Проект детский сад и здоровье

проект для детей старшего дошкольного возраста.                                                                                                                                                                                                         
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ерёмкина Ирина Александровна

Должность: воспитатель.

Место работы: МКДОУ «Скалистский детский сад»

Адрес электронной почты: [email protected]

Детский сад-территория здоровья


Тип проекта: коллективный, творческий, оздоровительный.

Участники проекта: дети, инструктор Ф. В., воспитатели, родители. Образовательная область: физическое развитие и оздоровление. Продолжительность проекта: долгосрочный.

Цель: разработать систему по формированию у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении своего здоровья, на основе инновационных форм работы

Задачи:

прививать любовь к физическим упражнениям;

повысить уровень знаний воспитателей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей;

разработать и внедрить наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей.

обеспечить тесное сотрудничество и единые требования ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей:

ориентация семьи на воспитание здорового ребенка;

формирование у родителей теоретических знаний и выработка потребности следовать здоровому образу жизни;

помочь в приобретении навыков элементарных приемов диагностики, методов сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

Ожидаемые результаты:

осознание детьми и взрослыми необходимости ведения здорового образа жизни.

овладение навыками самооздоровления

повышение ответственности воспитателей и родителей за здоровье детей.

Актуальность темы:

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из главных стратегических задач развития России. Хотя деятельность образовательных учреждений в этом направлении регламентируется и обеспечивается целым рядом нормативно-правовых документов, качество детского здоровья и вместе с тем показатели заболеваемости продолжают ухудшаться как в целом, так и по основным классам болезней. Характер

стихийного бедствия приобретает подверженность детей ОРВИ и простудным заболеваниям, возрастает количество детей с явными признаками ожирения. Прогноз для них неутешителен в связи с тем, что подобные характеристики ведут и сердечно-сосудистым заболеваниям и риску сокращения жизни на5-20 лет. Возрастает число детей, характеризующихся психологическим неблагополучием и нуждающихся в психокоррекции.

В последнее десятилетие резко возросло количество детей с гастроэнтерологическими диагнозами и т.д.

Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования,

по-прежнему оставляет желать лучшего. Качественной реализации здоровье сберегающих педагогических технологий, которых на образовательный рынок «выброшено» достаточно большое количество, не происходит. Хотя много лет в практике дошкольного образования проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, а также ухода от узко специализированных медицинских и педагогических подходов в отношении обеспечения условий сохранения и укрепления их здоровья, эта проблема до сих пор должным образом не решена. Иначе не было бы такой удручающей статистики в отношении здоровья дошкольников.

Реализация важнейших положений концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, курс правительства России на оздоровление ее граждан, активизировали поиск инновационных технологий оздоровительной деятельности. Вместе с тем, пока еще рано говорить о том, что предлагаемые для использования в дошкольном учреждении оздоровительные технологии

совершенны и, вследствие этого, эффективны. Основанием для такого суждения служат данные по заболеваемости детей в начальной школе (и особенно в первом классе). Они свидетельствуют о том, что за период пребывания ребенка в дошкольном учреждении его коллективу далеко не всегда удается существенно повысить резервные мощности его организма, а вот истощить «психические силы» ребенка получается. Это связано, в

частности, с неверной ориентаций педагогической деятельности дошкольного учреждения при подготовке детей к более раннему обучению в школе.

Оздоровительная деятельность дошкольного учреждения должна представлять целостную систему взаимосвязанных мероприятий различной направленности. Этого, собственно, никто и не отрицает, и в практике отдельных дошкольных учреждений подобные системы оздоровительной работы имеют место. Но следует помнить о том, что любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если она не будет совершенствоваться, обновляться и модернизироваться. Основаниями ее обновления и совершенствования являются многие факторы. К ним в

первую очередь относятся: социально-экономические, экологические, культурные, уровень квалификации персонала .

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа

жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Задача обеспечения здорового детства актуальна и требует внедрения в практику дошкольного учреждения новых технологий здоровья, которые позволят получить более полную информацию о детях и подобрать эффективные способы компенсации здоровья.

Отсюда вытекает важная проблема: как научить детей дошкольного возраста быть здоровыми.

Реализация проекта:

Утренняя гимнастика (сюжетная, на подвижных играх, игровой стретчинг (это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц)., на народном фольклоре, кинезиологическая гимнастика (развитие умственных способностей и физического развития здоровья человека через определенные физические упражнения), дыхательная гимнастика и точечный массаж)

Занятия (образно-игровые, круговой тренировки, в форме эстафет и соревнований, по интересам, на свободное творчество, занятия-зачет, с использованием народного фольклора, занятия на тренажерах, с элементами психогимнастики, с элементами танцетеропии (танцевально-оздоровительные методики, которые воздействуют не только на физическое тело, но и на психико-эмоциональное состояние ребенка)).

Кружки («Непоседы» - танцевально-игровая гимнастика. Цель и задачи способствуют развитию не только координационных способностей детей, но и ловкости, гибкости, пластичности, красоты и точности движений. «В стране играли» - русские народные подвижные игры. Цель - развитие физических качеств детей, силы воли, интереса к народному творчеству.).

Неделя здоровья. Цель: формировать представление о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально-положительные отношения к играм, к спортивным упражнениям и соревнованиям, к занятиям спортом.

Эколого-туристические походы. Цель: активизация положительных эмоций, обобщение и систематизация знаний детей о туризме.

Спортивные досуги, развлечения, праздники («Морское путешествие», «Чистота для здоровья нам нужна», «Озорные каблучки», «Мой веселый мяч»…).

Беседы с элементами практикума («Зачем мы спим», «Я - человек», «Я учусь охранять свою жизнь и здоровье»…)

Интервьюирование детей по вопросам «Что такое здоровье? Кто такой здоровый человек!»(фото22

Использование компьютерных технологий(презентации на тему «Откуда я взялся?», «Летние виды спорта», «Я и мое тело», «Зимние виды спорта»).(фото 19,20,22)

Участие воспитателей в реализации проекта:

Мастер-классы (Танцевально-игровая гимнастика, сказкотерапия, игровые стретчинги).(фото18 к нам сказка пришла)

Тренинги («Игры и упражнения для развития ловкости у детей 3 - 4 лет»; «Игры и упражнения для развития ловкости у детей 5 - 6 лет»; ( фото 17 вот какие ловкие),

«Самостоятельная двигательная деятельность детей вне занятий»).(фото 16 мы играем сами)

Спортивные и оздоравливающие мероприятия: «Волшебная страна», «Пейте, дети, молоко, будете здоровы» (фото 14,15, пейте дети молоко)

Интегрированные занятия: «Я расту», «Сердце и его работа», «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны», «Теремок», «Веселый счет»…(фото11,13 интеграция НОД)

Роль родителей в реализации проекта:

Детско-родительский клуб «Вместе с мамой, вместе с папой»(фото 10 нам вместе весело играть)

Цель: объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка»

Консультирование родителей по вопросам - «Как растить здорового человека», «Дети и спорт, когда и с чего начинать», «Гигиена сна».(фото9 консультирование родителей)

Памятки, рекомендации (Скоро в школу, проведение самомассажей, дыхательных гимнастик).(фото 8 массаж)

Совместные спортивные праздники («Здоровье детей»; «Путешествие в страну Спорта и Здоровья»…)( фото 7совместный праздник)

«Неделя открытых дверей» (посещают занятия, утреннюю гимнастику, спортивные мероприятия).

Тетради здоровья (инструктор дает рекомендации по развитию физических качеств детей, знакомятся с особенностями развития возраста, мониторингом).(фото 12 рекомендации инструктора)

Совместные выставки работ на темы «Спорт глазами детей», «Мы рисуем спорт»…( фото 6 мы рисуем спорт)

Результаты работы:

Результаты медицинского осмотра детей МКДОУ «Скалистский детский сад» (фото5 медицинский осмотр)

Средний уровень общей физической подготовленности учреждения в целом

Мониторинг позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств (быстрота, сила, выносливость и т. д.) у ребенка.

За период 2009-2010 учебного года было продиагностировано 58 детей; 2011-20012учебного года - 56 детей; 2012-2013 учебный год - 58 детей.

По шкале прироста физической подготовленности и перевода их в 4 бальную систему (на основе разработки Дмитриева А. А.) по учреждению в целом прирост достигался за счет естественного роста, оптимизации дополнительной двигательной активности и программной системы физического воспитания.

Вывод: Замечены улучшения результатов. Это связано с тем, что:

создана и достаточно развита игровая среда; на основе диагностики был разработан индивидуальный подход к каждому ребёнку (фото 4 индивидуальная работа).

у старших детей достаточно накоплен игровой опыт (в организации и проведении игр);

в детском саду проводятся дополнительные виды занятий: гимнастика после сна.(фото1гимнастика после сна).; кружок «Непоседы»; .(фото2кружок).недели здоровья; походы, прогулки и т. д.(фото 3 походы).





Литература

1. Абрамова Г.С., Юдиц Ю.А. Психология в медицине: Учебное

пособие. - М.: Кафедра-М, 1998

2. Алямовская В.Г. Оптимизация управления оздоровительной

деятельностью в дошкольном учреждении. - Н. Новгород: Изд-

во НГПУ, 2000.

3. Здоровье населения России на пути в XXI век. Материалы

международного симпозиума. - СПб.: 2001.

4. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных об-

разовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. -

М.: Гном, 2002.

1.В.Т. Кудрявцева, Москва, 1999г., «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми»;

2.В.Т. Кудрявцева, Москва, 1999г., «Развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 - 7 лет», 1 часть;

3.В.Т. Кудрявцева, Москва, 1999г., «Развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 - 7 лет», 11 часть;

4.Ж.Е.Фирилевой Ж.Е., Е.Г.,Санкт Петербург, «Детство- пресс», 2001,Сайкиной «Программа Са - Фи - Дансе»;

5.В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак; Минск, «Народная асвета» , 2000г., Физическое воспитание дошкольников»;

6.П.П.Буцинская, В.И.Васюкова, Москва, 2000г., «Просвещение, «Общеразвивающие упражнения в детском саду»;

7.Г.П.Лескова, П.П.Буцинская, Москва, «Просвещение» 2000г., «Общеразвивающие упражнения в детском саду»;

8.В.Г.Фролова, Москва, «Просвещение» 2000г., «Физкультурное занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста»;

9.Е.Н. Вавилова, Москва, «Просвещение» 2001г., «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость»;

10.Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Москва, «Просвещение» 2002г., «Игры и развлечения детей на воздухе»;

11.Л.И.Пензулаева, Москва, «Просвещение», 2000г., «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 - 7 лет»

12.М.Ю.Картушина, Москва, 2004 г., «Сценарии оздоровительных досугов для детей 6-7 лет»

13.Материалы в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Воспитатель», в газете «Дошкольное образование»

14.Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса, Москва, «Мозаика-синтез» 2008., «Проектная деятельность дошкольников»

9


© 2010-2022