Статья Процесс интеграции детей с ОВЗ в социум в условиях соревновательной деятельности

Социально-психологическое изучение процесса интеграции детей с отклонениями в развитии в социум в условиях соревновательной деятельности. В рамках личностной ориентации физического воспитания в школе-интернате был проведён анализ работы  рамках  «Социально-психологического изучения процесса интеграции детей с отклонениями в развитии в социум в условиях соревновательной деятельности» - учитель Хозилкин П.П. Огромная роль отводится физическому воспитанию и спорту в школе. Много лет учащиеся школы,...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Процесс интеграции детей с отклонениями в развитии в социум в условиях соревновательной деятельности

Социально-психологическое изучение процесса интеграции детей с отклонениями в развитии в социум в условиях соревновательной деятельности.

В рамках личностной ориентации физического воспитания в школе-интернате был проведён анализ работы рамках «Социально-психологического изучения процесса интеграции детей с отклонениями в развитии в социум в условиях соревновательной деятельности» - учитель Хозилкин П.П.

Огромная роль отводится физическому воспитанию и спорту в школе. Много лет учащиеся школы, активно занимаются спортом, как в спортивном зале, так и на свежем воздухе, не смотря на все трудности в материальном и спортивном оснащении.

Занятиям физкультуры и внеклассным занятиям уделяется большое внимание. Ребята посещают не только уроки физкультуры, но и занятия в кружках и секциях, которые проводятся в школе.

Также ребята с удовольствием участвуют в школьных соревнованиях. Активно принимают участие в районных, городских соревнованиях, где достигают хороших результатов, за что награждаются кубками, медалями, грамотами и призами.

На базе школы - интерната проводятся спортивные праздники «Юные олимпийцы», «Защитники Отечества». 3 раза в год в школе проводятся «Дни здоровья», с обязательными элементами соревнования. Традиционными стали спортивные встречи - соревнования с полицией и казаками района. Каждый год на базе Брюховской коррекционной школы проводятся соревнования в честь героя - земляка Ивана Ильича Злыгостева (по волейболу, стрельбе и шахматам). В «арсенале» школьной команды имеется 1 место в мини-футболе в Пермском крае, а затем 3 место на чемпионате Приволжского Федерального округа в 1ом дивизионе. Праздники проходят с привлечением ребят всей школы с 1го по 9 - ые классы. Они проходят эмоционально и весело с чаепитием, раздачей призов и сладких подарков.

На территории школы находится спортивная площадка, созданная своим руками: Площадка для бега и метания мячей, «яма» для прыжков в длину, оборудовано место для прыжков в высоту, гимнастическая площадка и полоса препятствий, полоса препятствий, футбольная и волейбольная площадка. Администрация школы, по возможности, создаёт условия для занятий спортом в школе.

Физическая культура и спорт значительно увеличивает ресурсы организма. Те ребята, которые активно и чаще всех участвуют в спортивной жизни школы, в итоге, становятся более организованными, собранными и активными. Физическое воспитание затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность школьника.

Если целью коррекционных мероприятий является возможно полное устранение дефектов у ребят, то соревновательная деятельность позволяет максимально реализовать задачи физического развития при положительном влиянии на психо- эмоциональную сферу, что является важнейшим фактором для успешной адаптации в социум.

В настоящее время процесс физического воспитания во вспомогательной школе строится стандартно: уроки физической культуры коррекционной направленности, утренняя гигиеническая гимнастика, игры на свежем воздухе, игры на больших переменах, прогулки во второй половине дня. Принципы организации двигательной деятельности учащихся, методы и средства проведения занятий по физическому воспитанию во вспомогательной школе преимущественно ориентированны на детей с ОВЗ, с невысоким уровнем развития двигательных способностей. Однако многие учащиеся нашей школы, обладают значительными потенциальными двигательными возможностями. Этим детям, моторно-одаренным, детям с уровнем развития двигательных способностей выше среднего и гиперактивным детям, нуждающимся в определённой физической нагрузке, не всегда удается реализовать потенциальные возможности своей двигательной сферы. И для таких детей соревновательная деятельность просто необходима. Именно в условиях соревновательной деятельности, они выплескивают свою энергию и показывают максимально возможные результаты, как личные, так и командные.

Для достижения цели было необходимо расширить сеть соревновательной деятельности. Для этого даже в уроки физической культуры были заложены элементы соревнований (кто быстрее, кто сильнее и соревнования по командам.)

Одной из важных социальных задач образования детей с нарушением в сфере интеллектуального развития является оптимизация уровня готовности к трудовой деятельности. Это, в частности зависит от уровня физической подготовленности учащихся.

Физическая культура и спорт являются частью культуры общества, приобщение к которой способствует адаптации любого нормального ребенка, а тем более детей с ОВЗ, к окружающему миру. Мы рассматриваем физическую культуру с многообразием форм организации двигательной деятельности, как одно из важнейших средств социализации личности человека, в том числе и лиц, имеющих нарушения интеллектуального развития.

Если целью коррекционных мероприятий, является возможно полное устранение дефектов у ребенка, то соревновательная деятельность позволяет максимально реализовать задачи физического развития при положительном влиянии на психо-­эмоциональную сферу, что является важным фактором социализации.

Структура организации двигательной деятельности учащихся вспомогательной школы.

Занятия до начала учебных мероприятий: Утренняя гимнастика

Уроки физкультуры по расписанию.

Занятия тренировочного характера:

Спортивные часы

Урок спортивно-тренировочного характера

Соревнования

Секция

Занятия коррекционно-оздоровительного характера

ЛФК

Релаксация на переменах в спортзале

Уроки коррекц.-

оздоровительной направленности

Прогулки

Занятия восстановительного характера

Физкультминутки

Организованные спортивные игры на переменах в спортзале.

Занятия во 2-ой половине дня

Дни здоровья. Спортивные дружеские встречи - состязания с районной полицией.

Спортивные состязания по программе приезжающих в школу казаков района.

Спортивные дружеские состязания с учащимися коррекционных школ Пермского края. .

Контрольные занятия: Зачёты

Спортивные праздники: «Участие в празднике «Русская зима», «Масленница», «Защитники Отечества», «Женский день - 8 марта»,

Спортивные конкурсы

Соревнования: Участие в районном мероприятии «Лыжня России»,

Участие в районных кроссах.

Участие в Краевых, и Федеральных соревнованиях.

В феврале 2014 г проводилась неделя спорта: « Юные Олимпийцы - на старт», посвящённая олимпиаде в СОЧИ. Регулярно проводятся Дни здоровья внутришкольно; совместно с полицией района, с казаками района.

Для изучения социально-психологического процесса интеграции детей с отклонениями в развитии, в социум в условиях соревновательной деятельности, мною проводится многолетний мониторинг состояния здоровья учащихся, занимающихся на уроках физкультуры и, в частности, - школьных спортсменов.

На каждого учащегося созданы и обработаны индивидуальные карты развития учащихся, где отмечаются спортивные тесты, взятые за основу физической подготовленности. В них прослеживаются и отмечаются результаты физического развития, в течении пребывания учащегося в стенах школы.

  1. Бег на отрезке 30 метров

  2. Метание малого мяча

  3. Бег 60 м

  4. Прыжки в длину и высоту

  5. Прыжки в высоту

  6. Отжимание

  7. Подтягивание

В этих карточках также зафиксирован и уточнён основной диагноз и выявленные, сопутствующие заболевания - такие как сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки и др., и получены рекомендации врача школы - интерната по их исправлению. В процессе занятий, проводится наблюдение за динамикой изменения состояния здоровья.

Кроме того в процессе соревновательной деятельности выявляется социально-психологическое воздействие на ребят по следующим показателям:

  1. Мотивы участия детей в соревнованиях.

  2. Отношение учащихся к самим соревнованиям.

  3. Отношение детей друг к другу.

  4. Динамика самооценки детей.

  5. Место занятий спортом в структуре их самооценки.

В процессе соревновательной деятельности ребята много общаются между собой, с ребятами из других команд, с судьями, с тренерами и преподавателями. В результате чего в их лексиконе появляется множество спортивных терминов, изменяется эмоциональный статус ребенка. Они становятся более общительными и менее агрессивными.

Соревнования оказывают мощное социально-психологическое воздействие на ребят, повышается уровень тренированности, снижается агрессивность и улучшается психологическая устойчивость к стрессовым факторам. Соревновательная деятельность способствует адаптации детей в социальную среду и вырабатывает активную жизненную позицию.

Кроме того, они являются мероприятиями воспитательного характера.

Практически постоянно, с редкими срывами, наблюдается положительная динамика. Ребята стали, более, мягче относиться друг к другу и уверенней чувствовать себя в различных сложных ситуациях. Они научились преодолевать трудности, как в личных единоборствах, так и в командных. Научились не только выигрывать, но и с честью проигрывать.

В личных соревнованиях мы наблюдаем такую же картину. Ребята становятся более собранными, подтянутыми и активнее подключаются к соревновательной деятельности.

Подготовленные элементы соревновательной деятельности входили в структуру уроков и проводились один раз в неделю с целью адаптации к соревновательной деятельности ребят. Итоговые соревнования являлись составной частью каждого из этапов тренировочных занятий, как правило, они проводились вне уроков и являлись мероприятиями общественного значения. За участие в соревновательной деятельности ребята получают памятные дипломы, медали, значки и различные подарки, что является важным фактором в адаптации в социум. Не просто получить приз или подарок, а заслужить его своим или командным трудом. Это формирует коллективизм, дружбу между ребятами и взаимопонимание.

Если целью коррекционных мероприятий является возможно полное устранение дефектов у ребят, то соревновательная деятельность позволяет максимально реализовать задачи физического развития при положительном влиянии на психо- эмоциональную сферу, что является важнейшим фактором для успешной адаптации в социум.

Ни на каком предмете всей школьной программы ученик не получает столько знаний, умений и навыков нужных для ведения ЗОЖ, а главное, для успешной интеграции в социум, как на уроках физической культуры.

И, наглядным аргументом вышесказанного, является дальнейшая жизнь и судьба большинства школьных спортсменов - выпускников:

Супруги - Бузилова Тамара и ; Супруги Пономарёв Александр и Аганина Евгения; Петров Владимир; Шестаков; Букина Валентина; Сестра Храмова Мария и её брат -близнец - Храмов Александр, мужественный молодой человек. Александр, инвалид 2 группы, и в то же время, победитель многих районных и краевых соревнований; Мокрушин Андрей; Будяну Алексей и Будяну Александр;Заварохин Анатолий; Огородников Иван, Пучков Александр;

К сожалению, в последние годы, по причине почти полного обновления контигента школьных спортсменов, а также, отсутствия школьного транспорта, поездки на крупномасштабные соревнования сошли к нулю. Кроме того, по этой же причине, сокращаются поездки и на районные соревнования. Огорчаются школьники, огорчены сотрудники, но, несмотря на все трудности, коллектив продолжает эту необходимую работу по коррекции и восстановлению физического и психического здоровья детей, с целью их успешной интеграции в социум.



© 2010-2022