Опыт работы: Формирование мотивации в здоровом образе жизни посредством внедрения элементов туризма

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тарасова Юлия Александровна

На современном этапе развития нашего общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.

На основании программы Правительства Белгородской области развития школьного туризма для обучающихся Белгородской области «Моя Родина - Россия. От родного Белогорья - к святыням Отчизны» 2008-2011 года одной из главных задач, поставленной перед школой на уроках физической культуры является не только развитие физических качеств, но самое главное формирование мотивации к ведению здорового образа жизни обучающихся.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов» города Шебекино Белгородской области расположена в жилом микрорайоне города Шебекино. В школе обучается более 700 детей.

Педагогический коллектив школы на протяжении всех лет её существования систематически и целенаправленно работает над формированием у обучающихся потребности к занятиям физической культурой.

Ученики школы регулярно становятся призёрами и победителями городских, районных, областных всероссийских соревнований по спортивному туризму и соревнованиях по линии МЧС.

В последние годы наметилась устойчивая тенденция к уменьшению количества детей, регулярно посещающих школьные кружки и секции. Более 60% детей посещают только уроки физической культуры.

В связи со сложившейся обстановкой в мае 2010 года среди обучающихся школы было проведено анкетирование целью которого стало выявление уровня мотивации к ведению здорового образа жизни.

В этой анкете обучающимся предлагалось выразить свое отношение к занятиям физической культурой и спортом; оценить в баллах (от 1 до 5) свое согласие с каждым из утверждений (приложение 1).

Анкетирование, проведенное среди учащихся, показало, что у 42% обучающихся 2-11 классов недостаточно сформирована система мотивов, побуждающих к физкультурной деятельности, они не понимают важности сохранения своего здоровья, им кажется, что они хорошо себя чувствуют и не нуждаются в дополнительных занятиях физкультурой, у 52% - выявлен средний уровень мотивации, у 5% - высокий.

В ходе анализа полученных результатов анкеты возникла необходимость активизации работы школы по формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой, начиная с начальной школы.

Актуальность опыта.

Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, «Всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему». Тем более в современном обществе проблемы сохранения здоровья становятся особенно актуальными в образовательной области. Ведь через школу проходит все население страны, в школе дети проводят больше времени в течение дня. Фундамент здоровья закладывается в детстве.

Исходя из вышесказанного, возникает потребность в разработке новых элементов на занятиям физической культурой.

Данный опыт направлен на решение противоречий

  1. между распространенным малоподвижным образом жизни обучающихся и возросшими требованиями к укреплению и сохранению здоровья,

  2. и между пренебрежительным отношением отдельных школьников к занятиям физической культуры и необходимостью в формирования положительной мотивации к ведению здорового образа жизни.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом велась в течение 3 лет и проходила в 3 этапа констатирующий - в этом этапе обнаруживалась проблема, и выявлялся уровень мотивации у обучающихся, на втором этапе - формирующем - была проведена апробация методов и приемов ведения урока, диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен - единая система «урок - внеурочная деятельность».

Данный опыт может быть реализован в образовательных учреждениях, работающих по различным образовательным программам в области физической культуры, в системе работы с обучающимися разных возрастных групп,


Туристско-краеведческая деятельность интегрирует в себе все основные педагогические процессы. В ней значительно быстрее идёт социализация личности, реализуется большинство принципов воспитания, ориентированных на развитие социально активной, духовно богатой, нравственно и физически здоровой личности.

Школьный туризм позволяет одновременно осуществлять шесть составляющих педагогического воздействия -

  1. обучение,

  2. воспитание,

  3. развитие,

  4. оздоровление,

  5. профессиональная ориентация,

  6. социальная адаптация учащихся.

Он всё чаще используется как средство активного отдыха, способствующее гармоничному развитию личности, укреплению здоровья, повышению культурного уровня человека.

В связи с этим целью опыта является создание наиболее благоприятных условий для формирования устойчивой мотивации у обучающихся общеобразовательных учреждений к занятиям физической культурой на уроках и во внеурочной деятельности посредством туризма.

Задачи:

1. Воспитывать познавательный интерес к занятиям физической культурой;

2. Способствовать формированию у обучающихся мотивации к ведению здорового образа жизни;

3. Способствовать средствами туризма повышению результативности на уроках физической культуры, во внеурочной деятельности;

Туризм - спортивная деятельность, которая открывает большие возможности для приобретения жизненно важных знаний, умений и навыков. В настоящее время накоплен большой опыт по туристской подготовке в системе дополнительного образования. Однако в программы по физической культуре для общеобразовательных школ в урочную систему спортивный туризм не включен. Данное положение многие специалисты объясняют тем, что в школе отсутствует туристское оборудование, а также недостаточно разработано программно - методическое обеспечение, необходимое для ведения туризма на уроках физической культуры.

В нашей школе такое оборудование есть, поэтому в вариативную часть рабочей программы включен раздел по туризму, каждый год ему отводится по 9 часов.

Уроки туризма проводятся в конце третьей четверти, с условием первые четыре урока - в спортивном зале, остальные на спортивной площадке. Такой способ проведения уроков позволяет эффективно изучить разделы программы в спортивном зале, а затем отработать приобретенные умения на площадке.

Урок является основной формой работы по формированию мотивации в ведении здорового образа жизни в школе. Поэтому перед учителем стоит задача заинтересовать ребенка так, чтобы он шел на урок с удовольствием. Деятельность обучающихся необходимо организовать таким образом, чтобы на каждом этапе урока каждому ученику было интересно, для этого разработана система уроков по спортивному туризму. Внедрение элементов туризма начинается со второго класса.

Для успешной реализации раздела в программе выделены следующие основные темы по туристско-спортивной деятельности:

  1. основы туризма,

  2. обучение преодоления препятствий в походе,

  3. ориентирование на местности,

  4. подготовка к походу.

Содержание образования начинается со знакомства во 2 класе с основами спортивного туризма. Данная тема знакомит обучающихся с историей развития туризма, правилами поведения туристов, техникой безопасности на уроках. Расскрываюся специальные понятия, характерные для специфики туризма, с которыми им часто придётся сталкиваться: переправы, маятник, самостраховка, карабины, перила.

Кроме теоретических тем, на каждом уроке важно уделять внимание вопросам воспитания нравственных качеств, таких как взаимоотношения в коллективе, взаимопомощь, ответственность при выполнении своих обязанностей и т.д. Опыт показывает, что наиболее эффективными для воспитания таких качеств являются коммуникативные туристские задания, которые позволяют ученикам, с одной стороны, попробовать свои силы в чем-то новом, с другой - способствуют установлению контактов между ними посредством выработки общего смысла выполняемой командной деятельности. Например задание укладка рюкзака, написание списка личных вещей, шумная река, болото.

Раздел «Обучение преодолению препятствий в походе» знакомит школьников с простыми, а также сложными туристскими препятствиями, которые могут встречаться в походе.

Обучение следует начинать с преодоления простых препятствий без использования туристского снаряжения. Это могут быть переправа по бревну без перил, кочки, гать, переправа маятником, мышеловка, верёвочный лабиринт, узлы.

Если в школе позволяют условия и имеется в наличии необходимое туристское оборудование, то возможно включение и более сложных заданий, таких как преодоление по качающемуся бревну, по параллельной и навесной переправе, лазанье по скалодрому. Однако для, организации данных заданий потребуется качественное снаряжение и оборудованный спортивный зал со специальными крепежами для крепления перильных верёвок, страховочных петель, «скальных» зацепок.

Раздел «Ориентирование на местности» учит работать с картой и компасом, формируя необходимые каждому туристу умения - чтение топографических знаков, ориентирование карты, движение азимутом.

Занятие по данному разделу эффективнее проводить как смешанный теоретико-практический урок, на котором сначала изучаются теоретические темы, такие как устройство компаса, топографические знаки, а затем отрабатываются на практической части. Обязательным является проведение мини-соревнований по спортивному ориентированию, где обучающиеся смогут продемонстрировать полученные на уроке знания.

При изучении раздела «Подготовка к походу» у школьников необходимо сформировать первоначальные туристские умения по организаций быта в полевых условиях: разведение костра, установка палатки,укладка рюкзака, организация бивуака и обеденного привала.

Содержание материала для обучающихся 2-4 классов предполагает обучение технике преодоления простейших препятствий кочки, гать, маятник, мышеловка, бревно сперилой. Обучающиеся должны знать правила поведения и технику безопасности в туризме, умение правильно, укладывать рюкзак, устанавливать палатку, вязать узлы проводник, восьмерка, применять их повседневной жизни, командно взаимодействовать в эстафетах.

Содержание материала для обучающихся 5 классов предполагает при наличии в школе необходимого снаряжения обучение технике преодоления туристских этапов со специальным туристским снаряжением бревно, параллельная переправа, навесная, маятник. Обучающиеся должны знать правила поведения и технику безопасности в туризме; осуществлять выбор места для привала, разжигать костёр, вязать узлы «Встречный», «Шкотовый», «Схватывающий», «Булинь», применять их в повседневной жизни; командно взаимодействовать в эстафетах и соревнованиях.

Уметь преодолевать различные препятствия в туристском походе важно, но не менее важно юным туристам знать, как грамотно и быстро организовать свой быт, правильно ориентироваться в походе, вязать туристские узлы, оказывать первую доврачебную помощь и т.д.

Такие знания можно сформировать в ходе бесед и лекций, однако всегда интереснее попробовать самим установить настоящую палатку, собрать рюкзак и сориентировать карту по компасу, а еще лучше, если это будет в виде соревновательных заданий, спортивных эстафет. В таких заданиях учитель образовывает новые смешанные команды, где будущие туристы не только отрабатывают полученные умения и навыки, но и приобретают практический опыт взаимоотношений, учатся в ходе выполнения командных заданий помогать, уважать и уступать друг другу.

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, поэтому наиболее целесообразно проводить уроки с помощью игрового и соревновательного метода.

Кроме того, игры решают ряд воспитательных задач. Например, в предлагаемых заданиях побеждают не всегда те, у кого лучше физическая подготовка, а те команды, в которых более слаженная дисциплина, где умеют слушать капитана и чётко выполнять его требования, быстро принимать правильные тактические решения и также быстро их реализовывать.

Во внеурочной деятельности для создания условий мотивации к занятиям учитель использует: валеологическое просвещение учащихся и их родителей; походы выходного дня; к, применение игрового метода на теоретических занятиях.

Валеологическое просвещение учащихся и их родителей обычно происходит на общешкольных родительских собраниях, где освещаются вопросы, связанные с состоянием здоровья учащихся, условиями его сохранения и укрепления, с обучающимися следует проводить беседы о здоровом образе жизни, а с целью более наглядного представления о здоровом образе жизни используются компьютерные презентации, а также фильмы. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к занятиям, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.

Походы выходного дня. В теплое время года (весна, осень) на выходных следует проводить походы выходного дня, на которых в ненавязчивой форме проводятся занятия на веревках, происходит обучение узлам, чередуя это со спортивными играми. Обучающиеся с удовольствием ходят на такие занятия. Такие походы формируют у детей коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручку.

Применение игрового метода на теоретических занятиях. Каждая занятие начинается с теории, где в игровой форме дети изучают знаки спортивных карт, узлы, учатся работать с компасом и картой. Для занятий создается различный методический материал (кроссворды, рисунки из спортивных знаков).

На протяжении всего учебного года в школе проводятся соревнования с элементами туризма: сентябрь, май - туристический слет, осенние каникулы - ориентирование по микрорайону школы, зимние каникулы - ориентирование в закрытых помещениях, для чего вычерчена карта спортивного зала, школы и микрорайона, туристские викторины - в течение года.


Результативность опыта можно проследить по данным диагностики, полученным в течение трех лет. Мониторинговые данные отслеживались по среднестатистическим показателям со 2 по 5 класс. Для определения результативности опыта были выделены критерии:

- определение познавательного интереса к занятиям физической культурой;

- определения формирование уровня мотивации у обучающихся к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой, спортом;

- результативность занятиями физической культурой и спортом.

Для определения познавательного интереса к занятиям физической культурой была использована анкета «Отношение обучающихся к занятиям физической культурой и спортом», состоящую из 5 вопросов:

1. Нравятся ли тебе уроки физкультуры?

2. Чем бы ты хотел заниматься на уроках физкультуры?

3. Занимаешься ли ты в спортивной секции?

4. Считаешь ли ты урок физической культуры таким же важным, как и все остальные?

5. Как ты относишься к занятиям физической культурой и спортом?

Полученные результаты анкетирования показывают, что у большинства обучающихся 2 (5) «Б» класса на контрольном этапе повысился уровень сформированности мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Было установлено, что в ответах на первый вопрос: «Нравятся ли тебе уроки физкультуры?» - динамика положительных ответов практически осталась на прежнем уровне.

На второй вопрос «Чем бы ты хотел заниматься на уроках физической культуры?» удовлетворенность содержанием уроков физической культуры в 2011-2012 учебном году высказали 88 % обучающихся по сравнению с 63% с 2009-2010 учебного года.

В третьем вопросе «Занимаетесь ли вы в спортивной секции?» отслеживается тенденция к увеличению числа обучающихся занимающихся в спортивных секциях от 27% в 2009-2010 учебном году до 76 % в 2011-2012 учебном году.

В ответах на четвертый вопрос «Считаешь ли ты урок физической культуры таким же важным, как и все остальные?» важность уроков физической культуры, по сравнению с остальными предметами, отметили 80 % обучающихся в 2011-2012 учебном году по сравнению с 57 % в 2009-2010 учебном году.

На пятый вопрос «Как ты относишься к занятиям физической культурой и спортом?» положительно ответили 75% и 90 % обучающихся в 2009-2010 и 2011-2012 учебных годах.

Из этого можно сделать вывод что, для обеспечения эффективности физкультурной и спортивной деятельности следует изучать мотивы и на основе полученных результатов формировать необходимые мотивационные комплексы по их развитию (таблица 1).

Для определения формирования уровня мотивации у обучающихся к ведению здорового образа жизни, занятиям физической культурой, спортом обучающимся предлагалось ответить на анкету «Оценка мотивации обучающихся к занятиям физической культурой». В ней обучающимся предлагалось выразить свое отношение к занятиям физической культурой и спортом; оценить в баллах (от 1 до 5) свое согласие с каждым из утверждений.

Результаты исследования выраженности мотива в 2011-2012 учебном году показали, что: «положительные эмоции» (87 %) и «самосохранение здоровья» (75 %) повысились и имеют у большинства обучающихся класса высокую степень выраженности по сравнению с 2009-2010 учебном годом (на начальном этапе) 53% и 46% соответственно. Такие мотивы, как «приобретение практических навыков» (62 %) и «внутренний мотив к здоровому образу жизни» (57 %) - среднюю степень выраженности по сравнению с 2009-2010 годом, где показатели были 46% и 43%, а «самосовершенствование» (35 %) с низкой повысилась до средней 52%.

Исходя из полученных данных, можно констатировать, что у большинства обучающихся класса повысилась система мотивов, побуждающих к физкультурной деятельности (рисунок 1).

Результативность занятиями физической культурой и спортом можно отследить по следующим показателям:

- достижения обучающихся на олимпиадах по физической культуре и результативность выступлений на соревнованиях муниципального и регионального уровней (таблица 2);

- количеству выполненных спортивных разрядов (рисунок 2).

С 2009 по 2012 года обучающиеся показали следующие результаты на соревнованиях различных уровней:

№ п\п

Название соревнований

Ф.и. призеров

Место

11

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по физической культуре 2012 г

Азаров Денис, Мартынова Юлия

1 место

1 место

22

Областные соревнования по спортивному ориентированию «Памяти друзей», 2012 г

Литвинов Михаил



1 место

33

Областные соревнования по спортивному ориентированию «Сацепдус», 2012 г

Азаров Денис

3 место

44

Районный туристский слет (младшая группа), 2012 г

Азаров Денис, Литвинов Михаил, Мартынова Юлия

1 место

55

Районный туристский слет (младшая группа), 2012 г

Жихарев Егор, Рубаков Илья

2 место

66

Первенство г. Шебекино по спортивной акробатике, 2011 г

Колтун Яна

2 место

7

Областные соревнования по спортивному ориентированию «Кубок мэра - 2012», 2012 г

Литвинов Михаил



1 место

В 2011-2012 учебном году класс стал победителем районного конкурса «Самый спортивный класс».

В 2009-2010 учебном году был присвоен 1 юношеский спортивный разряд (Колтун Яна - спортивная акробатика).

В 2010-2011 учебном году, было присвоено 3 юношеских спортивных разряда (Жихорев Егор - спортивное ориентирование, Азаров Денис - спортивное ориентирование и туризм).

В 2011-2012 учебном году было присвоено 7 юношеских спортивных разрядов (Литвинов Михаил - спортивный туризм и спортивное ориентирование, Мартынова Юлия - спортивный туризм и спортивное ориентирование, Сергеева Екатерина - спортивная акробатика, Рубаков Илья - спортивное ориентирование, Азаров Денис - спортивное ориентирование).

Данный опыт имеет главное преимущество - достижение устойчивой мотивации к достижению более высоких результатов.

А самым главным достижением работы стало увеличение числа не равнодушных обучающихся. Нет детей, которые «забыли» форму или просто прогуляли урок. Учащиеся с радостью посещают спортзал, тренажерный зал, и не только на уроке, но и в свободное время.

8


© 2010-2022