Рабочая программа секции волейбол

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО Заместитель директора Директор МАОУ

учителей физической культуры МАОУ «СОШ №26» «СОШ №26»

Протокол г.Стерлитамак РБ г.Стерлитамак РБ

от________ _________З.Т.Валишина _______Л.Н.Пырова

№________ «_____»________2015г. Приказ

Руководитель МО от____________

_______Н.А.Бочкарёва №____________







Рабочая программа

по волейболу

для учащихся 10-15 лет

на 2015 - 2016 учебный год
















Разработчик

учитель первой

квалификационной категории

Рахматуллина Мария

Сергеевна


2015 г

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………3

2.Общая характеристика учебного предмета……….………………...5

3.Описание места учебного предмета ………………………………...6

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты ………..6

5 .Содержание учебного предмета……………………….…………...8

6. Календарно-тематическое планирование …………………………9

7.Описание учебно -методического и материально-техническое

обеспечения образовательного процесса……………………………..16




































1.Пояснительная записка

Программа по волейболу разработана с учетом:

1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрированного в Минюсте РФ 01.02.2011 г. № 19644;

3. Изменений, которые вносятся в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО», утвержденные приказом Минобрнауки от 29.12.2014 г. № 1644, зарегистрированные в Минюсте РФ 06.12.2015 г. № 35915;

4. «Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимального оснащения учебного процесса и оборудования учебных помещений», утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986, зарегистрированный Минюстом России 03.02.2011 г., регистрационный № 19682.

5. Внесенных изменений в порядок формирования Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 (приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576).

6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 85 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2883-11 «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

7.Письма от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

8. Письма от 19.04.2011 г. № 03255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;

9. Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан;

10. Основной общеобразовательной программы начального общего образования утвержденная приказом от 28.08.2015г № 207-0, введенным в действие с 01.09.2015 г.;

11. Годового календарного графика Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2015 - 2016 учебный год, утвержденного приказом от 31.08.2015 г. № 224-0 введенным в действие с 01.09.2015 г.;

12. Расписания уроков Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, утвержденных приказом от 03.08. 2015 г. № 187-0 введенных в действие с 01.09.2015 г., согласованное с ПК;

13. «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» авт. В.И.Лях, А.А.Зданевич, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, (М.: Просвещения, 2010год).

Цели и задачи программы:

Для всестороннего развития личности необходимо школьникам:

  • овладение основами физической культуры;

  • приобретение крепкого здоровья;

  • развитие двигательных качеств (силы, выносливости, гибкости, координированных движений, быстроты реакции);

  • развитие чувства ритма и такта, привитие любови к спорту.

Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:

1. Оздоровительные:

  • выработать устойчивость организма к неблагоприятным условиям среды;

  • способствовать укреплению здоровья;

  • содействовать гармоничному физическому развитию;

  • развивать двигательные способности;

  • всестороннее воспитание двигательных качеств;

  • создать надежную базу физического совершенствования и подготовленность для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.д.

  • укрепить сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

2. Образовательные:

  • обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • развить необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);

  • обучить правильному выполнению упражнений.

3. Воспитательные:

  • выполнить сознательные двигательные действия;

  • любовь к спорту;

  • чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;

  • воспитать нравственные и волевые качества;

Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

В соответствии с указом президента РФ от 24.03.2014г. № 172 вводится в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Процесс реализации внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса среди учащихся включает этап агитационно-пропагандитской работы. Работа по внедрению комплекса «ГТО» предусматривает проведение бесед, акций «Нам со спортом по пути», различных праздников, мероприятий, Дни здоровья, с целью активизации учащихся и популяризации комплекса «ГТО».

2.Общая характеристика предмета

Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера. Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2,3,4) называют игроками передней линии, остальных - игроками задней линии. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели, действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.

В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:

  • доступностью игры для любого возраста;

  • возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи;

  • простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.

Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:

  • чувства коллективизма;

  • настойчивости, решительности, целеустремлённости;

  • внимания и быстроты мышления;

  • способности управлять своими эмоциями;

  • совершенствованию основных физических качеств.

Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий. В ходе изучения данной программы по волейболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.

Практический раздел программы предусматривает:

  • овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;

  • формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе взаимопонимания и согласования;

  • приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;

  • содействие общему физическому развитию и направленное на совершенствование физических качеств применительно к данному виду спорта.

Программа рассчитана на изучение, закрепление, совершенствование полученных навыков и освоение более глубоких приёмов в течение года, избранного вида спорта, по следующим разделам:

1. Общие основы волейбола.
2. Изучение и обучение основам техники волейбола.
3 Изучение и обучение основам тактики игры.
4. Основы физической подготовки в волейболе.

5. Воспитание физических качеств занимающихся волейболом.

3.Описание места учебного предмета.

Учебная программа по волейболу рассчитана на 153 часа в год (4,5 часа в неделю) в соответствии с годовым календарным графиком, утверждённым приказом от 31.08.15г №224-0,учебным планом, утверждённым приказом от 28.08.15г №208-0, расписанием уроков, утверждённым приказом от 03.08.15г №187-0.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны
знать:
1. Теоретические и методические основы системы физического воспитания.

  • 2. Анатомо-физиологические особенности развития организма детей и влияние различных упражнений на развитие организма.

  • 3. Технику и тактику игры, методы обучения.

  • 4. Правила соревнований, методику организации и проведения соревнований различного уровня.

  • 5. Методику записи игр, обработки и анализа собранного материала.

  • 6. Методические приемы обучения групповым и командным действиям.

  • 7. Методы врачебного контроля в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

  • 8. Систему управления физкультурным движением в стране.

уметь:
1. Проводить воспитательную работу с учащимися, помогать адаптироваться вновь прибывшими.

  • 2. Работать с литературными источниками.

  • 3. Проводить с группой, классами подготовительную часть занятия, занятие в целом, подбирать упражнения и составлять комплексы по физической подготовке.

  • 4. Овладеть навыками судейства.

  • 5. Обучить техническим приемам, подбирать упражнения для исправления ошибок в технике.

  • 6. Уметь провести занятия с командами младших и старших школьников.

  • 7. Уметь определять и исправлять ошибки у игроков и у самих себя.

  • 8. Записывать игры, анализировать материал.

  • 9. Провести учебно-тренировочные занятия по обучению и совершенствованию приемов тактики игры.

Контрольные нормативы по основам технической подготовки
в волейболе в группе дополнительного обучения

№ норматива
п/п

Контрольные нормативы

1год обучения

2 год обучения


Оценка

н

с

в

н

с

в

1

Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)

Юн.

12

14

16

12

14

16

Дев.

9

11

14

9

11

14

2

Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)

Юн.

10

12

14

10

12

14

Дев.

8

10

12

8

10

12

3

Передача мяча в парах,
без потерь. Расстояние 5-6 м (кол-во раз)

Юн.

17

20

25

17

20

25

Дев.

12

15

20

12

15

20

4

Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку

Юн.

5

10

15

-

-

-

Дев.

3

6

10

-

-

-

5

Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя

Юн.

2

3

4

3

4

5

Дев.

1

2

3

2

3

4

6

Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6,из 5 попыток

Юн.

3

4

5

3

4

5

Дев.

3

4

5

3

4

5

7

Нижние передачи над собой

Юн.

15

20

25

20

25

30

Дев.

10

15

20

15

20

25

8

Верхние передачи над собой

Юн.

15

20

25

20

25

30

Дев.

10

15

20

15

20

25

Н - низкий показатель; С - средний показатель; В - высокий показатель;




5.Содержание предмета

4,5 часа в неделю (153 часа)

ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ

Количество часов

1

История развития волейбола

Общие основы волейбола

2

2

Правила игры и методика судейства

2

3

Техническая подготовка волейболистов

4

4

Физическая подготовка

4

5

Методика тренировки волейболистов

2

Изучение технике игры в волейбол

Техника нападения:

6

перемещения

8

7

стойки

8

8

подачи

10

9

передачи

10

10

нападающие удары

10

Техника защиты:

11

перемещения

10

12

прием мяча

10

13

блок

5

Изучение тактики игры в волейбол:

Тактика нападения:

14

индивидуальные действия

10

15

групповые действия

10

16

командные действия

10

Тактику защиты:

17

индивидуальные действия

10

18

групповые действия

10

19

командные действия

10

20

Игра по правилам с заданием

8

И т о г о:

153









6.Календарно-тематическое планирование

занятия

ТЕМА

Дата

по плану

Дата по факту

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

№ 1



История развития волейбола

1.09

1.09


  • Становление волейбола как вида спорта

  • Последовательность и этапы обучения волейболистов.

  • Общие основы волейбола

№ 2

№ 3






Правила игры и методика судейства


3.09

3.09

5.09

8,09


  • Правила игры и методика судейства соревнований.

  • Эволюция правил игры по волейболу

  • Упрощенные правила игры

  • Действующие правила игры.

  • Методика судейства соревнований.

  • Терминология и жестикуляция.

№ 4

№ 5




































Техническая подготовка волейболиста









10.09

10.09

12.09

15.09








  • Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства.

  • Основные задачи технической подготовки.

  • Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике.

  • Всесторонняя физическая подготовка - необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения.

  • Определения и исправление ошибок.

  • Задачи тренировочного процесса.

  • Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость)

  • Основы совершенствования технической подготовки. Методы и средства технической подготовки.

  • Контроль технической подготовкой.

  • Взаимосвязь техники нападения и защиты в обучении и тренировке.

  • Ознакомление с техникой игры.

  • Последовательность, методы, методические приемы при обучении и совершенствовании техники игры.

  • Роль соревнований для проверки технической подготовки игроков.

  • Нормативные требования и испытания по технической подготовке.

  • Техника игры, ее характеристика.

  • Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития.

  • Техника нападения, техника защиты.

  • Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.

№ 6

№ 7



Физическая подготовка


15.09

17.09

17.09

19.09


  • Характеристика средств и методов, применяемых при проведении общеразвивающих, подготовительных, подводящих и специальных упражнений.

  • Подбор упражнений при составлении и проведении комплексов по физической подготовке.

  • Индивидуальный подход к занимающимся при решении задач физической подготовки.

  • Виды контрольных тестов по физической подготовке. Проведение тестирования.

№ 8









Методика тренировки волейболистов



22.09

24.09


  • Подбор и применение упражнений для исправления ошибок в технике игры.

  • Подбора и проведение упражнений для развития физических качеств.

  • Анализ средств и методов при обучении основным техническим приемам.

  • Виды упражнений и методы, применяемые при обучении. Применение технических средств при обучении технике.

Изучение техники игры в волейбол

Техника нападения:

№9

№10

№11

№12


Освоение техники перемещений


24.09

26.09

1.10

1.10

3.10

3.10

6.10

6.10


  • . Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).

№13

№14

№15

№16







Освоение техники стоек волейболиста



8.10

8.10

10.10

20.10

20.10

22.10

22.10

24.10


  • Устойчивая, основная: статическая и динамическая стартовая стойки

  • Техника стоек, перемещений волейболиста в защите. Ходьба обычным шагом, скрестным шагом (бег), приставным шагом (бег).

  • Выпады: вперед, в сторону.

  • Остановки: скачком, шагом, двумя сверху, вперед (короткие, средние, длинные) на месте.

№17

№18

№19

№20

№21

№22

№23

№24

№25

№26














Обучение технике нижней прямой подачи.

Обучение технике нижней боковой подачи.

Обучение технике верхней прямой подачи.

Обучение техники верхней боковой подачи.

Обучение укороченной подачи.



27.10

29.10

29.10

31.10

3.11

3.11

5.11

5.11

7.11

10.11

12.11

12.11

14.11

17.11

17.11

19.11

19.11

21.11

1.12

3.12


  • подводящие упражнения для обучения нижней прямой подачи;

  • специальные упражнения для обучения нижней прямой подачи;

  • подводящие упражнения для обучения нижней боковой подачи;

специальные упражнения для обучения нижней боковой подачи;

  • подводящие упражнения для обучения верхней прямой подачи;

специальные упражнения для обучения верхней прямой подачи;

подводящие упражнения для обучения верхней боковой подачи

специальные упражнения для обучения верхней боковой подачи;

  • специальные упражнения для обучения укороченной подачи

подача на точность.

№27

№28

№29

№30

№31

№32

№33

№34



Обучения технике верхних передач.

Обучения технике передач в прыжке (отбивание кулаком выше верхнего края сетки).

Обучение технике передач снизу.



3.12

5.12

8.12

8.12

10.12

10.12

12.12

15.12

17.12

17.12

19.12

22.12

22.12

24.12

24.12

26.12


  • техника передачи мяча двумя руками сверху

  • техника передачи мяча в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные).

  • двумя руками с поворотом, без поворота одной рукой.

  • подводящие упражнения для обучения:

  • с набивными мячами, с баскетбольными мячами;

  • специальные упражнения в парах на месте;

  • специальные упражнения в парах с перемещением;

  • специальные упражнения в тройках;

  • специальные упражнения у сетки

  • подводящие упражнения с набивными мячами;

  • имитационные упражнения с волейбольными мячами;

  • специальные упражнения индивидуально у стены;

  • специальные упражнения в группах через сетку;

  • упражнения для обучения передаче одной рукой снизу

№35

№36

№37

№38

№39

№40

№41

№42

№43















Обучение технике нападающих ударов






29.12

29.12

31.12

31.12

9.01

12.01

12.01

14.01

14.01

16.01

16.01

19.01

21.01

21.01

23.01

26.01

26.01

28.01

  • подводящие упражнения с набивным мячом;

  • упражнения для обучения напрыгиванию;

  • упражнения с теннисным мячом;

  • упражнения для обучения замаху и удару по мячу;

  • специальные упражнения у стены в опорном положении;

  • специальные упражнения у стены в прыжке (в парах);

  • специальные упражнения с мячом и резиновыми амортизаторами;

  • специальные упражнения на подкидном мостике;

  • специальные упражнения в парах через сетку;

№44

№45

№46

№47

№48








Закрепление техники перемещений.



28.01

30.01

2.02

4.02

4.02

6.02

9.02

9.02

11.02

11.02


  • Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега, с места; толчком одной с разбега, с места).

№49

№50

№51

№52

№53


Обучение технике приема подач.

Обучение технике приема мяча с падением.

13.02

16.02

18.02

18.02

20.02

1.03

1.03

3.03

3.03

5.03


  • упражнения для обучения перемещению игрока;

  • имитационные упражнения с баскетбольными мячами по технике приема подачи (на месте, после перемещения);

  • специальные упражнения в парах без сетки;

  • специальные упражнения в тройках без сетки;

  • специальные упражнения в паре через сетку.

  • на спину, бедро-спину, набок, на голени, кувырок, на руки - грудь.

№54

№55

№56

№57

№58







Обучение технике блокирования (подвижное, неподвижное).



10.03

10.03

12.03

12.03

15.03

15,03

17.03

17.03

19.03

22.03


  • упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков;

  • имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения);

  • имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными мячами (в паре);

  • специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре);

  • упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные).

Изучение тактики игры в волейбол

Тактика нападения:

№59

№60

№61

№62

№63








Обучение и совершенствование индивидуальных действий.



24.03

24.03

26.03

29.03

29.03

31,03

31.03

2.04

5.04

12.04


  • Групповые взаимодействия.

  • Характеристика командных действий в нападении. Условные названия тактических действий в нападении. Функции игроков.

  • Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом

№64

№65

№66

№67

№68








Обучение и совершенствование групповых действий.



12.04

14.04

16.04

19.04

21.04

21.04

23.04

26.04

26.04

28.04


  • Групповые взаимодействия.

  • Характеристика командных действий.

  • Взаимодействие игроков.

  • Определение эффективности игры в защите игроков и команды в целом.

№69

№70

№71

№72

№73








Обучение командным действиям в нападении.



30.04

3.05

5.05

5.05

7.05

10.05

10.05

12.05

14.05

17.05


  • Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары).

  • Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии.

  • Подбор упражнений для развития взрывной силы.

  • Учебная игра.

Тактика защиты:

№74

№75

№76

№77











Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар.



19.05

19.05

21.05

24,05

24.05

26.05

28.05

31.05


  • Обучение технике передаче в прыжке: откидке, отвлекающие действия при вторых передачах.

  • Подбора упражнений для воспитания быстроты ответных действий.

  • Упражнения на расслабления и растяжения.

  • Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке.

  • Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока.

  • Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП.

  • Подбор упражнений для развития ловкости, гибкости.

Итого 153часа

Поурочный учебный план состоит из 77 занятий (153 ч)

Примечание:

В зависимости от индивидуальных возможностей учебной группы или при невозможности провести 77 занятия по объективным причинам (болезни, каникулы или др. уважительные причины) преподаватель может по своему усмотрению изменять порядок различных тем внутри учебного плана, или добавлять занятия в другие дни взамен пропущенных.

Заключение

Занимаясь волейболом в школе, учащиеся получают сведения по истории развития волейбола, знакомятся с правилами игры, основами методики обучения и тренировки, методами и средствами физической, технической, тактической, психологической и другими видами подготовки. Они получают также знания по гигиене, режиму питания, профилактике травматизма. На занятиях по волейболу учащиеся укрепляют свое здоровье, развивают специальные физические качества, овладевают элементами техники и тактики игры, повышают спортивное мастерство.

Поскольку выполнение отдельных игровых приемов волейбола не связано с проявлением больших усилий, с резкими движениями и статической работой, то эти приемы можно использовать для занятий в специальных учебных подгруппах.

По мнению медиков, выполнение передач мяча, подач и блокирований является хорошим корригирующим средством. При условии правильной методики занятий волейболом у занимающихся становится реже сердечный ритм, снижаются артериальное давление и частота дыхания в состоянии покоя. В связи с этим занятия волейболом должны широко использоваться в работе со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.


7.Учебно -методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. - М.: Терра-Спорт, 2010 (Правила соревнований).

2. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. - .М: Просвещение, 2012.

3. Амалин М.Е. Тактика волейбола. - М.: Физкультура и спорт, 2007

4. Ахмеров Э.К. Волейбол в школе - М.: Физкультура и спорт, 2010

5. Ахмеров Э.К., Волейбол в школе. - М: Физкультура и спорт,2010

6. Голомазов В.А., Ковалев В.Д.; Мельников А.Г. Волейбол в школе. - М.: Просвещение, 2010.

7. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учеб.пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 2011

8. Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. - М.- 2011.

9. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и спорт, 2008

10. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учеб.пособие для начинающих. - М.: Физкультура и спорт, 2010.

11. Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб.программа для ДЮСШ и ДЮСШОР.- М, 2012.

12. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб.пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 2012.

13. Ивойлов А.В. Волейбол: Техника, тактика, тренировка. - М: Высшая школа, 2010.

14. Клещев Ю.Н. Учебно-тренировочная работа с юными волейболистами (15-16 лет): Методич. материалы. - М., 2012.

15. Клещев Ю.Н., Тюрин В.А., Фураев Ю.П. Тактическая подготовка волейболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2010.

16. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. - М.: Физкультура и спорт, 2006.

17. Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола:Учебно-метод. пособие - М, 2008.

18. Марморов В.К. Специальные упражнения волейболиста. - М: 2012

19. Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. - М, 2010.



17


© 2010-2022