• Преподавателю
  • Физкультура
  • Социально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спорта

Социально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спорта

научная статья «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ», которая раскрывает и обозначает проблемы и их решения физической культуры и спорта.Объект исследования: стремление к новым идеям в образовании и физического воспитания. Предмет исследования: проблемы совершенствования физической культуры и спорта в учебных заведениях, Цель исследования: выявить и провести анализ проблем препятствующих совершенствованию физической культуры и спорта. Задачи исследования: - Определить социально- экономические проблемы в физической культуре и спорте; - выявить психолого – педагогические проблемы физического воспитания в образовании - определить факторы ценностных ориентаций студентов к ЗОЖ, физическому совершенствованию и спорту. Методы исследования: - Теоретические, - эмпирические - количественная и качественная оценка полученных результатов
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаСоциально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спортаВсероссийская научно-практическая конференция

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА

И ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ»







Социально - экономические и психолого - педагогические проблемы совершенствования физической культуры и спорта








Л.А. Микрюкова,

преподаватель физической культуры









ГАОУ СПО Стерлитамакский колледж строительства,

экономики и права

Содержание:

Введение

  1. Физкультурно- оздоровительная деятельность

  2. Социально - экономические проблемы в физической культуре и спорте

  3. Психолого - педагогические проблемы физического воспитания в образовании

  4. Факторы ценностных ориентаций студентов к ЗОЖ, физическому совершенствованию и спорту.

  5. Анализ ценностного отношения студентов к своему здоровью и физическому совершенствованию.

  6. Заключение.

  7. Литература.

  8. Приложение

ВВЕДНИЕ


Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека. В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, жизни в семье, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения1.

В условиях современного мира с появлением устройств облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Не только людей среднего и старшего возраста, но и напрямую коснулось молодого подрастающего поколения. Это, в конечном итоге приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также различного рода заболеваниям. Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремленность, желание побеждать, ну и, конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким, то есть укрепляет организм.

Физическая культура входит в жизнь человека с раннего возраста. Она выполняет ряд важнейших функций: развивающую, воспитательную, образовательную, оздоровительно-гигиеническую, общекультурную деятельность, она развивает организм гармонично и сохраняет отличное физическое состояние на долгие годы. Физкультура является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества и представляет собой совокупность - ценностей, знаний и норм, которые используются обществом для развития физических и интеллектуальных способностей человека2.

В социалистическом обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством "воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство". Современный этап развития нашего общества характеризуется неравномерностью экономического развития, возрастанием социальных противоречий, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. И здесь неоценимую роль играет социология физической культуры, которая призвана исследовать возникающие проблемы и обосновать основные направления их преодоления. Сегодня по сути дела нельзя найти ни одной сферы деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку такие ее составляющие, как массовый спорт, спорт высших достижений, олимпийское движение являются общепризнанными материальными и духовными ценностями. Для современного человека характерно понимание общественной и личной ценности феноменов физической культуры и спорта, поскольку они составляют важнейшую часть общей культуры общества. Интенсивно развивающиеся процессы интеграции физической культуры и спорта в экономику, культуру, здравоохранение, религию, экологию и другие виды социальной жизни предполагают формирование новой стратегии и тактики ее использования в повседневной жизни каждого человека. Этому способствует также изменение государственного и политического устройства страны, в результате которого произошло резкое расслоение людей по уровню доходов, образованности и возможностей пользоваться услугами в сфере физкультурно-спортивной деятельности.

Объект исследования: стремление к новым идеям в образовании и физического воспитания.

Предмет исследования: проблемы совершенствования физической культуры и спорта в учебных заведениях,

Цель исследования: выявить и провести анализ проблем препятствующих совершенствованию физической культуры и спорта.

Задачи исследования:

- Определить социально- экономические проблемы в физической культуре и спорте;

- выявить психолого - педагогические проблемы физического воспитания в образовании

- определить факторы ценностных ориентаций студентов к ЗОЖ, физическому совершенствованию и спорту.

Методы исследования:

- Теоретические,

- эмпирические

- количественная и качественная оценка полученных результатов


  1. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В настоящее время считается доказанным, что ценностный потенциал физической культуры - важнейшее материальное, интеллектуальное и духовное средство оздоровления, воспитания всесторонне развитой, социально активной личности. Тем не менее в науке и общественном сознании до сих пор не сформировалось целостного представления о путях реального использования креативных возможностей этого феномена современной культуры для самосовершенствования и самооздоровления личности молодого человека. Сама по себе забота о сохранении и повышении индивидуального здоровья не гарантирует молодому человеку длительной и полноценной жизни, социально-экономического преуспевания. Психическая сфера и телесность оказываются слабыми звеньями в структуре личности современного молодого человека, поскольку на него активно воздействуют не только два вида цивилизационного стресса (информационный и гиподинамический), но и третий - стресс социализации. Молодому человеку (старшему школьнику, студенту) еще только предстоит вхождение в сообщество взрослых, создание семьи, материальное самообеспечение, получение образования и др. Следовательно, сфера физической культуры должна способствовать снижению у учащихся последствий не только гиподинамического и информационного стресса, но и стресса социализации, то есть избирательно повышать потенциал здоровья, психологическую устойчивость на индивидуальном уровне7. Сфера физической культуры органично распространяется на все сущностные элементы личности. Поэтому физкультурная деятельность может и должна являться базовым компонентом в образовательной практике здоровьесбережения учащихся.

Целью спорта как науки является познание, описание, объяснение и предсказание объективных закономерностей, процессов и явлений спортивной деятельности, составляющих предмет ее изучения и включающих социальные, организационные, методические, педагогические, биологические и другие аспекты, с учетом тесной взаимосвязи спорта со сферой информации и другими смежными областями5.

Соревнования - важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей.

Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления. Соревнование - социальный феномен, без которого не мыслится существование спорта.

Некоторые негативные процессы, происходящие в настоящее время в обществе, отрицательно сказались и на уровне общей культуры населения, и в том числе культуры физической. Фактически вся отрасль «физическая культура и спорт» оказалась в крайне запущенном состоянии 7.

Значительная часть молодежи, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу В последние годы в нашей стране стало более заметным стремление к тому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием молодежи в лучшую сторону. Однако проблема обучения, воспитания остается сложной. Для решения этой задачи с учетом всего комплекса медицинских, педагогических, экономических, социальных, социально-психологических и других проблем, их обучения, воспитания, интеграции и адаптации в социальную среду, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества. Важное место в комплексе названных составляющих компонентов подготовки молодежи к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социально-психологической подготовки. Основная задача социально-психологической адаптации - обеспечить подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе 11.

Цель: развитие и становление социально адаптированной, здоровой личности, способной к активной преобразующей деятельности


Предметная область ориентирования студентов на ЗОЖ:

знаний, отношений в деятельности

Отбор педагогических условий, методов, приемов и средств ориентирования на ЗОЖ


Ориентирует

Действия педагога

Ориентирование

Педагогические действия ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленные на информирование студента о ЗОЖ, актуализацию его эмоционально-ценностного отношения к ЗОЖ, поддерживание в обогащении опыта ЗОЖ студента








Действия студента

Ориентируется


Ориентировочные действия по осознанию значимости ЗОЖ, позитивной настроенности на него, получению креативно-деятельностного опыта ЗОЖ














Блок-схема ориентирования студента на здоровый

образ жизни


  1. Социально - экономические проблемы в физической культуре и спорте

Проблемы любого явления в общественной жизни связаны, как правило, с теми компонентами, которые составляют его содержание. С точки зрения физической культуры к ним относится деятельность людей, в основе которой лежит их стремление к удовлетворению своих потребностей, а в конечном итоге совершенствование объективных условий жизнедеятельности. Культура - совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Идея массовой культуры, в том числе и физической, исходит из того, что по мере развития общества исчезает его классовая поляризация и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «масса». Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики (большинство общества), но и качественные: обезличенность, преобладание чувств, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки. Массовость как закономерность функционирования и развития физической культуры. Характеристики массовой культуры нельзя в полной мере присовокупить к культуре физической, так как пустое времяпровождение в ней заменяется осознанным выполнением физических упражнений. Широкое распространение «штампованных» (безвкусных) мероприятий, по мнению западных социологов, свидетельствует об обратной зависимости между материальным и культурным уровнем населения: достаточно быстрое массовое повышение уровня жизни сопровождается уменьшением духовных запросовИнт.р 2.

Массовая физическая культура относится к социальной сфере общества. В ее основе лежат социальные потребности в физическом совершенствовании людей, в формировании у них двигательных навыков и умений, в оздоровлении, реабилитации, рациональной организации свободного времени. Этими потребностями и продиктована необходимость организации особого социального института - физической культуры. Необходимость и стремление людей к удовлетворению социальных потребностей в физкультурной деятельности составляют одну из основных движущих сил, определяющих массовость физической культуры.

Развитие массовой физической культуры рассматривается как важный компонент нравственного воспитания, как существенный фактор организации досуга людей, как способ утверждения норм здорового образа жизни, а в конечном итоге отвлечения от вредных привычек (табакокурения, чрезмерного употребления алкоголя, наркомании).

Массовость физической культуры определяется интегральными общественными факторами:

-социально-экономическими,

-социально-политическими,

-социально-культурными

В физической культуре воздействие этих факторов особенно заметно.

Детальное рассмотрение роли и значимости ведущих факторов позволит оценить их влияние, а значит, и влияние общества на процесс развития физической культуры как социокультурного явления.

Социально-экономические факторы. Физическая культура, являясь неотъемлемой частью социума, имеет также социально-экономические факторы, определяющие ее существование и развитие, которые выражаются в ее экономической обусловленности и экономическом обеспечении.

Экономика страны должна создавать условия для эффективной физкультурной деятельности. Зависимость материальной базы от развития экономики очевидна. Первоначально физкультурная деятельность не требовала организации особых условий и обходилась естественными средствами - дорожками для бега, водоемами для плавания и т.д. Затем появляются специальные приспособления, гимнастические снаряды, площадки, стадионы, бассейны, залы для спортивных игр, катки, лыжные трассы и т.д. Физкультурная практика начинает создавать искусственную среду - тренажеры, позволяющие выполнять упражнения специальной тренировочной направленности. Развитие экономики обусловило возможность для подготовки и содержания специалистов по физической культуре, а также финансовое, кадровое, научное обеспечение в обслуживании физкультурной деятельности3.

Важнейшими условиями активной самостоятельной физкультурной деятельности является экономическое благополучие людей, их удовлетворенность предметами первой необходимости. Экономика обеспечивает нужный для человека уровень благосостояния, создает предпосылки для появления свободного времени и средства для его рационального проведения.

Социально-политические факторы. Роль политики в сфере физической культуры состоит в регулировании правовых и идеологических аспектов физкультурного движения, в определении его статуса в обществе. Политическая сфера общества создает условия для организации физкультурной деятельности людей и обеспечивает право заниматься ею в соответствии с интересами и потребностями населения. В то же время государственная политика может играть и стимулирующую роль, предоставляя льготные условия для развития тех социальных функций физической культуры, которые выгодны государству 4.

Физическая культура и спорт широко используются в пропагандистских целях, для популяризации политических лидеров, партий, движений, в предвыборных и других кампаниях.

Таким образом, совершенно очевидно, что физическая культура служит политике. В современных государственных структурах есть официальные организации, управляющие физической культурой, которые контролируют, поддерживают и стимулируют физкультурную активность людей.

Социокультурные факторы. К социокультурным факторам относятся общественное сознание, ментальность общества, нравственные нормы, художественные взгляды и предпочтения, религиозные верования, наука и искусство.

В задачи социологии входит изучение социокультурных факторов как основных составляющих развития общества, приобщения населения к регулярным занятиям физической культурой. Действие социокультурных факторов состоит в формировании ценностного отношения к физкультурной деятельности различных групп населения, в упорядочении этой деятельности, придании ей организационно-управленческого характера 1.

Механизм формирования ценностного отношения во многом обусловлен уровнем общественного мнения в отношении полезности физической культуры и спорта, пропаганды, рекламы, качеством физкультурного образования и воспитания, обучения физическим упражнениям.

Особое место занимает политическая деятельность государства в повышении значимости физической культуры, формирования осмысленного отношения к здоровому образу жизни молодого поколения и в целом оздоровления нации 2.

Результаты научных исследований, доказывающие эффективность влияния физических упражнений на здоровье занимающихся, их физическое состояние и подготовленность, также могут служить ориентиром положительного отношения к физкультурной деятельности.

Социокультурные факторы определяют направление движения в развитии физической культуры, придают ей целесообразность, наполняют духовностью, идеологией и ценностным смыслом.

В то же время и физическая культура оказывает воздействие на духовную жизнь общества. Телесная красота во все века ценилась как одна из эстетических ценностей, что подтверждают картины живописцев и другие произведения искусства.

Увеличение количества людей, занимающихся физическими упражнениями, отказавшихся от вредных привычек и сохраняющих высокую работоспособность на протяжении всей жизни, является приоритетной задачей любого государства. В этом аспекте перечисленные факторы играют главенствующую роль.

Так, чувство неполноценности и его компенсация - возникает в связи с переживанием личностью собственной социальной или психологической несостоятельности. По существу, оно присуще практически любому человеку, а в основе всего, что делают люди, лежит стремление к преодолению ощущения собственной неполноценности и упрочению чувства превосходства. Данное чувство является причиной совершенствования человека, но при определенных обстоятельствах (прежде всего социально-педагогических) может приводить к формированию комплекса неполноценности либо, наоборот, к компенсаторному комплексу превосходства. В аспекте здоровьесбережения и мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности важно, что сама эта деятельность способна компенсировать неполноценность учащегося как в кондиционно -физической сфере, так и в другой. Например, при занятиях различными видами двигательной деятельности не только улучшаются двигательные показатели (хотя и это актуально для молодого человека), но и усиливаются его внешние социально привлекательные качества, повышается статус в референтной группе, самооценка Инт.р 5. Иногда появляется и материальная заинтересованность в результатах спортивной деятельности, социально-экономические перспективы и др. С психолого-педагогических позиций педагогам, родителям важно не упустить эти моменты, дать возможность им развиться в компенсаторный комплекс молодого человека (девушки), основанный на творческой, личностно развивающей физкультурно-оздоровительной деятельности.


  1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Актуальность здорового образа жизни определяется изменением и увеличением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением жизни общества, ростом рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Под здоровьем человека понимается его способность сохранять соответствующую возрасту и полу психофизическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации. Тем самым, мы можем говорить о том, что здоровый образ жизни - это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовывать свой творческий потенциал, сохранять и улучшать здоровье человека. Важным аспектом рациональной двигательной деятельности является физкультурно - спортивная двигательная деятельность человека - рационально- удовлетворяющий биологические потребности организма, двигательный режим повышающий устойчивость организма к воздействиям внешней среды, в том числе различных неблагоприятных и критических факторов, способствующих повышению общей и специфической работоспособности 9.

Занятия физической культурой обеспечивают формирование, развитие и закрепление жизненно важных умений, навыков, привычек личной гигиены, социальной коммуникативности, организованности и содействуют соблюдению социальных норм поведения в обществе и дисциплины, активному противоборству с нежелательными привычками и видами поведения. Факторы, определяющие здоровый образ жизни человека следующие: поддержание необходимого уровня физической активности, соблюдение должного режима дня, рациональное распределение труда и отдыха, а также поддержание рационального питания организма. Процесс формирования готовности к здоровому образу жизни является сложноорганизованным, развивающимся объектом, поэтому возникает необходимость использования многомерного подхода, так как только в этом случае метод исследования будет адекватен его предмету 10. Главной целью государства является здоровые нации, дающее возможность продления здоровья рода, развитие генофонда, творчества и духовности человека, совершенствование трудового потенциала. В настоящее время на первое место в образовании и совершенствовании знаний выдвигается психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры (ФК) и спорта 7. Одной из отличительных черт студенчества, является поиск смысла жизни, стремление к новым идеям в образовании и физическое совершенствование. В период достижения этих целей, личностные планы сталкиваются с социальной реальностью, возрастными изменениями, эмоциональной независимостью, что влияет на формирование ответственности в выборе профессиональной карьеры. По этому педагогу необходимо владеть информацией о психической особенности структуры личности студента для своевременной соответствующей коррекции его поступков, знаний, навыков, чтобы во время исключить группу риска. Сократить период адаптации в новом учебном заведении. Вовремя уметь оказать психологическую помощь, что вызовет стимуляцию в совершенствовании новых умений и навыков, облегчит выполнение сложных элементов и ситуаций, что приводит к повышенному интересу изучаемого предмета.

1. прогрессирующая нестабильная экономическая обстановка;

2. снижение жизненного уровня населения;

3.ослабление инфраструктуры здравоохранения, образования, культуры;

4. ухудшение жизнеобеспеченности детей, возможность их развития и социализации.

Положение детей в России с социальной точки зрения характеризуется тем, что продолжает разрушаться система оздоровительного отдыха, детского спорта, дошкольного воспитания, снижается качество образования, четко обозначились проблемы детской наркомании, преступности. Под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и неадекватной физической активности, здоровье детей и подростков ухудшилось. Так, по оценкам специалистов, в 2011 году здоровыми могут оказаться менее 4% учащихся образовательных учреждений, что является одним из прямых следствий социальных переустройств и интенсификации учебного процесса. Ни в одной стране мира, кроме России, невозможно использование спортивных сооружений не по назначению. У нас это стало правилом. Причем деньги, вырученные на этих мероприятиях, как правило, не «работают» на спорт10. Особое значение приобретает научно-методическое обеспечение спорта и физического воспитания. Современные достижения в спорте настолько высоки, что их демонстрация невозможна без профессиональной системы подготовки и управления, без научно-методического и медико-биологического обеспечения. Объединяющим стержнем этой системы, заключенной в общие целевые и методологические рамки, должен являться научно-методический центр. Это становится возможным только при постоянном повышении их интеллектуального, теоретического, аналитического и нравственно-этического уровней.

Процесс формирования устойчивых потребностей в физической активности очень сложен и вряд ли закончится в ближайшем будущем. Поэтому основные усилия сегодня должны быть направлены на формирование этих потребностей у подрастающего поколения, которое станет их воспроизводить в будущих поколениях. Если не начать сегодня претворять в жизнь необходимые практические меры по повышению физического потенциала, то продолжающееся уже длительное время истощение генофонда населения может привести к утрате территориальной и национальной целостности России1.


  1. ФАКРОРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ К ЗОЖ, ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И СПОРТУ.

Ценность - это представление о благах и подходящих способах их получения. Ценности личности выступает в качестве основы для формировании жизненной стратегии .

Ценностное отношение к здоровью представляет собой внутреннюю установку, основанную на значимости здоровья как условия реализации своих жизненных планов. Оно проявляется в стремлении укрепить и сохранить здоровье .

Формирование отношения к здоровью- процесс сложный и противоречивый. Оно определяется двумя группами факторов:

1Внутренние факторы-пол, возраст, национальность, индивидуально-психологические и личностные особенности человека, состояние здоровья.

2Внешние факторы-особенности социальной и профессиональной среды, в которой находится человек.

Отношение к здоровью представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а так же определённую оценку индивидом своего физического и психического состояния. Это один из элементов самосохранительного поведения. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий 8.

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчётливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.
Здоровый образ жизни отражает обобщённую типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создаёт для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс её самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения. Способности настроить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни 3.
Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в неё упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определённый режим, когда студент регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности; после учебной недели один выходной день посвятить общению с друзьями, другой - домашним делам, третий - занятиям физической культурой.
Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для неё форм жизнедеятельности, типов поведения, обладая определённой автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится7.
Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья.
Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов, на производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества. В условиях перехода к интенсивному типу развития производство здоровье приобретает роль ведущего фактора экономического роста.
Уровень здоровья и физического развития - одно из важнейших условий качества рабочей силы. На этапе выбора профессии объективно возникает, становится и решается проблема психофизиологического соответствия личности конкретным видам профессиональной деятельности.

Ускорения ритма жизни и усложнения современного производства определяет значительные нагрузки на организм, повышается значение таких качеств, как быстрота реакции, скорость принятия решений, собранность, сосредоточенность, внимательность.
Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности - всё это показатели общей культуры человека.


  1. АНАЛИЗ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Отношение к здоровью, здоровому образу жизни тесно связано с ценностными ориентациями личности, то есть с теми, какие жизненные ориентиры имеет человек, на какое место ставит заботу о своем физическом состоянии в ряду других ценностей.

При выборе методики для оценки отношения здоровья я ознакомилась с анкетой М. Рокича «Ценностные ориентации»9, а также с работами других авторов. На их основе я составила перечень жизненных ценностей, которые могут иметь значение для подрастающего поколения. Для анализа ценностного отношения у здоровью студентам было предложено распределить по значимости следующие параметры:

  • денежный доход, благосостояние;

  • отдых, развлечения, яркие впечатления;

  • профессиональный рост, карьера;

  • здоровье;

  • семья, любовь.

Таблица1

Оценка важности ценностей студентов

Жизненные ценности

Среднее значение показателя в группе

Денежный доход, благосостояние;

2,3

Здоровье;

3,8

Отдых, развлечения, яркие впечатления;

2,2

Семья, любовь.

4,0

Профессиональный рост, карьера;

2,6






Рис.1 Ценностные ориентации студентов

Как видно из таблицы 1 в среднем наиболее важным для студентов исследуемой группы является на сегодняшний день успех в личной жизни, благополучие в семье, на третьем месте - профессиональный рост, карьера. Здоровье в этом списке занимает второе место. Это свидетельствует о высокой значимости этой категории для респондентов (рис.1).

Для того чтобы понять и узнать какой смысл вкладывают студенты в понятие « здоровый образ жизни» я воспользовалась анкетой Вершинина Н.Е.


Таблица 2

Представления о правилах соблюдения здорового образа жизни в группах студентов, ведущих или не ведущих здоровый образ жизни.

Представления

Веду ЗОЖ (%)

Не веду ЗОЖ (%)

Всего (%)

1

2

3

4

Отказ от вредных привычек(алкоголь, курение)

97%

77%

91,1%

Регулярные занятия спортом

56%

46%

53,3%

Постоянное медицинское наблюдение за состоянием здоровья

38%

23%

33,3%

1

2

3

4

Правильное, сбалансированное питание.

56%

77%

62,2%

Соблюдение правил гигиены

88%

77%

84,4%

Посещение салонов красоты (массаж и др. процедуры)

9%

23%

13,3%

Соблюдение режима дня

41%

46%

42,2%

Хорошее настроение

84%

77%

82,2%

Занятие любимым делом

75%

85%

77,8

Беречь нервы

75%

46%

66,7%

Здоровый сон

78%

69%

75,6%


Согласно данным таблицы 2 среди студентов, ведущих по их собственной оценке здоровый образ жизни, большинство подразумевает под этим, в первую очередь, отказ от дурных привычек (97%), на втором месте- соблюдение правил гигиены (88%), на третьем - хорошее настроение (84%). В группе студентов, не считающих, что они ведут здоровый образ жизни, ситуация иная - первое место занимает занятие любимым делом (85%), второе - хорошее настроение, правильное питание, отказ от вредных привычек (77%), третье - здоровый сон ( 69). Надо отметить, что правильное питание и регулярные занятия спортом занимают достаточно низкое место в системе правил здорового образа жизни для людей исследуемой группы (рис. 2).

Для того чтобы выявить факторы, влияющие на формирование ценностного отношения к здоровью в молодежной среде я использовала анкету « Отказ от здорового образа жизни».

Таблица 3

Причины отказа от здорового образа жизни


Причины

Количество ответов

%

1

2

3

Лень

7

53,8%

Нет желания

6

46,2%

Нет времени

4

30,8%

Не могу бросить вредные привычки

4

30,8%

Есть более интересные занятия

4

30,8%

Нет сил, устаю

2

15,4%

Не правильно питаюсь

2

15,4%

1

2

3

Требуют материальных затрат

1

7,7%

Другое

1

7,7%

Затрудняюсь ответить

7

53,8%

В таблице 3 представлены результаты анкетирования «Причины отказа от здорового образа жизни». На вопрос о том, почему молодежь не ведет здоровый образ жизни (задавался только тем, кто выбрал соответствующий вариант ответа) были получены следующие ответы ( рис.3): на первом месте - лень(53,8%), на втором месте - отсутствие желания (46,2%) и на третьем-вредные привычки и нехватка времени ( по 30,8%)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На основании данной работы можно сделать вывод, что многие признают, что спорт - залог здоровья. Люди, регулярно занимающиеся спортом, меньше подвержены депрессии и более уверены в себе. Физическими упражнениями можно добиться укрепления не только мускулов, но и костей - таким образом, снижается риск развития мышечной атрофии. Становится меньше вероятность возникновения страшных для многих онкологических заболеваний, также психических расстройств, сахарного диабета. А ведь это так актуально в наше время!

В современном мире жизненная позиция подрастающего поколения должна быть направлена на сохранение здоровья, культурное и духовное развитие.

Таким образом, физическая культура и спорт развивает и создает совершенно уникальную продукцию, обладающую высокой социальной ценностью, востребованную всем мировым сообществом. По прогнозам социологов, в дальнейшем развитие спорта предполагает размывание национальных и континентальных границ. В наших силах, чтобы спорт во всей стране развивался, и к этому следует приложить массу усилий, но по моему мнению, результат стоит того.

В процессе занятия физической культуры и спортом между людьми возникают многочисленные связи, которые проявляются в передаче знаний, опыта, навыков. Спорт органично включен в целостную отлаженную социально-педагогическую систему, он является одним из действеннейших факторов воспитания личности, особенно в детском и юношеском возрасте.3

Физическая культура и спорт решает задачи всестороннего развития целостной личности в учебно-воспитательном процессе. Эти задачи достигаются при соблюдении определенных теоретико-методологических положений (Жолдак В.И., Сейранов С.Г.):

  • совокупная субъект-объектная система социально-педагогических отношений, обеспечивающая и определяющая сущность и взаимоактивный, взаимовоспитывающий характер взаимодействий между педагогами и детьми (тренером или руководителем группы и спортсменами);

  • единство воспитания и обучения при ведущей роли воспитания и их определяющего значения по отношению к развитию ребенка, формированию, социализации и воспитанию гражданственной, патриотической и гуманистической личности молодого поколения;

  • целостное самодеятельное формирование личности в системе социально-педагогически организованной деятельности, отношений и общения;

  • концепция воспитательного коллектива как субъекта, объекта и основной формы целостности учебно-воспитательного процесса;

  • единство принципов воспитания и обучения как целостного педагогического процесса и методологической основы социально-педагогического подхода к спортивной, туристской деятельности;

  • концепция единой многоступенчатой системы методов организации и самоорганизации молодого поколения учебно-воспитательного процесса, взаимодействия и воздействия в нем.Инт.р.1

Физическая культура и спорт является мощным фактором социализации личности и ее социальной интеграции. Межличностные отношения соперничества, сотрудничества между спортсменами, между спортсменами и тренерами, организаторами, спортивными арбитрами, совокупность всех этих отношений и составляют основу формирующего влияния спорта на личность, усвоения ею социального опыта в сфере спорта.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что на основе полученных данных выявлена недостаточная информированность студентов в области здорового образа жизни. Молодые люди имеют достаточные знания о вреде курения и алкоголя, но не знают правил здорового образа жизни, что препятствует становлению культуры здоровья. Поэтому в образовательных учреждениях необходимо усилить просветительскую работу в этом направлении, что можно сделать с помощью публикаций в студенческом вестнике, а также путем создания тематического блога.


Литература

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодёжь и современность // Теория и практика физ. культуры. 1995, № 4, с. 29-31.

3. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: РИО, ГЦОЛИФК, 1993. - 168 с.

4. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление (философские очерки). - Кишинев: Штиинца, 1986. - 162 с.

5. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 11-14.

6. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. - М.: МГУ, 1994. - 80 с.

7. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 416 с.

8. Филимонова С.И. Выявление основных формирующих детерминант пространства физической культуры и спорта для самореализации личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005, № 2, с. 12-16.

9.Ходырева Н. В. Психологический аспект формирования здорового образа жизни // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под ред. Г.С. Никифорова.-СПб.,1991

10. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт,

1990.

11. Ягодин В.В .Социально-педагогическая роль народной физической культуры

.

Интернет ресурс:

1. lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2006N6/p9-11.htm

2. studuck.ru/documents/stanovlenie-struktura-i-predmet-teorii-sporta

3. superinf.ru/view_helpstud.php?id=2277

4.rudocs.exdat.com/docs/index-65077.html?page=2

5. sibuch.ru/node/656

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Анкета «Жизненные ценности»

Инструкция к анкете

Поставьте напротив каждого пункта баллы от 1 до5: 1- «совсем не важно», 5-« очень важно»

Жизненные ценности

Баллы

Денежный доход, благосостояние;


Здоровье;


Отдых, развлечения, яркие впечатления;


Семья, любовь.


Профессиональный рост, карьера;



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета « Правила соблюдения здорового образа жизни»

На первый вопрос анкеты впишите ответ «да» или «нет» в столбец «Ответы». Среди следующих пунктов выберите те, которые соответствуют вашему представлению о правилах здорового образа жизни и поставьте напротив них «+» в столбец «Ответы»

Представления

Ответы

Ведете ли вы ЗОЖ?


Отказ от вредных привычек(алкоголь, курение)


Регулярные занятия спортом


Постоянное медицинское наблюдение за состоянием здоровья


Правильное, сбалансированное питание.


Соблюдение правил гигиены


Посещение салонов красоты (массаж и др. процедуры)


Соблюдение режима дня


Хорошее настроение


Занятие любимым делом


Беречь нервы


Здоровый сон


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Анкета «Причины отказа от здорового образа жизни»

Инструкция к анкете

Среди пунктов анкеты выберите те причины, из-за которых вы отказываетесь от здорового образа жизни, и поставьте напротив них «+» в столбец «Ответы»


Причины

Ответы

Лень


Нет желания


Нет времени


Не могу бросить вредные привычки


Есть более интересные занятия


Нет сил, устаю


Не правильно питаюсь


Требуют материальных затрат


Другое


Затрудняюсь ответить



© 2010-2022