Рекомендации по обобщению педагогического опыта

РЕКОМЕНДАЦИИ По обобщению педагогического опыта   Обобщение – это результат аналитико-синтетической работы мышления, выраженный в общих суждениях и выводах. Типичным видом обобщения является результат изучения педагогического опыта. Изучение, обобщение, распространение и использование педагогического опыта является одним из важнейших средств повышения уровня работы тренера-преподавателя,  административного работника, педагогического коллектива спортивной школы. Процедура обобщения состоит из пят...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПУРОВСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ШКОЛА «ВИКТОРИЯ»



В помощь руководителям

ДЮСШ и СДЮШОР







РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБОБЩЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА














г. Тарко-Сале, 2014 г.




Подготовила инструктор-методист МБОУ ДОД ДЮСШ «Виктория» Раджабова Сабина Рафиковна






РЕКОМЕНДАЦИИ

По обобщению педагогического опыта

Обобщение - это результат аналитико-синтетической работы мышления, выраженный в общих суждениях и выводах.

Типичным видом обобщения является результат изучения педагогического опыта.

Изучение, обобщение, распространение и использование педагогического опыта является одним из важнейших средств повышения уровня работы тренера-преподавателя, административного работника, педагогического коллектива спортивной школы.

Процедура обобщения состоит из пяти основных этапов:


  1. Выявление объекта изучения, темы, первичная диагностика и оценка опыта.

Как правило, обобщению подлежит опыт тренеров-преподавателей, методистов, руководителей спортивных школ, добившихся определенных успехов в своей деятельности.

Целью обобщения опыта является его внедрение в деятельность других педагогических работников, коллективов; осмысление и повышение своего педагогического мастерства.

Поэтому надо знать отличительные черты положительного опыта работы, по совокупности которых, можно осуществить первичную диагностику и оценку намеченного для обобщения опыта:

  1. Актуальность и перспективность.

  2. Новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации образовательного процесса.

  3. Соответствие основополагающим положениям педагогики и методики физического воспитания.

  4. Устойчивость, стабильность положительных результатов обучения и воспитания.

  5. Оптимальное расхождение сил, средств и времени педагогов и обучающих для достижения высоких результатов.

  6. Ограниченное сочетание изучаемого опыта со всеми сторонами педагогического воздействия, образующими целостный образовательный процесс.

  7. Возможность творческого применения опыта другими педагогами, его переносимость на другие объекты (тренер-преподаватель, спортшкола, город, область и т.д.)

Чем выше уровень распространения опыта, тем выше его значимость.

  1. Накопление фактического материала и его систематизация.

После определения объекта и темы изучения, например: объект - тренер-преподаватель.

Тема: «Учебно-тренировочная и оздоровительная работа в летний период в условиях выездного лагеря», определяется длительность опыта работы, подлежащего обобщению: от 1 до 3-х лет - длительный опыт работы.

Рекомендуем просмотреть литературу по изучаемой теме, ознакомиться с существующим опытом.

Теперь надо определить форм и средства изучения опыта работы тренера-преподавателя (изучаемого объекта):

  • Беседы с администрацией школы, коллегами, учащимися, родителями с целью сбора которого изучается;

  • Посещение учебно-тренировочных занятий с последующим всесторонним анализом, с обязательным привлечением к нему самого тренера-преподавателя. Это поможет лучше понять замыслы тренера, ход его действий по их реализации;

  • Собрать как можно больше материалов, накопившихся в течении изучаемого опыта работы, вместе с тренером систематизировать его: методические разработки, дидактический материал, сценарий внеурочных мероприятий, документы текущего и перспективного планирования, и т.д.


  1. Описание педагогических явлений (или их реконструкция по документам и свидетельствам) в их реальной последовательности.

Используя всю накопленную информацию совместно с тренером попытаться выстроить (при ее отсутствии) систему его работы по изучаемой теме.


  1. Теоретико-методический анализ изучаемого опыта.

Теоретико-методический анализ изучаемого опыта, должен выявить цель, задачи изучаемого раздела работы, трудности и противоречия, «слабые звенья» практики, делающие опыт актуальным.

Необходимо уделить внимание конкретным условиям, в которых формировался опыт работы, меры по оптимизации этих условий требованиям условиях, как по уровню оснащенности, так и по уровню затрат на полноценный образовательный процесс.

При этих равных условиях, думающий тренер, анализирующий свои действия, изучающий опыт коллег и применяющий в своей деятельности передовые технологии, несомненно добьется больших успехов.

Различают три способа распространения опыта:

  1. На основе его пропаганды (устной или письменной) и наглядного показа. Средства: лекции, консультации, семинары, курсы повышения квалификации, открытые уроки, видеозаписи, статьи, и т.д.

  2. Избирательное (адресное) инициативное востребование и использование привлекательного тем, что тренер или коллектив волен сам, исходя из собственных нужд и подготовленности, выбрать направление адрес передового опыта.

  3. Административное внедрение на основе распоряжения, приказа правомерно лишь тогда, когда совершенно ясны преимущества внедряемого опыта, когда созданы необходимые условия для проведения в жизнь необходимого новшества.

Рекомендуется по завершению работы по обобщению опыта сделать аннотацию (краткую характеристику обобщаемого опыта работы). (Приложение №1).

Схема анализа педагогического опыта прилагается. (Приложение № 2).

Литература.

1. Ерофеева Т.И. Семинарские и практические занятия по курсу «Методология и методика педагогического исследования». - М., 1997.

2. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. - М. - 1997.

3. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М. - 1996.

5. Подготовка студента - исследователя в системе вузовского образования./Под ред. В.И. Ядэшко, В.И. Яшиной. - М.,1996.

6. Творческий поиск, передовой опыт, Новаторство//Советская педагогика - 1986. Аркин Е.А.

7. О педагогическом опыте: Изучение и обобщение педагогического опыта // Ребенок в дошкольные годы. - М., 1968.

Приложение № 1

АННОТАЦИЯ

Обобщенного опыта работы

В аннотации целесообразно ответить на следующие вопросы:

  1. Тема опыта работы.

  2. Автор опыта (группа авторов, школа). Краткие сведения об авторе опыта и школе.

  3. Длительность функционирования опыта. По времени передовой опыт можно определить как длительный (более 3-х лет) и кратковременный (менее 3-х лет).

  4. Обоснование актуальности опыта и его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

  5. Теоретические основы опыта: показать, на каких научных положениях (педагогики, дидактики, психологии, теории управления, методики преподавания) базируется данный опыт. Какой опыт использовался в работе.

  6. Новизна опыта (новое содержание, методы, формы, средства). Уровень новизны: творческий опыт, рационализаторский опыт.

  7. Содержание опыта работы (кратко): система конкретных педагогических или управленческих действий: система конкретных педагогических или управленческих действий: система средств, форм и методов работы. Постановка педагогического эксперимента и его результаты.

  8. Учет в опыте работы психологических особенностей и его результаты.

  9. Какова результативность работы по проблеме. Как показана результативность работы, дан ли сравнительный анализ результативности работы.

  10. Наличие приложение и их целесообразность: конспекты занятий, сценарии внеклассных мероприятий, примеры контрольных заданий, примеры дидактических материалов и т.п.

  11. Возможности и условия использования данного опыта в массовой педагогической практике.


Приложение № 2

АНАЛИЗ

педагогического опыта (примерная схема)

  1. Изучаемый объект ………………………………………………………………

(тренер, административный работник, ДЮСШ)

  1. Наименование опыта ……………………………………………………………

(направление, тема)

  1. Цель изучения опыта …………………………………………………………

  2. Какие задачи обучения и воспитания и имеющиеся трудности, противоречия, «слабые звенья» практики делают опыт актуальным.

  3. Конкретные условия, в которых формировался опыт, меры по оптимизации этих условий. Описание реального протекания учебно-воспитательного процесса, деятельность административных работников, тренеров, воспитанников, ее содержание и формы, характер взаимоотношений участников.

  4. Результаты деятельности администрации, обучения и воспитания (сдвиг в работе, обучаемости и воспитанности), их надежность и стабильность.

  5. Педагогический анализ опыта: его источники (научное знание, передовой опыт, собственные наблюдения и пробы); характеристика отдельных сторон, «составляющих» педагогического процесса: целей, содержания, идей, замысла, технологии, способов усиления мотивации.

  6. Истолкование и обобщение опыта, Установление связей между замыслом, содержанием, методами и результатами. Выявление закономерностей и принципов, обеспечивающих успех, факторов, влияющих на результаты. Выявление новизны, оригинальности, значимости, эффективности, оптимальности в педагогической системе, перспективности анализируемого опыта. Роль личности педагога, его индивидуального стиля деятельности в созидаемом опыте. Выявление объективного содержания (идей, принципов) переносимого в иные (но в чем-то сходные) условия. Оценка опыта по уровню его общественной значимости (новаторство, изобретательство, мастерство).

  7. Предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию, а в необходимых случаях - корректированию опыта.

  8. Рекомендации по адресной направленности опыта (для кого особенно ценен, необходимые условия для эффективности использования, ограничения, наиболее подходящие способы использования).


© 2010-2022