- Преподавателю
- Физкультура
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бердников В.В. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУ «Отдел образования и по делам молодежи администрации
МО «Сернурский муниципальный район»
МОУ «Нижнекугенерская основная общеобразовательная школа»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Программа физкультурно- спортивного
направления разработана и реализуется
учителем физической культуры 1 категории
Бердниковым Вячеславом Валентиновичем.
Программа рассчитана на детей 7- 10 лет.
Продолжительность курса обучения 4 года.
Нижний Кугенер 2015г.
Пояснительная записка
Безусловно, содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, трудовое, нравственное, эмоциональное и эстетическое воспитание учащихся начальных классов. Первое место в решении проблемы обучения шестилетних школьников, несмотря на свою обособленность по отношению к другим дисциплинам учебного плана, занимает физическая культура.
Эта программа способствует укреплению здоровья, формированию двигательного опыта воспитания здорового образа жизни через занятия физическими упражнениями и активности, самостоятельности в двигательной активности, в частности, игры. В основу программы для учащихся 1-4 классов положены программа физического воспитания для учащихся средней школы и программа для школьников, а также программа физического воспитания с игровой направленностью.
На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при современных усилиях школы и семьи.
Основная задача обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.
Русские народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Игры, наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Цель: воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Обучающие:
-
приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;
-
обучение разнообразным правилам русских народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
-
прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
Развивающие:
-
Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
-
Гармоническое развитие функциональных систем организма ребёнка, повышение жизненного тонуса;
-
Повышение физической и умственной работоспособности школьника.
Воспитывающие:
-
формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
-
привить учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
-
воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Особенности программы.
Предлагаемая учебная программа по физической культуре знакомит учащихся с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры русского народа. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей, ведь детские подвижные игры несут огромную, и может быть самую важную роль в физическом развитии ребенка.
Содержание программы предполагает одноразовое занятие в неделю, 1 класс-35 мин, 2-4 классы по 40 мин. , всего 34 часа в год.
Рекомендуется создать благоприятные условия для проведения занятий в облегченной одежде, со специальными ковриками для выполнения упражнений на полу.
Основу учебного материала составляют игры, сходные по определённым признакам:
-
по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла);
-
по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
-
по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
-
по способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные);
-
по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости);
-
Прогнозируемые результаты применения программы направлены:
-
на формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой. -
введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств. Обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития, то есть на опережающее актуальное состояние способностей ребенка, но не ограничивающее развитие других способностей (содействуя развитию силы, мы в тоже время угнетающе действуем на развитие гибкости и т.д.).
Ожидаемые результаты:
должны иметь представление:
-
об историческом наследии русского народа и русских народных игр;
-
о традициях русских народных праздников;
-
о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
должны знать:
-
историю возникновения русских народных игр;
-
правила проведения игр, эстафет и праздников;
-
основные факторы, влияющие на здоровье человека;
-
основы правильного питания;
-
правила поведения во время игры.
должны уметь:
-
выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
-
проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
-
владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;
-
применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
Методическое обеспечение и технологии программы:
Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовывать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности.
Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов.
Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с различным диагнозом. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.
Педагогические возможности преподавания содержания программы будут эффективны, так как учащиеся учатся оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов природы. А это первый шаг к формированию привычек ведения здорового образа жизни.
Основная функция этой программы - воспитание национального самосознания. Русские народные игры, входящие в первый компонент, поделены на разделы, по характеристикам игр. Здесь есть игры, отражающие отношение человека к природе, ведь народ всегда трепетно относился к природе, берёг её, прославлял. Есть игры, которые воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и их различные варианты.
С историческим наследием русского народа знакомят игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Это народные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», а также различные их варианты.
С большим интересом школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий. К этим играм относятся: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», и др.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр, которые отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Здесь применяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различным инвентарем), «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Борющаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты. Эти игры подразумевают знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.
Таким образом, при моделировании обновленной парадигмы педагогической классификации русских народных игр выявляется компонент, направленный на духовное совершенствование
Учебно-тематический план 1-2 классы
№
п/п
Содержание
Общее количество
часов
1.
Общие подвижные символические игры.
2
2.
Игры для формирования правильной осанки.
1
3.
Игры со скакалками
2
4.
Игры с бегом
3
5.
Игры с прыжками
3
6.
Игры с метанием, передачей и ловлей мяча
4
7.
Игры лазанием и перелезанием
2
8.
Игры для развития внимания
2
9.
Общеразвивающие игры
4
10.
Игры с разными предметами
3
11
Игры в помещении
3
12
Сюжетные игры
1
13.
Загадки, шарады, каламбуры
1
14
Праздник «Мир народных игр»
1
Итого часов:
34
Распределение часов на разделы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практического материала, упражнения, комплексы упражнений, игры различных разделов в одном занятии.
Содержание программы
1.Общие подвижные символические игры.
«Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок», «Пирожок».
2. Игры для формирования правильной осанки.
«Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».
3. Игры со скакалками.
«Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».
4.Игры с бегом.
«Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок».
5. Игры с прыжками.
«Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото».
6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча.
«Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака».
7. Игры лазанием и перелезанием.
«Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы».
8. Игры для развития внимания.
«Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».
9. Общеразвивающие игры.
«Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».
10. Игры с разными предметами.
«Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».
11. Игры с камешками, шариками и палками.
«Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».
12. Хороводные игры.
«Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли», «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк».
13. Игры в помещении.
«Дедушка - рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл».
16. Сюжетные игры.
«Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».
17. Загадки, шарады, каламбуры.
«Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов».
18. Праздник «Мир русских народных игр».
Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо», «Подвижки льда».
Учебно-тематический план 3-4 классы
№
п/п
Содержание
Общее количество
часов
1.
Общие подвижные символические игры.
2
2.
Игры для формирования правильной осанки.
2
3.
Эстафеты лазанием и перелезанием
2
4.
Игры с бегом
4
5.
Игры с прыжками
3
6.
Игры с метанием, передачей и ловлей мяча
4
7.
Эстафеты с элементами равновесия
1
8.
Игры для развития внимания
2
9.
Общеразвивающие игры
5
10.
Эстафеты с разными предметами
3
11
Игры в помещении
2
12
Сюжетные игры
2
13.
Загадки, шарады, каламбуры
2
Итого часов:
34
Содержании программы:
1.Общие подвижные символические игры.
«Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок», «Пирожок
2. Игры для формирования правильной осанки.
«Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».
3. Игры лазанием и перелезанием.
«Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы».Альпинисты», «Невидимки
4.Игры с бегом «Конники - спортсмены», «Через кочки и пенечки»,»Гуси- лебеди», «К своим флажкам», «Салки»- различные варианты. «Вызов номеров»
5. Игры с прыжками. «Попрыгунчики воробушки», «Прыжки по полоскам», «Волк во рву», «Лиса и Куры». «Зайцы, сторож и жучка».
6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча.
«Охотники и утки», «Кто дальше бросит». «Метко в цель».
«Дальние броски».»Попади в мяч». «Подвижная цель».
7.Игры с элементами равновесия.
9. Общеразвивающие игры.
«Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».
10. Игры с разными предметами.
«Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».
11. Игры с камешками, шариками и палками.
«Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».
12. Хороводные игры.
«Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли», «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк».
13. Игры в помещении.
«Дедушка - рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл».
16. Сюжетные игры.
«Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».
17. Загадки, шарады, каламбуры.
«Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов».
ОГЛАВЛЕИЕ.
1. Пояснительная записка.
2.Цели и задачи.
3.Ожидаемые результаты.
4.Формы и методы реализации программы.
5. Средства реализации программы.
6.Условия реализации.
7.Методическое обеспечение.
8.Учебно -тематический план 1-го и 2 года обучения.
9. Содержание программы 1-2 классов
10. Учебно -тематический план 3-4-го года обучения.
11. Содержание программы 3-4 классы
12.Используемая литература.
.
.
Используемая литература.
1. В.И. Лях, Л.Б. Кофман.«Физическое воспитание учащихся 1-11 классов». Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов . М.. «Просвещение» 2005.
2 Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/
3.Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998.
4.Подвижные игры в школе.
5.Бриедис А.А. Подвижные игры для детей 1-4 классов. Л..1961.
6. В. И. Ковалько. Поурочные разработки по физкультуре 1-4 классы.
Игровой метод М.. «Вако» 2008
7 Гуревич И.А. 300 соревновательно- игровых заданий по физическому воспитанию. Минск 1994.