Рабочая программа по физической культуре. 10 - 11 класс

Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа по предмету « Физическая культура» для учащихся 10-11 классов разработана на основе "Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов", авторы: Лях В.И., Л.А. Зданевич Министерства образования и науки РФ 2011 года, в соответствии с положениями Закона «Об образовании».

Учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 99 часов в 11 и 102 часа в 10 классах в год.

Для прохождения программы в учебном процессе используется учебник: Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура. 10-11 Кл.: учеб. Для общеобразовательных учреждений под ред. В. И. Ляха. М.: Просвещение, 2010. .

Целью образования в области физической культуры в средней школе является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В рамках реализации этой цели и в соответствии с требованиями Стандарта программа для учащихся средней школы ориентируется на выработку у них следующих умений:

1) умение использовать разнообразные виды физкультурно-оздоровительной деятельности и массового спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и досуга;

2) владение основами технологий современных оздоровительных систем физического воспитания, использование их в целях укрепления и длительного сохранения здоровья, предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью, и раннего старения;

3) владение основными способами самонаблюдения за показателями своего здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физической подготовленности;

4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;

5) владение техническими приёмами и двигательными действиями из школьных базовых видов спорта; активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.

Программа составлена с учетом условий работы школы, контингента учащихся, материально-технической базы. В старших классах более отчетливо, чем в среднем возрасте, проявляются половые различия между юношами и девушками, что требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов занятий. В этом возрасте идет обучение по пути усиления тренировочной направленности уроков. Дифференцированный индивидуальный подход важен для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в физическом развитии. При организации занятий с юношами предусмотрены занятия при максимальных волевых и физических нагрузках.

Программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету "Физическая культура". Вариативная часть включает в себя программный материал по хоккею, атлетической и оздоровительной гимнастики, занятия на тренажерах, упражнения на диске здоровье, на больших мячах, на ролике для пресса, прыжки со скакалкой, кроссовую подготовку с элементами полосы препятствий. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков.

Планируемые результаты освоения содержания программы по физической культуре

Базовым результатом образования в области физической культуры в средней школе является сформированость у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности.

Личностные результаты освоения образовательной программы среднего образования должны отражать:

1) гражданскую позицию, патриотизм, любовь к Отечеству и уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной и семьей, готовность к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности;

2) позицию выпускника как сознательного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества;

3) готовность к защите Отечества, к службе в Вооружѐнных Силах Российской Федерации;

4) умение сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественной и других видах деятельности;

5) готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

6) основу эстетической деятельности как части духовно-практического освоения действительности в форме восприятия и творческого созидания, включая эстетику быта, образования, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; бережного отношения к природе;

7) знание ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в занятиях физкультурой и спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение осуществлять профилактику и оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;

8) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

1) самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

2) продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

3) владеть навыками исследовательской и проектной деятельности ;

4) искать информацию и самостоятельно систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценить и интерпретировать информацию;

5) строить логическое доказательство;

6) определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия, самостоятельно оценивать и принимать решения;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

1) умение использовать разнообразные виды физкультурно-оздоровительной деятельности и массового спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и досуга;

2) владение основами технологий современных оздоровительных систем физического воспитания, использование их в целях укрепления и длительного сохранения здоровья, предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью, и раннего старения;

3) владение основными способами самонаблюдения за показателями своего здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физической подготовленности;

4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;

5) владение техническими приёмами и двигательными действиями из школьных базовых видов спорта; активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.

Распределение учебного времени

прохождения программного материала по физической культуре

Вид программного материала

Количество часов (уроков)


Класс


10юн

11юн

10дев

11дев

1

Базовая часть

84

84

84

84

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Спортивные игры

21

21

21

21

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

21

21

21

21

1.4

Легкая атлетика

21

21

21

21

1.5

Обучение катанию на коньках

21

21

21

18

2

Вариативная часть

18

15

18

15

2.1





Итого

102

99

102

99

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Объяснить:

  • Роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире.

  • Роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактики вредных привычек, ведении здорового образа жизни.

  • Характеризовать:

  • Индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями.

  • Особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий, особенности планирования индивидуальных занятий различной направленности и контроля их эффективности.

  • Особенности обучения и самообучения двигательным действиям.

Соблюдать правила:

  • Личной гигиены и закаливания.

  • Организация и проведение самостоятельного и самодеятельного форм занятий физическими упражнениями и спортом.

  • Культура поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований.

  • Профилактика травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах.

Проводить:

  • Самостоятельные и самодеятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-коррегирующей направленности.

  • Приемы страховки и самостраховки во время занятий.

  • Приемы массажа и самомассажа.

  • Занятия физической культуры и спортивные соревнования с учащимися младших классов.

  • Судейство соревнований по одному из видов спорта.

Составлять:

  • Индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности.

  • Планы-конспекты индивидуальных занятий.

Определять:

  • Уровни индивидуального физического развития.

  • Эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма.

  • Дозировка физической нагрузки

Демонстрировать:

  • Двигательные умения, навыки, способности:

  • Уметь с максимальной скоростью пробегать 100 м с низкого старта.

  • В равномерном темпе бегать до 30 мин юноши и до 20 мин девушки.

  • Метать различные по форме и по массе снаряды с места и с разбега.

  • В гимнастических и акробатических упражнениях:

  • Выполнять комбинацию из отдельных элементов со скакалкой.

  • Выполнять акробатическую комбинацию из 5 элементов, включающую длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см., стойку на руках, переворот блоком и другие ранее освоенные элементы (юноши) и комбинацию из 5 ранее освоенных элементов (девушки).

В спортивных играх:

  • Демонстрировать и применять основные технико-тактические действия в одной из спортивных игр.

Физическая подготовленность:

Физическая способность

Физические упражнения

юноши

девушки

скоростные

Бег 30м, сек

5.0

5.4

Бег 100м, сек

14.3

17.5

силовые

Подтягивание в висе на перекладине (кол-во раз)

10

-

Подтягивание, из виса лежа (кол-во раз)

-

14

Прыжок в длину с места, см

215

170

выносливость

Бег 2000м, мин

-

10.00

Бег 3000м, мин

13.30

-

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • Использовать различные виды физических упражнений в целях самосовершенствования.

  • Организации досуга и здорового образа жизни.

  • Осуществлять коррекцию недостатков физического развития.

Способы спортивной деятельности:

  • Участвовать в соревнованиях по видам спорта.

  • Соблюдать правила поведения на занятиях физическими упражнениями.

  • Согласовывать свое поведение с интересами коллектива.

  • Критически оценивать собственные достижения

  • Поощрять товарищей, имеющих низкий уровень физической подготовленности.

При оценке техники выполнения двигательного действия руководствуются следующими критериями:

Отметка "5": двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), уверенно, в надлежащем ритме, легко и четко; в играх проявил должную активность, находчивость, ловкость, умение действовать в коллективе, точно соблюдать правила.

Отметка "4": двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений: в играх учащийся не проявил должной активности, ловкости.

Отметка "3": двигательное действие выполнено в основном правильно, но напряженно (недостаточно уверенно), допущены незначительные ошибки при выполнении; в играх обучающийся был малоактивным, допускал небольшие нарушения правил.

Отметка "2": двигательное действие не выполнено или выполнено неправильно, неуверенно, небрежно; допущены значительные ошибки; в играх учащийся не обнаружил должной активности, расторопности, умение играть в коллективе (команде).

Отметка "1": отказ обучающего выполнить двигательное действие без уважительной причины или он совсем не смог выполнить упражнение.

Учащимся, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оценка успеваемости выставляется на общих основаниях, за исключением выполнения учебного норматива в противопоказанных им видах физических упражнениях.

Содержание курса

. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.

Социокультурные основы.

  1. класс. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное Олимпийское и физкультурно-массовое движения.

  2. класс. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.

Психолого-педагогические основы.

10 класс. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений.

Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.

11 класс.

Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых мероприятиях. Способы регулирования массы тела.

Медико-биологические основы.

  1. класс.

Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.

  1. класс.

Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на здоровье.

Приемы саморегуляции.

10-11 классы. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки.

Баскетбол.

10-11классы.

Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.

Волейбол.

10-11классы.

Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.

Гимнастика с элементами акробатики.

10-11классы.

Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние гимнастических упражнений на телосложение человека. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.

Легкая атлетика.

10-11классы.

Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.


© 2010-2022