- Преподавателю
- Физкультура
- Методическая разработка. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ
Методическая разработка. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михайлина Н.Ф. |
Дата | 04.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
22
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Восточно-Казахстанский Государственный Технический Университет им. Д. Серикбаева
Штанько Н.И.
Физические упражнения в парах
Методическое указание по дисциплине «Физическая культура»
для преподавателей физической культуры и учащихся колледжей
Усть-Каменогорск 2011
УДК 796
Штанько Н.И. Методические указания по подготовки учащихся на уроках физической культуры.
Методические указания предназначены для преподавателей физической культуры и учащихся при проведении уроков в IT колледжа ВКГТУ всех специальностей.
Утверждено на заседании ЦМК физического воспитания и НВП
Протокол № 8 от 23. 04. 11.
@Восточно-Казахстанский
государственный
технический
университет
им. Д. Серикбаева,
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Особенности методики проведения упражнений. 4
2 Физические качества организма. 5
2.1 Сила 5
2.2 Гибкость тела. 5
2.3 Ловкость. 6
2.4 Быстрота и выносливость. 6
3 Обучение учащихся упражнениям в парах 7
3.1 Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. 9
3.2 Упражнения в сопротивлении. 13
3.3 Упражнения для мышц спины и шеи. 19
Список литературы 24
ВВЕДЕНИЕ
Значение парных упражнений с поддержкой, активной помощью или сопротивлением партнера трудно переоценить. Они значительно расширяют возможности воздействия на организм занимающихся, намного повышают интенсивность занятий, а главное, содействуют воспитанию взаимной координации движений. К тому же эти упражнения очень эмоциональны и в значительной мере повышают интерес к занятиям. Многие из них имеют большое прикладное значение.
Парные упражнения успешно применяются в занятиях со школьниками и учащимися профессионально-технических училищ, со студентами колледжей и вузов, в тренировках спортсменов, в специальной подготовке воинов, в группах атлетической гимнастики и группах здоровья. Выполняя их в часы досуга, молодежь с удовольствием соревнуется в силе, ловкости, быстроте.
Методическая разработка предназначена для широкого круга читателей - тренеров, преподавателей, инструкторов и лиц, самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом.
Общеразвивающие упражнения применяются в форме комплексов, состоящих из серий упражнений, для решения следующих частных задач:
-
развитие силы мышц;
-
развитие гибкости тела (подвижности суставов);
-
воспитание умения регулировать напряжение и расслабление отдельных групп мышц;
-
развитие быстроты мышечных сокращений;
-
совершенствование координации движений;
-
специальная подготовка к овладению более сложными двигательными навыками (спортивными, трудовыми и пр.);
-
общее физическое развитие и повышение жизнедеятельности организма занимающихся;
-
формирование правильной осанки.
1 ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ
Упражнения всех разделов сгруппированы по анатомическому признаку: для мышц рук и плечевого пояса, для мышц туловища, для мышц ног, для мышц всего тела. Конечно, это деление условно; речь идет о преимущественном воздействии на соответствующие мышечные группы, так как при выполнении многих упражнений участвует значительное число и других мышц. Также условна группировка упражнений для развития физических качеств: силы, гибкости, ловкости и пр. В данном случае воздействие упражнений в значительной степени определяется методической направленностью. Но об этом речь пойдет ниже.
В каждой группе отдельно выделены упражнения в сопротивлении, которым свойственна определенная специфика выполнения и проведения. Они предназначены, главным образом, для развития силы и силовой ловкости - умения проявлять максимальные усилия или точно рассчитанные по интенсивности. Работа мышц может протекать в различном режиме: статическом и динамическом (преодолевающего или уступающего характера).
Сходство отдельных исходных положений упражнений разных групп чисто внешнее. В заданиях в работе могут участвовать совершенно разные группы мышц, да и характер их работы будет иной.
В парных упражнениях роль партнеров различна. В одном случае оба выполняют совершенно одинаковые по форме и характеру движения, зеркально или одноименными частями тела; в другом случае партнер оказывает помощь, поддержку или сопротивление основному исполнителю.
В записи партнер, выполняющий основные действия, считается первым, а его напарник вторым. Вначале указывается исходное положение (и. п.), а затем следует описание действий обоих партнеров. К некоторым упражнениям даются краткие методические указания, раскрывающие наиболее существенные их стороны: форму и характер движений, темп, последовательность изучения и варианты выполнения.
Подбирать упражнения следует в зависимости от задач, поставленных перед занятием. В одном случае нужно развить силу, в другом - гибкость, в третьем - ловкость и т. д. В зависимости от этого внимание акцентируется на соответствующих упражнениях. Если речь идет об общей физической подготовке, то в комплекс подбираются разные упражнения, оказывающие всестороннее воздействие на организм занимающихся.
В связи с тем, что эффективность упражнений в конечном итоге зависит от методики их проведения, необходимо остановиться на некоторых особенностях применения упражнений.
2 ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗМА
2.1 Сила
Сила - это способность мышц выполнять определенную работу. Она характеризуется степенью их напряжения. Чем 'большее количество мышечных волокон сокращается под влиянием нервных импульсов, тем большую силу развивает мышца. Человеку нужна разумная сила, точно рассчитанная, экономная. Поэтому, развивая силу, следует в первую очередь воспитывать способность управлять степенью напряжения и расслабления мышц. Сколько видов силы, столько и режимов работы: динамический (силовой, скоростной скоростно-силовой) и статический. Существуют и такие понятия, как силовая ловкость и силовая выносливость. Правила применения упражнений на силу:
-
предварительно проделать несколько простых упражнений, чтобы разогреть организм и подготовить мышцы к работе;
-
нагрузку увеличивать постепенно;
-
варьировать режим работы мышц; например, в упражнениях в сопротивлении давать работу и уступающего и преодолевающего характера, менять интенсивность, темп движений и пр.;
-
упражнения на силу сочетать с упражнениями на расслабление и растягивание.
2.2 Гибкость тела
Его подвижность, способность выполнять движения с большим размахом, по большой амплитуде. Она зависит от того, как устроен сустав, как укреплены связки, какой силой и эластичностью обладают мышцы, производящие движение в этом суставе.
Гибкость нужно развивать параллельно с силой и умением произвольно расслаблять мышцы. Во всех движениях «до предела» одни мышцы (синергисты) должны активно сократиться, а противоположные (мышцы-антагонисты) растянуться. Но хорошо растянуть мышцу можно только при наименьшем напряжении мышечных волокон.
Гибкость бывает общая и специальная, активная и пассивная, динамическая и статическая. Для ее развития целесообразно применять: маховые движения, выполняемые по большой, постепенно увеличивающейся амплитуде; повторные пружинящие движения, выполняемые «на пределе»; удержание позы в конечном положении. Самозахваты, активная помощь партнера, дополнительная опора о снаряд и применение отягощений (набивной мяч, вес партнера) значительно увеличивают эффективность упражнений на гибкость.
Правила применения упражнений на гибкость:
-
предварительно хорошо разогреть мышцы, выполнив вначале серию обычных общеразвивающих упражнений;
-
амплитуду движений увеличивать постепенно, избегая слишком резких движений;
-
помощь оказывать осторожно;
-
прекращать выполнение упражнения при появлении ощущения легкой болезненности.
Польза от данных упражнений тем больше, чем длительнее и чаще они применяются.
2.3 Ловкость
Сложное, комплексное качество, определяемое как «способность овладевать двигательными координациями, преобразовывать их и переключаться от одних, точно координированных действий к другим в соответствии с требованиями меняющейся обстановки». Быть ловким - значит, научиться управлять своими движениями: хорошо ориентироваться в пространстве и во времени, подчинять работу мышц заданному темпу и ритму, точно дифференцировать величину мышечных усилий, уметь сочетать движения различными частями тела, сохранять равновесие.
Первое условие для воспитания ловкости - сознательное и активное отношение к выполняемым упражнениям. Необходимо каждый раз ставить новые конкретные задания и контролировать результат выполнения. Например, выполнять движения по заданной амплитуде, в определенном направлении, делать одно и то же упражнение с различной скоростью или с постепенным ускорением и замедлением. При выполнении парных упражнений это требование усложняется необходимостью строго подчинять и согласовывать свои движения с движениями партнера. На это следует обратить самое серьезное внимание, особенно в упражнениях с взаимосогласованными усилиями: в «зеркальных» и разноименных упражнениях, исполняемых с различными захватами, в упражнениях со скакалкой и в сопротивлении. В упражнениях с перебрасыванием набивного мяча при одном и том же способе броска задания можно варьировать, меняя расстояние между партнерами, указывая угол вылета и траекторию полета мяча.
Правила применения упражнений для воспитания ловкости:
-
разнообразить и постепенно усложнять задания;
-
выполнять все упражнения одинаково хорошо в левую и правую сторону, левой и правой рукой (ногой);
-
строго следить за точностью движений (в данном случае особенно важен взаимный контроль и самопроверка действий).
2.4 Быстрота и выносливость.
Следует остановиться еще на двух качествах - быстроте и выносливости, воспитанию которых необходимо уделять большое внимание.
Под быстротой понимают следующие скоростные качества: быстрота реакции, быстрота одиночного движения, максимальная частота движений. Выносливость - это способность к длительному выполнению упражнений без снижения их качества (точности, силы, быстроты и пр.). Выносливость бывает общая и специальная, присущая определенному виду деятельности. Следует знать, что при развитии выносливости нагрузка регулируется:
-
подбором (содержанием) упражнений;
-
количеством упражнений в комплексе;
-
числом их повторений или увеличением времени сохранения статических поз;
-
интенсивностью (скоростью) движений;
-
изменением исходных положений;
-
длительностью пауз между упражнениями;
-
характером отдыха (например, выполнением упражнений на расслабление).
Все физические качества тесно связаны между собой, и развивать их надо параллельно. Эффект упражнений зависит от того, насколько правильно они выполняются. Поэтому исключительно важное значение имеют своевременно сделанные указания и замечания.
Систематически надо напоминать занимающимся об осанке, о согласовании движений с дыханием, указывая моменты вдоха и выдоха. После упражнений, выполняемых с задержкой дыхания, натуживанием, то есть с нарушением его ритма (например, упражнения на сопротивление), целесообразно давать упражнения на расслабление с глубоким дыханием.
3 ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ УПРАЖНЕНИЯМ В ПАРАХ
Упражнения в парах всегда выполняются очень эмоционально. Положительные эмоции вполне естественны, но они могут быть причиной шума, баловства и дезорганизации занятий. Невнимательное отношение к объяснениям и замечаниям руководителя и нарушение установленных правил выполнения упражнений иногда могут привести к травмам. Поэтому первое обязательное условие проведения парных упражнений - четкая организация и разумная дисциплина, основанные на точном соблюдении всех команд, распоряжений и указаний преподавателя.
В организационных вопросах нет мелочей. Вот некоторые общие положения, которые следует учитывать.
Правильно подбирать партнеров. Для большей части упражнений, и в первую очередь для выполнения упражнений в сопротивлении, надо распределять партнеров по полу и подбирать в пары занимающихся примерно равных по росту, весу и силе.
Строго придерживаться принципа доступности. Предлагать занимающимся заведомо трудное по напряжению или координации упражнение, к выполнению которого они еще не подготовлены,- значит дезорганизовать учебный процесс. Постепенно подводить занимающихся к освоению новых заданий, сложные упражнения разучивать отдельно в основной части урока.
Удобно и рационально размещать занимающихся на площадке или в зале, чтобы пары не мешали друг другу при выполнении упражнений. Сразу указывать, в каких исходных положениях находятся первые и вторые номера: место, направление и пр.
Точно, понятно и достаточно подробно объяснять упражнения, а при необходимости показывать их (исходное положение, последовательность действий партнеров при этом, порядок движений и темп).
Для согласования движений и сохранения нужного темпа большую часть упражнений давать со счетом. Некоторые упражнения предлагать выполнять произвольно, например упражнения в сопротивлении, с набивным мячом. В этом случае надо подсказать рекомендуемый темп (медленный, средний, быстрый). Ясно, что упражнения типа прыжков со скакалкой со счетом давать нельзя. Подается только команда для начала и конца упражнения.
Предусмотреть смену ролей партнеров в тех упражнениях, где они выполняют движения, разные по форме и характеру.
Теперь следует сделать некоторые частные методические указания, касающиеся отдельных групп упражнений.
В упражнениях без предметов предварительно надо ознакомить занимающихся со следующими способами хватов руками: хват пальцами - обоюдный хват согнутыми пальцами; хват в «замок» - пальцы переплетены; хват за большие пальцы одноименными руками; глубокий хват - обоюдный хват за лучезапястные суставы одноименными руками; обычный хват - ладони одноименных рук друг к другу, лучезапястные суставы между указательными и средними пальцами; лицевой хват кисти ладонями одна к другой разноименными руками; плечевой хват - стоя лицом друг к другу, нижний держит верхнего за плечи, а верхний нижнего за локти.
Предлагая упражнения в сопротивлении, необходимо предупредить занимающихся, что это не соревнование. Важно приучить их действовать разумно, расчетливо дозируя усилия в соответствии с усилиями партнера. Они должны знать, что при этом воспитывается острота мышечного чувства, способность тонко дифференцировать напряжение мышц. Максимальные усилия можно применять лишь в специальных заданиях («кто кого») и в упражнениях статического характера.
Парные прыжки со скакалкой следует включать лишь после освоения всех разновидностей одиночных прыжков с вращением скакалки вперед, назад и с поворотами.
Обучение упражнениям с набивным мячом нужно начинать с приемов его ловли, так как неумение принять, метящий тяжелый мяч может привести к повреждениям пальцев и ушибам. Сначала предлагаются индивидуальные упражнения с мячом и только после этого - в парах. Постепенно увеличивается расстояние между партнерами, вес мячей и сложность заданий. Упражнения с набивными мячами требуют особого порядка и дисциплины. Беспорядочные и неточные броски могут стать причиной травм. Поэтому надо заранее определить сигналы для начала и окончания упражнений и обусловить, где должен находиться мяч после команды «Стоп!». При проведении перебрасываний одновременно двумя мячами следует указывать, кто бросает мяч по более высокой траектории, кто по низкой. Строить занимающихся надо в две шеренги лицом друг к другу.
Предлагая упражнения на гимнастической стенке, необходимо определять, на какой рейке стоять и за какую рейку (или на какой высоте) браться руками. В тех случаях, когда на гимнастической скамейке одновременно выполняют упражнения 3-5 пар, следует проверить, устойчиво ли она стоит. Если есть опасение, что скамейка будет качаться или сдвигаться с места, то лучше располагать занимающихся в шахматном порядке.
Систематическое применение парных упражнений не только повысит интерес к занятиям гимнастикой, но и будет содействовать развитию силы, гибкости и ловкости, значительно обогатит двигательный опыт занимающихся.
3.1 Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
3.1.1 Исходное положение * - стойка ноги врозь лицом друг к другу, руки вперед, упираясь ладонями в ладони партнера (можно соединить пальцы в замок или взяться лицевым хватом, рис. 1).
Одновременно согнуть руки, наклоняясь всем телом вперед. Выпрямляя руки, вернуться в и. п.
Рис. 1 Рис. 2
3.1.2 И. п.- стойка на коленях лицом друг к другу на расстоянии шага, руки согнуты вперед, упираясь ладонями в ладони партнера.
Энергично разгибая руки вперед, оттолкнуться друг от друга, пружинно наклоняясь всем телом назад, и вернуться в и. п.
3.1.3 И. п.- лицом друг к другу, второй в упоре на коленях, первый в упоре лежа, опираясь руками на плечи партнера (рис. 2).
Первый сгибает и разгибает руки. Вариант: то же, но первый становится сбоку и в упоре лежа опирается руками на спину второго.
3.1.4 И.' п.- второй лежит на спине, ноги согнуты в коленях и расставлены врозь, ступни на полу. Первый в упоре лежа со стороны ног партнера, опираясь руками о его колени.
Первый сгибает и разгибает руки.
Варианты:
-
то же, но, сгибая руки, поднимать ногу назад (поочередно);
-
то же, поднимая ногу назад при разгибании рук;
-
то же, но второй находится в упоре сидя с согнутыми ногами.
3.1.5 И. п.- первый лежит на спине, ноги врозь, руки вперед. Второй в упоре лежа со стороны ног партнера опирается руками на его руки (рис. 3).
Рис 3 Рис. 4
Первый сгибает и разгибает руки.
Варианты:
-
сгибает и разгибает руки только второй;
-
то же, но партнеры сгибают и разгибают руки поочередно в различных сочетаниях, например, сгибает руки первый, сгибает руки второй; разгибает руки первый, разгибает руки второй;
-
партнеры сгибают и разгибают руки одновременно.
3.1.6 И. п.- первый лежит на спине, ноги врозь, руки вперед. Второй в упоре лежа со стороны головы партнера опирается руками на его руки (в обычном хвате).
Сгибать и разгибать руки. Варианты те же, что в предыдущем упражнении.
3.1.7 И. п.- первый лежит на спине, ноги врозь, руки вперед. Второй, в упоре лежа, ноги врозь, опирается руками на голени первого, а своими ногами на руки партнера (рис. 4).
Одновременно сгибать и разгибать руки.
3.1.8. И. п.- первый в упоре лежа на согнутых руках, ноги врозь. Второй в приседе в ногах партнера лицом нему, взяв его за ноги у голеностопных суставов. Первый разгибает и сгибает руки, второй одновременно с ним встает и приседает, поднимая партнера за ноги, а затем опускает его в и. п.
3.1.9 И. п.- первый, в упоре лежа, ноги врозь. Второй стоит в ногах у первого лицом к нему, держа партнера за ноги (у голеностопных суставов) (рис. 5).
Первый сгибает и разгибает руки.
3.1.10 И. п.- первый, в упоре лежа, ноги врозь. Второй стоит в ногах партнера лицом к нему, держа его ноги снизу за голеностопные суставы на высоте плеч.
Первый сгибает и разгибает руки.
Рис 5 Рис. 6
3.1.11 И. п.- первый в упоре лежа сзади. Второй стоит в ногах первого лицом к нему, держа партнера за ноги (у голеностопных суставов).
Первый сгибает и разгибает руки. Вариант: то же, но второй приседает и встает вместе с партнером.
3.1.12 И. п.- первый, в упоре лежа, руки широко расставлены, ноги врозь. Второй стоит в ногах партнера лицом к нему, держа его за ноги (рис. 6).
Первый сгибает одну руку и разгибает ее; то же другой рукой (поочередно).
3.1.13 И. п.- первый, в упоре лежа, ноги врозь. Второй стоит в ногах партнера лицом к нему, держа его за ноги (у голеностопных суставов).
Передвижение вперед, поочередно переставляя руки («тачка»).
Варианты:
-
то же, двигаясь назад;
-
то же, передвигаясь в сторону или по кругу (в этом случае второй стоит на месте, поворачиваясь вслед за первым);
-
те же варианты, но передвигаясь одновременными толчками рук.
3.1.14 И. п.- первый в стойке на голове и руках, второй стоит лицом к нему (со стороны живота, спины или сбоку) и поддерживает партнера за ноги (рис. 7).
Первый, разгибая руки, переходит в стойку на руках и возвращается в и. п. Второй оказывает активную помощь или помогает сохранить равновесие.
3.1.15 И. п.- первый в упоре лежа на согнутых руках, второй в упоре лежа со стороны головы первого опирается руками на плечи партнера (рис. 8).
Рис. 7 Рис. 8
Первый разгибает и сгибает руки.
3.1.16 И. п.- стойка ноги врозь вплотную спиной друг к другу, взявшись за руки вверху.
Пружинящие движения руками вперед и назад.
Варианты:
- то же, но руки вверх - наружу;
-
то же, но руки в стороны;
-
то же, но руки в стороны - книзу;
-
то же, но руки внизу.
3.1.17 И. п. - стойка ноги врозь вплотную спиной друг к другу, взявшись за руки, руки в стороны - книзу.
Круги руками вперед и назад.
3.1.18 И. п.- стойка ноги врозь (ноги вместе) лицом друг к другу на расстоянии большого шага, руки вперед, положив ладони на плечи партнера.
Одновременные наклоны, прогнувшись вперед, нажимая прямыми руками на плечи партнера.
3.1.19 И. п.- стойка на коленях лицом друг к другу на расстоянии шага, руки вперед, ладони на плечах партнера.
Садясь на пятки, одновременные наклоны, прогнувшись вперед, нажимая прямыми руками на плечи партнера.
3.1.20 И. п.- стойка лицом друг к другу на расстоянии шага, первый, в наклоне прогнувшись, держась прямыми руками за пояс партнера. Второй в полунаклоне кладет ладони на лопатки первого.
Первый делает наклоны вперед, второй, нажимая руками сверху, усиливает движение в плечевых суставах.
рис. 9 Рис. 10 Рис. 11
3.1.21 И. п.- первый в стойке ноги врозь, в наклоне прогнувшись вперед, руки вверх, соединив пальцы в замок. Второй стоит сбоку у головы первого и одной рукой снизу поддерживает кисти партнера, а ладонь другой кладет между лопатками (рис. 9).
Первый делает наклоны вперед, второй, нажимая рукой на спину, усиливает движение в плечевых суставах.
3.1.22 И. п.- первый в стойке ноги врозь или ноги вместе, руки вверх, соединив кисти. Второй стоит со стороны спины, взяв одной рукой руки партнера вверху, а ладонь другой, положив между лопатками первого (рис. 10).
Второй, нажимая рукой на спину первого, отводит его руки назад.
3.1.23 И. п.- стоя в затылок друг другу, первый руки вверх, кисти опущены назад. Второй сзади берется руками за кисти партнера.
Первый - выпад правой (левой) и пружинистые покачивания вперед, сохраняя вертикальное положение туловища. Второй придерживает руки, усиливая движение в плечевых суставах.
Вариант: то же, но руки вверх - наружу.
рис 12
3.1.24 И. п.- первый в седе ноги скрестно, руки вверху, второй стоит сзади в выпаде, упираясь коленом в спину партнера, и держит его за руки у лучезапястных суставов.
Второй отводит руки первого назад пружинящими движениями или фиксирует их в конечном положении.
Вариант: то же, но руки первого вверх - наружу.
3.1.25 И. п. - первый лежит па животе, руки вверх. Второй в стойке ноги врозь со стороны спины над партнером наклоняется вперед и берет его за руки у лучезапястных суставов (рис. 11).
Второй отводит руки первого назад.
Вариант: то же, но второй стоит со стороны головы лицом к партнеру.
3.1.26 И. п.- первый лежит на спине, руки вперед. Второй в стойке ноги врозь над партнером лицом к нему в полунаклоне вперед, взявшись за руки глубоким хватом (пли хватом пальцами).
Первый, сгибая руки, подтягивается и опускается в и. п. сохраняя прямое положение тела.
Вариант: второй, сгибая руки, приподнимает партнера и опускает его на пол.
3.1.27 И. и.- первый в широкой стойке ноги врозь, руки в стороны - книзу. Второй сидит сбоку, опираясь ступнями о ногу партнера, руки вперед - кверху, захватив одноименной рукой кисть партнера, а другой рукой снаружи у лучезапястного сустава (рис. 12).
Первый, наклоняясь в сторону, приподнимает партнера, а затем опускает его в и. п., второй сохраняет согнутое положение тела.
Вариант: то же, но первый делает это, сгибая руку
3.2 Упражнения в сопротивлении.
3.2.1 И. п.- стойка ноги врозь лицом друг к другу на расстоянии шага, правые руки вперед, левые согнуты (или, наоборот) в лицевом хвате (или хватом в замок).
Поочередное разгибание и сгибание рук, оказывая взаимное сопротивление.
Вариант: первый - руки согнуты, второй - руки вперед; одновременное разгибание (сгибание) рук, оказывая взаимное сопротивление.
3.2.2 И. п.- стойка ноги врозь правым боком друг к другу на расстоянии небольшого шага, правые руки соединены в замок (или в хвате за большие пальцы), левые руки на поясе.
Разгибание и сгибание правой руки, оказывая взаимное сопротивление. То же левой рукой, став левым боком друг к другу.
3.2.3 И. п.- стойка в затылок друг другу, первый сгибает руки вперед к плечам ладонями кверху. Второй сзади накладывает сверху ладони на ладони партнера (в обычном хвате).
Первый поднимает руки вверх, второй оказывает сопротивление.
Варианты:
-
второй нажимает на руки партнера, сгибая их к плечам, а первый оказывает сопротивление;
-
то же, поочередно левой и правой рукой, меняя режим работы (преодолевающий и уступающий).
3.2.4 И. п.- стойка в затылок друг другу, первый -руки к плечам, кисти сжаты в кулаки. Второй сзади захватывает партнера за предплечья у лучезапястных суставов.
Первый поднимает руки вверх и сгибает их к плечам, второй оказывает сопротивление.
Варианты:
-
то же поочередно правой и левой рукой:
-
то же, но второй поднимает и опускает руки партнера, а первый оказывает сопротивление (уступающий режим);
-
то же, но первый в стойке на коленях.
3.2.5 И. п.- стойка ноги врозь в затылок друг другу, первый - руки к плечам, кисти сжаты в кулаки. Второй сзади захватывает партнера за предплечья у лучезапястных суставов (рис. 13).
Выполнение. Первый выпрямляет руки в стороны и сгибает их к плечам, второй оказывает сопротивление.
Варианты:
-
первый выпрямляет руки вперед и сгибает их к плечам, преодолевая сопротивление партнера;
-
второй разгибает руки партнера и сгибает их к плечам, первый оказывает сопротивление.
3.2.6 И. п.- первый, лежа на спине, сгибает руки вперед к плечам. Второй в стойке ноги врозь над партнером лицом к нему в наклоне вперед, положив ладони на ладони партнера (в лицевом хвате или в замок).
Первый разгибает руки вперед, второй оказывает сопротивление.
Варианты:
-
второй нажимает на руки партнера, сгибая их, первый оказывает сопротивление;
-
то же, поочередно левой и правой рукой, оказывая взаимное сопротивление.
Рис 13 Рис. 14 Рис. 15
3.2.7 И. п.- первый в упоре лежа на согнутых руках. Второй в стойке ноги врозь со стороны головы лицом к партнеру в наклоне вперед, положив руки сверху на плечи первого (рис. 14).
Первый разгибает руки, второй оказывает сопротивление.
Варианты:
-
второй нажимает на плечи партнера, первый из упора лежа медленно сгибает руки и ложится на пол:
-
то же, но второй стоит сбоку со стороны спины.
3.2.8 И. п.- второй лежит на спине, согнув ноги вперед. Первый в выпаде со стороны ног партнера в полу наклоне вперед берет руками за ступни второго. Первый разгибает и сгибает руки, поочередно правую и левую, второй ногами оказывает сопротивление.
3.2.9 И. п. - стойка ноги врозь в затылок друг другу, второй сзади берется руками снизу за руки партнера (обычным хватом).
Второй нажимает на ладони партнера, сгибая руки вверх, первый оказывает сопротивление.
Варианты:
-
первый разгибает руки вниз, второй оказывает сопротивление;
-
то же поочередно левой и правой рукой, меняя режим работы мышц.
3.2.10 И. п.- стойка ноги врозь в затылок друг другу, первый руки за спину, сцепив пальцы. Второй стоит сзади, взявшись руками за предплечья первого у лучезапястных суставов.
Первый сгибает руки вверх и разгибает вниз, второй оказывает сопротивление.
Варианты: второй сгибает и разгибает руки первого, который оказывает сопротивление.
3.2.11 И. п.- стойка в затылок друг другу, первый руки на поясе, второй сзади держит руками партнера за локти.
Второй сводит локти первого назад, тот оказывает сопротивление. Первый разводит локти в стороны, второй оказывает сопротивление.
Варианты: из положения локти назад второй силой разводит их в стороны, первый оказывает сопротивление.
3.2.12 И. п.- первый в седе ноги врозь, руки согнуты в стороны, кисти сжаты в кулаки. Второй, стоя сзади, держит руками партнера за руки (рис. 15).
Первый делает круги плечами вперед и назад. Второй оказывает сопротивление.
Варианты: второй делает локтями партнера движения по кругу, первый оказывает сопротивление.
3.2.13 И. п. стоя, лицом друг к другу на расстоянии шага, партнеры сгибают руки вперед и соединяют пальцы в замок (на высоте плеч).
Сгибать и разгибать кисти, оказывая взаимное сопротивление: одновременно двумя руками или поочередно правой и левой рукой.
3.2.14 И. п. - стойка лицом друг к другу на расстоянии полушага, руки внизу ладонями вперед, соединив пальцы в замок.
Сгибание и разгибание кистей, оказывая взаимное сопротивление: одновременно двумя руками или поочередно правой и левой рукой.
3.2.15 И. п.- стойка вплотную лицом друг к другу, руки вниз, предплечья в стороны, ладони вперед, соединив пальцы в замок.
Первый сгибает руки к плечам и разгибает в и. п. Второй оказывает сопротивление.
Варианты:
-
то же, разгибая руки вниз и сгибая обратно;
-
то же, но движения выполняет второй, а первый оказывает сопротивление.
3.2.16 И. п.- стойка вплотную лицом друг к другу, руки в стороны ладонями вперед, соединив пальцы в замок.
Первый сгибает руки к плечам. Второй, оказывает сопротивление. То же наоборот.
Варианты:
-
из и. п. руки согнуты к плечам первым разгибает руки в стороны, второй оказывает сопротивление; то же наоборот;
-
поочередное сгибание и разгибание рук в различных сочетаниях.
3.2.17 И. п.- стойка ноги врозь лицом друг к другу на расстоянии шага, первый руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки. Второй держит партнера за предплечья у лучезапястных суставов.
Первый разгибает руки в стороны, второй оказывает сопротивление.
Варианты:
-
второй разгибает руки партнера в стороны, первый оказывает сопротивление;
-
из и. п. руки в стороны первый сгибает руки перед грудью, второй оказывает сопротивление; то же наоборот.
3.2.18 И. п.- стойка лицом друг к другу на расстоянии полушага, первый руки вниз предплечьями вперед, кисти сжаты в кулаки. Второй держит партнера за лучезапястные суставы.
Первый отводит предплечья в стороны и сводит их вперед, второй оказывает сопротивление (рис. 16).
Вариант: второй разводит и сводит предплечья первого, который оказывает сопротивление.
3.2.19 И. п.- стойка лицом друг к другу на расстоянии шага, первый вытягивает руку вперед ладонью кверху, положив ее на плечо партнера. Второй накладывает кисти на руку первого у локтевого сустава (рис. 17).
Второй, нажимая вниз, силой сгибает руку первого, который оказывает сопротивление; первый разгибает руку, преодолевая сопротивление второго.
3.2.20 И. п.- первый в стойке ноги врозь в полуобороте к партнеру, одна рука согнута к плечу, кисть сжата в кулак, другая рука на поясе. Второй держит партнера левой рукой под локоть, а правой за предплечье у лучезапястного сустава.
Второй силой разгибает руку первого, который оказывает сопротивление. Первый сгибает руку, второй оказывает сопротивление.
Рис. 16 Рис. 17 Рис. 18
3.2.21 И. п.- стойка ноги врозь вплотную лицом друг к другу, руки в стороны, соединив пальцы в замок.
Первый опускает руки вниз и поднимает их в стороны, второй оказывает сопротивление.
Варианты:
-
то же, поднимая руки вверх и опуская в стороны;
-
второй опускает руки первого вниз и поднимает их в стороны, первый оказывает сопротивление;
-
то же, поднимая руки вверх и опуская в стороны. Те же варианты упражнений можно проделать, стоя в затылок или спиной друг к другу.
3.2.22 И. п.- стойка ноги врозь лицом друг к другу на расстоянии шага, руки вперед книзу, первый сжимает кисти в кулаки. Второй берет партнера внутри за предплечья у лучезапястных суставов.
Второй разводит руки первого в стороны, который оказывает сопротивление, затем первый опускает руки в и. п., преодолевая сопротивление второго.
Варианты:
-
второй накладывает руки снаружи; первый разводит руки в стороны, второй оказывает сопротивление, затем второй опускает руки первого вперед - книзу, который оказывает сопротивление;
-
второй разводит и опускает руки первого, меняя захваты по ходу выполнения упражнения;
-
первый то же, а второй, меняя захваты, оказывает сопротивление.
3.2.23 И. п.- первый в стойке на левом (правом) колене, руки в стороны. Второй стоит сзади в стойке ноги врозь за партнером, взявшись руками за предплечья первого снизу у лучезапястных суставов (рис. 18).
Рис. 19 Рис. 20
Второй поднимает руки первого вверх, партнер оказывает сопротивление, затем первый опускает руки в стороны, преодолевая сопротивление второго.
Варианты:
-
второй накладывает руки сверху; первый поднимает руки вверх, второй оказывает сопротивление, затем второй опускает руки первого вниз, который оказывает сопротивление;
-
второй поднимает и опускает руки первого, меняя захваты;
-
первый выполняет то же, а второй, меняя захваты, оказывает сопротивление.
3.2.24 И. п.- первый в стойке на правом (левом) колене, руки вперед, кисти сжаты в кулаки. Второй стоит лицом к партнеру, взявшись согнутыми вперед руками снизу за руки партнера у лучезапястных суставов.
Второй поднимает руки первого вверх, партнер оказывает сопротивление, затем первый опускает руки вперед, преодолевая сопротивление второго.
Варианты:
-
второй накладывает руки сверху, первый поднимает руки вверх, второй оказывает сопротивление, затем второй опускает руки первого вперед, который оказывает сопротивление;
-
то же, меняя захваты.
3.2.25 И. п.- первый лежит на спине, руки вперед. Второй, стоя на колене со стороны головы первого лицом к нему, берет руками за предплечья партнера у лучезапястных суставов (рис. 19).
Второй разводит руки первого в стороны, партнер оказывает сопротивление, затем первый поднимает руки вперед, преодолевая сопротивление второго.
Варианты:
-
второй берется руками снаружи; первый разводит руки в стороны, второй оказывает сопротивление, затем второй поднимает руки партера вперед, первый оказывает сопротивление;
-
то же, меняя захваты;
-
то же, но опускание рук вверх и поднимание вперед (по отношению к туловищу первого).
3.2.26 И. п.- первый сидит на пятках (или ноги скрестно), руки вверх, кисти сжаты в кулаки. Второй сзади в стойке ноги врозь держит согнутыми вперед руками за предплечья партнера у лучезапястных суставов.
Первый делает небольшие круги руками (в горизонтальной плоскости) вперед и назад, второй оказывает сопротивление.
Вариант: то же, но второй водит по кругу руки первого, который оказывает сопротивление.
3.2.27 И. п.- стойка ноги врозь вплотную лицом друг к другу, руки внизу ладонями вперед, пальцы соединены в замок.
Движение прямыми руками вперед и назад, оказывая взаимное сопротивление, одновременно двумя руками или поочередно правой и левой рукой.
Вариант: то же, стоя спиной друг к другу.
3.2.28 И. п.- стойка ноги врозь вплотную лицом друг к другу, руки внизу ладонями вперед, пальцы соединены в замок (рис. 20).
Первый дугами наружу руки вверх, второй оказывает сопротивление.
Варианты:
-
второй поднимает руки первого вверх, который оказывает сопротивление;
-
то же, но опуская руки вниз;
-
то же, что предыдущие варианты, но стоя в затылок или спиной друг к другу.
3.2.29 И. п.- лежа лицом друг к другу на расстоянии полушага, правыми плечами на одной линии, опираясь на согнутые левые руки предплечьями внутрь, правые согнутые руки поставить вперед на локоть, соединить ладони или взяться хватом за большие пальцы.
По сигналу, нажимая внутрь, положить руку партнера на пол.
Варианты:
-
то же в стойке на одном колене, опираясь локтями соединенных рук на колени выставленных вперед ног;
-
то же сидя за столом.
3.3 Упражнения для мышц спины и шеи.
3.3.1 И. п.- широкая стойка ноги врозь лицом друг к другу на расстоянии двух шагов, наклон вперед, руки вперед - кверху, соединив кисти (рис. 21).
Рис. 21 Рис. 22
Прогнуться, поднимая голову, руки вверх - наружу, вернуться в и. п.
3.3.2 И. п.- второй лежит на спине, руки вперед. Первый в седе ноги врозь спиной к партнеру со стороны головы, руки на поясе, наклонив голову назад и положив шею на ладони второго (рис. 22).
Первый прогибается, опираясь на руки партнера и на пятки, затем садится.
Вариант: то же, ставя руки за голову; то же, поднимая руки вверх.
3.3.3 И. п.- второй лежит на спине, руки вперед. Первый в седе ноги врозь спиной к партнеру со стороны головы на расстоянии шага в наклоне назад, руки вверх, положив их плечами на ладони второго (ближе к локтевым суставам).
Первый прогибается, затем садится. То же, постепенно передвигая опору на предплечья.
3.3.4 И. п.- первый лежит на спине, подняв ноги вперед - книзу, руки за головой. Второй стоит со стороны ног первого лицом к нему, взявшись руками снизу за голеностопные суставы партнера (рис. 23).
Первый прогибается, опираясь на плечи и на руки партнера, затем ложится.
Вариант: то же, держа ноги врозь, второй стоит в ногах партнера.
3.3.5 И. п.- первый сед ноги врозь, наклонив голову назад, руки за головой. Второй сзади в стойке ноги врозь в полу наклоне вперед продевает руки и соединяет пальцы под шеей партнера в замок.
Первый прогибается, опираясь на пятки и на руки второго, затем садится.
Вариант: то же, но первый держит руки на поясе.
3.3.6 И. п.- первый в седе, руки вверх, обхватив кистями шею второго, который, стоит ноги врозь со стороны спины лицом к партнеру в полунаклоне прогнувшись, опираясь руками на колени или держа их на поясе (рис. 24).
Первый прогибается, принимая положение виса лежа, и возвращается в и. п.
3.3.7 И. п.- первый в седе, руки в стороны. Второй сзади в стойке ноги врозь лицом к партнеру в полу наклоне вперед держит руками партнера снизу под плечи (ближе к локтевым суставам).
Первый прогибается, опираясь на пятки и на руки партнера, затем садится.
3.3.8 И. п.- первый лежит на спине, ноги врозь (или вместе), руки на поясе. Второй в широкой стойке ноги врозь со стороны головы партнера в наклоне вперед держит руками партнера под шею (рис. 25)
Второй, прогибаясь, выпрямляется, поднимая первого, который сохраняет прямое положение тела, затем осторожно опускает его на пол.
Вариант: то же, но второй, поднимая партнера, сгибает руки.
Рис. 27 Рис. 28
3.3.9 И. п.- второй в стойке ноги врозь, руки на поясе. Первый спереди спиной к партнеру принимает положение виса стоя согнувшись, взявшись руками за шею второго (рис. 26).
Первый прогибается, поднимая вперед правую ногу, затем опускается в и. п. То же, поднимая левую ногу.
Вариант: то же, но второй держит первого за голову, соединив пальцы в замок, локти вперед, первый - вис на плечах партнера, хватом снаружи.
3.3.10 И. п.- первый в стойке ноги врозь, захватив за ноги сидящего на спине партнера. Второй держится за плечи первого (рис. 27).Первый медленно наклоняется вперед (прогнувшись) и выпрямляется. В это время второй наклоняется назад.
3.3.11 И. п.- первый в стойке ноги врозь, захватив за голени сидящего на плечах партнера, второй - руки на поясе (рис. 28).
Первый медленно наклоняется вперед и опускает второго на пол. В это время второй оттягивается назад, чтобы сохранить равновесие.
3.3.12 И. п.- первый в стойке ноги врозь, повернув туловище направо с наклоном вперед, руки вперед. Второй, сидя сбоку, опирается ступнями о правую ногу партнера, руки вперед, соединив их глубоким хватом, наклоняется назад.
Первый, выпрямляясь, поднимает второго, который прогибается, и опускает его на пол. То же, став левым боком к партнеру.
Вариант: то же, поднимая партнера одной рукой. Второй держится за первого двумя руками.
3.3.13 И. п.- первый лежит на животе, руки, на поясе. Второй в приседе со стороны ног первого, взявшись руками за ноги партнера у голеностопных суставов, прижимает их к полу.
Первый наклоняется назад и снова ложится.
Варианты:
-
то же, фиксируя прогнутое положение под различным углом;
-
круговые движения туловищем влево и вправо (без поворотов);
-
те же варианты упражнения, но меняя положение рук: к плечам, в стороны, за голову, вверх.
3.3.14 И. п.- первый лежит на животе, руки вверх. Второй в упоре на коленях со стороны ног первого, опираясь руками на голеностопные суставы партнера.
Первый наклоняется назад с поворотом туловища налево, отводя правую руку в сторону, левую за голову, и возвращается в и. п. То же в другую сторону.
3.3.15 И. п.- первый лежит на животе, руки вверх. Второй в седе на пятках со стороны головы первого лицом к нему, прижимая руками руки партнера к полу.
Первый поднимает ноги назад и опускает их на пол.
Варианты:
-
то же, фиксируя положение ног под различным углом.
-
то же поочередно правой и левой ногой;
3.3.16 И. п.- второй в упоре стоя на коленях. Первый лежит на спине партнера поперек, опираясь руками о пол (рис. 29).
Первый прогибается, разводя руки в стороны и фиксируя положение прогнувшись, затем опускается в и. п.
3.3.17 И. п.- второй лежит на спине, согнув ноги вперед, руки вперед. Первый, стоя со стороны ног лицом к партнеру, ложится животом на ступни партнера и соединяет руки в лицевом хвате (рис. 30).
Рис. 31 Рис. 32
Второй выпрямляет ноги вперед, первый, поднимая ноги назад, фиксирует положение прогнувшись.
3.3.18 И. п.- стойка ноги врозь лицом друг к другу на расстоянии шага. Второй, полуприседая, наклоняется вперед и, продевая голову между ногами партнера, берет его руками снаружи за голени. Первый опирается руками на нижнюю часть спины второго (рис. 31).
Второй встает и, выпрямляясь, поднимает партнера в горизонтальное положение. Первый прогибается, разводя руки в стороны.
3.3.19 И. п.- сед ноги врозь, пошире лицом друг к другу, опираясь ступнями о ступни партнера, руки вперед, соединив их глубоким хватом (или хватом пальцами). Поочередные (одиночные или пружинящие) наклоны назад. То же с сопротивлением.
Вариант: круговые движения туловищем.
3.3.20 И. п.- стойка ноги врозь лицом друг к другу на расстоянии большого шага в наклоне вперед с прямым туловищем, руки в стороны - кверху, соединив пальцы в замок.
Повороты туловища направо и налево (одиночные или пружинящие), помогая друг другу (рис. 32). То же с сопротивлением.
3.3.21 И. п.- первый в стойке ноги врозь, наклон прямым туловищем вперед, руки за головой, пальцы соединены в замок. Второй, стоя спереди на расстоянии шага, держится руками за локти партнера.
Первый поворачивает туловище направо и налево, второй помогает. То же с сопротивлением.
3.3.22 И. п.- первый в стойке ноги врозь, наклон вперед, руки на поясе. Второй лежит на спине лицом к партнеру, руки вперед, соединив пальцы в замок на затылке первого. Первый наклоняет голову назад и вперед, приподнимая и опуская партнера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Богданова Г. П. « Уроки физической культуры»
-
Булочко К. Т. «Физические упражнения для зарядки и разминки»
-
Васильков Г. А. «Парные гимнастические упражнения»
-
Вепринцева С.Спортивные журналы «Парный фитнес»
-
Кристенсен Э. Парная йога (йога с партнером)