Рабочая программа по физической культуре для 1-11 классов. Предметная линия учебников А. П. Матвеева

Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство науки и образования Республики Марий Эл

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Марий Эл

«Лицей им. М.В. Ломоносова»

Согласовано:

Руководитель методического

совета лицея

____________ Пастух Л.А.

«___» ________ 2015 г.

«Утверждаю»

Директор ГОУ «Лицей им М.В. Ломоносова

___________ Царегородцева М.А.

«___» _________ 2015 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Физическая культура»



Классы: 1-11

Количество часов в неделю: 3

Количество часов по учебному плану в год: 102

УМК: Предметная линия учебников А.П. Матвеева 1-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.



Автор составитель: учитель физической культуры

Лаптев А.Ю.






Йошкар-Ола

2015



Программа составлена на основе Государственного стандарта основного общего образования по физической культуре и в соответствии с Примерной программы по физической культуре для учащихся начальной школы (под общей редакцией А. П. Матвеева) и Образовательной программы по физической культуре учащихся 1-11 классов (под общей редакцией А. П. Матвеева)- М.: «Просвещение», 2008 г.


Рабочая программа подготовлена учителем физической культуры высшей категории лицея им. М. В. Ломоносова А.Ю. Лаптевым.

Рецензент: А.Н. Шалгин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин МФ МОСУ.














ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная область учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся лицея ориентируется на решение следующих задач:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Общие задачи получают свое конкретное выражение в каждом классе с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей школьников.

Достигая поставленную цель, учащиеся должны осознавать важность решения задач, с помощью которых могут достичь заданной цели. Должны чётко знать, как содействовать укреплению и сохранению своего здоровья, уметь самостоятельно развивать физические качества, знать и владеть формированием навыков правильной осанки и вырабатывать у себя морально-волевые качества, культуру поведения, воспитывать в себе устойчивый интерес и привычку к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни. Должны знать, что физическое воспитание, в целом, является одним из методов предупреждения заболеваний и профилактики травматизма, охраны и укрепления здоровья.
Рабочая программа характеризуется направленностью на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся лицея, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, ледовый дворец), регионально климатическими условиями.

Рабочая программа по физической культуре разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012);

- на основе материала Рабочих программ предметной линии учебников А.П. Матвеева.- М.: «Просвещение,» 2012

Учебная программа рассчитана на 102 часа из расчета 3 часа в неделю.

ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Требования к уровню подготовки учащихся имеют три части. В результате освоения учебного материала учащийся должен:

Знать (объяснять, характеризовать, соблюдать правила): исторические, педагогические, биодинамические, физиологические, возрастные, психофункциональные основы и особенности двигательной деятельности.

Уметь (проводить, составлять, определять): правильно осуществлять двигательные действия, проводить самостоятельные занятия, разрабатывать индивидуальный двигательный режим, контролировать функциональное состояние организма, соблюдать правила безопасности.

Демонстрировать уровень физической подготовленности согласно своему возрасту.



Результаты освоения программы

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования устанавливают требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Физическая культура». Результаты освоения содержания данного предмета определяют те результаты, которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в школе.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;

  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;

  • расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Таким образом, интегрированными результатами программы является воспитание такого ученика, который:

  • понимает моральные ценности российской культуры;

  • сможет отойти от собственных эгоистических взглядов через занятия в командах, знание правил и ведение «честной игры», навыки работы в коллективе, осознавать, что рядом могут находиться более слабые люди;

  • будет способен, используя полученные знания, самостоятельно организовывать свои занятия физической активностью;

  • будет знать и заботиться о национальном наследии, местных школьных традициях, сохраняя их, в тоже время открывать содружества с другими культурами и испытывать радость от многообразия форм человеческого самовыражения в физической активности;

  • получит удовольствие от занятий на открытом воздухе, понимая принципы взаимодействия человека и природы;

  • получит основы научных данных в области физической культуры, на собственном примере будет понимать, что происходит с организмом под воздействием правильно организованной нагрузки;

  • будет вести здоровый образ жизни, принося пользу себе, близким людям и Отечеству.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

НА ОСВОЕНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА*

Разделы и темы

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Теория физической культуры

**

**

**

**

4

4

4

4

4

4

4

Подвижные игры

39

38

38

38



4

4

4

4

4

Легкая атлетика

22

23

23

23

28

29

26

26

26

23

23

Гимнастика

10

10

10

10

20

16

16

16

16

16

16

Лыжная подготовка

15

15

15

15

18

18

20

20

20



Баскетбол

(Игры с мячом)

16

16

16

16

32

24

20

20

20

6+14

***

6+14

***

Волейбол






11

9+6д

9+6д

9+6д

14***

14***

Футбол









Катание на коньках










29

29

Общее количество часов

102

102

102

102

102

102

102

102

102

102

102

* - Календарно-тематическое планирование в приложении 2

** - В течение года на текущих уроках

*** - Спортивные игры по выбору учителя

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 1-4 КЛАССОВ

Теория физической культуры

Естественные основы

1 -2 классы. Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечно - сосудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека.

1 - 4 классы. Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.

Социально - психологические основы

1 - 2 классы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.

3 - 4 классы. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами и с изменением амплитуды.

Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.

Приёмы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля

1 - 2 классы. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приёмы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения.

Водные процедуры. Овладение приёмами саморегуляции, связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений.

Тестирование физических способностей.

Подвижные игры

Основная

направленность

Классы

I

II

III

IV

На закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве

На закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве

На закрепление и совершенствование метаний на дальность и меткость, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей

К своим флажкам

Два мороза

Пятнашки







Попрыгунчики-воробьишки

Зайцы в огороде

Лиса и куры







Кто дальше бросит

Точный расчет

Метко в цель


Пустое место

Белые медведи

Космонавты







Прыжки по полосам

Волк во рву

Удочка










На освоение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча(рекомендуется использовать мячи разного размера, веса, видов спортивных игр)

Ловля, передача, броски и ведение

мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге

Ловля и передача мяча в движении с параллельным

смещением игроков.

Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). Ведение мяча (правой, левой) в движении по прямой (шагом и бегом)

Ловля и передача мяча на месте и

в движении в треугольниках, квадратах, кругах.

Ведение мяча с изменением направления. Броски по воротам с 3-4 м (ручной мяч)и броски в цель (в ходьбе и медленном беге), удары по воротам в футболе -

Ведение мяча с изменением направления и скорости. Броски по воротам с 3-4 м (ручной мяч) и броски в цель (в ходьбе и медленном беге), удары по воротам в футболе

На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движении, реакции, ориентированию в пространстве

Играй, играй, мяч не теряй

Мяч водящему

У кого меньше мячей

«Школа мяча»

Мяч в корзину Попади в обруч

Гонка мячей по кругу

Вызови по имени

Овладей мячом

Подвижная цель

Мяч ловцу

Охотники и утки

Быстро и точно

Перестрелка

Игры с ведением мяча

На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями

При соответствующей игровой подготовке рекомендованные для III IV класса игры можно

и проводить в I и II классе

Борьба за мяч

Перестрелка

Варианты игры в футбол

Самостоятельные занятия

Упражнения в бросках, ловле и передачах мяча, удараx и остановках мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими верхними и нижними конечностями.

Основы знаний

Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности

Гимнастика

Основная направленность

Классы

I

II

III

IV

На освоение общеразвивающих упражнений с

предметами, развитие координационных, силовых способностей и гибкости

Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивным мячом (1 кг), об

На освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей

Группировка; перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях

Кувырок вперед; стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев; кувырок в сторону

Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой; 2-3 кувырка вперед; стойка на лопатках; из положения лежа на спине «мост»

Кувырок назад; кувырок вперед; кувырок назад и перекатом стойка на лопатках; «мост» с помощью и самостоятельно

Комбинации из освоенных элементов

На освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей

Висы и упор - упражнение в висе стоя и лежа; в висе спиной к гимнастической стенке сгибание и разгибание ног; вис на согнутых руках; подтягивание в висе лежа согнувшись, то же из седа ноги врозь на канате в висе; упражнения в поре лежа и стоя на оленях и упоре (на коне, бревне, гимнастической скамейке)

Вис согнув ноги, завесом двумя на согнутых руках, согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание ног в висе

Комбинации пройденных элементов на гимнастической стенке, бревне, скамейке

На освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильную осанку

Лазание по гимнастической стенке и канату; по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке; перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку

Лазание по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лежа на животе, подтягиваясь руками, по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног; перелезание через гимнастическое бревно (высота до 60 см).

Лазание по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лежа, лежа на животе, подтягиваясь руками; по канату, перелезание через бревно.

Перелезание через препятствия

На освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей


Опорные прыжки на горку из гимнастических матов; вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук

На освоение навыков равновесия

Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке); ходьба по гимнастической скамейке; перешагивание через мячи; повороты на 90°; ходьба по рейке гимнастической скамейки

Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне (высота 60 см) на одной и двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки и по бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках на рейке гимнастической скамейки

Ходьба приставными шагами; ходьба по бревну (высота до 1 м) повороты на носках и одной ноге; ходьба приставными шагами; приседание и переход в упор присев, упор стоя на колене, сед

Ходьба по бревну большими шагами и выпадами; ходьба на носках; повороты прыжком на 90°, 180°; опускание в упор, стоя на колене(правое, левое)

На освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей

Шаги с подскоком; приставные шаги; шаг галопа в сторону

Третья позиция ног; танцевальные шаги; переменный, польки; сочетание танцевальных шагов с ходьбой

Шаги галопа в парах, польки; сочетание изученных танцевальных шагов; русский медленный шаг

I и II позиции ног; сочетание шагов галопа и польки в парах, элементы народных танцев

На освоение строевых упражнений

Основная стойка, построение в колонну по одному и шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, по заранее установленным местам; размыкание на поднятые руки в стороны; повороты направо, налево; команды «Шагом марш!», «Класс, стой!»

Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры; команды: «На два, четыре шага, разомкнись!»

«Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй - рассчитайсь!»; построение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой»

«Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; рапорт учителю; повороты кругом на месте; расчет по порядку; перестроение из одной шеренги в три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом

На освоение обще-развивающих упражнений без предметов, развитие

координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки

Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые

на месте и в движении

Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук

Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности

Основы знаний

Название снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц

Самостоятельные занятия, по разделу

Выполнение освоенных общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, упражнений на снарядах, акробатических на равновесие, танцевальных упражнений

Лёгкоатлетические упражнения

Основная

направленность

Классы

I

II

III

IV

На освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей

Обычная, на носках, пригнувшись на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счет учителя, коротким (30-35 см), средним (50-55 см) и длинным

шагом (60-65 см).

Сочетание различных видов ходьбы, с коллективным подсчетом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2-3 препятствий по разметкам

С изменением длины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в «коридорчике», в различном темпе под звуковые сигналы

с преодолением 3-4 препятствий

На освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей

Обычный, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким (50-55 см), средним (80-90 см) и длинным (100-110 см) шагом, в чередовании с ходьбой до 150 м, с преодолением препятствий

(мячи, палки и т. п.), по размеченным участкам дорожки, челночный бег Зх5 м, 3х10 м; эстафеты с бегом на скорость

коротким (60-65 см), средним (95-100 см) и длинным (115-120 см) шагом

с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым, боком вперед, с захлестыванием голени назад

На совершенствование навыков бега и развитие выносливости

Равномерный, медленный до 5 мин, кросс по слабопересеченной местности до 1 км

(до 8 мин)

(до 10-12 мин)

На совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей

В коридорчике 30-40 см из различных и. п. с максимальной скоростью до 60 м, с изменением

скорости, с прыжками через «условные рвы» под звуковые и световые сигналы, из различных исходных положений

Эстафеты: «Смена сторон», «Вызов номеров», круговая эстафета (расстояние 5-15 м)

Расстояние (15-30 м), «Встречная эстафета» (расстояние 10-20 м)

С ускорениями

от 10 до от 15 м (I кл.)

от 10 до 20 м (II кл.)

Соревнования (до 60 м)

от 20 до 30 м (III кл.)

от 30 до 40 м (IV кл.)

С вращением вокруг своей оси на полусогнутых, зигзагом, в парах

На освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90°, с продвижением вперед на одной и двух ногах, в длину с места, с высоты до 30 см, с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия, через набивные мячи, веревочку (высота 30-40 см) с 3-4 шагов через длинную висячую и качающуюся скакалку, многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге

с поворотом на 180°, по разметкам, в длину с места, в длину с разбега, с зоны отталкивания 60- 70 см, с высоты до 40 см, в высоту с 4-5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов, через длинную вращающуюся и короткую скакалку, многоразовые (до 8 прыжков)

с поворотом на 180°, по разметкам в длину с места, стоя лицом, боком к месту приземления, в длину с разбега с зоны отталкивания 30- 50 см, с высоты до 60 см, в высоту с прямого разбега, с хлопками в ладоши во время полета, многоразовые (до 10 прыжков), тройной и пятерной с места

На заданную длину по ориентирам, на расстояние 60-ПО см в полосу приземления шириной 30 см, чередование прыжков в длину с места в полную силу и вполсилы (с закрытыми глазами на точность приземления), с высоты до 70 см с поворотом в воздухе на 90-120° и с точным приземлением в квадрат, в длину с разбега (согнув ноги), в высоту с прямого и бокового разбега, многоскоки (тройной, пятерной, десятер

ной)

На закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

Через стволы деревьев, земляные возвышения и т. п., в парах.

Эстафеты с прыжками на одной (до 10 прыжков). Игры 1 с прыжками и осаливаниями- на площадке небольшого размера

На овладение навыками метания, развитие скоростно-силовылх и координационных способностей

Малого мяча с места правой, затем левой рукой с расстояния 3-4 м по горизонтальной мишени, из-за головы на дальность, в цель,

на заданное расстояние; набивного мяча 1 кг на дальность двумя руками; броски и ловля большого мяча в парах

Большого и малого мяча по горизонтальной и вертикальной цели с расстояния от 2 до 6 м, на заданное расстояние и на

дальность (с места), малого мяча на дальность отскока от пола и от стены, набивного мяча от груди, снизу двумя руками, большого мяча двумя руками из-за головы и ловля двумя руками (в парах)

от 4 до 8 м, (с места и разбега)

В щит (цель) с кругами разных диаметров (расстояние 3-8 м), на дальность и точность отскока, с разбега

На закрепление навыков метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей

В узкие вертикальные цели, «по коридору», катание мяча в

движущиеся цели и на точность остановки в обусловленном месте

В цель с расстояния 4-6 м по медленно катящемуся большому мячу

Самостоятельные занятия по разделу

Равномерный бег до 6 мин, соревнования на короткие дистанции (до30 м).

Прыжковые упражнения на одной и двух ногах

Прыжки через небольшие (высотой 40 см) естественные вертикальные и горизонтальные

(до 100 см) препятствия

Метание больших и малых мячей,

Других легких предметов на дальность и в цель (правой и левой рукой)

до 12 мин

(до 50 м)

(до 50 см)

(до 110 см)

Основы знаний

Название упражнений: короткая дистанция, бег «на скорость», «на выносливость», название метательных снарядов, упражнений в прыжках в длину и в высоту, прыжкового инвентаря

Понятие эстафет, команды «старт-финиш», понятия о темпе, длительности бега, влиянии на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках и метаниях

Лыжная подготовка

Основная

направленность

Классы

I

II

III

IV

На освоение техники лыжных ходов

Переноска и надевание лыж.

Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками.

Повороты переступанием.

Подъёмы и спуски под уклон.

Передвижение на лыжах до 1 км

Скользящий шаг с палками.

Подъёмы и спуски с небольших склонов.

Передвижение на лыжах до 1,5 км.

Попеременный двухшажный ход без палок и с палками.

Подъем лесенкой.

Спуски в высокой и низкой стойках.

Передвижение на лыжах до 2 км с равномерной скоростью

Попеременный двухшажный ход.

Спуск с пологих склонов.

Торможение плугом и упором.

Повороты переступанием в движении.

Подъём лесенкой.

Прохождение дистанции до 2,5 км

Основы знаний

Правила поведения на занятиях лыжной подготовки. Как подобрать лыжи и палки по росту. Как правильно сложить и нести лыжи.

*-уровень физической подготовленности учащихся в приложении 1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 5-9 КЛАССОВ

Теория физической культуры

Естественные основы

5-6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.

Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.

7-8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов.

Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции системы дыхания, кровоснабжения.

Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.

9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно - половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма.

Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Социально-психологические основы

5-6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной при травмах и ушибах.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.

7-8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личности значимых свойств и качеств.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению.

9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях.

Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.

Культурно-исторические основы

5-6 классы. Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.

7-8 классы. Физическая культура и её значение в формировании здорового образа жизни современного человека.

9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к её материальным и духовным ценностям.

Приёмы закаливания

5-6 классы. Воздушные ванны (тёплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).

7-8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоёмах.

9 класс. Пользование баней.

Волейбол

Основная

Направленность

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами

боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий(сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.)

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения)

На освоение техники приема и передач мяча

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку.

Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку.

Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку.

Передача мяча сверху, стоя спиной к цели

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощенным правилам мини-волейбола

Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках

Игра по упрощенным правилам волейбола

На развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, дифференцирование силовых, временных параметров движений, способностей к согласованию и ритму)

Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бег с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1: 3:1, 2:2, 3:2, 3:3

На развитие выносливости

Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 сек. до 12 мин

На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей

Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных исходных положений; ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7-10 сек.; подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча; игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель на дальность

Прием мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед





То же через сетку

На освоение техники нижней прямой подачи

Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки

То же через сетку

Нижняя прямая подача мяча. Прием подачи

Прием мяча, отраженного сеткой. Нижняя прямая подача мяча в заданную часть площадки

На освоение техники прямого нападающего удара

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером

Прямой нападающий удар при встречных передачах

На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей

На закрепление техники перемещений, владение мячом и развитие координационных способностей

Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом



На освоение тактики, игры

Тактика свободного нападения.

Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0)

С изменением позиций

Игра в нападении в зоне 3.

Игра в защите

Примечание: материал для развития названных способностей относится ко всем спортивным играм

Примечание: в VII и IX классах для развития двигательных способностей используются те же основные упражнения, что в V-VII классах, но возрастает координационная сложность этих упражнений, увеличивается их объем и интенсивность, усложняются условия выполнения

Основы знаний

Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

Баскетбол

Основная

Направленность

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Стойка игрока Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед.

Остановка двумя шагами и прыжком

Повороты без мяча и комбинации из освоенных элементов техники

передвижений (перемещение в стойке, остановка, поворот, ускорение)

На освоение ловли и передачи мяча

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой плеча на месте и движении без сопротивления защитника(в парах, тройках, квадрате, круге)

с пассивным сопротивлением защитника

На освоение техники ведения мяча

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой с изменением направления движения и скорости; ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой

с пассивным сопротивлением защитника

На овладение

техникой

бросков мяча

Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника.

Максимальное расстояние до корзины 3,60 м

с пассивным противодействием

Максимальное расстояние до корзины 4,80 м

Броски одной и двумя руками в прыжке

На освоение

индивидуальной техники защиты

На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей

На закрепление техники перемещений, владение мячом и развитие координационных способностей

Вырывание и выбивание мяча

Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом

перехват мяча

На освоение тактики игры

Тактика свободного нападения

Тактика свободного нападения

Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков

С изменением позиций

Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину

Нападение быстрым прорывом (1:0)

(2:1)

Нападение быстрым прорывом (3:2)

Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди»

Взаимодействие 2 игроков в нападении и защите через «заслон»

Взаимодействие 3 игроков (тройка и малая восьмерка)

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3

Игра по правилам мини-баскетбола

Игра по упрощенным правилам баскетбола

Основы знаний

Терминология игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

Футбол

Основная

Направленность

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

Футбол.

На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения)

На освоение ударов по мячу и остановок мяча

Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема


Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой

Удар по катящемуся мячу внутренней частью подъема, по неподвижному мячу внешней частью подъема

Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба (по летящему мячу)

Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом

На освоение техники ведения мяча

Ведение мяча по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления за щитника ведущей и неведущей ногой

С пассивным сопротивлением защитника

На овладение техникой ударов по воротам

Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель

На освоение

индивидуальной техники защиты.

Выбивание и отбор мяча

Игра вратаря

Перехват мяча

На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей

Комбинации из освоенных элементов: введение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам

На закрепление техники перемещений, владение мячом и развитие координационных способностей

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владений

мячом

На освоение тактики игры

Тактика свободного нападения.

Позиционные нападения без изменения позиций игроков

Нападение в игровых заданиях3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот

С изменением позиций

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров

Игры и игровые за 2:1, 3:1, 3:2, 3:3



Гимнастика

Основная

направленность

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

Гимнастика. На освоение строевых упражнений

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием

Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте

Выполнение команд: «Пол-оборота направо!», «Пол-оборота налево!», «Короче шаг!», «Полшага!», «Полный шаг!»

Команда «Прямо!», повороты в движении направо, налево

Переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге; перестроения из колонны по одному в колонны по два, по четыре в движении

На освоение общеразвивающих упражнений без предметов на месте и в движении

На освоение общеразвивающих упражнений с предметами

Сочетание различных, положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Простые связки. Общеразвивающие упражнения в парах

Мальчики - с набивным и большим мячом, гантелями (1-3 кг)

Девочки - с обручами, большим мячом, палками



гантелями (3-5 кг),

На освоение висов и упоров

Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе. Девочки: смешанные висы, подтягивание из виса лежа

Мальчики: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскок; сед ноги врозь, из седа на бедре соскок поворотом. Девочки: наскок прыжком в упор на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лежа, вис присев

Мальчики: подъем переворотом в упор толчком двумя; передвижение в висе; махом назад соскок. Девочки: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор на нижнюю жердь

Мальчики: из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев; подъем махом назад в сед ноги врозь, подъем зависом вне. Девочки: из упора на нижней жерди опускание вперед в вис присев; из виса присев на нижней жерди махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой на. верхнюю жердь; вис лежа на нижней жерди, сед боком на нижней жерди, соскок

Мальчики: подъем в упор переворотом махом и силой подъем махом вперед в сед ноги врозь. Девочки: вис прогнувшись на нижней жерди опорой ног о верхнюю; переход в упор на нижнюю жердь

На освоение акробатических упражнений

Кувырок вперед и назад; стойка на лопатках

Два кувырка вперед слитно; «мост» из положения стоя с помощью

Мальчики: кувырок вперед в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми ногами. Девочки: кувырок назад в полушпагат

Мальчики: кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед и назад; длинный кувырок стойка на голове и руках. Девочки: «мост» и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед и назад

Мальчики: из упора присев силой стойка на голове и руках; длинный кувырок вперед с трех шагов разбега. Девочки: равновесие на одной, выпад вперед, кувырок вперед

На развитие координационных способностей

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические упражнения. Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря

На развитие силовых способностей и силовой выносливости

Лазание по канату, шесту, гимнастической стенке. Подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами

На развитие скоростно-силовых способностей

Опорные прыжки, прыжки со скакалкой,

На развитие гибкости

Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника.

Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнения с предметами

Основы знаний

Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений

Значение гимнастических упражнений для развития

координационных способностей, страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для самостоятельной тренировки. История возникновения и забвения античных олимпийских игр, возрождение олимпийских игр современности, столетие олимпийских стартов. Олимпийские принципы, традиции, правила, символика. Олимпийское движение - подлинно общечеловеческое движение. Спорт, каким он нужен миру

Самостоятельные занятия

Упражнения и простейшие программы по развитию силовых, координационных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатические, с использованием гимнастических снарядов

На овладение организаторскими умениями

Помощь и страховка; демонстрация упражнений; выполнение обязанностей командира отделения, установка и уборка снарядов; составление с помощью учителя простейших комбинаций упражнений

Самостоятельное составление простейших комбинаций упражнений, направленных на развитие координационных и кондиционных способностей



Лёгкая атлетика

Основная

направленность

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

На овладение техникой спринтерского бега

Высокий старт от 10 до 15 м

Бег с ускорением от 30 до 40 м

Скоростной бег до 40 м

Бег на результат 60 м

от 15 до 30 м

от 30 до 50 м

до 50 м

30 м

от 40 до 60 м

до 60 м

Низкий старт до 30 м

до 80 м

до 70 м

Бег на результат 100 м

На овладение техникой длительного бега

Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин

Бег на 1000 м

до 15 мин


Бег на 1000 м

мальчики до 20 мин., девочки до 15 мин

Бег на 1000 м


Бег на 2000 м

(мальчики) Бег на 1000 м (девочки)

Бег на 2000 м

На овладение техникой прыжка в высоту

Прыжки в высоту с 3-5 шагов разбега

Прыжки в высоту с 7-9 шагов разбега

На овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность

Метание малых мячей в горизонтальные и вертикальные цели с расстояния

8-10 м 10-12 м 12-14 м

Метание малых мячей на дальность

с 3 шагов с 5 шагов разбега

14-16 м (мальчики), 12-14 м

(девочки)

16-18 м (мальчики), 12-14 м (девочки)

Метаниие малых мячей и других снарядов из различных исходных положений с места и с 3-6 шагов разбега

На развитие выносливости

На развитие скоростно-силовых способностей

Длительный бег, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка

Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных исходных положений, толчки и броски набивных мячей (3кг)

Бег с гандикапом, командами, в парах, кросс

На развитие скоростных способностей

Эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением, с максимальной скоростью

На развитие координационных способностей

Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через Препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов, из различных исходных положений в цель и на дальность (обеими руками)

Знания

Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и знание основ правильной техники; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей

Самостоятельные занятия

Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений

На овладение организаторскими умениями

Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений, помощь в оценке результатов и проведении соревнований, помощь в подготовке мест занятий

Лыжная подготовка

Основная направленность

Классы

V

VI

VII

VIII

IX

На освоение техники лыжных ходов

Попеременный двухшажный ход, одновременный двухшажный.

Подъём наискось "полуёлочкой".

Торможение "плугом".

Повороты переступанием.

Передвижение на лыжах до 2,5 км

Одновременный двухшажный и бесшажный ход.

Подъём "ёлочкой".

Торможение и поворот упором.

Прохождение дистанции 3 км.

Игры: "Остановка рывком", "Эстафета с передачей палок", "С горки на горку" и др.

Одновременный одношажный ход.

Подъём в гору скользящим шагом.

Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Поворот на месте мхом. Прохождение дистанции 3,5 км.

Эстафета с передачей палок", "С горки на горку" и др.

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант).

Коньковый ход.

Торможение и поворот "плугом".

Прохождение дистанции 4 км.

Эстафета с передачей палок", "С горки на горку" и др.

Попеременный четырёхшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Преодоление контруклонов.

Прохождение дистанции 4 км.

Горнолыжная эстафета с преодолением препятствий и др.

Основы знаний

Терминология лыжных ходов. Правила и организация проведения соревнований по лыжным гонкам. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка инвентаря, одежды, места занятий. Помощь в судействе.

*-уровень физической подготовленности учащихся в приложении 1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА 10-11 КЛАССОВ

Основы знаний о физической культуре, умения навыки

Социокультурные основы

10 класс. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение.

11 класс. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.

Психолого-педагогические основы

10 класс. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов. Способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.

11 класс. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых мероприятиях. Способы регулирования массы тела.

Медико-биологические основы

10 класс. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы. Организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.

11 класс. Особенности техники безопасности и профилактики травматизма, профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Вредные привычки, причины возникновения и пагубное влияние на здоровье.

Приёмы саморегуляции

10-11 классы. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировка.

Баскетбол

Основная

направленность

X-XI классы

Юноши

Девушки

На совершенствование техники передвижений, остановки, поворотов, стоек

На совершенствование ловли и передач мяча

На совершенствование техники ведения мяча

На совершенствование техники бросков мяча

На совершенствование техники защитных

действий

На совершенствование техники перемещений, владение мячом и развитие кондиционных и координационных способностей

На совершенствование - тактики игры

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

Варианты ловли и передач мяча без

сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях)

Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание)

Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и овладения мячом

Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите

Игра по упрощенным правилам баскетбола

Игра по правилам

Основы знаний

Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозировка нагрузки при занятиях баскетболом.



Волейбол

Основная

направленность

X-XI классы

Юноши

Девушки

На совершенствование техники передвижений остановок, поворотов и стоек

На совершенствование техники приема и передач мяча

На совершенствование техники подач мяча

На совершенствование техники нападающего удара

На совершенствование техники защитных действий

На совершенствование тактики игры

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Комбинации из освоенных элементов

техники передвижений

Варианты техники приема и передач мяча

Варианты подач мяча

Варианты нападающего удара через сетку

Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка

Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите

Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам



Футбол

На совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек

На совершенствование техники ударов по мячу и остановок мяча

На совершенствование техники ведения мяча

На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей

На совершенствование техники защитных действий

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений

Варианты ударов по мячу ногой и головой без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты остановок мяча ногой, грудью

Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владение мячом

Действие против игрока без мяча и с мячом (выбивание, отбор, перехват)


На совершенствование тактики игры

На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей

Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите

Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам



Гимнастика

Основная направленность

X-XI классы

Юноши

Девушки

На совершенствование строевых упражнений


На совершенствование общеразвивающих упражнений без предметов

На совершенствование общеразвивающих упражнений с предметами

На освоение и совершенствование висов и упоров


На освоение и совершенствование акробатических упражнений


Пройденный материал в предыдущих классах. Повороты в движении кругом. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении

Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении

С набивными мячами (весом до 5 кг), гантелями (до 8 кг), гирями (16 и 24 кг), штангой, на тренажерах, с эспандерами

Пройденный материал в предыдущих классах. Подъем в упор силой; вис согнувшись, прогнувшись, сзади; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, угол в упоре, стойка на плечах из седа ноги врозь. Подъем переворотом, подъем разгибом до седа ноги врозь, соскок махом назад

Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Переворот боком; прыжки в глубину, высота 150-180 см. Комбинации из ранее освоенных элементов



Комбинации упражнений с обручами, булавами, лентами, скакалкой, большими мячами

Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; толчком двух ног вис углом. Равновесие на нижней упор присев на одной ноге, махом соскок

Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее изученных элементов

На развитие координационных способностей

Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений

Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Упражнения на батуте, подкидном мостике, прыжки в глубину с вращениями. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. Ритмическая гимнастика

На развитие силовых способностей и силовой выносливости

Лазание по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног на скорость. Лазание по шесту, гимнастической лестнице, стенке без помощи ног. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, со штангой, гирей, гантелями, набивными мячами

Упражнения в висах и упорах, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами в парах

На развитие скоростно-силовых способностей

На развитие гибкости

Знания

Самостоятельные занятия

На овладение организаторскими умениями

Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, метания набивного мяча

Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных суставов. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами

Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение, воспитание волевых качеств. Особенности методики занятий с младшими школьниками

Программы тренировок с использованием гимнастических снарядов и упражнений

Выполнение обязанностей помощника судьи и инструктора занятий с младшими школьниками













Лёгкая атлетика

Основная направленность

X-XI классы

Юноши

Девушки

На совершенствование техники спринтерского бега

На совершенствование техники длительного бега

На совершенствование техники прыжка в высоту с разбега

На совершенствование техники метания в цель и на дальность

На развитие выносливости

На развитие скоростно-силовых способностей

Высокий и низкий старт до 40 м Стартовый разгон.

Бег на результат на 100 м Эстафетный бег

Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин

Бег на 3000 м

Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега

Метание различных снарядов в горизонтальные и вертикальные цели с расстояния 18-20 м

Метание различных снарядов на дальность с разбега

Длительный бег, кросс, бег с препятствиями, бег с гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка

Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных исходных положений, толкание ядра, набивных мячей, круговая тренировка

15-20 мин Бег на 2000 м



12-14 м

На развитие скоростных способностей

На развитие координационных способностей


Знания


Самостоятельные занятия

На совершенствование организаторских умений

Эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов

Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, барьерный бег, прыжки через препятствия и на точность приземления, метание различных. предметов из различных исходных положений в цель и на дальность обеими руками

Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний. Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Виды соревнований по легкой атлетике и рекорды

Тренировка в оздоровительном беге, для развития и совершенствования основных двигательных способностей

Выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками

Лыжная подготовка

Основная направленность

Классы

X

XI

На освоение техники лыжных ходов

переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Прохождение дистанции 5 - 6 км (юноши), 3 - 5 км (девушки).

Переход с хода на ход в зависимости от условий и состояния лыжни; спуски с гор в высокой, средней и низкой стойках; обгон и финиширование; прохождение дистанции до 5 км (девочки); до 8 км (мальчики).

Основы знаний

Основы биомеханики лыжных ходов. Влияние лыжной подготовки на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий лыжной подготовки. Самоконтроль на занятиях лыжной подготовки.

Катание на коньках

Основная направленность

Классы

X

XI

На освоение техники катания на коньках

Обучать основам техники катания на коньках и закреплять движения, уже имеющиеся у учащихся;

-обучать технике отталкивания на одном, поочередно на двух коньках в катании по прямой;

- обучать технике катания по кругу;

- обучить сочетанию отталкивание со скольжением на одном, на другом коньке, на двух вместе, соблюдая при этом правильную посадку, постановку коньков;

-обучить технике поворотов и торможению.

Основы знаний

Как вести себя на льду.

При каком температурном режиме можно заниматься.

Как правильно падать.

Как оказать помощь при травме.

*-уровень физической подготовленности учащихся в приложении 1

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Данный раздел программы объединяет содержание внеклассных форм физического воспитания. Содёржание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста школьников.

Количество спортивных секций и кружков по предложению учителей физической культуры определяется администрацией лицея.

Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить детей к регулярным тренировкам.

Примерное содержание занятий.

Спортивные секции.

Специальная подготовка и освоение техники отдельных видов спорта.

Баскетбол. Стойки, передвижения, остановки; передачи и ловля мяча; ведение мяча правой и левой рукой; бросок мяча одной и двумя руками с места и в движении; индивидуальные и групповые атакующие и защитные действия; двусторонняя игра.

Волейбол. Стойка игрока; передвижения; верхняя передача мяча; нижняя подача; прием снизу; прямой нападающий удар; блокирование; индивидуальные и групповые атакующие и защитные действия; двусторонняя игра.

Футбол. Удары по неподвижному и катящемуся мячу; удары внутренней стороной стопы; внутренней и средней частью подъема; остановка катящегося мяча внутренней стороной столы, передней частью подъема и подошвой, ведение мяча носком и наружной стороной стопы; ловля и отбивание мяча вратарем; двусторонняя игра.

«Перестрелка». Стойка, передвижения; остановка; передача мяча двумя и одной рукой на месте и в движении; ловля мяча двумя руками; бросок мяча правой и левой рукой; финты; тактическая подготовка; двусторонняя игра.

Легкая атлетика. Низкий старт; медленный бег; бег на скорость; передача эстафетной палочки в зоне 20 метров на прямой и на поворотах; кросс до 1,5 км.


ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ И СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В эту часть программы включено содержание общелицейских физкультурно-массовых и спортивных мероприятий; ежегодных дней здоровья и спорта, внутрилицейских соревнований, физкультурных праздников.

Цель этих мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и разными видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.

Примерное содержание занятий.

Дни здоровья и спорта включают в себя массовые и показательные выступления, конкурсы, соревнования по видам физических упражнений, включенных в настоящую программу, и другие мероприятия активного отдыха.

Подвижные игры и соревнования по видам физических упражнений, включенных в программу (в классах, параллелях, между школами и др.).

Спортивные праздники. Аттракционы, соревнования по специальным программам и др.

Спартакиады. Городская спартакиада по 13 видам спорта. Туристические слеты и др.

Выполнение рабочей программы должно обеспечить необходимый объем двигательной активности учащихся.

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011. - 48с.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования // Серия стандарты второго поколения.

  3. standart.edu.ru

  4. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П.Матвеева. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.П.Матвеев. - М.: Просвещение, 2011. - 63 с.

  5. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.П.Матвеева 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / А.П. Матвеев.- М.: «Просвещение,», 2012.- 137 с.

  6. Физическая культура. Средняя школа: базовый и профильный уровни. Программы /Авт.-сост. А.П. Матвеев./-М.: Просвещение, 2008.- 142 с.

  7. Настольная книга для учителя физической культуры /Авт.-сост. Г.И.Погодаев/-М.: ФиС, 2000.- 496 с.

  8. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / Лях В.И./ - М.: АСТ, 1998. - 271 с.

  9. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. Серия: Библиотека учителя физической культуры. /В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий/-М.: Владос, 2002.-176 с.

  10. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре /Авт.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова./ - М.: Дрофа, 2000.-160 с.

  11. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект: Книга для педагога /Ю.А. Янсон/ - М.: Феникс, 2009.- 635 с.

  12. Физическое воспитание в школе: Практические советы преподавателям/С.Г. Арзуманов/ -М.: Феникс, 2009. - 443 с.

  13. Примерная программа для средних общеобразовательных школ: Физическая культура - основа здоровьесберегающей технологии обучения. / Авт.-сост. А.Н. Шалгин/- Йошкар-Ола: МИО, 2003. - 32 с.



© 2010-2022