• Преподавателю
  • Физкультура
  • Учебно-методическое пособие для учителей и инструкторов по физической культуре ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И РЕЧИ И ИХ ИНТЕГРАЦИИ В СООБЩЕСТВО СЛЫШАЩИХ ЛЮДЕЙ

Учебно-методическое пособие для учителей и инструкторов по физической культуре ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И РЕЧИ И ИХ ИНТЕГРАЦИИ В СООБЩЕСТВО СЛЫШАЩИХ ЛЮДЕЙ

Данное учебно-методическое пособие содержит описание всех аспектов игры, подготовка, руководство и проведение подвижных игр с детьми с ОВЗ. В нем подробно изложены основные приемы и методика работы, а также представлена картотека с подвижными играми с коррекционной направленностью, включая их в разнообразные формы физического воспитания детей с ОВЗ. Рекомендуется для учителей по физической культуре образовательных учреждений. инструкторов по лечебной физической культуре.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 вида № 1»

___________________________________________________________________

И.В. Колесников





ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И РЕЧИ И ИХ ИНТЕГРАЦИИ

В СООБЩЕСТВО СЛЫШАЩИХ ЛЮДЕЙ







(Учебно-методическое пособие для учителей и

инструкторов по физической культуре)






г. Хабаровск

Содержание:


Введение ………………………………………………………………….…

3

Глава 1. Игра в жизни ребенка


1.1. Психологические аспекты игры ………………………………………

4

1.2. Биологические аспекты игры …………………………………………

6

1.3. Нагрузка в подвижных играх …………………………………………

7

1.4. Педагогические аспекты игры ……………………………………….

9

1.5. Подготовка, организация и руководство игрой …………………….

10

1.6. Игры, направленные на установление психологического контакта между играющими …………………………………………………………


12

Глава 2. Подвижные игры для детей, имеющих ограниченные физические возможности


2.1. Подвижные игры для глухих детей и детей с нарушениями речи ….

14

2.2. Подвижные игры для детей с проблемами слуха и интеллекта …….

27

2.3. Подвижные игры для неслыщащих детей с детским церебральным параличом ………………………………………………………...


32

Выводы ……………………………………………………………………..

39

Список литературы ………………………………………………………..

41





Введение

Об игре, игровом поведении и об играющих написано много как справедливого и верного, так и противоречивого и неточного. Широта интерпретации имеет бесконечное множество толкований - от мистических до научно-передовых. Игра- не порождение скоропроходящей моды, это феномен, отличающийся, особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Игра не поддается определению с помощью однозначной дефиниции, однако само понятие игры неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Игра - это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагоги связывают игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.

Настоящее пособие раскрывает некоторые психологические, биологические и педагогические аспекты игры, формулирует требования, предъявляемые к игровой деятельности, определяет функции организатора игр, а также предлагает конкретные подвижные игры для повышения двигательной активности во время летнего отдыха детей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии. Оно предназначено для вожатых, учителей, родителей и других людей, имеющих отношение к воспитательной работе с детьми, имеющих ограниченные физические возможности.



ГЛАВА 1. Игра в жизни ребенка

Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, т.к. стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психофизиологической сфере человека. Действительно, если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Бесспорно, некоторые игры основываются на избавлении от скопившейся энергии, на переключении деятельности.

1.1. Психологические аспекты игры

Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, т. е. та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психической сферах. Если ребенку предложить представить себя тонкой, гибкой березкой, стоящей на пригорке, которая подставляет свои ветки и листья солнышку и покачивается от свежего ласкового ветерка, ребенок сделает плавные наклоны легче и выразительнее, чем если бы он просто повторял эти движения по команде и показу. Соответствующие заданию образы и яркие эмоции позволяют ребенку выполнить движение более точно и правильно. При этом у него формируется умение различать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, ритм, амплитуду движений, появляется моторная ловкость. Благодаря этому развиваются и психические функции - умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих, а также умение управлять своими ощущениями. Участвуя в подвижных играх, дети очень непосредственно бурно переживают все события игры. Сам процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями и эмоциями.

Важно не забывать о чрезвычайной хрупкости души ребенка, особенно имеющего физические недостатки. Неосторожное, неумелое обращение способно нанести психологическую травму, и тогда ребенок может «уйти в себя». Невнимание, равнодушие или суровое отношение со стороны окружающих могут погасить тот эмоциональный всплеск, который переживает ребенок во время игры. Ему нужна поддержка, помощь, похвала даже за самые маленькие успехи.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок - это деятель. И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещение в пространстве, через взаимодействие с игрушками. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений - один из показателей правильного нервно-психического развития. К.Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей, а следовательно, и на будущую судьбу. Понять природу игры - значит познать природу детства.

Играя, ребенок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познает свой внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействий, переживает радость и неудачи. Сначала он только подражает, затем проходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально-психологические мотивы, установки, ориентиры.

Для ребенка самая большая радость в игре - это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу, - все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью подвижной игры, особенно для детей в нарушении в развитии. Как правило, эти дети в силу снижения двигательной активности испытывают дефицит общения, что по-разному сказывается на психике ребенка. У детей с проблемами интеллекта и нарушениями слуха преобладают черты психики, характеризующие неумением подчиниться требованиям и правилам игры, неспособностью сосредоточиться на задании, неустойчивостью внимания, расторможеннностью поведения и т. п.

При работе с такими детьми все внимание должно быть направлено на выявление их потенциальных возможностей и формирование таких мотивов деятельности, которые были бы им близки и понятны. Дети с нарушениями слуха независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Единственное требование к подвижным играм - они должны быть всегда интересны и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми.

  1. Биологические аспекты игры

Двигательная активность является врожденной, жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер физического развития ребенка. Уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяются объемом двигательной активности. Существует оптимум для каждого возраста. При двигательной активности в границах ниже оптимума наблюдается задержка роста и развития, снижаются адаптивные возможности организма.

Известно, что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья (с патологией слуха, последствиями детского церебрального паралича, с проблемами интеллекта и др.) имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Условно, независимо от возраста, выделяют три группы детей, характеризующихся большой, средней и малой подвижностью.

Дети с большей подвижностью отличаются высокой реактивностью, неуравновешенностью в поведении, они чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть игры, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности поведения. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Повышенная интенсивность игры вызывает скорое утомление и сказывается на общем поведении.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением, умеренной подвижностью. Они эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто сами становятся инициаторами игр. Движения их обычно уверенные, четкие, целенаправленные.

Малоподвижные дети вялы, пассивны, быстро устают. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства. Такие дети не решаются вступать в общение со сверстниками, поэтому они нуждаются в постоянной помощи взрослых. Этот недостаток в поведении ребенка чаще всего объясняется слабым двигательным опытом, обусловленным патологией и сформировавшейся привычкой к малоподвижному образу жизни.

  1. Нагрузка в подвижных играх

Подвижная игра активизирует все системы организма: кровообращение, дыхание, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с нарушением в развитии крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку детский организм.

При подборе игр необходимо учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала и него перенапряжения.

Для того чтобы определить величину нагрузки, в практике часто используется простой и достаточно точный показатель - подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС). Известно, что у ребенка, находящегося в состоянии покоя (после сна), она составляет 60-80 ударов в минуту. Любая физическая нагрузка сопровождается усилием сердцебиения, таким образом, чем больше нагрузки, тем выше ЧСС. Спокойные малоподвижные игры не вызывают повышения ЧСС, однако бывает так, что только они оказываются доступны больному ребенку. В играх с большим количеством разнообразных движений, быстрых перемещений, с сильным эмоциональным напряжением ЧСС может увеличиваться даже в два раза (по сравнению с состоянием покоя). Такие игры развивают легкие, укрепляют систему кровообращения и тем самым усиливают оздоровительный эффект от занятия. Однако подвижные игры большой интенсивности доступны не всем детям (это зависит от состояния их здоровья). Чтобы не ошибиться в выборе игры, необходимо для каждого ребенка определить доступный режим физической и эмоциональной нагрузок.

Подвижные игры в зоне тренирующего воздействия характеризуются тем, что многократные усилия (ускорения в беге, прыжки через скакалку, ведение мяча и т.п.) в течение 10-15 секунд сменяются снижением интенсивности игры или отдыхом, а затем снова и снова повторяются. На такую нагрузку организм отвечает повышенной реактивностью со стороны всех систем и функций. Участие в подобных играх требует предварительной подготовки.

Подвижные игры - переходные к спортивным и спортивные - сопряжены с соревновательной деятельностью и требует длительного поддержания работоспособности. Но даже та интенсивность, на которую способны дети и подростки с ограниченными физическими возможностями в соревновательных играх, ведет к повышению ЧСС до 150-160 ударов/мин, а иногда и выше. Такая реакция вызывается не только физической нагрузкой, но и эмоциональным напряжением, потому что состязания - это всегда соперничество, желание удержать победу, они связаны с азартом, принятием самостоятельных решений, выдумкой, комбинаторикой, фантазией, поиском наиболее рациональной техники и тактики.

Сопереживание, радость, гордость за проявленное упорство переполняют не только играющих, но и болельщиков, у которых ЧСС также достигает больших величин, что естественным образом отражается на положительных реакциях организма.

Содержание и дозировка нагрузки должны предусматривать постепенность усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности, что стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.

  1. Педагогические аспекты игры

Специально организованную игровую деятельность, включающую подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам, игровые задания и игровые композиции относят к игровому методу. Создается условная ситуация, в котором взаимодействие детей друг с другом осуществляется по правилам. Игровыми средствами являются основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание, метание, переноска груза, упражнения, сопровождаемые речитативами, с предметами и без них, выполняемые в помещении или на свежем воздухе: на поляне, игровой площадке, в лесу, на пляже, в воде и т.п.

Игровой метод широко используется в физическом воспитании детей всех возрастных групп. Но когда игра предлагается в летнем оздоровительном лагере детям с ограниченными функциональными возможностями, то ее главной целью становятся развлечение, общение, эмоциональный досуг, оздоровление и закаливание организма. При этом подвижные игры имеют столь широкий диапазон воздействия на организм и личность ребенка, что создаются неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков.

Естественно, что в группах с разными видами заболеваний содержание игровой деятельности неодинаково (по направленности, сложности, продолжительности) и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физической подготовленностью, возрастом и другими факторами. Тем не менее все дети, независимо от характера нарушений, предпочитают игру другим формам двигательной активности, так как она удовлетворяет естественную потребность в эмоциях, движении и является прекрасным средством самовыражения.

Кроме того, игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными функциональными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является важнейшим фактором интеграции детей в общество здоровых сверстников.

Для детей любого возраста игровой метод представляется наиболее целесообразным. Отсутствие нормальных контактов со сверстниками, вызванное дефектом, незрелость эмоциональной и волевой сфер, недостаточная самостоятельность, неумение преодолевать трудности и ориентироваться в жизненных ситуациях, нереализованная потребность в признании и самоутверждении - все отчетливые признаки социально-психической дезадаптации. Целенаправленно подобранные подвижные игры способны развивать у детей-инвалидов мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий, времени и пространства, улучшать качество внимания, звукопроговаривание, они помогают освоению элементарных математических представлений о величине, расстоянии, скорости, весе, объеме, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

  1. Подготовка, организация и руководство игрой

Из педагогической практики известно, что хороший организатор и педагог должен обладать способностью до предела сокращать расстояние между собой и детьми. Игра является тем инструментом, который позволяет взрослому раскрыть свои педагогические способности, а также развивать духовный мир ребят, направляя их инициативу и творческую активность в нужное русло. От умения взрослого "подать" игру, задать нужный тон и настроение, предоставить каждому участнику возможность проявить свои лучшие качества зависит конечный результат игры.

Выбор игр и методика их проведения диктуются в первую очередь степенью ограничения подвижности ребенка, его физическими и психическими возможностями. При этом учитывается истинный возраст, соответствующий уровню развития ребенка на данный момент.

Организация детей в игре - важное условие ее успешного хода. Игры проходят интересно, если команды равны по силам. Это сложная задача руководителя, так как в игре, как правило, принимают участие дети с разными двигательными возможностями и разного возраста. Ориентироваться следует на индивидуальные возможности каждого ребенка, учитывая при этом его личное желание войти в ту или иную команду.

Успешность игры во многом зависит от того, насколько хорошо дети поняли ее содержание и правила. Краткое образное объяснение сюжета, дополненное показом, ведущий дает тогда, когда играющие уже разделены на команды и находятся в стартовом положении (в круге, колонне и т.п.). Ведущий занимает место не в центре круга, а среди играющих или на возвышении так, чтобы всем его было видно и слышно.

Одна из важных задач руководителя игры - дозирование нагрузки. Из-за высокой эмоциональной насыщенности игры дети не всегда могут контролировать свое состояние, следствием чего может явиться перевозбуждение или утомление, симптомами которых являются частое нарушение правил играющими, их невнимательность, пассивность, неточность движений, учащенное дыхание. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребенка из игры, а при необходимости оказать первую помощь и обратиться к врачу.

Регулировать нагрузку в процессе игры можно различными способами: сокращением длительности игры, введением перерывов для отдыха, изменением количества играющих, уменьшением поля игровой площадки, изменением правил, сменой ролей играющих, переключением на другую игру.

Таким образом, в организации и методики проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов подготовки:

  • Выбор игры

  • Подготовка места для игры

  • Подготовка инвентаря

  • Разметка площадки

  • Расстановка играющих

  • Объяснение правил и хода игры

  • Назначение водящих

  • Распределение по командам

  • Судейство

  • Дозировка нагрузки

  • Окончание игры

  • Подведение итогов.

Качество организации и проведения игры - от выбора до ее окончания - зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми.

Если руководитель только начинает свою педагогическую деятельность, то содержание и правила организации новой игры ему следует заранее записать на карточку, что позволит лучше запомнить игру и уверенно чувствовать себя при ее проведении.

  1. Игры, направленные на установление психологического контакта между играющими

На психофизическое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с тем взрослым, к которому он эмоционально привязан, с которым ему нравится общаться. Именно в игре создаются необходимые условия для возникновения и развития таких отношений.

Можно подобрать или адаптировать известные игры, придумать новые, прекрасно усвоить методику их проведения в различных нозологических группах, и все же игра не будет проходить успешно, если ведущий эмоционально скован, зажат, слишком серьезен. Поэтому взрослому тоже следует уметь играть - для развития навыков общения, эмпатии и понимания других людей, активизации познавательной деятельности и развития личностных качеств, необходимых в работе с проблемными детьми. Уметь играть - значит быть непосредственным, уметь вжиться в любой, в том числе и отрицательный, образ, не бояться быть смешным и непонятным. Такие качества не появятся сами по себе.

Глава 2. Подвижные игры для детей, имеющих

ограниченные физические возможности

2.1. Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей и детей с нарушениями речи

Отсутствие слуховых ощущений, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого и слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушением слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие из-за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, сохранении равновесия, воспроизведении заданного ритма движения. Кроме того, они хуже ориентируются в пространстве. Неустойчивость внимания, замедленное и непрочное запоминание, ограниченная речь, малый запас слов, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе организации и проведении подвижных игр для них.

Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации игровых занятий с глухими и слабослышащими детьми. Ребенок должен видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещений и т.д.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться словесной инструкцией (объяснением, указанием, командой и т.п.). При этом особое внимание следует обращать на два момента:

  • Дети должны хорошо видеть движения губ, мимику, жесты говорящего;

  • При показе дети должны повторять задание вслух.

Ведущий (вожатый, инструктор, педагог) должен быть абсолютно уверен, что каждый участник игры понял ее правила.

Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей, расширяет диапазон двигательных возможностей, обогащает словарный запас, развивает психические качества, приучает ребенка к осознанному поведению. Стимулирует инициативу и самостоятельность, корректирует нарушения психомоторики.

Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь в речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны. К тяжелым относят: алалию, афазию, ринолалию, дизартрию, выраженные формы заикания.

При таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, умственная отсталость, задержка психического развития, нарушения слуха, нарушение речи встречаются в виде вторичных и имеют менее важный характер. В любом случае нарушение касается компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Такие дети неверно произносят звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звуки (б-п, в-ф, м-мь, д-дь), искажают слоговую структуру слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию (кот-кит-ток, бык-бак-бок). Наиболее характерные лексические трудности касаются названия частей предметов и объектов (кабина, сиденье, фундамент, подъезд); глаголов, выражающих оттенки действия (лакает, лижет, грызет, откусывает - все выражается словом «ест»); приставочных глаголов (подплыл, переплыл, всплыл); антонимов (гладкий - шершавый, глубокий - мелкий); относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный). Поэтому у таких детей низкий словарный запас.

Еще в 1930-е годы Л.С. Выгодский указывал на огромную роль устной речи в развитии и воспитании аномальных детей, поскольку речь является средством накопления социального опыта и участия в социальной жизни. Часто дефекты речи тяжело сказываются на общем развитии ребенка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняют познание окружающего мира, отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.

Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как моторика мелких мышц кисти, координационные способности, дыхание, осанка, фонематический слух (т.е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова), четкость артикуляции (или звукопроизношения), зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи.

Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:

  • развивать моторику мелких мышц кисти;

  • развивать координационные способности;

  • совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;

  • формировать осанку и предупреждать ее нарушение;

  • развивать устную речь при выполнении физических упражнений;

  • формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры;

  • формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;

- формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.

«Три стихии. Земля. Вода. Воздух»

Цель: развитие внимания.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие размещаются по кругу, ведущий называет слово:

"Земля" - играющие принимают положение: руки в стороны;

"Воздух" - играющие выполняют круговые движения руками назад;

"Вода" - выполняются движения, имитирующие волны.

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.

Методические указания. Интенсивность игры регулируется темпом произнесения ведущим слов-заданий.

Вариант

Цель: развитие быстроты реакции, внимания сообразительности.

Инструкция. Площадка делится на три зоны - "Вода", "Земля", "Воздух". Ведущий называет предмет (например, самолет), играющие бегут в зону, обозначающую "Воздух". Слово "пароход" - играющие бегут в зону "Вода". Слово "дерево" - играющие бегут в зону "Земля".

Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры или получает штрафное очко. Выигрывает последний оставшийся участник (либо набравший меньше всего очков).

Методические указания. Нагрузка регулируется сменой способов передвижения: ходьба, бег, прыжки и др.


«Печатающаяся машинка»

Цель: развитие словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Игрокам или командам предлагается слово (например, "соревнование"), участники игры должны составить новые слова из букв данного слова. Побеждает тот, кто "напечатает" слов больше.

Методические указания. Игру рекомендуется проводить в вечернее время или в плохую погоду.

«Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Количество игроков - 6-8 человек.

Инвентарь. 30 - 40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники и т.д.).

Инструкция. По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Варианты

  1. Собрать только круги (цвет не имеет значения).

  2. Собрать треугольники красного цвета.

  3. Собрать как можно больше любых фигур, кроме зеленых.

И другие варианты.

Методические указания.

  • Победитель любого варианта игры демонстрирует свой результат, вслух пересчитывая собранные фигуры, а затем вслух (вместе с ведущим) называя их (квадрат, треугольник и т.д.). Также вслух называют и цвет фигур (красный, зеленый, желтый и т.д.)

  • Игровая площадка должна быть достаточно большой, чтобы обеспечить безопасность играющих и не допускать столкновений детей друг с другом при собирании фигур.

«Зеркало»

Цель: развитие внимания и воображения, тренировка в запоминании последовательности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно располагаются на площадке и выполняют следующие задания:

  • Повторение одиночных движений вслед за ведущим.

  • Играющие должны воспроизвести несколько движений в заданной последовательности.

  • Ведущий называет животное, птицу, насекомое или рыбу, а игроки подражают движениям этого животного.

Методические указания. Лучший игрок определяется общим голосованием и награждается призом или призовыми очками.

«Догони меня»

Цель: развитие внимания, приобретение навыков ловли и передачи мяча, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 10-14 человек.

Инвентарь: два баскетбольных мяча.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу, причем игроки обеих команд чередуются. В игре используются два мяча. В исходном положении мячи располагаются на противоположных сторонах круга. По команда водящего игроки одновременно передают мячи вправо (или влево), стараясь, чтобы мяч одной из команд догнал мяч другой команды. Если команда догоняет другую, победительнице присуждают очко.

Методические указания.

  • Игра повторяется несколько раз.

  • Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

«Поймай мяч»

Цель: развитие внимания, памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мяча.

Количество играющих может быть любым.

Инвентарь: один мяч среднего размера.

Инструкция. Играющие располагаются по кругу. Водящий находится в центре. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Методические указания.

  • От количества участников, стоящих в кругу, зависит темп игры.

  • Если играющие не знакомы, то до начала игры их нужно представить друг другу: каждый по очереди называет свое имя, а вся группа хором его повторяет.

  • Играющие могут свободно передвигаться по кругу.

Подвижные игры на воде

«Делай как я»

Цель: знакомство с водой, освоение способов передвижения в воде, преодоление страха перед водой.

В игре могут участвовать от 4 до 15 детей одновременно в зависимости от их умения плавать.

Инструкция. Играющие располагаются в одну шеренгу в воде вдоль торцевого бортика бассейна спиной к нему, инструктор - на противоположной стороне. По команде шеренга детей начинает передвигаться в сторону инструктора, проныривая под разделителями дорожек и повторяя те движения, которые демонстрирует им педагог (ходьба, бег, ходьба с наклоном вперед и попеременными гребками, прыжки и др.). Побеждает участник, допустивший наименьшее количество ошибок.

Методические указания. Подбор «команд» осуществляется дифференцированно, в зависимости от особенностей заболевания детей.

«Резиновый мяч»

Цель: обучение детей выдоху и вдоху в воде.

Количество игроков - 4-10 человек.

Инвентарь: резиновые мячи (или другие нетонущие предметы).

Инструкция. Игра проводится на мелкой части бассейна (водоема). Каждому участнику раздается по мячу (или другому нетонущему предмету). По команда дети кладут мячи на воду и дуют на них, пытаясь отогнать как можно дальше за один выдох. Выигрывает тот, чей мяч отплыл дальше всех.

Методические указания. Во время этой игры инструктору следует очень внимательно следить за безопасностью детей, особенно если они еще не умеют плавать.

«Нырки»

Цель: ознакомление детей с водой и преодоление страха перед ней.

Количество игроков - 6-15 человек.

Инвентарь: легкий яркий мяч.

Инструкция. В мелкой части бассейна (водоема) поплавками отмечается круг диаметров 5-6 метров. В кругу размещаются дети, выполняющие роль нырков. За кругом - столько же охотников. Охотники перебрасывают друг другу легкий яркий мяч и неожиданно для нырков бросают мяч в круг. Стараясь попасть в кого-нибудь из них. Единственное спасение для нырков - проворно погрузиться с головой под воду.

Методические указания.

  • Каждое попадание мяча выводит нырка из круга.

  • Игра проводится на время, через 5 минут нырки и охотники меняются ролями.

  • Выигрывает команда, в которой остается большее количество игроков.


« Водолазы»

Цель: обучение детей искусству погружаться в воду и ориентироваться под водой.

Количество игроков - 6-8 человек.

Инвентарь: 10 - 15 цветных тарелочек или других тонущих предметов.

Инструкция. На дно неглубокого бассейна (водоема) бросают яркие тарелочки, которые хорошо видны в воде. По сигналу дети ныряют и стараются набрать за определенное время (30 сек.) как можно больше тарелочек. Побеждает набравший наибольшее количество тарелочек.

Вариант: можно разбрасывать по дну тарелочки разного цвета, тогда ныряльщики получают задание собрать тарелочки определенного цвета.

Методические указания. Инструктору следует обратить особое внимание на обеспечение безопасности игроков.

«Слалом»

Цель: обучение детей искусству свободно передвигаться в воде.

Играют две команды по 4-8 человек, с равным количеством мальчиков и девочек.

Инвентарь: 6 буйков.

Инструкция. Команды строятся в колонну по одному. Перед командами через каждые три метра устанавливается по три буйка на якоре. По сигналу первые номера плывут вперед, зигзагообразно обходя препятствия на своем пути, и по прямой возвращаются назад. Коснувшись рукой вторых номеров, они посылают их в путь и т.д. Побеждает команда, закончившая первой.

Методические указания. Команды должны быть примерно равны по силам (с учетом заболеваний каждого игрока).

«Буксиры»

Цель: обучение детей свободному передвижению в воде.

В игре одновременно могут участвовать от 8 до 20 человек.

Инвентарь: яркие буйки (на якоре) по количеству соревнующихся команд.

Инструкция. Соревнуются несколько команд по 4-8 человек в каждой, с равным количеством мальчиков и девочек в командах. Ребята заходят в воду по пояс и выстраиваются за линией старта парами - девочки, стоя сзади, держат мальчиков за пояс. Перед каждой командой, на расстоянии 10 метров, устанавливают цветные буйки. По сигналу на старт выходят первые пары от каждой команды. Мальчики плывут, транспортируя девочек, как на буксире. Девочки держаться руками за пояс плывущего, усиленно работая ногами. Обогнув буйки, «буксиры» возвращаются назад и касанием руки посылают на стар следующую пару. Побеждает команда, первой закончившая дистанцию

Методические указания. Игра - эстафета отличается большой интенсивностью, поэтому инструктору необходимо тщательно следить за соблюдением правил техники безопасности и состоянием детей.

Игры, направленные на развитие координационных способностей,

формирование зрительно-двигательной координации

Выполнение любого физического упражнения предполагает зрительный контроль за правильностью выполняемого действия и последующую коррекцию движения в случае ошибки. Этот вид координационных способностей принято называть зрительно-двигательной координацией.

«Голуби»

Цель: воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.

Количество игроков - 2-10 человек.

Инвентарь: для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т.д.).

Инструкция. Дети соревнуются, у кого голубь полетит дальше.

Вариант: дети соревнуются со взрослыми.

Методические указания. Игра для детей 5 - 8 лет, интенсивность малая.




«Чья лошадка быстрее»

Цель: развитие координации и быстроты движений крупных и мелких мышечных групп, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение зрения и слуха, их координация с движениями туловища и конечностей.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки. Дети находятся на одинаковом расстоянии от игрушек - 15-20 шагов. Выигрывает тот, кто, наматывая шнурок на палочку, заставит быстрее «прискакать» к себе лошадку.

Вариант: наматывая шнурок на палочку, чтобы лошадка «прискакала» быстрее, ребенок подбадривает ее щелчками языка.

Методические указания. Игра для детей 4-9 лет, интенсивность малая.

«Сидячий футбол»

Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.

Играют две команды по 4 - 6 человек в каждой.

Инвентарь: мяч для футбола, кегли.

Инструкции. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5 - 3 метров.

Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.

Варианты

  1. Ловить отбрасываемый мяч ногами.

  2. Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.

  3. Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.

Методические указания. Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.

Игры, направленные на совершенствование функции дыхания

«Перышки»

Цель: формирование правильного носового дыхания.

Количество игроков - 8-12 человек.

Инвентарь: 2 веревки, 3-5 перышек.

Инструкция. На дне натянутые горизонтально веревки кладут перышки, каждое на расстоянии 10 см одно от другого. Дети играют стоя или сидя. Играющие делятся на две команды, располагаясь напротив (перышек) на расстоянии 50 см.

По сигналу ведущего первые игроки команд подходят к веревке с перышками и, сделав глубокий вдох носом, сильным выходом сдувают вначале одно перышко, а затем последовательно другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно сложить узкой трубочкой и щеки надуть.

Выигрывает та команда, у которой перышки слетели быстрее.

Вариант: увеличивать расстояние между веревкой с перышками и игроками.

Методические указания. Игра малой интенсивности для детей 6 - 14 лет.

«Подпрыгни и подуй на шарик»

Цель: улучшение функции дыхания.

Количество игроков - 5-15 человек.

Инвентарь: воздушный шарик, веревка, на которой подвешивается шарик.

Инструкция. Чуть выше головы ребенка висит воздушный шарик. Дети сидят на скамейке или стоят. По сигналу ведущего ребенок подходит к шарику, подпрыгивает и дует на него, шарик отлетает. Самые «прыгучие» дети могут соревноваться между собой, прыгая на еще большую высоту. В этом случае шарик подвешивается выше.

Методические указания. Игра для детей 4 - 10 лет, интенсивность умеренная.


Игры, направленные на формирование осанки

Нарушение осанки встречается часто и имеет серьезные последствия для организма: сдавливается грудная клетка, что приводит к затруднению вентиляции легких, организм испытывает недостаток кислорода, учащаются простудные и бронхолегочные заболевания, страдают и другие внутренние органы. Существует целый ряд специальных игр и упражнений, позволяющих откорректировать эти нарушения.

«Слушай внимательно»

Цель: развитие внимания, координации, умение сохранять правильную осанку и равновесие.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Дети идут по кругу и принимают позы, соответствующие указаниям ведущего. На слове «пень» - становятся на одно колено, опустив голову и руки, затем сразу же встают и продолжают движение по кругу. На слове «елка» - останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На слове «сноп» - останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой.

Затем указанные три команды даются в разбивку. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры. Сначала команды подаются через каждые 6-10 секунд, а затем темп постепенно увеличивается до 3-5 секунд. Ведущий контролирует правильность осанки.

Методические указания. Игра для детей 8 - 10 лет, нагрузка умеренная.

«Ходим в шляпах»

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного «корсета» позвоночника, развитие равновесия, ловкости, координации движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: «шляпа» для каждого игрока - мешочек с песком массой 200-500 г, дощечка, колесико от пирамиды.

Инструкция. Играющие стоят. Детям кладут на голову легкий груз - «шляпу». Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища), ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала и при этом он не нарушил осанку.

Варианты

  1. Детям предлагается не ходить, а пританцовывать.

  2. Пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом.

  3. Пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу или на площадке (кегли, кубики, небольшие игрушки, камешки, шишки и т.п.).

Методические указания. Игра для детей 4-14 лет, нагрузка средняя.

  1. Подвижные игры для детей с проблемами слуха

и интеллекта

К этой категории относятся неслышащие дети с умственной отсталостью, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникающих вследствие органического поражения коры головного мозга. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Следствием заболевания являются:

  • нарушение ощущений, восприятий, представлений, а также памяти, мышления, внимания и т.п.;

  • общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения;

  • низкий уровень элементарных знаний и представлений об окружающем мире, узкий кругозор;

  • отставание физического развития - диспропорции частей тела, отставание в росте и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие и т.п.;

  • сопутствующие заболевания - аномалии слуха, зрения и т.п.; низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям;

  • нарушения в формировании основных движений, характеризующиеся излишней напряженностью, скованностью, угловатостью;

  • нарушения в развитии физических качеств - силы, быстроты, выносливости. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т.п.;

  • быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, дети способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.

«Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Оптимальное количество игроков - 5-10 человек.

Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.)

Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4-5 предметов. Дети в течении одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.

Варианты

  1. Увеличить количество предметов.

  2. Уменьшить время запоминания предметов.

  3. Убрать два предмета.

«Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 8-12 человек.

Инвентарь: повязка на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук - ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверенно.

«Кот и воробушки»

Цель: развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию.

Количество игроков - 6-15 человек.

Инвентарь: подвижная опора (бревно), обруч.

Инструкция. На одной стороне площадке на бревне стоят дети. Это «воробушки» на «жердочках». В стороне сидит игрок - «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!» Воробушки спрыгивают с жердочек и, расправляя крылья и чирикая (чив-чив-чив), разлетаются во все стороны. По сигналу: «Кот идет!» кот, мяукая, ловит воробушков. Спастись от кота можно, только запрыгнув на свою жердочку. Выигрывает тот воробушек, который ни разу не попался в лапы кота.

Варианты

  1. Вместо бревна можно использовать обруч, встав в него на одну ногу.

  2. Воробушки могут не просто летать по площадке, а «купаться» или «клевать крошки» в заранее отмеченных местах, расположенных очень близко к спящему коту.

Методические указания.

  • Игру следует повторять несколько раз. Котом (водящим) становится самый ловкий и быстрый воробушек.

  • Эту игру особенно любят дошкольники и дети младших классов.

«Кегельбан»

Цель: развитие глазомера, точности, дифференциации мышечных усилий, формирование навыков коллективного взаимодействия, воспитание чувства ответственности за результат общей деятельности, настойчивости в достижении цели.

Количество игроков - 10-12 человек.

Инвентарь: судейский свиток, кегли, баскетбольные мячи, мел.

Инструкция. На площадке с твердой, ровной поверхностью проводятся две параллельные линии на расстоянии шести метров одна от другой. Все участники делятся на команды по 5-6 человек в каждой. Команды выстраиваются в колонны по одному на первой линии, лицом ко второй линии. Расстояние между командами 3-4 метра. Участник команды, стоящий первым, берет мяч. Игрок, занимающий эту позицию, называется «бросающий». На второй линии напротив каждой команды устанавливается кегля. Один член команды встает за второй линией напротив кегли лицом к своей команде. Игрок, занимающий эту позицию, называется «подающий». По сигналу судьи «бросающий» направляет мяч в сторону кегли, стараясь сбить ее. В случае если бросающий промахивается, «подающий» ловит мяч и кидает его «бросающему». «Подающий» в момент паса должен находиться за линией, на которой стоит кегля. «Бросающий» повторяет попытки сбить кеглю до тех пор, пока она не будет сбита. До этого момента он не имеет права заступать за линию, на которой стоит.

В случае, если кегля сбита, «подающий» ловит мяч, устанавливает его на линии кегли, бежит к своей команде и становится в колонну последним. «Бросающий» бежит к сбитой кегле, устанавливает ее, берет мяч, бросает его первому стоящему в колонне и становится «подающим».

Игра останавливается, когда в одной из команд последний участник (первый «подающий») собьет кеглю, установит ее на место, передаст первому «бросающему» и вернется в колонну. Последний «подающий» должен также занять свое место в колонне. Как только все члены команды займут свое место в колонне, игрок, стоящий первым, поднимает мяч вверх.

Методические указания. Необходимо следить за соблюдением строя в командах. Целесообразно рекомендовать участникам не бросать, а катить мяч по площадке, бросок же выполнять двумя руками.

«Круговое вышибало»

Цель: развитие у детей точности движений, ловкости, быстроты двигательной реакции, формирование навыков коллективного взаимодействия.

Количество игроков не ограничено.

Инвентарь: судейский свисток, волейбольный мяч.

Инструкция. Все участники игры образуют круг, стоя лицом к центру. В центр круга встают два игрока. Один из них - «мишень», а другой - «защитник». Задача играющих - передавая мяч друг другу, запятнать «мишень». Задача «защитника» - защищать «мишень», отбивая все мячи, которые бросают участники. Задача «мишени» - прячась за «защитником», избегать попадания. Игрок, которому удается попасть в «мишень», занимает место «защитника». Предыдущий «защитник» становится «мишенью», а «сбитая мишень» занимает место среди участников.

Вариант: при большом количестве участников в игре могут быть использованы два мяча и два «защитника», три мяча и три «защитника» и т.д.

Методические указания. Следует рекомендовать передавать мяч игроку, стоящему за спиной «мишени», так, чтобы «защитник» не смог его отбить. Мяч необходимо передавать максимально быстро, чтобы «защитник» не успел занять выгодное для защиты положение.

  1. Подвижные игры для неслышащих детей с детским

церебральным параличом (ДЦП)

Заболевания детским церебральным параличом представляет собой комплекс расстройств центральной нервной системы и сопровождается нарушениями речи, координации движений, задержкой психического развития. Главный недуг - повышение тонуса мышц, спастика, рассогласованность движений рук и ног, что приводит к нарушению двигательной деятельности - ходьбы и бега. Следствием этого является ограничение возможностей передвижениями, что влечет за собой нарушения функций дыхания и кровообращения, быструю утомляемость, ослабление мышечной системы и т.п. Нарушение координации проявляется в том, что дети не могут воспроизвести правильное исходное положение, выполнить упражнение в заданном темпе и с нужной амплитудой, сохранить устойчивость в статической позе, согласовать движения разных частей тела. Возникают трудности в упражнениях с предметами, затруднены их захват и удержание, нарушена точность броска и ловли предметов.

Игры (подвижные и малоподвижные) являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями с этой категорией детей. Ребенок, включаясь в сюжет игры, становится ее непосредственным участников, веселится и радуется, забывая о своих дефектах. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекции.

Игры с использованием бега, прыжков, ползания на четвереньках,

различных видов ходьбы, быстрого изменения положений и поз тела

«Пятнашки»

Цель: развитие быстроты движений, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков - 5-10 человек.

Инструкция. Выбирается водящий (пятнашка). Остальные играющие разбегаются по площадке. Водящий старается догнать игроков, запятнанный становится водящим.

Вариант: возможны различные способы передвижения: гусиным шагом, с приседаниями, прыжками на двух ногах, парами, цепочкой; запятнав одного из игроков, водящий берет его за руку, и они вдвоем пятнают следующего и т.д.

Методические указания. Продолжительность игры определяет ведущий, ориентируясь на состояние игроков.

«Челнок»

Цель: развитие быстроты и точности движений, умение ориентироваться в пространстве, передвигаться разными способами.

В игре принимают участие 6-8 человек, если в группе есть здоровые дети или волонтеры, количество играющих может быть увеличено до 12-16 человек.

Инвентарь: кегли, стойки.

Инструкция. Игра проводится в виде эстафеты между равными по силе командами, которые выстраиваются колоннами на стартовой линии. На расстоянии 7-8 метров располагаются стойки. А по пути следования игроков расставлены четыре кегли. По команде направляющий бежит к стойке. По пути он должен собрать кегли, обежать стойку и на обратном пути снова расставить кегли, после чего игрок возвращается к своей команде, касается рукой направляющего и становится в конец колонны. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Методические указания. Бег можно заменить прыжками, передвижением ползком, сидя, спиной вперед и т.п.

«Солнышко»

Цель: развитие быстроты и точности движений.

Играют не менее 15 человек.

Инвентарь: эстафетные палочки или теннисные мячи.

Инструкция. В центре начерчен круг. Все играющие делятся на пять команд и выстраиваются боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч - команда. Игроки, первые от центра круга, держат в руках эстафетные палочки. По сигналу они бегут по кругу и передают эстафету игроку, стоящему теперь первым в своей команде. Прибежавший встает в шеренгу на место ближе к центру. Когда начинавший игру окажется с краю и получит эстафетную палочку, он поднимает ее, показывая, что команда закончила игру.

Методические указания.

  • Во время бега запрещается касаться стоящих игроков, мешать совершающим перебежки. За нарушением правил начисляются штрафные очки.

  • В каждом луче может быть по одному здоровому ребенку.

Игры, направленные на развитие быстроты реакции и движений, точности и дифференцировки усилий, внимания и умения ориентироваться

в пространстве

«Бездомный щенок»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции и точности движений.

Количество игроков - 7-9 человек.

Инвентарь: 6-8 стульев, на один меньше количества играющих.

Инструкция. Стулья ставят по кругу, сиденьями наружу. Участники игры, стоящие по кругу с внешней стороны, по сигналу бегут вправо (влево). По свистку каждый старается занять место, но, поскольку стульев меньше, один игрок остается без места. Он выбывает. А из круга убирают еще один стул. Выигрывает тот, кто остается последним.

Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.

«Кто быстрей»

Цель: развитие ловкости и внимания, быстроты двигательной реакции.

Количество игроков - 3 человека.

Инвентарь: игрушка, веревка, стол, табурет.

Инструкция. Один из игроков находится в шаге от игрушки, а двое сбоку, в 15-20 см. Ведущий завязывает их двухметрового шнура большую петлю и подает сигнал к началу игры. Стоящий около стола выбирает момент, быстрым движением продевает руку сквозь петлю и, схватив фигурку, выдергивает руку обратно. Двое других стараются в этот момент затянуть петлю, чтобы в нее попала рука первого игрока. Тот, кто сумеет выполнить задание, победитель.

Методические указания. Каждому дается одна попытка. Игроки по очереди меняются местами.

«Эстафета с обручем»

Цель: развитие точности и быстроты движений.

Количество игроков - 10 человек.

Инвентарь: обручи.

Инструкция. Соревнуются две команды по пять человек, они выстраиваются шеренгами друг против друга. Расстояние между игроками в командах 1,5 - 2 шага. Первому (капитану) в каждой команде дают обруч. По свистку капитаны пропускают обруч сверху вниз через себя, опускают его, а затем передают соседнему игроку. Тот делает то же самое, передает третьему и т.д.

Методические указания.

  • Игра длится до тех пор, пока обруч не вернется к капитану.

  • Выигрывает команда, которая быстрее закончила игру и не совершила ошибок.

  • Игра проводится 3-4 раза.

«Сбей кеглю»

Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.

Инструкция. Перед каждым участников на расстоянии 2-3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.

Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться неоднократно.

«Циркачи»

Цель: та же, что и в предыдущей игре.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: кольца диаметром 10 см.

Инструкция. На полу стоит предмет, на который нужно набросить кольцо. Игроку дается пять попыток. Побеждает тот, кто выполнил правильно все пять попыток.

Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться неоднократно.

«Продвинь дальше»

Цель: та же, что и в предыдущей игре.

Количество игроков может быть любым, но только четным.

Инвентарь: кубик, мяч.

Инструкция. Играют по два участника. Перед каждым из них на расстоянии одного метра стоит небольшой кубик. Необходимо прокатить мяч к кубику так, чтобы тот продвинулся вперед. Игрокам дается пять попыток. У кого кубик в конце игры будет продвинут дальше, тот и победил.

Методические указания. Такие малоподвижные игры желательно включать после активных игр для восстановления сил.

Подвижные игры на воде

Игры на воде - это не только интересное развлечение для детей, но и эффективное средство физического развития и закаливания. Во время игр, связанных с плаванием, активно действует вся скелетная мускулатура, сердечно-сосудистая система, легче переносится физическая нагрузка. Кроме того, они корректируют у неслыщащих детей с ДЦП сколиозы, осанку, снижают спастичность, способствуют расслаблению мышц.

«Волейбол по кругу»

Цель: развитие точности передачи и приема мяча.

Количество игроков - 6-8 человек.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие встают в круг по пояс в воде и передают друг другу волейбольный мяч, стараясь не уронить его. Тот, кто ошибается, выходит в середину круга. Его задача - коснуться мяча. Водящего сменяет тот, кто неточно передал мяч партнеру.

Методические указания. Игра проводится в бассейне или естественном водоеме с ровным дном, на небольшой глубине.

«Баскетбол на воде»

Цель: развитие быстроты перемещения в воде и точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: две камеры, мяч. Территория игры ограничена поплавками.

Инструкция. Две надувные камеры от автомашины или обручи укрепляются на воде. Они служат своеобразными баскетбольными корзинами, в которые игроки двух команд должны забросить резиновый мяч. Он вводится в игру в центре. За попадание в корзину начисляется одно очко. Игра длится 8-10 минут.

Методические указания.

  • Разрешается передавать мяч, передвигаться с ним в воде самостоятельно, делать броски издалека.

  • Мяч, вышедший за пределы поля, вводится в игру участником противоположной команды.

«Кто быстрее»

Цель: закрепление техники плавания, развитие быстроты и координации движений.

Количество игроков - от двух человек.

Инвентарь: мяч.

Инструкция. В воде поплавками отмечается дистанция в 20-25 метров. По сигналу два игрока плывут, толкая мяч головой впереди себя. Побеждает тот, кто быстрее проплывет с мячом от одного конца бассейна до другого.

Методические указания.

  • В ходе соревнования не разрешается брать мяч в руки.

  • Можно изменить и облегчить игру - на мелкой части водоема подбивать мяч руками.

«Морской поезд»

Цель: развитие умения взаимодействовать с другими участниками команды.

Количество игроков - 6-12 человек.

Инвентарь: веревка (скакалка).

Инструкция. В игре участвуют 2-3 команды. Морской поезд объединяет 3-4 пловцов, которые, изображая вагоны, держатся впереди за веревку. По команда все поезда начинают совместное движение.

Методические указания. Вагоны не должны расцепляться во время движения.

«Рыбка в сетке»

Цель: обучение детей нырянию, воспитание смелости, находчивости.

Количество игроков - 6-8 человек.

Инструкция. В центре круга один из участников - «рыбка». Этот игрок старается потихоньку выскользнуть из «сетки» под руками играющих. Участник игры, с правой стороны от которого вынырнула «рыбка», считается плохим «рыбаком». Он становится «рыбкой» и выходит в центр круга, а бывшая «рыбка» встает в круг рыбаков. Поэтому, почувствовав с правой стороны от себя движение «рыбки», игрок должен крикнуть: «Поймал!». Тогда «рыбка» должна искать другой выход из сетки.

Методические указания. В игру можно включить родителей детей, сформировав команды как смешанные, так и однородные. Родителей можно привлечь и для судейства.

Выводы

Целенаправленный, творческий подход к использованию подвижных игр в физическом воспитании детей, наряду с другими средствами помогает успешно решать задачи физической реабилитации неслышащих детей, а именно:

  1. Укрепление здоровья учащихся, содействие правильному физическому развитию и закаливанию их организма.

  2. Компенсация и коррекция физических недостатков в двигательной сфере глухих (совершенствование координации их движений, умение сохранить равновесие и ориентироваться в пространстве за счет развития мышечной чувствительности и зрительного воспитания).

  3. Обучение учащихся жизненно важным двигательным умениям и навыкам в ходьбе, беге, лазаньи, равновесии, прыжках, метании, при обеспечении развития двигательных качеств - быстроты, силы, ловкости, выносливости.

  4. Воспитание у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, четкости, навыков дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества.

  5. Обучение учащихся речевому материалу, связанному с формированием и совершенствованием двигательных умений, навыков, предусмотренных в играх.

Специфика работы с неслышащими детьми, недостаточное обеспечение информационными, специальными средствами (научными разработками), побудили педагогов школы к созданию картотеки подвижных игр, с преимущественной направленностью на коррекцию двигательной сферы и организма в целом.

Эта картотека систематически пополняется за счет самостоятельно разработанных игр, которые успешно применяются в спортивно-массовой внеклассной работе. А эффективное использование разработанного положения о проведении игр помогает всестороннему развитию проводить соревнования по типу веселых стартов и пользуется у детей огромным успехом. К тому же эти игры являются эффективным средством популяризации Олимпийского движения в школе. Педагогами школы отрабатывается система работы с подвижными играми с коррекционной направленностью, включая их в разнообразные формы физического воспитания школьников:

  1. Подвижные игры для уроков физической культуры.

  2. Подвижные игры для большой перемены.

  3. Подвижные игры как физкультминутки.

  4. Подвижные игры в занятиях различными видами спорта.

  5. Подвижные игры в работе воспитателя.

Систематизация подвижных игр позволит разнообразить учебный процесс и применять их с учетом коррекционной направленности на развитие двигательных способностей детей с нарушением слуха, а введение паспорта здоровья и физического развития поможет проследить рост развития физических способностей детей данной категории.







Список литературы:

  1. Былеева Л.В., Яковлев В.Г. Подвижные игры. М., 1974.

  2. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. 1974.

  3. Геллер Е.М., Коротков И.М. Веселые старты. М., 1978.

  4. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. М., 1997.

  5. Коротков И.И. Подвижные игры детей. М., 1987.

  6. Минский Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М., 1981.

  7. Полеса Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиозе у детей. Киев, 1980.

  8. Страковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М., 1987.

  9. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 до 14 лет М., 1994.

  10. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников. Ярославль, 1998.

  11. Фридман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. М., 1991.

  12. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее / Сост. М.И. Логинов. СПб., 1998.


© 2010-2022