- Преподавателю
- Физкультура
- Рекомендации по обобщению педагогического опыта
Рекомендации по обобщению педагогического опыта
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаджигаева С.Р. |
Дата | 06.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПУРОВСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ШКОЛА «ВИКТОРИЯ»
В помощь руководителям
ДЮСШ и СДЮШОР
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБОБЩЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
г. Тарко-Сале, 2014 г.
Подготовила инструктор-методист МБОУ ДОД ДЮСШ «Виктория» Раджабова Сабина Рафиковна
РЕКОМЕНДАЦИИ
По обобщению педагогического опыта
Обобщение - это результат аналитико-синтетической работы мышления, выраженный в общих суждениях и выводах.
Типичным видом обобщения является результат изучения педагогического опыта.
Изучение, обобщение, распространение и использование педагогического опыта является одним из важнейших средств повышения уровня работы тренера-преподавателя, административного работника, педагогического коллектива спортивной школы.
Процедура обобщения состоит из пяти основных этапов:
-
Выявление объекта изучения, темы, первичная диагностика и оценка опыта.
Как правило, обобщению подлежит опыт тренеров-преподавателей, методистов, руководителей спортивных школ, добившихся определенных успехов в своей деятельности.
Целью обобщения опыта является его внедрение в деятельность других педагогических работников, коллективов; осмысление и повышение своего педагогического мастерства.
Поэтому надо знать отличительные черты положительного опыта работы, по совокупности которых, можно осуществить первичную диагностику и оценку намеченного для обобщения опыта:
-
Актуальность и перспективность.
-
Новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации образовательного процесса.
-
Соответствие основополагающим положениям педагогики и методики физического воспитания.
-
Устойчивость, стабильность положительных результатов обучения и воспитания.
-
Оптимальное расхождение сил, средств и времени педагогов и обучающих для достижения высоких результатов.
-
Ограниченное сочетание изучаемого опыта со всеми сторонами педагогического воздействия, образующими целостный образовательный процесс.
-
Возможность творческого применения опыта другими педагогами, его переносимость на другие объекты (тренер-преподаватель, спортшкола, город, область и т.д.)
Чем выше уровень распространения опыта, тем выше его значимость.
-
Накопление фактического материала и его систематизация.
После определения объекта и темы изучения, например: объект - тренер-преподаватель.
Тема: «Учебно-тренировочная и оздоровительная работа в летний период в условиях выездного лагеря», определяется длительность опыта работы, подлежащего обобщению: от 1 до 3-х лет - длительный опыт работы.
Рекомендуем просмотреть литературу по изучаемой теме, ознакомиться с существующим опытом.
Теперь надо определить форм и средства изучения опыта работы тренера-преподавателя (изучаемого объекта):
-
Беседы с администрацией школы, коллегами, учащимися, родителями с целью сбора которого изучается;
-
Посещение учебно-тренировочных занятий с последующим всесторонним анализом, с обязательным привлечением к нему самого тренера-преподавателя. Это поможет лучше понять замыслы тренера, ход его действий по их реализации;
-
Собрать как можно больше материалов, накопившихся в течении изучаемого опыта работы, вместе с тренером систематизировать его: методические разработки, дидактический материал, сценарий внеурочных мероприятий, документы текущего и перспективного планирования, и т.д.
-
Описание педагогических явлений (или их реконструкция по документам и свидетельствам) в их реальной последовательности.
Используя всю накопленную информацию совместно с тренером попытаться выстроить (при ее отсутствии) систему его работы по изучаемой теме.
-
Теоретико-методический анализ изучаемого опыта.
Теоретико-методический анализ изучаемого опыта, должен выявить цель, задачи изучаемого раздела работы, трудности и противоречия, «слабые звенья» практики, делающие опыт актуальным.
Необходимо уделить внимание конкретным условиям, в которых формировался опыт работы, меры по оптимизации этих условий требованиям условиях, как по уровню оснащенности, так и по уровню затрат на полноценный образовательный процесс.
При этих равных условиях, думающий тренер, анализирующий свои действия, изучающий опыт коллег и применяющий в своей деятельности передовые технологии, несомненно добьется больших успехов.
Различают три способа распространения опыта:
-
На основе его пропаганды (устной или письменной) и наглядного показа. Средства: лекции, консультации, семинары, курсы повышения квалификации, открытые уроки, видеозаписи, статьи, и т.д.
-
Избирательное (адресное) инициативное востребование и использование привлекательного тем, что тренер или коллектив волен сам, исходя из собственных нужд и подготовленности, выбрать направление адрес передового опыта.
-
Административное внедрение на основе распоряжения, приказа правомерно лишь тогда, когда совершенно ясны преимущества внедряемого опыта, когда созданы необходимые условия для проведения в жизнь необходимого новшества.
Рекомендуется по завершению работы по обобщению опыта сделать аннотацию (краткую характеристику обобщаемого опыта работы). (Приложение №1).
Схема анализа педагогического опыта прилагается. (Приложение № 2).
Литература.
1. Ерофеева Т.И. Семинарские и практические занятия по курсу «Методология и методика педагогического исследования». - М., 1997.
2. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М. - 1997.
3. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М. - 1996.
5. Подготовка студента - исследователя в системе вузовского образования./Под ред. В.И. Ядэшко, В.И. Яшиной. - М.,1996.
6. Творческий поиск, передовой опыт, Новаторство//Советская педагогика - 1986. Аркин Е.А.
7. О педагогическом опыте: Изучение и обобщение педагогического опыта // Ребенок в дошкольные годы. - М., 1968.
Приложение № 1
АННОТАЦИЯ
Обобщенного опыта работы
В аннотации целесообразно ответить на следующие вопросы:
-
Тема опыта работы.
-
Автор опыта (группа авторов, школа). Краткие сведения об авторе опыта и школе.
-
Длительность функционирования опыта. По времени передовой опыт можно определить как длительный (более 3-х лет) и кратковременный (менее 3-х лет).
-
Обоснование актуальности опыта и его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
-
Теоретические основы опыта: показать, на каких научных положениях (педагогики, дидактики, психологии, теории управления, методики преподавания) базируется данный опыт. Какой опыт использовался в работе.
-
Новизна опыта (новое содержание, методы, формы, средства). Уровень новизны: творческий опыт, рационализаторский опыт.
-
Содержание опыта работы (кратко): система конкретных педагогических или управленческих действий: система конкретных педагогических или управленческих действий: система средств, форм и методов работы. Постановка педагогического эксперимента и его результаты.
-
Учет в опыте работы психологических особенностей и его результаты.
-
Какова результативность работы по проблеме. Как показана результативность работы, дан ли сравнительный анализ результативности работы.
-
Наличие приложение и их целесообразность: конспекты занятий, сценарии внеклассных мероприятий, примеры контрольных заданий, примеры дидактических материалов и т.п.
-
Возможности и условия использования данного опыта в массовой педагогической практике.
Приложение № 2
АНАЛИЗ
педагогического опыта (примерная схема)
-
Изучаемый объект ………………………………………………………………
(тренер, административный работник, ДЮСШ)
-
Наименование опыта ……………………………………………………………
(направление, тема)
-
Цель изучения опыта …………………………………………………………
-
Какие задачи обучения и воспитания и имеющиеся трудности, противоречия, «слабые звенья» практики делают опыт актуальным.
-
Конкретные условия, в которых формировался опыт, меры по оптимизации этих условий. Описание реального протекания учебно-воспитательного процесса, деятельность административных работников, тренеров, воспитанников, ее содержание и формы, характер взаимоотношений участников.
-
Результаты деятельности администрации, обучения и воспитания (сдвиг в работе, обучаемости и воспитанности), их надежность и стабильность.
-
Педагогический анализ опыта: его источники (научное знание, передовой опыт, собственные наблюдения и пробы); характеристика отдельных сторон, «составляющих» педагогического процесса: целей, содержания, идей, замысла, технологии, способов усиления мотивации.
-
Истолкование и обобщение опыта, Установление связей между замыслом, содержанием, методами и результатами. Выявление закономерностей и принципов, обеспечивающих успех, факторов, влияющих на результаты. Выявление новизны, оригинальности, значимости, эффективности, оптимальности в педагогической системе, перспективности анализируемого опыта. Роль личности педагога, его индивидуального стиля деятельности в созидаемом опыте. Выявление объективного содержания (идей, принципов) переносимого в иные (но в чем-то сходные) условия. Оценка опыта по уровню его общественной значимости (новаторство, изобретательство, мастерство).
-
Предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию, а в необходимых случаях - корректированию опыта.
-
Рекомендации по адресной направленности опыта (для кого особенно ценен, необходимые условия для эффективности использования, ограничения, наиболее подходящие способы использования).