План-конспект занятия по спортивному ориентированию Топографическая подготовка ориентировщика

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект тренировочного занятия

по спортивному ориентированию.


Учитель: Филиппова С.М.

Тема: Топографическая подготовка ориентировщика

Дата проведения: ____________

Место проведения: спортивный зал МБОУ СОШ №7

Тип занятия: обобщающий

Инвентарь: компасы, цветные карандаши, спортивные карты, карточки с топографическими знаками, кроссворд.

Цели и задачи:

  • закрепление знаний о масштабе;

  • определение расстояний на местности, если известны расстояния на карте и масштаб;

  • развитие навыка определения азимута;

  • навык работы с компасом;

  • ознакомление с условными знаками спортивных карт;

  • развивать наблюдательность и память.

План занятия

  • Повторить масштаб карт и способы определения расстояний на карте.

  • Развитие навыка определения азимута.

  • Условные знаки спортивных карт. Определить названия. Зарисовать топознаки.

  • Повторить различные формы рельефа.

  • Кроссворд (по нарисованному топознаку определить название)

  • Задания для зрительной памяти.





Ход занятия


1) Топографические и спортивные карты. (Знакомство с масштабом и способами определения расстояний по карте.)

Вопросы: Что называется планом?
Что называется картой?
В чем различие между планом и картой?

Рассказать о масштабах топографических карт.
Все топографические карты, условно разделены на три группы:
- мелкомасштабные (от М 1:200 000 до 1:1 000 000);
- среднемасштабные (М 1:25 000, 1:50 000 и 1:100 000);
- крупномасштабные (М 1:5 000 и 1:10 000).

Уточнить, что масштаб карты - это отношение длины линии на карте к длине соответствующих линий на местности; другими словами, масштаб говорит о степени уменьшения земной поверхности, представленной на той или иной карте.

С целью закрепления знаний о масштабе, несколько упражнений:
Дать словесное выражение численным масштабам:
1:25 000, 1:20 000.
Определить, чему равны расстояния на местности, если на карте масштаба 1:20 000 они составляют 3 см, 1,8 см, 5,5 см.
Тоже дать словесное выражение численным масштабам: 1:15 000, 1:10 000.
Определить, чему равны расстояния на местности, если на карте масштаба 1:20 000 они составляют 3 см, 1,8 см, 5,5 см.

2) Работа с компасом. (Выработка навыка работы с компасом.)

Знакомство с устройством жидкостного компаса, назначение каждой детали.

Практическое занятие:
1. Определить стороны горизонта с помощью компаса.
2. Приемы ориентирования карты по компасу.

3) Определение и контроль направлений. (Развитие навыка для определения азимута.)

Важнейшим техническим приемом, которым должен владеть

ориентировщик, является бег по азимуту. Угол между направлением на север и направлением на искомую точку называется азимутом.

Практическое задание:


1. Определить азимут от старта на предмет. (КП)
2. Определить азимут от старта на 1КП, от 1КП на 2КП, от 2КП на 3КП и т.д.

4) Условные знаки спортивных карт. (Ознакомление с условными знаками спортивных карт. Закрепление навыка определения расстояний по карте.)

Условные знаки спортивных карт разделены на 5 групп:
- рельеф;
- скалы и камни;
- гидрография и болота;
- растительность;
- искусственные сооружения.
В отдельную группу выделены знаки обозначения дистанции и стрелки магнитного меридиана.
Для лучшего запоминания условных знаков каждой однородной группы предметов установлен типовой знак, схематически напоминающий вид предмета сбоку или сверху (дорога, строение, дерево).

Условные знаки спортивных карт подразделяются на масштабные, линейные, и внемасштабные.

Масштабными знаками обозначают леса, поля, луга, крупные сооружения и т.д., границы которых на карте полностью соответствуют очертаниям на местности, уменьшенным согласно масштабу карты. (Площадные ориентиры).
Линейными знаками
обозначают тропинки, дороги, ручьи, канавы, просеки и т.д., которые показываются на карте в виде различных линий. Длина этих линий соответствует размерам изображаемых объектов в масштабе карты, а ширина большей части дается увеличено. (Линейные ориентиры).

Внемасштабные знаки используются для обозначения отдельных камней, маленьких ямок, холмиков, мостиков, родников и т.п., т.е. таких предметов, которые нетрудно или невозможно показать в масштабе карты из-за небольших размеров. Точное местоположение внемасштабных объектов на карте соответствует центру знака. (Точечные ориентиры).

Задание:
- по названию топознака сделать изображение этого топознака.
- определить изображенные топознаки.

5) Рельеф местности и его изображения на спортивных картах. (Обучение чтению и пониманию изображения различных форм рельефа на спортивных картах.)

Используя наглядные пособия, следуя правилу идти от простого к сложному, объяснить, что рельеф на спортивных картах изображается 2 различными способами - горизонталями и условными знаками.
Условные знаки - к условным знакам рельефа относят: обрыв, карьер, насыпь, терраса (ступень), выступ, ребро, лощина, промоина, сухая канава, бугорок, седловина, яма (котловина), внемасштабная яма (котловинка), воронка, капонир, скальная стена, голая скала, пещера, камень, поле камней, каменистая поверхность, груда камней, проход.
Горизонталь - замкнутая кривая линия, все точки которой находятся на одинаковой высоте над уровнем моря. (Показать на объемной модели.)
Повыше или пониже рельефа от 0 до 5 метров на карте 1:10 000 отмечаются горизонталями. Расстояние между соседними горизонталями характеризует крутизну склона и что ровный склон показывается горизонталями, которые расположены одна от другой через равные промежутки. Крутая сторона склона на карте показывается более близким расположением горизонталей друг к другу, т.е. чем круче склон, тем меньше расстояние между соседними горизонталями. Иногда применяются дополнительные горизонтали. Они проводятся на половине высоты сечения и называются вспомогательными (на карте они изображаются прерывистыми линиями). Для наглядного изображения крупных форм рельефа и облегчения счета каждая 5 из них рисуется несколько утолщено.
Для того, чтобы на карте можно было легко отличить возвышенность от углубления, на отдельных горизонталях перпендикулярно к ним ставят маленькие черточки (бергштрихи), показывающие направление ската.

6) Чтение карты. (Выработка беглого чтения карты. Развитие наблюдательности и памяти.)
Кратковременная зрительная память. (Рабочая тетрадь юного ориентировщика).
Задание: Работа по учебным картам.


Подведение итогов занятия.

План-конспект занятия по спортивному ориентированию Топографическая подготовка ориентировщика

© 2010-2022