• Преподавателю
  • Физкультура
  • Технология применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры и во внеурочное время, как способ повышения познавательного интереса учащихся

Технология применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры и во внеурочное время, как способ повышения познавательного интереса учащихся

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры и во внеурочное время, как способ повышения познавательного интереса учащихся. (1слайд)


Кузнецова И.Н.

учитель физической культуры

КГУ « Средняя школа №9

акимата г. Усть-Каменогорска

«Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, интересом, а не просто по обязанности…»
Я. А. Каменский

2 слайд

Актуальность проекта

Перед современным учителем стоит задача - обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках для становления субъектной позиции. Ученик не должен выступать в роли пассивного объекта деятельности педагога. Он должен учиться сам, а учитель должен осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Для этого необходимо, чтобы школьники проявляли активность и интерес к предмету, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от уроков.[1]

Интерес познавательной деятельности к предмету - мощный двигатель обучения и учения. (3 слайд) От него зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности. [1]

Постановка проблемы.

Для меня очевидно, что большинство учащихся не в силах выполнить нормы и требования, предусмотренные программой по физическому воспитанию, базовым компонентом государственного стандарта общего образования. Ребенок не может выполнить определенный норматив, и как следствие у него происходит падение интереса к уроку. Интерес к физической культуре - одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. Интересы учащихся к занятиям бывают разными. Значимость привлекательных сторон физической культуры меняется и с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной деятельности вообще, то подростки занимаются уже с какой-то конкретной целью.

Важную роль в процессе усвоения учебного материала играет познавательный интерес. (4 слайд) Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Он представляет собой избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение успехом, желание продолжать занятия по собственной инициативе для своего физического совершенствования. Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физическими упражнениями. [2, с.11,12] (5 слайд)

Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а наоборот интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним.

Цель проекта: Обобщение и распространение опыта использования игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время для повышения познавательного интереса учащихся (6 слайд)

Задачи проекта:

-поиск инновационных способов, приемов совершенствования навыков базовых двигательных действий и их вариативное использование на уроках физической культуры;

-формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений на основе широкого использования игровых и соревновательных заданий.

-повышение двигательной активности школьников за счет использования игровых и соревновательных упражнений.

- активизация мотивационно - ценностной ориентации учащихся.

- создание комфортной образовательной среды с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей. (7 слайд)

Участниками данного проекта являются учащиеся младших и средних классов на уроках физической культуры и во внеурочное время.

Одним из обязательных условий успешного формирования у школьников устойчивого интереса является формирование результативных мотивов. Каждого ребенка необходимо ориентировать на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться учителем, товарищами по классу, родителями как успех, как победа школьника над собой. Без ориентации на результат двигательная активность школьников неэффективна, как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки.

Я считаю, что формирование интереса к занятиям физической культурой должно основываться на передовых методах обучения, в максимальной степени способствующих эффективному проведению занятий при высоком уровне их привлекательности. В своей работе применяю две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические .

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. К специфическим методам физического воспитания относятся:

  • метод строго регламентированного упражнения;

  • игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

  • соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).[3] (8 слайд)

Игровой метод может быть применён к любым физическим упражнениям при условии, , что они поддаются организации в соответствии с особенностями данного метода.

Игровой метод характеризуется такими особенностями, как: 9слайд

1) «сюжетная» организация, где деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным сюжетом Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или иных прикладных действий и жизненных отношений, либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания.

2) Разнообразие способов достижения цели (выигрыша). Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры.

3) Комплексный характер деятельности: игра включает в себя различные двигательные действия - бег, прыжки, метания и т. д.

4) Игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, при этом постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

5) Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность воспроизводит активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества, так и по типу соперничества когда сталкиваются противоположные интересы. Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению нравственно-этических качеств личности.

6) Вероятное программирование действий и ограниченные возможности дозирования нагрузки

Соревновательный метод характеризуется следующими особенностями:

Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем учащийся может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях.

Любая педагогическая технология должна включать в себя технологическую схему, обусловливающую определённый алгоритм деятельности учителя. Технологическая схема игровой деятельности включает в себя три этапа (10 слайд)

1) Этап подготовки (до учебных занятий)

2) Этап проведения (во время учебных занятий)

3) Этап анализа и коррекции

Ожидаемые результаты: Новизна моего педагогического опыта будет состоять в том, что будут разработаны игровые комплексы и соревновательные упражнения для младшего и среднего возраста ,при использовании которых не будет прослеживаться принуждение к учению. Использование игровых комплексов и соревновательных упражнений будет способствовать проявлению лучших физических и психических качеств, о которых ребенок не подозревает или стесняется показать при посторонних. Победа, одержанная в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. При этом подвижные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям.[5].

На данном этапе применяю проведение сюжетных уроков: «Здравствуй зимушка - зима!», «Двигательный режим школьника», «По туристическим тропам», «Ключи Здоровья», «Казахские национальные игры», «Путешествие по родным просторам». Уроки по сюжету вызывают у детей положительные эмоции, способствуют движению к обучению вперед; обеспечивают постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности, стремлению познавать. На таких уроках ярко выражается прикладная направленность физических упражнений. (слайды 11-14)

Во внеурочное время спортивно-массовые мероприятия провожу не только с целью приобщения к двигательной деятельности, а также обязательно включаю познавательный компонент: «Хочу быть спортсменом!», «Делай как я, делай как мы, делай лучше нас!», «Мы - будущее страны!», «Олимпийцы среди нас», « Язык спорта - язык дружбы». "Здоровая нация - здоровое будущее"

Моя задача как педагога, обеспечить динамичное развитие учебных и личностных достижений школьников, способствовать переводу учащихся из позиции пассивного исполнителя в ситуацию автора, творца, хозяина своей образовательной деятельности. «Ученик- это не сосуд который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит»[6] (15 слайд)







Список литературы:

1.Познавательная активность на уроке физической культуры: электронный ресурсknowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625b3bc68a4d43a89421206d27_0.html

2.Михайлова Н.В. Как сформировать интерес к физической культуре? // Физическая культура в школе, 1993 №5 с. 10-16

3."Особенности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста" knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625a2bd78b4d43a89421206c36_0.html

4. Мартюшенко А.П. "Использование игровых и соревновательных технологий на уроках физической культуры как средство повышения качества обучения"

doc4web.ru/fizkultura/ispolzovanie-igrovih-i-sorevnovatelnih-tehnologiy-na-urokah-fizi.html

5. Птушко Н.Н. "Технология применения соревновательно -игрового метода на уроках физического воспитания для активизации двигательной деятельности учащихся" s99-omsk.narod.ru/teachers/pnn/vis.htm

6. Цитата otvet.mail.ru/question/31979262



© 2010-2022