Программа по внеурочной деятельности Корригирующая гимнастика (1 класс)

Корригирующая гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. Чтобы корригирующие упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья.
Раздел Физкультура
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГЛЕБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



УТВЕРЖДАЮ

директор школы

______________О.В. Жукова

«___»___________________г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по корригирующей гимнастике


на 2015 - 2016 учебный год

1 класс


учитель Феоктистова Ирина Борисовна








РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО учителей

физкультуры

_________________________

заместитель директора по ВР

Протокол от «___»______________ г.

№____

_____________________Ф.И.О.

«______»_____________г.


п. Глебовский

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Корригирующая гимнастика - это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата. Чтобы корригирующие упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья.

Для формирования правильной осанки необходимо особое внимание уделять упражнениям, вызывающим активную работу мышц разгибателей спины и мышц живота. Эти упражнения выполняются из исходного положения сидя и лежа. При этом необходимо следить, чтобы дети не задерживали дыхание, держали голову прямо, плечи расправляли, живот подтягивали. Положение с поднятой головой увеличивает тонус мышц, улучшает кровообращение в головном мозге. Предпочтение составляют симметричные упражнения.

Корригирующие упражнения могут проводиться около гимнастической стенки, на скамейках, с использованием различных предметов (гимнастические палки, мешочки с песком, мячи) и без них.

Выполняя упражнения, ребенок должен почувствовать и запомнить правильное положение тела.

В целях предупреждения плоскостопия следует использовать упражнения профилактического характера: ходьбу на носках и на пятках, «по-медвежьи» с опорой на наружные края стоп; по ребристой доске и т.п.

При деформации стопы применяются специальные корригирующие упражнения, которые включают активные движения стопы и пальцев ног, хождение по лежащей на полу лесенке, попеременное сгибание и разгибание стоп, собирание пальцами ног веревки, притягивание к себе палки и другие.

Корригирующие упражнения необходимо выполнять в разгрузочном исходном положении (устраняющем статическую нагрузку) - лежа, сидя. По мере укрепления связочно-мышечного аппарата голени и стопы вводятся упражнения в исходном положении стоя и в борьбе.

Корригирующая гимнастика в условиях школьного учреждения

Корригирующая гимнастика в школьном учреждении - новая форма реабилитации детей 7 - 10 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния.

До недавнего времени для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья ребенка использовали преимущественно различные физиотерапевтические средства, элементы закаливания.

Причины, вызвавшие внедрение КГ в практику школьных учреждений, многообразны. Среди главных можно выделить следующие: резкое ухудшение качества здоровья новорожденных и, как следствие, - детей дошкольного и младшего школьного возраста; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка. Наряду с глобальными социальными проблемами, влияющими на здоровье ребенка, можно выделить и более частные проблемы, к которым относится повышенная профессиональная занятость родителей. Ограниченность свободного времени, строгий режим работы поликлиник и кабинетов КГ, порой удаленность их от места проживания и ожидание в очереди не способствуют уменьшению числа детей, нуждающихся в немедикаментозной терапии. Данная программа создана и реализуется с целью оздоровления детей. В современных условиях жизни детям совершенно необходимы занятия различными видами подвижной деятельности, т. к. нижеперечисленные факторы отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

  1. Ухудшение экологии.

  2. Неправильная осанка.

  3. Малоподвижный образ жизни.

  4. Увлечение компьютером и, как следствие, дефицит общения.

  5. Неправильное питание.

  6. Сложные межличностные отношения.

В свою очередь КГ и задачи, решаемые в процессе занятий, помогают ребенка адаптироваться как к нынешней экологии, так и к современному социуму. Также занятия КГ призваны воспитывать в детях культуру движения, чувство прекрасного, развивать эстетическое восприятие мира.

Подобное состояние вопроса заставило ученых и практиков уделить должное внимание детским дошкольным учреждениям, где ребенок имеет рациональный режим, материально-технические условия и кадровую поддержку, необходимые для нивелирования отрицательных последствий и своевременного улучшения качества здоровья. Именно своевременность воздействия различных средств и методов КГ можно отнести к наиболее значимым факторам ее внедрения в школьных учреждениях.

КГ позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В школьном учреждении она показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья.

Противопоказания могут носить лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.

Общими задачами КГ являются следующие:

  1. Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;

  2. Своевременная коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния;

  3. Формирование и закрепление навыка правильной осанки;

  4. Повышение неспецифической реакции организма.

Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. КГ улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.

Физические упражнения - главное средство КГ.

Различают множество классификаций физических упражнений по анатомическому признаку, по степени активности, по характеру двигательных действий и т.д. В школьной практике применения КГ наиболее распространены гимнастические упражнения с предметами и без предметов, игры. Большое внимание на занятиях корригирующей гимнастикой отводится дозированию нагрузки: она должна быть адекватной состоянию ребенка и его психомоторному развитию. Основными критериями дозировки служат подбор физических упражнений, количество повторений, плотность нагрузки на протяжении занятия, исходные положения при выполнении упражнений, темп.

Своевременное и квалифицированное применение программы физической реабилитации детей в школьных учреждениях позволяет положительно влиять на качество здоровья ребенка.

Целями и задачами корригирующей гимнастики являются:

  1. Формирование у детей правильной осанки.

  2. Укрепление мышц спины и живота.

  3. Развитие гибкости.

  4. Создание мышечного корсета.

  5. Увеличение подвижности позвоночника.

  6. Устранение или уменьшение его искривления.

  7. Укрепление мышц и обеспечение нормального наклона таза.

  8. Устранение недостатков в строении тела, связанных с нарушением осанки.

  9. Устранение развития плоскостопия.

Отличительная особенностью занятий КГ является плотность выполнения упражнений и длительность перерывов между отдельными упражнениями. Физическую нагрузку на уроках КГ дозируют следующим образом:

  1. Подбор физических упражнений - от простого к сложному;

  2. Продолжительность физических упражнений;

  3. Число повторений;

  4. Выбор исходного положения;

  5. Темп движений на 1 - 4;

  6. Амплитуда движений;

  7. Степень усилий;

  8. Точность;

  9. Сложность;

  10. Ритм;

  11. Количество повторений.

В данных условиях применяются достаточно продолжительные курсы КГ (в начальных классах: с 1го по 4й класс). Это обусловлено прежде всего климатическими условиями, когда в течении долгой зимы учащиеся носят тяжелые ранцы с учебниками, зимнюю одежду, тяжелую обувь, что является причиной нарушения осанки и появления плоскостопия. Для правильной ходьбы каблук должен быть 3-4см. и пятку плотно обхватывать задник обуви, тогда стопа будет зафиксирована.

На каждом этапе роста ребенка формируется позвоночный столб, растут скелетные мышцы, поэтому для получения лучших результатов нужно соблюдать следующие правила:

  1. Системность занятий;

  2. Регулярность их проведения;

  3. Длительность, нарастание нагрузки,

  4. Индивидуальный подход к каждому ребенку;

  5. Общеукрепляющие процедуры.

В КГ различают упражнения общего характера и специального, так для применения упражнений для детей с нарушением осанки используются упражнения специального характера с некоторым добавлением упражнений общего характера. КГ основывается на движении. Движение только тогда будет лечебным и профилактическим фактором, когда оно организовано в виде физического упражнения и применяется целенаправленно и применяются в соответствии с терапевтическими задачами, в дозированной форм, с учетом общего состояния ребенка, особенностей заболевания и нарушения функции пораженной системы организма.
































УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1-ый класс)

п\п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

Форма занятий

Форма подведения итогов

1

Теоретические сведения:

  1. Первичный инструктаж.

  2. Повторный инструктаж. Безопасность. Осанка.

  3. Гигиена, режим, питание, закаливание.


1


1


1




Беседа

Знание теоретических сведений, правил техники безопасности.

2

Строевые упражнения:

  1. Понятия: строй, шеренга, колонна, ряд, интервал, дистанция.

  2. Повороты: направо, налево, кругом.

  3. Построение: в одну шеренгу, в одну колонну, перестроение в две колонны через середину.

  4. Ходьба на месте и в движении, остановка, смыкание, размыкание.

  5. Понятия: границы площадки, углы, середина, центр, круг, шахматный порядок.




1


1



1




1


1


Практические занятия. Игра.

Умения выполнять упражнения, ориентироваться в пространстве.

3

Дыхательные упражнения.



1


Практические занятия. Игра.

Умение правильно дышать при выполнении упражнений.

4

Виды ходьбы и бега:

  1. Спортивный шаг, на полупальцах, на пятках, на внутренней и внешней стороне стопы, ходьба в полу- и полном приседе.

  2. Мягкий, высокий, широкий шаги.

  3. Бег с высоким подниманием бедра, с захлестом, приставным на правую, на левую, полька, подскоки.






1


1




1






Практические занятия. Игра.

Ритмика.

Умение правильно ходить и бегать.

5

Обще-развивающие упражнения

  1. Упражнения для мышц шеи: наклоны, повороты, круговые вращения.

  2. Упражнения для стоп: поднимание на полупальцы.

  3. Упражнения на развитие подвижности в суставах:

- лучезапястном;

- локтевом;

- плечевом;

- щиколотка;

- коленном;

- тазобедренном;

- в грудном и поясничном отделах позвоночника.




1



1





1




1








Практические занятия.

Ритмика.

Умение правильно выполнять упражнения.

6

Общая физическая подготовка

  1. Упражнения на развитие:

- силы рук, ног, брюшного пресса, мышц спины;

- выносливости, прыгучести;

b)Упражнения на расслабление.






2


1


1




Практические занятия.

Умение правильно выполнять упражнения.

7

Упражнения сидя и лежа на гимнастических матиках.


3


Практические занятия.

Ритмика.

Умение правильно выполнять упражнения.

8

Упражнения с медицинболами.


3


Практические занятия.

Эстафеты.

Умение правильно выполнять упражнения.

9

Упражнения с гимнастическими палками.


3


Практические занятия.

Ритмика.

Умение правильно выполнять упражнения.

10

Прыжковые.

  1. Малые прыжки

- на двух;

- на правой, на левой;

- подскоки;


1


Практические занятия.

Умение правильно выполнять упражнения.

11

Ритмика и танцевальные движения.

  1. Метр, такт, затакт.

  2. Упражнения на согласование движения и музыки.


1


Теория.

Практические занятия.

Ритмика.

Умение правильно выполнять упражнения.

12

Подвижные игры.

1


Игра.

Знание игр.


7


© 2010-2022