Влияние физической культуры и спорта на социаизацию учащихся с ОВЗ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











ТЕМА: ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ УЧАЩИХСЯ c ОВЗ






Санкт-Петербург

2014

Содержание



Физическая культура и спорт

Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

Это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развивалась одновременно с общей культурой человека. Физическую культуру и спорт можно рассматривать как специфическую реакцию на потребности общества в двигательной активности и способ удовлетворения этих потребностей. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура и спорт наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.

Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства. Занятия спортом способствуют развитию таких качеств, как ответственность, толерантность, умение сотрудничать, что оказывает положительное влияние на процесс социализации личности. Спорт, как сложное и многогранное социальное явление, представляет собой одну из самостоятельных подсистем, которая обладает своими ценностями, функциями, закономерностями развития. Обладая относительной самостоятельностью, эта подсистема не существует изолированно от других подсистем общества, государства, а тесно связан со всеми сторонами общественной жизни людей: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием и т.д. Спорт как социальный институт удовлетворяет различные социальные потребности личности, прежде всего в поддержании физического здоровья, социального самочувствия, оказывает широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. Феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие веские для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, стремление быть первым, победить не только противника, но и самого себя. Спортивная деятельность необходима и для социальной адаптации молодежи, т.к. занятия спортом повышают самооценку, самоуважение, помогают воспитать веру в свои силы и возможности, а также умение ими воспользоваться. Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач, дает большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Этот потенциал необходимо использовать в полной мере, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств человека - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых качеств. Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возможностей организма, опосредованно влияя на создание запаса, своеобразного резерва для ответа на нештатные внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека. Однако, говоря о положительных моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые серьезно влияют на его ценности. Погоня за медалями и рекордами иногда приводит к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой ценой, допинг, ранняя специализация и т.д.

Поэтому задача специалистов в области физической культуры сделать все возможное, чтобы сохранить феномен спорта для благородных целей развития личности и общества.

Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других.

Значимость занятий физической культурой и спортом

Физическая культура, как широкое понятие, тесно связана с физическим воспитанием. Регулярные занятия физической культурой и спортом ведут детей и подростков к достижению необходимого уровня тренированности, а также содержат неограниченные возможности для духовно - нравственного, интеллектуального, трудового, эстетического воспитания, для гармоничного развития личности подрастающего человека. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся испытывают большие физические и моральные нагрузки. Умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил спортивных соревнований, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких нравственных черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, самопознание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, внутренняя культура, дисциплинированность, ответственность. На занятиях физической культурой и спортом у учащихся развиваются умственные способности. Они приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных навыков в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены. Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. Занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, особенно зрительно-двигательной. В процессе подготовки и проведения занятий необходимо обращать внимание на коллективную расстановку и уборку снарядов, оборудования, инвентаря, участие в общих работах по благоустройству площадок, выполнению производительного труда в период нахождения в оздоровительно-спортивных лагерях и т.д. Трудолюбие также воспитывается непосредственно в процессе занятий физическими упражнениями и спортом, когда занимающиеся для достижения максимального результата, преодолевая усталость, многократно выполняют физические упражнения. Целеустремленность и настойчивость в достижении цели, воспитанные в процессе занятий физическими упражнениями, переносятся в последующем и на трудовую деятельность. В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать красоту окружающего мира. Связь занятий физическими упражнениями с эстетическим воспитанием имеет действенный характер, так как позволяет не только формировать внешне прекрасный образ, но и одновременно влиять на воспитание морально-волевых качеств, этических норм и правил поведения в обществе. Таким образом, физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование гармоничной и всесторонне развитой личности, наиболее полно удовлетворяют познавательные и общекультурные потребности человека.

Актуальность здоровьесберегающих технологий

Вопрос сохранения и укрепления здоровья учащихся в настоящее время является весьма актуальным. В связи с чем, важным направлением в его решении является образование в области здоровья.

Некоторые причины ухудшения здоровья учащихся коррекционных школ VIII типа обуславливаются зависимостью «факторов риска», неспособностью, а главное нежеланием должным образом заботиться о собственном здоровье.

Необходимо формировать у подрастающего поколения ценностное отношение к здоровому образу жизни, устойчивую мотивацию и потребность в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих.

Возрастает актуальность внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий.

В настоящее время педагогами обсуждаются пути и условия формирования здорового образа жизни учащихся, ведется поиск стратегических ориентиров его достижения. (Р.И. Айзман, Э.Н, Вайнер. Г.К. Зайцев, А.Т. Смирнов, Л.Г. Татарникова и др.)

По мнению М.Я. Виленского, формирование поведенческого компонента играет важную роль в формировании здорового образа жизни вообще, так как «несмотря на то, что человек способен по своим внутренним переживаниям оценить собственное отношение, только его поведение может быть подвергнуто объективному исследованию».

Очень важным в условиях современной жизни является формирование психофизического здоровья, способность эффективно противостоять утомлению, психическим стрессам, эмоциональному напряжению. Можно отметить, что существуют предпосылки для разработки здоровьесберегающих образовательных технологий, реализация которых способствует формированию культуры здоровья и всех его компонентов (физического нравственного, психического).

Основными средствами физической культуры были и остаются физические упражнения (общеразвивающие, обще-прикладные, специально-прикладные), естественные силы природы и гигиенические факторы, выступающие как строительный материал, эффективность воздействия которого на социальную, духовную и психофизическую сферы учащихся во многом зависит от искусства планирования, а также правильного выбора приемов и способов управления образовательным процессом.

Но в силу затронутой нами проблемы необходимо использовать вспомогательные и дополнительные средства физической культуры, такие как, теоретическая подготовка, восстановительные действия, нетрадиционные виды физкультурно - спортивной деятельности.

К таким средствам можно отнести обучение приемам, на которых основаны различные техники саморегуляции и духовного самосовершенствования, самыми распространенными из них являются медитация, аутотренинг, психорегулирующая тренировка.

Медитация - умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углубленной сосредоточенности.

Аутотренинг - методика самосовершенствования, цель которой физическое и психическое оздоровление человека с помощью самовнушения в состоянии релаксации. Аутотренинг содержит приемы, позволяющие воздействовать на вегетативную нервную систему, центры управления которой не поддаются прямому волевому воздействию. Аутотренинг помогает освободиться от тягостных забот и проблем, внушать себе желаемые модели поведения, преодолевать боль, усталость, страх, робость, застенчивость, и другие психологические комплексы.

Психорегулирующая тренировка - это разновидность аутогенной тренировки. Ее отличие в том, что формулы внушения проговариваются другим человеком.

Кроме того, П.В. Бундзен с сотрудниками разработали ряд оздоровительных технологий, способствующих формированию устойчивых личностных установок на здоровый образ жизни за счет совмещения в единую систему методов физического и психического тренингов. В результате ими была разработана концепция развивающей психофизической тренировки - ментального тренинга. Суть данной концепции состоит в использовании взаимообогащающего эффекта физических упражнений и психотренинга для гармонического развития личности.

На основе этой концепции была создана система интегративной психофизической тренировки, которая в ходе исследований показала свою эффективность в усилении оздоровительного эффекта физических упражнений, повышении мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Положительный максимальный эффект на психику оказывают следующие характеристики физических упражнений:

  1. аэробные упражнения с брюшным типом дыхания;

  2. отсутствие в системе упражнений соревновательных элементов;3. конкретные упражнения с точно определенными пространственными временными характеристиками;

  3. упражнения, умеренные по интенсивности;

  4. продолжительность упражнений по времени не более 20 минут;

  5. регулярность упражнений;

  6. использование упражнений, приносящих удовольствие.

Используя нетрадиционные виды физкультурно - спортивной деятельности особенно важно соблюдать принцип дифференциации и индивидуализации в отношении каждого человека.

Внедрением в образовательный процесс современных оздоровительных технологий можно направленно изменить отношение учащихся к своему здоровью, включая все его компоненты.

Физическая культура в формировании здорового образа жизни учащихся

Физическая культура является частью общей культуры. Она служит одним из средств формирования всесторонне развитой гармоничной личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического. Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, она выполняет социальные функции общества в области морали, воспитания, этики.

Физическая культура включает в себя воздействие на физиологические системы организма, на нервно-эмоциональную и умственную сферы занимающихся, а также совершенствование физических, морально - волевых качеств и психологической устойчивости.

Главная цель занятий физической культурой и спортом в школе - формирование физической культуры личности, подготовка к социально - профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Человек сам творец своего здоровья, за которое нужно бороться с детства.

Подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования личностных качеств, выработкой у каждого человека своего стиля жизни, в этот период будет наиболее целесообразно решать проблему внутренней мотивации, осознания необходимости ведения здорового образа жизни.

Многочисленные исследования современных ученых свидетельствуют о том, что здоровье человека зависит на 50% от индивидуального образа жизни, на 25 % от влияния окружающей среды, на 15 % - от наследственности и всего на 10 % - от медицины. Также установлено, что образ жизни зависит не только от наследственных, врожденных, приобретенных заболеваний, нарушений работы регуляторно-адаптивных и защитных механизмов, экологии, но и от валеологического воспитания. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что, изменив свое отношение и приобщившись к здоровому образу жизни, можно существенно улучшить состояние своего здоровья.

Ведущий параметр учебной деятельности - это умственная работоспособность, составляющими которой являются следующие факторы:

- физиологические (состояние здоровья, режим труда и отдыха, рациональное питание и другие);

- физические (воздействие на организм через органы чувств шума, температуры воздуха, освещения, экологии);

- психологические (мотивации, настроения, самочувствия);

- типологических личностных качеств (усидчивость, аккуратность, сдержанность).

Задача учителей по физической культуре помочь учащимся в период обучения изменить отношение к здоровому образу жизни, сформировать культуру здоровья, в том числе психофизического, хорошее состояние которого очень важно. В образовательном процессе необходимо обучать умениям и навыкам использования разнообразных средств физической культуры, повышать мотивацию к формированию своего стиля жизни, способствующего формированию личности, развитию интеллекта, осознанию своего собственного «Я» и выбора морально - нравственной позиции в социуме.

Для достижения поставленной цели целесообразно решение следующих задач:

- повышение мотивации здоровья и здорового образа жизни;

- формирование морально - волевых ценностей, и волевых качеств, а также их использование в повседневной жизни;

- обучение умениям и навыкам управления своим организмом, в том числе эмоциями и чувствами;

- использование средств физической культуры для самосовершенствования и укрепления здоровья.

Влияние физической культуры на формирование правильной осанки

Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура здоровья подразумевает не только определённую систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах. В этой связи, среди многочисленных проблем современной педагогической науки особую актуальность приобретает проблема по формированию культуры здорового образа жизни личности, как важной социально - педагогической значимости.

При исследовании обозначенной проблемы были получены данные, что у 54,8 - 77,4% молодёжи на сегодняшний день выявлены различные нарушения осанки (Красикова И.С., 2002). Важной задачей физического воспитания является формирование правильной осанки, профилактика и коррекция.

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры. Различают осанку правильную, сутуловидную, кифотическую, лордотическую и выпрямленную.

Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Его осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой.

Нормальная осанка характеризуется пятью признаками:

- расположением надплечий на одном уровне;

- расположением обеих лопаток на одном уровне;

- равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и свободно опущенными руками;

- расположением остистых отростков позвонков по линии отвеса, опущенного от бугра затылочной кости и проходящего вдоль межягожичной складки;

- правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости (глубиной до 5 см в поясничном отделе и до 2 см - в шейном).

Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в переднее-заднем направлении (кифоз, лордоз), так и в боковом (сколиоз).

Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночника. Круглая спина (сутулая) представляет собой форму грудного кифоза.

При кругловогнутой (седловидной) спине одновременно увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз.

При плосковогнутой спине - увеличен только поясничный лордоз.

При ряде заболеваний (сколиоз, кифоз и др.) происходит изменение осанки, что ведёт к расстройству функции позвоночника, мышечному дисбалансу, которые отрицательно сказываются на функции внутренних органов и работоспособности человека в целом. Человек с неправильной осанкой производит впечатление усталого, согнувшегося под непосильным бременем жизни.

При правильной осанке мышцы почти не напряжены, внутренние органы работают правильно; это касается, прежде всего, дыхания, пищеварения, кровообращения.

Человек, у которого нормальное строение, но неправильная осанка, может довольно легко её исправить, выполняя соответствующие упражнения и рекомендации.

Необходимыми условиями формирования правильной осанки, прежде всего, являются: осознанное отношение учеников к своему здоровью, организация здорового образа жизни, устойчивое овладение знаниями, умениями и навыками по формированию правильной осанки. Для этого необходимо регулярное посещение занятий по физическому воспитанию, активное выполнение всех упражнений, совершенствование двигательных действий и самостоятельная дополнительная работа.

В процессе формирования правильной осанки важен систематический педагогический контроль и самоконтроль. Каждый ученик должен овладеть приемами самоконтроля своей осанки. В течение дня необходимо обращать внимание на следующее:

- голова поднята - затылком тянуться вверх;

- грудная клетка развернута - плечи отведены назад и расслаблены;

- таз подведен под позвоночник - мышцы брюшного пресса находятся в тонусе, наклон таза оптимален.

В условиях вертикальной стойки постоянно осуществляется «подвижное равновесие», сущность которого заключается в непрерывном перераспределении мышечного тонуса в основных группах мышц, направленном на стабилизацию положения тела в пространстве.

Нужно избегать неправильного положения туловища, сидя на стуле за столом при письме и чтении, исключить привычку стоять на одной ноге, носить в одной и той же руке сумку.

На практических занятиях по физической культуре преподаватель обязан постоянно осуществлять контроль над выполнением упражнений: обращать внимание на положение головы, плеч, вводить специальные упражнения для формирования правильной осанки, применять индивидуальный подход к каждому ученику, давать рекомендации для самостоятельных занятий.

Формирование осанки, как и всякого другого двигательного действия, происходит в соответствии с этапами и закономерностями процесса обучения. Важно научиться правильно стоять, ходить, бегать, выполнять упражнения различной направленности.

Правильная осанка определяется состоянием опорно-двигательного аппарата, развитием силы мышц шеи, спины, груди, живота, нижних конечностей. Большое значение имеет подвижность всего позвоночника (и особенно грудного отдела), а также подвижность в суставах рук и ног.

На занятиях физической культурой важно учитывать: уровень подготовки; состояние здоровья; возраст; пол занимающихся. Так же необходимо: определение нагрузки на каждую группу мышц; дозировку упражнений; восстановление после нагрузки; определённую направленность (сохранение, укрепление, совершенствование, исправление); попеременное выполнение упражнений на силу мышц с упражнениями на растягивание.

Важно, чтобы все упражнения производили положительный эффект.

Формирование правильной осанки требует всестороннего физического развития, в первую очередь статической силовой выносливости, гибкости, ловкости, равновесия.

Нарушения осанки наблюдаются в основном у учащихся, с недостаточным уровнем развития физических качеств. Для них необходимы не только обязательные занятия по физической культуре, но и самостоятельные дополнительные занятия и организация здорового образа жизни.

Упражнения для формирования правильной осанки должны равномерно воздействовать на правую и левую стороны тела. Во избежание асимметрии туловища, физические нагрузки необходимо выполнять равномерно правой и левой рукой и ногой. Неравномерное развитие мышц той или другой стороны может привести к боковому искривлению позвоночника - сколиозу. При асимметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения. Они обеспечивают выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса. Это связано с физиологическим перераспределением нагрузки. Для сохранения срединного положения тела, по мнению Халемского Г.А., более ослабленные мышцы на стороне выпуклости позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне.

Физическая нагрузка, так же должна иметь направленность на увеличение длины позвоночника для сохранения высоты межпозвонковых дисков. Для этого используются упражнения на растягивание.

Перед растягиванием околопозвоночные мышцы необходимо разогреть и расслабить. Растягивание производится под действием силы тяжести тела.

Провисание на перекладине можно довести до 5 мин. Руки должны быть на ширине плеч, хватом сверху. Перед висом лучше забраться на перекладину с чьей-либо помощью или приставки, чтобы исключить ненужное подпрыгивание и резкое приземление, а после виса - спокойно опуститься. После растягивания необходимо полежать на спине в течение 15 мин или выполнять упражнения из исходного положения, лежа на спине (Челноков В.А., 2006). Для решения поставленной проблемы, необходимо использовать новые инновационные технологии физической культуры, создавать условия для занятий физической культурой по интересам и с учетом состояния здоровья занимающихся, внедрять различные физические упражнения и виды физической культуры.

Педагогические воздействия должны заключаться в целенаправленном подходе на восстановление (или приостановление) нарушенных функций и систем организма и быть направлены на преодоление индивидуальных недостатков телосложения и осанки.

Пути социализации учащихся через физическую культуру и спорт

Физическая культура и спорт представляют собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей. На современном этапе развития общества, одной из актуальных проблем является создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Физическая культура в обществе реализуется в следующих формах:

- физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека);

- спорт (их совершенствованием);

- физическая рекреация (поддержанием);

- двигательная реабилитация (восстановлением).

Внутренним наполнением каждой из форм является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов.

В личностном же плане физическая культура - мера и способ всестороннего физического и нравственного развития человека.

Физическая культура и спорт не только являются средством укрепления здоровья, физического совершенствования, но и существенно влияют на формирование общекультурной и нравственной сторон человеческой жизни:

- нравственные и интеллектуальные качества;

- процесс самопознания и самосовершенствования;

- формирование воли.

Сам процесс регулярных целенаправленных занятий физической культурой или спортом предполагает не только развитие определенных умений и навыков, физических качеств, но и психических свойств личности.

При этом основным средством физической культуры выступает деятельность, в которой физические упражнения составляют ее главный элемент.

Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. В целом, процесс физического воспитания формирует психические свойства школьников путем моделирования жизненных ситуаций, «проиграть» которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов.

В процессе постоянного сознательного преодоления трудностей, на занятиях физической культурой и спортом закаляются воля, характер, уверенность, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать правильные решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска, способность комфортно чувствовать себя в коллективе.

Спортивный путь - это энциклопедия технологий культурного совершенствования телесного (физического), психического и нравственного развития личности, и не использовать его в физическом воспитании современного человека было бы ошибочным. В любом виде спорта соревнования проводятся по жестким правилам, которые обусловливают не только сам ход соревновательной борьбы, но и подготовку к ней. Правила определяют психологическую настройку спортсмена и требуют от него в каждом виде спорта конкретных проявлений физических качеств, волевых усилий, определённых свойств мышления, допустимого уровня эмоционального возбуждения. Спортсмен работает над развитием силы, быстроты, выносливости, гибкости, над техникой выполнения упражнений. Формирует умение действовать в полную силу, когда не хочется, когда устал. Учится управлять настроением, справляться с чрезмерным волнением, вызывать в себе состояние приподнятости, вдохновения, то есть овладевает умением самоуправления, самоконтроля эмоциями, тренирует свою волю. Всё это он делает сознательно, чтобы достичь лучшего результата в соревнованиях.

Люди, прошедшие "школу спорта", убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также научил умело это использовать. Уроки, усвоенные на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие утверждают, что именно спорт позволил им стать полноценной личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных качеств, таких как: честолюбие, инициативность, трудолюбие, терпение, волевые навыки.

Таким образом, совершенствуясь в спорте, человек совершенствуется всесторонне.

Учитывая важность спортивного воспитания, в коррекционных школах уделяется большое внимание развитию отдельных видов спорта (футбол, волейбол, баскетбол, гимнастика и другие), при занятии которыми каждый ученик при желании может достичь не только высокого спортивного уровня, но и развить в себе волевые и нравственные качества. Ученик тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и, следовательно, обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других.

Психологи спорта определили волевые качества, которые необходимы спортсменам для преодоления возникающих в процессе их деятельности препятствий - это целеустремлённость и настойчивость, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.

Однако эти качества необходимы не только спортсмену, но и каждому человеку для достижения определенных целей в жизни. Рассмотрим некоторые волевые качества.

Целеустремлённость - проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели. Человека целеустремлённого отличает умение направлять свою деятельность, исходя из главного, наиболее важного мотива. Развивая это волевое качество при занятии спортом, ученик использует его и в своей повседневной жизни, когда требуется планомерность занятий, сосредоточенность, то есть движение к намеченной цели, что, несомненно, влияет на его социализацию.

Решительность и смелость - проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью действий, их реализации на практике, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность - проявление воли, характеризующееся личным творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, устойчивостью по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий.

Эти волевые качества, развиваемые на занятиях физической культурой и спорта, несомненно, пригодятся в будущем.

Таким образом, физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития учащихся, укрепления и охраны их здоровья, сферой общения и проявления социальной активности, но, несомненно, влияют на авторитет, на структуру ценностных ориентаций и помогают воспитать общительного и целеустремленного человека.

Значение игровых занятий по физической культуре в социализации учащихся

В спортивно-педагогической практике подвижные и спортивные игры выполняют следующие функции:

− развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

− коммуникативную: освоение диалектики общения;

− самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

− психологическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

− диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознания в процессе игры.

В играх трудно учесть творческие возможности каждого ученика, а также его физическое состояние в данное время. Поэтому прежде чем привлекать учащихся к проведению игр учителю необходимо самому уметь компетентно и грамотно их организовывать.

В зависимости от построения занятия и применяемых методических приёмов игры могут вызвать в организме умеренные, большие и максимальные физиологические сдвиги. Во время занятий необходим строгий педагогический контроль над уровнем нагрузки всего класса в целом и отдельных занимающихся.

А также необходимо овладение учащимися приёмами самоконтроля, который определяется по самочувствию, частоте дыхания, частоте сердечных сокращений (не более 150 ударов в минуту), работоспособности. Нагрузки необходимо чередовать с отдыхом, интенсивные игры с малоинтенсивными.

С повышением эмоционального состояния играющих, нагрузка в игре возрастает. Играющие, увлеченные игрой, теряют чувство меры, желая, превзойти друг друга, не рассчитывают свои возможности и перенапрягают силы. Необходимо приучать учеников регулировать свои действия в игре.

Можно устраивать кратковременные перерывы, используя их для разбора ошибок, подсчёта очков, уточнения правил, назначения помощников, сокращать дистанции для перебежек, уменьшать число повторений в игре. Желательно, чтобы все играющие затрачивали в игре приблизительно равные усилия.

Поэтому удалять из игры проигравших, (если это требуется правилами игры) можно только на очень короткое время. Лучше всего проигравших не удалять из игры, а записывать им штрафные очки. Очень важно заканчивать игру своевременно.

Таким образом, качество организации игровых занятий зависит от ряда компонентов: подбора игр, их количества, темпа, ритма, плотности урока, его продолжительности, состояния здоровья, пола, уровня физической подготовленности занимающихся и других факторов.

Для определения качества проведения игры предлагаются следующие критерии:

- умение организовать сообщение целей и задач предстоящей игры;

- организовать работу с учетом индивидуальных, возрастных и половых особенностей играющих;

- вызвать интерес к предстоящей игре;

- рационально распределить обязанности игроков;

- правильно организовать двигательное действие и его выполнение;

- грамотно использовать пути и средства достижения поставленных в игре задач;

- равномерно распределить свое внимание между игроками;

- осуществлять контроль над своим поведением;

- ориентироваться в непредвиденной обстановке.

Таким образом, предлагаемая методика организации игровых занятий по физической культуре будет способствовать не только приобретению двигательных умений и навыков, но и социально-культурному развитию учащихся.

Остановимся на путях социализации учащихся через занятия физической культурой и спортом непосредственно в нашей школе-интернате. Как уже отмечалось в данном проекте, такие необходимые качества для социализации, как умение подчинить свои интересы интересам коллектива, уважительное отношение к сопернику, преодолевание усталости, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, честолюбие, инициатива, трудолюбие, терпение, воля успешно достигаются в условиях различных соревнований и особенно соревнований командных.

Спортивный праздник во Всеволожской коррекционной школе-интернате

19 февраля 2013 ко «Дню защитника отечества» в спортивном зале Всеволожской школы-интерната были проведены соревнования «А ну-ка, мальчики!».

Сначала соревнования прошли для учащихся начальной школы, а затем для старшеклассников. Для проведения соревнований из младших классов были укомплектованы две команды по десять человек. Первая команда во главе с учеником четвертого класса Андреем Сенгилеевым выбрала название «Зенит», а вторая во главе с четвероклассником Павлом Беспаловым стала называться «Чемпион». На первом этапе команды бежали эстафету с мячами, суть которой заключалась в том, чтобы доставить легкий набивной мяч в гимнастическое кольцо, лежащее на полу, забрать в кольце другой мяч и передать следующему. Эту эстафету на ловкость и быстроту выиграла команда «Чемпион» (фото №1).

Второй конкурс на развитие глазомера и точности движений проводился параллельно. Одна команда катала по полу легкий набивной мяч, сбивая кегли (боулинг) (фото №2), а вторая бросала в цель легкие эластичные обручи, затем команды поменялись местами. Оба конкурса второго этапа выиграла команда «Чемпион» (фото №3).

На третьем этапе проводилась эстафета с элементами гимнастики. Сначала надо было сделать кувырок на гимнастическом мате, затем проскакать 3 раза на короткой скакалке, а потом преодолеть гимнастическую скамейку в положении сидя, продвигаясь спиной вперед, Здесь победила команда «Зенит», которая преуспела в быстроте, ловкости и координации движений (фото №4).

После этого командам предстояло померяться силой в перетягивании каната. Команда «Чемпион» оказалась сильнее (фото №5).

Завершился праздник матчем по мини-футболу, который состоял из двух таймов по 5 минут. Запомнился не столько сам матч, сколько та обстановка, в которой он проходил. Девочки хором скандировали кричалки, подгоняя футболистов к победе. Команда «Чемпион» оказалась действительно чемпионской (фото №6).

Праздник у старшеклассников проходил тоже интересно, только вместо упражнения «кольцеброс» они кидали набивной мяч из-за головы в положении «сидя», а гимнастическую скамейку преодолевали на животе (фото №7, 8, 9, 10).

Таким образом, именно комплексное физическое воспитание является действенным средством предупреждения и устранения у детей недостатков в их физическом развитии, возникших в раннем возрасте, обеспечивает его последующую коррекцию и служит важным средством компенсации нарушений и социальной адаптации.



Самоанализ

учителя физической культуры Корнеева А. М. о проведении спортивного праздника

«А ну-ка, мальчики!» во Всеволожской коррекционной школе-интернате

19.02.2013г. в спортивном зале школы проводился спортивный праздник «А ну-ка, мальчики!», посвященной «Дню защитника отечества».

1. Цели и задачи:

- укрепление здоровья учащихся.

- коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики.

- формирование у детей познавательных интересов в области физической культуры и спорта.

- раскрытие потенциальных возможностей учащихся в условиях соревновательной деятельности.

2. Спортивный праздник проходил по намеченной программе без отклонений.

3. Праздник прошел на высоком эмоциональном уровне, заслуживает самой высокой оценки, поставленные задачи, безусловно, были достигнуты.

4. Можно назвать следующие причины успеха данного мероприятия:

- разработанная программа соответствовала интересам и возрасту учащихся.

- скоростные конкурсы удачно сочетались с конкурсами на ловкость и на силу.

- все конкурсы носили соревновательный характер, т.к. везде участвовали по две команды одновременно.

- между конкурсами практически не было пауз и задержек, т.к. необходимый инвентарь был тщательно отобран и подготовлен, поэтому праздник проходил с хорошей динамикой.

В спортивном зале была создана хорошая соревновательная атмосфера, у детей была возможность проявить свои самые лучшие качества, и они этой возможностью воспользовались в полном объеме. Я, как учитель, был вполне мотивирован и удовлетворен.


Учитель физической культуры _________ Корнеев А. М.

Глоссарий

  1. Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

  2. Медитация - умственное действие, направленное на приведение психики человека к состоянию углубленной сосредоточенности.

  3. Аутотренинг - методика самосовершенствования, цель которой физическое и психическое оздоровление человека с помощью самовнушения в состоянии релаксации. Аутотренинг содержит приемы, позволяющие воздействовать на вегетативную нервную систему, центры управления которой не поддаются прямому волевому воздействию. Аутотренинг помогает освободиться от тягостных забот и проблем, внушать себе желаемые модели поведения, преодолевать боль, усталость, страх, робость, застенчивость, и другие психологические комплексы.

  4. Психорегулирующая тренировка - это разновидность аутогенной тренировки. Ее отличие в том, что формулы внушения проговариваются другим человеком.

  5. Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.

  6. Целеустремлённость - проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.

  7. Коррекция - это полное или частичное исправление, либо смягчение недостатков развития ребенка с целью соответствия личности ребенка запросам общества, а прежде всего, удовлетворения потребностей самой личности в развитии (С.Г. Шевченко).



Литература

  1. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: Дис. докт. пед. наук в форме науч. доклада. - М.,1990. - 84с.

  2. Зайцев Г.К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 7. - С.21 - 24.

  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002 - 121с.

  4. Кураев Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. - 1996.- №1.- С.7-16.

  5. Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа//Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 8. - С. 2-9.

  6. Физическая культура: учебное пособие / Под ред. В.А. Коваленко. - М.: Изд-во АСВ, 2000.

  7. Брегг П.С, Махешварананда С.П., Нордемар Р., Преображенский В. Позвоночник - ключ к здоровью. - СПб.: ТОО «Лейла», 1994.- 339 с.

  8. Ефимов А.П., Карпов В.Н., Радживин Д.А. и др. Лечебная гимнастика с вытяжением позвоночника: Метод, пос. //ЛФК и массаж, 2003, № 3, с. 18-22.

  9. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки / Под общ. ред. Г.А. Халемского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во НЦЭНАС, 2002. - 80 с.

  10. Андронов О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности. М.: Мир, 1992.

  11. Физическая культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2000. -432.,с ил.

  12. Селевко Г.К. Педагогические технологии. М. 1998, с. - 50-54, 180.

© 2010-2022