- Преподавателю
- Физкультура
- Программа учебно-тематического плана Путь к здороьвю. Образовательная программа для учащихся 7-12 лет
Программа учебно-тематического плана Путь к здороьвю. Образовательная программа для учащихся 7-12 лет
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Винокурова М.С. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Хатылынская средняя общеобразовательная школа имени
В.С. Соловьева - Болот Боотура"
Программа
Учебно-тематический план
Выполнила:
учитель физической культуры
Винокурова М.С
2016 г
Путь к здоровью
Образовательная программа для учащихся 7-12 лет
В здоровом теле…
Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.
Во все времена и для всех народов был закон - здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа «Путь к здоровью» имеет физкультурно-спортивную направленность и общекультурный уровень освоения.
Новизна программы состоит в идее гармоничного сочетания современных оздоровительных технологий: тренажерно-информационной системы (ТИС), разработанной профессором Д.П. Рыбаковым, дыхательной гимнастики по методу А.А. Сметанкина, оздоровительной фитбол - гимнастики, классических оздоровительных методик и общефизической подготовки. Это составная часть программы «Здоровье», реализуемой в структурном подразделении школы - Центре содействия укреплению здоровья обучающихся.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы связана с тем, что за последнее десятилетие в России отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. Значительно снизилось число абсолютно здоровых детей, отмечается выраженный рост функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижения функциональных возможностей организма. Показатели состояния здоровья ухудшаются в процессе обучения в школе. К окончанию школы незначительные расстройства у части детей переходят в стойкую хроническую патологию. По данным специалистов РАМН, менее 5% учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3%, одновременно возрастает процент хронической патологии - с 45% до 50%. У большинства детей и подростков диагностируется 2-3 и более хронических заболеваний и функциональных отклонений.
Для современных детей независимо от возраста характерны ограничение двигательной активности, ухудшение физических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, а также пространственной ориентации и вестибулярной устойчивости. Работа за партой в режиме ближнего видения, с большими зрительными и умственными нагрузками негативно сказывается на качестве учебного процесса и здоровье детей. Ситуация усугубляется крайне неблагоприятной экологической обстановкой, низким уровнем культуры здорового образа жизни школьников в сочетании с высокой социальной напряженностью, порождающей чувство хронической тревоги и неуверенности.
Качественный анализ состояния здоровья учащихся 1-11-х классов показал чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. В педиатрической практике перечисленные заболевания получили название школьных болезней.
В сложившихся условиях одним из эффективных средств, которые помогли бы ребенку справиться с возросшей нагрузкой и остаться здоровым, являются физкультурно-оздоровительные занятия. Исследования ученых, физиологов и гигиенистов показали эффективность таких занятий для повышения двигательной активности, физической подготовленности и укрепления здоровья.
В программу входят профилактические и оздоровительные методики: специально подобранные физические упражнения, элементы точечного массажа, приемы самомассажа, подошвенная рефлексотерапия, упражнения для релаксации, игровые упражнения и т.д., - направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения. Даются рекомендации родителям по оздоровлению детей в домашних условиях: самостоятельным занятиям оздоровительной гимнастикой, закаливанию, фито- и витаминопрофилактике и т.д.
Оздоровительная программа связана со школьными учебными программами по физической культуре, биологии, ОБЖ и дополняет их.
Цели определены
Цель программы - сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, предупреждение и своевременная коррекция распространенных среди школьников заболеваний.
Задачи
Образовательные:
-
ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
-
формировать правильную осанку;
-
обучить диафрагмально-релаксационному дыханию;
-
изучить комплексы ОРУ, упражнений на тренажерах и больших ортопедических мячах;
-
ознакомить с основными приемами массажа и самомассажа.
Воспитательные:
-
воспитывать морально-волевые качества;
-
воспитывать культуру здоровья, ответственность за свое здоровье и потребность заботиться о нем;
-
развивать интерес к физической культуре и спорту.
Развивающие:
-
развивать и совершенствовать основные физические качества, двигательные умения и навыки;
-
способствовать развитию мелкой моторики, правильной речи, дикции, правильного дыхания;
Оздоровительные:
-
улучшать функциональное состояние организма;
-
корректировать имеющиеся функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма;
-
повышать физическую и умственную работоспособность;
-
способствовать снижению заболеваемости.
Место проведения занятий: просторный, светлый кабинет, желательно с ковровым покрытием.
Оборудование: спортивные снаряды, тренажеры ТИСа; магнитофон, аудиокассеты или компакт-диски с записью музыкальных произведений.
Отличительной особенностью программы является применение современных оздоровительных технологий: биологической обратной связи (БОС), ТИСА, фитбол-гимнастики. Программа объединяет физкультурное и оздоровительное направления. Предполагается не только формирование знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и обучение оздоровительному массажу, элементам точечного массажа, комплексам специальных упражнений, релаксации.
В начале учебного года проводится диагностика состояния здоровья учащихся: изучение медицинских карт, осмотр и антропометрические измерения - определение плечевого индекса. На занятия приглашаются учащиеся I-III групп здоровья, относящиеся к основной, подготовительной и специальной физкультурной группам, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, обмена веществ, а также часто страдающие респираторными вирусными инфекциями.
Программа рассчитана на один учебный год.
Используются групповые и индивидуальные формы занятий - теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще всего и включает теоретическую, - беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций - и практическую части - освоение приемов, отработку навыков, тренировку, игры, эстафеты, самостоятельную работу.
Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия - 1 час.
Ожидаемые результаты
Завершив обучение по данной программе, воспитанники будут знать:
1) способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений благодаря соблюдению режима дня, гигиенических навыков, закаливанию, самомассажу;
2) комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата - осанки и стоп, зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
3) правила здорового образа жизни.
Воспитанники будут уметь:
1) применять средства, повышающие уровень физического развития и степень его гармоничности, приемы формирования морально-волевых качеств;
2) использовать приемы, снижающие утомляемость, возбудимость, повышающие психические функции: память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение;
3) применять методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
Анализ результатов освоения учащимися программы осуществляется различными способами проверки:
-
текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
-
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
-
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
-
взаимоконтроль;
-
самоконтроль;
-
итоговый контроль умений и навыков;
-
анализ медицинских карт учащихся: количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, плечевого индекса, группа здоровья, контрольные упражнения; ведение классных журналов: успеваемость, пропуски занятий по болезни.
Итоги реализации программы подводятся по окончании каждой пройденной темы в виде бесед, выполнения контрольных упражнений (тестов), антропометрических измерений, осмотра осанки и стоп, сравнительного анализа данных контрольного осмотра и тестов, а также викторин, праздников здоровья.
Содержание программы
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
всего
теоретических
практических
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Осанка
12
2
10
3
Плоскостопие
6
1
5
4
Здоровье в порядке - спасибо зарядке!
4
1
3
5
Школа зоркости
6
2
4
6
Я сильный, ловкий, выносливый
4
1
3
7
Правильное дыхание - основа жизни
4
1
3
8
Фитбол-гимнастика
6
1
5
9
Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика
2
0,5
1,5
10
Развиваем гибкость
4
0,5
3,5
11
Учимся расслабляться
4
1
3
12
Школа мяча
4
1
3
13
Сам себе я помогу, я здоровье сберегу!
4
1
3
14
ТИСа
6
1
5
15
Фонетическая зарядка
2
0,5
1,5
16
Итоговое занятие
2
0,5
1,5
Всего
72
16
56
Тема № 1. «Вводное занятие» (2 ч)
Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ними. Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с программой. Антропометрия - определение плечевого индекса, осмотр осанки и стоп. Способы самоконтроля состояния здоровья в школе и дома.
Тема № 2. «Осанка» (12 ч)
Беседы: «Красивая осанка», «Позвоночник - ключ к здоровью», «Профилактика нарушений осанки».
Практические занятия. Разминка. Комплексы упражнений для всех групп мышц. Дорожка здоровья. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки. Подвижные игры: «Ракета», «Перемена и урок».
Тема № 3. «Плоскостопие» (6 ч)
Беседа: «О профилактике плоскостопия». БАТ (биологически активные точки) на стопе.
Практические занятия. Разминка. Комплексы упражнений, укрепляющих стопу и мышцы ног. Массаж стоп массажными мячами, ходьба по массажной дорожке. Игры: «Великаны, карлики», «Ель, елка, елочка».
Тема № 4. «Здоровье в порядке - спасибо зарядке!» (4 ч)
Теория. Беседа: «О пользе утренней зарядки». Физкультурные минутки на уроках. Виды физкультурных минуток. Физкультурные паузы.
Практические занятия. Комплексы утренней гигиенической гимнастики. Комплексы физкультминуток. Физкультурная минутка в стихах. Комплексы для физкультурных пауз дома. Праздник здоровья.
Тема № 5. «Школа зоркости» (6 ч)
Беседы: «О гигиене зрения», «Близорукость. Дальнозоркость. Профилактика близорукости».
Практические занятия. Комплексы упражнений для профилактики близорукости. Точечный массаж. Игры: «Внимательные глазки», «Жмурки». Подвижные игры, эстафеты.
Тема № 6. «Я сильный, ловкий, выносливый» (4 ч)
Беседа: «Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота».
Практические занятия. Разминка, комплексы упражнений на развитие основных двигательных качеств с использованием спортивного инвентаря: гантели, эспандеры, скакалки, мячи, гимнастические палки, диск «Здоровье». Прыжки через скакалку. Жонглирование одним и двумя мячами. Веселые старты - эстафеты: ведение мяча, броски и ловля. Подвижные игры: «Салочки», «Третий - лишний», «Перемена и урок». Подсчет частоты пульса после физической нагрузки и в состоянии покоя.
Тема № 7. «Правильное дыхание - основа жизни» (4 ч)
Беседа: «Об органах дыхания». Типы дыхания. Диафрагмально-релаксационное дыхание. Правила дыхания при выполнении упражнений, ходьбе, беге, прыжках.
Практические занятия. Комплексы дыхательной гимнастики. Специальные дыхательные упражнения при бронхо-легочных заболеваниях. Освоение методики диафрагмально-релаксационного дыхания. Знакомство с кабинетом «БОС-Здоровье».
Тема № 8. «Фитбол-гимнастика» (6 ч)
Техника безопасности. Правила поведения при работе с мячами. Свойства мяча. Правильная посадка на мяч. Правила выбора мяча.
Практические занятия. Комплексы упражнений на мячах для всех групп мышц из разных исходных положений. Упражнения в парах. Упражнения на равновесие, координацию движений. Балансировка на мяче. Упражнения на расслабление. Игры: «Догони мяч», «Грузим арбузы», «Везем арбузы», «Паровозик», «Гусеница», «Прокати мяч».
Тема № 9. «Пальчиковая гимнастика. Суставная гимнастика» (2 ч)
Беседа: «Мелкая моторика. Наш ум на кончиках пальцев».
Практические занятия. Упражнения на развитие мелкой моторики. БАТ на кистях, массаж. Массаж пальцев. Пальчиковый театр. Гимнастика для суставов. Подвижные игры: «День - ночь», «Делай, как я».
Тема № 10. «Развиваем гибкость» (4 ч)
Техника безопасности.
Практические занятия. Комплексы упражнений на развитие гибкости. Тест: «Гибкий ли я?». Игры средней подвижности.
Тема № 11. «Учимся расслабляться» (4 ч)
Дыхательные упражнения для снятия напряжения. Польза расслабления. Релаксация.
Практические занятия. Комплекс релаксационных упражнений. Релаксация. Игры малой подвижности: «Запрещенное движение», «Угадай, где мяч».
Тема № 12. «Школа мяча» (4 ч)
Техника безопасности. Техника выполнения упражнений с мячами разного диаметра.
Практические занятия. Броски, ловля и передача мяча. Жонглирование. Комплексы упражнений с малыми и средними мячами. Метание в цель. Игры и эстафеты с мячами.
Тема № 13. «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу!» (4 ч)
Беседа: «О профилактике простудных заболеваний». Массаж. Виды массажа. Точечный массаж. Правила применения точечного массажа. Закаливающий массаж.
Практические занятия. Закаливающий массаж и самомассаж. Игры средней подвижности.
Тема № 14. «ТИС» (6 ч)
Беседа: «Знакомство с ТИС, техника безопасности».
Практические занятия. Комплексы упражнений на тренажерах.
Тема № 15. «Фонетическая зарядка» (2 ч)
Беседа: «Красивую речь приятно слушать». Скороговорки. Чистоговорки. Считалки. Речевки. Распевки.
Практические занятия. Формирование правильной речи с помощью скороговорок, чистоговорок, речевок, распевок, считалок. Игры средней подвижности. Викторина: «Мое здоровье».
Тема № 16. «Итоговое занятие» (2 ч)
Подвижно-дидактическая игра «Физкульт-лото». Объяснение правил игры. Повторение и закрепление комплексов упражнений. Антропометрия, осмотр осанки и стоп.
Методическое и техническое обеспечение
-
Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики с учетом физиологических особенностей, физического развития и состояния здоровья учащихся данного возраста.
-
Литература и наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки с описаниями комплексов упражнений, альбомы, фотографии.
Винокурова М.С ,
учитель физической культуры, МБОУ ХСОШ, Чурапчинский улус, с Харбала -1