(Доклад по физкультуре) Растим детей здоровыми

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Растим детей здоровыми

Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:

- обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

- формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

- оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:

- утренняя гимнастика,

- гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

-физкультурные занятия, занятия плаванием, прогулки, совместные досуги с родителями ,

спортивные праздники и развлечения;

Реализация оздоровительной деятельности ДОУ - это четкое сочетание профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка целостной организацией педагогического процесса. Профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение санитарно-гигиенического режима, предупреждение острых заболеваний методами неспецифической профилактики: проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний. Организационное направление ориентировано на организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые в детских садах 3 раза в неделю. В холодное время года и неблагоприятную погоду два из них организуются в помещении, одно - на воздухе, во время первой прогулки. В теплое время все три занятия проводятся на воздухе.

Помимо физкультурных занятий два раза в неделю во время прогулки дети занимаются подвижными играми и физическими упражнениями. Основное внимание на занятиях, проводимых на воздухе, уделяется ходьбе, бегу, разнообразным видам прыжков, езде на велосипеде. Играм в бадминтон, баскетбол. Зимой содержание занятий на воздухе составляют: ходьба на лыжах, ходьба и бег по снежному валу со спрыгиванием, метание снежков в горизонтальную, вертикальную, движущуюся цель и на расстояние, скольжение на ногах по ледяной дорожке с разнообразными упражнениями (приседания, ловля предметов, повороты и т.д.), катание на санках, используются более динамичные движения, чем в теплое время года.

"Общеразвивающие упражнения зимой на воздухе, как правило, не проводятся. И для подготовки организма к предстоящей нагрузке выполняют упражнения типа похлопываний, притопывания, приседаний и подпрыгиваний без фиксации исходных положений, чаще на ходу или во время бега. Подвижные игры и эстафеты можно проводить на лыжах и санках".

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Утренняя гимнастика - прекрасное начало дня. Выполненная разминка, для всего тела под веселую озорную музыку, придает нашим детям бодрости, хорошего настроения. Продолжительность утренней гимнастики 8-10 минут. Она включает ходьбу, бег, прыжки, 6 - 8 общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами, которые повторяются 6 - 12 раз в зависимости от физической нагрузки, получаемой организмом. Сюда могут быть включены игровые моменты, несложные подвижные игры, танцевальные шаги, разнообразные висы. В комплексе могут использоваться разученные накануне физические упражнения.Утренняя гимнастика по возможности круглогодично проводится на воздухе. Один и тот же комплекс утренней гимнастики проводится в течение 2 недель. На второй неделе заменяются некоторые упражнения или исходные положения их выполнения.

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

Организм ребенка после сна требует постепенного "пробуждения" и подготовки к активной деятельности. Первые движения ребенка после пробуждения - потягивание. Лежа в постели дети потягиваются, сгибают и разгибают руки и ноги, поднимают их по-очереди. Поэтому после подъема детей целесообразно под музыкальное сопровождение провести выполнение физических упражнений, способствующих формированию осанки, стопы, а также подвижные игры с элементами танцевальных шагов, импровизации.

1. "Разновидности ходьбы, бега, танцевальных шагов, перестроений, и передвижений в построении; 2 - 3 общеразвивающих упражнения; подвижные игры или эстафеты; успокаивающие упражнения (ходьба в медленном темпе или спокойная игра, упражнения на расслабление или дыхательные упражнения)".

2. "Вместо 2 - 3 общеразвивающих упражнений проводится один вид движения на расслабление или дыхательные упражнения, прыжки, метание, лазание, элементы танцев".

3. "Три подвижные игры (например, "Ровным кругом", "Ловушка", "Эстафета с бегом по гимнастической скамейке)".

4. "Индивидуальные игры с мячами, ракетками для бадминтона: очень подвижная и спокойная игра".

5. Общеразвивающие упражнения с предметами или без них, которые входят в программу утренника, физкультурного праздника, подвижная игра и успокаивающие упражнения.

6. "Упражнения лежа в постели после сна, затем игра или эстафета, хоровод или танец".

7. Комплекс упражнений ритмической гимнастики.

При выполнении упражнений после сна не рекомендуется использовать комплексы утренней гимнастики и общеразвивающие упражнения. После воздушной ванны в движении переходят к водным процедурам. Можно провести точечный массаж и самомассаж стоп. Зимой проводить их рекомендуется в хорошо проветриваемых помещениях, летом - на воздухе.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Физкультурные занятия в помещении включают упражнения на развитие равновесия, лазания, метания в цель и другие виды движения, а также упражнения статистического характера, способствующие развитию выносливости и силы: висы с опорой на одну или обе ноги, непродолжительное удержание позы в неподвижном состоянии и т.д. Однако их применение должно быть строго регламентировано в связи с тем, что дети быстро утомляются.

В конце физкультурных занятий осваиваются упражнения на расслабление, которые предупреждают утомление, успокаивают функциональные системы организма. Известно, что лучше всего организм восстанавливается, когда заторможенные центры энергично включаются в деятельность, а активно действующие - переходят в пассивное состояние. Лучшим положением тела для этого процесса является горизонтальное, когда все функции снижены, расслаблены конечности и позвоночник, и ребенок не затрачивает энергии для сохранения вертикального положения.

Медленный темп упражнений на расслабление, выполняемых без напряжения и с большой амплитудой, музыкальное сопровождение, спокойная обстановка способствует восстановлению организма в более короткий срок. Выполнение этих же упражнений с закрытыми глазами дает еще более положительный эффект. При физической нагрузке, в результате которой пульс ребенка учащается на 90 - 100 %, такая заключительная часть ведет к восстановлению организма уже к концу 1-2-ой минут после занятия.

При выборе формы и типа занятий должны учитываться различные способы организации детей: индивидуальный, поточный, сменный, фронтальный, групповой. Наиболее целесообразно комплексное использование различных способов. Так на одном и том же занятии при обучении прыжку в длину с места можно рекомендовать все способы. Однако в программе предусмотрены движения (лазания, удержание равновесия, прыжки в длину и высоту с разбега), выполнение которых следует организовать индивидуально с тем, чтобы воспитатель мог обеспечить страховку детей.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ НА ВОЗДУХЕ

Зимой занятия на воздухе проводят в облегченной одежде, состоящей из 3-4 слоев. В жаркие, солнечные дни дети могут заниматься без майки, босиком, но в легком головном уборе.

Подготовленной к занятиям должна быть площадка или пересеченная местность. Спортивные занятия обычно организуются в первой половине дня. Если они проходят на воздухе, то их место в режиме дня в разные сезоны года различно. Летом - в начале первой прогулки, когда температура воздуха не достигла наивысшей величины.

В холодный период занятия целесообразны в конце первой прогулки, перед обедом, что позволяет детям переодеться в спортивный костюм один раз, перед занятием, и снижает возможность заболеваний, так как после физической нагрузки, вспотев, дети не остаются на воздухе.

В конце каждого квартала проводят контрольно-учетное занятие, цель которого - выявить степень усвоения детьми программного материала.

В те дни, когда запланировано физкультурное занятие, проводятся физические упражнения и подвижные игры длительностью 10 - 15 минут. Во время второй прогулки их нужно планировать ежедневно. Одежда детей в этом случае лишь облегчается, они не переодеваются в спортивную форму.

Во время занятий закрепляются двигательные умения и навыки, предусмотренные программой. Проводятся эстафеты, 1 - 2 подвижные игры, в сочетании с которыми используются любые движения: ходьба на лыжах, езда на велосипеде, метание, прыжки, элементы игр в футбол, баскетбол, бадминтон, городки.

ПЛАВАНИЕ

Обучать ли ребёнка плаванию - личное решение каждой семьи. Безусловно, плавание - очень важная человеческая функция. Плавание отлично развивает чувство равновесия, оно очень полезно для позвоночника. Кроме того, плавание рекомендуется как обязательное дополнение к любому виду спорта. Конечно, умение плавать необходимо во всех водных видах спорта: это и собственно плавание на различные дистанции разными стилями плавания, фигурное плавание, водное поло, различные виды подводного плавания, прыжки в воду. В триатлоне и современном пятиборье тоже плавают.

Впрочем, первые уроки плавания родители могут дать ребёнку самостоятельно. В этой ситуации совсем не обязательно быть знатоками всех стилей и видов плавания, главное - научить ребенка уверенно и безбоязненно держаться на воде, привить первоначальные навыки и приемы плавания.

Малышам 2-3 лет достаточно купания с надувными игрушками под присмотром родителей и с их активным участием в игровом процессе. Тренеры детских секций по плаванию не советуют родителям учить ребенка плавать до 4-5 лет, особенно если вы точно не знаете, как это надо делать. Слишком рано в этом возрасте знакомить детей даже с простыми видами плавания (кролю на спине или кролю на груди), не надо учить согласованию дыхания с движениями рук или ног и т.д. Польза для здоровья будет одинаковой как от обычного купания, так и от плавания «по всем правилам». Маленьким детям вполне хватит простого контакта с водой с использованием поддерживающих средств (надувные и пенопластовые игрушки, поддерживающие нарукавники, жилеты и воротники).

Малышам полезно просто играть в воде, бегать по дну, подпрыгивать на месте, получая пользу и удовольствие от водных процедур. Даже если у ребенка имеется определённый талант к плаванию - не спешите учить его плавать «как следует» - он вряд ли будет этому рад. Часто именно такое раннее стремление родителей во что бы то ни стало научить детей плавать приводит к стрессам детей и вышеупомянутой водобоязни (которая по статистике наблюдается у 1 ребенка из 15-20!). Чрезмерное усердие родителей в этом вопросе приводит к тому, что подобные уроки плавания полностью отвращают ребёнка от этого занятия. Впоследствии таких детей очень трудно научить плавать, и даже опытный тренер не поможет им заново полюбить воду. Да и стоит ли так рисковать чувствами своих детей? В возрасте 4-5 лет уже можно научить ребенка лежать на воде (на спине), познакомить его с физическими качествами воды (что вода сопротивляется движению наших рук и ног, что на вдохе человек плавает, а на выдохе опускается под воду, что при горизонтальном положении тела человек лучше держится на воде, а в вертикальном - хуже и т. д.). А вот если дети уже в этом возрасте проявляют активный интерес и способности к обучению плаванию, их стоит обучать самым простым элементам плавания, но показывать ребёнку какие-то определённые стили плавания, всё же не стоит. Знакомство с техникой плавания лучше доверить тренеру-преподавателю, особенно если вы хотите отдать малыша в секцию спортивного плавания.

Выбирая поддерживающие плавсредства для ребёнка, помните, что в этом возрастном периоде категорически НЕЛЬЗЯ разрешать детям плавать в резиновых надувных кругах, как это делали раньше. Дело в том, что в круге малыш находится в вертикальном положении (голова наверх, руки держатся за круг, а ноги направлены вниз), и потом будет не просто научить ребенка лежать на воде, так как тело привыкает к вертикальному положению, а принять лежачее положение в круге очень тяжело. Желательно использовать такие поддерживающие средства, которые позволяют ребенку свободно лежать на воде и увеличивают его подвижность и плавучесть (надувные воротники, нарукавники и пояса).

ПРОГУЛКИ

На прогулках, как правило, вначале организуются физические упражнения, а затем игра. Например, сначала прыжки в игровой форме "с кочки на кочку", а затем игра "Найди свой домик". При сочетании подвижных игр со спортивными упражнениями порядок их проведения может быть обратным - вначале игра, чтобы разогреть детей ("Мы веселые ребята" и другие), а затем - ходьба на лыжах, катание на санках, езда на велосипеде.

В содержание подвижной игры могут быть включены различные движения. В игре "Поезд" дети "приезжают" в лес; а там бегают, прыгают и т.д. Не рекомендуется включать, особенно во вторую прогулку, общеразвивающие упражнения, их достаточно много в недельном цикле, и они не вызывают такого, интереса, как игры.

СПОРТИВНЫЕ ДОСУГИ, ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Физкультурный досуг продолжительностью 30-45 минут организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, разнообразные движения. Досуг может иметь тематическую направленность, например "Спортландия", "Доктор Айболит" и т.д. Иногда полезно его провести, объединив детей разного возраста. В этом случае одна разновозрастная группа занимается на площадке старшей группы с ее воспитателем, а вторая - на площадке младшей группы с воспитателем младшей. "Детям даются дифференцированные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей. Например, в игре "Не оставайся на земле" старшие получают задание влезть на канаты, шесты, а младшие - на скамейки, пеньки".

Спортивные праздники, в которых участвуют несколько групп одного или разного возрастов, проводятся не менее 3 раз в год. Они посвящаются различным сезонам года или могут носить тематический характер: "Мама, папа, я - дружная семья". Как правило, они проводятся на воздухе и имеют продолжительность 1-1,5 часа.

"Один раз в квартал планируются дни здоровья. Лучшее место для их проведения - лес, поляна, луг, где организуются игры, развлечения, соревнования в беге, метании, прыжках". В программу включается и пеший туризм. Зимой дети могут выйти в лес на лыжах. Во все периоды года дни здоровья сопровождаются эстафетами, подвижными и спортивными играми (футбол, хоккей, бадминтон). В дни организации физкультурного досуга, праздника, дня здоровья физкультурные занятия в режиме дня не планируются

В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь - взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» - спросил хозяин. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь. Пусти нас к себе в дом». Мужчина задумался: «Вы знаете, - сказал он, - у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не былоОчень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище

© 2010-2022