- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по физической культуре. 10 - 11 класс
Рабочая программа по физической культуре. 10 - 11 класс
Раздел | Физкультура |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Левакова О.А. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа по предмету « Физическая культура» для учащихся 10-11 классов разработана на основе "Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов", авторы: Лях В.И., Л.А. Зданевич Министерства образования и науки РФ 2011 года, в соответствии с положениями Закона «Об образовании».
Учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 99 часов в 11 и 102 часа в 10 классах в год.
Для прохождения программы в учебном процессе используется учебник: Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура. 10-11 Кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений под ред. В. И. Ляха. М.: Просвещение, 2010. .
Целью образования в области физической культуры в средней школе является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели и в соответствии с требованиями Стандарта программа для учащихся средней школы ориентируется на выработку у них следующих умений:
1) умение использовать разнообразные виды физкультурно-оздоровительной деятельности и массового спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и досуга;
2) владение основами технологий современных оздоровительных систем физического воспитания, использование их в целях укрепления и длительного сохранения здоровья, предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью, и раннего старения;
3) владение основными способами самонаблюдения за показателями своего здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физической подготовленности;
4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
5) владение техническими приёмами и двигательными действиями из школьных базовых видов спорта; активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Программа составлена с учетом условий работы школы, контингента учащихся, материально-технической базы. В старших классах более отчетливо, чем в среднем возрасте, проявляются половые различия между юношами и девушками, что требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов занятий. В этом возрасте идет обучение по пути усиления тренировочной направленности уроков. Дифференцированный индивидуальный подход важен для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в физическом развитии. При организации занятий с юношами предусмотрены занятия при максимальных волевых и физических нагрузках.
Программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету "Физическая культура". Вариативная часть включает в себя программный материал по хоккею, атлетической и оздоровительной гимнастики, занятия на тренажерах, упражнения на диске здоровье, на больших мячах, на ролике для пресса, прыжки со скакалкой, кроссовую подготовку с элементами полосы препятствий. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков.
Планируемые результаты освоения содержания программы по физической культуре
Базовым результатом образования в области физической культуры в средней школе является сформированость у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности.
Личностные результаты освоения образовательной программы среднего образования должны отражать:
1) гражданскую позицию, патриотизм, любовь к Отечеству и уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной и семьей, готовность к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности;
2) позицию выпускника как сознательного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества;
3) готовность к защите Отечества, к службе в Вооружѐнных Силах Российской Федерации;
4) умение сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественной и других видах деятельности;
5) готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
6) основу эстетической деятельности как части духовно-практического освоения действительности в форме восприятия и творческого созидания, включая эстетику быта, образования, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; бережного отношения к природе;
7) знание ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в занятиях физкультурой и спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение осуществлять профилактику и оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;
8) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
1) самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
3) владеть навыками исследовательской и проектной деятельности ;
4) искать информацию и самостоятельно систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценить и интерпретировать информацию;
5) строить логическое доказательство;
6) определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия, самостоятельно оценивать и принимать решения;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
1) умение использовать разнообразные виды физкультурно-оздоровительной деятельности и массового спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и досуга;
2) владение основами технологий современных оздоровительных систем физического воспитания, использование их в целях укрепления и длительного сохранения здоровья, предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью, и раннего старения;
3) владение основными способами самонаблюдения за показателями своего здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физической подготовленности;
4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
5) владение техническими приёмами и двигательными действиями из школьных базовых видов спорта; активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Распределение учебного времени
прохождения программного материала по физической культуре
№
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
Класс
10юн
11юн
10дев
11дев
1
Базовая часть
84
84
84
84
1.1
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
1.2
Спортивные игры
21
21
21
21
1.3
Гимнастика с элементами акробатики
21
21
21
21
1.4
Легкая атлетика
21
21
21
21
1.5
Обучение катанию на коньках
21
21
21
18
2
Вариативная часть
18
15
18
15
2.1
Итого
102
99
102
99
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Объяснить:
-
Роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире.
-
Роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактики вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
-
Характеризовать:
-
Индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями.
-
Особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий, особенности планирования индивидуальных занятий различной направленности и контроля их эффективности.
-
Особенности обучения и самообучения двигательным действиям.
Соблюдать правила:
-
Личной гигиены и закаливания.
-
Организация и проведение самостоятельного и самодеятельного форм занятий физическими упражнениями и спортом.
-
Культура поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований.
-
Профилактика травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах.
Проводить:
-
Самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-коррегирующей направленности.
-
Приемы страховки и самостраховки во время занятий.
-
Приемы массажа и самомассажа.
-
Занятия физической культуры и спортивные соревнования с учащимися младших классов.
-
Судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
-
Индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности.
-
Планы-конспекты индивидуальных занятий.
Определять:
-
Уровни индивидуального физического развития.
-
Эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма.
-
Дозировка физической нагрузки
Демонстрировать:
-
Двигательные умения, навыки, способности:
-
Уметь с максимальной скоростью пробегать 100 м с низкого старта.
-
В равномерном темпе бегать до 30 мин юноши и до 20 мин девушки.
-
Метать различные по форме и по массе снаряды с места и с разбега.
-
В гимнастических и акробатических упражнениях:
-
Выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой.
-
Выполнять акробатическую комбинацию из 5 элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см., стойку на руках, переворот блоком и другие ранее освоенные элементы (юноши) и комбинацию из 5 ранее освоенных элементов (девушки).
В спортивных играх:
-
Демонстрировать и применять основные технико-тактические действия в одной из спортивных игр.
Физическая подготовленность:
Физическая способность
Физические упражнения
юноши
девушки
скоростные
Бег 30м, сек
5.0
5.4
Бег 100м, сек
14.3
17.5
силовые
Подтягивание в висе на перекладине (кол-во раз)
10
-
Подтягивание, из виса лежа (кол-во раз)
-
14
Прыжок в длину с места, см
215
170
выносливость
Бег 2000м, мин
-
10.00
Бег 3000м, мин
13.30
-
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:
-
Использовать различные виды физических упражнений в целях самосовершенствования.
-
Организации досуга и здорового образа жизни.
-
Осуществлять коррекцию недостатков физического развития.
Способы спортивной деятельности:
-
Участвовать в соревнованиях по видам спорта.
-
Соблюдать правила поведения на занятиях физическими упражнениями.
-
Согласовывать свое поведение с интересами коллектива.
-
Критически оценивать собственные достижения
-
Поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности.
При оценке техники выполнения двигательного действия руководствуются следующими критериями:
Отметка "5": двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), уверенно, в надлежащем ритме, легко и четко; в играх проявил должную активность, находчивость, ловкость, умение действовать в коллективе, точно соблюдать правила.
Отметка "4": двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений: в играх учащийся не проявил должной активности, ловкости.
Отметка "3": двигательное действие выполнено в основном правильно, но напряженно (недостаточно уверенно), допущены незначительные ошибки при выполнении; в играх обучающийся был малоактивным, допускал небольшие нарушения правил.
Отметка "2": двигательное действие не выполнено или выполнено неправильно, неуверенно, небрежно; допущены значительные ошибки; в играх учащийся не обнаружил должной активности, расторопности, умение играть в коллективе (команде).
Отметка "1": отказ обучающего выполнить двигательное действие без уважительной причины или он совсем не смог выполнить упражнение.
Учащимся, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оценка успеваемости выставляется на общих основаниях, за исключением выполнения учебного норматива в противопоказанных им видах физических упражнениях.
Содержание курса
. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.
Социокультурные основы.
-
класс. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное Олимпийское и физкультурно-массовое движения.
-
класс. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Психолого-педагогические основы.
10 класс. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.
11 класс.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых мероприятиях. Способы регулирования массы тела.
Медико-биологические основы.
-
класс.
Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
-
класс.
Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на здоровье.
Приемы саморегуляции.
10-11 классы. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки.
Баскетбол.
10-11классы.
Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.
Волейбол.
10-11классы.
Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.
Гимнастика с элементами акробатики.
10-11классы.
Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние гимнастических упражнений на телосложение человека. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.
Легкая атлетика.
10-11классы.
Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.