- Преподавателю
- Физкультура
- Мастер класс: Внедрение элементов туризма на уроках физической культуры
Мастер класс: Внедрение элементов туризма на уроках физической культуры
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Полякова Ю.А. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Внедрение элементов туризма на уроках физической культуры
Пошаговый алгоритм
технологии мастер-класса
1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера
Тема моего опыта «Формирование мотивации обучающихся в ведении здорового образа жизни посредством внедрения элементов туризма».
Туристско-краеведческая деятельность интегрирует в себе все основные педагогические процессы. В ней значительно быстрее идёт социализация личности, реализуется большинство принципов воспитания, таких как обучение, развитие, оздоровление, которые ориентированны на развитие социально активной, духовно богатой, нравственно и физически здоровой личности.
В связи с этим целью опыта является создание наиболее благоприятных условий для формирования устойчивой мотивации у обучающихся общеобразовательных учреждений к занятиям физической культурой на уроках и во внеурочной деятельности посредством туризма.
Работа над опытом велась в течение 3 лет. В экспериментальном классе обучается 27 человек: 14 мальчиков и 13 девочек. По состоянию здоровья 20 человек относится к основной группе здоровья, 6 к подготовительной и 1 специальной. Класс активно занимается спортом.
Анкетирование в начале опыта показало, что у 42% обучающихся недостаточно сформирована система мотивов, побуждающих к физкультурной деятельности, они не понимают важности сохранения своего здоровья, им кажется, что они хорошо себя чувствуют и не нуждаются в дополнительных занятиях физкультурой, у 52% - выявлен средний уровень мотивации, у 5% - высокий.
Благодаря данному опыту можно сказать, что у обучающихся повысился уровень мотивации до 80%.
А самым главным достижением работы стало увеличение числа не равнодушных обучающихся. Нет детей, которые «забыли» форму или просто прогуляли урок. Учащиеся с радостью посещают спортзал, тренажерный зал, и не только на уроке, но и в свободное время.
2-й шаг. Представление системы уроков
Добиться подобных результатов помогло применение различных методов, основными для себя я выделиле игровой, соревновательный, метод показа и рассказа и поощрения.
Уроки туризма проводятся в конце третьей четверти, с условием первые четыре урока - в спортивном зале, остальные на спортивной площадке. Такой способ проведения уроков позволяет эффективно изучить разделы программы в спортивном зале, а затем отработать приобретенные умения на площадке.
Внедрение элементом можно начинать как с начальной школы, так и со среднего звена. Раздел разбит на 5 основных тем, которые изучаются на каждом году обучения от простого к сложному. В начале учения подается самый легкий элемент, а затем с каждым годом идет его усложнение. Следовательно при изучении какой либо темы раздела с которым обучающиеся знакомились в прошлом году, а в этом изучают усложненные элементы значительно экономится, так как это уже будут уроки совершенствования, а не изучения нового материала.
Результативность занятиями физической культурой и спортом можно отследить по следующим показателям:
- достижения обучающихся на олимпиадах по физической культуре и результативность выступлений на соревнованиях муниципального и регионального уровней (таблица 2);
- количеству выполненных спортивных разрядов (рисунок 2).
С 2009 по 2012 года обучающиеся показали следующие результаты на соревнованиях различных уровней:
№ п\п
Название соревнований
Ф.и. призеров
Место
11
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 2012 г
Азаров Денис, Мартынова Юлия
1 место
1 место
22
Областные соревнования по спортивному ориентированию «Памяти друзей», 2012 г
Литвинов Михаил
1 место
33
Областные соревнования по спортивному ориентированию «Сацепдус», 2012 г
Азаров Денис
3 место
44
Районный туристский слет (младшая группа), 2012 г
Азаров Денис, Литвинов Михаил, Мартынова Юлия
1 место
55
Районный туристский слет (младшая группа), 2012 г
Жихарев Егор, Рубаков Илья
2 место
66
Первенство г. Шебекино по спортивной акробатике, 2011 г
Колтун Яна
2 место
7
Областные соревнования по спортивному ориентированию «Кубок мэра - 2012», 2012 г
Литвинов Михаил
-
место
3-й шаг. Имитационная игра
Я - учитель физической культуры и, кажется, мастер-класс должна проводить в спортивном зале. Долго думая над формой проведения мастер-класса, я пришла к выводу, что физическая культура - это не физ-ра (как часто пишут школьники в дневнике) и она не теряет своей привлекательности ни в спортивном зале, ни на площадке, надеюсь, не потеряет и в учебном кабинете. Я выбрала из своей методической копилки те упражнения, которые будут одинаково интересны как учителям разных предметов, так и классным руководителям. На первый взгляд может показаться, что это совсем не относящиеся к физкультуре упражнения. Но, включив однажды такие упражнения в урок, убеждаешься, что это как раз то, что помогает не только развивать определённые качества, но и позволяет увлечь детей, заинтересовать их и повысить мотивацию к занятию.
Задание. Собери рюкзак в поход.
Одно из самых важных умений для туриста - это собрать нужные вещи в поход и правильно уложить их в рюкзаке. Что взять? Как все разместить? Такие вопросы непременно возникают у начинающего туриста.
Из предложенного списка распределить предметы таким образом, чтобы одни относились к личному снаряжению, а другие к командному.
ОБСУЖДЕНИЕ Возникли ли сложности при выполнении такого, простого на первый взгляд, задания?
Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть?
Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?
Мы с вами уже выполнили два упражнения и получили небольшую долю нагрузки на глаза. Поэтому сейчас я предлагаю вам выполнить задание с переключением внимания.
На уроках физической культуры быстрому переключению внимания учат спортивные игры с мячом (теннис, волейбол, баскетбол), подвижные игры, кроме того очень интересным является ориентирование по спортивному заду.
Но в условиях учебного кабинета я предлагаю вам модифицированную версию этого упражнения, которое вы сможете использовать и на своих уроках. Данное упражнение является эффективным элементом, наряду с методикой Владимира базарного.
Задание. Переключение внимания
В кабинете на стенах в различных местах кабинета висят цветные листы, на которых написана буква и цифра. Каждому цвету соответствует свое слово. Цифра обозначает порядковый номер буквы в слове. Ваша задача по команде как можно быстрее составить слово.
ОБСУЖДЕНИЕ
- Цель быстрого переключения внимания?
На каких предметах данное упражнение будет полезно и интересно детям?
4-й шаг. Моделирование
С заданиями вы справились, и сейчас я предлагаю вам проделать самостоятельную работу чтобы закрепить увиденный метод. Я предлагаю каждой группе написать список вещей, которые бы они взяли с собой в поход, только для первой группы это поход на экскурсию в музей, время похода 6 часов, ну допустим, вы едете в другой город. Вторая группа идет в поход выходного дня в сосновый бор, и погода пасмурная возможен дождь. А третья группа составляет список вещей необходимых для похода к водоему.
Рефлексия
-
Уважаемые коллеги, подводя итог мастер-класса, я хотела бы подчеркнуть, что представленные мной методы и приемы были использованы другими педагогами, но воплотить прием в жизнь каждый из нас может по разному в соответствии с возрастными особенностями школьников и с содержанием урока. Желаю вам творческого вдохновения и благодарных учеников!
Легче зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту. Конфуций.