошибку тройка штрафуется очком. Побеждает команда, получившая наименьшее количество штрафных очков. Игру можно усложнить: скользить в парах или одному, кто дальше прокатится, менять положение ноги, выполнять сложные положения ног в парах или тройках.

«Тише едешь - дальше будешь». Для проведения игры класс выстраивается в шеренгу, выбирается водящий, который на расстоянии 10 - 12 метров спиной к классу дает свисток. По первому свистку группа начинает двигаться вперед. Дав второй свисток, водящий быстро поворачивается лицом к классу, который должен быстро остановиться. Кто не остановился, возвращается к линии старта, а остальные продолжают движение. Побеждает тот, кто первым докатится до водящего.

Развитие двигательных качеств учащихся.


Конькобежцу нужна хорошая гибкость и подвижность в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах, что особо важно для правильной посадки и отталкивания. Для развития этих качеств в качестве специально-подготовительных упражнений применяются различные приседания и выпады.

Для быстрого сгибания и разгибания ног применяются прыжковые упражнения, бег с высоким подниманием бедер, бег на короткие дистанции и различные подвижные игры.

Быстроту отталкивания следует развивать непосредственно в катании на коньках путем пробегания коротких отрезков (10 - 60 м) 4 - 6 раз в каждом уроке. По мере овладения техникой катания отрезки удлиняются до 100 - 200 м (2 - 3 раза), затем до 300 - 400 м. Бег в медленном темпе - до 2 км.

Для совершенствования равновесия применяются упражнения в скольжении на двух и на одном коньке с различным положением рук, а также различные подвижные игры, например «Цапля». В этой игре ученики выстраиваются тройками на линии старта. Дистанция между тройками 20 - 30 м. По команде учителя тройки, взявшись за руки, делают пять шагов разбега и скользят вместе. Средний на одной ноге, другую сгибает в колене и поднимает вперед, изображая цаплю. Опорная нога прямая. Считается ошибками согнутая опорная нога и наклон туловища вперед, а также если помощники опустят руки. За каждую ошибку тройка штрафуются очком. Побеждает тройка, получившая наименьшее количество штрафных очков. Игра повторяется 6 раз. После каждого раза играющие меняются местами. К месту старта в целях безопасности движения все возвращаются по одной стороне.

Для оценки равновесия при скольжении на двух и на одном коньке рекомендуется упражнение « Кто дальше прокатится? ». Учащиеся выстраиваются на линии старта в колонну по 3 - 4 человека на расстоянии вытянутых рук в стороны. Сделав до линии старта разбег в пять шагов и приняв позу новичка, надо проскользить на двух ногах до полной остановки. Побеждает тот, кто дальше проскользит. То же упражнение делают на одном коньке с различным положением рук: в стороны, вперед, на поясе, вверх, за спиной. Свободная нога может быть согнута в колене вперед и назад, отведена в сторону.

Для совершенствования силы и скорости отталкивания полезно катание «змейкой». Играющие выстраиваются в колонну по одному на расстоянии шага друг от друга. Направляющий, двигаясь вперед, меняет направление, и все следуют за ним точно в затылок.

Для совершенствования координации движений при выполнении поворотов вправо, влево, в обратном направлении «дугой», приставными шагами можно проводить различные эстафеты и игры - упражнения, т. е. «карусели». Например, группа делится на две равные части: одна половина поворачивается кругом, затем все берутся крепко за руки и одновременно начинают движение приставными шагами по кругу. Следить, чтобы шеренга все время стояла по диаметру круга.

Для совершенствования координации движений при катании на коньках полезны также упражнения в парах, тройках, шеренгах.

Для развития быстроты движений стартовой реакции рекомендуем игры: «Салки», «Салки по кругу», «Второй лишний», «Рыбаки и рыбки», «Пустое место».

Игра «Футбол руками». Играющие разбиваются на две команды. Площадка для игры (50x25) ограничивается снежными комочками, ворота ограничиваются чехлами от коньков. Игра начинается со середины поля футбольным или баскетбольным мячом. Игроки каждой команды стараются руками закатить мяч в ворота соперника. Игра проводится без вратаря. Мяч нельзя бросать, катить ногами. При нарушении этих правил гол не засчитывается.

Игра «Встречный бег». На противоположных концах дорожки обозначаются стартовые линии. Команды выстраиваются на старте. Двое играющих по команде стартера начинают бег со своей линии. Побеждает тот, кто раньше прибежит на линию старта команды соперника. Побеждает команда, имеющая большее число победителей.

Идет дальнейшее совершенствование в катании на коньках и постепенное приучение детей к длительному и быстрому катанию на более согнутых ногах. Катание на выносливость начинается с 200-300 м. От занятия к занятию продолжительность катания увеличивают и доводят до 1500 м.. Увеличивают дистанции короткими будут отрезки 60-100 м (их пробегают в одном уроке 2-3 раза), средними отрезками 300-400 м (2-3 раза) и длинными до 1500 м (1 раз).

Примерная дозировка отдельных упражнений для развития двигательных качеств на занятии. Без коньков: ходьба, бег - 5-6 мин, общеразвивающие и специальные упражнения на все группы мышц - 7-8 упражнений, ходьба выпадами вперед - в стороны, ходьба на внутренних и внешних сторонах стопы, приседания в позе конькобежца - 10-12 мин. На коньках: тихое катание, осмотр льда, восстановление координации движения на коньках - 2-3 мин. Упражнения на равновесие, отталкивание в катании по прямой и повороту - 10-12 мин.

Игра «Бег с выбыванием». В этой игре участники одновременно начинают бег по кругу с линии старта. После каждого круга или нескольких кругов из игры выбывает участник, который финиширует последним. Если это сделали одновременно два игрока, они оба продолжают бег. Постепенно менее выносливые отсеиваются. Победителем считается последний оставшийся ученик.

Игра «Сумей догнать». Участники становятся на беговую дорожку. Между ними должно быть одинаковое расстояние. По сигналу все начинают бег. Задача - достать впереди бегущего, но не дать догнать себя. Осаленный участник покидает дорожку. Победителем считается догнавший последнего.



























18


© 2010-2022